В 1633 г. Архиепископом Кентерберийским становится Уильям Лод, арминианин и богослов. Он считал, что по значимости совершение литургии выше проповеди, верил в «красоту святости» и пытался украсить церкви и восстановить алтарные преграды. Эти шаги были восприняты как возвращение к практике Римско-католической Церкви, но протестанты повсеместно боролись за выживание своей религии. Антипапизм связывал разнородные протестант. движения и объединял их против инноваций архиеп. Лода. Кор. Карл управлял 3 королевствами с различными обычаями, порядками и религиями. В 1603 г. Англия и Шотландия заключили династическую унию о полной автономии каждого королевства в гражданских и церковных делах. В 1637 г. король и Архиепископ попытались ввести в Шотландии «Книгу общих молитв», что привело к восстанию. В 1638 г. Шотландский национальный завет связал нацию обязательством «защищать истинную веру… до конца своей жизни всеми силами и средствами». На следующий год была собрана т. н. армия «защитников веры», к-рая приняла участие в Епископских войнах (1639-1640). В 1640 г. шотландцы вторглись в Англию и захватили графства Нортамберленд и Дарем. Карл был вынужден заключить унизительный мир, по к-рому он оплатил содержание шотл. армии и согласился созвать новый парламент, получивший название «Долгого» (1640-1653). Вестминстерское аббатство. Офорт Дж. Стадлера. 1817 г. (ГЭ) Вестминстерское аббатство. Офорт Дж. Стадлера. 1817 г. (ГЭ) Работа парламента началась с заключения под стражу Страффорда, он был приговорен к смертной казни за гос. измену и казнен 12 мая 1641 г., в 1645 г. был казнен и Архиепископ Лод. «Звёздную палату» и Высокую комиссию ликвидировали; были пересмотрены все их приговоры и освобождены все, кто были осуждены на их основании. 10 мая 1641 г. король подписал закон о том, что парламент может быть распущен только собственным решением. В янв. 1641 г. парламенту была представлена петиция с 15 тыс. подписей лондонцев с просьбой уничтожить «древо прелатства с его корнями и ветвями». На основании петиции палатой общин был разработан проект билля о епископате (одним из авторов к-рого являлся Оливер Кромвель ), не принятый парламентом. В нояб. 1641 г. парламент принял т. н. «Великую ремонстрацию» - документ, содержавший список «злоупотреблений короля», допущенных им во время единоличного правления (204 пункта); к ней прилагалась петиция палаты общин, где парламентарии среди проч. «умоляли короля» лишить епископов права голоса в парламенте, «уменьшить узурпированную ими непомерную власть над духовенством» и «устранить все притеснения в религии, церковном управлении и организации, которые были ими введены», «устранить все ненужные обряды, которые ввели в смущение многие слабые умы». Король в это время находился в Шотландии, где, пытаясь заручиться поддержкой шотландцев в конфликте с парламентом, заявил, что признает пресвитерианское устройство Церкви Шотландии.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ IV [франц. Henri] (13.12.1553, замок По, Наварра-14.05.1610, Париж), кор. Наварры с 1572 г., кор. Франции с 1589 г. Из династии Бурбонов, сын герц. Вандомского Антуана Бурбона и Жанны д " Альбре, кор. Наваррской (с 1555). От брака с Маргаритой Валуа детей не было, от брака с Марией Медичи - 6 детей, в т. ч. буд. кор. Людовик XIII. Г. был крещен в католич. вере 6 марта 1554 г. После смерти деда Генриха д " Альбре королевой Наварры и виконтессой Беарна стала мать Г., а наследным принцем - сам Г. С 1556-1557 гг. при поддержке королевской четы на территории Наварры и Беарна стал распространяться кальвинизм . На праздник Рождества 1560 г. Жанна д " Альбре официально отреклась от католич. веры, став одной из самых одиозных сторонниц «реформированной религии». Вместе с ней в кальвинизм перешли ее муж Антуан Бурбон и сын Г. Однако Антуан Бурбон, как принц крови претендовавший на регентство при малолетних королях Франциске II († 1560) и Карле IX , после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся к католич. вере. В авг. 1561 г. Г. вместе с матерью прибыли к королевскому двору. После «резни в Васи» (1562), когда дворяне герц. Гиза избили гугенотов, положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594), Жанна д " Альбре демонстративно удалилась в замок Вандом (кон. марта 1562), Г. остался при франц. дворе и сменил вероисповедание, став католиком (1 июня 1562). После смерти Антуана Бурбона (17 нояб. 1562) королева-мать Екатерина Медичи разрешила Жанне д " Альбре взять на себя религ. воспитание сына. Вернувшись к кальвинизму, Г. тем не менее вместе с герцогом Анжуйским (буд. кор. Генрих III) и герц. Генрихом Гизом начал изучение основ католич. богословия в Наваррском колледже в Париже. Кор. Генрих IV Наваррский. Рис. Фр. Клуэ (?). XVI в. (ГЭ) Кор. Генрих IV Наваррский. Рис. Фр. Клуэ (?). XVI в. (ГЭ) В кон. янв. 1567 г. Жанна д " Альбре с сыном вернулись в свои владения. После гибели дяди, принца Луи де Конде , в сражении при Жарнаке (13 марта 1569) Г. стал формальным лидером партии гугенотов (реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Г. Колиньи ).

