В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несёт в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно-политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти». В статье 1 Закона Удмуртской Республики 52-РЗ от 18 сентября 2002 г. «О государственном гербе Удмуртской Республики» указывается, в частности, что: «Обобщённый образ белого лебедя, или человеко-птицы, является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов Удмуртской Республики. Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые - космическим». Призраки «идущего Марса» и «беседа» князя с «птицечеловеком» В данной связи, помимо золотоордынских (джучидских) монет с изображениями «птицеобразной тамги», обращают на себя внимание также некоторые другие нумизматические памятники, относящиеся к иным историческим эпохам и государственным образованиям, существовавшим на территории современной России. Весьма примечательным в этом отношении представляется изображение, помещавшееся на одном из подтипов так называемых «таманских денариев» с «идущим Марсом» - «варварских подражаний» монетам Римской Империи, которые находят в основном в Северном Причерноморье - на Таманском полуострове. Как отмечает исследователь А.Я. Сергеев, «таманский денарий» - это «самая обильная и интересная варварская эмиссия на территории России». с. 33]

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Наград Ижевской епархии удостоены врачи Республиканского клинико-диагностического центра 19 июня 2020 г. 14:51 19 июня 2020 года, в преддверии Дня медицинского работника, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин встретился с врачами Республиканского клинико-диагностического центра Удмуртии («РКДЦ МЗ УР») и поздравил их с профессиональным праздником. Архипастырь высказал медикам слова благодарности и вручил епархиальные награды — медали «За жертвенные труды». «Вы в своей работе проявляете милосердие и любовь — главные Евангельские заповеди. Без любви к своему пациенту не может быть хорошего врача, а у вас их — сотни и тысячи. И всем вы отдаете свое время, свою заботу. Ваш труд — это поистине жертва», — сказал глава Удмуртской митрополии , вручая награды. Медали из рук архипастыря получили: главный врач БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» С.Н. Рящиков; заведующий лечебно-диагностическим отделением М.Д. Демина; врач-кардиолог лечебно-диагностического отделения Т.И. Борисова; врач-рефлексотерапевт кабинета восстановительного лечения А.Н. Белых; врач клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории А.В. Кабачевская; врач клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории Т.В. Чистякова; врач-кардиолог отделения терапии нарушения ритма сердца Н.С. Габушева; биолог клинико-диагностической лаборатории С.А. Иванова; врач ультразвуковой диагностики М.Ю. Сметанин; врач ультразвуковой диагностики Д.С. Зайцев; врач-кардиолог отделения коррекции неотложных состояний А.В. Баженов. Ранее митрополит Викторин обратился ко всему медицинскому сообществу со словами поздравления. «Общество всегда с благодарностью относилось к медицинским работникам, осознавая, сколько спасенных жизней на их плечах. Но в этом году мы по-особенному смотрим на людей в белых халатах. В условиях пандемии новой болезни, когда человечество столкнулось с вирусом, от которого нет вакцины, только благодаря самоотверженному служению медицинских работников были спасены десятки тысяч, а может быть и миллионы жизней», — говорится в поздравительном слове. В дальнейшем планируется вручить епархиальные награды и другим медицинским работникам Удмуртии. Ижевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Как отмечается в энциклопедии «Мифы народов мира», Гаруда - это «популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири (Хан Гаруди, монг[ольский] Хангарид, бурят[ский] Хэрдиг, калм[ыцкий] нрд, алт[айский] Кереде, тув[инский] Херети, якут[ский] Хардай)». с. 267] Верования в «птицебогов» («птиц-предков»), нередко соседствовавших с «человеколосями» и причудливо переплетавшихся с ними в загадочный культ «людей-лосей-птиц», были издревле присущи проживающим на европейской территории современной России финно-угорским народам, что, в частности, нашло своё отражение в изделиях так называемого «Пермского звериного стиля». Многочисленные литые изображения этих существ, найденные в Верхнем Поволжье, появившиеся уже в 1 тыс. до н.