Лит.: Кондаков Н. П. История и памятники визант. эмали: Собр. А. В. Звенигородского. СПб., 1892; Собр. М. П. Боткина. СПб., 1911; Гордеев Д. П. Описание 5 эмалевых медальонов с груз. надписями на иконе Спаса, хранящейся в ризнице Гелатского мон-ря//ХВ. 1917. Т. 5. Вып. 3. С. 209-216; он же. К вопросу о разгруппировании эмалей Хахульского складня//Мистецтвознавство. Х., 1928. Вып. 1. С. 127-165; Tschubinaschwili G. Ein Goldschmiedtriptychom des VII-IX Jh. aus Martvili: Zschr. für bildende Kunst. Lpz., 1930. [Bd.] 64. P. 81-87; idem. Art of Georgia//Encycl. of World Art. N. Y. e. a., 1962. Vol. 6. P. 138-152; Djobadze-Zizichwili W. Los esmaltes del icono de Jajuli//De Archivo Español de Arte. Madrid, 1952. Т. 25. N 97. P. 127-165; idem. [Zizichwili W. ] Los esmaltes bizantinos del Museo Lazaro//Goya: Revista de arte. Madrid, 1954. N 3. P. 137-142; Amiranachwili S. Les émaux de Géorgie. P., 1962; idem. Smalti della Georgia. Mil., 1963; idem. Medieval Georgian Enamels of Russia. N. Y., 1965; он же. Хахульский триптих. Тбилиси, 1972; Сонгулашвили И. Ф. Кое-что о груз. перегородчатых эмалях//Дзеглис Мегобари. Тбилиси, 1967. 9. C. 15-18 (на груз. яз.); Wessel K. Die byzant. Emailkunst: Von 5 bis 13 Jh. Recklinghausen, 1967; Ракитина К. А. Груз. эмали в собр. Эрмитажа//Сообщ. ГЭ. Л., 1971. Вып. 32. С. 51-53; Verzone P. Smalti medioevali in Georgia//XX Corso di cultura sull " arte ravennate e byzant. Ravenna, 1973. P. 447-465; Zastrow O. «Provincialismo» dello smalto georgiano medioevale//Atti del I simp. intern. sull " arta Georgiana, Bergamo 28-30 guigno 1974. Mil., 1977. P. 311-322; Древнее золото: Из собр. Музея ист. драгоценностей УССР/Сост., вступ. ст.: И. В. Бондарь. М., 1975; Хускивадзе Л. З. Группа груз. эмалей рубежа XII-XIII вв.//ВВ. 1977. Т. 38. С. 123-135; она же. Груз. эмали. Тбилиси, 1981; она же. Средневек. перегородчатые эмали из собрания ГМИГ. Тбилиси, 1984. P. 187-231; eadem. Lo sbalzo, l " avorio, lo smalto, il tessuto, la ceramica//I Tesori della Georgia. Mil., 1984; она же. Роль Грузии в процессе формирования и развития средневек. эмальерного искусства//Academia. Тбилиси, 2001. Вып. 1. С. 44-49 (на груз. яз.); она же. По поводу «дела» о подделках груз. эмалей//Кавказоведение. 2002. 2. С. 222-227.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Приложение к двум томам воспоминаний занимает половину (700 страниц!) объема всего издания. В него включены творческая история воспоминаний Н. П. Гилярова, развернутые научные примечания к главам, летопись жизни и творчества, словарь диалектных, редких и устаревших слов и выражений, списки условных сокращений и тщательно подобранных иллюстраций, указатели – именной, географических названий и периодических изданий. Творческая история памятника « Н. П. Гиляров-Платонов и его «Автобиографические воспоминания " » написана А. П. Дмитриевым широко, с использованием и учетом внушительных пластов редких и архивных материалов, существенно проясняющих и дополняющих рассказ о духовном, личностном становлении выдающегося русского философа. Это исследование жизненного и творческого пути Гилярова составляет достойную параллель его автобиографическим воспоминаниям. Создан портрет писателя в полный рост, с его громадным в кругу современников авторитетом как мыслителя, богослова, ученого, с достойной оценкой его издательской деятельности. Научный комментарий – текстологический, лингвистический, реальный – содержит сведения о первых публикациях в периодике отдельных глав воспоминаний Гилярова, выявленных в текстах разночтениях, вскрывает созданную автором густую сеть аллюзий и реминисценций, что