http://pravenc.ru/text/162135.html

«Из чего же Бог слепил человеческое тело? Что это за земля, о которой идет речь? В Библии мы не найдем определенного ответа, ведь на языке Библии землей называется все происшедшее из земли, и о человеческом теле также можно сказать, что это земля: земля еси и в землю отыдеши. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, какова была степень внутренней организации той земли, материи, которой коснулся Господь, чтобы переоформить ее в человека» с. 28–29]. Подобные мнения трудно признать справедливыми. Из того утверждения, что животные произошли «из земли», логически никак не вытекает эволюционистский вывод о том, будто «из животных», а не из земли был создан Адам. Более того, и в Библии, и в святоотеческом церковном учении имеется вполне определенный ответ на это вопрос – причем противоположный тому, который предлагают эволюционисты. В контексте библейских слов о сотворении Адама из праха земного становятся понятны и слова Господа о наказании первого человека: В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю ( , аль-га-адама), от неяже взят еси: яко земля ( , афар, в синодальном переводе – прах) еси, и в землю ( , вэаль-афар, и в прах) отъидеши ( Быт.3:19 ). О возвращении в землю тела, созданного из праха земного, писали после Моисея другие пророки. Царь Давид воспевал: Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и изчезнут и в персть свою ( , вэаль-афарам) возвратятся ( Пс.103:29 ). Изыдет дух его, и возвратится в землю свою ( , лэадмато – от «адама», «земля»): в той день погибнут вся помышления его ( Пс.145:4 ). Так же писал премудрый царь Соломон: И возвратится персть ( , гэ-афар) в землю ( , аль-га-арэц), якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его ( Еккл.12:7 ). И что излишше имать человек паче скота? Ничтоже, яко всяческая суета. Вся идут во едино место: вся быша от персти ( , мин-гэ-афар) и вся в персть ( , эль-га-афар) возвращаются ( Еккл.3:19–20 ). Созвучно учил Иисус, сын Сирахов: Господь созда от земли человека, и паки возврати его в ню ( Сирах.17:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) В IX-X вв. дружины варягов оседали в торгово-ремесленных центрах на магистральных торговых путях (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Тимерёво), по социально-экономическому облику близких к прибрежным центрам Сев. Европы и Скандинавии (Бирка, Дорестад, Хедебю). Их общие признаки - наличие торга, близость водного пути, обширная заселенная площадь при нерегулярной застройке, следы ремесленного производства, обилие привезенных вещей, особенно с исламского Востока, клады дирхемов и украшений. Типологическое и хронологическое сходство исторических процессов, проходивших на Руси и в Скандинавии, создало условия для этнокультурного синтеза в слоях знати обоих регионов, что отражено в общности погребального обряда, вооружения, одежды. В Скандинавию пришли восточноевроп. элементы конской сбруи и вооружения, наборные пояса из южнорус. степей, венг. сумки-ташки, части костюма, ткани, серебряные шейные гривны и др. Космополитизмом дружинной культуры объясняется распространение на территории Вост., Ср. и Сев. Европы т. н. вещей-гибридов, сочетающих венг., вост. и сканд. мотивы. Византийская империя во многом повлияла на