Авраам и Сара, услышав обетование сына Исаака, смеются в сердце своем, – и тайный помысел не укрывается от ведения Божия. Они обличаются за смех, и самое помышление, как бы часть неверия, подвергается упреку. Однако из-за того что смеялись, не осуждаются в неверии, но за то, что впоследствии поверили, получили пальму праведности. Лот, преспавший с дочерями, не знает что он сделал и, упоенный ими, не имеет преступления сознательного, и однако грех вменяется ему. Обличай святаго мужа Иакова, зачем он полюбил красивую Рахиль, за которую и служил долгое время, и наскучил первоначальным сожительством с Лиею, а наконец примирись с человеческою слабостью, которая и любить красивые тела и отвращается безобразных. Иаков оплакивает смерть сына своего Иосифа и долго не принимает утешения от сыновей своих, отвечая: «плача и стеная пойду в ад» ( Быт. 37, 35 ), и показывает себя человеком, когда, праведный, не знает что сталось с праведным сыном Иосифом. В Исходе написано: аще кто кого ударит, и умрет, смертию да умрет. Аще же не хотя, но Бог предаде его в руце его, дам тебе место, в неже убежит убивый ( Исх. 21, 12. 13 ). Здесь следует заметить, что Бог предал человека в руки его, а между тем убивший по неведению осуждается в ссылку. В книге Левит постановляется закон: «если душа согрешит пред лицем Господа невольно против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь чего не должно делать, священник ли будет, или все собрание и весь народ, а потом узнает грех свой, которым согрешил по неведению, пусть принесет жертву, козла из коз, самца без порока и возложит руки свои на голову его и заколет его на том месте, где замаются всесожжения пред Господом ибо это жертва за грех» ( Лев. 4, 2, 13. 22 и сл.). И затем постановляется следующее: «если прикоснется к чему-нибудь нечистому, чего касаться не дозволено, и сделает это по неведению, и потом узнает, или обещает что-нибудь и забудет, то пусть исповедует грех свой, в котором он видит себя согрешившим и принесет Господу за то, в чем согрешил, овцу или козу за грех свой, которым он согрешил, и помолится за него священник о грехе, и отпустится ему грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Агнец» – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете «Агнец» становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. В католической церкви он называется host – гостия, от слова hostia (лат.) – жертва; оно также означает Агнца. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес. Вот мы наконец и добрались до Креста. Иисус Христос, Сын Божий, Бог, Агнец Божий, Жизнь, Свет, Истина, Путь, Мир, Сила, Спасение, Освящение – все эти слова сказаны о Христе в Священном Писании , то есть в 27 канонических книгах Нового Завета. Но самое главное во всем этом то, что Он должен пострадать и умереть. Чтобы Господь победил, Его должны предать, оставить, отдать в руки язычников, предать смерти. Смерти, которая согласно Закону Моисея была проклятием, потому что в Законе Моисеевом сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». Он должен был умереть именно этой смертью и никакой другой – в руках язычников, как разбойник, вместе с другими разбойниками. И все это должно произойти – о в этом и состоит христианское Евангелие – для победы Господа на планете Земля. Все это должно произойти. А начинается все с зачатия в утробе Пресвятой Девы. Мы иногда говорим сокращенно – мы пару раз говорили об этом вчера, – что в православии все Евангелие и победа Господа и Иисуса Христа заключается в чреве Пречистой Девы и гробнице Иосифа Аримафейского. Исаия предсказывает, что Он будет «погребен у богатого», и действительно, этот богатый человек снял тело Иисуса в креста и положил в свой собственный новый гроб. Таким образом, Иисус из Назарета – Господь, ставший человеком. Он само Слово Божие и через Него все начало быть. В Нём, через Него и для Него держится мир. Он рука Божия, dmiourgos. Так говорит о Нем Библия . Он действительно Бог и действительно становится человеком, чтобы пострадать и умереть и обеспечить победу Бога, и таким образом показать, что именно Он Помазанник.