Лубенская кафедра «соборно-епископского» раскола находилась под непосредственным управлением главы раскола, лжеархиеп. Булдовского, жившего в основном в Полтаве. В дек. 1927 г. очередной «собор» сторонников Булдовского в связи с отъездом архиеп. Иоанникия (Соколовского) в Ульяновск передал возглавлявшуюся Иоанникием Харьковскую епархию в ведение Булдовского, который получил сан «митрополита». В 1928 г. Булдовский переехал в Харьков. К нач. 1928 г. «Соборно-епископская церковь» насчитывала 82 прихода в Лубенском церковном округе (больше, чем у всех др. юрисдикций), 29 - в Роменском, 19 - в Полтавском церковном округе, в Харьковском округе насчитывалось 12 приходов, в Купянском округе - 2 прихода. В 1928 г. под управление Булдовского также перешел 31 приход в Днепропетровском округе. В юрисдикции лжемитр. Василия Липковского существовала Лубенская и Миргородская епархия («губернская церковная округа»), к-рую возглавляли Александр Ярещенко (1921-1923), Иосиф Оксиюк (1923-1928). В 1927 г. Оксиюк стал первым заместителем новоизбранного главы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Николая Борецкого. К нач. 1928 г. в Лубенской округе насчитывалось 69 приходов УАПЦ, 55 292 прихожанина. В кон. 1928 г. (в кон. 1929?) Оксиюк имел титул «Полтавский и Лубенский». В связи с тем что он переехал в Полтаву, автокефалистская кафедра в Лубнах прекратила существование. В 1929 г. был арестован один из руководителей раскола в регионе, настоятель Троицкого собора УАПЦ в Миргороде Сергий Явтушенко. 16 мая 1942 г. во епископа Лубенского и Миргородского УАПЦ в Киеве по благословению главы УАПЦ Поликарпа (Сикорского) был поставлен Сильвестр Гаевский, бывш. преподаватель Кременчугского педагогического ин-та, при участии к-рого удалось присоединить к УАПЦ «митрополита» Феофила Булдовского. Позиции УАПЦ и Московского Патриархата в Лубнах в период нем. оккупации были приблизительно равны. В 1943 г. Гаевский уехал на Запад. Лит.: Власовський I. Нарис icmopiï Ykpaihcьkoï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4; Матвеенко М., свящ. История Харьковской епархии (1850-1988): Канд. дис.: В 2 т. Серг. П., 1998; Форостюк О. Д. Правове регулювання державно-церковних biдhocuh у paдяhcьkiй Ykpaïhi в 1917-1941 рр.: (На мamepiaлi Донецького periohy): АКД. К., 2001; Феодосий (Процюк), архиеп. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