формирование государственности, культуры и духовной жизни Др. Руси. Нумизматика и археология показывают, что первые контакты племен Вост. Европы с Византией, прерванные периодом «темных веков», относятся к V-VII вв. Со 2-й пол. IX-X в., после стабилизации политической обстановки в Византии, подъема ремесел и торговли, контакты расширились, в среде крепнущей знати романо-герм. и слав. гос-в возрос сбыт визант. продукции, особенно шелковых тканей, золотой и серебряной парчи, ювелирных и стеклянных изделий; эту торговлю регулировали договоры. С принятием христианства и достижением Киевской Русью политических и хозяйственных успехов связи с Византией стали всесторонними: в крупных рус.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Н. А. изображали в кругу семьи: напр., на прогулках с Александрой Феодоровной - на акварелях Зичи (1897, ГМЗ «Царское Село») или на его же зарисовках карандашом - в альбомах из ГМЗ «Павловск», с супругой и детьми - на акварели Самокиш-Судковской (1902, частное собрание). Сохранился рисунок младшей сестры Н. А., вел. кнг. Ольги Александровны, которая, будучи художником-любителем, изобразила на акварели Н. А., возможно, с Александрой Феодоровной, Марией Феодоровной и вел. кн. Михаилом Александровичем в жанровой сценке (ок. 1899, ГАРФ. Ф. 643. Оп. 1. Д. 193. Л. 4; см.: Рисунки членов Российской имп. фамилии: Изобразительные мат-лы XIX - нач. XX в.: Кат. собр. ГАРФ. СПб., 2012. Кат. 1701. С. 84). Худож. Р. Ф. Френц изображал Н. А. на охоте, напр. на картине «Николай II на охоте» (1903, ГМЗ «Павловск»), на акварелях отчетов об имп. охоте за 1908, 1911 и 1912 гг. (ГЭ). Воспроизводились семейные сцены и на литографиях, напр. «Государь имп. Николай II и Александра Феодоровна с младенцем Ольгой во время крещения» (1895), «Имп. Николай II и имп. Александра Феодоровна у окна» (1901), «Имп. Николай II играет со своими детьми» (ок. 1906). В большом количестве тиражировались хромолитографии семьи Н. А. изд-вом И. Д. Сытина. Скульптурные портреты и памятники Одним из первых скульптурных портретов Н. А. был выполненный М. Антокольским мраморный бюст (1896, ГРМ), парный с бюстом Александры Феодоровны. Н. А. позировал Антокольскому в 1895 г., что нашло отражение в дневнике Н. А. и письмах Репина (скульптор исполнил бюст, уже находясь в Париже, в дальнейшем он сделал неск. повторений в мраморе, а также отлил бюст в бронзе). В 1897 г. Севрская фарфоровая мануфактура исполнила бюст Н. А. по модели скульптора Л. Б. А. Бернштама (ГЭ). Две небольшие конные скульптуры Н. А. хранятся в ГМЗ «Павловск»: скульптора П. А. Самонова 1895 г. (Н. А. в гусарском мундире) и скульптора Х. Петерсена кон. XIX - нач. XX в. (Н. А. в казачьей форме). В ГИМ находится небольшая стоящая фигура Н. А. скульптора Н. Г. Шлейфера (нач. ХХ в.). В 1911 г. 2 бюста Н. А. делал Кустодиев (оба в ГРМ). Он работал с натуры, что зафиксировано в письме И. А. Рязановскому от 12 февр. 1911 г.: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Расстались по-хорошему, но, видимо, сеансы ему надоели. Правда, очень хорошо позировал - по часу и больше без отдыха. Сделал законченный этюд, кажется, похож. Посылаю в бронзе его в Рим, а сейчас делаю для музея в гусарской форме» ( Кустодиев Б. М. Письма, статьи, заметки, интервью. Л., 1967. С. 114-115).