э., стоят в одном ряду с древнейшими памятниками из Малой Азии и Индии. Следует отметить, что изображения многих этих сверхъестественных существ обнаруживают заметное сходство с «птицеобразной тамгой» с золотоордынских (джучидских) монет. Сюда можно отнести, например, медные и бронзовые птицевидные (птицеобразные) образы идолов из жертвенных мест, принадлежащие к т.н. Иткульской культуре горнолесного и лесостепного Зауралья и Приуралья VIII/VII - III вв. до н.э. (см.: рис. 29 - «орнитоморфные идолы» 30 - «птицевидный идол», из частной коллекции изображение идущих человекообразных существ с острыми «клювами» на обломке бронзовой пластины - «собирательного» священного образа медведя 2-й половины I тыс. н.э., найденном в Ямало-Ненецком автономном округе (см. рис. 31) с. 128], и т.п. Весьма показательно, что изображения «птицелюдей» («птицбогов») присутствуют на современных гербах двух регионов Российской Федерации - Республики Коми (см. рис. 32) и Удмуртской Республики (см. рис. 33). Как явствует из описания первого из них, размещённого на «официальном портале» Республики Коми, герб этого региона представляет собой «исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов». «В композиции " птица - человек - лось " , выполненной в стиле культового литья, - сообщается там же, - нашли отражение мифологические воззрения коми.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-религиозное развитие кряшен между II и III Форумами православной общественности Республики Татарстан Из книги «Развитие православия в Татарстане в 2015-2017 годах» 26.12.2017 899 Время на чтение 61 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 207 - 225.(1) В резолюции II Форума православной общественности Республики Татарстан (ФПО РТ), состоявшегося в г. Казани 26 ноября 2015 г., особо отмечалось, что: «Необходимо продолжить работу по поддержке национальных приходов (кряшенских, чувашских, удмуртских и т.д.), содействовать дальнейшему развитию богослужения и издательской деятельности на национальных языках, подготовке духовенства из числа представителей народов, традиционно исповедующих православие».(2) В этой связи получила дальнейшее развитие практика возрождения заброшенных храмов и строительства новых культовых объектов в населённых пунктах с компактным проживанием кряшен, чувашей и марийцев, перевода на национальные языки богослужебных книг, развития и популяризации православного наследия народов Среднего Поволжья. При этом, с учётом этнорелигиозной специфики Татарстана, наиболее важной и актуальной составляющей данной работы по-прежнему оставался «кряшенский вопрос». В своём интервью, размещённом 17 сентября 2015 г. на портале «Православие и Мир», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), отвечая на вопрос о будущем кряшенской общины, подчеркнул: «Главное место - это то, что они сохранили свою традицию до наших дней, несмотря на непростые условия, - как в советский период, так и в период новейшей нашей истории».(3) В 2015 - 2017 гг. в Татарстанской митрополии РПЦ в части развития кряшенской духовной миссии наблюдалась в целом положительная динамика. Вместе с тем, продолжали давать знать о себе проблемы, существенно замедляющие процесс религиозного возрождения кряшен, которые были связаны как с особенностями внешнего восприятия национально-культурных и религиозных запросов кряшенского народа, так и с его внутренним состоянием.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/27/...

