Но Паисий в том же письме говорил, что он одарен от царя щедрой милостью, то это не значит, что он был обижен, и из всех обстоятельств, приведенных в нашем исследовании этого не усматривается. Паисий конечно знал за собою свои вины и трепетал перед судом патриаршим. Патриархи оставили Владимир 24-го, а 29-го Октября по маршруту им следовало быть на подхожем стану в селе Рогоже. Здесь приказано было Матвееву ждать царского указа и поэтому он доносил, что под патриархами придворных, ямских и сошных подвод с пятьсот лошадей, а если на Рогоже стоять, то кормом лошадям будет гораздо скудно 287 . Замечательно, между прочим, и то обстоятельство – патриархам предложено было не возить с собою в Москву ссыльного Ивана Лаврентьева и Ивана Туркина, но они не были отданы воеводам, как было наказано поступить с ними, – а следовали с патриархами. Кроме их много всякого сословья людей следовало с патриархами и всем им представлен от Матвеева список 288 . Матвееву приказано было идти с патриархами к Москве не мешкав и чтоб на подхожий стан в село Ивановское поспеть к 1-му числу Ноября 289 . Сюда патриархи просили прислать 50 мантий для следовавших с ними архимандритов, игуменов и старцев, которым не в чем быть в шествии за патриархами, так как бывшие у них мантии в дороге все изношены 290 . Для встречи патриархов на Рогожу посланы были от царя думный дворянин Иван Богданович Хитрово и от собора из Владимира Рождественского монастыря архимандрит Филарет. Хитрово говорил патриархам речь: «Приснопамятный во царех Соломон любомудрствова хвалам достойно, всякое, говорить, животное ищет себе подобного и каждый человек искреннего своего. Что же преискреннее во единой православной нашей вере сияющих, им же едино тело и един дух, по блаженному Павлу, Христос заповедал иметь, его же преблагого и всем благочестивым желаемого соединения предводителей – вас пречестнейших и преблаженнейших архипастырей и святейших вселенских патриархов великий государь наш, благочестия скипетродержатель и православия поборник, видети изволяя и ожидая, спрашивает о вашем спасенном здоровьи» 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Часовня Кирилла Астраханского (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня Кирилла Астраханского в Кремле построена на месте погребения основателя Троицкого монастыря – преподобного игумена Кирилла. Содержание История [ править править код ] Кирилловская часовня - это небольшое здание кубической формы, увенчанное сферическим куполом с четырехконеченым крестом. Вход в Кирилловскую часовню обрамлен резным перспективным порталом, который является традиционным для русского зодчества 17 века. Пристроенные позже портик с колоннами в сочетании со сферическим куполом придают часовне вид постройки в стиле русского ампира. В западную стену часовни, справа от входа, вмонтирована каменная плита с рельефным декором и высеченным текстом о погребении здесь «в 1731 году астраханского губернатора генерал-майора фон Менгдена». Игумен Кирилл умер в 1576 году и был похоронен в самом Троицком монастыре, но позже его перезахоронили рядом с собором и воздвигли на этом месте деревянную часовню. По преданию это произошло потому, что преподобный совершил чудо - спас Астрахань от пожара. В Астраханском сборнике, где опубликована " Рукопись Никифора Туркина " , это описано так: " …видела воеводская жена ис хором своих преподобного Кирилла на гробе с воем стояща. И десницею огонь крестовидно осеняюща. И абие пламень угасе. И пожар предста; яже, видяще сие, поведа мужу своему и протчим людям и того ради над ним Начальником Кириллом построили часовню... " . Вход в деревянную часовню ошибочно был сделан с восточной стороны, что считалось явным каноническим нарушением. К середине 17 века деревянная часовня обветшала и в 1677 году на ее месте построили каменную, сделав вход с западной стороны. В начале 19 века в кремле разместился военный гарнизон. Началось строительство зданий в классическом стиле. Кирилловская часовня была отреставрирована и приобрела портик с четырьмя дорическими колоннами. В советское время Кирилловская часовня утратила роспись своих сводов. Долгие годы здание находилось в распоряжении кремлевского гарнизона, использовалось как постройка для армейских нужд. В 70-е годы, после реставрации кремля, в часовне был устроен магазин для торговли сувенирами. В 1992 году часовня была возвращена церкви. Престольные праздники [ править править код ] Кирилл Астраханский, преподобный - 31 марта Контакты [ править править код ] Адрес : 414000, Россия, Астраханская область, Астрахань, ул. Тредиаковского, д. 2 Телефон: +7 851 244-46-47 Паломнику [ править править код ] В настоящее время часовня ежедневно открыта для посещений. Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_Кирилл...