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Черты «arte sacra» и маньеризма легли в основу направления, развившегося в Милане в периоды архиепископства Карло (1564-1584) и Федерико (1595-1631) Борромео. Его образцами являются осязательно-убедительные, композиционно архаичные произведения Джованни Баттисты Креспи (Черано) («Мадонна с четками», ок. 1610-1620; Пинакотека Брера, Милан), Джулио Чезаре Прокаччини («Коронование Мадонны со святыми Иосифом и Франциском Ассизским», 1604-1607; Музей Гетти, Лос-Анджелес), патетические, экзальтированные полотна Пьера Франческо Маццукелли (Мораццоне) («Св. Франциск в экстазе», ок. 1610-1620; Пинакотека Брера, Милан), сосредоточенные, сдержанные, своим аскетизмом напоминающие современную им испан. живопись картины Даниеле Креспи («Св. Карло Борромео, постящийся в келье», ок. 1627-1628; ц. Санта-Мария-делла-Пассионе, Милан). Представитель этого направления в Риме - Кристофоро Ронкалли (Помаранчо), на полотне к-рого «Святые Домитилла, Нерей и Ахилл» (ок. 1596, ц. Санти-Нерео-э-Акиллео, Рим) за образец взяты сознательно архаизированные произведения Рафаэля. Др. живописец, работавший в Риме в русле указанного течения,- Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато). Он создал множество небольших изображений Мадонн (напр., «Мадонна», 1640-1650; Национальная галерея, Лондон), отличающихся программной ретроспективой, аристократизмом идеала, эклектичностью. Святое Семейство. 1620–1625 гг. Худож. Джулио Прокаччини (ГЭ) Святое Семейство. 1620–1625 гг. Худож. Джулио Прокаччини (ГЭ) В кон. XVI в. во Флоренции возникло еще одно направление в искусстве, представляющее собой попытку преодоления маньеристического кризиса,- «флорентинское обновление». Его базой стали «arte sacra», стиль Федерико Бароччи и набирающий влияние академизм, а главными фигурами - Лодовико Карди (Чиголи) и Грегорио Пагани. Прозаическая натуральность изображений, схематичность и «рассчитанность» композиций, обедненность эмоционального строя произведений, порожденная влиянием постоянной внутренней цензуры,- черты живописи Чиголи («Се Человек», ок.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Золотоордынская чеканка начинается в 50-х гг. XIII в., после создания улуса Джучи в составе Вел. Монгольской империи, просуществовавшего до XV в. как самостоятельное гос-во под формальным сюзеренитетом Каракорума. Во владения Джучидов входили Крым, донские и приднепровские степи, Поволжье, Сев. Кавказ, Зап. и Юж. Казахстан. Постоянные денежные дворы Джучидов XIV в. располагались в поволжских городах Сарай и Сарай-эль-Джедид, откуда их многочисленная продукция, серебряные данги и пулы, в огромном количестве поступали на Русь. С принятием в 20-х гг. XIV в. ислама как гос. религии на джучидские монеты были перенесены все нормативные атрибуты мусульм. Н. Легенды первых русских монет воспроизводили арабские надписи, скопированные с джучидских дангов. Распад Золотой Орды в XV в. повлек за собой возникновение новых гос-в (Большая, затем Ногайская Орда, Астраханское, Крымское, Казанское и Сибирское ханства), лишь немногие из которых продолжали традиции монетной чеканки Золотой Орды. Наиболее значимым ответвлением джучидской Н. стала Н. крымских Гиреев (до кон. XVIII в.). Русская Н. Изучение рус. Н. началось с первых лет существования С.-Петербургской АН (1728). Во 2-й пол. XVIII в. коллекция русских монет Кунсткамеры была описана и каталогизирована А. И. Богдановым (1768). В конце столетия уже были известны древнейшие рус. монеты златник и сребреник, а также серебряные слитки-гривны. Как полноправная научная дисциплина рус. Н. сложилась в 1-й пол. XIX в., после издания книги А. Д. Черткова «Описание древних русских монет» (1834). Было создано имп. Русское археологическо-нумизматическое об-во (1846), регулярно пополнялось рус. собрание Эрмитажа (ГЭ), а позже - ГИМ. Особенно важную роль в дореволюционный период сыграли труды А. В. Орешникова ( Орешников. 