Рижской епархией; с 18.11.1948 архиеп. Горьковский и Арзамасский; с 25.02.1955 в сане митрополита; с 14.08.1961 на покое; † 27.10.1966. Корнилий (Соболев) 30.09.1917 хирот. во еп. Каширского, вик. Тульской епархии; с 1920 г. еп. Новосильский, вик. Тульской епархии; с 1921 г. еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; с 1923 г. в заключении и ссылке; с 1926 г. еп. Владимирский и Суздальский (в течение месяца); в том же году еп. Свердловский и Ирбитский (номинально, будучи в заключении и ссылке); † 16.04.1933. Корнилий (Якобс) 15.09.1990 хирот. во еп. Таллинского, вик. Патриарха Московского и всея Руси; с 11.08.1992 еп. Таллинский и Эстонский; с 29.04.1993 еп. Таллинский и всей Эстонии; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Кронид (Мищенко) 19.09.1992 хирот. во еп. Днепропетровского и Криворожского; † 6.09.1993. Лаврентий (Князев) в нач. 1917 г. хирот. во еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии; расстрелян 6.11.1918. Лазарь (Швец) 18.04.1980 хирот. во еп. Аргентинского и Южноамериканского; с 20.06.1985 в сане архиепископа; с 26.06.1985 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 4.10.1985 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский, экзарх Центральной и Южной Америки; с 10.04.1989 архиеп. Тернопольский и Кременецкий; с 11.02.1991 архиеп. Одесский и Измаильский; с 1992 г. архиеп. Симферопольский и Крымский. Лев (Церпицкий) 1.11.1987 хирот. во еп. Ташкентского и Среднеазиатского; с 20.07.1990 еп. Новгородский и Старорусский; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Лев (Черепанов) 26.01.1923 хирот. во еп. Нижне-Тагильского; с 1924 г. в ссылке; с 1927 г. еп. Алмаатинский; с 1929 г. под арестом; с 11.08.1933 еп. Ставропольский; арестован в 1934 г. Леонид (Антощенко) 26.06.1927 хирот. во еп. Переславского, вик. Владимирской епархии; с 1932 г. еп. Александровский, вик. Владимирской епархии; с 17.01.1935 еп. Кунгурский; с марта 1937 еп. Марийский; † 1937 (?). Леонид (Лобачев) 7.06.1953 хирот. во еп. Астраханского и Сталинградского; с 9.02.1954 еп. Пензенский и Саранский; с 22.03.1960 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Высший Церковный Совет в своем заседании от 26 декабря 2018 года, ознакомившись с результатами рейтингования духовных учебных заведений по итогам 2018 года и заслушав сообщение председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, а также информацию митрополита Варсонофия о деятельности рабочей группы, констатировал, что принятые меры не позволили скорректировать сложившееся в Тульской духовной семинарии положение дел. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поставить епархиальному архиерею на вид неудовлетворительное состояние Тульской духовной семинарии. 2. Иметь суждение о будущем указанной семинарии на летнем заседании Священного Синода. ЖУРНАЛ 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Тобольской и Самарской духовных семинариях. Справка: По результатам оценки деятельности Тобольской и Самарской духовных семинарий в 2018 году, эти духовные учебные заведения находятся, соответственно, на 34 и 36 местах рейтинга духовных учебных заведений, формируемого Учебным комитетом, показывая, при этом, неуклонное снижение рейтинга на протяжении последних трех лет. Указанные семинарии имеют существенные недостатки в обеспечении учебного процесса и реализации программ подготовки священнослужителей. ПОСТАНОВИЛИ: Приостановить набор студентов на магистерские программы в Тобольской и Самарской духовных семинариях с 2019/20 учебного года до исправления ситуации и ходатайства Учебного комитета Русской Православной Церкви о возобновлении набора. ЖУРНАЛ 137 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о работе Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью повышения эффективности деятельности Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II и использования ее потенциала в сфере духовного образования приписать указанную библиотеку к Учебному комитету Русской Православной Церкви с сохранением названия. 2. Назначить председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова на должности директора и исполнительного директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. 3. Правовому управлению Московской Патриархии представить на рассмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предложения по изменению устава Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II.