Переселившись в США в 1952 году, архиепископ Палладий уже в октябре 1954 года, совместно с другим иерархом УАПЦ «архиепископом» Игорем Губой 857 , провозгласил создание новой раскольнической юрисдикции, названной «Украинской автокефальной православной церковью в изгнании» («УАПЦ в изгнании»). При этом архиепископ Палладий был провозглашён «митрополитом». Побуждающей причиной провозглашения «УАПЦ в изгнании» было желание архиепископов Палладия и Игоря произвести раскол в Американской епархии УАПЦ с целью дальнейшего урегулирования канонического статуса данной структуры посредством вступления в евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Более того, в своём Послании к духовенству и пастве УАПЦ архиепископы Палладий и Игорь заявили о том, что предпринятые ими действия были совершены с благословения Вселенского Патриарха. Подтверждением слов иерархов явился факт беспрепятственного установления литургического общения «УАПЦ в изгнании» с иерархами Константинопольского Патриархата 858 . В начале 1997 года произошло событие, связавшее путь исторического развития «Украинской автокефальной православной церкви в изгнании» со старостильным расколом. В состав «Священного миланского синода» посредством перерукоположения были приняты иерархи «Синода православных епископов западного обряда» архиепископ Техасский Иларион (Виллиаме) 862 и архиепископ Иоанн (Лю Бю) 863 . Вторичные епископские хиротонии над ними совершили первоиерарх «Священного миланского синода» митрополит Миланский Евлогий (Хесслер) и сослужившие ему архиепископ Острийский Базилио (Грилле) и епископ Цивидаледеи-Фриульский Нектарий. Вместе с архиепископами Иларионом и Иоанном в ведение «Священного миланского синода» вошло несколько десятков приходских общин. Для присоединившихся приходов было сохранено право совершения богослужений по западному обряду. В частности, в большинстве американских храмов практикуется регулярное совершение дореформенной (тридентской) мессы. Более того, все американские приходы были включены в состав новообразованных «Архиепископии Техаса и Запада Соединённых Штатов», возглавленной архиепископом Остинским Иларионом (Виллиамсом) и «Архиепископии Нью-Йорка, Нью-Джерси и всех Восточных Штатов», возглавленной архиепископом Иоанном (Лю Бю).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Украинские автокефалы просят архиерея Константинопольского Патриархата возглавить их собор и рукоположить епископов 9 марта 2007 г. 14:19 Братство Святого апостола Андрея Первозванного, находящееся в юрисдикции не признанной в православном мире Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), обратилось к митрополиту Украинской Церкви в США ( Константинопольский Патриархат ) Константину (Багану) с просьбой возглавить очередной поместный собор УАПЦ и прислать епископов для участия в совместных хиротониях на украинские кафедры. «Для восстановления единства УАПЦ в Украине необходим созыв очередного Поместного собора под руководством Вашего Блаженства», — говорится в открытом письме братства митрополиту Константину, текст которого поступил в «Интерфакс». В заголовке письма митрополит Константин (Баган), до приема в юрисдикцию Патриарха Варфоломея принадлежавший к раскольнической группировке, именуется «предстоятелем УАПЦ в диаспоре» и «духовным опекуном УАПЦ в Украине». Авторы документа считают, что «ко времени торжественного провозглашения автокефалии все православные украинцы в Украине и диаспоре должны объединиться под омофором Церкви-Матери — Константинопольского Патриархата». В документе также осуждаются «какие-либо попытки отдельных представителей епископата и священства УАПЦ вести сепаратные переговоры с Московским Патриархатом» без участия полпреда Константинопольского Патриарха. Такие переговоры, согласно документу, будут признаны «нелегитимными, бесперспективными и вызванными исключительно политическими интригами сил, враждебных православной церкви и украинскому государству». Также украинские раскольники обратились к митрополиту Константину с просьбой «благословить рукоположение новых архиереев для замещения вакантных кафедр», а «украинских православных епископов в диаспоре, во избежание возможных усложнений в будущем при формировании епископата единой Украинской поместной православной церкви, совершить архиерейские хиротонии совместно с епископами УАПЦ в Украине». Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/210411.htm...