1896) и И. И. Толстого ( Толстой И. И. Древнейшие русские монеты Великого княжества Киевского. СПб., 1882; Русская допетровская нумизматика. СПб., 1884-1886. Вып. 1-2). В советский период работы в области рус. Н. были продолжены в ГЭ и ГИМ (А. А. Ильин, А. В. Орешников, Н. П. Бауер). В послевоенное время благодаря трудам И. Г. Спасского и А. С. Мельниковой был разработан и успешно применен такой метод изучения рус. монет, как поштемпельный анализ, позволивший научно классифицировать монеты XVI-XVII вв., впервые оценить возможности научной работы с кладовыми комплексами. Для Н. имп. периода особенно важны труды В. В. Узденикова, привлекшего для систематизации и классификации монет прежде не освоенные источники. На рубеже XX и XXI вв. интерес к рус. Н. усилился, в т. ч. благодаря возрождению любительского коллекционирования, предметы которого продолжают существенно пополнять источниковую базу академических исследований.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Свидетельства китайских источников о существовании оного в древности: 1) места из И-цзина о периодическом повторяющемся совпадении седмиричного периода между V и XI-м месяцем и обычай празднования в течение 7 дней солнцестояния; 2) упоминание 7-го дня «Да-ян-сань-вань-жи» на несторианской таблице VII в. в пункте соотв. воскресению; 3) Самые названия сего дня «Ми», ми-жи, у китайцев подтверждают тоже, происхождение семидневного периода и образования у египтян, евреев, в западной Азии; значение семипланетной недели древних халдеев и переход к грекам, римлянам. тевтонцам, соображения о том по Диону Кассию и Плату; употребление седмиричного числа в разных случаях и комбинациях у китайцев. – По исследованию Уайля (А. Willie) на основании альманахов 1740 г. известны: а) запретные дни, высчитываемые по совпадению созвездий (суббота) и Ми и Цай-и – время, кройки одежды, день Ми или Жи (в созвездиях фан, сюй, мао, син) указывающий на субботу, согласен с планетной неделей 28 созвездий; б) Ци-чжэн или 7 планет, соответствуют 7 звездам Ursa Major и Ми есть dies Solis (т. е. воскресный): в) о согласовании 28 созвездий с днями существует рассуждение в 1 кн. Е-гэ-бянь-фан-шу, периодически семь раз повторяющиеся одни и те же знаки в цикле 60 (Цзя-цзы) образуют как бы неделю; комбинация 7-ми планет с 28 созвездиями образует тоже седмиричное число и каждой планете усвоены свои созвездия. – Словоупотребление для солнца кит. жи, перс. яу-сюнь-ву, индийск. А-ни-ди-я, уйгуров kün, в азиатск. язиках му, bif, тиб. нима, и проч. наречиях. Все сии факты приводят к понятию о дне, соотв. воскресению, изыскания Готамсиды VIII ст. в его сочинении «Ци-чжи-лэ» и китайское издание «Кхай-юань-чжень-цзин», подтверждающие семипланетный цикл и регистр дней им соответствующий в недели; подтверждение того же в сочин. «Ху-гэ-бянь-фан-шу». – Свидетельство Диона Кассия о планетной неделе, мнение Био о распространении оной на Востоке, и отзыв Гумбольдта о согласовании часов с планетами, Planetarium Скалигера и его начертание соответственно семи дням и периоду (Таб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

VI-я бэнь, 1) Предисловие, песни о небесном счастье – тянь фу-гэ. 3) Стихи о небесном юноше – шэнь-тхун-ши. 4) Правила о чтении книг изложенные в стихах – чжан-сюэ-гэ. 5) Наставления девушкам – нюй-шэнь. 6) О церемониях, которые потребны юноше – тун-ли-чжи-яу. 7) Разного рода обязанности юноши в виде 28 наставлений или правил: мой лицо – си-мянь, как одеваться – чжэн-фу; как складывать руки при приветствии и встрече с людьми – ча-шоу; как должно кланяться – и; как делать земные поклоны – бай; как стоять при праздниках на коленях, с поднятыми руками – ли; как сидеть– цзуо; как прохаживаться взад и вперед – син-цзоу; как вести разговор – янь-юй; как смотреть глазами и слушать ушами – ши-тхин; о питье и кушанье, когда, как, сколько, где? – инь-ши; как