С 70-х гг. XVIII в. имеются упоминания о старообрядцах-поповцах в Коломне (см. Старообрядчество ). В 1774 г. по благословению Коломенского епископа на кладбище Запрудной слободы в Коломне (в слободе проживали в основном старообрядцы) местный купец И. А. Лажечников построил деревянный храм. В 1790 г. Коломенская консистория доносила о прихожанах церкви: «Оной целию их было не благочестивое к храму Божию усердие, но по приверженности к раскольническому суеверию единственно злоумышленный происк» (цит. по: Руднев. 1903. С. 22-23). По решению Коломенского еп. Афанасия от 16 дек. 1790 г. храм был разобран. Церковь Воздвижения на Успенской ул. и Пятницкие ворота в Коломне. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь Воздвижения на Успенской ул. и Пятницкие ворота в Коломне. Фотография. Нач. ХХ в. В 80-х гг. XVIII в. К. е. существенно расширилась, в нее вошли 4 церкви из Рязанской епархии, 130 - из Воронежской, 18 - из Орловской, 126 - из бывш. Крутицкой епархии. 20 приходов в Бронницком у. и 14 приходов в Серпуховском у. перешли в Московскую епархию. К 1788 г. К. е. имела 1176 церквей: 242 церкви в Московском наместничестве, 81 - в Рязанском, 853 - в Тульском наместничестве. В епархии действовали 4 штатных (Богоявленский Голутвин, коломенский Спасский, Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы , тульский Иоанно-Предтеченский) и 3 заштатных ( Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белопесоцкий Троицкий, серпуховской Владычный Введенский) муж. монастыря. Женскими были коломенский Брусенский и тульский Успенский мон-ри. К 1797 г. К. е. насчитывала 1183 церкви, в т. ч. архиерейский собор, 15 уездных соборов, 4 ружные церкви, 3 церкви при жен. мон-рях и 1160 приходских храмов (храмы муж. мон-рей не учтены). В Московской губ. к К. е. относилось 237 церквей (в Коломне - 18, в Коломенском у.- 85, в Серпуховском у.- 69, в Бронницком у.- 32, в Подольском у.- 10, в Никитском у.- 23), в Рязанской губ.- 79 церквей (в Зарайском у.- 57, в Егорьевском у.- 22), в Тульской губ.- 867 церквей (в Туле - 23, в Тульском у.- 79, в Каширском у.- 99, в Алексинском у.- 77, в Крапивенском у.- 61, в Венёвском у.- 81, в Чернском у.- 69, в Епифанском у.- 53, в Богородицком у.- 54, в Белёвском у.- 61, в Одоевском у.- 83, в Новосильском у.- 58, в Ефремовском у.- 71). Жен. монастыри имелись в Коломне, Туле и Белёве (РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 670).

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Достаточно вспомнить увольнение с Крутицкой кафедры митрополита Николая (Ярушевича) и замена его более покладистым митрополитом Питиримом (Свиридовым). Можно сказать, что уход за штат со стороны архиерея был выражением протеста против насилия властей над религией и верой. В качестве примера того, что активная позиция архиерея никак не влияла на результаты проведения антирелигиозной кампании, укажем, что при управлении Крымской епархией архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), несмотря на его мировую известность и признание, а также решительную позицию по недопущению закрытия храмов, храмы в Крыму закрывались. Даже вопреки усилиям архиерея по их сохранению и перемещению в неблагополучные приходы священников из городских храмов . Таким образом, следует принять вывод, что не «потворство» власти или сопротивление влияло на количество закрытых храмов, а приказы и соответствующие распоряжения государственной власти. Знакомясь с архивными материалами, отметим тот факт, что при управлении митрополитом Антонием Ивановской епархией, с 1964 по 1966 гг., не был закрыт ни один храм. Говорить о том, что при управлении епархиями митрополитом Антонием храмов закрывалось больше, чем в других епархиях в то же самое время, неверно. Достаточно взглянуть на данные статистики. Например, с 1948 по 1953 гг. в Костромской епархии было закрыто 17 храмов, в Калининской епархии – 17, в Ярославской – 6, в Смоленской – 6. Причем к 1953 году количество храмов по епархиям Центральной России выровнялось и было примерно одинаковым. Однако если сравнивать с соседними областями, в Костромской епархии храмов было больше, чем в других областях Центральной России – Владимирской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской. Костромская епархия в этом отношении уступала лишь Московской (211) и Ярославской (149). В Костромской и Калининской к 1954 году было 80 храмов, в Ивановской – 56, в Тульской – 39 . Количество храмов на протяжении двух лет управления митрополитом Антонием Ивановской епархией (в 1964-1966 гг.) оставалось стабильным – 44 .