http://pravoslavie.ru/118297.html

п. Ещё любопытнее и важнее донесения митрополиту о благосостоянии академии. Эти донесения были для отца Сергия важною школой той мудрой осторожности и всесторонней осмотрительности, к какой и вообще митрополит Филарет приучал питомцев своей замечательной школы. Между тем как обыкновенно на этих донесениях и у других более или менее опытных инспекторов, и у самого о. Сергия в последующие годы его служения в должности инспектора чаще всего встречается помета рукою митрополита Филарета: «В Академическое Правление», по началу служения каждого из инспекторов находим и особые замечания владыки на этих донесениях. Так было и с донесениями о. Сергия в 1848 году, который к тому же был холерным, как известно, годом. На донесении исправляющего должность инспектора бакалавра иеромонаха Сергия от 23 апреля, в коем говорилось между прочим то, что студенты Андрей Холуйский и Павел Щеглов не явились после пасхи в академию по неизвестной причине, митрополит Филарет написал от 25 апреля: «О Холуйском и Щеглове надобно знать последующее» 63 . Когда затем о. инспектор от 30 апреля донёс митрополиту, что Холуйский и Щеглов возвратились, а Василий Цораев, также не явившийся после пасхи, ещё нет и неизвестно почему, митрополит Филарет, удовлетворившись сведениями о первых двух, от 3 мая написал на донесении: «Ожидается последствие о Цораеве». И когда в донесении от 7 мая инспектор сообщил, что Цораев «6-го числа сего месяца прибыл в академию, объясняя, что по причине постигшей его в доме родственников болезни он не мог явиться в оную к положенному сроку», то митрополит Филарет от 9 мая написал на донесении этом: «Объяснение Цораева бездоказательно. Академическому начальству обратить особое внимание на его поведение» 64 . Далее, между тем как на июньском и июльском донесениях инспектора митрополит помечал просто «В Академическое Правление», на донесении от 17 августа опять встречается особая помета. Именно в этом донесении между прочим значилось, что «назначенный для поступления в академию из Тульской семинарии воспитанник Иван Богданов 65 умер 14 числа в академической больнице от холеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

9. Воронежская 10. Вятская 11. Гродненская 12. Екатеринбургская 13. Ивановская 14. Йошкар-Олинская 15. Казанская 16. Калининградская 17. Калужская 18. Кемеровская 19. Кишиневская 20. Курганская 21. Московская (областная и городская) 22. Мурманская 23. Нижегородская 24. Новгородская 25. Новосибирская 26. Оренбургская 27. Орловская 28. Пензенская 29. Пермская 30. Ростовская-на-Дону 31. Рязанская 32. Самарская 33. Санкт-Петербургская 34. Саранская 35. Саратовская 36. Симбирская 37. Смоленская 38. Ставропольская 39. Тамбовская 40. Тверская 41. Тульская 42. Улан-Удэнская 43. Чебоксарская. Из 240 епархий, которые существуют сегодня в Русской Православной Церкви, эти 43 прислали свои отклики. Но я хотел бы еще упомянуть о восьми епархиях из числа вновь образованных. Мы не особо ожидали, что эти епархии, которые только формируют свою рабочую структуру, активно включатся в изучение проблематики Межсоборного присутствия, но это произошло, и я хотел бы назвать эти епархии: 1. Арсеньевская (Приморская митрополия) 2. Губкинская (Белгородская митрополия) 3. Енисейская (Красноярская митрополия) 4. Касимовская (Рязанская митрополия) 5. Нижнетагильская (Екатеринбургская митрополия) 6. Покровская (Саратовская митрополия) 7. Пятигорская (Ставропольская митрополия) 8. Скопинская (Рязанская митрополия). Эти восемь новообразованных епархий также активно обсуждали тематику и внесли свой вклад в дальнейшую работу над документами. Если сравнить отклик епархий на общецерковное обсуждение проектов Присутствия в 2010 году, когда мы только начинали эту работу, и в 2012 году, то можно отметить рост внимания регионов к межсоборным размышлениям. Так, в 2010 году, когда в Русской Церкви насчитывалось 164 епархии, активно комментировали документы 12% епархий. Сегодня, как я уже сказал, у нас 240 епархий, и процент участвующих в обсуждении достиг 18-и. Пока это еще, может быть, не та цифра, которая бы нас в полной мере удовлетворяла, но рост очевиден. И важно, что в этом процессе участвуют вновь созданные епархии. Это, на мой взгляд, хороший сигнал.

http://patriarchia.ru/db/text/2608257.ht...

Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу — сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной ограде, также очень важно — мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. Кстати, отсутствие профессионализма в среде церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы и вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий. Но нужно помнить также, что сегодня в слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране они ни жили, — люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие. Когда мы произносим свое слово публично, мы всегда должны понимать, что нас слышат и люди вовсе не церковные, и это слово не должно формировать искаженное, неправильное представление о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии. Сегодня в этом зале присутствуют представители пресс-служб новых епархий — тех, которые были созданы Синодом нашей Церкви в 2011-2012 гг. Сегодня большинство архиереев исходит из того, что информационная работа, деятельность епархиальной пресс-службы — это не дополнение к основным послушаниям, но предпосылка успеха церковной миссии в регионе. Если кто-то думает иначе, то последствия таких ошибочных суждений становятся незамедлительно известны, так как приносят негативные результаты. В связи с этим хочу с удовлетворением отметить, что ряд новообразованных епархий принял активное участие в конкурсе епархиальных пресс-служб, итоги которого будут сегодня подведены. Не знаю, какое решение приняло жюри, но я хотел бы просто отметить замечательный факт участия в этом конкурсе целого ряда вновь образованных епархий. Я хотел бы поименно назвать эти епархии: это Белёвская епархия Тульской митрополии, это Балашовская и Покровская епархии Саратовской митрополии, это Валуйская епархия Белгородской митрополии, Волгодонская епархия Ростовской митрополии, Каинская епархия Новосибирской митрополии и Канская епархия Красноярской митрополии. Представителей этих пресс-служб я хотел бы сердечно поблагодарить за участие в конкурсе и за ту работу, которую вы так активно начали, несмотря на то, что сами епархии были созданы сравнительно недавно.

http://patriarchia.ru/db/text/2560589.ht...

19 октября 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский; 21 мая 1959 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. Митрополит Ленинградский и Ладожский с 19 сентября 1960 г. Постоянный член Священного Синода. С 14 ноября 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский, временно управляющий Днепропетровской епархией. Пимен (Извеков; 27 июля 1910 г. – 3 мая 1990 г.), 17 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского викария Одесской епархии. В июле 1960 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии. С 1 ноября 1959 г. временно управлял Костромской епархией. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа и стал постоянным членом Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии; с 14 ноября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1959 по 1962 г. временно управлял Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями; с 9 октября 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 1963 г. член Всемирного Совета мира и советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. 18 апреля 1970 г. после кончины Святейшего Патриарха Алексия вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола; 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Никодим (Ротов; 15 октября 1929 г. – 5 сентября 1978 г.), 10 июля 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; с 28 августа того же года член комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября руководил издательским отделом Московской Патриархии; с 16 марта 1961 г. постоянный член Священного Синода. С 23 ноября 1960 г. епископ Ярославский и Ростовский, с 10 июня 1961 г. архиепископ. С 3 июля 1963 г. председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру; с 9 октября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 7 октября 1967 г. управляющий Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

