11) Богословский Вестник 1905 г., февр. Вып. на стр. 190. 12) Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900 г. Вып. на стр. 78–79, 169–170, 216–217, 260–261. 13) Вальсамон Вып. на стр. 43–44, 126–127, 141, 152–153, 179, 180, 181–182, 184, 193, 271, 273, 275–276, 329, 341, 345, 359–360; указ. на стр. 272, 274, 275 и 293. 14) Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников, изд. 1892 г. Вып. на стр. 309–310. 15) Св. Василий Великий . а) Творения его в рус. пер. Москов. дух. акад. Вып. на стр. 3, 28–29, 101, 113, 131, 137, 173, 181, 182, 192, 193. 203, 273, 279, 287–288, 308–309 и 363: указ. иа стр. 277 и 331. 16) Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь . Вып. на стр. 343–345. 17) Преп. Викентий Лиринский . Памятные записки, изд. 1863 г. Вып. на стр. 102, 311–312. 18) Ветринский И. Памятники христитанской древности. Т. I. Указ, на стр. 325. 19) Георгий Кедрин. Деяния церковные и гражданские. Изд. 1820 г., ч. 1. Вып. на стр. 281. 20) Геттэ В. История христианской церкви. Т. III. Указ. на стр. 334. 21) Голубинский Е. а) История Русской Церкви. Т. II. М., 1900 г. Вып. на стр. 147, 148 и 306–307. б) К нашей полемике с старообрядцами. М., 1896 и 1905 гг. Вып. на стр. 286–287, 293, 313–314, 318 и 319. 22) Грамота Константинопольская патр. Паисия I к Московскому патр. Никону. СПб., 1881 г. Вып. на стр. 315. 23) Св. Григорий Богослов . а) Творения его в рус. перев. Москва, 1889 г. Вып. на стр. 10–11, 41, 85, 101–102, 130, 137, 143–144, 160–161, 186, 195, 234, 274, 276, 288 и 360. б) Житие его, изд. 1665 г. Вып. на стр. 345. 24) Св. Григорий Двоеслов . Беседы на Евангелия, изд. 1860 г. Вып. на стр. 96 и 300. 25) Св. Григорий. Нисский. Творения его в рус. пер. М., 1872 г. Вып. на стр. 12, 138, 183, 187 и 192. 26) Св. Грягорий Чудотворец (Неокесарийский). Вып. на стр. 192. 27) Громогласов И. К вопросу о расколе Белокриницкой иерархии. Сергиев Посад, 1895 г. Вып. на стр. 348, указ. на стр. 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

б) Толкование посл. к Галатам, изд. 1842 г. Вып. на стр. 276. в) Толкование посл. к Ефесеям. Указ. на стр. 337–338 и 379. г) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла, печ. 1623 г. в Киево-Печерской Лавре. Указ. на стр. 100. 41) Зонара. Вып. на стр. 43, 44, 125–127, 180–184, 193–194, 271–272, 275–277, 293, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 194 и 272. 42) Св. Игнатий Богоносец . а) Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 32–34, 55, 73–74, 109, 113, 142, 174 и 194. б) Послание к Филадельфийцам. Киев, 1888 г. Вып. на стран. 30. 43) Св. Ипполит еп. Римский. Творения его в рус. пер. Казань, 1898– 1899 гг. Вып. на стр. 14, 77–78. 214–216, 254–259, 263–264 и 269. 44) Св. Ириней, еп. Лионский. Пять книг против ересей, в рус. пер. прот. Преображенского. М., 1871 г. Вып. на стр. 1, 39–40, 133–135, 239–247, 262 и 292; указ. на стр. 292. 45) Пророк Исаия. Указ. на стр. 197. 46) Пр. Исидор Пелусиот . Творения его в рус. пер. М., 1859–1860 гг. Вып. на стр. 30, 37, 42, 53–54, 112, 164 и 203; указ. на стр. 30. 47) Бл. Иероним Стридонский . Творения его в рус. пер. Киев, 1879– 1903 гг. Вып. на стран. 2, 9–10, 15–17 , 33, 35, 44–45, 58–63, 82–85, 93–94, 98–99, 110, 129, 140, 159, 167, 188, 197–198, 204–206, 218–222, 261, 265–266, 278, 282–283, 307–308, 323, 326, 342, 350–351, 355–356, 361–362; указ. на стр. 10, 58, 61, 98 и 326. 48) Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православ. веры. Вып. на стр. 102. 49) Св. Иоанн Постник . Вып. из Номоканона при Иоасафовском Требнике на сгр. 184. 50) Пр. Иоанн, игумен Синайский. Лествица, пзд. Тр.-Серг. лавры, 1901 г. и Козел. Оптин. пустыни. Вып. на стр. 102–103 и 187. 51) Иоанн, еп. Смоленский. Опыт курса церков. законоведения. Вып. на стр. 330; указ. на стр. 293, 324, 325 и 329. 52) Пр. Иосиф Волоцкий . Просветитель, изд. I, Казань. Вып. на стр. 82. 53) Каптеревъ Н. Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887 г. Вып. на стр. 319–320. 54) Катихизис Большой, печ. 1878 г. в Гродно Вып. на стр. 153, указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

