Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра († 304, память 7 августа), чья гробница находится в крипте Аугсбургского собора святых Ульриха и Афры (Basilika St. Ulrich und Afra; Ulrichsplatz, 19). Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля. Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах и за твердую преданность вере была 7 августа 304 года заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры. На следующий день после казни тело Афры было найдено ее служанками невредимым. Мать Афры и три служанки Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия) погребли тело мученицы в склепе в двух милях от города. Исповедовавшие христианскую веру служанки по доносу были схвачены и после отказа участвовать в языческом жертвоприношении тоже приняли мученическую смерть. По приказу судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра. Реликварий с крестом святого Ульриха в музее имени святой Афры Как отмечает «Православная энциклопедия» (Т. 4. М., 2002. С. 182–183), в ряде древних источников, в том числе в Иеронимовом мартирологе, указано, что в один день с памятью Афры отмечалась память Венереи, мученицы Антиохийской, имя которой было неправильно истолковано как прозвище Афры – «служительница Венеры». Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что Афра до своего обращения была блудницей. Однако во многих мартирологах и в аугсбургских календарях XI века отмечено, что Афра почиталась как дева.

http://pravoslavie.ru/29202.html

Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.Т.2. - М., 1994. - С.135 - 136. Ветловская В.Е. Pater Seraphicus//Достоевский. Материалы и исследования. - Т.5. - Л.: Наука, 1983. - С.163 - 178. Попова И. Другая вера как социальное безумие частного человека ( " Крик осла " в романе Ф.М. Достоевского " Идиот " ); Ребель Г. Кто " виноват во всем этом " ? Мир героев, структура и жанр романа " Идиот "http://Вопросы литературы. - 2007. - Январь - февраль. - С.160, 221. Августин (Никитин), архимандрит. Св. Франциск Ассизский в русской культуре//Христианство и русская литература. Сб.4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. - СПб.: Наука, 2002. - С.498, 499; Ветловская В.Е. Pater Seraphicus. - С.165 - 166. Св. Франциск Ассизский. Сочинения ( " Францисканское наследие " , m.I )/Редакция перевода, вступит. статья и комментарии В.Л. Задворного. - М.: Изд-во францисканцев - братьев меньших конвентуальных, 1995. - С.39 - 47. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. - С.144 - 145, 184 - 185. Ветловская В.Е. Pater Seraphicus. - C.177; Бицилли П.М. Игнатий Лойола и Дон Кихот. - С.205. Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев/Перевод с раннеитальянского, предисловие и комментарий А.А. Клестова. - СПб.: журнал " Нева " , издательско-торговый отдел " Летний сад " . 2000. - С.97. Цветочки... - C.XVII, 3, 24 - 25; диакон Алексей Бекорюков. Франциск Ассизский и католическая святость. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2001. - С.16 - 17. Августин (Никитин), архимандрит. Св. Франциск Ассизский в русской культуре. - С.513. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. - С.275; Алексий (Бекорюков), диакон. Франциск Ассизский и католическая святость. - С.11, 25. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. - С.9, 278. Эпштейн М.Н.Слово и молчание: Метафизика русской литературы. - М.: Высшая школа, 2006. - С.456 - 457. См., напр.: Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. - СПб., 1995. - С.396 и др. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная структура русских молитвенных сект. - М.:ОГИ, 2002. - С.182, 183, 193 - 195, 224 и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

177. Глазами победителей. [Предисловие]//Глушкова Т.М. После Победы М., 2002. С. 7-20. 178. Из истории паломничества. Игумен Даниил в Святой Земле//Православный паломник. 2002. 5(7). С. 59-61; 2003. 1(8). С. 58-61. 179. Волхвующий зов. К 80-летию Федора Сухова//Российский литератор. Апрель 2002. 7 (34). С. 6. 180. Хранитель Вселенной//Московская перспектива. 2002. 14, 15, 16. 181. Копье Судьбы//Московская перспектива. 2002. 17,18. 182. Тайна Грааля//Московская перспектива. 2002. 19, 21. 183. Терновый Венец//Московская перспектива. 2002. 23. 184. Дары Волхвов//Московская перспектива. 2002. 24, 25; То же//http://russchool-delhi.narod.ru 2003 185. Русское присутствие в Святой Земле: учреждения, люди, наследие//Отечественная история. 2003. 2. С. 19-37; 3. С. 84-103. 186. Миротворческая парадигма русской мысли//Миротворчество в России. Церковь, политики, мыслители. М., «Наука», 2003. С. 4-27. - В соавторстве. 187. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Преподобномученицы Елизаветы Федоровны//Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 102-131. 188. Василий Николаевич Хитрово - основатель Императорского Православного Палестинского Общества//Хитрово В.Н. К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59. 189. Lo «starec» Makarij e l " attivita editoriale a Optina//Optina Pustyn " e la paternita spirituale. Edizioni Qiqajon. Comunita di Bose. 2003. P. 77-96. 190. Афон и Россия: святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?//Русский предприниматель. 2003. 7-8 (16). С. 80-83. 191. Между Империей и Пустыней. (О чем спорили преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский)//Нескучный сад. 2003. 6. С. 28-33. 192. Служение Слову. Академик О.Н.Трубачев: ученый, человек, гражданин (Некролог)//Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С.288-291. 193. Воскрешающая сила//Московская перспектива. 29 апреля 2003. 16. С. 6. 194. Век Серафима: Житие и Время. К 100-летию канонизации Преподобного//Московская перспектива. 2003. 28, 32, 33, 34.

