10–20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений – прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле – безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч.8–9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10–20 гл. VII – поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии. Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εδος χουσα πορνικν, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38.14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11–13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество – принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев.7сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15–18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19–20). Притч.7:21 .  Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Притч.7:22 .  Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, Притч.7:23 .  доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С праведным Ты поступишь праведно, и с мужем невинным по невинности его, С избранным будешь (поступать), как с избранным, а лукавого ниспровергнешь 206 . Ибо людей смиренных Ты спасешь, а очи гордых смиришь. Ты возжжешь светильник мой, Господи, Боже мой, Ты осветишь тьму мою. Ибо Тобою я избавлен буду от искушения 207 и с Богом моим перейду чрез стену. Бог мой! Непорочен путь Его, слова Господа очищены 208 . Он защитник всех, надеющихся на Него. Ибо кто Бог , кроме Господа? Или кто Бог, кроме Бога нашего? Бог опоясует меня силою и сделал непорочным путь мой: Он укрепляет 209 ноги мои, как у оленя, и на высоте поставляет меня. Приучает руки мои к войне, сделал мышцы мои медным луком. Ты дал мне щит спасения Твоего 210 , и десница Твоя поддержала меня, и научение Твое исправило 211 меня совершенно, и вразумление Твое научало меня. Ты расширил шаги мои 212 , и не ослабели ноги мои 213 . Буду преследовать врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, пока они не погибнут. Стесню 214 их, (так что) они не смогут встать, падут под ногами моими. И Ты опоясал меня силою на брань, низложил всех, восстающих на меня, под ноги мои. И показал мне хребет врагов моих, и ненавидящих меня истребил. Они вопияли, но не было спасающего, (обращались) ко Господу, но Он не услышал их. И развею их, как прах пред лицем ветра, счищу их, как уличную грязь. Избавишь 215 меня от народного возмущения, поставишь меня главою народов. Народ, которого я не знал, послужил мне, По слуху повиновался мне; (а) иноплеменники солгали мне, Иноплеменники одряхлели и уклонились от стезей своих 216 . Жив Господь и благословен Бог 217 ! И да будет превознесен Бог спасения моего: Бог, Который воздаст за меня и покорил мне народы, Избавил меня от гневных врагов моих. От восстающих на меня Ты удалишь 218 меня, от мужа неправедного Ты избавишь 219 меня. Посему я исповедаюсь Тебе, Господи, среди народов и буду петь Твоему имени 220 , Прославляя спасение царя 221 . Ты творишь 222 милость помазаннику Своему, Давиду, и семени его до века 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7 . Радосте моя, избави мя от обышедших мя. «Сказав о грехе, – говорит св. Афан., – умоляет освободить его от бедствий, постигших за грех, и получает на сие ответ» (ст. 8). Также бл. Феод. С Евр.: «Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления». 8 . Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Говорит сам Господь Давиду, «т.е. тебя, совратившегося и познавшего заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение оного; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А это выражение: утвержу на тя очи Мои – взял пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно и желает непрестанно смотреть на него» (Бл. Феод.). 9 . Не будите яко конь и меск 219 , имже несть разума. По мнению бл. Феодорита, это говорит уже псалмопевец. Т.е. не подражайте неразумным упорным животным, каковы, наприм., лошак и конь, которым уздою 220 и намордником 221 надобно обуздывать рот и силою влечь к себе. «Т.е. даю вам совет не соревновать в неразумии коню и меску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе бразды и узду. Означает же ими наказание» (Бл. Феод.). Броздами и уздою челюсти их востягнеши. «Речь, – говорит св. Афан., – обращена как бы к Господу: – тех, которые не хотят принести покаяния, обрати к Себе как бы некою уздою». С Евр.: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». 10 . Многи раны грешному. Причина, почему не следует подражать упорным животным, – потому что упорным, нераскаянным грешникам предстоят многие раны, многие бедствия, тогда как, напротив, уповающего на Господа обыдет или окружает милость Божия. С Евр.: «Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость». 11 . С Евр.: «Веселитесь о Господе, и радуйтесь праведные; торжествуйте все правые сердцем». 216 Во успех – εν τω στοματι. «Так перевел, говорит бл. Иерон., только Симмах. Напротив того у LXX толковников, у в V и VI издании LXX, у Акилы и в самом Еврейск. тексте стоит: «в духе его». См. 86 письмо к Суннии. В Вульгате тоже – spiritu ejus dolus. Но в Римск. изд. LXX: εν τω στοματι.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

