Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИЙ И ТАТИАН [лат. Hilarius; итал. Ilario] и [лат. Tatianus; итал. Taziano] († 284?), мученики (пам. зап. 16 марта), пострадали в г. Аквилея (Италия); почитаются как покровители города и архиеп-ства Гориция. Наиболее раннее упоминание об И. и о Т. содержится в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 16 марта отмечена память «в Аквилее Илария, Тасиана, Датиана» (In Aquileia Hilari, Tasiani, Datiani). Под 17 марта в Мартирологе содержится память «в Аквилее у гавани Ларга - Илария, Татиана, Катона, Датиана» (In Aquileia ad Porto Largi Hilari, Titiani, Catoni, Datiani). В обеих записях имя Т. по ошибке повторяется дважды, в записи под 17 марта также ошибочно упоминается мч. Катон, по предположению издателей Мартиролога то же лицо, что и мч. Кассон, память которого указана под 16 марта. Возможно, уточнение «у гавани Ларга» также является ошибкой переписчиков (MartHieron. Comment. P. 148-149). Т. о., первоначальная запись, вероятно под 16 марта, выглядела следующим образом: «В Аквилее Илария, Татиана». В 1-й пол. V в. близ форума в Аквилее был построен мартирий, по преданию посвященный И. Здание мартирия (разрушено в 1799), квадратное в плане снаружи и октагональное внутри, частично перекрывало главную улицу города (cardo maximus) ( Steuernagel. 2004. S. 148). Запись в Мартирологе блж. Иеронима является единственным достоверным свидетельством исторического существования И. и Т., т. к. местные церковные предания Аквилеи были в значительной степени утрачены или подверглись искажениям, вероятно в эпоху нашествий гуннов (452) и лангобардов (571, 590) и аквилейской схизмы VI-VII вв. (см. ст. Ермагора и Фортунат ). Согласно «Хронике патриархов Градо», составленной в XI в., в 568 г. патриарх Павел (Павлин I, 557-569) из страха перед лангобардами бежал из Аквилеи в Градо , забрав с собой «тела святых мучеников Илария и Татиана и других». Патриарх Илия (571-586/7) поместил мощи святых в базилику св. Евфимии, ставшую кафедральным собором. В «Венетской хронике» Иоанна Диакона (X-XI вв.) сообщается, что патриарх Павел перенес в Градо «тела блаженнейшего мученика Ермагоры и других святых», без особого упоминания о мощах И. и Т. О почитании мучеников в VIII-IX вв. свидетельствует упоминание ц. св. Татиана близ крепости Ценета (Ченеда, ныне в черте г. Витторио-Венето) в грамоте франк. кор. Карла Великого от 794 г. (MGH. Dipl. Karol. T. 1. P. 238-239), а также упоминание И. и Т. вместе со сщмч. Ермагорой и Фортунатом в поэме «Песнь о невосстановленной Аквилее» (Carmen de Aquilegia numquam restauranda, IX в.).

http://pravenc.ru/text/389111.html

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

сост. А. Городков В) О Лице Иисуса Христа и о совершенном Им деле спасения. Сущность догмата о воплощении Сына Божия После того, как люди достаточно приготовились к принятию Искупителя», новый Адам исходит из девственной земли. Жена, источник проклятия, износит росу благословения. Является истинный Ной ( Быт.5:29 )... Безродный Мелхиседек ( Евр.7:3 ), рожденный без матери, рождающийся без отца, приходит наследовать царство и священство вечное. Преходит наконец долгая ночь страха и ожидания всемирного; и утренний свет проникает во мрак ветхозаветного святилища, отверстого не столько к ежедневному, сколько к вечному Востоку. Небесная манна изсыпается от стамны, ее сокрывавшей. Жезл Иессеев прозябает вместо увядающего жезла Ааронова» 566 . «По воле и предопределению Бога Отца, Сын Божий, единосущный Отцу, сходит на землю, не оставляя неба; под осенением Святого Духа, Отцу и Сыну единосущного, входит в утробу Девы, предочищенную Духом (стихир. на Благов.) Святым; приемлет человеческую душу и тело и соединяет с Собою во единое Лице Богочеловека Иисуса Христа, сохраняя свойства и действия Божества и человечества неизменными в семь соединении, дабы таким образом родиться в нашу человеческую жизнь, пройти через ее степени и состояния и через самую смерть, и все человечество, грехом падшее и тяготеющее ко аду, но прилепляющееся к воплощенному соестественностью и верою, на раменах Божественной силы восподнять и вознести выше, нежели откуда оно пало, – в небесное вечное царствие Божие» 567 . Вот сущность учения об искуплении. Иисус Христос – Бог и человек Искупитель наш «есть Бог, ибо наше воссоздание может совершиться силою единого Создателя; но вкупе и человек, дабы мы безопасно и дерзновенно приближались к Нему» 568 . «Чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий и истинный Бог» 569 ... «Священное Писание стократно и непрестанно свидетельствует о Божестве Иисуса Христа» 570 . Божество ясно просвечивало во всей жизни Христа 571 . «Рождение Иисуса Христа ознаменовано рядом происшествий, в которых вместе с глубочайшим унижением открывается Его Божественная слава»... Евангелист Иоанн «устами большого из рожденных женами провозглашал вечность Христа и Его безмерное величие» ( Ин.1:27 ) 572 . Сила Божества Христова проявилась, между прочим, в призвании Петра и Андрея, Иакова и Иоанна ( Мф.4 гл.). Не иною, кроме Божественной, может быть «сила, которая в немногих звуках слова Иисусова действует так внезапно, так сверхъестественно, так победоносно над сильнейшими естественными привязанностями, чувствованиями, представлениями» 573 . Во время призвания к апостольству Христос проявил еще Божественное всеведение 574 . Такое же свойство Он проявил и при исцелении расслабленного 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

