Тем не менее, в Евангелиях всё же есть некоторые цитаты, которые так или иначе раскрывают Божественность Христа. Подобные цитаты либо указывают на равенство Бога Отца и Иисуса Христа, либо же раскрывают некоторые свойства Сына Божьего, указывающие на Его предмирное существование. «Прежде, нежели был Авраам, Я есть» ( Ин. 8:58 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ). «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). По словам святого апостола Павла, «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Таким образом, действия, которые свойственны только Богу Отцу, но при этом совершаются Сыном, свидетельствуют о том, что Сын имеет ту же власть и силу, что и Бог Отец. Следует уточнить, что наряду с цитатами в пользу Божественного равенства Отца и Сына в Евангелии имеются также и «уничижительные места», которые якобы умаляют достоинство Сына по сравнению с достоинством Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Данные слова понимались святыми отцами в том смысле, что любая причина выше того, причиной чего является. Свое Божество Сын получает в акте предвечного рождения от Отца, таким образом, Бог Сын и может назвать Отца большим Себя. Это евангельское выражение было подробно рассмотрено на одном из Константинопольских Соборов XII в. 215 . «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). В этих словах Господь Иисус Христос называет Бога Отца Своим Богом, что якобы говорит о неравном достоинстве Отца и Сына. Преподобный Иоанн Дамаскин , объясняя вышеприведенную цитату, пишет: «Христос Отцом называет Бога потому, что... нам Бог – по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком» 216 . Учение о Святой Троице, как уже говорилось об этом выше, в большей степени было сформулировано и защищено от всевозможных нападок только в IV в. Святые отцы немало потрудились для того, чтобы отстоять православную доктрину и опровергнуть еретические мнения. Большая часть дискуссий была сосредоточена на теме Божественности Господа Иисуса Христа. По словам прот. Иоанна Мейендорфа , большая часть богословских дебатов эпохи Вселенских Соборов имела христологическое измерение 217 . И это неслучайно, ведь именно от ответа на вопрос: «Кто такой Христос?» – зависит спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Многие особенности учения Спасителя по-человечески тяжелы для восприятия – и для слушавших Его иудеев, и для нас. Вместо ожидаемой иудеями общей победы Израиля над врагами Господь обещал неизбежное разделение даже родных людей: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» ( Лк. 12: 51–53 ). Разделение внутри семьи обычно воспринимается как зло, но оно может оказаться и «неким божественным деянием» 216 . Слова Христа: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14: 26 ) – кажутся отменой родственных чувств и семейных обязанностей, но это не так, потому что из них не следует, что любовь к Богу может быть выражена только разрывом отношений с родственниками. Господь предупреждает, что любовь к Богу и сохранение верности иногда с необходимостью требуют от человека подобного разрыва: Бога надо любить больше, чем кого бы то ни было из людей, а о своем вечном спасении надо заботиться больше, чем о чем-то еще. «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтоб искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра… Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он однако ж с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, – тот не может быть учеником Христовым» 217 . В истории Русской Церкви есть два знаменитых примера, иллюстрирующих и помогающих понять эту проблему разрыва: двое святых – прп. Сергий Радонежский и прп. Феодосий Киево-Печерский – почему-то по-разному вели себя с родителями. Прп. Сергий не уходил в монастырь, пока об этом просили родители и, почитая их, оставался в миру. А прп. Феодосий, как будто в нарушение заповеди о почитании родителей, убежал в монастырь вопреки воле своей матери и скрывался от нее. Ответ прост: родители Варфоломея, будущего радонежского подвижника, не препятствовали ему в благочестии, а мать будущего устроителя «колыбели русского монашества» как раз мешала сыну подвизаться «добрым подвигом веры» ( 1Тим. 6: 12 ), хотела его оставить в миру, женить и отлучить от желания совершенной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Еще пророк говорит: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет ( Пс. 33:19 ) и: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом ( Ис. 66:2 ). Еще скажу тебе: иной человек от природы не слезлив. Поэтому что нужно сделать желающему слёз? Если не можешь плакать очами видимыми, плачь умом, так чтобы и во сне, и бодрствуя ум твой пребывал в плаче, проливая слёзы пред Богом, так очистишься ты от грехов своих. Это советует и Псалмопевец, говоря: изливайте пред Ним сердце ваше ( Пс. 61:9 ). Знаю также, что некоторые верой и молитвой превратили: камень в источник вод ( Пс. 113:8 ). Непрестанным осмыслением слов Христа Бога нашего и напоминанием себе чудес Божиих источили из каменных очей слёзные потоки. Если же ты не можешь сподобиться такой благодати, как они, то увидев другого, плачущего во время молитвы, прославь за него Господа, говоря: благодарю Тебя, Господи, Боже мой, лишивший меня такого очистительного дара, и даровавший его брату моему. Умножь к нему милость Твою, Владыка, потому что славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12:26 ). Если ты будешь так расположен к брату и с радостью станешь смотреть на него, то станешь соучастником его дарования. И у вас с ним будет общий венец, если делается ради Христа. 