Ильин день (Элиаоба, 20 июля) справляли почти во всех уголках Грузии. Элиаоба воспринимался как праздник на рубеже лета и осени: в этот день на перекрестках и перед каждым домом разжигали ритуальные костры, отгоняя злые силы. В народных поверьях чудотворная сила Илии влияет на погоду («Ты нам дашь дождя, мы тебе - козла»), что характерно также и для почитания прор. Захарии; во время грозы звонили в колокола, чтобы святой знал, что под колесами его огненной колесницы - засеянное поле. С этой же целью посередине поля часто строились маленькие церквушки во имя св. Илии, называемые сторожами (хранителями) полей. Почитание популярной в Грузии св. Варвары (Барбаре, Барбале, Барбол, Барблаш, бабали, борбали - колесо, наиболее распространенный солярный символ; 4 дек.) впитало черты почитания груз. языческой богини солнца Мзекали. Варварин день (Барбароба) связан с зимним солнцеворотом; согласно сванским верованиям, солнце делает 3 прыжка петуха и день прибавляется. С Барбаробы начинали отсчет годовых праздников: как встретишь этот день, таким будет и весь год. Значение, к-рое придавалось 1-му дню года, совмещает почитание св. Варвары с почитанием Матери-богини счастливого жребия (судьбы). На Барбаробу приглашают имеющего «счастливую ногу» к.-н. постороннего (меквле - поздравитель дня), в гости ходили только в своей деревне. Если «счастливая нога» поздравителя оправдывалась, он становился первым гостем Нового года. Старшая в семье женщина пекла ритуальный пирог (лобиани с фасолью), пирог с ореховой начинкой, готовила кашу и др. постную пищу (праздник падает на период Рождественского поста), чтобы год не был пустым. Для поминовения усопших ставится кутья. В ритуалах и обрядах, посвященных св. Варваре, присутствуют солярные символы: железные круги, плетеные венки и т. п. Св. Варвару почитают как покровительницу жен. начала: ей молятся о зачатии ребенка, о прибавлении скота и птицы. Она считается покровительницей детей и защитницей от болезней. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон почитались в Грузии как Диди батонеби (Великие владыки), покровители домашнего скота. Посвященная им неделя (1-я седмица Великого поста) называлась тевдороба (тедороба): во вторник и субботу до восхода солнца пекли обрядовые фигурки домашних животных - вола, быка, козы, коня. В Мегрелии в с. Орка, где, по преданию, была основана ц. св. Феодора Тирона, сохранялся древний обычай: в 1-й понедельник по Пасхе паломники со всех концов Зап. Грузии приходили в церковь и просили св. Феодора о приросте поголовья коней. Здесь же, по обычаю, проклинали и передавали на суд иконе св. Феодора конокрадов ( Макалатия. История и этнография. 1941).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Лев.16:20 .  И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла, Лев.16:21 .  и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: Лев.16:22 .  и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню. По очищении скинии, первосвященник должен был совершить обряд отпущения козла живого (намеченного багряною лентою, привязанною к рогам его, – Иома 4:2). Он возлагал обе руки на голову козла (при чем, по преданию, сильно давил на голову козла) и исповедал над ним все грехи Израиля (в упомянутой, сохраненной традицией, форме), при чем стоявшие во дворе священники и народ, услышав имя Божие, падали ниц, взывая: «да, будет благословенно славное имя Царства Его вовеки веков» (Иома 6:2). Затем обремененного грехами козла отсылали с «нарочным человеком» (обыкновенно не израильтянином) в пустыню, где он низвергался в пропасть (Иома 6:6). При этом, по преданию, вывешенная у ворот храма багряная лента изменялась в белую (Иома 6:8) – в знамение последовавшего от Иеговы прощения, а соответствие со словами пророка ( Ис 1.18 ): «если будут грехи ваши как багряное – как снег убелю». Таким образом, 2 козла дня очищения выражали 2 момента одной и той же идеи освобождения народа от грехов: очищение грехов (кропление кровью первого козла) и удаление грехов (отсылание козла отпущения). Лев.16:23 .  И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там, Лев.16:24 .  и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя, [дом свой] и народ [и священников]; Лев.16:25 .  