Закарпатские епархии: массового перехода приходов УПЦ в УАПЦ не было Ужгород, 17 июня 2015 г. Приходы и священнослужители закарпатских епархий Украинской Православной Церкви не переходили в Карпатскую епархию Украинской Автокефальной Православной Церкви. Об этом заявляют представители Мукачевской и Хустской епархий УПЦ, сообщают СМИ со ссылкой на Центр информации УПЦ.      «Мы знаем о так называемой новообразованной Карпатской епархии УАПЦ, которую якобы возглавил отец Виктор Бедь . По состоянию на 15 июня 2015 года ни один приход и ни один священнослужитель Мукачевской епархии УПЦ туда не перешел. Мы не имеем ни письменных, ни устных подтверждений таких фактов», - подчеркивает представитель Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич. Секретарь Хустской епархии архимандрит Иов Стець также опровергает слухи о переходе местных священнослужителей и приходов УПЦ в Карпатскую епархию УАПЦ. «У нас, слава Богу, все нормально - никто никуда не переходил. Они могут специально пускать такие слухи, чтобы перетянуть к себе людей. Мы подавали запрос в Украинскую богословскую академию Карпатского университета, на сайте которой была обнародована эта информация, с просьбой указать, какие именно наши приходы и священнослужители перешли в УАПЦ, но ответа до сих пор нет. Если бы он был, его бы уже предоставили», - отмечает представитель Хустской епархии УПЦ. Вся эта история началась с того, что на сайте Украинской богословской академии Карпатского университета, ректором которой является бывший клирик УПЦ Виктор Бедь, была опубликована информация о том, что якобы в состав Карпатской епархии УАПЦ вошли 12 приходов и 11 священнослужителей Мукачевской и Хустской епархий УПЦ. Архимандрит Виктор Бедь, возглавлявший Ужгородскую Украинскую Богословскую Академию имени святых Кирилла и Мефодия (УУБА), был уволен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви с занимаемой должности, однако отказался покидать ее, заявив, что является клириком Элладской Поместной Православной Церкви. По его словам, Отпускную грамоту о переходе в нее в 2010 году ему предоставил Предстоятель УПЦ митрополит Владимир.