http://bogoslov.ru/person/249099

К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском//ВМУ: Ист. 1999. 6. С. 3-25; Белозеров И. В. Убийство кн. Михаила Черниговского монголами в 1246 г. и монг. языческий обряд при дворе хана Бату//Рус. средневековье, 2000-2001. М., 2002. С. 4-16; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов рус. князей с Ордой//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 138-154; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 521-525; Хрусталёв Д. Г. Русь от нашествия до «ига» (30-40-е гг. XIII в.). СПб., 20082. С. 19, 25-28, 32, 34, 38-54, 152-155, 160-178, 183, 206, 222-224, 226, 229-232, 234, 244-246, 274, 281-285, 288-289, 296, 314-319, 321-322; Зайцев А. К. Черниговское кн-во X-XIII вв.: Избр. тр. М., 2009; Толочко П. П. Михаил Черниговский - новгородский князь//Вел. Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию В. Л. Янина. М., 2009. С. 236-244; он же. Династические браки на Руси XII-XIII вв. СПб., 2013. С. 56, 75, 120, 134, 139-140; Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерус. книжников сер. XIII-XV вв. М., 2009 (по указ.); Усачёв А. С. Источники Степенной книги по рус. истории XIII-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2009. Вып. 8. С. 179-180, 182-183, 186; он же. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009 (по указ.); Шеков А. В. Верховские кн-ва. Сер. XIII - сер. XVI в. М., 2012 (по указ.); Кузьмин А. В. Генеалогия потомков черниговских князей по данным Румянцевского II списка 1-го извода Патриаршей редакции родословных книг (РГБ. Ф. 256. 349)//ОФР. 2012. Вып. 15. С. 173-182; он же. Территориальные изменения в Левобережном Поочье в XIII - нач. XV в. (на примере Козельска, Брыни, Серенска, Мосальска и Перемышля на Оке)//Вост. Европа в древности и средневековье: Гос. территория как фактор политогенеза: 27-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. М., 2015. С. 162-168; Домбровский Д.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

162 S. Bulgakov, Social Teaching in Modern Russian Orthodox Theology, included with The Orthodox Church (Maitland, FL: Three Hierarchs Seminary Press, 1935), p. 16. 163 See A. Papanikolaou, " Personhood and its exponents in twentieth-century Orthodox theology», below. 164 N. V. Sakharov, I Love Therefore I Am: The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony (Crestwood, NY: SVS Press, 2002) pp. 137, 204–21. 165 P. Nellas, " The Mother of God and theocentric humanism» in Synaxis, vol. I (Montreal: Alexander Press, 2006), pp. 129–40. 166 P. Evdokimov, Woman and the Salvation of the World: A Christian Anthropology on the Charisms of Woman, trans. A. P. Gythiel (Crestwood, NY: SVS Press, 1994). 167 See further V. A. Karras, «Eschatology» in S. F. Parsons (ed.), The Cambridge Companion to Feminist Theology (Cambridge: Cambridge University Press, 2002), pp. 243–60; Karras, »Orthodox theologies of women and ordained ministry» in A. Papanikolaou and E. Prodromou (eds.), Thinking Through Faith (Crestwood, NY: SVS Press, 2008). 171 Orthodox patristic, conciliar and liturgical formulations do not speak of the transmission of guilt from Adam. They emphasise rather that, although the figure of Adam represents the beginning of human sin, anyone who sins does so of his or her own free choice, and assign no culpability for Adam " s sin. Cf. John Chrysostom, Homilies on Romans 10. 172 Nicolas Cabasilas, The Life in Christ 6.91–4. Cited in J. Behr, The Mystery of Christ: Life in Death (Crestwood, NY: SVS Press, 2006), p. 110. 182 St Irenaeus feels so strongly about this that he extends Christ " s lifespan into old age – see Against Heresies II.22.4. 183 The modern dialogues, begun in the 1960s, indicate that Chalcedonian and non-Chalcedonian Churches agree on the language of double consubstantiality. 185 See P. Bouteneff, Sweeter than Honey: Orthodox Thinking on Dogma and Truth (Crestwood, NY: SVS Press, 2006), pp. 99–115. 186 This teaching is helpfully elucidated in A. Louth, Maximus the Confessor (London and New York: Routledge, 1996), pp. 72–4.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