   Это был человек большого ума, трудолюбия, такта, неизменного спокойствия и ровности духа, умения ладить с людьми и с собратиями-архиереями, и сподчиненными клириками, и с правительственными чиновниками. Его правилом было: «Нечего не ищи, и ни отчего не отказывайся». Мудрый, осторожный, тонкий церковный деятель, он был также замечательным духовным писателем, знатоком Священного Писания, автором нескольких эгзегетических сочинений. После блаженнойкончины митрополита Филарета преосвященный Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Широкий размах имела и егоблаготворительная деятельность. Он был главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Скончался митрополит Исидор в глубокой старости, в1892 году.    Московскую кафедру с 1882 по 1891 годы занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900). Как и митрополит Исидор, он был сыномдиакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской Духовной Академии, он принял постриг от руки известного Печерского подвижника иеросхимонахаПарфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником.    В 1861 году его хиротонисали в епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особеннопрославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведовавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен онтакже и как, замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал тампротивораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии онучредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалование за четыре с половиной года служения экзархом онпожертвовал на нужды духовного образования.    Введенный в состав Синода, митрополит Иоанникий был там твердым и непреклонным защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888году в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных и первоприсутствующий митрополит Исидор готов был поддержать мнение Победоносцева,клонившееся к снисхождению в этом вопросе, митрополит Иоанникий самым решительным образом высказался против отпевания инославных. Мнение Московскогомитрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. Рассмотрение вопроса о поминовении инославных было отложено на неопределенный срок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплев). Фото: Сенцов Александр/Фотохроника ТАСС      День Победы будущий архипастырь встретил в звании старшины, а при увольнении в запас удостоился грамоты с благодарственной записью Маршала Советского Союза Л. А. Говорова. И уже вскоре после демобилизации будущий владыка вернулся к церковному служению: в 1948-м был рукоположен в сан диакона, в 1951-м – священника, а в 1956-м стал епископом, прослужив в архипастырском сане 32 года. Один из самых ярких и авторитетных архиереев Русской Церкви, митрополит Алексий до самых последних своих дней оставался на удивление простым в личном общении человеком, о чем свидетельствуют воспоминания одного из его духовных чад – протоиерея Валерия Ильина: Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина — говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал — на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1924-2001 гг) Один из самых ярких архиереев в новейшей церковной истории, владыка Николай нередко вызывал противоречивые отношения в церковной среде. Очень строгий и бескомпромиссный, особенно в вопросах веры, митрополит Николай почти четверть века управлял одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви. Число открытых приходов за годы его служения увеличилось почти в 10 раз, не считая монастырей, в том числе знаменитой Дивеевской обители. И в то же время его политическая позиция (митрополит Николай был убежденным советским патриотом, крайне критично относился к Русской Зарубежной Церкви и последнему Государю) не принималась многими православными людьми. Войну будущий архипастырь встретил старшеклассником. Сразу после школьного выпускного юный Коля Кутепов поступил в Тульское пулемётное училище, откуда был направлен на один из самых страшных участков фронта – под Сталинград. В октябре – декабре 1942-го в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии будущий владыка воевал на Сталинградском фронте. Был контужен, получил тяжелое ранение и сильное обморожение ног. Ему были частично ампутированы обе ступни, после чего владыка Николай всю оставшуюся жизнь страдал от этих ранений.

http://pravoslavie.ru/113911.html

Репрессиям подвергались и самосвяты-липковцы. Сепаратистские тенденции Украины советскому руководству были теперь чужды, «самостийники» преследовались, а их лидеры попали под каток репрессий. Намного большую опасность для Церкви представлял обновленческий раскол. Выступления против него, как и прежде, могли привести к преследованиям и лагерному сроку. Со своей стороны, обновленцы не брезговали доносами на православных, стараясь уловить каждое неосторожное слово в адрес сталинского режима и сообщить об этом в органы. Немало православных архипастырей и пастырей в те годы пострадало из-за таких доносов. Убедившись в непопулярности модернизма, раскольники скорректировали свою политику. Хотя у них и оставались женатые священнослужители, а «митрополит» Александр Введенский состоял уже в третьем браке, В целом обновленческая структура была в отношении канонических и обрядовых реформ более осторожна, чем в 1920-е гг. В 1930 г. умер председатель обновленческого «Синода» архиепископ Вениамин (Муратовский), именовавший себя «митрополитом». Его место занял Виталий (Введенский), рукоположенный во епископа еще до раскола – в 1920 г. Теперь он получил титул «митрополита Московского и Тульского, Первоиерарха православных церквей в СССР». Однако фактическим лидером раскола по-прежнему оставался его однофамилец «митрополит-благовестник» Александр Введенский. По имеющимся данным, обновленцам принадлежало несколько тысяч храмов, притом, что массовые репрессии конца 1920 – начала 1930-х гг. раскольников задели меньше, чем сторонников Патриаршей Церкви. В этих условиях Московская Патриархия пыталась хоть как-то сохранить легальные структуры управления. Митрополит Петр по-прежнему был изолирован. В 1930 г. он еще находился в ссылке в зимовье Хэ, но в том же году был арестован, обвинен в «пораженческой агитации» среди местного населения и заключен в свердловскую тюрьму. В 1931 г. святитель отказался предоставить подписку о сотрудничестве с ОГПУ, хотя это дало бы ему свободу. При этом митрополит категорически отказывался от снятия с себя полномочий патриаршего местоблюстителя. Тяжело больной архипастырь в 1931 г. был приговорен к пяти годам концлагеря, но оставлен во внутренней тюрьме свердловского представительства ОГПУ. Как о милости, просил священномученик отправить его в лагеря. Страдалец писал: «Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. Болезни всё сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены». Но мучителям этого было недостаточно. С 1933 г. ему были запрещены прогулки в общем дворе даже ночью. Митрополиту было разрешено гулять лишь в маленьком дворике возле отхожих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010