СТРАХ БОЖИЙ (см. БЕССТРАШИЕ ) Страх Божий – дар свыше Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться (1:207). Понеже истинный «страх Божий есть дар от Господа», якоже Сирах глаголет ( Сир. 1, 13 ): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил (2:257). Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха – тьма (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Страх Божий и духовная РАДОСТЬ есть признак живой ВЕРЫ Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда бо сокрывается вера, и тогда боится и трепещет душа; иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом (5:286). Страх Господень есть начало премудрости (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ , 762). Живущий в страхе Божием грубый поселянин мудрее в деле христианском, чем мудрец века сего без страха Божия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 571). Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569). Христианин должен ходить пред Богом со страхом (4:17, см. ХРИСТИАНИН , 1105) (4:9, см. ВНИМАНИЕ , 169). Человек должен почитать Бога страхом (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Почитание Бога требует, чтобы к Нему относились со страхом Должность сия требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде пред Ним, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоя земному монарху оказываем себе; что требует от нас, чтобы мы ничего противнаго воли Его не делали, ничего, не токмо худаго, но и празднаго не говорили, и в уме ничего бы богопротивнаго не помышляли, ибо Бог и ум наш проницает, «и сердца и утробы наша испытует»; – имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях поминали (1:57), Без страха Божия не бывает богопочитания (5:311, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