http://pravoslavie.ru/80042.html

В 1923 году значительная часть украинских приходов Северо-Американской митрополии Российской Православной Церкви, движимая националистической идеей, вошла в группировку Украинской автокефальной православной церкви. Решением «первоиерарха» УАПЦ «митрополита Киевского и всея Украины» Василия Липковского была образована Американская епархия, наделённая большой самостоятельностью и получившая наименование «Американско-Украинская Православная Церковь » (АУПЦ). Возглавил АУПЦ прибывший в 1924 году из Украины «епископ Винницкий» Иоанн Теодорович, получивший титул «епископа Чикагского». Вскоре после его приезда в Америку АУПЦ была переименована в «Украинскую православную церковь в США» («УПЦ в США»). Относительно мирное существование «УПЦ в США» продолжалось вплоть до середины 1940 годов, когда на Американский континент эмигрировала значительная часть представителей УАПЦ второй генерации. Неканонический характер хиротонии Иоанна Теодоровича вызывал критику у многих эмигрантов второй волны, что породило большое смущение. Параллельно с этим, на III архиерейском соборе УАПЦ, проходившем 12–15 мая 1947 года в Мюнхене, было принято решение о назначении бывшего «епископа Переяславского» Мстислава Скрыпника правящим архиереем Канадской епархии УАПЦ (известной также под названием «Канадской Греко-Православной Церкви»). Помимо этого, была поставлена задача объединения разрозненных епархий УАПЦ в Европе и Америке в единую церковную структуру. Спустя год начались переговоры между «архиепископом» Иоанном Теодоровичем и «епископом» Мстиславом Скрыпником, предметом которых стало обсуждение возможности слияния «УПЦ в США» и Американской епархии УАПЦ в единую «Украинскую автокефальную православную церковь в Америке» («УАПЦ в Америке»). В ходе обсуждений рассматривалась возможность вхождения новообразованной группировки под омофор Константинопольского Патриархата, чему активно содействовал архиепископ Бостонский Афинагор (Спиру), будущий Константинопольский патриарх. Важнейшим препятствием к осуществлению этого сговора оставался сомнительный характер архиерейского достоинства Иоанна Теодоровича. Единственной возможностью исправить ситуацию было его перерукоположение, что и состоялось 27 августа 1949 года. В повторной хиротонии «архиепископа» Иоанна приняли участие митрополит Христофор, Экзарх Александрийского Патриарха в Америке, и «епископ Чикагский» Мстислав Скрыпник. Однако ожидаемое вхождение украинских приходов в состав Вселенского Патриархата так и не состоялось. Причиной тому послужили личные амбиции «архиепископа» Иоанна Теодоровича и «епископа» Мстислава Скрыпника, не согласившихся с инициативой Фанара поставить во главе украинской епархии митрополита Илариона (Огиенко), бывшего иерарха Польской Православной Церкви 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам бывших представителей УПЦ-КП и УАПЦ, митрополит Василий Липковский является «вдохновителем» и «фундатором» автокефалии украинского Православия. Попробуем здесь кратко разобраться, что же на самом деле создал в 1921-м г. Василий Липковский и может ли он признаваться во Вселенском Православии каноническим фундатором церковной жизни, православным митрополитом и святым? Протоиерей Василий Липковский и провозглашение УАПЦ в 1921-м г. Нужно признать, что фигура Василия Липковского действительно является уникальной и в какой-то степени гениальной. Однако по своим взглядам и деятельности он скорее напоминал представителя протестантско-реформаторского движения, чем православного иерарха. Будучи простым белым (женатым) священником, он попытался в 1920-е гг. возглавить украинское автокефальное движение и повел его путем реформации, полностью загнав в глубокий канонический кризис. Протоиерей Василий Липковский – основатель УАПЦ формации 1921 г. В 1921-м г. протоиерей Василий Липковский с группой сторонников, заручившись согласием и поддержкой оккупировавшей Украину большевистской советской власти и получив от нее в пользование Софиевский собор и ряд других храмов в Киеве, объявил о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (в статье мы ее будем сокращенно называть УАПЦ(Л) – от имени ее основателя о. В. Липковского, чтобы отличать от других течений УАПЦ, - Прим. Авт. ). Однако путь, которым это было сделано, противоречил всем каноническим нормам и порядку Вселенского Православия. Более того, ими были отвергнуты каноны семи Вселенских Соборов и приняты новые, собственные, т.н. «киевские каноны». Также был введен женатый епископат, который не имел апостольской преемственности и происходил от пресвитерианских самосвятских рукоположений от простых священников. По этому поводу украинский митрополит Иларион (проф. И. Огиенко) достаточно жестко заметил: Был введен женатый епископат, который не имел апостольской преемственности «В атмосфере социалистического чада возникла УАПЦУкраинская Автокефальная православная церковь. Эта церковь решительно порвала и с традиционной многовековой Киевской Церковью и с многовековой украинской традицией чистоты Православия. Она, небывалое новообразование, решительно порвала с самой душой Православия – с Канонами семи Вселенских Соборов, и насоздавала каноны” собственные. Наша многовековая церковная идеология была грубо попрана. Неграмотные крикуны и демагоги назвали это Возрождением Украинской церкви”, тогда как это был полный разрыв с традиционной вековой Церковью украинского народа. Поскольку возрождение – это восстановление того, что было, а такого, чего натворили в 1921-м году, никогда в Украинской Церкви за все века ее не было» .