http://bogoslov.ru/article/6167175

После того, как г. Белоозеро отошел от Вологодской епархии к Новгородской, вологодскому епископу с 6 октября 1787 г., вместо «вологодский и белозерский» велено именоваться только «вологодский». 807 Таким образом, через три года после письма Безбородко к Акчурину частными указами только три епархии введены в границы своих губерний: Архангельская и Олонецкая, состоявшая из двух губерний, Ростовская и Вологодская, состоявшие каждая из одной губернии, 808 причем две епархии Олонецкая и Устюжская прикрыты. 6-го мая 1788 года Св. Синоду дан более общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением России на губернии. Этим указом общее число русских епархий, однако, не только не увеличивалось, напротив, даже сокращалось, причем точное и неуклонное соответствие епархиальных и губернских территорий ослаблялось выражением указа привести разделение епархий только «по возможности» в сообразность с настоящим разделением губерний. Указом 6-го мая повелено: I. Второклассной Крутицкой епархии не быть. Калужскую губернию, города которой (13) преимущественно составляли территорию Крутицкой епархии, велено до особого Высочайшего распоряжения присоединить к Московской епархии. Так кончила свое многовековое существование славная Крутицкая епархия. II. Тульское, наместничество с 12-ю городами причислено к Коломенской епархии. На Коломенскую кафедру, остававшуюся праздной более года, по смерти Феодосия († 30 января 1787 г.), указом 6-го мая переведен Феофилакт, епископ переяславль-залесский и дмитровский, с титулом коломенского и тульского. С переводом Феофилакта Переяславская и Дмитровская епархия прикрыты; их монастыри и церкви распределены по соседним епархиям, соответственно губернскому делению. Таким образом, прекратила свое недолгое существование (1744 – 1788 гг.) четвертая самостоятельная епархия. По окончании второй турецкой войны предполагалось построить архиерейский дом в г. Туле, как наместническом городе, присоединенном к Коломенской епархии и перевести туда кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Письмо в адрес губернатора Тульской области Владимира Груздева с просьбой отменить фестиваль пива, который запланирован в Туле на 3 сентября, направила местная епархия. 24 августа. ПРАВМИР. Письмо в адрес губернатора Тульской области Владимира Груздева с просьбой отменить фестиваль пива, который запланирован в Туле на 3 сентября, направила местная епархия, сообщает Интерфакс-Религия. «Многочасовое спаивание пивом населения вымирающего региона» особенно неуместно возле духовных святынь. Пивоваренная компания собирается провести мероприятие возле Успенского кафедрального собора, где покоятся мощи небесного покровителя города — святого Иоанна Тульского, и Тульского кремля. «Алкогольные бизнесмены продолжают свое дело, но только пытаются мимикрировать. Если раньше они называли свое мероприятие «фестиваль пива», то затем стали именовать его «фестиваль пива и кваса», а на этот раз «Балтика» решила провести алкогольное шоу совсем уж под безобидным названием «фестиваль музыки и отдыха», — цитирует Интерфакс письмо епархии главе региона. Также авторы письма напомнили губернатору о том, что на инаугурации 18 августа он заявил о необходимости развивать в регионе спорт и здоровый образ жизни. В свою очередь в пресс-службе пивоваренной компании сказали: «Мы всегда прислушиваемся к мнению Тульской епархии, с большим уважением относимся к мнению Русской православной церкви и к чувствам верующих». Собеседник агентства отметил, что проведение мероприятия на центральной площади Тулы было заранее согласовано с епархией и никаких запретительных мер не было высказано. Напомним, что в 2010 году после обращения православного духовенства компания «Балтика» перенесла проведение праздника пива в Туле с первого дня Успенского поста в августе на сентябрь. Читайте также: Ограничения на продажу пива – борьба с пьянством? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tulskaya-eparxiya-pros...