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 5. Знают ли Бога дети? Он опыт из лепета лепит И лепет из опыта пьет... О. Мандельштам. Сижу за письменным столом, уткнувшись в книгу. Распаренный от беготни Ванюшка останавливается за моим плечом: — Мама, а это кто такой страшный? — Идол. Его археологи в земле нашли. — И как это людям было интересно молиться на такого козла? Сделали бы лучше себе какого-нибудь человека покрасивее да и молились на него. — А от этого ничего бы не изменилось. Идол он и есть идол. — Верно, — задумчиво протянул Ваня. А потом тряхнул своей мальчишеской головой и решительно произнес: — Зачем что-то выдумывать? Бог ведь и так красивый. Глянул на меня глазами, в которых я не увидела ни лукавинки, и побежал дальше, стреляя из своего любимого автоматика. Интересно, а откуда Ванька знает, что Бог красивый? Часто я задаю себе подобные вопросы, потому что слышу от детей слова о Боге, которых я им не говорила. Они приходят к ним откуда-то изнутри, из самих себя. Почему? Да потому что в Церкви Христовой Отца знают все Его чада! Убеждена в этом. Иначе я просто не понимаю: зачем мучить себя какой-то по-особому трудной церковной жизнью? Мне скажут: в надежде на будущее блаженство. Ну, а если его у меня не будет? По грехам моим? Может ли быть так, чтобы Милостивый Господь хоть где-то да не одарил меня счастьем? Знать Бога — это ведь очень много. Таким счастьем и обладают в Церкви все люди. По слову пророка Иоиля: " И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения " . Иногда мне хочется подойти к человеку в церкви и сказать ему:

http://zavet.ru/book/sokolova10.htm

Ахмед: Хорошо ты разъяснил эту неизреченную тайну. Но почему же всё-таки Христос заповедал верующим в Него есть Свою плоть? Самон : По неизреченному человеколюбию и удивительному домостроительству это произошло. Это для отражения [козней] противных сил, это же и для спасения наших душ, а одновременно и тел, а поскольку нельзя было, чтобы Христос телесно обращался и жил с нами на земле до скончания века, ежечасно врачуя всевозможные бедствия и недуги наши, поэтому Всесильный и Многомилостивый и Человеколюбивый не возжелал оставить нас отдельно от Себя, но как детей соединить через общение и причащение этого хлеба и вина и воды, как свойственных другой природе, и не осквернённых, в Тело Его и Кровь преложенных силою Божией, согласно Его предписанию. Который и во отпущение грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела соделывает верных достойными принимать [это]: ибо если не будете есть, говорит, Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе ( Ин 6:54 ). Вот что нам передано, свято [нами] соблюдается и бесспорно достойно веры, [и будет совершаться] до тех пор, пока Он Сам придёт, согласно сказанному Павлом (см. 1Кор 4:5 ). Ахмед: Стало быть, это причастие и жертвоприношение Тела и Крови Христовой, которое приносят иереи, есть истинно Тело и Кровь Христовы, или [только] отображающие Тело Его, подобно жертве козла, которую иудеи приносили? 24 Самон : Да не случится нам [когда] назвать святое причастие прообразом Тела Христова, или “простым хлебом”, или: “знаком”, или: “образом”, но это истинно сами Тело и Кровь Христа Бога нашего, видимым образом воспринятое, ставшее плотью и рождённое от святой Богородицы и Приснодевы Марии; ибо мы таким образом [в это] веруем, и таким образом [это] принимаем, как [слышим] из голоса Самого Христа, Который на таинственной трапезе передав ученикам животворящий хлеб, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое ( Мф 26:26 ), подобным образом и чашу предложил им, глаголя: Сие есть Кровь Моя ( Мф 26:28 ). Не сказал: “это есть отображение Моего Тела и Крови” и [не сказал]: “образ”. И в других многих местах видим, [как] Христос говорит: ядущий Плоть Мою и пиющий Кровь Мою ( Ин 6:56 ) имеет жизнь вечную ( Ин 6:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ахмед . Хорошо ты разъяснил эту неизреченную тайну. Но почему же всё–таки Христос заповедал верующим в Него есть Свою плоть? Самон . По неизреченному человеколюбию и удивительному домостроительству это произошло. Это для отражения [козней] противных сил, это же и для спасения наших душ, а одновременно и тел, а поскольку нельзя было, чтобы Христос телесно обращался и жил с нами на земле до скончания века, ежечасно врачуя всевозможные бедствия и недуги наши, поэтому Всесильный и Многомилостивый и Человеколюбивый не возжелал оставить нас отдельно от Себя, но как детей соединить через общение и причащение этого хлеба и вина и воды, как свойственных другой природе, и не осквернённых, в Тело Его и Кровь преложенных силою Божией, согласно Его предписанию. Который и во отпущение грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела соделывает верных достойными принимать [это]: ибо если не