– Я к вам за таинствами, – говорит. Я, думая, что это желающий христианского научения, начинаю объяснять ему таинство очищения от грехов и спасения благодатью Божьего, но скоро замечаю, что слова мои праздны. Старик, видимо, не слушает меня и, дождавшись паузы, вставляет замечание: – Легкие-то болезни, как зубная боль, лихорадка, я могу лечить, но трудные вроде сифилиса (байдоку), падучей не могу, потому и пришел позаимствовать от тебя этого «кимицу» (Таинства). Так вот еще в каком смысле принимают японцы наши благодатные термины! – Я старался объяснить старику различие между его «мадзи-най» (ворожбой) и нашим таинством, дал ему «Осиено Кагами», раскрыв на статье о таинствах; он читал, усиливался взять в голос, но, видимо, и ушел в недоумении, отчего это я не хочу сообщить ему ворожбы сифилиса и так далее. «Сюкёося» (Тогава и прочие) прислано вопросы: «Какая вера должна быть избрана» (для Японии) и прочие. Просит ответить до конца месяца. Отдал Петру Исикава ответить им и в «Сейкёо Симпо». Впрочем, самочинные радетели, задающиеся работой сочинить для своей страны новую веру из сочетания христианства с буддизмом (как явствует из их программы), хотя сами уже протестанты, не заслуживают серьезного внимания. 10/22 мая 1896. Пятница. Емильян Хигуци простился, чтобы отправиться в Исиномаки, на родину, к рекрутскому набору. Хорошо, если его, по малости роста, не возьмут на службу, двух дюймов у него недостает; но в то же время он здоров, как нельзя больше. Опасно. А возьмут – огрубеет. 11/23 мая 1896. Суббота. Иоанн Судзуки с похорон матери в Идзу, в Эма, возвращается на место службы в Ооцу. Рассказывал про Церковь на его родине: совсем упала благодаря катехизатору Андрею Ина, который катехизацией совсем не занимается, а получая содержание от Церкви, нанялся еще у язычника разработать (кайконсуру) четыре горы, то есть развести на них чай, чем и поглощен вполне, для Церкви, кроме отправления воскресной молитвы в церковном доме, ровно ничего не делает; во время молитвы проповеди даже нет. А желающих слушать христианское учение много, ибо там христиане наиболее видных местных лиц. За то же, по словам Судзуки, и не любят там теперь Андрея Ина; из-за него почти никто и в церковный дом на общественные молитвы не ходит. – И ничего этого я не знаю. Местный священник Петр Кано, по-видимому, тоже не знает, или не хочет знать; так-то вот нерадением и ослабляется Церковь ; а вместе губится и катехизатор, и хорошо еще, если только службы Церкви!.. Внушал я Судзуки обратить на путь истинный своих братьев Василия и Григория, сбившихся на ложные тропы, также настоять, чтобы отец исполнил обещание, данное умирающей жене – сделаться христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Возможно, благодаря этому в сердцах людей, вопреки разгулу атеизма, еще сохранились упование и вера Господу. Это отмечали и труженики Миссии. В этом есть некоторая закономерность: нередко мирная, обеспеченная жизнь убаюкивает душу человека, угашает в нем горение Духа, делает творение забывчивым и неблагодарным к своему Творцу. Только «тесные врата» ведут в Небесное Отечество, и лишь потрясения личного характера или масштаба государственного, общественного могут вывести из духовной спячки народ Божий. В подтверждение этому можно привести целую книгу Ветхого завета – книгу Судей, которая во многом построена на этой закономерности. Тогда, пожалуй, духовный подъем в Пскове в годы войны вряд ли вызван коварной хитростью православного духовенства, но скорее тем, что душа человеческая все же “по природе христианка” и рано или поздно, при определенных условиях, это себя и проявляет. Не случайно то, что тон в Псковской миссии задавали миссионеры, окончившие Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, и те, кто активно общался в довоенные годы с деятелями Русского христианского студенческого движения в Прибалтике и через это обогащался новым опытом. Центр Движения также находился в Париже, который являлся центром русской православной диаспоры. Это был небольшой осколок Русской православной церкви, оказавшейся в уникальных условиях – «на свободе от гонений и от государственных подачек», давления со стороны «кесаря», которое церковь переживала на протяжении всей истории христианства. Русская эмигрантская церковь во Франции видела своей целью не только сохранение тех духовных ценностей, которые уничтожались в советской России, но и обретение новых ценностей – «духовной свободы, обращенности к миру, к духовным вопросам, его раздирающим, к культуре, науке, искусству, новому быту» 169 . В похожей ситуации действует и Псковская миссия, хотя здесь условия были более трудные, чем во Франции в 20–30 гг. Каждый шаг миссионеров находился под пристальным вниманием германских спецслужб. Однако препятствий в деле проповеди и катехизации не было, и поэтому Православная Миссия могла использовать и тот опыт, который уже приобрела Русская церковь в эмиграции. Несмотря на внешние трудности, материальную