а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике. Теперь, приступая к сожжению жертв, первосвященник снова омывал все тело водою (во дворе скинии), переодевался (в галерее при скинии или храме) в обычные торжественные священные одежды свои и сжигал сначала всесожжения за себя и народ (2 овнов), а затем тук тех животных (тельца и козла) за грех, кровь которых была внесена во святое святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На горе, примерно на половине высоты, виден греческий православный монастырь – Сарантарион, что означает в переводе Сорокадневный. По нему и вся гора называется Сорокадневной (или, в арабской передаче, Каранталь). Монастырь был основан здесь еще преподобным Харитоном Исповедником (IV в.) – в числе нескольких, устроенных им после Фаранской Лавры. ...По традиции, паломники поднимаются к монастырю по серпантинной, усыпанной гравием дорожке в благоговейном молчании, творя Иисусову молитву. Не случайно на эту гору возведен был Духом Спаситель тотчас после крещения в Иордане. Не только потому, что Каранталь самая высокая из окрестных гор (330 м): вершина эта еще в ветхозаветные времена почиталась урочищем дьявола. Именно сюда в день Очищения (еврейский праздник «Йом Кипур») приводили черного «козла отпущения». И возьмет первосвященник двух козлов и поставит их пред лицем Господним... и бросит... жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения ( Лев. 16, 7–8 ). В еврейском тексте дословно: «а другой – для Азазела». Так называли и избранного козла и гору, куда его вели, и т о г о, кому приносили жертву. Лингвисты считают, что в основе древнееврейского слова лежит корень, обозначающий этимологически козла. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех , а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтобы он понес на себе их беззакония в землю непроходимую... И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую... И да будет сие для вас постановлением очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году ( Лев. 16, 9–10, 21–22, 34 ). Путь козла в «непроходимую землю» (т.е. к той горе, на которой мы с вами находимся) был обставлен с чрезвычайной пышностью. Дорога была разделена специальными «станциями» (шалашами-скиниями с водой и пищей), от каждой из которых до следующей священника с животным сопровождали нарочитые «станционные смотрители». О преодолении каждого участка пути немедленно сообщалось в Иерусалим расставленными на вершинах сигнальщиками. Первосвященник с нетерпением ожидал каждого из этих сигналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Предание сохранило формулу исповедания над козлом отпущения. Если эта формула и принадлежит в своих подробностях позднейшему послепленному периоду, тем не менее, можно с несомненностью утверждать, что в существенных своих мыслях она существовала уже в глубокой древности, так как по своему содержанию она вполне согласна с тем свидетельством, какое дается в 16 гл. относительно содержания произносимого Аароном исповедания. Формула исповедания, сообщаемая преданием, таков. «О, Господи, умоляю! провинился, преступил, согрешил пред лицом твоим народ твой, дом Израиля! О, Господи, умоляю! очисти провинности, преступления и грехи, то, в чем провинился, что преступил, в чем согрешил пред лицом твоим народ твой, дом Израиля, как написано в законе Моисея, раба твоего, где сказано: ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним» ( Лев.16:30 ). Стоявшие во дворе священники и народ, услышав имя Божие, произносимое первосвященником, кланялись, молились, падали на лица свои и говорили: «благословенно буди славное имя царства его во веки вечные». 248 Исповедание грехов совершалось обыкновенно при возложении рук на голову козла, потому что голова считалась местом, где находились грехи ( Иер.23:19 ; Иез.9:10, 11:21, 16:43, 17:19, 22:31 ; Пс.7:17 ). Совершавшееся над козлом отпущения исповедание грехов с возложением рук, имело целью, как видно из 21 ст., возложение на голову козла всех грехов народа израильского для отослания их в пустыню. Нагруженного грехами козла отпущения отсылали в пустыню, обыкновенно, «с нарочным человеком». Слово , употребленное здесь для обозначения того человека, который должен был отвести козла в пустыню, означает временного, только для данного случая заранее предназначенного (араб. paratus ad illum) человека. 