  разделы   рассылка  распечатать //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция одиннадцатая. Православная провинция Волгоград В течение всей своей истории территория нынешней Волгоградской области была местом, где взаимодействовали многие религии и конфессии. Долгое время недалеко от нынешнего Волгограда находилась столица Золотой Орды — Сарай, бывший одним из важных центров ислама. В то же время с 1261 по 1466 гг. в Сарае находилась знаменитая Сарайская и Подонская кафедра православных епископов. В XVI веке в низовьях Волги появляются буддисты калмыки. В XVII веке распространяется старообрядчество, а в XVIII, с появлением немецких колонистов, — протестантизм и католичество. До революции отдельной Царицынской (старое название Волгограда) епархии не существовало, ее территория входила в Саратовскую епархию. Первый епископ Царицынский Георгий (Перов) возглавил кафедру уже при советской власти. Через несколько месяцев после назначения он был расстрелян. В 70-х — начале 80-х гг. религиозная политика местной власти была одной из самых либеральных в стране. В начале 80-х годов стараниями Саратовского епископа Пимена (Хмелевского) в городах Фролово и Михайловка были построены православные храмы — случай по тем временам уникальный. Епархия была воссоздана в 1991 г., ее возглавил архиепископ Герман (Тимофеев) — в 1986–1991 гг. бывший архиепископом Берлинским, а до этого возглавлявший Тульскую епархию. Ко времени приезда владыки Германа в Волгоград епархия насчитывала всего 13 приходов. Архиепископ Герман — редкий пример православного владыки, предпринимающего энергичные попытки сделать Церковь серьезным фактором всех сфер жизни общества. Причем епархия при владыке Германе стремится быть активной как в традиционных для Русской Православной Церкви формах, так и в нетрадиционных. При владыке Германе начались работы по возрождению сразу семи монастырей, число зарегистрированных приходов к началу 1997 г. было доведено до 140. С 1992 г. регулярно выходит объемная епархиальная газета «Православное слово». В отличие от большинства подобных изданий, она уделяет внимание широкому кругу общественно-политических проблем. Под эгидой епархии было проведено несколько солидных конференций, посвященных общественным проблемам края: экологических, местного самоуправления, развития предпринимательства, медицины, образования и т. д.

http://religare.ru/2_7173.html

Архив Пн Липецкая и Елецкая епархия 25 августа 2010 г. 16:30 История Православия на территории Липецкого края насчитывает несколько столетий: появление здесь христианства традиционно относится к периоду Древней Руси. С конца XIV века Верхнее Подонье в результате бесконечных татарских набегов превратилось в «дикое поле». Православное население возвратилось на территорию Верхнего Дона в середине XVI века. С этого же времени строятся православные храмы и основываются первые обители: Донковский Покровский, Елецкий и Лебедянский Троицкие, Задонский Богородицкий монастыри. В XVII-XVIII веках территория Липецкой области в церковном отношении была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям, затем и вплоть до 1917 года церковная история края напрямую связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями. К началу XX столетия на пространстве области (в современных границах) действовало более пятисот храмов и десятка монастырей, тысячи верующих посещали в дни церковных празднеств и торжеств местные святыни, миру был явлен целый сонм святых и подвижников веры и благочестия. Революционные потрясения начала XX века прервали естественное развитие церковной жизни в Липецком крае. В годы богоборчества многие святыни были уничтожены, верующие — репрессированы. В середине 1920-х годов начался новый этап в истории Православия в Липецком крае. В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем которой стал священномученик Уар (Шмарин, +1938). До своего ареста он управлял приходами Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов. Местом его архиерейского служения был Христо-Рождественский храм, ныне кафедральный собор епархии. В 2000 году священномученик Уар причислен к лику святых. Его подрясник, находящийся в Христо-Рождественском кафедральном соборе, почитается верующими Липецка как святыня. После ареста и ссылки сщмч. Уара в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С тех пор Липецк перестал быть центром епархии и вошел в пределы Воронежской кафедры. Остальные районы Липецкой области по-прежнему находились под омофором Орловского, Тамбовского, Рязанского и Тульского архиереев.

http://patriarchia.ru/db/text/1239319.ht...