вероисп. 65 и прочих вероисповеданий 9. Мухаммедан больше всего в округах Дольная Тузла (по официальной переписи 1885 г. до 150,000) и Сараево (85,009), католиков в Травнике (76,000), в Мостаре (72,000) и в Банялуке (45,000), православных – в Банялуке (до 160.000), в Дольной Тузле (182,000) и в Бихаче (80,000), иностранцы рассеяны повсюду; из лих более всего, конечно, австрийских граждан. Главные города („окружные») в Боснии – Сараево (по переписи 1835 г. в нем 26 ¼ тыс.); в Герцеговине – Мостар (12 ½ тыс.). Далее следуют: Банялука (11 тыс.), Дольная Тузла (7 тыс.), Трав­ник (6 тыс.) и Бихач (З ½ тыс.). Всего окружных горо­дов 60, уездных 42. По роду занятий население делилось в 1895 г. на следующие группы: чиновников 9,569 (глав­ным образом пришлый элемент); православных священ­ников 391 и монахов 22, католических священников 256 и монахов 103 (83 францисканца и 20 трапистов); земле­дельцев 1.385,291 и землевладельцев 33,475; военных 22,944. Австрийских граждан в Боснии и Герцеговине официально числилось 2,838, венгерских 1,204 и других государств 186 132 . По переписи 1905 г. в Боснии и Герцего­вине значится около 1.650,000 душ 133 , а но статистике сараевской газеты „Српска Pujeч“ во всех шести округах Боснии п Герцеговины (сараевском, банялуцком, бихачском, тузланском, травницком, мостарском) числится 673,246 православных, 934.142 (?) католика и 548,632 мусульманина 134 , т. е. всего 2.156,020. Выходящая в Силете газета „Sloboda“ приводит любо­пытные данные о росте колонизации в Боснии и Герцего­вине. Перепись населения ныне аннексированных провинций производилась в 1879 г., в 1885 и 1895 гг. По первой пере­писи (1879 г.) в провинциях было: мухаммедан – 448,613, православных – 496,485, католиков – 209,391, евреев – 3,426 и других вероисповеданий 249. В 1885 г. мухаммедан было 492,710, православных 571,250, католиков 265,788, евре­ев 5,805, остальных 538. В 1895 г. мухаммедан числилось 548,632, православных (в обеих провинциях) 673,246, католиков 384,142, евреев 8,213 и остальных 8,859.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1. Этими вводными словами я сделал как бы первый шаг и как бы издалека. Но, намереваясь сражаться с этого момента уже по-настоящему, лицом к лицу, я вижу, что нужно еще обозначить некоторые линии, у которых предстоит бороться: речь идет о Писаниях Творца. Ведь, собираясь доказывать, что Христос принадлежит Творцу в соответствии с ними, как впоследствии исполненными их Христом, я должен также рассказать об облике самих Писаний и, так сказать, об их природе, дабы они, рассматриваясь вместе с положениями, не становились предметом спора и не ослабляли внимание читателя при смешении их защиты с защитой положений. 2. Итак, я ссылаюсь на два положения, касающихся пророческой речи, которые наши противники должны отныне признавать. Первое заключается в том, что о будущем сообщается как об уже свершившемся. 567 Ибо Божеству подобает считать совершенным все, что Оно решило, ведь нет различия времени y Того, у Которого сама вечность определяет простое качество времени, и пророческому вдохновению более свойственно то, на которое оно взирает, пока взирает, показывать уже увиденным и, таким образом, исполнившимся, т. е. тем, что произойдет в любом случае. Как, например, говорится через Исаию: СпинуМою Я подставил под плети, а ланиты Мои под ладоней, лицо же Мое Я не отворачивал от плевков. 568 3. Ведь Христос ли тогда возвещал это о Себе, как полагаем мы, или пророк о себе, как полагают иудеи, однако сказано это об еще не случившемся как о свершившемся. Другой особенностью будет то, что о многом возвещается затейливо – при помощи загадок, иносказаний и притч – так что его нужно понимать иначе, чем о нем написано. Ибо мы читаем, что горы будут сочиться сладостью, 569 однако из этого не следует, что ты должен ожидать появления виноградного сока из камней или сусла из скал; мы слышим, что земля течет молоком и медом, 570 что ты должен верить, будто ты когда-нибудь изготовишь из комьев земли пироги и самосскую выпечку, и не обещает Бог стать именно заведующим водоснабжением и земледельцем, говоря: Помещу реки в жаждущей стране и в пустыне – самшит и кедр; 571 как и предвещая обращение язычников: Да благословят Меня полевые звери, сирены и дочери страусов, 572 – Он, конечно, не намеревался получить счастливые предзнаменования от птенцов ласточек, лисичек и тех диковинных и сказочных певиц. 4. И к чему мне еще говорить об этом способе изложения? Ведь даже апостол еретиков 573 истолковывает сам закон, оставляющий молотящим быкам рот свободным, 574 как касающийся не быков, а нас, 575 и заявляет, что камень, сопутствовавший для обеспечения их питьем, 576 был Христос, 577 уча также и галатов, что два описания сыновей Авраама даны иносказательно, 578 и говоря ефесянам, что то, что было предвещено в начале о человеке, который оставит отца и мать и станут оба одной плотью, 579 он понимает как относящееся ко Христу и Церкви. 580 Глава 6. Опровержение утверждения маркионитов, что иудеи убили Христа как принадлежащего иному богу