249 Для отведения козла в пустыню назначали обыкновенно не израильтянина, а иноплеменника, так как израильтяне неохотно соглашались на это дело. Если же почему-либо нельзя было послать иноплеменника, то посылали израильтянина, 250 но всегда непременно мирянина. Левит или священник никогда не мог отводить козла отпущения в пустыню. 251 Местом отослания козла отпущения служила пустыня (ст. 10, 212), названная в 22 ст. «землею непроходимою». Выражение: , здесь только употребленное, переводится некоторыми толковниками словами «в известную землю. 252 Но такой перевод нельзя признать верным, означает землю удаленную, отрезанную от обитаемых мест. Такое именно значение придают этим словам LXX толковников (ες γην βατον), Вульгата и самаританский (in terrain solitariam), таргум Иоанна (in locum desolatum,), 253 Онкелоса (in terram inhabitabilem), сирский (in terram incultam) и арабский (in terram sejunctam) переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

13) Феодорит ч. 4, стр. 206, на Дан.12:11 (а по изд. 1858 г. стр. 239): «От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят... Мерзостью же запустения называет самого антихриста; а пременением жертвы всегдашния, чин церковного богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый». Разбор: Не видно и здесь, чтобы антихрист совершенно уничтожил жертву и чин церковный. Православная церковь учит так же, что антихрист будет стараться истреблять таинства и чин церковный, но весь вопрос ведь в том, удастся ли ему это? Свидетельства о вечности св. причащения говорят на этот вопрос отрицательно. И у Феодорита только сказано: «изгоняемый и упраздняемый». Но одно: «быть изгоняемым и упраздняемым» и совсем уже другое: «быть изгнанным и упраздненным». Разницу поймут и сами старообрядцы. 14) Иероним ч. 1, стр. 95: «И отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалая козла, который стоит ошуюю. Но в конце века ты сам заколешь козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотию». Стало быть, вы закалаете козла – антихриста. А мы останемся лучше без этого причастия. Разбор: Это свидетельство беспоповцы неправильно относят к православной церкви, ибо оно ясно говорит не о христианах, а о иудеях: «Мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых. Напрасно говоришь так, Израиль: скажи лучше: где бы я возвеселился с Тобою». Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если отец не празднует с тобою пира? Но ты по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения отца, и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без него. Николиже дал еси козляте. Никогда отец не дает в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов агнец? и чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: се агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ; стр. 95). Ясно, что у Иеронима говорится об иудеях: для тебя, Израиль, готов агнец, о котором тебе Иоанн говорил: «се агнец Божий». Кроме того беспоповцы заклание козла-антихриста приурочивают к 1666 году, а у Иеронима прямо сказано: «в конце века ты (Израиль, а не православная церковь ) сам заколешь козла-антихриста».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Хочешь знать, что сказанное относится к нам? Животные, взятые для жребия, не являются нечистыми и не чужды жертвенникам Божиим, они чистые и их обычно приносят в жертву; и знай, что эти образы не вне веры, а в вере; ибо козел – животное чистое и освященное жертвенниками Божьими. Так и ты освящаешься благодатью крещения на алтаре Божьем и становишься чистым животным. Но если не исполнишь заповедь Господа, сказавшего: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), и, соделавшись чистым, снова осквернишься нечистотой греха и обратишься от добродетели к страсти и от невинности к нечистоте, то, хотя и был чистым животным, своим пороком предашь себя жребию козла отпущения и пустыни. 