стесненность, порой ограниченность физической свободы, наиболее активные деятели Миссии являлись настоящими носителями духа свободы. Этот дух Христос дает Своим ученикам, исполняющим Его заповеди (от апостола Павла до христиан двадцатого века), в том числе и главную из них – о проповеди Благовестия в мире. Благодаря духу свободы и стал возможен подъем церковной жизни и успех православной миссии на северо-западе России времен оккупации. Возможно, именно этой свободы так не хватало Русской православной церкви синодального периода, когда «Христова истина подменяется бесчисленными правилами, канонами, традициями, внешними обрядами. За счет внешнего роста и внешней пышности умаляется внутренняя жизнь и подвиг» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть замечательная притча про то, как один человек, уже уйдя к Богу, встречается со Христом и говорит Ему: «Господи, когда я оглядываюсь на пройденный мною путь, я вижу две цепочки следов, и я понимаю, что Ты действительно все время был рядом. Но почему-то, когда я гляжу на самые трудные моменты в моей жизни, я вижу только одну цепочку следов. Как же так, Господи?» Иисус ему отвечает: «Да, это Мои следы». Это то, что мы можем только принять верой, согласиться на то, что Он нас ведет, Он идет вместе с нами. А когда безумно трудно, Он берет нас на руки и выносит из этой ямы. Это наше согласие, наше доверие Ему, то, что нас вводит в этот путь. Но путь – это Он, и истина – это Он, и жизнь – это Он. Заповеди блаженств. Кто такие нищие духом Когда Иисус говорит свою Нагорную проповедь, Он ясно видит, что если Он ограничится только своей интерпретацией заповедей, то это просто будет нам в полное осуждение, просто в смерть, и все. И поэтому Он уравновешивает Свою проповедь тем, что Он говорит с самого начала. С самого начала Он произносит знаменитые заповеди блаженств ( Мф.5:3-12 ), которые раскрывают нам то, что этот путь для нас возможен. Эти заповеди блаженств показывают нам, как мы входим в этот путь возрастания во Христе, и как мы в нем движемся. И тем самым оказывается, что то, что нам невозможно, возможно нам вместе с Богом. И вот как это возможно –  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное  ( Мф.5:3 ) . Нам нужно разобраться, что эти слова означают. У нас со словом  нищие  очень отрицательные ощущения связаны, какие-то убогие люди, все работают, а им бы не работать, а грязными тут стоять и просить. Слегка брезгливое к ним отношение у нас есть. А кто такие  нищие духом ? Ну, сдвинулись которые, сумасшедшие. И эти сумасшедшие блаженные? Как мы знаем, в истории российской Церкви очень часто сумасшедших почитали блаженными, даже собор Василия Блаженного есть в честь знаменитого юродивого, то есть сумасшедшего. Значит, эта заповедь говорит о людях с умственными отклонениями. Значит, это не про нас, и мы переходим к следующему пункту нашей программы.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Вот и в вашем сердце, и в сердцах ваших близких эта война ведется. Любовь и добро могут быть побеждены злом и грехом, если человек не держится за Бога в своей жизни. Но и грех, и смерть могут быть побеждены верой и любовью. У вас получилось в семье разделение в вопросе веры. Наверное, Бог не один год терпел то, как вы жили без веры, но все-таки победил в вашей душе, и ваше сердце стало оживать. Вот и вы теперь потерпи€те с любовью непонимание ваших близких, не озлобляясь, прощая обиды, чтобы любовь вашего сердца согрела сердца ваших родителей. Во-первых, ваши родные должны реально убедиться, что, став членом Церкви, вы не только не перестали их любить, но любите еще больше. Во-вторых, не налагайте на членов вашей семьи дополнительного бремени по той причине, что обрели веру. Кроме того, если вера живая и любовь к Богу настоящая, то и любовь к близким все испытания выдержит. Так, многим христианам удалось все-таки привести своих близких, пусть даже и в конце их жизни, к вере, Церкви и спасению. Если родители меня всю жизнь обижали, никогда не поддерживали, как я могу их любить? У меня очень плохие отношения с родителями. Они у меня родители только так, по форме, а не по сути: ни разу в жизни в трудные минуты не помогли, а только лишь предъявляли претензии. Я, конечно, понимаю, что родителей не выбирают. Но им никогда не было дела до моих чувств, зато в присутствии посторонних людей всегда старались изображать свою любовь ко мне. Просто противно от их лицемерия. В трудную минуту, когда мне на лечение нужны были деньги, они предпочли потратить их на другие вещи. А еще рассуждают о семье, о каких-то традициях и культуре. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, ведь в Библии сказано, что нужно уважать родителей и вообще не держать ни на кого зла.  В силу обстоятельств я вынуждена жить с ними под одной крышей. А иногда мне приходят в голову греховные мысли о том, что, когда они будут старыми, никто стакан воды им не подаст, – того, мол, они и заслужили. Они ведь ни разу ничего не сделали ради детей, только лишь на словах. Мать по любому поводу истерики закатывала, а отец – тот и того хуже. Они ведь и детей-то родили только потому, что так положено и время пришло. Другие родители в любых ситуациях помогают детям, а эти – нет. Как только какие-то неприятности, они от меня отворачиваются, а подчас и сами их создают. Им важно лишь то, что скажут окружающие. Они и не выслушали меня ни разу. Им удобно так жить, а у меня столько обиды накопилось. Как мне быть? Посоветуйте, пожалуйста.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