Май 1 мая Благодарю Господа, избавившего меня от тяжких козней врага и введшего меня в тишину чрез причащение Пречистых Своих Таин. Все чрез чрево и чрез просфоры враг искушает меня во время проскомидии и литургии, а это значит, что во мне пустила глубокие корни страсть чревоугодия и сластолюбия, а с тем вместе и враг; надо исторгнуть с корнем эту страсть, – необходим мне пост (Петров пост держать). К черствым просфорам намеренно привыкать, но для народа чтоб были хорошие просфоры. За этим смотреть, чтоб дар Божий не хулился. Благодарю Господа за благодать совершения всенощной в Успенской церкви на воскресный день (на 2 мая). Неделя о слепом; великое смущение и теснота от врага по причине присутствия старца – иерея Иоанна Иоанновича [Перетерского], взятого некоторыми из общественников вопреки желанию причта. Но благодать Божия примирила меня с ним. Да будет. Ко всем Господь благ и щедр, всем всё ко благому строит, всем всё подает. Иерей, носящий такой пренебесный [сан], превысочайшую степень священства, должен быть горний, пренебесный, бескорыстный, все упование возложивший на Бога, как слуга и вместе как ближайший друг Его, представляющий собственное лице Его и делающий Его дело. Если кто, то особенно он не должен никогда нарушать любви с ближними ради корысти, ради бесчестия или обиды, ему причиненной, и непрестанно хранить мир и любовь с ближними, поколику 47 можно, без ущерба вере и благочестию. Благодарю Господа за услышание молитвы нашей о болящем младенце Петре (Ковригине), живущем в доме Туркина, близ Владимирской церкви, по Господской улице; младенец поправился, кушает и пьет. Если мы сыты и пресыщены, одеты и преодеты, то чего мы беснуемся, когда видим, что и другим ближним дают кусок и деньги? Из-за чего мы яримся, волнуемся? Разве жизнь отнимают у нас те, которым достаются крупицы от нашего богатого стола? О, как мы жадны, корыстолюбивы, низки, нелюбовны, неблагодарны, злонравны, самолюбивы, горды – и я первый! Боже, помилуй нас [и удостой] нас любить друг друга сердечно, укроти стремления страстей, угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстивно движимыя: плоти нашея востания утоли, и всякое земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум... сердце трезвящееся 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Почти двадцать пять лет я священствую. Но какой я священник, что не научился доселе побеждать страсти: самолюбие, гнев, сластолюбие, чревоугодие, сребролюбие, славолюбие, вещелюбие, лицеприятие, плотоугодие? Когда не научился презирать плоть и всё, чем плоть услаждается, угождается, лелеется? Когда я не научился любви к Богу и ближнему, зреть горе и презирать дольнее? Какой я священник? Когда не приношу в жертву самого себя, когда не умерщвляю свои бессловесные страсти, как тельцов, волов и козлов бессловесных, когда я не воскрес по духу и не сделался новым человеком, новою тварью? Замечательны лукавство, корыстолюбие, зависть, наглость, обида, сутяжничество купца Николая Туркина, обижающего до крайности поставщика своего, лавочника-крестьянина Николая Васильева. Ай да купцы кронштадтские! На что они способны! Говорить против их лихоимства и лиходейства проповеди! Всё деньги, деньги, деньги – любовь к миру преходящему, к суетной, временной жизни и неверие в жизнь будущую, беззаботность о душе, о правде, освящении, о благодатном присвоении Богу, о близости к Нему, отсутствие страха Божия. Все мы не облеклись во Христа, в правду Его, святость Его, тихость, кротость, незлобие Его, во свет Его, в силу Его, лепоту Его, небесность Его, бесстрастие Его. Всё мы та же ветошь греховная – те же в нас страсти, что и в язычниках, иудеях, магометанах. О, Боже праведный! С чем мы явимся пред Тобою? Где таланты, нам данные для возращения и умножения, таланты благодатные и естественные? В землю зарыли. Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне благостию неизреченною избавление от душевной беды моей и мир с пространством вскоре после покаянной, продолжительной молитвы моей в двенадцатом часу дня, когда я пошел и шел в гимназию. Слава Богу Спасителю нашему! В Неделю благообразного Иосифа Аримафейского и Никодима и жен-мироносиц. Сколько благовонного мира христианской любви и добрых дел принесено Иисусу Христу по случаю благополучного пятикратного избавления государя императора от опасности жизни! Сколько самим государем принесено Господу драгоценного мира благодарных слез и благодарных чувств по поводу чудесного избавления его от угрожавшей беды! Дивное дело! Какими потрясающими событиями, допускаемыми бодрым и премудрым Промыслом, возбуждаются люди, погруженные в греховную дремоту, к делам благим! Не будь этих событий, грозных, ужасных, не было бы тех бесчисленных благодеяний, которые сделаны русским народом разным несчастным, бедным, престарелым, сиротам и вдовам. 