5 . Возможно и другое толкование: под человеком подготовленным и чистым, который отсылает «козла, на которого вышел жребий для отпущения, в пустыню» (ср. Лев.16:21,10 ), – тому, который отводит его, словно бы он прикоснулся к чему-то нечистому, сказано, что к вечеру он «должен вымыть одежды свои» (ср. Лев.16:26 ) и очиститься, – понимается Сам Господь наш и Спаситель в том, что является нашей природой, то есть воспринятом одеянии нашей плоти и крови, и Он омоет его «к вечеру»; вот почему пророк прежде об этом сказал: «И увидел я Иисуса, великого иерея, одетого в запятнанные одежды, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1,3 ). Потому Он и «моет в вине» – то есть в крови Своей – «одежду Свою» и к вечеру очищается. И, возможно, поэтому, когда после Воскресения Мария хотела припасть к ногам Его, Он сказал: «Не прикасайся ко Мне» ( Ин.20:17 ). Хочешь увидеть и другой образ этих двух жребиев? Вспомни двух «злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (ср. Лк.23:33 ) от Его креста, и посмотри на того, кто исповедал Господа, соделавшись жребием Его, и без промедления был взят в рай, тогда как другой, злословивший Его (ср. Лк.23:39–43 ), стал жребием козла отпущения и отведен в пустыню преисподней. Однако и Тот, о Ком сказано, что, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ), исполнил в Себе жребий козла отпущения и словно бы отослал его «с подготовленным человеком в пустыню». Наконец, и Господь в Евангелии говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ). Так, под «подготовленным человеком» можно понимать и Спасителя нашего, Который жребием Господа соделал Свою Церковь и освятил Божественный алтарь; жребием же козла отпущения сделал противные силы, «мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ), и, по словам Апостола, «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ). «Привел 60 ». Куда привел, если не «в пустыню», «в землю непроходимую»?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Однажды охотники на горе святого Симеона увидели серну и закричали ей: именем святого Симеона, остановись и подожди нас! Поскольку и животные чтили святого, серпа так и сделала, и охотники убили ее. За это они были наказаны потерей голоса. Избавились от наказания только после двухлетнего покаяния у ограды святого Симеона». Иоанн Кукузель (1 октября) : «Иоанн владел прекраснейшим голосом был поставлен начальником певцов в императорском дворце. Но он покинул дворец и тайно ушел на Афон, в лавру святого Афанасия, где никому не объявлял о себе. Ему поручили пасти коз. Годами он прожил пастухом в пустыне афонской, погруженный в молитву и счастье. Однажды он не мог удержаться от радости, думая, что никто его не слышит, и стал петь. Козы обступили его и долго стояли без дыхания, околдованные красотой пения своего пастуха. Бывший невдалеке пустынник увидел стоящих в таком странном положении коз. Так был открыт талант Иоанна Кукузеля». Иоанникий Великий (4 ноября) : «Преподобный Иоанникий был с монахами в пустыне. Вдруг, там появился необыкновенный по размерам козел. Монахи подумали, что из такого козла можно было бы сделать мехи для вина, и стали думать, как схватить козла. Преподобный, видя в духе помышления их, приказал одному монаху привести козла. Тот спросил, что мне делать, если козел попытается убежать? — Ты не беспокойся ответил святой, — предстань только перед ним, и козел сам подойдет. Потом он обратился к монахам: Удобна ли козлиная шкура для изготовления мехов? Те ответили: да, очень. И мы об этом думали прежде, чем ты, отче, сказал. Когда монах привел козла, то Иоанникий стал гладить животное, которое ласкалось к нему. А монахов поучать, чтобы были милостивы к Божьей твари и чтобы следили за своими желаниями и помышлениями. Потом с миром отпустили козла в пустыню», Иоанн Молчаливый (3 декабря) : «Иоанн жил в пустыне Палестинской в V веке, во время вторжения в Палестину разбойников-сарацинов, из-за которых из пустыни убежали все монахи. Но Иоанн, примирившись с судьбой, не хотел удаляться из своей пещеры. В эти дни у Иоанна появился очень сильный лев, который охранял его день и ночь. Сколько бы раз варвары ни нападали на святого, лев всегда обращал их в бегство. Так лев и сохранил Иоанна во все время бедствий».