20;29–30) «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас … и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.» (Матф. 24;4–13) «Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.» (Марка 13;5–6) Итак, обратимся теперь непосредственно к анализу основных ошибок, недостатков и проблем современной практики катехизации. 1) Первоочередной проблемой в деле катехизации является нежелание духовенства иметь на приходе штатную оплачиваемую единицу «катехизатор» , который мог бы не только готовить людей к Таинству Святого Крещения, но и совмещать должность чтеца-алтарника, преподавателя воскресной школы, проповедника в социальных и педагогических учреждениях, координатора приходского служения милосердия. Но круг его обязанностей должен быть конкретизированым и оплачиваемым. 2) Серьезной проблемой в деле катехизации в настоящее время является отсутствие четкого понимания и определения того, что такое катехизация, и отсутствие единого подхода к катехизаторской деятельности. (Например, при проведении огласительных бесед некоторые считают основной целью объяснение обязанностей восприемников, далее этой цели беседа может не простираться.) 3) Отсутствие церковного контроля в отношении деятельности катехизаторов и учебных заведений по подготовке катехизаторов. (Например, в настоящее время Синодальный отдел религиозного образования и катехизации не только не имеет единых образовательных стандартов, но к великому сожалению, не имеет точной информации об учебных заведениях, которые непосредственно должны относиться к отделу катехизации, в результате каждое образовательное учреждение устанавливает свои стандарты, соотнесенность которых с церковным вероучением остается под вопросом.) 4) Отсутствие учебных и методических пособий для катехизаторов, которые могли бы существенно помочь в деле катехизации.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днем; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моем, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин 8:31-32 ). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа». Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно так же, как Им были установлены таинства Крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки» . Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по-прежнему занимает в церкви униженное и оскорбленное положение. В большинстве приходов она является чем-то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для нее не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики. Однако, в древности все было совершенно по-другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» ( Лк 1: 3–4 ). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

Главная задача катехизации – воспитание любви к Богу и людям, благоговения перед Церковью и её Таинствами. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога . Плодами катехизации являются обретение православного мировоззрения и воцерковление, то есть сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо внушения осознанного участия в Евхаристии, важнейшей составляющей катехизации является научение нравственности, духовной жизни, молитве и делам любви к ближним, ибо, по слову ап. Иакова: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " . В докладе протоиерея Николая Карыпова, прочитанном им на 13-м Съезде Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, перечисляются некоторые конкретные меры для более эффективной катехизации нашего церковного народа: " а ) Подготовки людей к крещению . Это должно относиться не только к взрослым , кто должен пройти подготовку в течение 6-12 месяцев или больше , но также должно включать по крайней мере 2-3 подготовительные сессии с родителями и крестными крещаемых детей . б ) Подготовки молодых людей к венчанию : объяснять , что такое христианский брак , что такое любовь . Да , да – людям сейчас нужно это объяснять , а то число разводов будет расти . в ) Помогать людям во время их скорби после потери близких , объясняя причину и необходимость молитвы за умерших . г ) Организации системы посещений духовенством и мирянами престарелых и больных людей . е ) Организации хорошего качества библиотеки духовных книг , журналов , видео – и аудио – кассет и компактных дисков . Мы можем и должны наладить систему небольших публикаций , производить запись видео – и аудиоматериалов поучительного и познавательного характера " .