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Соч.: Die Summa des Paucapalea über das Decretum Gratiani /Hrsg. J. F. von Schulte. Giessen, 1890. Aalen, 1965r; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromus Corporis Glossarum. Vat., 1937. S. 12, 14, 16, 18, 29, 35, 46-48, 51, 52, 54, 56; Weigand R. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. zu den frühen Glossen und Glossenkompositionem. R., 1991. S. 569-571, 717, 778-780, 813, 846, 974. (Studia Gratiana; 25-26). Лит.: Bickell J. W., Hupfeldus H. De Paleis, quae in Gratiani Decreto inveniuntur: De emendanda ratione lexicographiae semiticae commentatio. Marburgi, 1827; Maassen F. Paucapalea: Ein Beitr. z. Literargeschichte des Canonischen Rechts im Mittelalter. W., 1859; Schulte J. F., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des Canonischen Rechts von Gratian bis auf die Gegenwart. Stuttg., 1875. New Jersey, 2000r. Bd. 1: Einleitung: Die Geschichte der Quellen und Literatur von Gratian bis auf Papst Gregor IX; Mocci А. Documenti inediti sul canonista Paucapalea//Atti della R. Accademia delle scienze di Torino. 1904/1905. Vol. 40. P. 316-327; Gillmann F. Paucapalea und Paleae bei Huguccio//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1908. Bd. 88. S. 466-479; idem. Rührt die Distinktioneneinteilung des ersten und dritten Dekretteils von Gratian selbst her?//Ibid. 1932. Bd. 112. S. 504-533; Juncker J. Summen und Glossen: Beitr. z. Literaturgeschichte des kanonischen Rechts im 12. Jh.//ZSRG.K. 1925. Bd. 14. S. 384-474; Vetulani A. Über die Distinktioneneinteilung und die Paleae im Dekret Gratians//Ibid. 1933. Bd. 23. S. 346-370; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromus Corporis Glossarum. Vat., 1937. S. 125-127; McLaughlin T. P. Paucapalea//NCE. 1967. Vol. 7. P. 111; Noonan J. T. The true Paucapalea?//Proc. of the 5th Intern. Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25 Sept. 1976/Ed. S. Kuttner, K. Pennington. Vat., 1980. P. 157-186; Weigand R. Paucapalea und die frühe Kanonistik//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1981. Bd.

http://pravenc.ru/text/2579792.html

558-561 561-562 ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) 528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 ИУСТИНА Матвеевна Меланич (1887-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Издание: Biskupa sögur/Sigurgeir Steingrimsson, Ólafur Halldórsson og Peter Foote gáfu út. В. I. H. 2. Reykjavik, 2003. Bls. 51–89 (пространная редакция; текст расположен в верхней части страницы); Bis. 91–100 (краткая редакция). Перевод: Пряди истории. С. 167–192. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 366; Biskupa sögur. B. I-l. Bis. LV-CLX. VI.1.1 [В пространной редакции «Пряди о Торвальде Путешественнике» рассказывается, что в результате неудачной миссионерской деятельности в Исландии саксонского епископа Фридрека 562 , в которой принимал активное участие Торвальд 563 , им обоим пришлось покинутъ страну из-за убийства, совершенного Торвальдом, после чего их пути разошлись.] Глава X 564 С тех пор Торвальд прожил много лет. И поскольку он был по природе человеком высоким, сильным и очень храбрым, и во всех случаях соблюдавшим Божьи заповеди со всем смирением, то подумал он, что, если он вдруг вернется к себе на родину, то нельзя быть уверенным в том, что он во всех случаях стерпит – как было бы должно во имя любви к Богу – выпады и обиды от своих соотечественников. Поэтому пришел он к решению больше никогда не возвращаться в Исландию. Он отправился странствовать по миру [и дошел] до самого Йорсалира 565 , чтобы посетить святые места. Он прошел по всему Греческому государству 566 и пришел в Миклагард 567 . Сам верховный конунг 568 принял его с большим почетом и дал ему много прекрасных даров в знак своей дружбы, ибо такова была Божия милость, [дарованная] ему, и куда бы он ни приходил, впереди него о нем среди людей летела слава, что он был почитаем и уважаем как малыми (=простыми) людьми, так и великими, как оплот и хранитель истинной веры и как прославленный апостол нашего Господа (букв. господина) Иисуса Христа, также уважаем самим кесарем Миклагарда и всеми его хёвдингами, и не в меньшей мере всеми епископами и аббатами повсюду в Грикланде 569 и Сюрланде 570 . Более всего он был в почете на Аустрвеге 571 , куда был послан кесарем, в качестве предводителя или правителя, поставленного над всеми конунгами в Руцланде 572 и во всем Гардарики 573 . Торвальд Кодранссон с самого основания построил там прекрасный монастырь рядом с тем собором, который посвящен Иоанну Крестителю 574 , и сделал в него большой вклад. С тех пор то место так и называется по его имени – монастырем Торвальда. В том монастыре он и закончил свою жизнь, и там погребен. Тот монастырь стоит у подножия высокой горы, которая называется Дрёвн 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010