2 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вечером молебен у Гильдебрандта по причине пресыщения за обедом служил неспокойно, с преткновениями и пропусками большими, но у Марии Терентьевны спокойно, свободно, непреткновенно (воздух в комнате чистый). Смотри выше... Утреню пел и читал довольно хорошо, хотя не с вчерашней силой и крепостью душевной. Голос был нечист от чая, коего пил довольно дома. В одиннадцать часов молебен у Туркина после питательной закуски дома и после сна – слабость сердца, боязнь бесовская при служении молебна, пропуски в чтении Евангелия и ектений, молитвы водосвятной, оскудение благодати, теснота, смущение, недовольство собой. Молитва покаяния пред навещением и при навещении больного Козлова Михаила Назарова, легкость. Нищие, малые и большие, размен денег, дача милостыни – мальчикам добровольная и неохотная большим (одному из них с больной рукой), огорчение, скупость, приглашение городового для прогнания больших нищих (трое). Лишил себя благости и милости Божией чрез злобу и скупость и впал в тесноту адскую; горькое раскаяние дома со слезами в злобе и скупости, что прогневал ими благость и щедроты Божии; помилование, уврачевание, мир, дерзновение. Физическое предчувствие мое оправдалось: острота и озноб в крови, прилив крови к голове, к уху, к зубам (в левой стороне) были пред сильной бурей и холодом и пред дождливой погодой (пыль клубила ужасно по улицам). Теперь десять часов вечера 20 апреля. Я чувствую себя по милости Божией совершенно здоровым. Благодарю великодаровитого, всеблагого Господа. 21 апреля Жестокосердие. На дерево влез от преследования кошки или собаки кролик, собака внизу (или кошка) крайне пыталась достать его и не могла, я поднял собаку (или кошку) на дерево, и завязалась борьба смертная между ними; кролик (или другое животное) превосходно действовал лапками и бил по морде противника, но сила, алчность собаки или кошки одолели маленькое животное, и оно было схвачено зубами хищного животного и скоро загрызено и задавлено. Я видел смертную агонию и последние издохи бедного животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Здесь встретили их торжественно Астраханский архиепископ и все духовенство, в блестящих облачениях, с богато украшенными хоругвями и иконами, и астраханский воевода с свитою бояр при бесчисленном стечении народа и при звоне колоколов во всех церквах, как в светлый праздник, при громе пушек и мортир, повели патриархов в приготовленное для них пристанище. Из Астрахани они отправились в Симбирск, а отсюда ехали уже сухим путем. Для подъема патриархов и всех их спутников выставлялось по 500 лошадей. Дороги были исправлены и по местам устроены новые мосты. Между тем патриархи, окруженные такими необычайными почестями, скоро позволили себе выйти из пределов принадлежащей им власти. Сопровождавшие их царские приставы доносили в Москву, что патриархи, подвигаясь вперед, принимают по городам и селам челобитные и даже творят суд и расправу: в Симбирске расстригли и засадили в тюрьму протопопа Никифора за то, что он не хотел креститься тремя перстами и употреблять новоисправленные Служебники, т. е. за приверженность к расколу, и там же расстригли дьякона женского монастыря за связь с монахинею, а в городке Черне расстригли попа по жалобе на него духовной дочери и по сыску нескольких священников и мирских людей. Этого мало. Государю было донесено, что патриархи взяли с собою из Астрахани бывшего наборщика Печатного двора Ивана Лаврентьева, сосланного по царскому указу на Терек за то, что завел в Москве латинское согласие к соблазну православных; везут также с собою слугу гостя Шорина, Ивана Туркина, сосланного за то, что извещал воровских казаков своими грамотками, по которым они грабили царский насад, торговые суда и многих людей убили. Государь счел нужным написать от 5 сентября иеродиакону Мелетию, сопровождавшему патриархов, называя его «многострадальным», чтобы он, соблюдая полное уважение к ним, вежливо объяснил им, пусть бы не огорчали великого государя и воров в Москву не привозили, а отдали воеводам . Навстречу патриархам для приветствования их государь послал двух бояр с своими письмами к тому и другому от 14 сентября.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

