Все в жизни основано на этой вере, и поэтому вера не что-то уникальное, не что-то редкостное, а все люди верят. Все люди верят и на этой вере основывают свою жизнь. В чем состоит наша вера, если мы считаем, что Бог есть, что из этого вытекает? Мы с вами говорили о том, что для того, чтобы искать у Бога ответа на вопрос как нам жить, нам нужно полагать, что Бог не просто существует, но что с Ним могут быть наши отношения, как от нас к Нему, так и от Него к нам, и что этот Бог в чем-то выше нас, лучше нас, добрее. Я не знаю, как сказать, что это Бог хороший, мы еще так-сяк, а Он хороший. Потому, что если Он не благой, то тогда нам собственно нечего к Нему обращаться за советом, за помощью, за Его указаниями как нам жить, потому что если Он плохой, то тогда все, что Он нам пожелает, будет для нас плохо. Но в нас сидит какое-то ощущение того, что к Богу имеет смысл обращаться. Значит, мы понимаем, что Он в чем-то как-то лучше нас. И это сердцевина нашей веры – то, что Бог не просто существует, но Он хороший и Ему есть дело для нас. И тогда, если это так, мы с вами говорили о том, что наверняка где-то есть информация, которую Он нам посылает для того, чтобы мы знали, в чем состоит Его воля, что хорошо для нас, где-то такое есть. И я вам предложил в качестве гипотезы или в качестве того, что вы и так хорошо себе представляете, в чем вы уверены, принять, что такая информация содержится в Библии. И мы договорились с вами, что мы начнем читать Писание, пытаясь понять, что оно говорит нам о Боге, сравнивать это с тем, что есть в нашем опыте и смотреть, что из всего этого получается. Мы говорили о том, что при чтении Писания, нам нужно не просто Его как-то читать, как любую другую книгу, а с каким-то особым подходом. Всякая книга требует особого подхода, но книга книг Библия требует очень особого подхода. И что это за подход? Прежде всего, мы верим в то, что эта книга боговдохновенна. То есть, с одной стороны, источником этой книги является Бог, но с другой стороны, эта книга не написана Богом и не продиктована Богом, но Бог вдохновлял людей на ее написание.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Господень, как тать ночью» ( 2 Петр. 3, 9-10 ). То, что Второе Пришествие откладывается на неопределенный срок, показало: с нашей верой нам еще придется пожить, а значит, надо формулировать богословские основы нашей веры, нужно налаживать духовную и нравственную жизнь, строить отношения с окружающими и друг с другом. Я уже говорил, что это одна из причин, по которой ко Крещению стали относиться серьезней и стали крестить после наставления в вере. Еще раз повторю то, о чем уже говорил: как только Церковь поняла, что Второе Пришествие отсрочивается, появилась и катехизация, стало развиваться богословие и проч. – Может быть, знания о вере нужны каким-то богословам, а простому-то человеку зачем они? Если человек хочет просто молиться, верить в Бога, спасать душу, то зачем знания?.. – Это большая тема, которую рассматривать мы в рамках нашей беседы не будем. Есть отшельники, которым знания не нужны, им достаточно самых основ. Хотя теоретически существование подобных людей я могу предположить, но это исключительно редкие случаи, потому что и отшельники, например, упражняются в молитве, а для этого необходимо знать, что о молитве говорит Церковь, как учат святые отцы. Преподобный Серафим Саровский, афонские старцы, поражают своей начитанностью в Священном Писании и духовных книгах. Но то, что возможно монаху-отшельнику, невозможно человеку, живущему в миру. Мы находимся в иной ситуации. Мы должны противостоять соблазнам и вызовам мира сего, а для этого должны быть во всеоружии, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. гл. 6). И, кроме того, человек, живущий в миру, должен, как минимум, знать основы православной веры, чтобы ответить на вопросы неверующих или интересующихся людей: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петр.