...Научает нас святой апостол Павел, говоря: Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5, 8–9 ). Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея (см. Лк. 10, 27 ). И паки: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной, особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии. Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: Возлюби ближняго твоего, как самого себя ( Мф. 22, 39 ). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды (см. Еф. 6, 14 ), т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих (см. Мф. 5, 44 ). Остальными же словами – «плод благостыни» и «благовествование мира» – означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: Старайтесь иметь мир со всеми и святость ( Евр. 12, 14 ); Ищи мира и стремись к нему ( Пс. 33, 15 ) (2, ч. 2, с. 6–7). Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение (1, ч. 1, с. 101). Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (1, ч. 1, с. 101). Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами, с одной стороны – смирение, а с другой – милостыня и всякое снисхождение к ближнему (3, с. 216). Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству ( 1Ин. 3, 15 ). …Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (2, ч. 2, с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Итак, служение Иисуса Христа завершилось. Отец дал Ему учеников, которые приняли и уверовали во всё, что Он повелел им. Теперь Он покидает мир, оставляя в нём учеников, и поэтому просит Отца сохранить их. Но пребывание учеников в мире не пассивно. Они были избраны для определённой цели: «Чтобы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал» (15:16). Поэтому, несмотря на то что Иисус отделил их от мира, необходимо, чтобы они вернулись во враждебный им мир: «Как Ты послал меня в мир, – и Я послал их в мир». Сам Иисус Христос заверил о себе, что «Отец освятил Его и послал в мир» (10:36), для того чтобы «свидетельствовать об истине» (18:37). Следовательно, Его ученики, которые понесут истину в мир («слово Твое – истина» (17:17)), как и Он, должны быть «освящены»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19). «Освящение истиной», для которого необходима смерть Иисуса Христа, вряд ли можно понимать иначе чем дарование Св. Духа ученикам, Который в Прощальной беседе назван «Духом истины» 215 и Который откроет апостолам «всю истину». Молитва о Церкви Итак, для свидетельства и возвещения истины апостолы получат Св. Духа. Поэтому естественно, что последняя часть молитвы посвящена «верующим в Меня по слову их» (17:20). В Евангелии от Иоанна многократно указывается, что дела, совершённые Иисусом Христом, должны привести людей к принятию Ero божественного посланничества (11:42, 12:44, 17:3). В этом же состоит на значение апостольской проповеди: «Чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им» (17:22). Слава, о которой здесь говорится, – это привлечение людей к вере. Благодаря тому что апостолы поверили Иисусу, Он «прославлен в них» (17:10). Теперь эту славу – спасение людей для вечной жизни (17:3) – Иисус передал Своим ученикам. Как Сын на протяжении Своего служения явил Своё единство с Отцом, так и деятельность учеников должна стать откровением единства: «...чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были» (17:21). Сопричастность Богу для учеников невозможна, если между ними будет иметь место неприязнь или отчуждение. Они сами должны стать олицетворением единства. Поэтому Иисус молится, что бы учеников ничто не разделяло: «...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (15:22 – 23). Эта внутренняя общность – не закрытость для посторонних; напротив, она обращена к миру: «...Чтобы знал мир, что Ты меня послал и возлюбил их, как меня возлюбил» (17:23). Полнота общения апостолов с Богом 216 должна подвести людей к вере в божественное посланничество Иисуса Христа. А любовь между ними станет свидетельством исполнения заповелей (13:35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Это спасение, однако, есть не юридический акт Бога, который совершится после смерти человека, но живой процесс богоуподобления, начинающийся и развивающийся на этой земле и в этом смертном теле, почему и состояние спасенности, т. е. активная духовная жизнь, постоянно и непременно отражается и в мире физическом, и, в еще большей степени, в мире общественном. Поэтому и стяжавший мир Христов действительно спасает многих от всякого зла, внутреннего и внешнего, внедряя в сам дух людей дух мира, в сознание, ум — идеи и дела мира, действуя глубоко умиротворяюще на самые чувства окружающих своим светлым обликом. Таким образом мир Христов, приобретаемый истинными христианами, становится той доброй закваской (Лк 13:21) в Церквах и обществах, которая оказывает благотворное действие на весь внешний мир, на все межчеловеческие отношения, способствуя созиданию мира в мире. б) «Да любите друг друга» (Ин 13:34) «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — говорит Господь (Мф 5:43–48). Новая заповедь о любви (Ин 13:34), данная Христом Спасителем Своим последователям, ставит на совершенно иную, дотоле неизвестную миру почву отношения между людьми. Своим беспрецедентным в истории учением о любви к личным врагам