ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность членам Палаты попечителей и Экспертного совета Патриаршей литературной Премии за проведенную работу по оценке творчества кандидатов и определению лауреатов Премии, а также аппарату Издательского Совета за организацию и проведение необходимых мероприятий.   ЖУРНАЛ 58 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, о праздновании Дня православной книги в 2019 году. Справка: В марте-апреле 2019 года в епархиях Русской Православной Церкви прошли 3865 мероприятий. В Белоруссии, Казахстане, Молдавии, России, Украине, а также странах Балтии и Средней Азии организованы конференции и круглые столы, экскурсии, конкурсы, книжные выставки, встречи с писателями и священнослужителями. Также состоялись традиционные акции «Подари книгу детям» по сбору и передаче православной литературы в библиотеки, учебные и социальные учреждения. Торжественное открытие празднования состоялось 19 марта в Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина. В этом празднике приняли участие 1400 школьников: воспитанники кадетских учебных заведений Москвы, воскресных школ, воспитанники социальных учреждений из Владимирской, Тульской, Калужской и Московской областей, а также 100 детей с проблемами физического развития, проходящих реабилитацию в Научно-практическом центре детской психоневрологии. ПОСТАНОВИЛИ: Рапорт принять к сведению.   ЖУРНАЛ 59 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, о проведении пятого сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне» в 2018-2019 гг. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет провел пятый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне». Тематическими направлениями конкурса стали темы 1030-летия Крещения Руси, 100-летия восстановления Патриаршества, а также 100-летия исповеднического подвига царственных страстотерпцев.

http://patriarchia.ru/db/text/5444198.ht...

4) Приложить требуемые законом сведения о профессоре Корсунском и доценте Мышцыне для представления их в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. III. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Мая 7. В Совет Московской Духовной Академии» отношение на имя Его Высокопреосвященства г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 3 мая за 2726: «Государь Император, по засвидетельствованию моему об отлично-усердной и полезной службе сверхштатного преподавателя в звании ординарного профессора Московской Духовной Академии, магистра богословия, Димитрия Голубинского, Всемилостивейше соизволил к 6 мая текущего года – дню рождения Его Императорского Величества – пожаловать его чином действительного Статского Советника. – Долгом поставляю сообщить о сем Вашему Высокопреосвященству, вследствие ходатайства по сему предмету, изложенного в отношении покойного Высокопреосвященного Митрополита Сергия от 16 декабря 1896 года за 712». Определили: Принять к сведению. —165— IV. а) Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: 1898 г. Апр. 15. В Совет Московской Духовной Академии для дальнейшего направления дела. – Деньги, при сем прилагаемые (два билета Государственной 4% ренты на 6 тысяч рублей), записать на приход и о получении уведомить жертвователя» – прошение на имя Его Высокопреосвященства проживающего в г. Москве потомственного почетного гражданина, кандидата коммерции, Ивана Андреевича Колесникова: «В благодарную память незабвенного в Бозе почившего Иерарха Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Сергия, я имею намерение учредить в Московской Духовной Академии, с которой тесно связано имя почившего, стипендию на следующих условиях: 1) чтобы стипендии было присвоено имя Митрополита Московского Сергия; 2) чтобы студент, воспитывающийся на этой стипендии, прибавлял к своей фамилии еще «Сергиев» и сохранял это прибавление и по выходе из Академии; 3) чтобы кандидат на эту стипендию избирался Советом Академии из лучших и способнейших студентов, причем преимущество должно быть отдаваемо питомцам Тульской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Испытав на деле способности и таланты епископа Пимена, священноначалие увидело в нем истинного и стойкого в вере пастыря, способного противостоять притеснению Церкви и госатеизму. Недаром после Костромы, 16 марта 1961 года, архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру, а через восемь месяцев, 