ампира (в частности, по его образцу был построен в 1817-1823 собор св. Александра Невского в Ижевске). В 1852-1855 гг. устроены приделы в честь Покрова Пресв. Богородицы и апостолов Петра и Павла. С 1855 по 1908 г. в соборе служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собор с его классицистическим интерьером и коринфскими раннехрист. колоннадами являлся святому в юношеских предзнаменованиях о его буд. жизни ( Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе: Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. М., 2011). На рубеже XIX и XX вв. собор стал местом паломничества со всей России к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. В 1931 г. собор был закрыт, а в 1932 г. снесен. Совр. исследователи считают, что К. создал в России наиболее близкие к античным дворцы, интерьеры и парковые павильоны. Он проявил себя как талантливый градостроитель, способный, не вторгаясь в уже сложившиеся пространственные структуры, создать новые и взаимосвязанные друг с другом ансамбли; его церковные проекты и сооружения возродили интерес к визант. архитектуре и символике древнего церковного зодчества. Соч.: Cameron Ch. The Baths of the Romans Explained and Illustrated: With the restorations of Palladio corrected and improved. L., 1772 (рус. пер.: Термы римлян, их описание и изображение вместе с реставрациями Палладио. М.; Л., 1939). Изд.: Charles Cameron, 1740-1812: Architectural drawings and photographs from the Hermitage Coll., Leningrad, and Architect. Museum, Moscow. L., 1967. Лит.: Петров П. Н. Значение архит. Камерона//Зодчий. 1885. 3/4. С. 17-18; Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889, 1994р; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1911, 1992р; Чарльз Камерон: Сб. ст./Ред.: Э. Голлербах, Н. Лансере. М.; Пг., 1924; Талепоровский В. Н. Чарльз Камерон. М., 1939; Loukomski G. Charles Cameron: (1740-1812). L., 1943; Земцов С. М. Павловск. М., 1947; Гримм Г. Г., Петров А. Н. Петербургские архитекторы посл. четв. XVIII в.//История рус. искусства. М., 1961. Т. 6: Искусство 2-й пол. XVIII в./Ред.: В. Н. Лазарев, Т. В. Алексеева. С. 216-225; Гримм Г. Г. Архит. Воронихин. М.; Л., 1963; Швидковский Д. О. Архит. Ч. Камерон: Новые мат-лы и исслед.: АКД. М., 1984; он же. Последний период творчества архит. Ч. Камерона в документах Адмиралтейства//ПКНО, 1984. М., 1986. С. 523-530; idem (Shvidkovsky D. O.) The Empress and the Architect: (British Architecture and Gardens at the Court of Catherine the Great). New Haven, 1996; он же. Архит. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. М., 2001, 2010 2; он же. Чарлз Камерон и архитектура имп. резиденций. М., 2008; Козьмян Г. К. Чарлз Камерон. Л., 1987; Павловск: Дворец и парк/Сост.: А. М. Кучумов, М. А. Величко. Л., 1987; Алленов М. М. Рус. искусство XVIII - нач. XX в. М., 2002. (История рус. искусства; кн. 2); Путятин И. Е. София константинопольская и «греческий проект» в рус. церковной архитектуре// Он же. Образ рус. храма и эпоха Просвещения. М., 2009. С. 116-127.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