О родстве и свойстве как препятствии к браку см. также: 1 . Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002 (1-е изд. – Сергиев Посад, 1902). С. 222–223 (о восприемниках), 239–256 (кровное и духовное родство, а также свойство и усыновление как препятствия к браку). 2 . Никодим (Милаш) , еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями: [В 2 т.] Т. 1. СПб., 1911. С. 538–545 (комментарий к 53-му и 54-му правилам VI Вселенского Собора). 3 . О браке и разводе, о детях внебрачных, узаконении и усыновлении и о метрических документах: Сборник церковных и гражданских законов с дополнениями и разъяснениями на основании циркулярных указов и сепаратных определений Святейшего Синода, с отдельной статьей о родстве и свойстве и с приложением графической таблицы степеней свойства/Сост. С. Григоровский. 12-е изд. СПб.: Синод, тип., 1912. 328 с. 4 . Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. П. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (репринт издания 1913 г.). С. 987–994 [восприемники при крещении]; 1174–1188 [родство как препятствие к браку]; 1264–1273 [определение родственных отношений между брачующимися]. 5 . Цыпин В. , прот. Препятствия к браку//Журнал Московской Патриархии. 1989. С. 75–76; 1989. 4. С. 73–74 (в соавторстве с прот. Геннадием Нефедовым ); 1989. 5. С. 75–76 [о кровном, духовном и гражданском родстве, а также свойстве]; 1989. 6. С. 75. 6 . Он же. Последствия брака//Там же. 1989. 6. С. 75–76; 1989. 7 С. 75–76 (в соавторстве с прот. Геннадием Нефедовым ). 7 . Ригин В., прот. Применение канонов о браке в современных условиях//Вестник пастырского семинара/ПСТБИ. М., 1996. 2. С.15–24. 8 . Цыпин В. , прот. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 182–183 (о восприемниках), 561–567 (кровное и духовное родство, а также свойство и усыновление как препятствия к браку). 9 . Макарий (Веретенников) , архим. О степенях родства//Альфа и Омега. 4 (38). М., 2003. С. 102–111 (литература). 10 . Цыпин В. , прот. Брак. Препятствия к заключению Б.//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 153–160.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prepja...