будете есть, говорит, Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе (Ин 6:54). Вот что нам передано, свято [нами] соблюдается и бесспорно достойно веры, [и будет совершаться] до тех пор, пока Он Сам придёт, согласно сказанному Павлом (см. 1 Кор 4:5). Ахмед . Стало быть, это причастие и жертвоприношение Тела и Крови Христовой, которое приносят иереи, есть истинно Тело и Кровь Христовы, или [только] отображающие Тело Его, подобно жертве козла, которую иудеи приносили? Самон . Да не случится нам [когда] назвать святое причастие прообразом Тела Христова, или «простым хлебом», или: «знаком», или: «образом», но это истинно сами Тело и Кровь Христа Бога нашего, видимым образом воспринятое, ставшее плотью и рождённое от святой Богородицы и Приснодевы Марии; ибо мы таким образом [в это] веруем, и таким образом [это] принимаем, как [слышим] из голоса Самого Христа, Который на таинственной трапезе передав ученикам животворящий хлеб, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф 26:26), подобным образом и чашу предложил им, глаголя: Сие есть Кровь Моя (Мф 26:28). Не сказал: «это есть отображение Моего Тела и Крови» и [не сказал]: «образ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Батюшка сделал свое замечание относительно того объяснения, которое дала Р-я детям, спрашивая молитву; она сказала: «на путь спасения направи – спаси нас». (Разве Ангелы нас спасают?) Он очень одобрительно отнесся к тому, что Р–я следила за тем, как сидели ученицы; заботилась, чтобы они сидели прямо. Многосторонности учительницы можно только порадоваться. Что же касается ораторства, то оно здесь неуместно. В общем же батюшка остался уроками Р-ли очень доволен. Составила слушательница N. N. а) Урок 1 У Исаака, сына Авраамова, было двое сыновей: Исав и Иаков Об их жизни вы узнаете впоследствии, а я перейду к рассказу об Иосифе сыне Иакова. Итак, у внука Авраама – Иакова было 12 сыновей. Иаков больше всех своих сыновей любил Иосифа за то, что он был добрее и послушнее своих братьев, и сделал ему разноцветную одежду. Когда братья Иосифа увидели, что отец их любит Иосифа более всех, то стали завидовать Иосифу; возненавидели и даже не могли говорить с ним дружелюбно. А когда Иосиф увидел сон и рассказал его братьям своим, то они возненавидели его еще больше. Рассказал же Иосиф следующее: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал прямо, а ваши снопы встали кругом и поклонились моему снопу» ... И сказали братья его: «неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» И видел Иосиф другой сон и рассказал его отцу и братьям своим: вот видел я, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Побранил его отец и сказал ему: неужели я, твоя мать и твои братья придем поклониться тебе до земли?» Вопросы: Кто был Иаков, как он приходился Аврааму? Сколько у Иакова было сыновей? Почему он Иосифа любил более других? Как относились братья к Иосифу? За что возненавидели его еще больше? Братья Иосифа занимались тем, что пасли скот отца своего. И сказал однажды Иаков Иосифу: «пойди, посмотри, здоровы ли братья твои, и цел ли скот, и принеси мне ответ». Иосиф пошел к братьям своим и отыскал их. А братья увидели его издали и стали говорить друг другу: «вот идет наш сновидец, убьем его, а отцу скажем, что хищный зверь растерзал его; тогда посмотрим, что выйдет из его снов». Один же из братьев Рувим сказал: «не надо убивать его, лучше бросим его в ров в пустыне. Говорил же он это с намерением спасти Иосифа и возвратить отцу... Когда подошел Иосиф, братья сняли с него разноцветную одежду и бросили его в ров. И сели они есть хлеб, как вдруг увидели купцов, ехавших с товарами в Египет... И сказал тогда Иуда братьям своим: «что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Продадим его купцам». Братья его послушались. Когда подошли купцы, братья вытащили Иосифа изо рва и за 20 сребрегнников продали его купцам, а те отвезли его в Египет. Братья взяли одежду Иосифа, закололи козла и кровью его вымазали одежду, доставили её Иакову и сказали: «мы это нашли, не Иосифа ли это одежда?» Иаков узнал ее и сказал: «верно растерзан Иосиф!» И в знак глубокого, ничем непоправимого горя, разорвал на себе одежду и оплакивал сына многие дни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Без жертв нет религии. Наша Жертва — это Христос, Пасха наша — Христос пожертвован за нас. Наша Жертва Нового Завета — это Христос, распятый и воскресший. А тут ещё говорится о старозаветных службах: 6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог. 7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить...» В псалмах ещё задолго до всяких наказаний, обличений, вот такое провозглашается Духом Святым заранее:. 