В школах Республики Ингушетия для тех родителей обучающихся, которые отказываются от изучения курса " Основы религии " , знакомящего учащихся с культурой ислама, предлагается изучение курса " Основы этики " , формирующего нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов. Информации об альтернативном изучении религиозной культуры других традиционных российских конфессий не содержится. Не содержится информации об альтернативе изучению курса преимущественно по исламской культуре (называется " История религий " ) и в школах Чеченской республики, в то же время сообщается, что он преподается " с соблюдением принципа добровольности " . В ответе из Удмуртской Республики указывается, что при доминирующем авторитете православия следует более внимательно относиться и к другой важнейшей религии России – исламу, необходимо поддерживать инициативы духовных управлений и мусульманского актива по изучению исламской культуры. Утверждается, что " религиозно-мировоззренческие конфликты имеют место в современной школе при преподавании истории, литературы, биологии, обществознания, МХК. Сегодня религиозный фактор уже учитывается при подготовке новых учебников (история, биология). Несомненно, право на свободу совести должно неукоснительно соблюдаться. А всякие маргинальные тенденции (в сторону приоритета религиозности или атеизма) будут лишь дестабилизировать ситуацию в данной сфере. Сохранять приоритетность системы светского образования необходимо. Но при определении стратегических задач государственной образовательной политики также необходимо учитывать значимость системы религиозного (конфессионального) образования. Эти два направления должны развиваться параллельно и гармонично, обеспечивая духовно-мировоззренческие потребности нашего общества. Обобщение содержания ответов позволяет сделать следующий вывод. Действующее федеральное законодательство в принципе позволяет свободно развивать практику изучения истории и культуры религий в государственной и муниципальной системе общего образования, не препятствует этому. Однако имеется потребность в его уточнении и детализации как на уровне федерального образовательного законодательства, так и на уровне федеральных ведомственных нормативных актов, рекомендаций и т.п., устанавливающих единые правила введения и преподавания учебных курсов по истории и культуре религий во всех субъектах Российской Федерации.

http://religare.ru/2_40896.html

Супруги Сартисон уехали в 1996 году в Оберхаузен. Мужу Якову понадобилась сложная операция на позвоночнике. Он казахский немец. У жены Валентины терпение кончилось, когда муж лишился гаража. Он сам починил машину - соседи доложили! Все они жаждут свободы и нашли ее... в своей старой, покинутой Родине. Местным жителям новые атамановцы покажутся немного странными: они не пьют, не курят, а еще создали хор, который ездит на гастроли по окрестностям. Они привезли из Германии лучшие качества: порядочность, трудолюбие. Они занимаются сельским хозяйством, выращивают картошку, овощи, держат кур и коз. Ко второй группе западных беженцев относится и коренная американка Кейт Линдси из Калифорнии. В Чебоксарах ее стали называть просто Катей. Она лингвистка, знает пять языков (в том числе и русский). В российскую глубинку ее привело желание выучить чувашский язык и, возможно, судьба. Молодой человек Кейт сейчас живет в Калифорнии, но родом он из Чебоксар. Причем эта деталь его биографии выяснилась только тогда, когда девушка призналась, что собирается уезжать в Россию: «Я сказала, что хочу учить чувашский язык. Тогда он рассказал, что сам он родился в Чебоксарах». Кейт учит язык еще недавно, но ее успехам могут позавидовать коренные жители республики. Поговорить о погоде, расспросить о здоровье и настроении - ей это удается без труда. Сейчас девушка пишет диссертацию. Ее тема - вымирающие языки, к которым относят и чувашский. Катю особенно интересует - почему в селе национальный язык в ходу, а вот в городе не пользуется популярностью? По данным ЮНЕСКО, чувашскому языку может грозить исчезновение. В Атласе исчезающих языков мира в список попали также адыгейский, башкирский, калмыцкий, коми, удмуртский, тувинский, якутский. Жителей республики Кейт не осуждает, но всё же недоумевает, как можно забыть родной язык? Ведь есть и книги, и носители языка, у которых те же самые горожане могут научиться говорить правильно. Русские мало улыбаются и кажутся замкнутыми, считает Катя, но это только поначалу. Дружат они искренне, и в этом отношении могут дать фору любому американцу!