особенно полезно для современного читателя, учитывая его недостаточную осведомленность в вопросах церковной истории, в богословских трудах и богослужебных книгах. «Основные даты жизни и творчества Н. П. Гилярова-Платонова » (составитель А. П. Дмитриев) являются в издании уместной хронологической канвой. Безусловное практическое значение имеет и «Словарь диалектных, редких и устаревших слов и выражений» (составитель Л. В. Дмитриева). Здесь же, как во многом облегчающие работу с материалами двухтомника, следует упомянуть аннотированный Указатель имен, а также Указатели географических названий и периодических изданий. Самостоятельную ценность изданию придают 73 иллюстрации. Это редкие виды XVIII в. старой Коломны, села Черкизово из фондов РГВИА, Москвы, Свято-Троицкой Сергиевой лавры из фондов ГИМ, ГРМ, ИРЛИ РАН, ГТГ, Петербурга XIX в. из фондов ГЭ. Портретную галерею в издании составляют редкие фотографии близких писателя из архива А. М. Гилярова и музея ИРЛИ, рисованные изображения и фотографии его современников из фондов ИРЛИ, ГИМ, РГИАМЗ. Представление об истории текста мемуаров дают помещенные в виде иллюстраций фрагменты рукописей Гилярова, хранящиеся в РО ИРЛИ РАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

3) Ву-син – пять элементов суть: первый – вода, второй – огонь, третий – дерево, четвертый – металл, пятый – земля. Природа каждого из них или описание свойств: вода солена и текуча, огонь жжет и поднимается к верху, дерево имеет направление прямое и косвенное, металл (золото) желтоватое цветом и тверд, земля разлагается на частицы и просевается как песок, на ней растет трава, которая косится или пожинаются хлебные злаки. Из морской воды, разлившейся по земле, добывается соль (сянь); порываясь к верху и расстилаясь по земле, огонь производит горькое (кху); растущее вкривь и прямо бывает кислым (суань) или острым на вкус; желтеющее от времени (цун) и делающееся крепким (гэ) производит едкое, щелочи, кислоту (синь), все, что сеется, есть цзя – семя, зерно, что косится, жнется есть шэ, трава, хлебный злак и производит на вкус приятное и сладкое – гань. 4) Ву-ши – пять органов чувств: первое есть вид, осанка, положение всего тела – мао, второе – речь, способ употребления и выражения слова – янь, третье – зрение – цзи, четвертое – слух – тхин, способность выслушивания, пятое – способность думать, размышлять, все обсуждать – сы. По телесному виду человек может быть возбуждающим почтение – гун, по речи, разговору он может быть цун, т. е. вежливым, уступчивым; зрение может быть чистым ясным – мин; посредством слуха, правильного восприятия впечатлений от него и зрения, понятия, perceptio, может составляться умозаключение – цун, рассудочная способность – сы, нераздельно соединена с Жуей – умом, intelligence. Почтительность обнаруживается в важности и степенности – су; согласие соединено с упорядочением всего – и; от ясности воззрения на предметы проистекает чжи – знание, мудрость; определительность и основательность достигается в обдуманности, составлении плана действий – моу; с разумом (Жуэй) неразлучна мудрость – шэн. в) Па чжан – восемь регуляторов и предметов в управлении. Первый есть запасающий заблаговременно народное продовольствие – ши; второй есть собиратель имущества государственного, сборщик податей – хо; третий – жертвоприноситель –шения, сы; четвертый – министерство общественных работ – сы кхун; пятый – министерство народного просвещения – сы тху; шестой – министерство судебное, уголовный судья – сы кхоу; седьмой – наблюдатель на пиршествах и приеме гостей, церемониймейстер – бинь; восьмой – армейский генерал – Ши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Таблицы, с сими именами хранятся в храме предков, а потому и зовутся «мяо-хао» – храмовое, посмертное имя или точнее – «бессмертное, историческое» и соответствующее отчасти нашему выражению «в Бозе почивающий». 