684 В ряде рукописей и в издании Фикары славословие продолжено в виде традиционной формулы «Ему же подобает слава… с безначальным Его Отцом… во веки веков. Аминь». Х. Г. Сотиропулос предлагает сравнить эту главу с творениями прп. Петра Дамаскина (Кн. I, гл. 36 Что великое благо любовь// Φιλοκαλ α. 11784. Σ. 628=51991. Τ. 3. Σ. 93: 36 – 94: 1). Определённая тематическая схожесть поддерживается двумя однокоренными словами, так что отдалённая аллюзия не исключена (Пер.). 688 Здесь и в дальнейших главах автор пишет о преимуществе молитвы мытаря (со словами «смилуйся надо мной» и т. д.) перед молитвой Иисусовой (со словами «помилуй меня»), ибо первая годится как для грешника, так и для совершенного. 695 Ряд рукописей и издатели Фикары добавляют (возможен пропуск по гомиотелевтам): «исповедуя, что он грешен; однако же и сам он имеет грехи». 696 Место установил А. Риго. См.: прп. Иоанн Кассиан . Собеседования, I, 18//PL 49, 507 B; CSEL 13, p. 27 Petsch enig; SC 42, p. 99 Pich ery. В Добротолюбии ( Φιλοκαλ α. 11782. Σ. 80=31957. Τ. 1. Σ. 84), на которое ссылается А. Риго, этот текст помещён в древнем переводе с латинского, однако в данном месте греческий перевод менее детальный, чем латинский оригинал (в греческом тексте говорится только о «хлебе (пшенице) или плевелах», тогда как в латинском читаем: utrumnam triticum malit an hordeum loliumve comminui, «пшеницу ли молоть, или жито, или куколь растирать», цит. рус. пер., с. 181–182; греческий переводчик опустил «ячмень»), так что автор 50-ти глав пользовался другим переводом, более близким к латинскому оригиналу, нежели текст Добротолюбия (Пер.). 698 Цитата не установлена. Ссылки на PG 79, 1185 CD и 1104 D у Х. Г. Сотиропулоса и издателей Фикары ложные. 707 По синтаксису данного предложения в 50-ти главах «которых» – это, скорее, «разумение и слово», тогда как по Гномической антологии Илии Экдика указанное местоимение подразумевает «ум и чувство». 708 Ср.: Илия Экдик. Гномическая антология, 222 [по нумерации Rigo 2008, 226] [­ II, 112 Добротолюбие и PG]=Пс.- Максим Исповедник . Другие главы, 216//PG 127, 1169=PG 90, 1452 C (атрибуция скрытой цитаты принадлежит А. Риго).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Отец Серафим преодолел зыбучие пески модных философских учений, понял, что, прежде чем задаваться целью, куда идти, человек должен найти истинный ответ на вопрос, откуда он родом. Незадолго до смерти отец Серафим писал: «Ответ мы найдем в мудрости Церкви, доверившись нашим пастырям и святым отцам, жившим до нас. Люди готовы это услышать». 935 637 Fr.Herman and Brotherhood. Father Spyridon: Sotainnik of Blessed John//The Orthodox Word. 1988. P.197–198. 638 Fr.Herman and Brotherhood. Father Spyridon: Sotainnik of Blessed John//The Orthodox Word. 1988. P.238. 639 Fr.Herman and Brotherhood. Father Spyridon: Sotainnik of Blessed John//The Orthodox Word. 1988. P.201. 643 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СвятоТроицкая лавра, 1908. Слово 4:78. 644 Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Слова подвижнические. М., 1893. Слово 48. С 215–216. 646 Abbess Vera Verkhovsky. Elder Zosima, Hesychast of Siberia. Platina, 1990. P.127–128, 107; Житие и подвиги схимонаха Зосимы. Platina (California), 1977. C.75,91–92. 647 See: Fr.Seraphim Rose. Genesis, Creation and Early Man. P.166–167, 328, 421, 445; and St.Gregory of Sinai. Chapters on Commandments and Dogmas in: The Philokalia. Vol.4. London, 1995. P.213; Добротолюбие. В рус. пер., доп. М., 1895. Т.1. 648 Интервью о.Алексея Янга в номере «Русского пастыря» от 9 марта 1999г. Об архиепископе Иоанне в этом интервью говорится как о св.