216. Траяну Не надо пренебрегать незначительными падениями, потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий и повредить ему. Поэтому остерегайся и незначительных страстей, чтобы мелкими грехами не пасть в бездну глубокого повреждения. 217. Пресвитеру Палладию Лукавые и греховные помыслы отлучают человека от Господа. Если призовёт человек Бога, то Он умертвит и истребит лукавые помыслы. Тогда сможет человек восстать со дна греховности и прибегнуть к Богу. В таком смысле и понимай сказанное: когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого ( Пс. 138:18–19 ). 218. Софронию Говоришь, что дьявол против твоей воли возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия влагаемого в тебя. Напротив, откройся великому Врачу Христу, взывая к Нему: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ), и получишь исцеление. 219. Кириаку

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

216 Изложение разных мнений по этим вопросам можно найти у E. Dublanchy. Eglise (Dict. de Théol. Cath., IV, 2, ch. III, p. 2155–2175, Здесь можно встретить в качестве руководящих идей, с одной стороны, осуждение bSyllabus’e таких положений. 16 Homines in cuiusve religionis cultu viam aeternae salutis referire aeternanaque salutem assequi possunt. 18 Protestantismus non aliud est quam diversa verae eiusdem christianae religionis forma, in qua aequa ac in Ecclesia catholica Deo placere datum est. C другой стороны, п. Александр VIII осуждает мнение янсенистов, что «pagani, iudaei, heretici, aliique huius generis nullum omnino accipiunt a Jeau Christo influxum, adeaque hinc recte inferais in illis esse voluntatem nudam et inermem sine omni gratia suffieienti (Enchiridion, n. 1295) Аналогичные ошибки осуждаются и в догматической конституции Unigenitum п. Климента IX. 29. Extra Ecclesiam nulla concedimur gratia (1379) (c p 2173) Ср., наконец, тенденции проекта определения Ватиканского собора «de ne point affirmer la necessité absolue de la foi catholique pour le salut» (ib. 2169). 217 Мы не касаемся здесь больного и острого вопроса o канонических границах в жизни церкви и об «юрисдикциях», не потому, чтобы отрицали их практическое значение, с которым приходится считаться каждому в личном церковном самоопределении и поведении, но потому что, при всей важности их для этого последнего, здесь не содержится особого элемента для проблематики экклезиологиию Каноны суть формы церковности, но не ее существо, как кажется иным, ветхозаветно мыслящим о церкви. 219 «Вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Ис. 65, 17, 66, 22 ) «Мы, по обетованию Божию, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр, 3, 13). «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр. 21, 1 ). 221 Духовные мещане, как Маркс и социалисты, видят в этой борьбе только экономическое содержание, тогда как она идет о последних духовных ценностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Тринадцатый стих 52-й главы словами всемогущего Иеговы говорит о дивном прославлении и необыкновенном возвышении Раба Господня. 211 Слово: се (еврейское ) выражает, по обыкновению, мысль о непосредственном и реальнейшем созерцании видения или восприятии дальнейшего содержания пророчества. Слово уразумеет 212 значит: будет действовать премудро. Сопоставляя это пророчество с повествованиями о личности Давида, действовавшего премудро“, нельзя не видеть сходства между Давидом, прообразом Мессии, и настоящим пророчеством о Мессии – Рабе Иеговы ( 1Цар. 18:14–15 ; Пс. 101: 2 ). Глаголы: вознесется и прославится (а в евр. еще: возвысится – ) с заключительным понятием: еще () постепенно указывают на будущее возвышение премудро действующего“ Раба. Восходя с одной ступени на другую, Мессия достигнет наконец высоты, превосходящей все известное и понятное смертному человечеству. Некоторые из толковников довольно метко воспроизводят, соответственно трем данным понятием (– , и ), три главнейшие момента: воскресение Мессии, вознесение на небо и сидение одесную Отца 213 . Речь Иеговы, обращенная в первом предложении 14-го стиха 214 прямо к личности Раба-Мессии, во второй половине 14-го стиха и во всем 15-м стихе