Неонилла Ивановна Брызгалина , Ростовская епархия: - За время пребывания в стенах Московской духовной академии мы не только получили серьезные знания по православной культуре, но и ощутили на себе присутствие здесь сугубой благодати. В школе я преподаю русский язык и литературу, и в этом году я впервые вела курс «Основы православной культуры». По моему мнению, в общеобразовательной школе необходимо внедрять компоненты православной культуры в самые различные предметы – биологию, историю, изобразительное искусство, литературу, иными словами, - знакомить детей с православным взглядом на различные стороны человеческой жизни. Кроме того, можно вести тематические классные часы. Это богатейший материал! Пребывание на курсах дало мне именно такой опыт – ведь у нас читались такие лекции, как «Библия и наука», «Иконоведение» ведущими преподавателями Московской духовной академии. Мы все вместе, с Божией помощью,  делаем большое дело. Если Бог даст, я очень хотела бы сюда приехать еще раз. Спаси Господи! Юрий Петрович Ясликалов , Читинская епархия, Спасский приход г.Краснокаменска: - Хочу рассказать Вам о своем опыте – в прошлом году для ребят из воскресной     школы мы провели уроки нравственности «о здоровье и добродетелях». В результате этих занятий несколько родителей приняли обет трезвения. При нашем храме работает Братство трезвения, его членами на сегодняшний день являются около 40 человек, и сейчас наше Братство пополнилось родителями этих детей. В связи с этим я хочу вспомнить, что когда в 1913 году во всех российских школах ввели предмет  «уроки трезвости», то уже через год в стране приняли «сухой закон». И это, по моему мнению,  самый надежный и верный путь к отрезвлению наших людей. Евгений Вячеславович Миллер , Тульская епархия: - Я прислуживаю в алтаре храма Святителя Алексея Московского г. Тулы. В Академию я приезжаю уже второй раз, первый раз был на курсах повышения квалификации преподавателей православной культуры в январе. Очень важно, что здесь нам предоставляется возможность и помолиться и поучиться. Мы все вместе молимся, читаем вечернее правило в семинарском храме.

