Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивые – Иоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками. Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце. В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

http://pravoslavie.ru/14753.html

15 сент. 1944 г. Крутицкий митр., управляющий М. е., Николай (Ярушевич) обратился к Г. Г. Карпову с ходатайством о награждении медалью «За оборону Москвы» 14 священнослужителей Москвы и 2 священников Тулы. Карпов добавил в список митр. Николая и направил соответствующее представление в Мособлисполком. На основании указа Президиума ВС СССР, по постановлению Моссовета от 19 сент. 1944 г. 17 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Москвы». Медалями были награждены 14 клириков Москвы помимо митр. Николая: Николай Колчицкий (настоятель Богоявленского собора Москвы и управляющий делами Московской Патриархии), Николай Бажанов (Воскресенский храм в Брюсовском пер.), Стефан Марков (благочинный 1-го округа, настоятель Знаменского храма в Переяславской слободе), Аркадий Пономарёв (настоятель Петропавловской ц. у Яузских ворот), Василий Романков (настоятель церкви на Пятницком кладбище), Михаил Кузнецов (настоятель Адриано-Натальинского храма в г. Бабушкин), Вячеслав Соллертинский (настоятель Преображенского храма), Петр Филонов (храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще), Павел Успенский (храм на Даниловском кладбище), Павел Лепёхин (Никольский храм в Хамовниках), Феодор Казанский (настоятель храма на Ваганьковском кладбище, благочинный 3-го округа Москвы), Павел Цветков (настоятель Ильинского храма в Черкизове, благочинный 2-го округа Москвы), диак. Иоанн Устин, протодиак. Алексий Зверев, а также двое клириков из Тульской обл., территория к-рой тогда входила в состав М. е.: Петр Турбин (настоятель Всехсвятского храма в Туле), Михаил Понятский (настоятель ц. 12 апостолов в Туле, благочинный Тульской обл.). Вручал награды Карпов, который отметил, что в 1941-1944 гг. московские церкви внесли в фонд обороны более 12 млн р. 86 священнослужителей Москвы и Московской обл. были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В сент.-нояб. 1943 г. глава СДРПЦ Карпов лично отвечал за взаимодействие государства с религ. орг-циями Москвы и Подмосковья.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В Ярославской митрополии молитвенно почтили память новомучеников и исповедников Ярославских 17 октября 2018 г. 11:14 16 октября 2018 года, в день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского, и новомучеников и исповедников Ярославских, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон  возглавил Божественную литургию в Казанском женском монастыре г. Ярославля, где пребывают мощи святителя. Его Высокопреосвященству сослужили представители духовенства Ярославской епархии . За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), сестры Казанского женского монастыря, воспитанники Ярославской духовной семинарии и учащиеся епархиальной классической гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Богослужебные песнопения исполнил хор регентского отделения при Яросла духовной семинарии. Святитель Агафангел (Преображенский) родился в 1854 году в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Духовное образование получил в Венёвском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Был назначен на Тобольскую кафедру, затем переведен на Рижскую, далее на Литовскую. В 1913 году архиепископ Литовский и Виленский Агафангел был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита. С 1918 года он являлся членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне. В 1922 году находившийся в заточении Святейший Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения Первосвятительского престола. После выхода «Меморандума трех», в котором обновленцы претендовали на церковное управление, митрополит Агафангел выпустил послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, призывавшее верующих хранить в чистоте устои Церкви. За сопротивление обновленцам святитель был арестован и отправлен в ссылку на три года в Томскую губернию. В своем завещании от 25 декабря 1925 года Святейший Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Вернувшись из ссылки в Ярославскую епархию, митрополит отошел ко Господу в 1928 году. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Ярославская епархия /Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Новости 28 мая, 2010 В Крыму открылся стоматологический кабинет для неимущих Инициатор создания благотворительной мини-клиники - врач-стоматолог Валентин Макарченко с 23-летним стажем, который состоит в Обществе православных врачей Крыма имени святителя Луки.Пациентов подбирает местная епархия. Причем это не монахи и священники, а неимущие прихожане. 28 мая, 2010 В Москве проходит XIX Международный кинофорум " Золотой Витязь " 26 мая 2010 г. в московском Доме кино открылся XIX Международный кинофорум «Золотой Витязь», президентом которого является народный артист России Н.П. Бурляев, сообщает пресс-служба кинофорума. На торжественной церемонии прошло вручение высшей награды Сербской Православной Церкви — ордена Саввы Сербского I степени — Международному форуму «Золотой Витязь». Награждение произвел епископ Бачский Ириней, член Священного Синода Сербской […] 28 мая, 2010 Патриарх Варфоломей отмечает важную роль Московского патриархата в православном мире Русской церкви принадлежит особая роль в укреплении православного единства, считает патриарх Константинопольский Варфоломей. 27 мая, 2010 Святейший Патриарх Кирилл вручил премии Кирилла и Мефодия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил в четверг в храме Христа Спасителя международные премии святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия за 2010 год. За вклад в сохранение наследия братьев и за укрепление дружественных связей между славянскими народами премии получили писатель Валентин Распутин, народный артист России и искусствовед Святослав Бэлза, советник по культуре […] 27 мая, 2010 «Светопись Тайны» открыта 24 мая 2010 г. в Тульской Духовной семинарии открылась первая фотовыставка из цикла «Светопись Тайны», подготовленная ко Дню Славянской письменности и культуры в рамках Программы «Общество и Церковь» журналом «Нескучный Сад» и Ассоциацией «Православная Книга». Открыл выставку руководитель Издательского отдела Тульской и Белёвской епархии прот. Максим Троеглазов. Он сравнил фотоработы с машиной времени, останавливающей и […]

http://pravmir.ru/category/news/page/568...