снова принимает тон объективной беседы 215 . Некоторые экзегеты утверждают, что слова 14-го стиха следует понимать в смысле предсказания только об унижении Раба Иеговы, а не о всех вообще страданиях Его (напр. бл. Иероним, Лютер и др.). Мы не можем согласиться с таким предположением на том простом основании, что одно унижение (хотя бы и очень глубокое) никогда не является объектом того ужаса, который внушал внешний вид Раба. Замечательную параллель 14-му стиху образуют Ис. 50:6 : Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“; Пс. 21:7 : Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе“; Иов 2:12 : подняв глаза свои издали, они (друзья Иова) не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу“ 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Наконец, термин «молитвы» в данном случае может указывать обобщенно как на молитвы, воссылаемые христианами, когда они собираются вместе, так и на молитву в Иерусалимском храме. Выше мы говорили о том, что члены Иерусалимской христианской общины во главе с апостолами регулярно собирались в храме, где у них даже было «свое» место – притвор Соломонов. Находясь там, они не только общались друг с другом, но и молились вместе, участвуя в храмовом богослужении. Особый интерес представляет содержащаяся в обоих рассматриваемых отрывках информация о финансово-хозяйственной стороне жизни первых христиан. Некоторые ученые видят в описанной Лукой системе внутренних отношений между членами раннехристианской общины отражение утопических идеалов, характерных для античной литературы (в частности, для трактата Платона «Государство») 214 . Указывают также на общину ессеев, вступление в которую предполагало отказ от имущества в пользу общины 215 . По свидетельству Иосифа Флавия, ессеи «не препятствуют никому жить со всеми общею, равною жизнью: имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк» 216 . Однако прямые параллели вряд ли возможны. Очевидно, что Лука описывает ситуацию, характерную именно для христианской общины, причем только на самых ранних этапах ее бытия. Более того, речь идет о конкретной общине – Иерусалимской. У нас нет сведений о том, чтобы такие же порядки, какие описаны здесь, устанавливались в общинах, возникавших за пределами Иерусалима, тем более в диаспоре. Экономические отношения в Иерусалимской общине были построены на принципе общего имущества: члены общины «имели все общее», «и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Из чего складывалась эта общая собственность? Из денег, которые уверовавшие получали, продавая принадлежавшие им земли и недвижимость. Эти деньги отдавали апостолам, а те, в свою очередь, распределяли их между всеми членами общины, включая малоимущих. Мы не знаем, как долго просуществовал такой порядок. Во всяком случае, не дольше 70 года, когда члены Иерусалимской христианской общины рассеялись по городам и весям Римской империи. Впрочем, бегство христиан из Иерусалима началось гораздо раньше: Лука упоминает о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии» ( Деян. 11:19 ), что можно относить уже ко 2-й половине 30-х годов. А апостол Павел в 40–е годы организует масштабный сбор пожертвований для «святых» в Иерусалиме ( 1Кор. 16:1–4 ), что очевидным образом свидетельствует о нужде, в которой находились к тому времени Иерусалимские христиане. Таким образом, описанная Лукой ситуация благоденствия, когда «не было между ними никого нуждающегося» и «каждому давалось, в чем кто имел нужду», продлилась совсем недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

[I/28] И вот воссияла свеча, но они не ищут с ее помощью Господа Бога своего. И свет Его во тьме светит, и тьма не объяла Его 215 . И на подсвечник поднялась свеча, но не увидели в доме ее света. И что же поистине есть то, что на подсвечник поднялась свеча, – если не восхождение Его на крест. И этим весь дом погрузился для них во тьму, так как во время Его распятия, свет потемнел из-за них. Он же воссиял дому народов. Потому что от часа шестого, когда распяли Его, и до часа девятого была тьма по всей земле Израильской 216 . И зашло солнце в полдень, и потемнела вся земля в середине дня, как написано пророком Захарией: Будет в день тот, говорит Господь, посажу солнце в полдень, и помрачу землю в день светлый 217 . 9 . Сейчас я возвращаюсь к моему первому рассуждению о вере: на ней поднимаются все добрые дела строения. [I/29] А то, что я сказал о строении, не от себя я сказал, но блаженный апостол написал в Первом послании к Коринфянам: Я, как мудрый строитель, положил основание, и каждый строит на нем 218 . Есть тот, кто строит из серебра, золота и драгоценного камня. А есть тот, кто строит из тростника, травы и соломы. Но в день последний будет испытано это строение в огне 219 . И вот золото, серебро и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное, а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос, и именно Он сохранит его от огня. Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав в огонь, не сгорели – Анании, Азарии и Мисаила 220 : не возобладал над ними огонь, так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора, и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь Божию, тотчас возобладал огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