Господь открыл человеку всепобеждающую силу добра. Открыл, что истинная, искренняя любовь реально в самом корне уничтожает всякую вражду, любое зло, хотя бы его внешние формы еще и продолжали существовать. Эта победа любви, совершаясь в духе, проявляется затем и в многоразличных внешних формах, действиях, как великая созидающая сила. «Любовь, — восклицает апостол Павел, — долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор 13:4–6). Все эти характеристики любви, составляющей самое существо и цель подлинно христианской жизни, более чем достаточно свидетельствуют человеческому сознанию об истинности того фундамента, на котором Церкви строят свое миротворческое служение. Где истинная любовь, там и действительный мир или, по меньшей мере, искреннее его искание. Эти два свойства неразлучны между собой у нового (2 Кор 5:17) христианина. Не потому ли и св. Иоанн Златоуст говорит: «Если есть мир, то будет и любовь. И наоборот, где любовь, там явится и мир» (Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. XI. СПб., 1905, с. 216). в) «Осуществленная любовь есть

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Нав.21:22 .  Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города; Нав.21:23 .  от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его, Нав.21:24 .  Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города; Нав.21:25 .  от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города. Нав.21:26 .  Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять. Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, Нав.17:7 ; Гезер, Нав.10:33 ; Беф-Орон – верхний ( Нав.10:10 ) или нижний ( Нав.16:3 ); Елтеке и Гиввефон, Нав.19:44 ; Аилон, Нав.19:42 ; Гаф-Риммон, Нав.19:45 ; Фаанах, Нав.12:21 ). Из прочих двух Кивцаим остается неизвестным по своему положению. Что касается Гаф-Риммона, данного каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в Нав.21:24 , признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца 215 . В 1Пар.6:70 второй город, данный от полуколена Манассиина каафитам, носит название Билеам, по славянской Библии Иевлаам, согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с Иевлаам по славянской Библии, как назывался Ивлеам по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ) 216 . Нав.21:27 .  А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы – Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города; Нав.21:28 .  от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его, Нав.21:29 .  Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города; Нав.21:30 .  от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его, Нав.21:31 .  Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города; Нав.21:32 .  от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь посмотри на разбойника на кресте справа. Пригвожденный, спорил он со своим товарищем, висевшим слева и хулившим Господа. Благоразумный усовещевал хулителя: «или ты не боишься Бога?.. мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» 213 . Не написано, чтобы этот благоразумный разбойник когда-нибудь ранее видел и слышал Иисуса. Впервые на кресте, корчась от боли, повернувшись к среднему Кресту, он оказался лицом к лицу с Ним. И свет лица Его осветил нечто в душе его, нечто погребенное, засыпанное пеплом, забытое, что от сотворения мира, из поколения в поколение, от предка к потомку восставало, тщетно силилось пробиться наружу. Под впечатлением от этого лица, хотя и окровавленного, измученного, иссиня-бледного, он вспомнил что-то самое исконное в себе, что-то человеческое и божественное и сразу ощутил себя сродным Распятому посередине. В жизни он уподобил себя злодею и скоту, а умирая, ощутил себя человеком. Буря жизни вырвала его дерево с корнем, но он сподобился припасть к Источнику воды живой, чтобы глотнуть оттуда и не умереть. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Два часа размышлений в муках на кресте; два часа покаяния и отвращения к загубленной своей жизни; два часа глядел он на лицо Иисусово – и обрел милость Божию, обновление, оживотворение и переселение в рай. «Истинно говорю тебе», проговорил ему Сын Божий в агонии, «истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» 214 . Это лишь несколько классических примеров. А куда больше – тысячи – душ тех простодушных, хоть и грешных людей, чьи глаза не могли оторваться от лица Иисусова! Ученики, последовавшие за Ним без слов. Никодим, не разумевший ничего, но из-за сияния лика Его ставший Его тайным последователем. Иосиф и Гамалиил и много других имен и примеров. Для таковых Господь Иисус предстал как «прекраснейший сынов человеческих» 215 . Но многих не тронуло очарование лица Его. Кто они? Это те, в ком и последняя крупица хрусталя превратилась в песок. Это князья еврейские, фарисеи, священники и книжники, ядом лицемерия, тщеславия и формализма вконец умертвившие себя. Они смотрели на это лицо, как слепые смотрят на солнце, и вторили словам пророка: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» 216 . Они были тогда, они есть и сейчас среди нас: лицемеры, глупцы слепые, вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда проглатывающие; чаши, омытые снаружи, а