http://pravoslavie.ru/66373.html

Недооценка значимости региональных форм проявления русского этнического самосознания в контексте реализации задач межнациональной политики создает сложности в подлинном понимании природы не только регионального разнообразия Российской Федерации, но системы межэтнических отношений существующей в стране и отдельных регионах, где исторически сложившееся межэтническое единство может приобретать конкретные, подчас уникальные формы и очертания. В процессе формирования системы межнациональных отношений в стране региональная идентичность может явиться серьезным (хотя до сих пор практически невостребованным) ресурсом, который продолжает во многом стабилизировать обстановку. Поддержку «позитивных» региональных идентичностей, формирующих видение своего края как составной части России, роли и места своего региона, республики в общероссийском пространстве, можно рассматривать как своеобразный промежуточный этап в процессе выработки национальной и гражданской идентичности. С точки зрения поиска возможностей большей интеграции национальных республик во внутрироссийское пространство имеет смысл обратить внимание на опыт существования межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия - наиболее значимых институтов межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 1990-х гг. («Черноземье», «Большой Урал», «Большая Волга», «Сибирское соглашение» и др.). Среди прочих аспектов существования ассоциаций следует выделить то, что они объединяли по территориальному признаку различные области и национальные образования. Так, в состав межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия «Большой Урал» наряду со Свердловской, Челябинской и другими областям, Пермским краем, входили Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. Взаимодействие в рамках одного объединения с областями, которые уже в силу своей промышленной специализации, большой концентрации предприятий ВПК, всегда ощущали свою причастность к решению общегосударственных задач («Урал - опорный край державы», Челябинская область - «Ядерный щит Родины») и национальных республик не могло не влиять на позиционирование последних. Они одновременно ощущали свою принадлежность к Уральскому региону как своему геокультурному пространству, исторически сложившемуся здесь единству народов и вместе с областями - как составной части государственного целого.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/28/...

В большей части регионов курсовая подготовка по истории и культуре религий включает курсы, материалы, учебные программы по религиозной культуре для педагогов, желающих преподавать учебные курсы конкретной религиозной культуры, курсы и программы философско-религиоведческого содержания, а также смешанного содержания. В ряде субъектов РФ (по полученной информации), повышение квалификации учителей на региональном уровне ведется только по определенной религиозной культуре, либо только по философскому религиоведению (г. Москва). В части регионов курсы повышения квалификации учителей по философскому религиоведению или религиозной культуре (православию, исламу, буддизму и др.) посещают (в частности или в основном) учителя школьных социально-гуманитарных дисциплин, не преподающие в школах отдельные курсы по истории и культуре религий. 5. Количество учащихся, изучающихся учебные курсы по истории и культуре религий в субъектах Российской Федерации и способы их преподавания. Данные о численности учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации, изучающих различные учебные курсы всех типов по истории и культуре религий, представлены в таблице 1. Таблица 1. Преподавание в государственных и муниципальных учреждениях общего образования субъектов Российской Федерации учебных курсов по истории и культуре религий Число школьников Субъекты РФ 2006-07 учебный год Субъекты РФ (%) Нет Области Астраханская, Сахалинская, г. Санкт-Петербург. Республики Адыгея, Башкортостан, Тыва, Хакасия, Ненецкий АО, Чукотский АО. 10 12 % До 1000 Области Амурская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Новосибирская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская, Томская, Челябинская, Ульяновская, г. Москва. Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Агинский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО.