7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. 8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; 9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, Люди, когда у них совершается религиозная жизнь, более всего переживают о том, чтобы приносить жертвы правильно, о том, чтобы не ошибиться в жертвоприношениях, вовремя принести то, что нужно, и так, как нужно, не перепутать. А Господь говорит: Я тебя о жертвах обличать не буду, потому, что вообще не приму от тебя ни тельца, ни козла, потому что вообще всё Моё. Здесь мы предчувствуем, что Господь Бог возвестит нечто новое. Т.е. ты приносишь Мне жертвы — правильно делаешь, Я Сам тебе сказал: «Приноси Мне жертвы». А тут оказывается, что жертвы-то Ему особо и не нужны, и так всё - Его. 11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Пользуясь случаем, вспомним, что вообще знает Господь. Псалмы гласят, что Он рассыпал по небу множество звёзд и всем им назвал имена. Мощнейшие телескопы современных астрономов осматривают самые дальние закоулки вселенной, доступные нашему изучению, но ученые не каждой звезде, наверное, дали имена, потому что звезд мириады. Господь же знает имя каждой звезды, Он их назвал. В книге Иова говорится, что Господь посчитал все капли дождя, и когда дождь течёт на землю, кропит или сильно, с шумом льётся, то Господь Бог знает число капель, которые падают на землю из сокровищниц дождевых. Когда мы причёсываемся, мы забываем, конечно, об этом, но иногда можно вспомнить, что Господь посчитал волосы на нашей голове.

http://radonezh.ru/analytics/17-04-2015-...

Быт.27:21—25. Рече же Исаак Иакову: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав, или ни. Приближися же Иаков ко Исааку отцу своему, и осяза его [п][Исаак] и рече: глас убо глас Иаковль, руце же руце Исавове. И не позна его: бесте бо руце его: яко руце Исава брата его космате: и благослови его и рече: ты ли еси сын мой Исав? Он же рече: аз. И рече: принеси ми, и ям от лова твоего, чадо, да благословит тя душа моя. И принесе ему, и яде, и принесе ему вино, и пи.    Голос Иакова, назвавшего себя Исавом, возбудил в отце подозрение, но оно ослабело и наконец совсем рассе­ялось, когда Исаак ощупал руки Иакова, и когда на вторич­ный вопрос: «ты ли сын мой Исав?» — услышал утверди­тельный ответ. Некоторые, в оправдание Иакова, объясня­ют поступок его иносказательно, говоря, что Иаков, покрытый козьей кожей, прообразовал Иисуса Христа, Ко­торый принял на Себя козлюю кожу, т. е. наши грехи, чтобы их истребить (Августин, Contra mendacium, с. 10). Но если и было здесь предызображение, оно заключалось в том, что грехи, принятые Спасителем, были также чужды Ему, как надетая на Иакова кожа  была  не  его, а козла. Что  же касается до того, что в козлюю кожу дал себя одеть Иаков для того, чтобы ввести в обман слепого Исаака, в этом нет никакого прообразовательного смысла в отношении к делу Христо­ву; это было делом свободной воли человека, которое имело одно нравственное, а отнюдь не прообразовательное значение, и, как всякое несогласное с нравственным зако­ном дело, не может быть оправдано пред судом нравствен­ного закона. — «И благослови его», — т. е. изрек Иакову благожелания в пророческом духе, не столько по внуше­нию родительской любви, сколько по внушению от Духа Святого. Сам Исаак сознавал, что в этом случае он был орудием воли Божией, как видно из того, что, когда узнал, что благословил не того, кого хотел благословить, — не взял назад своего благословения, боясь греха идти против воли Божией (Быт.27:33). Если бы Исаак помедлил преподанием благословения и постарался точнее разузнать, действи­тельно ли Исав тот, кто просит у него благословения, он легко мог бы обнаружить обман. Но Дух Святый, — гово­рит блаженный Феодорит, -  так овладел им, что он не мог долее откладывать пророческое благословение. Бог попус­тил быть обманутым Исааку, может быть, в наказание за его пристрастие к Исаву, неизвинительное, если он знал волю Божию о нем. Надлежало притом исполниться пред­определению Божию, основанному на Его предведении; «Ибо, — говорит апостол об Иакове и Исаве, — когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, сказано было ей [Ревекке]: больший будет в порабощени