1) В отношении к мужчине говорят и пишут, «господин» «милостивый государь» – «ван», «ван-сань» (госп. 3-й), «ван-цзю» (госп. 9-й) т. е. означает порядок рождения: «великий господин» – «да-е»; почтенный, старец, ваше превосходительство, – »лао-е« или »да-лао-е»; Ваше сиятельство, высокопревосходительство – «да-жень» или «да-е» (великий муж, – чтимый), лично – «ван-да-жень», «да-жень». Мандарины имеют свой титул по рангу, их родителям усвояются: отцу – «тхай-е», матери – «лао-тхай-тхай», жене – «тхай-тхай», внучкам – «най-най», жене 1-го сына – «да-най-най», жене 2-го сына – «эрр-най-най», сыновьям мандарина – »гун-цзы« или »сянь-гун», первому – «да-гун-цзы», «тхау-е», второму – «эрр-гун-цзы», «да-сянь-гун». Титул учитель, – «сяншен» (antea natus) дается профессорам, школьным учителям, также и всякому почтенному ученому человеку; можно сказать и «лао-сян-шен» (старец – учитель) или «да-лао-сян-шен» (старейший учитель). Название доктор мудрец – «фу-цзы» усвояется лицам имеющим право на проповедь, публичное научение, назидание, например – «тун-лао-фу-цзы» – почтеннейший учитель, наставник тун, или – «кхун-фу-цзы» (Конфуцзы), также – «лао-ми» древний учитель, мудрец. Слово «кхун» вообще означает честнейший, почтеннейший и прилагается чаще всего старцам, например «Ван-сань кхун» (Ван 3-й почтеннейший), у христиан прилагается к епископам, пожилым священникам, старцам «гун-гун» или «лао-кхун». Часто для означения философа употребляется слово «цзы» (сын), также и императора; хотя для ученых, особенно почитаемых, существует выражение «сян-гун». Для самых пожилых принято слово – »вэнь», например «цзун-вэнь» – наш почтенный отец, «тхан-вэнь» – городской голова; для простых старичков, обыкновенных, употребляется «лао-цзунь-нянь», «лао-ту», или «лао-бэй» (почтенный дядя). Для духовных особ – «да-дзя» – ваше преподобие, также – «цзунь-цзя», «лин-чжен»; китайские вельможи в обращении друг к другу говорят: »нянь-сюн». Дети говорят к отцу «лао-де» почтенный отец; для родных употребляется термин степени родства, с прибавкой »лао«, родители говорят детям »сяо-эрр N« – мое милое дитя, дитятко. О домохозяине говорится – «лао-жень-цзя» – господин, старец, почтенный человек в семействе; уважение к равному определяется словами »да-гэ» – старший брат, или «лао-эрр» – старый брат, или вежливыми выражениями «жень-сюн» – мой благочестивый, милостивый брат, «сянь ци» – мой друг мудрый, благоразумный. Хозяев китайских джонок, капитанов судна, называют «лао-бинь» или «чжу-жень-цзя» – господин дома, все прочие начальники ремесленных, торговых заведений, магазинов, лавок, от своих подчиненных зовутся «ши-фу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

– Ну-ка, длинный имярек, подойди к столу, – сказал один из заседателей. Игорь подошел и сразу с азартом стал на столе ловить блох и тараканов под носом у медицинских чинов, крича: – Вот блошка! Вот таракашка! Они о чем-то спрашивали его, но он, не слушая, рассказывал, икая, как путешествовал на Марс, где жить можно, если бы не пыльные ураганы и множество зеленых лягушек, да еще один настырный козел, который стоит на полюсе и все время кричит дурным голосом: Кэ-Гэ-Бэ-э-ээ! Отцы-командиры и медицинские полковники, посоветовавшись, приняли оперативное решение: откуда ни возьмись, как по щучьему велению, появились молодцы-санитары, накинули на