Вестник Зап. России 1870, 2. Русская Правда 1860. Военный сборник 1861 г., 7. Одесский Вестник 1857, 1859 и 1869 г. 230, 239. Молва 1857 г. 20. Пчела Северная 1857 г. 125 и 170 и 1858 г. – 177, 184. Архиепископ Димитрий (Муретов) 11 июня 1857 г. – 2 октября 1874 г.; 20 февраля 1882 г. – 14 ноября 1883 г. На кануне праздника св. Пятидесятницы, 25 мая 1857 г., преосвященный Тульский Димитрий видел сон, что будто он находится в Одесском кафедральном соборе. На архиерейском амвоне стоит архиепископ Одесский Иннокентий со свитком бумаг в руках. Вручая свиток епископу Димитрию, он сказал: «отец Димитрий, докончите!» Оказалось потом, что ранним утром 26-го мая преосвященный Иннокентий скончался, а Тульский епископ Димитрий был назначен ему преемником». Такую легенду встречаем в Херсонских Епархиальных Ведомостях за 1887 г., 24. Судить о достоверности факта не наше дело. Смысл-же сказания прост и очевиден без особенных разъяснений всякому: такое великое светило русской церкви, как Иннокентий, не нашло себе другого более достойного преемника по управлению Херсонской епархией кроме преосвященного Димитрия, высокие нравственные качества которого, редкие духовные дарования, твердость, основательность и глубина православных убеждений были известны Иннокентию еще в пору управления Киевской духовной академией. Счастлива Одесса, счастлива и Херсонская епархия! Иннокентий и Димитрий были и будут ее украшением до самых отдаленных времен. Архиепископ Димитрий родился в селении Лучинске, Пронского уезда, Рязанской губернии. Отец его был диаконом. Святитель в мире назывался Климент Иванович Муретов. Учился он сперва в Рязанской духовной семинарии, потом в Киевской духовной академии с 1831 по 1835 год. Проходя учебный курс из академии, принял монашество 1-го сентября 1834 г., и рукоположен в иеромонаха 24-го июля 1835 года. По окончании академического курса со степенью магистра богословия, назначен бакалавром в Киевскую академию на класс изъяснения Священного Писания . 27-го октября того-же года определен помощником академического библиотекаря; 7-го февраля 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После перевода коломенского епископа и перенесения кафедры из Коломны в Тулу, Коломенский архиерейский дом оставался пустым; с ним вместе должен был запустеть ветхий по постройкам Голутвин Богоявленский монастырь, в 5 верстах от Коломны, приписанный к архиерейскому дому. Считаясь с древностью как архиерейского дома в Коломне, так и приписного к нему Голутвина монастыря, основанного около 1385 года, Св. Синод перевел монастырь со всем его штатом в бывший Коломенский архиерейский дом, передав монастырю все домовые церкви и строения. Московское подворье Коломенского архиерейского дома передано Тульскому архиерейскому дому. Таким образом, память о древнейшей и в свое время знаменитой Коломенской архиерейской кафедре с её домом сохранялась и в Коломне, и в Туле. На Тульскую кафедру 31 декабря 1799 г. назначен епископ коломенский Мефодий (Смирнов) с титулом епископа Тульского и Белевского. Его епархию составили известные города Тульской губернии. Учреждением Тульской архиерейской кафедры и открытием самостоятельной епархии в пределах Тульской губернии Св. Синод осуществил желание Екатерины II, по окончании войны с Турцией, учредить особую епископию в Туле, где архиерейская кафедра предполагалась еще в 1681 году. VI. Житомирскому епископу, по знатному числу церквей в Волынской губернии, составляющей его епархию, велено быть самостоятельным и не именоваться викарием Минской епархии. Епархия его поставлена в числе епархий III класса в составе одной Волынской губернии, где в начале XIX в. было 1582 церкви. 