14 ноября 1916 года, стал митрополитом Ленинградским и Ладожским. На него было возложено руководство организацией Архиерейского собора 1961 года и Поместных Соборов 1971 и 1988 годов. Летом 1963 года Патриарх Алексий командировал митрополита Пимена в Почаевскую лавру для оценки ситуации, возникшей по вине властей, пожелавших закрыть обитель. Визит митрополита способствовал тому, что власти отступили и отказались от своих планов 38 . Личность митрополита Пимена исчерпывающе была охарактеризована на Архиерейском собрании в 1971 году, когда обсуждалась кандидатура будущего Патриарха. Были отмечены такие его качества, как искренность и твердость убеждений, умение наладить диалог с властями 39 . Внутренний мир человека ярко раскрывают мысли, высказанные им в самые эмоциональные минуты. В своем заключительном слове на закрытии Поместного Собора 1971 года новоизбранный Патриарх Пимен обратился к его участникам: «Исповедую немощь свою перед высотой Патриаршего звания и предъявляемых требований к Предстоятелю Церкви, но уповаю на всесильную десницу Божию, проведшую меня от иноческой кельи до Патриаршего престола, и на вашу братскую действенную помощь» 40 . Патриарх Пимен всегда оправдывал свое монашеское имя, которое в переводе с греческого означает «пастырь». И к церковным диссидентам, несмотря на все упреки, Святейший относился с пониманием, внутренне соглашаясь с ними. О его глубоком человеческом понимании мотивов диссидентов и сочувствии к ним говорит его участие в судьбе протоиерея А. Меня, священников Н. Эшлимана и Д. Дудко 41 . Но Патриарх Пимен осознавал, что открытый протест принесет лишь озлобление власти против Церкви, как это произошло в 1918 году. Хорошо зная историю взаимоотношений Церкви и государства в ХХ веке, он выбрал другой путь — путь диалога. Патриарх Пимен делал все возможное, чтобы кропотливая работа по ослаблению антирелигиозного законодательства — факт, который, кстати, признают сами диссиденты, — шла ежедневно 42 .

http://patriarchia.ru/db/text/5633442.ht...

«Ко мне пришел один дворянин, писал святитель от 8 декабря означенного года, и предлагает, чтобы я скажи правительству о неудобности принимаемых мер относительно крестьян; потому что дворяне недоумевают, и ничего не делают. Я отвечал, что это вне круга моих обязанностей, и что это можно было бы предложить только английскому епископу, законно заседающему в высшем государственном присутственном месте. Кажется, так надлежало мне отвечать?» Поэтому же, наконец, и словом проповеди своей митрополит Филарет до времени старался не касаться крестьянского дела, к тому же еще не разрешенного окончательно, и когда другие духовные лица или хотели говорить, или говорили о нем с церковной кафедры, святитель московский наблюдал ту же осторожность. Так, например, когда в марте 1858 года преосвященный Нижегородский Антоний (Павлинский) обратился к нему за советом: «говорить ли ему речь в комитете (губернском) о крестьянах», митрополит московский промолчал, объясняя свое молчание следующим образом: «иное дело, если бы он спросил о деле, которое надобно решить по правилам церковным или обычаю, более было бы права требовать от меня ответа. Но вопрос о деле случайном, требующем и местных соображений, почему мог я лучше решить, нежели он?» Равным образом, когда в 1859 году инспектор Тульской духовной семинарии архимандрит Андрей (Поспелов) 1569 сказал проповедь также о крестьянском деле, и местный преосвященный Алексий (Ржаницын) прислал ее на просмотр митрополиту Филарету после её произнесения, то Филарет не одобрительно отнесся к такому выбору предмета для проповеди... «Жалею, писал он преосвященному Тульскому от 21 февраля 1859 года, что вы допустили инспектора говорить слово, которое вы мне прислали. Вы, думаю, слыхали в Москве, 1570 как я жаловался на проповедников, которые не умеючи берутся за политические предметы, и на то, что иногда, получив такого рода проповедь и не могши допустить ее к произнесенью, я бывал принужден писать свою проповедь. Извольте рассмотреть замечания, которые написал я на слово инспектора на особом листе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так, в своем знаменитом докладе, прочитанном в 1978 году перед членами ЦК КПСС, Фуров отмечал: «Мы выше приводили патриотические высказывания патриарха Пимена, не вызывающие сомнения в том, что они искренни. Теперь