строптивого призывника смирительную рубашку и, скрутив его, поволокли в санитарную машину. В машине первым делом надавали пинков и оплеух, после чего, закурив, успокоились, равнодушно посматривая на свою жертву. В приемном покое его приняли другие матерые санитары, всадили в ягодицу жгучий успокоительный укол. Засим влили в рот кружку горького слабительного, и тут же подоспела медсестра с громадной клизмой. На этом его мытарства не кончились. Пинками его погнали в холодную ванну, откуда он вылез посиневший, клацая зубами. Переодев в присвоенную психам форму, молодцы под конвоем повели его в беспокойное буйное отделение. По пути, как в тюрьме, открывались и закрывались на ключ множество дверей, на окнах огрузли толстые железные решетки. Его втолкнули в палату, показали койку. Дверь захлопнулась, и в замке заскрежетал ключ. Игорь повалился на койку и забылся мертвым сном. Когда он проснулся, сосед, который лежал, накрывшись с головой простыней (ну впрямь чистый покойник), открыл простыню и начал канючить: – Дай, дай веревочку, – и, утерев слезы, пожаловался, – никто веревочку не дает. Игорь вскочил с кровати, огляделся и спросил: – Где я, братцы?! Псих, пребывающий в белой горячке, ответил: – В буфете, – и пояснил, – у сатаны. Водочки бы мне, водочки выпить бы, выпить бы! Оглядев решетки на окнах, Игорь похолодел от ужаса и, бросившись к двери, стал колотить в нее кулаками и пятками, почему-то крича тонким голосом как Катюша Маслова:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

«Голден эра продакшнз»: «В дополнение к управлению растущей саентологической иерархией МЦС обеспечивает выход в свет материалов, составляющих основу саентологической религии, как в письменном виде, так и в виде аудио- и видеозаписей, включая около трех тысяч записанных на пленку лекций Л. Рона Хаббарда. Отделение внутри МЦС – „Голден эра продакшнз“ – отвечает за производство этих записей, а также Е-метров, религиозных учебных фильмов, слайдов и видеофильмов» с.302]. См.: МЦС, Е-метр. Групповой: см. групповой одитинг. Групповой одитинг (групповой процессинг, групповые процессы): «техники одитинга, которые используются групповым одитором при работе с группами детей или взрослых» с.281]. «Здесь одитор повышает способности людей, одитируя сразу целую группу. Благодаря групповому одитингу человек становится более внимательным, начинает лучше осознавать свое окружение и становится более способным к общению. Некоторые люди рассказывают о замечательных победах, включая повышение способности „иметь“ и даже экстериоризацию (выход из тела). На протяжении более чем четырех десятилетий участие в групповом одитинге приносило саентологам – как новичкам, так и ветеранам – победы, достижения и, наконец, просто удовольствие» с.123]. Групповой процессинг является разновидностью саентологического одитинга. Он представляет собой нечто большее, чем определенный шаг на Мосту, и может регулярно получаться человеком в любом месте Таблицы ступеней (за редким исключением). Это, пожалуй, самый доступный вид одитинга (после бесплатного). См.: одитинг, одитор, саентологический одитинг, саентолог, Таблица ступеней (Мост). Ср. дианетический одитинг. ГЦХ [произносится «гэ-це-ха»]: см. Московский ГЦХ. – Д- Демонабор: сокращение от «демонстрационный набор». «Набор, который состоит из разнообразных маленьких предметов, таких, как, например, пробки, крышки, скрепки, колпачки от ручек, резинки и пр. Студент демонстрирует идею или принцип своими руками и при помощи предметов, входящих в его демонстрационный набор» с.271].

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/plamja-p...