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

Дева во чреве приимет и родит Сына Идем дальше по тому, что открывает Бог через Исаию. Картина такая: нападают на Иудею три царя, собрались вместе и напали на Иудею. И правит в это время некий царь, который вполне себе язычник, но Исаия при нем советником. И Исаия ему говорит – обратитесь к Богу, возопите к Нему и все будет в порядке. На что этот царь говорит – не буду. Очень интересное решение царя – а, вот не буду. Он там со своими советниками поговорил – а нечего тут, те цари, все равно, сильнее, все равно, с ними не справиться, незачем, не буду! И вот, что говорит Исаия: Ис.7:13 «Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?». Это очень интересная фраза. Речь идет о том, что если обратятся к Богу, то Бог даст Свою силу этим людям для того, чтобы выстоять в войне. Но если они не обращаются, то тогда Богу приходится каким-то образом действовать Самому. Это большее затруднение для Бога, если к Нему не обращаться. Так вот, – Ис.7:14-16 «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Впрямую здесь пророчество такое – не бойся, Бог за тебя, поэтому сейчас рождается младенец. Пока этот младенец вырастет настолько, чтобы начать разбирать худое и доброе, то есть до какого уровня сознательности, он еще пока будет есть только молоко. Но к тому времени те, кого ты боишься, цари, которые на тебя напали, падут, и ничего страшного с тобой не произойдет. Вот прямой смысл этого пророчества. Но здесь есть какие-то удивительные подробности. Здесь есть странное использование слова «дева» – «се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Здесь есть разные варианты. В языке оригинала слово, которое там стоит, означает молодую женщину, но не означает жену. О девственном рождении здесь, может быть, и нет впрямую пророчества, то есть пророк, может быть, его и не знает еще, но что-то здесь такое есть. Знамением спасения народа становится рождение какого-то младенца, и имя этого младенца очень значимое, имя Еммануил означает «С нами Бог». Это маленькая подробность, мелькающая в пророчестве. Отчего, почему? Может, сам пророк не знает еще, что он такое говорит. Может быть, для него самого, когда он это произносит, он имеет в виду только то, что в ближайшие два года эти царства, которые напали, падут и все будет в порядке. Может быть, он сам понимает так. Но за тем, что он говорит, стоит более глубокий смысл – спасение связывается с рождением некоего младенца, имя которого означает присутствие Бога с нами.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Следовательно, должны быть продуманы подходы ко всем, к кому мы будем обращаться с проповедью. В общем случае миссионерские мероприяти я можно расположить по степени эффективности следующим образом. 1. Наиболее эффективная миссия это всегда – от сердца к сердцу. Слово, обращенное лично, участие в жизни, радостях и проблемах человека, личный пример и свидетельство было и остается самым востребованным и эффективным. 2. Следующей по эффективности является работа в группах. Это и группы чтения Священного Писания, группы катехизации, малые группы обсуждения важных жизненных вопросов, молитвенные группы. В группах легко переходить к личному миссионерству. 3. Далее следует проповедь или свидетельство на аудиторию. Слово Божие и свидетельство людей, жизнь которых изменилась через покаяние и встречу с Богом – это очень важная часть миссии, но без первых двух форм это менее эффективно. Куда конкретно зовем мы людей, которым проповедуем? Что предлагаем? 4. Концерты, которые содержат православные христианские песнопения. Без проповеди и свидетельств, без личного взаимодействия также является мало эффективной формой миссии. 