177 . Константин (Горянов), архиеп. К столетию Санкт-Петербургских религиознофилософских собраний: 1901–1903 гг.//Христианское чтение. 2003. 22. С. 15–56. 178 . Королев А.А. Келестин I//Православная энциклопедия. М.: 2013. Т. 32. С. 350–351. 179 . Кукота И.А. Письмо Прот. Георгия Флоровского к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 года//Богословские труды. Вып. 42. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. C. 236–246. 180 . Кулешова О.В. Концепция философского романа в творчестве Д.С. Мережковского//Вестник культурологии. 2009. 4 (51). С. 137–152. 181 . Кулешова О.В. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865–1941)//Литературная энциклопедия русского зарубежья. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 184–200. 182 . Кулешова О.В. Третий завет Д.С. Мережковского в контексте мировой культурной традиции//Человек: образ и сущность. 2004. (15). С. 87–111. 183 . Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков//История Вселенских Соборов. Часть 1. Сергиев Посад: М.: Тип. А.И. Снигеревой, 1896. 323 с. 184 . Лященко Т., свящ. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность. Киев: тип. И. Чоколова, 1913. 550 с. 185 . Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. 4-е изд. СПб.: Типография Р. Голике, 1883. Т. 1. 598 с. 186 . Максим (Судаков), мон. Христология Мартирия-Сахдоны//Богословский вестник. 2019. Т. 32. 1. С. 1–32. 187 . Мейендорф И. А.В. Карташев – общественный деятель и церковный историк//Вопросы истории. 1994. 1/94. С. 169–173. 188 . Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. 218 с. 189 . Мень А., прот. Библиографический словарь. М.: Фонд А. Меня. 2002. Т. 2. 559 с. 190 . Митрофанов Г., прот. Антон Владимирович Карташев – русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель [Электронный ресурс]//Библиотека «Голубинский». URL: (дата обращения: 28.04.2021). 191 . Мураевьев А.В. Malyanu. Об истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета//Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 31–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Честертон Г.К. Шар и крест.//Приключения " 90. М., 1990. с.305. 178 Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом//Православная мысль. вып. 9. - Париж, 1953. с. 37. 179 Лобковиц Н. Что такое «личность»?//Вопросы философии. 1998, 4, сс. 59-60. 180 Дорофей, преп. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 80. 181 Рерих Е. И. Основы буддизма//Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 45. 182 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 76. 183 Письма Махатм, с. 513. 184 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.1. с. 436. 185 Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, С. 261. 186 свящ. Николай Виноградов. Основания для признания Бога существом Личным//Вера и разум. Харьков, 1913, кн.1, июль, с. 95. 187 Агни-Йога. Откровение. 1920-1941, М., 2002, с. 10. 188 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, сс. 82-83. 189 Несмелов В. Наука о человеке. Т.2. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1906, с. 129 190 цит.по: Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. с.127. 191 св. Григорий Богослов. Слово 31. О богословии пятое//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 448. 192 св. Григорий Богослов. Слово 34. К пришедшим из Египта//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 495. 193 преп.Симеон Новый Богослов. Слово 30//Слова. М., 1892, с. 260. 194 Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Святая Троица – парадигма человеческой личности. Доклад на Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», Москва, 6-9 июня 2001 г. 195 Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения М., 1990, с. 330. 196 см. Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения М., 1990, с. 329. 197 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Собрание сочинений. Спб. 1901, т.1. с. 324. 198 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 77. 199 св. Григорий Нисский. Против Евномия. 3,5//Творения. Ч. 5. М., 1863, с. 418. 200 Рерих Е. И. Письма. Т.4. 1936. М., 2002, с. 403. 201 Кант И. Критика способности суждения, 80.// Кант И. Сочинения. Т. 5. М., 1966, с. 452. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В другом сборнике - «Истолковании заповедей Господних», или «Пандектах», Никона Черногорца (издан только слав. пер.: ИАБ, 4. 248), состоящем из 63 глав, - молитве посвящены главы 28-32. В них цитируются творения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника, Варсануфия, Исаака Сирина, свт. Григория Нисского и тексты, относящиеся к молитве Иисусовой: псевдо-златоустово послание (о 2 его версиях см.: Дунаев. 2002. С. 271-281; 3-я версия послания: Иоанн Пустынник. 2007; ср.: Дунаев. 2008-2009. С. 576-579) и повествование об авве Филимоне (BHG, N 2368-2370; ИАБ, 4. 1272-1273). В XII-XIII вв. по образцу древних патериков был составлен «Митерикон» аввы Исаии (греч. оригинал не издан, имеется рус. пер. по греч. рукописи, выполненный свт. Феофаном Затворником : ИАБ, 4. 249). По мнению Д. Стьернона (ИАБ, 4. 255), автор придает поучениям исихастскую окраску путем особого выбора специальных терминов. В XIII в. жанр духовных собраний представлен «Антологией, или Выборкой из Ветхого и Нового Заветов» Мелетия Галисиота (ИАБ, 6. 279-283). Книга должна была состоять из 20 000 стихов, однако всего в ней насчитывается 13 820 стихов. «Антология» разделена на 4 части: «Книга загадок», «Книга аллегорий», «Книга против латинян» и «Алфавитоалфавит». Последняя книга (где 24 главы разделены на 24 параграфа по принципу акростиха: каждый начинается со следующей буквы алфавита) повествует о 190 степенях духовного восхождения, причем последней букве греч. алфавита, омеге, соответствует восьмой день, символ вечности, бесстрастия и исихии ( Rigo. 2008. P. LXIV-LXV). К эксцессам приводили также психосоматические методы, использовавшиеся при творении Иисусовой молитвы. До сих пор в науке не получила решения проблема взаимосвязи этих методов с вост. нехрист. практиками, в частности йогой и мусульманской техникой «дхикр» (dhikr), распространенной в суфизме (ИАБ, 1. 333, 358, 419, 510, 519, 632, 633; 2. 155, 162a, 169, 182, 183, 188, 202; Mitescu. 1995; Montanari.

http://pravenc.ru/text/674926.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010