Изучали и рядовые сельские поселения, особенно интенсивно на территории Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси. Коллектив сотрудников ГИМ, разрабатывавший историю древнерус. деревни, опубликовал 4 вып. «Очерков по истории русской деревни X-XIII вв.» (М., 1950, 1956, 1959, 1967). Была составлена карта селищ, дана их характеристика, рассмотрены сельское хозяйство, промыслы, быт. В 60-70-х гг. были изданы сводки по истории стрел, луков, колчанов ( Медведев. 1966) и др. видов наступательного и оборонительного оружия; Кирпичников в неск. выпусках «Свода археологических источников» представил по категориям большинство известных находок мечей, сабель, доспехов, шлемов, щитов, стремян, удил и т. д. ( Кирпичников. 1966, 1971, 1973, 1975), дав четкую типологию, хронологию и общую картину развития военного дела на Руси. Д. Р. а. позволила изучить домостроительство на массовом материале, реконструировать отдельные постройки и проследить их эволюцию в Сев.-Зап. Руси ( Спегальский. 1972). Раппопорт (1975) составил общую сводку жилищ на территории Руси, изучив связь их плановой схемы с изменением типа печей. Огромный материал дал Вел. Новгород. В 1980-2000-х гг. новые данные о домостроительстве IX-XI вв. принесли раскопки на Подоле в Киеве (М. А. Сагайдак). Раскопки Новгородской археологической экспедиции в Вел. Новгороде (Арциховский, Янин и др.) открыли деревянные изделия, к-рые плохо сохранились в др. городах, и новый вид письменных источников - берестяные грамоты. Благодаря сохранившимся настилам деревянных мостовых была создана надежная хроно-стратиграфическая шкала новгородских и общих для Др. Руси типов вещей. Достижения археологии в изучении древнерус. зодчества отражены в исследованиях по архитектуре древнего Киева ( Каргер. 1958, 1961), Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. ( Воронин. 1961-1962), Смоленска ( Раппопорт. 1979), в корпусе сведений по памятникам всей Др. Руси, в истории ее строительной техники ( Раппопорт. 1982, 1994). Большой вклад в изучение древнерус. архитектуры и ее белокаменной скульптуры внесли работы Вагнера (1964, 1969), восстановившего архитектурные формы и убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, храмов Владимира и Суздаля. Существенное значение для иконографически-архитектурного и историко-литургического анализа архитектуры имели труды А. И. Комеча и Т. А. Чуковой . В наст. время изучение архитектурной археологии Др. Руси продолжается в С.-Петербурге (В. А. Булкин, группа археологов под рук. О. М. Иоаннисяна в ГЭ), в Киеве (Г. Ю. Ивакин, Е. А. Архипова), в Москве (Л. А. Беляев ) и в др. городах.

http://pravenc.ru/text/180421.html

12. С. 325-336; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля: Мат-лы и исслед.//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 157; Подобедова О. И. Миниатюры рус. ист. рукописей: К истории рус. лицевого летописания. М., 1965. С. 56, 58, 60; Сизов Е. С. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 266-268; Висоцький С. О. Про портрет родини Ярослава Мудрого у Coфiйcьkoмy coбopi у Kuebi//Bichuk Киïвського ун-ту. 1967. 8. С. 35-44. (Сер. icmopiï та права; Вип. 1); Свердлов М. Б. Изображение княжеских регалий на монетах Владимира Святославича//ВИД. 1972. Вып. 4. С. 151-159; он же. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - 1-й трети XIII вв. СПб., 2003. С. 254, 255, 293-296, 301-303; Молчанов А. А. К вопросу о худож. особенностях и портретности изображений на древнейших рус. монетах//ВМУ: Ист. 1973. 3. С. 72-85; Соколова И. Нек-рые замечания по поводу визант. прототипов древнерус. монет//Сообщ. ГЭ. Л., 1975. Вып. 40; K ä mpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 23-24, 58, 71, 75, 106-111, 231-232, 242, 245; Маясова Н. А. Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып.] 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. М., 1980. С. 62-64, 69-70; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды XIII - нач. XX в. Л., 1980. Табл. 54-55. С. 307; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 193-198, 319; Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л., 1983; Никитенко Н. Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора//ПкНо, 1986. Л., 1987. С. 237-244; она же. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Ист. проблематика. К., 1999. С. 14-64; Пуцко В. Г. Haйдabhiшi зображення св. кн. Boлoдuмipa//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 37-41; Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Таврики. Л., 1979; Goldschmidt A. , Weitzmann K. Die byzant. Elfenbeinskulpturen des X.-XIII. Jh. B., 1979. Bd. 1-2; Metzger C. Les ampoules à eulogie du musée du Louvre//Notes et Documents des musées de France. P., 1981. N 3; Miljkovitch-P é p é k P. Splendeur de Byzance: Europalia 82. Hellas-Grèce. 2 oct.- 2 dec. 1982//Musées royaux d " Art et d " Histoire. Brux., 1982; The Anatolian Civilisations: Greek, Roman, Byzantine. Istanbul. May 22 - Oct. 30, 1983. Istanbul, 1983; Залесская В. Н. Визант. белоглиняная расписная керамика: Кат. выст./ГЭ. Л., 1985; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв.: Опыт атрибуции. СПб., 1997; Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite//Byzantine Vindobonensia. W., 1985. Vol. 15/1; Randall R. H. Masterpieces of Ivory from the Walters Art Gallery. N. Y.; Baltimore, 1985; Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Koraon and related Treasures. Baltimore, 1986; Harden D. B. Glass of the Caesars. Mil., 1987; Th é ocharis M. Pavement brodes d " or: Patmos: Les trésores du monastère. Athènes, 1988; Пуцко В. Г. Прикладное искусство Византии XIII-XV вв.//Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 509-527; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова. М., 1991; Афонские древности/Авт.-сост. В. Н. Залесская, Ю. А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992; Eclesiastical Silver Plate in VIth Cent. Byzantium: Papers of the Symp. (May 16-18, 1986, Walters Art Gablery)/Ed. S. A. Boyd, M. Mundell Mango. Wash., 1993; Cutler A. The Hand of the Master: Craftsmanship, Ivory and Society in Byzantium (Ixth-XIth cent.). Princeton (N. J.), 1994; Греч. документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний/Сост. и отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1995; Die Artuqiden-Schale im Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum Innsbruck: Mittelalterliche Emailkunst zwischen Orient and Occident/Wiss. Konzeption und Katalogred.: Th. Steppan. Münch., 1995; The Medieval Treasury: The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum: Cat./Ed.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Brux., 1982. P. 167). Визант. серебряные К. VI-VII вв. в виде глубоких чаш, декорированные медальонами с чеканными изображениями Иисуса Христа, апостолов, ангелов и с рельефными узорами на гладком фоне, сохранились в ГЭ ( Банк. 1966. Ил. 86, 87). Визант. серебряное К. VI в. цилиндрической формы с чеканными многофигурными изображениями и орнаментальной каймой по борту, изготовленное в античных традициях, хранится в Археологическом музее Стамбула ( Она же. 1978. С. 19. Рис. 3). В VI-VII вв. в разных регионах христ. мира были распространены отлитые из бронзы подвесные на 3 цепях К. в виде глубоких чаш с рельефными изображениями святых ( Иосебидзе, Бурчуладзе. 1987). В собрании ГИМ имеется бронзовое литое К. XI-XII вв. византийской работы, сделанное в форме ажурного яйца на 3 ножках, с крышкой и с крепящейся сбоку втулкой для ручки (Путь из Варяг в Греки. 1996. С. 88, 765). С нач. XI в. на Западе преобладают К. в романском стиле. В это время окончательно формируются основные элементы К.: подставка (поддон), угольный контейнер, крышка, цепи для переноски, цепедержатель, к которому они крепятся; крышка снабжается дополнительной цепочкой. Угольный контейнер и крышка романских К. на начальном этапе, как правило, образовывали сферу или яйцо, однако постепенно крышка вслед. декорирования приобрела вид самостоятельной детали ( Braun. 1932. S. 611-617). Характерный пример - К. из Трира, крышка к-рого украшена фигурками библейских персонажей: Авеля с агнцем, Мелхиседека с хлебом и чашей, Авраама, приносящего в жертву Исаака, Исаака, который благословляет Иакова; во фронтонах помещены фигурки Моисея, Аарона, Исаии и Иеремии; венчает крышку Христос в виде Соломона, восседающего среди 12 львов ( Witte. 1910. N 5. S. 146-147). Романские К. украшались в основном орнаментами с вьющимися растениями, листьями, птицами, животными. В период готики К. становятся более угловатыми, верх крышки вытягивается и принимает форму конуса, крышки часто оформляются в виде готических соборов и в 2-3 раза по своей высоте превышают ширину угольного контейнера.

http://pravenc.ru/text/1319774.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010