приведем его же слова в докладе в г. Ийоэнсу (Финдляндия) 6 мая 1975 года, где он очень правильно говорил о необходимости объединять усилия людей доброй воли за “построение справедливого человеческого общества” и в этой же речи заявил: “Мы считали и считаем, что социальные вопросы не должны затемнять или затенять собою основное понятие спасения как освобождения от греха, проклятия и смерти в достижении жизни вечной в царстве небесном и в общении с Богом”». Фуров делает вывод: «Они (иерархи Церкви. — Авт.) ловко перебрасывают мостки от политических вопросов к религиозным идеологическим проблемам , убеждая слушателей, что в мире нет ничего лучше Христа»37.       Испытав на деле способности и таланты епископа Пимена, священноначалие увидело в нем истинного и стойкого в вере пастыря, способного противостоять притеснению Церкви и госатеизму. Недаром после Костромы, 16 марта 1961 года, архиепископ Пимен был назначен  на Тульскую кафедру, а через восемь месяцев, 14 ноября 1916 года, стал митрополитом Ленинградским и Ладожским. На него было возложено руководство организацией Архиерейского собора 1961 года и Поместных Соборов 1971 и 1988 годов. Летом 1963 года Патриарх Алексий командировал митрополита Пимена в Почаевскую лавру для оценки ситуации, возникшей по вине властей, пожелавших закрыть обитель. Визит митрополита способствовал тому, что власти отступили и отказались от своих планов38.       Личность митрополита Пимена исчерпывающе была охарактеризована на Архиерейском собрании в 1971 году, когда обсуждалась кандидатура будущего Патриарха. Были отмечены такие его качества, как искренность и твердость убеждений, умение наладить диалог с властями39. Внутренний мир человека ярко раскрывают мысли, высказанные им в самые эмоциональные минуты. В своем заключительном слове на закрытии Поместного Собора 1971 года новоизбранный Патриарх Пимен обратился к его участникам: «Исповедую немощь свою перед высотой патриаршего звания и предъявляемых требований к Предстоятелю Церкви, но уповаю на всесильную десницу Божию, проведшую меня от иноческой кельи до патриаршего престола, и на вашу братскую действенную помощь»40.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_p...

К 1833 году в общине было уже свыше 40 человек. Это было неофициальное объединение, но его члены совместно молились и вместе работали. Создали хор, и Маргарита сама давала уроки пения молодым женщинам. Из Москвы был выписан музыкант для обучения их всем тонкостям православных песнопений. Ежегодно 26 августа служилась Божественная литургия в память погибших в Бородинской битве. В 1833-м году Синод начал процедуру официального признания женской обители в Бородино. Было тщательно изучено финансовое положение общины, и Маргарите пришлось сделать вклад в пользу общины. Она дала своим тульским крестьянам вольную, но они должны были платить ей оброк, который пошел в казну общины; продала половину своего имения в Ярославской губернии за 20 тысяч рублей. Генеральскую пенсию также отдала в казну общины. После официального признания общины 4 марта 1833 года она получила статус Спасского Богоугодного Общежительного заведения. Сестры общины не принимали пострига, но соблюдали обет безбрачия и вели монашеский образ жизни; по очереди непрерывно читали Псалтирь. Митрополит Филарет составил «Правила» для этого заведения, в котором определена была «особая обязанность пребывающих в сем общежитии – приносить молитвы за Православных вождей и воинов, которые в сих местах за Веру, Государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». Игуменья Мария в 1849—1852 годах, дагерротип Тучкова, оставаясь мирянкой, выполняла обязанности настоятельницы Спасской общины. В одно из её посещений Троице-Сергиевской лавры Митрополит Филарет предложил ей постричься в монахини. Она согласилась и 4 июня 1836 года была пострижена в рясофор с именем Мелания. В 1837-м году в честь 25-летней годовщины Бородинской битвы на поле сражения была проведена памятная церемония, в которой принял участие Император Николай I. Для инокини Мелании это празднование оказалось слишком тяжелым, и она слегла. Царь навестил больную и по ее просьбе даровал прощение ее брату Михаилу. 26 августа 1839 года на Бородинском поле был открыт памятник павшим воинам. Император Николай I сказал инокине Мелании: «Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник».