внутри полные нечистот; гробы окрашенные, исполненные смерти и мертвых костей, убийцы пророков и священников, змеи и порождения аспидовы, отродье человеческое и чада сатаны. Каиафа, Ирод и Пилат смотрели на лик Иисусов, но не видели в нем ни одной своей черты, ни один луч лика Его не уловил ни одной точки в их душе, на которой бы мог остановиться и которая засветилась бы ему в ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После неудавшейся попытки силой подчинить себе отложившиеся колена, Ровоам стал заботиться об укреплении за собой оставшегося ему владения 216 . Он укрепил несколько городов и между ними Вифлеем, Фекою и Хеврон, превратив их в сильные крепости и снабдив оружием и провиантом. Когда определились границы Иудейского царства, то оно обняло собою не только владения двух главных колен Иудина и Вениаминова, но и прежние земли колена Данова, переселившегося на север, и земли колена Симеонова, настолько ослабевшего политически, что оно как бы перестало даже считаться самостоятельным коленом. Кроме того, под властию Ровоама оставались еще покоренные раньше земли Эдома и Аммона, продолжавшие платить дань, установленную Давидом. В нравственном отношении царство Иудейское было усилено еще тем, что в него переселилось все колено Левиино – все священники и левиты, выселившиеся из царства Израильского вследствие введения там идолопоклоннического культа золотых тельцов. Вследствие всего этого первые годы царствования Ровоама отличались значительным для тогдашнего политического состояния страны благоденствием. К несчастию, Ровоам наследовал от своего отца его худшие качества и содержал многочисленный гарем – из 18 жен и 60 наложниц, давших ему двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. С этим неразлучны были обычные соперничества и интриги, тем более, что Ровоам показывал явное свое предпочтение своей любимой жене Маахе, дочери (или, вернее, внучке) Авессаломовой, за сыном которой Авией упрочил наследство престола и заранее сделал его «главою и князем над братьями его». Чтобы ослабить их соперничество, он благоразумно «разослал всех своих сыновей по всем землям Иуды и Вениамина, во все укрепленные города, и дал им содержание большое, и прислал много жен». Но при временном благоденствии ускорилось лишь забвение недавних грозных испытаний, и Ровоам, а вместе с ним и весь народ иудейский «оставили закон Господень» и «делали неугодное пред очами Господа». «И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме, и под всяким тенистым деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: да страшится и да трепещут вас вси звери земные… (LX, 1.2). Благословение Божие об обладании тварями, что нового содержит после потопа? Новое то, что повиновение и подчинение человеку тварей основывается уже на страхе перед ним, тогда как прежде (до падения человека) сего страх не было, и животные спокойно и кротко подчинялись человеку, как богоподобному своему владыке. Страх и отчуждение животных перед нами, как пред врагами своими, должны напоминать нам, что мы лишись через грех части своих богоподобных совершенств. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу … (Ст. 3). Почему Господь назначает человеку в пищу после потопа и животных, тогда как прежде назначал одну растительную пищу 212 ? Потому что климатические условия жизни изменились на земле после потопа, и самая земля стала менее плодородна, а силы человеческие сделались слабее. Святые отцы полагают еще и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения животных; потому что, – рассуждает блаж. Феодорит, – крайнего маломыслия дело – поклоняться тому, что употребляется в пищу 213 . Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте… (Ст. 4). Почему запрещено было употреблять в пищу кровь животных? Так как кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателем 214 , то запрещение вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству. Посему то, конечно, законом о крови животных поставлен рядом и в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития 215 . Кроме сего закон о крови животных имел в Ветхом Завете обрядовое и вместе прообразовательное значение. Поскольку кровь животных, при жертвоприношениях, должна была умолять у алтаря о душах людских 216 , а сие конечно потому, что она прообразовала кровь Иисуса Христа, то Господь и усвояет ее Себе, воспрещая вкушать ее людям 217 . в. Благодатный завет Бога с людьми и значение сего завета ( IX , 8–17) И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот Я поставляю завет Мой с вами … что не будет уже потопа на опустошение земли … (Ст. 8.9.11). В чем состоит сущность послепотопного завета Божия с людьми? Повидмому Господь обещает только, что земля не будет более опустошаема водами потопа, но это только видимая сторона завета Божия; ибо на каком же именно основании правосудный Бог обещает целость и безопасность греховному миру? Очевидно, что это обещание в сущности своей есть повторение Богом всех обетований о победоносном Семени Жены, т.е. ради того Господь не хочет более истреблять людей, что не хочет изменить своему древнему обещанию послать Спасителя роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010