http://religare.ru/2_29356.html

- как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе); - тем более, - в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий. В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения - без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам. Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. « Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают » (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей. Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении. Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

Катехизация не сможет найти опору и продолжение во внебогослужебной общественной деятельности приходской общины при социальной пассивности ее членов. Ориентация лишь на внутрицерковную деятельность и храмовое богослужение являются соблазном для катехуменов и может оттолкнуть от Церкви пытающихся в нее войти. и) Формирование понятий святости и греха, добра и зла. Воцерковление невозможно без воспитания в человеке знания о святости, грехе, добре и зле. Современная светская образовательная система и общество прививают человеку релятивистское мировоззрение, базирующееся на отвержении любых авторитетов в эпоху постмодернизма. Проявления совести как компонента духовности всячески нивелируются вседозволенностью и спекуляциями на тему прав и свобод человека. Мир создан по законам его Творца, а « Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть » ( Прем.1:13-15 ). Закон, по которому сотворен мир, есть закон любви Божьей: « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » ( Ин.3:16 ), « Бог есть любовь » ( 1 Ин.4:16 ). Согласно христианскому миропониманию, грех является беззаконием и неправдой ( 1 Ин.3:4, 5. 17 ), то есть нарушением Закона Божия, закона любви, закона совершенного, закона свободы от зла и греха ( Иак.1:25, 2. 12 ). « Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле » ( 1 Ин.5:19 ) – суть христианского отношения к греховному миру. Господь препоручает мир, лежащий во зле, христианам: « Я уже не в мире, но они в мире. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир » ( Ин.17:11, 15, 18 ). Невозможно вовсе оградить катехуменов от действия мира, их надо готовить ко встрече с ним, к христианской стойкости перед его соблазнами. Потому катехизация не может превращаться в свод запретов и запугивание негативными мировыми процессами, а должна оставаться верной призыву Бога к святости ( Мф.5:48, 1 Пет.1:15–16).

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Апостол Иоанн делает различие в акцентах проповеди христианства разным возрастным категориям людей: « Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого » ( 1 Ин.2:12-14 ). При организации катехизации важно различать аудитории, к которым она обращена. Не имея возможности разобрать этот вопрос подробно, мы обратим внимание на некоторые их специфические черты и на соответствующие им особенные задачи катехизации. Младшие дети. Периодом, достойным внимания, являются те годы, когда маленький ребенок вводится в церковную жизнь через опыт семьи, тем самым получая от родителей первые элементы катехизации. Катехизация, именно как воспитание в вере, на этом этапе – дело принципиальной важности, требующее любви и уважения к ребенку, который имеет право на то, чтобы ему не только просто и правдиво была представлена христианская вера, но и на то, чтобы приобщиться именно к доступному ему опыту христианской жизни. Последующая ответственность за плоды Таинств Крещения и Евхаристии, к которым приобщается ребенок, начинает формироваться именно в этом возрасте и зависит прежде всего от семьи ребенка и участия в его жизни восприемников. Старшие дети. Подростки. В период взросления и социализации ребенка катехизация призвана упорядоченно и регулярно вводить его в жизнь Церкви, непосредственно готовить к участию в церковных Таинствах и к осознанному личному участию в церковной жизни. На этом этапе появляется необходимость целостной, направленной на формирование в будущем способности всегда быть готовым «дать ответ» о своем уповании ( 1 Пет.3:15 ). Катехизация в этом возрасте в соответствующей форме должна раскрыть принципиальные основы веры и основы нравственного учения Церкви, а также создать основу для христианской мотивации.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010