http://pravoslavie.ru/154581.html

В 1813 году, Яков Сергеевич поступил в Тульскую духовную семинарию в класс словесности. Тяжела была и здесь его жизнь; из дома он не мог получать никакой помощи, так что нужда давала себя чувствовать даже в самом необходимом; но, с переходом в философский класс, Якову Сергеевичу удалось получить уроки, которыми он и содержал себя, а в классе богословия он был выбран ректором семинарии к себе в келейники. В 1821 году, по окончании семинарии, Яков Сергеевич, как отличный студент, предназначался правлением семинарии на должность «лектора словесности» при семинарии, но полученное предписание С.-Петербургского академического правления с требованием шести воспитанников Тульской духовной семинарии в академию, в состав VI академического курса, изменило предположение его. В числе других, посылаемых в академию, был выбран и Яков Сергеевич. Устроив старшего своего брата пономарем в родное село и тем облегчив, хотя немного, положение матери, Яков Сергеевич, с полученным от матери «на всю свою будущность» полтинником, отправился с товарищами в далекий и долгий путь, – в Петербург. Думал ли тогда молодой студент, вступая в столицу, что промысл Божий поставит его Первосвятителем этого града! 2 Ректором академии был Архимандрит Григорий (Постников) , впоследствии Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, на место которого, через 39 лет, Яков Сергеевич и был назначен. Во все пребывание свое в академии Яков Сергеевич, зачисленный вскоре в число казеннокоштных студентов, обнаруживал выдающиеся дарования, отличался блестящими успехами в науках и примерным поведением, так что, при переходе из низшего отделения академии в высшее, он был сделан «старшим». Посвящая себя исключительно труду и внимательно относясь к делу, Яков Сергеевич не переставал терпеть такую нужду, что даже не имел возможности пить чай; это заметил один из студентов. Вишневский, впоследствии Гедеон, Архиепископ Полтавский, который, до окончания курса академии, «каждодневно стал приглашать Якова Сергеевича к своему чаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Определили 1) Полную премию, в 500 руб., Митрополита Московского Макария назначить доценту Николаю Заозерскому , а половинную, в 250 руб., – экстраординарному профессору Николаю Каптереву ; доценту Александру Жданову назначить большую премию покойного Епископа Курского Михаила в размере 247 руб. 80 коп., а меньшую премию в 221 руб. отложить до —47— следующего года. 2) Две премии покойного митрополита Макария, по 300 руб. каждая, назначить доцентам: Алексею Введенскому за сочинение: „Вера в Бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии“. Москва, 1891 г. и Александру Голубцову за сочинение: „Прения о вере, вызванные делом Королевича Вальдемара и Царевны Ирины Михайловны“. Москва, 1891 г. 3) Мнение сие, на основании §§ 3 и 16 утвержденных Св. Синодом положений о премиях, благопочтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. Б) О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: „Совет Академии пред началом академического года, по расчислении, сколько из каждой семинарий предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в Академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную“. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено по 30 казенных вакансий. 3) По § 81 лит. а п. устава духовных академий, назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты Академии относится к делам Совета Академии, окончательно решаемым самим Советом. Определили: В состав нового академического курса вызвать на казенный счет, из семинарий Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по I воспитаннику из каждой, – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в „Московских ведомостях“ и „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Св. Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в XIX веке» 254 . Только ведь не всё же безоблачно было в этой культуре, так что и сам о.Георгий, со ссылкою на А.