5. Раздача христианской литературы. Конечно, всякая такая акция должна сопровождаться и проповедью и концертами и групповой работой и личным взаимодействием. Знать, куда приглашать После того, как миссия осуществлена, необходимо пространство для возрастания людей в вере. Начинается работа в малых группах. Это домашние группы чтения Священного Писания, евангельские группы на приходе, группы катехизации. Такие формы подходят как для новоначальных христиан (для изучения Писания и Предания), так и для постоянных членов общины (для совместного молитвенного чтения Священного Писания). Группы более эффективны по сравнению с занятиями в воскресной школе, потому что в них развивается «творческое, осмысленное отношение к Слову Божию» (святейший Патриарх Кирилл). Миссия и социальное служение Важно также помнить, что Господь сказал о «нищих» мира сего: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Задача духовных учебных заведений посеять в душах учащихся доброе евангельское зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Матф. 13;32). Поэтому в основании принципов отбора материала данного курса лежит, прежде всего, неискаженное, то есть строго православное понимание Священного Писания и Священного Предания. Кроме того, учитывая особенности современной жизни и современного человека, автором была предпринята попытка передачи данного материала в максимально доступном для нашего современника виде с сохранением чистоты Православного вероучения и традиционных форм церковного благочестия! Господь сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Матф. 7;18). Поэтому мы попытаемся из неистощимого богатства Православного богословия преподнести современнику драгоценные истины христианского вероучения. От автора В связи с тем, что в настоящее время в духовных учебных заведениях отсутствуют учебные пособия для учащихся по специальности «Катехизатор», данный авторский курс лекций может быть предложен учащимся в качестве опытного учебного пособия, ориентированного в первую очередь на подготовку специалистов-катехизаторов. Данное направление, как и любое другое, не стоит на месте, все время совершенствуется, развивается, поэтому автор надеется, что при всех недостатках данного курса в конкретных исторических условиях предложенное пособие поможет решить, хотя бы отчасти, проблему полного отсутствия специализированных пособий для катехизаторов. Прошу у читателя снисхождения и святых молитв! Часть 1я Лекция Вводная лекция Предметом дисциплины «Методика приходской катехизации» является методика подготовки огласительных бесед для людей, желающих принять Таинство Святого Крещения. Данная дисциплина является для катехизаторов одной из основных, так как спецификой катехизаторской деятельности является, прежде всего, осуществление духовно-просветительской деятельности в храме, подготовка через огласительные беседы людей к принятию Таинства Святого Крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Замыслено Богом, чтобы человек передавал жизнь в природу, а он начинает тянуть из природы. Замыслено Богом, что человек питается сверху, а он начинает питаться снизу. Что это означает? Это означает, что человек питается не в соответствии с тем, как он сотворен Богом. Вы считаете, что здесь тогда должно быть в его бытии все в порядке? Нет, конечно. Конечно же, болезнь. Здесь об этом и говорится: человек начинает болеть, он существует неправильным образом, не оттуда, и все в нем происходит в болезни, в страдании, все не так. Насилуемая человеком природа вместо того, чтобы ответить человеку согласием, любовью, как хотите, назовите, она, как написано в 18 стихе –  Быт.3:18 «терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою».  Конечно, ответ на насилие самый плохой. Земля, которая предназначена Богом для того, чтобы давать красоту, взращивать красоту, она начинает выращивать терния и волчцы, все совсем не так происходит. Быт.3:17 «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя».  Что значит  проклята ? Перестает получать благодать Божию. Почему перестает?  За тебя , из-за тебя перестает она получать.  Быт.3:17  « со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»  – мы сейчас только что об этом говорили, скорбь, страдание, болезни. Быт.3:19 «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».  Это не проклятие, это констатация. То, что мы сейчас увидели, это неизбежное следствие того, что человек отворачивается от Бога. И если человек отвернулся от Бога, от источника вечной жизни, и перестал эту вечную жизнь получать, тем самым его жизнь, то, что мы называем жизнью, становится не жизнью, а умиранием, смертью. Инерция греха Я думаю, что каждый из нас, хоть раз в жизни, но пытался из этого всего безобразия вырваться. Каждый из нас пытался что-то сделать и жить дальше правильно, хорошо, честно, морально, как хотите, правильно. И каждый раз обнаруживал, что рано или поздно это валится, не получается. Оказывается, что в этом грехе, в этом начатом нами, уже происходящем в нас движении в неправильную сторону есть могучая инерция. Из неправильных наших помыслов вытекают неправильные поступки, из неправильных поступков вытекают последствия, которые в дальнейшем приводят нас к каким-то неправильным помыслам и поступкам.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