http://sueverie.net/ob-otnoshenii-k-zhiv...

Механизм учредительного насилия, «козла отпущения» — второй момент в теории Жирара наряду с мимесисом желания. Генизис культуры по Жирару: кошмар взаимного насилия — учредительное насилие (убийство жертвы) — стабилизация социума. Так всякий порядок корениться на невинной крови (Каин — основатель культуры, Ромул — основатель Рима). Почему убить жертву значит создать сакральное? Почему сакральное «амбивалентно» — одновременно благое и пагубное? Потому что священное — не что иное, как само пагубное насилие, обезопасенное в убийстве жертвы. Насилие всё погубит, но и всё спасет — в жертвоприношении. Религия (то есть ВСЯ «традиционная» культура, язычество) суть порождение учредительного насилия. Миф рассказывает (конечно, неверно, ибо если рассказал бы правду — выдал бы себя, выдал бы самую страшную тайну культуры) историю первой жертвы; ритуал — актуализирует ее благие (стабилизирующие) последствия. Жертвоприношение действительно поддерживают порядок, действительно, если не принести жертву, порядок разрушиться — тут язычники — от Индии до Мезоамерки, от Упсалы до Ханаана — всегда были правы — только порядок не космический, а социальный. Каиафа по замечанию Жирара — «лучший политик», ибо слова «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» — лучшая формула механизма козла отпущения, механизма который поддерживает порядок «традиционных культур». Таковы все культуры, все — кроме западной, христианской. Языческие оргии и гекатомбы, разрывания тел, экстаз убийств, нескончаемый поток насилия — все это «мерзость» согласно Писанию. Каким знанием обладают пророки? — жертвы невинны, богов нет (заметьте как это банально для нас, наследников двух тысяч лет чтения Писания — мы не видим этого, как не видим воздух) Самая основа мира сего — механизм козла отпущения, учредительного насилия. Против него и восстало Писание. Его то и разоблачил Христос. Евангелие — единственный и неповторимый, воистину уникальный текст. Он описывает типичную картину гонения на невинного, типичную картину казни, «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» — то есть то, что на самом деле описывают вообще все тексты, все мирские истории. Но Евангелие — единственный текст, который СТАНОВИТСЯ НА СТОРОНУ ЖЕРТВЫ, единственный, где механизм козла отпущения разоблачен. Культура, религия здесь были впервые сорваны. Убивать больше никому и никого не надо. Истина впервые вышла на свет. Так было создано общество, не основанное на механизме козла отупущения, общество, знающая постыдную тайну всех гонений, всех жертвоприношений, всех культур; общество без гонений — Церковь, христианское человечество, Запад, современность. Этим (христианством) объясняется различие культур «традиционных», «примитивных» от нашей — западной. В одном — наличествуют жертвы жертвоприношений, в другом — жертвы преступлений.

http://blog.predanie.ru/article/skonchal...