А вот вышивка девочки-мусульманки из Школы искусств Минеральных вод. – Если дети так спокойно и с любовью будут общаться, – говорит отец Силуан, – межнациональные конфликты быстро затихнут. Как ни пыталась я разгадать секреты такого дружеского общения «мирского» и «монашеского» на горе Бештау, отец Силуан лишь разводил руками: – Да все происходит незаметно… С каких конкретных шагов начать? А помолиться – и Бог все устроит. Добро пожаловать в церковь ! Кисловодск – курорт федерального значения, славящийся своими источниками нарзана. Здесь при Никольском соборе, одном из самых грандиозных храмов епархии, уже три года работает поликлиника семейного типа. Прием ведут врач общей практики, педиатр, психолог, стоматолог, массажист и даже мануальный терапевт. Здесь можно бесплатно получить консультацию врача, исследовать глазное дно или сделать УЗИ. У лечебницы есть и своя служба милосердия, помогающая одиноким и больным людям на дому. Елена Туркина, психолог и медсестра лечебницы, несколько лет назад получила сильную травму и была прикована к инвалидному креслу. Ее выходили заведующая Валентина Уварова и священники Никольского собора. Встав на ноги, Елена и сама стала работать при храме. Очередей в поликлинике не видно, в день приходит человек десять, и заведующая не нарадуется, что прием можно вести спокойно, без обычной гонки и бумажной рутины. А значит, внимательней относиться к каждому. – Мы ведем основательный разговор с каждым пациентом. Людей ведь нигде не успевают послушать так, как мы их тут слушаем, – рассказывает Валентина. – Я считаю, пациент сам себе ведущий доктор, а мы только помощники. Главное – отношение пациента к себе должно быть правильным. Не нужно акцентировать свое внимание на болезни, погружаться в «болячки» с головой. Но и брать на себя слишком много, надеясь только на Божью помощь и отказываясь от лечения, тоже не надо. Господь ведь не зря дал врачей. Кисловодск сегодня – сугубо курортный город: здесь, кроме нарзанного завода и сувенирной фабрики, больше предприятий нет.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Часовня Кирилла Астраханского. Кирилловская часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирилловская часовня (Астраханский Кремль) построена на месте погребения основателя Троицкого монастыря – преподобного игумена Кирилла. В конце 16-го века после спасения города от пожара по молитвам преподобного, выстроена сначала деревянная часовня. В 1677 г. она была перестроена в камне. Впоследствии к часовне был построен итальянский портик с колоннами тосканского ордера. После революции осквернена. Возвращена Церкви в 1992 году. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Кирилловская часовня - это небольшое здание кубической формы, увенчанное сферическим куполом с четырехконеченым крестом. Вход в Кирилловскую часовню обрамлен резным перспективным порталом, который является традиционным для русского зодчества 17 века. Пристроенные позже портик с колоннами в сочетании со сферическим куполом придают часовне вид постройки в стиле русского ампира. В западную стену часовни, справа от входа, вмонтирована каменная плита с рельефным декором и высеченным текстом о погребении здесь «в 1731 году астраханского губернатора генерал-майора фон Менгдена». Здесь же захоронен игумен Кирилл – основатель и настоятель Троицкого собора, первого православного монастыря Астрахани. Игумен Кирилл умер в 1576 году и был похоронен в самом Троицком монастыре, но позже его перезахоронили рядом с собором и воздвигли на этом месте деревянную часовню. По преданию это произошло потому, что преподобный совершил чудо - спас Астрахань от пожара. В Астраханском сборнике, где опубликована " Рукопись Никифора Туркина " , это описано так: " …видела воеводская жена ис хором своих преподобного Кирилла на гробе с воем стояща. И десницею огонь крестовидно осеняюща. И абие пламень угасе. И пожар предста; яже, видяще сие, поведа мужу своему и протчим людям и того ради над ним Начальником Кириллом построили часовню... " .