И дальше, после катастрофы  «обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни».  Опять возникает тема Давида,  царя своего , царя, связанного с Давидом. Милости хочу, а не жертвы Ос.6:4-6 «Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Эту фразу потом процитирует Иисус в один момент –  милости, а не жертвы ,  Боговедения, Богопознания  (ивр. — данат Элогим), личная, интимнейшая связь с Богом – вот, что стоит за этим словом. Вот, чего хочет Бог, чтобы были личные отношения каждого из людей с Богом, чтобы каждый  «познал Меня ». И именно в этих интимных отношениях с Богом и возникает та любовь, которая заповедана еще в законе Моисеевом. Именно этой любви и хочет Бог,  милости, а не жертвы , не исполнения закона, не исполнения треб, всех этих ритуалов, они ничто. Важно, что внутри нас за этим стоит. Мы с вами говорили, еще когда заповеди разбирали, о том, что там есть белее глубокий пласт, чем просто регламентация поступков, – регламентация того, что внутри нас. И пророки все начинают больше и больше говорить об этом – важно то, что внутри вас. И когда внутри вас будет милость, тогда будут исполняться заповеди. Но для того, чтобы это произошло, Бог должен еще что-то сделать. И Бог говорит о том, что вслед за катастрофой, которая произойдет с Израилем, Он будет совершать Свое спасение. Пророк Исайя Еще двадцать лет проходит. И уже в Южном царстве возникает могучий пророк Исайя. Он есть и среди персонажей книг Царств. Это историческая личность, он был штатным пророком при царе Иосии. Он давал ему советы, и по его советам была произведена религиозная реформа, восстанавливающая единобожие в Иудее, в Южном царстве. И происходит это в тот самый момент, когда Ассирия, нападает на Северное царство и разрушает его, это 703й год до н.э.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

И если мы посмотрим книгу пророка Исаии, мы увидим несколько мест, где Исаия говорит о Боге как об Отце, где Бог говорит о Мессии как о Своем Сыне. Мы увидим несколько мест, где будет особым образом появляться Дух Божий как особое действующее лицо. То есть, уже в Ветхом Завете есть это откровение о Боге как Троице, все это мы тоже увидим. Пророк Аввакум Есть замечательный кусочек в пророке Аввакуме –  Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Для Ветхого Завета характерно, что праведный жив своей праведностью, и, раз он праведный, он исполняет закон, значит, все в порядке. Нет. Праведный принадлежит жизни верою своею, потому что именно верою своею он становиться праведником. И это совершенно новозаветное понимание, о котором будет очень много говорить апостол Павел. Пророк Михей И наконец, книга пророка Михея. Маленькая цитата оттуда –  Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».  Вифлеем — это городок неподалеку от Иерусалима. Если Вифлеем – это родина Давида, то значит, оттуда должен произойти тот, кто должен быть владыкой в Израиле, по обетованию, данному Давиду, его потомок, тот самый царь, тот самый мессия. Но  происхождение из начала, от дней вечных , то есть вечности принадлежащий, не времени, а вечности, это только кто-то не сотворенный Богом, а Его Сын. А дальше посмотрите –  Мих.5:3 «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Итак, есть некто Предвечный, которого  начала от века , который на какое-то время оставляет это до времени, пока не родит некто, кто должна родить. И тогда через это рождение Он приходит –  Мих.5:3-5  « тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