Григорьева, признаёт роль «кряжевого семинариста» в распространении нигилизма 255 , от которого ведь никуда же не денешься при размышлениях и о культуре, и о русском богословии даже. Неполезно поэтому впадать в крайности как огульной идеализации, так и безоглядного опорочивания духовного образования и воспитания,— важно не упускать из внимания дурных проявлений их: ради извлечения должного урока, ибо хвост иных проблем тянется из времён Помяловского до наших дней. Не случайно обучавшийся уже гораздо после митрополит Вениамин (Федченков), в целом очень по-доброму вспоминавший свои школьные годы, признал порочность рационализма духовного образования, преобладавшего и на рубеже веков: «В сущности, мы были больше католическими семинаристами, фомистами (Фома Аквинский), чем православными, духовно-мистически воспитанными в живом опыте школярами... Это была великая ошибка всего духа нашей школы: рационализм — не в смысле философском, а практически учебном. Нас воспитывали в идолопоклонстве уму,— чем страдало и всё наше интеллигентное общество XIX в., особенно же с 60-х годов. И этот яд разлагал веру, унижал её, как якобы тёмную область «чувства», а не разума. И постепенно рационализм переходил у иных в прямое неверие, безбожие» 256 . Он признаёт и иное: «Старые школы не умели воспитывать нас» 257 . Вот вновь— противоречие между верою и разумом, разрешавшееся торжеством рационализма. Инерция этого сказывается и в более позднее время. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях о семинарских годах (а учился он в Тульской семинарии в 1882-1888 гг.) признаёт: «К вере и церкви семинаристы (за некоторыми исключениями) относились, в общем, довольно равнодушно, а иногда и вызывающе небрежно. К обедне, ко всенощной ходили, но в задних рядах, в углу, иногда читали романы; нередко своим юным атеизмом бравировали. Не пойти на исповедь или к причастию, обманно получить записку, что говел,— такие случаи бывали. Один семинарист предпочёл пролежать в пыли и грязи под партой всю обедню, лишь бы не пойти

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С нетерпением буду ожидать от Вас дальнейших известий. Но если уже суждено будет мне быть в Харькове, то я просил бы Вас, почтенный Иван Григорьевич, сколько можете, сообщить мне сведения об обстоятельствах тамошней службы, как благоприятных, так и неблагоприятных. У меня в Харькове решительно нет никого знакомых. Вы называете в письме своем «высоко стоящею» Семинарию Волынскую: вероятно, надобно разуметь Каменец-Подольскую. – Не можете ли, однако ж, поразведать, на чем основано невыгодное мнение о Преосвященном Курском? В следующем письме не забудьте, пожалуйста, сообщить мне сведение о ходе дела по духовно-судебной реформе. Оно очень интересует меня». Напечатанное 27-го Октября в 124 Церковно-Общественного Вестника неосновательное известие об оставлении меня будто бы на Полоцкой епархии подало повод Динабургскому Благочинному священнику Щербову написать мне 7-го Ноября письмо такого содержания: «Весть об оставлении Вашего Преосвященства нашим Владыкою и святителем чрезвычайно радостно и утешительно подействовала на души и сердца православного населения г. Динабурга и духовенства Динабургского благочиния, глубоко благоговеющих и искренно-свято любящих Вас – бесконечно дорогого и незабвенного нашего Архипастыря и Отца. Слава и благодарение Господу беспредельно нас облагодеявшему; невыразимо благодарим и Августейшего Монарха нашего, оставившего нам беспредельно дорогого Отца! Да хранит же Всеблагий Господь нашего незабвенного святителя и истинного Отца на много лет в добром здравии и совершенном благополучии, о чем я и моя паства будем усердно молиться до могилы и благословлять Ваше святительское имя». 7-го ч. писал мне из Петербурга И. Г. Слиборский: «Как я предсказывал, так и будет. Всеподданейший доклад о перемещении Вас в Харьков уже подписан Членами. Преосвященные Тульский 1235 и Курский просили оставить их на прежних местах. Причины, по которой поднять вопрос о перемещении Преосвященного Сергия, до сих пор я узнать не мог. Судя по опасению за Семинарию, виноват, не Волынскую, а Каменец-Подольскую, можно догадываться о слабости его действий. О переводе Вашего Преосвященства первый голос подал Высокопреосвященный Митрополит 1236 . Член 1237 возразил, что паства будет сожалеть об Вас и Вы неохотно оставите паству; Граф сказал, что ему известно Ваше желание переместиться; Митрополит добавил, что для Харькова, города чисто православного, многолюдного и университетского нужен Архипастырь опытный и дельный, что кафедра богатая и спокойная, как можно судить по количеству дел, поступающих в Синод; после этого предложение было единогласно принято. О Каменец-Подольске рассуждения кажется еще не было, в Астрахань предполагается Ректор Петербургской Семинарии о. Хрисанф 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010