Иоанне, поскольку оно вышло после его канонизации. 650 Eugene Rose. The Prayer of the Good Thief. Written in april 1964. In Fr.Seraphims «Heavenly Realm». P.39. 653 См.: A Note on Reincarnation//Fr.Seraphim Rose. The Soul After Death. Platina (California), 1980. P.129. Revised edition: 1993. P.121–127. 660 Fr.Seraphim Rose. The Desert Dwellers of the Jura//The Orthodox Word. 1977. P.114–115. Sec: St Gregory of Tours. Vita Patrum/Platina (California), 1988. P.123–124. 661 См., например: Прпп. отцы Варсануфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1855. Гл.256, 535, 551; St.Nikolai Velimirovich. The Prologue of Ohrid. Alhambra (California), 2002. Reflection for June 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

216 Эвклидовых начал три книги – пер. с греч. Ф. Петрушевского, СПб. 1835 г, стр. 103–105, кн. IX, предл. XII. 217 Секст Эмпирик , – Пир. осн., II, 185–192 и 130–133 (Sex. Em., pp. 99–101, 930–31); Его же. Против математиков. VIII, 463–481 и 278 сл. (id., pp. 387–391 и 251). – Ср. Р. Рихтер , стр. 127. 218 Систематически использовал этот прием Вл. Соловьев, пытаясь разбить скептицизм по всей линии: Кр. отвл. нач., примеч. 5-е («Собр. соч.», Т. 2, стр. 341–346). 219 Первое столкновение Пигасова с Рудиным. И. С. Тургенев , – Рудин, II. – «Соч.», М, 1880, Т. 3, стр. 28 и далее стр. 28–31. 220 G. Vailati, – Di un’opera dimenticata del P. Girolamo Saccheri (Logica demonstrativa, 1697) («Rivista filosophica», 1903, sept.–oct.). – Его же. Sur une classe de raisonnements par l’absurde («Rev. de Met», 1904, nov.). Ссылки no, p. 36, an. 1. 223 T. Гомперц, – Греческие мыслители, пер. со 2-го нем. изд. Е. Герцык и Д. Жуковского, Т. I, СПб. 1911 г, Ч. 3, I, стр. 239–240. 224 Пользуюсь переводом фрагментов, сделан. Г. Ф. Церетели и приложен. к рус. пер. книги: П. Таннери , – Первые шаги древнегреческой науки, СПб. 1902, прил., стр. 59–66. – Текст фрагм.: Fr. G. A. Mullachius , – Fragmenta philosophorum graec. [T. I], Parisiis, 1875, pp. 315–329. – H. Diels , – Doxographi graeci, Berolini, 1879. – Уже после того, как была написана настоящая книга, вышло отд. изд. с перев. фрагм.: Гераклит Эфесский , – Фрагменты. Пер. Вл. Нилендера, изд. «Мусагет», М, 1910. 225 «Иногда он (Спиноза) позволял себе также в виде маленького развлечения выкурить трубку табаку или же, когда он желал дать своему уму более продолжительный отдых, он ловил и стравливал нескольких пауков или бросал в паутину мух; и наблюдение за борьбой насекомых доставляло ему такое удовольствие, что, глядя на это, он разражался громким смехом» (И. Колерус, – Жизнь Б. де Спинозы. – Переписка Б. де Спинозы с приложением жизнеописания. – Пер. с лат. Л. Я. Гуревич, под ред. и с прим. А. Л. Волынского, СПб. 1891, стр. 20). 227 Загадочное слово γχιβαση, переводимое Церетели чрез «противоречие», Нилендер передает чрез «подхождение», очевидно производя его от γχι=γγς, близ и βανω – иду. Древние лексикографы объясняют: γχιβτης· πλσιον βανων и γχιβατεν γγς βεβηκναι. Новейший лексикограф уничтожает спор, объявляя слова γχιβατεν и γχι(σ)βαση просто за поврежденные чтения, приписанные Свидою ионянам и Гераклиту вместо μφιβατεν и μφιρβασην. Причиною поврежденности было, по его словам, написание νφι вм. μφι (Henr. van Herverden . Lexicon Graecum suppletorium et dialecticum. Lugduni Batavorum, 1902, p. 14). Но, как бы ни решился этот сложный вопрос о фрагменте «противоречие», – если бы такого фрагмента и не было, то «il faudrait l’inventer».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