И объяснение, почему это произойдет. Обратили ли вы внимание, что говорит Амос, за что будет наказан Израиль? Не за то, что нарушают закон, это само собой. Но, пока люди нарушают закон в той части, где заповеди, относящиеся к Богу, к отношениям с Богом, Бог терпит. Пока люди обижают Его, Он терпит, пока люди просто отпадают в язычество, это все плохо, это понятно. Уже плохо становится этому народу не потому, что Бог наказывает, а потому, что они лишаются благодати Божией, они отказываются от благодати Божией. Но Бог терпит, катастрофы не происходит. Катастрофа происходит, когда этот процесс отказа от закона, отказа от Бога заходит так далеко, что люди начинают убивать друг друга, когда люди начинают ненавидеть друг друга, когда люди совершают преступления друг против друга. Израилю предсказывается катастрофа, потому что они нарушают заповеди правильных отношений друг с другом. Бог может терпеть, когда обижают Его, но Он не может терпеть, когда мы обижаем друг друга, потому, что Он нас любит. Обратите внимание, в каждом из нас такое есть – когда нас обижают, мы способны это вытерпеть, но, когда обижают кого-то, кого мы любим, вот тут мы терпеть уже не в состоянии. Мы подобны Богу. У Него точно так же – Он нас любит, и Он не может допустить, чтобы это наше самоубийство продолжалось бесконечно. Он говорит о том, что за таким нечестием, за таким безобразием неизбежно следует катастрофа. Но Израиль считает – а что такого, конечно, да, мы грешим, но ведь, это же не страшно, у нас же есть храм, у нас есть жертвенник, мы можем принести жертву умилостивления, мы можем принести жертву за грех, мы можем принести жертву примирения. Обо всем этом в законе было написано, все можно. Да, я плохо поступил, ну, я принесу жертву и все в порядке, и у меня опять все хорошо.  Ам.5:21-24 «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!».  Дело не в жертве, дело в правде, в праведности. И если нет праведности в ваших отношениях друг с другом, то за этим неизбежно следует суд, и именно этот суд грядет на народ израильский.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Иакову приходится бежать в землю другую. Вы помните, какая история происходит там. Он видит красивую девушку, он хочет, чтобы она была его женой, договаривается с ее отцом, что он семь лет будет за нее работать, отрабатывает семь лет, и ему подсовывают другую жену ( Быт.29 ). Обратите внимание на полную параллель того, как он похитил благословение у отца, и как в этот раз обманывают его: и там слепота, и здесь слепота, темнота, и там подсовывают другого человека, и здесь подсовывают другого человека. Это очень красивая история, которая показывает, как в большинстве случаев грех сам себя наказывает. Грех получает возмездие той же монетой. Как правило, это происходит именно так. Потому что если мы совершаем грех, то тем самым мы показываем всем вокруг, что мы именно в этом уязвимы. Мы здесь становимся рабами, и здесь проще всего греху сцапать нас. И вот, обманув отца, Иаков становится обманутым своим тестем. Ему приходится еще семь лет отрабатывать за свою любимую жену, но результат: у него эти две жены, от них дети, еще наложницы есть, от них тоже дети, то есть у него уже большое потомство. Плюс к этому, Бог Своего благословения, тем не менее, не отнимал, и Иаков об этом благословении помнит. И каждый раз, когда возникает какая-то сложная ситуация, он обращается к Богу, Который его благословляет. А если он обращается, то Бог может ему помогать. И таким образом у Иакова прибывает и прибывает имущество, стадо, и так далее. Он все богатеет и богатеет, богатеет быстрее, чем его хозяин Лаван, потому что Лаван к этому Богу не обращается, а Иаков обращается. И в некоторый момент Бог говорит Иакову – все, теперь пора идти в ту землю, которую Я обещал тебе ( Быт.31:3 ). И Иаков слушается, собирает жен, детей, скот и отправляется в путь, в землю обетованную, обратно в ту самую землю. Он идет и трясется как осиновый лист, потому что он знает, что его там ждет Исав, который поклялся его убить. Он идет и страшно боится ( Быт.32:7 ). И вот уже земля приближается, и вот уже остался один-единственный день перехода, и он начинает придумывать, как же тут поступить. Значит, вот, что я сделаю – я разделю свой стан на два, если Исав разобьет один стан, то у меня хотя бы один останется. А потом я сделаю так – я пущу жен и детей вперед, Исав их увидит, может быть у него сердце взволнуется, родная кровь, и он меня тогда пожалеет. Вот такие всякие человеческие хитрости.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010