http://pravoslavie.ru/334.html

В 1929 г. на заседании президиума Зареченского районного совета Рабочих и красноармейских депутатов было принято постановление о закрытии Вознесенского храма. В начале 1930-х годов храм был закрыт, после чего здание Вознесенской церкви служило складом, колокольню снесли. Здание поставлено на госохрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР. В 1961 году в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения». К наиболее чтимым святыням храма относились икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 году), икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеймона. Современное состояние [ править править код ] В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии. С этого момента в ней непрерывно совершаются богослужения. В 2009 г. Тверская епархия передала в дар Свято-Вознесенскому храму икону с изображением выдающегося миссионера исповедника преподобного Варсонофия Херсонского с частичкой его мощей. Описание [ править править код ] Расположенная на возвышенности церковь Вознесения Господня – типичное для барокко монументальное строение, несущее самые яркие черты архитектурного стиля: высокие пилястры объединяют основной объем храма в единое целое, мощный купол покоится на высоком барабане. Соответствует барочной пышности и вся композиция здания, и затейливые украшения фасадов, и граненый купол с венчающим его фонариком. Взгляды туляков и гостей города издалека притягивают нарядные наличники, овальные окна второго света и причудливая лепнина. В ходе археологических изысканий в храме был найден старинный антиминс (четырехугольный плат с зашитыми в него частицами мощей мучеников, на котором совершается богослужение), освященный в 1680 году. Деятельность прихода [ править править код ] С 2008 года по решению Епархиального Совета храм является миссионерским, поэтому в Вознесенской церкви располагается миссионерский отдел Тульской епархии. В отдельно стоящем здании миссионерского центра при храме проходят курсы катехизации, творческие встречи, действует православный кинозал. Открыта воскресная школа для детей, работает библиотека православной литературы. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Никон (Воробьёв). Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Воробьёв Николай Николаевич; 4.05.1894, с. Микшино Бежецкого у. Тверской губ.- 7.09.1963, г. Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской обл.), игум., духовный писатель и наставник. Из крестьянской семьи. В 1914 г. окончил реальное училище в Вышнем Волочке Тверской губ. и поступил в Психоневрологический ин-т в Петрограде, в к-ром окончил 1 курс. Летом 1915 г. пережил глубокий духовный кризис, обрел веру в Бога. Оставил ин-т и в 1917 г. поступил в МДА. Через год занятия в академии прекратились. В течение неск. лет Н. Н. Воробьёв проживал в с. Сосновицы Тверской губ., где преподавал в школе математику. Затем переехал в Москву, служил псаломщиком в Борисоглебском храме в Дегунино (до 1930). 5 апр. 1931 г. Минский еп. Феофан (Семеняко ; впосл. архиепископ) постриг его в Минске в монашество с именем Никон. 7 апр. того же года Н. был рукоположен во диакона, 8 янв. 1933 г.- во иерея. Служил при храме свт. Николая на Козыревском кладбище Минска; был келейником еп. Феофана. Окормлял монахинь закрытого минского Преображенского мон-ря. 5 апр. 1933 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. 7 июня того же года приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Белорусской ССР к 5 годам заключения в лагере. Вслед. зачета рабочих дней освобожден в 1937 г. Вернулся в Вышний Волочёк и устроился работать помощником в доме врача. В 1944 г. вернулся к священнослужению, был назначен настоятелем Благовещенской ц. в Козельске Калужской обл. В 1948 г. переведен в Белёв Тульской обл., затем в том же году - в г. Ефремов Тульской обл., в Смоленск и в г. Гжатск. С 1948 г. и до конца жизни служил в гжатском храме в честь Вознесения Господня. 6 мая 1956 г. возведен в сан игумена. Почитался многими духовными детьми за праведную жизнь и глубокие богословские знания. Скончался 7 сент. 1963 г. после продолжительной болезни. Похоронен в Гжатске. Был известен как один из учителей покаяния. Проповеди Н. и его письма духовным чадам были опубликованы неск. изданиями с 90-х гг. XX в. и приобрели широкую известность. Соч.: Нам оставлено покаяние: Письма. М., 1997; Внимай себе: (Сб. писем). М., 2010; Письма духовным детям. М., 2014; О началах жизни. М., 2016. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 14-15; он же. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Игумен Никон//Там же. 1997. 3(42). С. 56-59. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/2577547.html

Новости 24 февраля, 2011 Прошла встреча митрополита Илариона с генсеком Всемирного Совета Церквей 23 февраля 2011 года в Женеве состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с генеральным секретарем Всемирного совета церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом 24 февраля, 2011 Игумен Сергий возражает против осуждения Гребенщикова со стороны миссионеров в Тульской епархии Настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы о. Сергий (Рыбко) прокомментировал недавно прошедшее в миссионерском отделе Тульской епархии мероприятие, посвященное выяснению религиозных взглядов Бориса Гребенщикова и квалификации их с точки зрения православного вероучения 24 февраля, 2011 В Томске возведут храм на месте расстрелов в советское время Томская епархия получила разрешение администрации областного центра на строительство храма на Каштачной горе, где в советское время проводились расстрелы и захоронения жертв сталинских репрессий 23 февраля, 2011 Священнослужители и политика: опыт Элладской Православной Церкви Затянувшийся кризис в греческих церковно-государственных отношениях, связанный с планируемым сокращением расходов на оплату труда священнослужителей, оживил дискуссию о том, насколько служители Церкви должны участвовать в политической жизни страны 23 февраля, 2011 В Свердловской области будет создан государственный реабилитационный центр для наркозависимых Для помощи в создании первого в области государственного центра реабилитации губернатор намерен привлечь представителей Екатеринбургской епархии 23 февраля, 2011 В Москве представили новый фильм о православном храме в Риме Презентация документального фильма о новом русском храме в Риме прошла во вторник в здании Фонда социально-культурных инициатив в Москве в рамках начавшегося Года российской культуры в Италии и итальянской культуры в России. Зрители увидели полную 53-минутную версию картины 23 февраля, 2011 На Дальнем Востоке будут организовывать станы православных миссионеров

http://pravmir.ru/category/news/page/553...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010