http://pravoslavie.ru/121776.html

В СССР украинские националистические и сепаратистские настроения целенаправленно нейтрализовывались, что самым непосредственным образом сказывалось и на подавлении стремления к церковной автокефалии. Однако во второй половине 1980 годов общественно-политическая обстановка в стране радикальным образом переменилась. Перестроечные преобразования сделали возможным активное возрождение национальной идеи у большинства народов союзных республик. С февраля 1989 года в Киеве начал свою работу «Инициативный комитет по возрождению Украинской Автокефальной Православной Церкви», заявивший о том, что только УАПЦ имеет право на выражение интересов украинского народа. Деятельность данного комитета положила начало новой генерации «автокефалистского» раскола в Украине. В октябре 1989 года епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук) 827 , движимый сугубо личными корыстными соображениями, заявил о своём выходе из состава Московского Патриархата и о возрождении Украинской автокефальной православной церкви. Весной 1990 года уже запрещённый в священнослужении священноначалием РПЦ епископ Иоанн, совместно с епископом «серафимо-геннадиевской» группировки Викентием (Чекалиным) 828 , совершил ряд «епископских» хиротоний, тем самым дав начало «иерархии» Украинской автокефальной церкви. В июне 1990 года для возглавления УАПЦ был приглашён «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник, возглавлявший один из осколков УАПЦ второй генерации, именуемый «Украинской православной церковью США и Рассеяния» 829 . Вскоре Мстислав был провозглашён «патриархом Киевским и всея Украины». Первый президент независимой Украины, бывший коммунистический функционер высшего ранга Леонид Кравчук оказывал значительную поддержку идее автокефалии, что вызвало широкомасштабное разрастание «автокефалистской» схизмы. После того, как в июне 1992 года бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) ушёл в раскол и образовал так называемую Украинскую православную церковь киевский патриархат (УПЦ КП), была предпринята попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП. Однако «патриарх Киевский» Мстислав Скрыпник отверг это начинание. После смерти в 1993 году Мстислава Скрыпника новым руководителем УАПЦ был избран «патриарх Киевский и всея Украины» Димитрий Ярема 830 , возглавлявший эту раскольническую группировку вплоть до своей кончины в феврале 2000 года. Третьим предстоятелем возрождённой УАПЦ с 2000 года является «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий Кудряков 831 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Часть украинских раскольников-автокефалистов объединится с униатами 07.04.2017 5 апреля 2017 года, спустя 25 лет после первого собора Харьковско-Полтавской епархии раскольнической т.н. Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), в Свято-Дмитриевском храме Харькова прошел 27-й епархиальный собор. В последние годы Харьковско-Полтавская епархия существует в состоянии полного отделения от УАПЦ. В соборе епархии приняли участие 32 делегата (12 священников и 20 мирян). На соборе присутствовал и участвовал в обсуждении повестки дня глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) верховный архиепископ Святослав Шевчук . По информации пресс-службы Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ, темой соборных дискуссий был «живой приход как модель функционирования приходской общины». В ее обсуждении приняли участие глава епархии - архиепископ Игорь (Исиченко) , настоятели и представители приходских общин. Было принято соответствующее постановление. Архиепископ Игорь и верховный архиепископ УГКЦ Святослав рассказали о ходе процесса объединения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ с УГКЦ. Делегаты собора обратились к папе Римскому Франциску с письмом, в котором подтвердили намерение полного евхаристического и административного объединения епархии с УГКЦ. Состоялись выборы епархиального совета, ревизионной комиссии и епархиального суда. Участники собора приняли решение совершить 15–16 июля 2017 года паломничество в греко-католический центр паломничества — Зарваницу. В интервью газете «Нация и государство» архиепископ Игорь Исиченко рассказал, на каких принципах Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ намерена объединиться с УГКЦ. По его словам, в случае объединения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ с УГКЦ речь идет не о переходе в другую конфессию или присоединение к ней, а «о братских советах по восстановлению евхаристического и административного единства между двумя Церквами». Понять данное высказывание крайне сложно, поскольку архиепископ Игорь, похоже, исповедует какие-то весьма оригинальные принципы экклесиологии.

http://drevo-info.ru/news/22172.html

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии. После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук ). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

http://pravenc.ru/text/76508.html

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола 2 июня 2016 г. 17:33 20 апреля 2016 года в Харькове прошел «собор» Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ(о)), предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание «персональной епархии» УГКЦ, а приходы УАПЦ(о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . — Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове «Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ» были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это «соборное» решение. Как можно объяснить такое противоречие? — Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ(о) ( УАПЦ (обновленная) — Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году — «ИФ» ) относящихся к ней общин. Большинство из них — около 20 из примерно 30 — переходят в раскольничью «Украинскую автокефальную православную церковь», от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым «архиепископом» Игорем Исиченко. Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование «независимой» «Поместной Украинской Православной Церкви» и признание ее в качестве таковой мировым Православием. Украинская Греко-Католическая Церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических Церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с Папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги «собора» становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.

http://patriarchia.ru/db/text/4485423.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010