Кларк дает другое объяснение: он говорит, что оба козла составляли вдвоем одну только жертву и символизировали грехи народа, а потому оба посвящались Господу. Заклание одного, по жребию, знаменовало наказание, долженствовавшее пасть на преступников, отпущение другого козла, в пустыню к Азазелю, или злому духу, символически знаменовало, что к нему, отцу зла, отсылались грехи Израиля, не признавая их собственностию святого народа Господня. Кларк, – из самых обрядов очищения, т. е. из посвящения обоих козлов Господу, из того что первосвященник сам, только что выходящий из святилища, как бы от имени Господа, возлагал руки свои на козла, и возлагал на него грехи Израиля, – думает, что козел не мог потерять священного характера жертвы Господу и оставался жертвою живою, как другой козел был жертвою закланною. Существуют и другие толкования об Азазеле и козле отпущения. Так, Саадиа, Бохарт, Реланд, Леклерк и другие, под именем Азазеля, разумели имя пустыни; и отсылку козла в пустыню, понимали как забвение прошедших грехов Израиля. Некоторые переводы, и некоторые комментаторы в имени Азазель видели имя самого козла. Так у Симмаха вместо: «козел для оттолкнутаго» (см. выше мнение О. Герлаха), читаем: козел отходящий (аперхоменос); у Акилы козел освобожденный (аполелименос); в Вульгате козел посланный, caper emissaries, У Остервальда удержано Еврейское название: un воис pour Hasazel; у Сильвестра де Сасикак в Вульгате, «le воис emissaire». У Лютера ledigen Bock, но в примечание О Герлах, как мы выше сказали, дает перевод »Ein Loos dem Asasel« Ленормана (Letres Assyriologiques; Lettre V culte de la Kaabah, p. 143 note) есть любопытное сближение между именем Азазеля и Арабским божеством, которое в Коране называется Аль-Оцца (Сура LIII, 19). 1098 (Ст. 9–10). Чтение Семидесяти в скобках достойно внимания, потому что она дает указание, как понимало предание Александрийских Иудеев это темное место. Из этого чтения видно, что Азазель (которому, как мы видели соответствует в нашем тексте слово отпущение), должен был, по-видимому, нести на себе беззакония в землю непроходимую.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вопрос Прихожанина. Вот уже третий месяц, как нет у нас дождя, посевы наши не показывают никакой надежды, если не будет более дождя. Мы постоянно молим Господа Бога, чтобы Он послал нам дождь, а эконом наш поляк говорить нам: «Напрасно вы молите Господа о дожде: дождя не будет целое лето и осень, а это потому, что теперь господствует планета Меркурий, который удерживает дождь». Справедливо ли, отче, что дождя не будет чрез Меркурия, хотя мы и будем молить Бога о ниспослании дождя? Ответ Священника. Эконом ваш, вероятно неверующий; вы его на этот раз не слушайте! Небо и все, что на нем: солнце, луна, звезды, планеты и кометы; земля и все, что на ней – все это находится в руке Божией. Он дает пищу всякой плоти ( Пс.175:25 ); даёт скотам пищу их и птенцам врановым, призывающим Его ( Пс.146:6 ). Солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные. Видите, что послать дождь, или не послать оного, зависит от Бога, а не от какой-либо планеты. Если же Господь не посылает нам иногда дождей, то это – за грехи наши. Если же мы будем каяться о своих согрешениях, и будем усердно молить Господа о ниспослании нам дождя, то Он и пошлет нам оный. Пророк Божий Илия молитвою помолился, да не будет дождя за беззакония людские: и не одожди по земли три лета и месяц шесть. И паки помолился, и небо дождь даде и земля прозябе плод свой ( Иак.5:17–18 ). Касательно того, что молитвою можно низвести на землю дождь, вот пример сего; слушайте! В одно время в Мелитине Арменской была чрезвычайная засуха, отчего неминуемо угрожал голод, и сетование жителей день от дня умножалось. Наконец, все прибегли к Епископу своему Акакию, чтобы он умолил Бога явить к ним милость свою. Святитель, собрав народ, уже алкать начавший, пошёл в Церковь св. великомученика Евстафия, вне града бывшей, умоляя страдальца Христова участвовать в их молитве и вместе с ними испросить у Бога дождь земле иссохшей. Здесь, избрав близ Церкви лучшее местоположение, он велел принести божественный престол, и на открытом поле, без крова, начал совершать божественную жертву, слёзные возводя к Богу очи. Уповая на всемогущество и милосердие Божие, Акакий вино не растворил водою, но ум свой вперив на Бога, прилежно молился, да Сам Он свыше дождем растворит святую чашу и вместе напоит иссохшую землю. Сия молитва столь сильна была у Бога, что немедленно пролился великий дождь, и растворил вино водою, а сердце народа – радостью 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010