16.  Филофей  Синайский (ИАБ, 4. 1854–1859). «Главы о трезвении» (Capima de temperantia – CPG, N 7864. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 515–525. 1958. Τ. 2. Σ. 274–286. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 401–420). Пролог к «Главам», опущенный в «Д.», издан в патрологии Миня (PG. 98. Col. 1369). Пресв. Илия Экдик. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 17.  Илия Экдик . «Цветослов мысленный». «Главы познавательные» (Ανθολγιον γνωμικν. Κεφλαια γνωστικ – CPG, N 6080, 7716; ИАБ, 6. 203–209. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 529–536, 537–548. 1958. Τ. 2. Σ. 289–298, 299–314; PG. 127. Col. 1129–1176; 90. Col. 1401–1461. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 423–440 – 241 глава, нумерация сплошная по PG. 90). В рукописях главы, вошедшие в «Цветослов...», приписываются помимо Илии Экдика также прп. Максиму Исповеднику , Иоанну Карпафийскому и Нилу Синайскому . Прп. Никодим и свт. Феофан писали о возможности отождествления автора глав с Илией Критским, составителем толкований на слова свт. Григория Богослова (нач. XII в.). Среди совр. ученых это предположение получило неоднозначную оценку (Laurent. 1958. P. 121–123; Disdier. 1932. P. 17–43). 18. Феофан Монах. «Лествица» (Κλμαξ – ИАБ, 6. 1895. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 549–550. 1958. Τ. 2. Σ. 315–317;  Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Т. 3. Ч. 1. К., 1877. С. 609–615. Рус. пер.:  Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Т. 3. Ч. 2. СПб., 1892. С. 211–216). В рус. «Д.» «Лествица» не была включена, возможно, как сочинение неизвестного автора. Петр Дамаскин . Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 19. Петр Дамаскин . «Книга 1-я». «Книга 2-я» (Βιβλον α´. Βιβλον β´ – ИАБ, 6. 210–213. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 555–654, 654–695. 1960. Τ. 3. Σ. 5–111, 112–168. Рус. пер.: Петр Дамаскин, св. мч. Творения/Пер.: А. И. [архим. Ювеналий (Половцев) ]. М., 1874. С. X, 229, 133). Прп. Никодим оценил книги Петра Дамаскина как «возглавление священного бодрствования... круг в круге, уплотненное Добротолюбие в Добротолюбии» (Θιλοκαλα. 1960. Τ. 3. Σ. 4). Атрибуция одного из фрагментов 1-й кн. Симеону, митр. Евхаитскому, предложенная в одной из рукописей, скорее всего недостоверна (Gouillard. 1939. P. 269).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

16. Филофей Синайский (ИАБ, 4. 1854-1859). «Главы о трезвении» (Capima de temperantia - CPG, N 7864. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 515-525. 1958. Τ. 2. Σ. 274-286. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 401-420). Пролог к «Главам», опущенный в «Д.», издан в патрологии Миня (PG. 98. Col. 1369). Пресв. Илия Экдик. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Пресв. Илия Экдик. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 17. Илия Экдик . «Цветослов мысленный». «Главы познавательные» (Ανθολγιον γνωμικν. Κεφλαια γνωστικ - CPG, N 6080, 7716; ИАБ, 6. 203-209. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 529-536, 537-548. 1958. Τ. 2. Σ. 289-298, 299-314; PG. 127. Col. 1129-1176; 90. Col. 1401-1461. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 423-440 - 241 глава, нумерация сплошная по PG. 90). В рукописях главы, вошедшие в «Цветослов...», приписываются помимо Илии Экдика также прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Карпафийскому и Нилу Синайскому. Прп. Никодим и свт. Феофан писали о возможности отождествления автора глав с Илией Критским, составителем толкований на слова свт. Григория Богослова (нач. XII в.). Среди совр. ученых это предположение получило неоднозначную оценку ( Laurent. 