215. Почему Церковь совершает крещение младенцев, хотя они не разумеют веры и значения Таинства? Сообразуясь с апостольской древностью, Церковь совершает крещение младенцев, веруя, что им дано воспринимать дары Св. Духа , ибо в детях заложено неосознанное зерно веры. «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк. Х, 14 ). " Ты извел меня из чрева матери, вложил в меня упование у груди матери моей – Ты Бог мой» ( Nc. XXI, 10 ). 216. Если младенцы не умеют грешить, лежит ли на них грех и нужно ли им очистительное таинство? Они унаследовали греховную природу, являясь потомками падшого Адама и являются носителями первородного греха. »Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух« ( Uoah. III, 6 ). «Кто родится чистым от нечистаго? Ни один» (Iob. XIV, 4). 217. Распространялись ли на детей Божии заветы – в древности и после Христова воплощения? «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола ...« ( Быm. XVII, 12 ). »В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в Крещении» ... ( Koл. II, 11 ). Так как Крещение совершается по завету Божию вместо обрезания, христиане остерегаются оставлять долго детей без Крещения, ибо они до Крещения суть «плоть и кровь» только ( Uoah. III, 6 ), и потому «не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Kop. XV, 50 ). В древности спешили крестить детей, чтобы не умереть им в первородном грехе. 218. Как же крещаемые младенцы могут дать «обещание доброй совести» ( 1Nem. III, 21 )? Вместо младенцев исповедание веры и обещание ее соблюдать дают Богу восприемники от купели. Они приходят как поручители и зовутся также – «приносящими». Церковь доверяет восприемникам, по их вере заботу о христианском воспитании младенцев. 219. Может ли быть для кого-нибудь благотворной вера другого человека? Иисус Христос не раз исцелял за веру других . " И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час« ( Mф. VIII, 13 ). »Иисус, видя веру их, говорит разслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Mpk. II, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 27–29) 1 . После многочисленных небесных поучений, которыми Господь и Спас наш наставлял Своих учеников, в нынешнем чтении Он сказал, как слышала ваша любовь: « Светильник, – сказал Он, – для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно " 216 . Под «светильником тела» имеются в виду восприятие ума и вера сердца. Если они будут в нас чисты и светлы, то, без всякого сомнения, осветят и все наше тело. Светильник же потому служит образом веры, что, как светильник освещает шаги идущих ночью, чтобы никто из них не наткнулся ни на яму, ни на какие-нибудь препятствия, – так и в этой ночи века сего сияние веры освещает все шаги нашей жизни, неся впереди свет Истины, чтобы мы не натолкнулись ни на яму грехов, ни на препятствия диавола. И действительно, Иуда Искариот, который не имел в сердце светильника веры, тотчас провалился в яму вечной смерти и за Господа жизни получил награду смерти. 2 .   Поэтому прибавлено: « Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно " 217 . Худое око у тех, у кого лукавый ум, либо искаженная вера; у тех, кто ходит не при свете, а впотьмах. О них говорит Иоанн в своем послании: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза 218 . А кто любит брата своего, тот пребывает в свете, потому что он в свете» 219 Также мы можем понять под телесным оком, которое является самым драгоценным членом тела, предстоятеля Церкви. Если вера в нем чиста и образ жизни светел, то, без сомнения, он просветит все тело Церкви. Если же учитель будет лукавым или еретиком, ясно, что подобный учитель примером жизни и вероломства способен сделать темным все тело. Не может воссиять свет истины и веры в таком народе, в котором из-за мглы заблуждения наступила ночь вероломства. 3 .   Справедливо прибавил Господь в нынешнем чтении: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» 220 . И добавил, сказав: «Не можете служить Богу и маммоне» 221 . Под этими двумя господами Он имеет в виду Бога и диавола. Однако Бог – истинный Господин, а диавол – господин ложный. И насколько далеки друг от друга истина и ложь, настолько далеки друг от друга один Господин и другой. Истинный Господин – Творец природы, а ложный господин, диавол, – извратитель природы. Тот – Податель спасения, этот – податель погибели. Тот ведет человека к небу, этот топит его в аду. Этот тащит человека к смерти, Тот выкупает его для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010