у меньшего, как и написано (Мал 1:2): Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим 9:11 — 13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В виду более торжественной и многолюдной трапезы при жертве благодарности, чем при жертвах обета и усердия, имевших частный характер и сопровождавшихся скромными трапезами с участием лишь ближайших родственников, относительно первой было постановлено, чтобы мясо ее съедалось непременно в самый день жертвоприношения, от жертв же обета и усердия позволялось есть и на 2–3 день ( Лев.7:15, 22:30 ). По мнению блаж. Феодорита, Бог «хочет, чтобы приносящие жертву не сами только участвовали в пиршестве, но уделяли мясо и нуждающимся. Посему-то повелевает вкушать оных мяс в первый и второй день, избытки же сожигать, чтобы, понуждаемые сею необходимостью, нищих делали участниками в пиршестве» (вопр. 6 на Лев.). Лев.7:20 .  если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего; Лев.7:21 .  и если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего. Внушая израильтянам чувство благоговения к святости жертвы и бдительность к душевной и плотской чистоте вообще, законодатель говорит, что если нечистый или осквернившийся нечистотою будет есть от мирной жертвы, то «истребится душа та от народа своего» (ср. Исх 31.14 ), т. е. или подвергнется отлучению от теократического общества и лишению соединенных с принадлежностью к последнему прав религиозных и гражданских, или подвергнется небесной каре в виде, напр., бездетства или преждевременной кончины (ср. 1Кор 11.30 ). По блаж. Феодориту (на Лев.вопр. 7), «сим малым (запрещением прикасаться к нечистому) врачует (Бог) великие болезни. Ибо если и естественное, по закону, осквернит, то тем более сквернит нравственное, в собственном смысле называемое противозаконным». Лев.7:22 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.7:23 .  скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Лев.7:24 .  Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его; Лев.7:25 .  ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; Лев.7:26 .  и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; Лев.7:27 .  а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего. Излагается запрещение употребления тука и крови в пищу, – в более пространном виде, чем в Лев.3.17 . Употребление тука в ремеслах не воспрещалось. Лев.7:28 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.7:29 .  скажи сынам Израилевым: кто представляет мирную жертву свою Господу, тот из мирной жертвы часть должен принести в приношение Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В-пятых, когда обратишь «грешника от ложного пути его» ( Иак.5:20 ). Ибо в Божественном Писании сказано: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). В-шестых, грехи прощаются через обилие любви, как и Сам Господь говорит: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк.7:47 ); и Апостол говорит: «Любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Есть и седьмой путь прощения грехов, который лежит через покаяние, хотя он и тяжел и многотруден, когда грешник слезами своими омочает постель свою (ср. Пс.6:7 ), и «слезы» становятся для него «хлебом день и ночь» (ср. Пс.41:4 ), когда он не стыдится открыть свой грех священнику Господа и искать средство исцелить его, как о том сказано: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). То, о чем говорил апостол Иаков, исполнилось в следующем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Так и ты, когда приходишь к благодати крещения, то жертвуешь «теленка», ибо «в смерть Его [Христа]» (ср. Рим.6:3 ) крестился. Когда же влечет тебя мученичество, то приносишь «козла», ибо заколаешь дьявола, прародителя греха. Когда, движимый состраданием к нуждающимся, даешь милостыню и изливаешь любовь и милосердие, то отягощаешь священный жертвенник откормленными козлами. И если простишь «от сердца своего брату своему согрешения его» (ср. Мф.18:35 ) и отвергнешь язву ярости, если обретешь в себе простой и мирный дух, будь уверен, что заколол барана или принес в жертву овцу. Более того, если, наученный Божественными чтениями, будешь тосковать, «как голубь» (ср. Ис.38:14 ), и «о законе» Господа станешь размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), отвратишь грешника от его заблуждений и призовешь его обратно из презренного беспутства к невинности голубя, если, прилепляясь к добру (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010