1958. P. 121-123; Disdier. 1932. P. 17-43). 18. Феофан Монах. «Лествица» (Κλμαξ - ИАБ, 6. 1895. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 549-550. 1958. Τ. 2. Σ. 315-317; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Т. 3. Ч. 1. К., 1877. С. 609-615. Рус. пер.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Т. 3. Ч. 2. СПб., 1892. С. 211-216). В рус. «Д.» «Лествица» не была включена, возможно, как сочинение неизвестного автора. Петр Дамаскин. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Петр Дамаскин. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 19. Петр Дамаскин. «Книга 1-я». «Книга 2-я» (Βιβλον α. Βιβλον β - ИАБ, 6. 210-213. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 555-654, 654-695. 1960. Τ. 3. Σ. 5-111, 112-168. Рус. пер.: Петр Дамаскин, св. мч. Творения/Пер.: А. И. [архим. Ювеналий (Половцев)]. М., 1874. С. X, 229, 133). Прп. Никодим оценил книги Петра Дамаскина как «возглавление священного бодрствования... круг в круге, уплотненное Добротолюбие в Добротолюбии» (Θιλοκαλα. 1960. Τ. 3. Σ. 4). Атрибуция одного из фрагментов 1-й кн. Симеону, митр. Евхаитскому, предложенная в одной из рукописей, скорее всего недостоверна ( Gouillard. 1939. P. 269).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Пс.-Ефрем Сирин На слова «Вонми себе». CPG 3932. TLG 4138/26. Рус. пер.: Св. Ефрем Сирин . Творения. Т. 1. СП, 1907 [ р 1993]. С. 286–315 [слово 24]. Vol. 1, p. 230–254 Assemani; vol. 2, p. 142–198 Phrantzoles – 41060 О добродетелях и страстях. CPG 4055, TLG 4138/106. Рус. пер.: Творения. Ч. 3. СП, 1912 [р1994]. С. 385–395 (вторая часть, рус. пер. со с. 389, совпадет с соч. Пс.– Афанасия и Пс.- Иоанна Дамаскина ). Vol. 3, p. 425 F Assemani; vol. 5, p. 394: 6 Phrantzoles – 24 71 Vol. 3, p. 428 CD Assemani; vol. 5, p. 399: 12 sqq. Phrantzoles – 118 3 Ср. также выше (Пс.- Афанасий Александрийский . Сочинение к некоему политику) и ниже (Пс.- Иоанн Дамаскин . О добродетелях и пороках). Житие Симеона Столпника младшего. CPG 7369. 5089/1. BHG 1689. 160: 32 van den Ven – 19 43 Иероним Стридонский , блж. Толкование на пророка Иеремию. CPL 586. Рус. пер.: Творения блж. Иеронима Стридонского . Ч. 6. Киев, 1880 (Б-ка творений св. отцов и учителей Церкви западных). С. 173–529. IV [PL 24, 824 A; Corpus Christianorum. Series latina, ed. S. Reiter, 1960, p. 281: 11] – 225 249 Изречения святых отцов (Апофтегмы) Алфавитное собр. CPGS 5560. TLG 2742/1. ИАБ IV, 219–228. Рус. пер.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 ( р СТСЛ, 1993). Аммон, 4 [PG 65, 120 C] – 25 сн. Антоний, 9 [PG 65, 77 B] – 125 39 Арсений, 40 [PG 65, 105 С] – 121 13 Исидор, 4 [PG 65, 220 CD] – 435 10 Макарий Египетский 19 [PG 65, 269 C=PG 34, 249 A] – 155 96 , 156 102 33 [PG 65, 277 C=PG 34, 256 D] – 141 7 Моисей, 6 [PG 65, 284 C] – 100 127 Пимен, 129 [PG 65, 353 D] – 123 23 Серапион, 1 [PG 65, 416 B] –25 сн. Анонимное собр. CPGS 5561. TLG 2742/2. 242, p. 363 Nau – 25 сн . Систематическое собр. CPGS 5562–5565. TLG 2742/5–8. ИАБ IV, 229–235. Рус. пер. В. Рождественского : Древний патерик, изложенный по главам. М., 3 1899 [и репринты]. II, 19 [SC 387, p. 134 Guy] – 100 127 XII, 2 [SC 474, p. 208: 4–5 Guy] – 151 72 Илия Экдик Гномическая антология. CPG 6080 (Пс.- Нил Анкирский )=CPG 7716 (Пс.- Максим Исповедник ). Рус. пер.: ИАБ VI, 204, ср. IV, 1622. 222 [по нумерации Rigo 2008, 226] [=II, 112 Добротолюбие и PG 127, 1169]=Пс.- Максим Исповедник . Другие главы, 216 [PG 90, 1452 C] – 159 119

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010