http://sobory.ru/article/?object=02864

Дневник 1871–1872 гг. Алабышеву, Сильверствову, Левицкому книги 30 сентября 1871 г. Сделано. (Об Ольге из [деревни] Гасселовича похлопотать.) Еще в трех классах книги у двух. На леднике стоят три бутылки с 5-го августа хереса, сотерну и рогому 1 . Сахар взят у Калашникова 27 августа – голова 4 рубля 68 копеек по 18 копеек. 5 рублей [отдано], надо [получить] – 32 копейки. Вьюшку в печи кабинетной переменить. Письмо написать Евдокии Михайловне, в Боровичи. Бамо и Коргуеву сказать, чтобы пришли в среду; на будущей неделе во вторник святых апостолов Петра и Павла. Евдокии Гавриловне Александровой дана книга 27 января 1872 г. Жития святых. У [К.] книга. У Сапожн. певчего – книга. Сотерн – очень полезное вино. Молиться за Агафию и Гавриила, живущих, – о здравии и спасении. 3 рубля вчера я дал нищим, чтобы купили одежду и работали, а на меня не надеялись: одному бедному, тонкому, другому будто чухонцу, а третьему – столяру. 2 сентября. Отцу Александру Невскому послать пять экземпляров своих бесед и семь экземпляров «Страданий святой великомученицы Евфимии». Верховцев делает в Святейшем Синоде кресты наперсные по 17 рублей за крест. Слуге Екатерине черного хлеба не доверять: крадет много (NB). 24 июня 1871 г. Сказать проповедь о необходимости приходского попечительства на основании повествования евангелиста Луки в Деяниях апостольских и слов апостола Павла: точию [рус.: только] нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. 10 февраля 1871 г. Заплачено за книгу 65 копеек у М.А. Туркина. Стекло разбилось в лавке при моем входе в нее. Должное по сбору всё отдается братии, а колосья, оставшиеся после жатвы на нашем поле или с чужой нивы, отдаются нищей братии [ Лев. 19, 9–10; 23, 22 ]. 21 апреля молебен к Тимофею Алекс.: дочь Александра – именинница. К Доброхотову молебен в 8 часов. 13 января 1872 вечером в 9 часов подал одному нищему 40 копеек на одежду: заметь, употребит ли на одежду, пойдет ли на работу; перестанет ходить ко мне попрошайничать или нет?! Малый рост. [Солдатский] сын. 27 января 1872 г. мещанину Викторову, живущему на горе в доме Дмитриева, дал один рубль в долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Август 1877 года 1 августа. Утро. Пять часов. Вот тебе селедка с черным мягким хлебом на ночь, вот тебе чай сладкий со сливками в изобилии! И проворочался всю ночь с боку на бок от тяготы и тесноты! И выходит опять, что не надобно на ночь есть и сладко пить! Утро. Восемь с половиной часов. Благодарю Господа, удивившего на мне великую Свою милость и силу во время утрени, когда невидимые враги насиловали и смущали, теснили и срамили меня, делали меня немым. Я припал к престолу величия Его, повергая себя в бездну Его милосердия, и Он спас меня от врагов моих, даровав мне мир, свободу, дерзновение, росу Духа, и я совершил всю утреню с шестопсалмия до конца непреткновенно, с дерзновением. Еще явил на мне Господь превеликую Свою милость в избавлении меня от новых скорбей и теснот, постигших меня праведно за гнев мой и за слова непристойные Парасковье Ивановне Ковригиной за то, что она расславила меня в Петергофе у двора. Я покаялся от всей души во грехе моем, повергся в бездну тихости Господней, в бездну Его милосердия и щедрот, в бездну заслуг Его Богочеловеческих пред бесконечною, неумытною 21 правдою Божиею и опять получил великую милость, избавившись вдруг от всех бед душевных и телесных, вкусил мир, получил простор, свободу. Это было пред молебном у купца Н. А. Туркина в лавке Гостиного двора. Забыт был крест на престоле, я сам сходил за крестом в алтарь, наверх, на хоры, и там-то припал к престолу милосердия с молитвою веры, упования, покаяния – и спасен был. Слава Господу! После обедни и крестного хода. Благодарю Господа, похитившего меня из челюстей чуждаго по молитве моей во время обедни пред чтением молитвы о даровании победы (на сугубой ектении) и по совершении водосвятия и прибытия в собор крестного хода и народа (при водоосвящении я воззрел лукаво на отца настоятеля и отца Александра, презрев их за носы и ноздри, нехорошо-де устроены, – о, безумство! О, разврат сердца!). За это благодать отступила от меня, и мне стало тесно и срамно себя самого: глядеть прямо не мог в глаза людям. Помолившись в алтаре и приложившись к святому престолу с верою в Господа, в уповании на милость, щедроты, заслуги, тихость и кротость, и незлобие Его, я исцелился и стал мирен. Слава Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006