1171 VII. Викариатство Астраханской епархииепархия Моздокская, за малочисленностью церквей – 69, закрыта и причислена к Астраханской епархии, о чем уже была речь. VIII. Точно также упразднено было Новороссийское – бывшее Екатеринославское викариатство – Феодосийская епархия. Она прикрыта в силу того, что, помимо малочисленности церквей (66), в гражданском отношении места, составлявшие Феодосийскую епархию, были приписаны к Новороссийской губернии. Св. Синод, не считая нужным назначать туда даже викарного архиерея, причислил область Феодосийского викариатства к Новороссийской епархии и передал все церкви его в непосредственное ведение епископа новороссийского Афанасия, преемника м. Гавриила (Бодони).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

26 . UOCUФ II Золотой хиротонисан в 1761 году, Декабря 16, из Архимандритов Высоко-Петровского монастыря. В 1774 году, Декабря 25, скончался. Погребён в Вологодском Кафедральном соборе. Г) Епископы Вологодские и Устюжские 27 . ИРИНЕЙ Братанович хиротонисан в 1775 году, Апреля 26. Велено ему с 1788 года именоваться и писаться Вологодским и Устюжским. Скончался в 1796 году, Апреля 23. 28 . АРСЕНИЙ Тодорский хиротонисан в 1796 году, Августа 15, из Юрьевских Архимандритов. В 1802 году, Июня 15, скончался. 29 . AHTOHUЙ II Знаменский переведён в 1802 году, Июля 5, из Викариев Новгородских. В 1803 году, Февраля 13, переведён в Тобольск Архиепископом. 30 . ФЕОФИЛАКТ Слонецкий хиротонисан в 1803 году, Апреля 26, из Ректоров Киевской Академии и Архимандритов Киево-Николаевского монастыря, где и находится доныне. Глава VII. Епархия Тульская и Белевская Епархия сия учреждена в 1799 году вместо упразднённой Коломенской и Тульской, о которой смотри ниже в пятом отделении о Епархиях упразднённых. Епископы Тульские и Белевские 1 . МЕФОДИЙ Смирнов переведён из Воронежской Епархии в 1799 году, Апреля 10, а в 1803 году, Декабря 31, переведён в Тверь. 2 . АМВРОСИЙ Протасов хиротонисан в 1804 году, Января 10, из Ректоров Александро-Невской Академии и Архимандритов Новгородского Юрьева Монастыря, где и находился доныне. Глава VIII. Епархия Вятская и Слободская. Преосвященные Вятские и Велико-Пермские Епархию сию учредил в половине XVII века Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всея России. А) Епископ 1 . АЛЕКСАНДР переведён из Коломны в 1658 году. В 1674 году Января 8 оставил Епархию и отъехал к Соли Вычегодской в Николаевский Коряжмский монастырь, где посхимился и скончался в 1679 году, Октября 16. Погребён в оном Коряжмском монастыре. Б) Архиепископы 2 . ИОНА хиротонисан в 1674 году, Августа 23, в Епископа из Архимандритов Тихвинских. В 1682 году пожалован Архиепископом. В 1700 году, Октября 8, скончался. Погребён в соборной церкви при ризнице в алтаре. 3 . ДИОНИСИЙ хиротонисан в 1700 году, Августа 4, из Игуменов Московского Даниловского монастыря. В 1718 году, Февраля 7, уволен от правления Епархией в Московской Данилов монастырь, и там посхимившись наречён Димитрием. В 1721 году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Троицкий Сергей Викторович 283. Трубецкой, князь, российский посланник в Сербии 143. 229. Туберозов – см. Геннадий. Тульская: губерния 155; Семинария 225. Турецкие подданные 258. Турецкий флот 34. Турецкие: владения 36; власти 219. Турецкое рабство 35. Туркестанов, князь – см. Трифон. Турки 140. 226. Турция 30. 35. 36. 41. 140. 217. 285. Уварова, графиня 215. Угорская Русь 195. 212. 212–213, Упсальсхий архиепископ. 181. 182. 303. 304. Урмийская Духовная Миссия 194. 195. 222. 224. Урмийские Христиане 194. 226. Урмийский: епископ 225; район 223. 224. Урмия 222. 224. 