http://religare.ru/2_40858.html

Среди исламских сект сугубо татарстанского происхождения можно отметить группы файзрахманистов и мофлюхуновцев, созданные бывшим ответственным секретарем ДУМЕС Файзрахманом Саттаровым и имам-хатыбом чистопольской Соборной мечети Нуруллой Мофлюхуновым. Общей чертой этих сект является искажение Сунны и апокалипсические настроения, а также непримиримая ненависть к официальному исламскому духовенству. Кроме них в Татарстане действует небольшая группа мусульман- " крачковцев» (коранитов) пользующихся исключительно Кораном в переводе академика Крачковского и отвергающих хадисы. Республика Удмуртия В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения республики превышает 120 тысяч человек, а его доля достигает 7,5%. Удмуртская умма моноэтнична благодаря абсолютному доминированию казанских татар. В республике зарегистрировано 18 мусульманских организаций (7,5% от числа всех зарегистрированных, последнее место среди регионов ПФО). Все они входят в состав РДУМ РУ. Мусульманские общины сосредоточены преимущественно на юге и юго-востоке области. Обеспеченность общин мечетями высокая. Организованной деятельности агрессивных исламистов в Республике Удмуртия пока не отмечается Чувашская Республика В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения Чувашии превышает 40 тысяч человек, а его доля достигает 3%. Чувашская умма моноэтнична благодаря абсолютному доминированию татар В республике зарегистрировано более 50 мусульманских организаций (17% от числа всех зарегистрированных), которые делят между собой РДУМ Чувашской Республики (РДУМ ЧР), ЦДУМ и Центральное ДУМ Чувашии. Большая часть мусульманских общин сосредоточена в Батыревском, Шемуршинском и Яльчикском районах республики. Обеспеченность общин мечетями высокая. РДУМ ЧР муфтия Альбира Крганова контролирует большую часть общин и является приоритетным партнером местных властей. Оно располагает средним медресе «Гюлистан» и ведет активную внешнюю деятельность, будучи аффилированным с ДУМ города Москвы и Центрального региона России. Муфтий Альбир Крганов часто встречается с представителями властей, православным духовенством, а также делает совместно с ними заявления по особо значимым событиям.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

312 К. И. Куликов, Л. С. Христолюбова «Этнополитическая ситуация в Удмуртской республике в 1993 г.», в Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс, т. 2 Выборы – М., 1995, с. 154–155; С. Филатов, А. Щипков Поволжские народы …, с. 272. 313 К. И. Куликов, Л. С. Христолюбова. Указ. соч., с. 156–157; С. Филатов, А. Щипков Поволжские народы …, с. 275. 314 Это отличается от камерных традиционных ритуалов, в которых участвовали только мужчины. См.: Н. И. Шутова. Указ. соч. 315 С. Филатов, А. Щипков Поволжские народы …, с. 273, 276; В. Е. Владыкин, А. Е. Загребин Неоязычество в контексте современной религиозной ситуации в Удмуртии . Рукопись. 316 В частности, пришедший с Запада кришнаизм. Достаточно упомянуть, что в Удмуртии сейчас действует «Общество сознания Кришны» и «Бхагават-Гита» переводится на удмуртский язык. Недавно П. Лебедев перевел и издал на удмуртском языке книгу Шри Прабхупады (А. Ч. Бхактиведанта Свами) «Жизнь происходит из жизни»). 318 Т. Г. Миннияхметова «Основы верований закамских удмуртов», в Второй Международный конгресс этнографов и антропологов, 1–5 июня 1997 г., ч. Уфа, 1997, с. 113–114. 319 Варсанофий «Обращение епископа Саранского и Мордовского Варсанофия ко всем верным чадам Православной церкви Мордовии», в Известия Мордовии, 7 апреля 1995, с. Об этом см.: В. Е. Владыкин «Неоязычество удмуртов: современное состояние и перспективы», в Второй Международный конгресс этнографов и антропологов, 1–5 июня 1997 г  ., ч. Уфа, 1997, с. 104–105; В. Е. Владыкин, А. Е. Загребин. Указ. соч. 321 В. В. Маресьев «Общественные движения в Мордовии. Аналитический обзор», в Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы . М., 1993, с. 63. 323 В. В. Маресьев «Становление и развитие новых общественно-политических объединений в Мордовии в 1988–1992 годах. Этнический фактор», в Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Рукопись. М., 1996, с. 215. 324 Е. Н. Мокшина «Этническая ситуация в Республике Мордовия на современном этапе», в Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Саранск, 1997, с. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010