мыть пол, сметать, счищать грязь; – са-сау; как спрашивать и отвечать – ин-дуэй; как входить и уходить – цзинь; о согревании родителей зимою, в стужу и прохладе летом – вэнь-цин; десятилетний мальчик должен вставать ранее родителей – дин-шан; как должен вести себя дома и вне оного – чу-жу; как должен подавать кушание родителям и старшим – куэй-чжуан; как должен услуживать им? – ши-цзуо; как сопровождать всюду родителей, отца в особенности? – суй-син; как кланяться родителям и старшим при встрече с ними на пути? – се-гоу; не должно далеко уходить от дома своих родителей и старших – чжи-и; об умение браться за что руками, получать вещи, отдавать – шоу-е; о том, как и что говорить 1-го и 15-го числа месяца, с учителем, с товарищами по школе, как кланяться учителю, таблице с именем Конфуцзы, как садиться и сидеть, держать себя до учителя и после его ухода – шуо ван; как держаться и что делать утром и вечером пред таблицею Конфуцзы, учителем – чэнь-хунь; как сидеть и держаться в школе – цзюй-чу; как кланяться учителю, гостям, на улице и дома? цзе-цзянь. 8) Наставления (18-ть) относительно обрядов и церемоний, которые знать должен всякий, чан-ли сюй-чжи; как встречать людей (гостей)? – ин-цзе о вхождении в большой зал – дэнн-тан; вправо должно делать четыре поклона родителям и чиновникам – си-бай; два поклона учителю, теще – лян-бай; поклон гостю на южной стороне – бин-бай; о поклонах, когда много гостей – жень-чжун; о порядке при сидение – сюй-цзуо; как подносить чай – сянь-ча; как подносить вино? – ди-цзю; какое место должно занимать на пиру и как? – ань-си; как наливать вино – фан-цзю; как подавать кушание? – шан-сю; о прощание при уходе – гау-цы, о провожании гостей – сунь-бе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

156 Брата Чжамуху называет братом, как дружественного соседа, а не как родича Чжамуха был родич Чингисхана и происходил так же, от Бодуаньчара, но в побочной линии; он был в тесной дружбе с Чингисханом, и, как видно, с Банеханем, у которого он в детстве жил, вместе с Чингисханом. 158 Правой рукой: правым флангом; в Ючмш., слово правый означает западную сторону, как левый – восточную; так же точно и у Китайцев; но здесь нельзя положительно допустить этого распределения. 160 Бууракээр: кээр можно читать и кээл; оно часто прибавляется к Монгольским названиям; кажется, то же, что ныне Гол, горная река; означает и долину, по которой протекает река, как Китайское чуан. Кээр, несомненно, то же, что Кигар магометанских писателей о Монголах, означающее, по Д’Оссону, долину. 161 Орхуань (в другом месте Орхань и Селянге: Орхон и Селенга – реки, при которых обитали Меркиты. 162 Свиная щетина: ныне, на Монгольском языке, свиная щетина, в буквальном переводе – гахай ширгкэк; этим именем означается растение, употребляющееся для чистки раковин; хвощ; но то ли растение разумеется в тексте Ючмш., неизвестно. 163 Ван хань гэ гэ: гэгэ есть Китайское простонародное название старшего брата, употребляемое и в дружеской речи; Чжамуха так называет Ван ханя по его старшинству. 166 Соединенные войска: их было 40000; у Чингисхана, по-видимому, было мало войска, или вовсе не было столько воинской силы, для освобождения Монгольской Елены! 167 Бархучжинь – страна, о которой будет не раз упомянуто в рассказе, вероятно, она была при впадении Селенги в Байкал. 168 Цы лао: по описанию Бэнь цао гань му, драхва, птица, уважавшаяся Монголами, в особенности, при Монгольском дворе в Китае; частным лицам не позволено было употреблять ее в пищу и ловить. См. старинную Шунь тян фу чжи. 172 Меркит-дада: это выражение решает общее значение слова Дада, которое прилагалось не к одним Монголам. Несомненно, что в Монгольском тексте стоит так же, Дада. 173 Упоминаемые в Ючмш. места Монголии трудно определить географически. Большая часть урочищ ныне носят другие, новые названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010