225. 226. Урусов Николай Петрович , князь 157. 175. Ускокович – см. Мардарий. Успенский пост 290. Утин Сергей Яковлевич, сенатор 138. Уфа 190. 279. Уфимский епископ 190. Ухтомский, князь – см. Андрей. Фелькнер Вера Андреевна, урожденная Петкович 184. Филарет (Дроздов) , митрополит 215. Филиппов пост 280. Филипп (Гумилевский), архимандрит 227. Филоненко Феодор Дмитриевич, прот. 281. Филофей, патриарх Царьграда 38. Финляндия 5. Финляндский 1-й стрелковыи полк 280. Финский залив 5. Флоринский Т. Д., профессор 210. Фотий, патриарх 218. Франция 305. Французы 43. 44. Французский посол 9. Французское происхождение 258. Харьковская: епархия 211; паства 211. Харьковский архиепископ 190.197.211.282. Харьков 60. 211. Херсонская епархия 212. Херсонский архиепископ 212. Холмская: губерния 154; епархия 150. 152. 153. 203; Духовная Семинария 202. Холмские униаты 197. Холмский епископ 175. Царская Ставка 35. Царское Село 34, 58. 59. 112, 292. Царьград 38. «Церковный Вестник» 16. 23. «Церковныя Ведомости» 15. 16. 17. 23. 24. 28. 29. 31. 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. 45. 47. 48. 50. 52. 53. 54. 55. 56. 58. 59. 60. 61. 62. 65. 67. 69. 70. 71. 72. 74. 76. 79. 81. 82. 83. 84. 85. 92. 93. 94–96. 98. 100. 102. 104. 108. 111. 112. 113. 115. 126. 130. 132. 134. 135. 136. 138. 141. 144. 145. 146. 148. 149. 154. 157. 158. 174. 177. 180. 229. 230. 231. 238. 242. 243. 245. 251. 254. 256. 257. 260. 261. 263. 264. 265. 267. 268. 272. 273. 274. 275. 289. 294. 295. 301. 309. 312. 331. 333. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

и болг. языках. Меры по румынизации Церкви ужесточились в февр. 1938 г., после установления в стране диктатуры кор. Кароля II. Четатя-Албский еп. Дионисий (Эрхан) 6 апр. 1938 г. издал циркуляр, в котором потребовал от духовенства епархии перевести богослужение с церковнослав. языка на румынский, заменить в храмах все кириллические надписи румынскими, проповедовать и разговаривать в храмах и др. публичных местах только по-румынски. Результатом этих мер стали протесты духовенства и прихожан, а также случаи перехода православных к баптистам и в др. протестант. деноминации, не подчинившиеся политике румынизации. Румын. священноначалие смягчило требования, и 3 июня 1938 г. еп. Дионисий издал циркуляр, в к-ром разрешалось вводить в богослужение отдельные части на церковнослав. языке в том случае, если в приходе преобладало слав. население (список таких приходов прилагался), но большая часть богослужения должна была совершаться на румын. языке. В 1939 г. Четатя-Албская епархия насчитывала 220 приходов: 86 - в жудеце Четатя-Албэ, 70 - в жудеце Измаил, 64 - в жудеце Кахул. В Кахуле статус благочиннического имел храм св. Михаила. В епархии действовало 5 мон-рей: мужские - измаильский Николаевский с приписным Успенским мон-рем и измаильский Константино-Еленинский при архиерейском доме, женские - скит св. Ферапонта в с. Сату-Ноу (ныне Новосёловка Одесской обл.), Преображенский скит в с. Борисаука (ныне Борисовка Одесской обл.) и Рождество-Богородицкий скит между селами Александрени и Думитрешти (ныне Александровка и Дмитровка Одесской обл.). В результате присоединения в июне 1940 г. Бессарабии к СССР большая часть Четатя-Албской епархии к нач. 1941 г. перешла в юрисдикцию РПЦ, епархия получила название Измаильская. Указом Московской Патриархии от 3 дек. 1940 г. Тульский еп. Алексий (Сергеев) был командирован в Кишинёв в качестве управляющего правосл. общинами Кишинёвской, Бельцкой, Измаильской и Черновицкой епархий сроком на 6 месяцев. Указом Московской Патриархии от 12 мая 1941 г.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010