Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику. Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это - серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму. Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы. Общие тематические разделы вопросов: - Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы; - Правильное написание записок о здравии и о упокоении; - Трудные места и сюжеты Библии; - Богослужение и церковный календарь; - Обучение в Воскресной школе при храме; - Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни; - Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе. - Оказание помощи со стороны Церкви, людям: а) с различными заболеваниями, и перед смертью; б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости; в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы. Возможны и другие самые разнообразные вопросы. Обязанности и требования к консультанту: Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции. Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д. Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

Он соблюдал и другие правила, гораздо более важные, чем уже упомянутые: никогда не путешествовал по воскресеньям, чтобы не пропустить литургию. Не пользовался фотоаппаратом и вообще не любил объектив. Съедал всю порцию любого блюда, не оставлял на столе надкусанный хлеб. Не жевал ничего вне трапезы и особенно на улице. Ел с особенным достоинством и благолепием. Не чавкал и не хлебал. Молчание за столом было ненарушаемым правилом. На улице не разговаривал с женщинами и не глядел по сторонам. Всё это потом вызвало недоумение у некоторых «свободолюбивых». Я же думаю, что для людей, хранящих девство, эти правила были спасением в большом городе. Если даже вид мирянина, по слову преподобного Ефрема Сирина , приносит смущение монаху во время молитвы, то уж тем более – разглядывание женщины. Он никогда не лгал и никогда не обсуждал никого. Обходился словами «знаю этого человека». Живя в ограде этих духовных правил, он никого не соблазнял и никто его не осуждал. Разумеется, в комнату его не входила женщина. Скорее всего, он совсем не занимался катехизацией среди женщин. Много раз говаривал: «Если не носишь епитрахиль, не учи женщин». С Божией помощью исполнилась его мечта. На улице Эолу он открыл свою мастерскую по изготовлению железных кроватей. На первом этаже была мастерская, а наверху – жилое помещение. Ходя по улицам, он заметил, что многие деревенские парни работают в афинских тавернах, а по ночам спят в кладовках с винными бочками. Он подумал, что если вырвать ребят из таверн, дать им работу у себя в мастерской, а наверху устроить маленькое общежитие, то это будет гораздо лучше для них. За эти его старания мы можем назвать его «Божиим ловцом». Он взял благословение у своего духовника и создал первый в Греции пансион. Это удачное начинание подвигло братство «Жизнь», а позднее и «Апостольское служение», создать так называемые студенческие пансионы. Мастер по изготовлению кроватей проложил дорогу молодым, чтобы они могли учиться и избежать скверной среды в трудные годы бедности и лишений, когда туберкулез сотнями выкашивал людей. Илия, очень любивший учение, которого сам был лишен в молодости, не хотел, чтобы ребята потеряли возможность учиться. В годы оккупации он нагрузил будущего епископа Коницы Севастиана мешком кукурузы и отправил из Кардицы в Афины, учиться богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Не принимаются во внимание ни неизбежные многочисленные унижения при самом выезде и в дальнейшем устройстве, ни то, что мы «там» никому не нужны, ни даже очевидное соображение: всех Запад просто не вместит и не переварит, поскольку это неизбежно повлечет за собой снижение материального и нравственного уровня его собственной жизни. Словом, в народе нашем молниеносно распространяется психология отсталой страны, принадлежащей к третьему миру, когда люди готовы ехать на Запад любыми путями, выполнять там любую работу — быть судомойками, мусорщиками и т. п. лишь бы хоть в какой–то мере прилепиться к жизни, соответствующей стандартам западной цивилизации. Самое печальное еще в том, что уехать стремятся и активные христиане, причем разных конфессий. Среди них есть и пятидесятники, и баптисты, люди, прошедшие в свое время лагеря и ссылки, мужественно отстаивавшие свое право верить во Христа и свидетельствовать о своей вере другим. Сейчас, когда открывается полная свобода для проповеди, эти же самые люди вдруг используют то, за что некогда пострадали, для получения статуса политических беженцев со всеми вытекающими из него благоприятными последствиями и уезжают на Запад. Так же и среди православных: люди, в минувшие трудные годы проводившие работу по евангелизации и катехизации, сейчас вдруг предпочитают блага западной цивилизации возможности, наконец, пользоваться полной свободой для христианской проповеди здесь, в России, где это так необходимо, где на счету каждый здравомыслящий человек. Ведь, казалось бы, людей должна была бы удерживать простая мысль: кому я там, на Западе, особенно нужен? между тем, как здесь, в России, — непочатый край работы! Но по–видимому, спокойное, безопасное, обеспеченное, по нашим меркам, существование за границей представляется более заманчивым, чем суматоха и крайнее напряжение нашей российской жизни, в которой еще неизвестно, чем все кончится. Как–то в одной компании шел разговор о том, что Максимилиан Волошин в 1917 году и позже, когда у него была полная возможность уехать за границу, предпочел остаться в России, в своем Коктебеле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2442...

Старший дежурный заранее составляет график дежурства, который может быть скорректирован, в зависимости от обстоятельств. В среднем на одного дежурного приходится 1–2 дежурства в месяц. Если дежурный по каким-либо причинам не может выйти на дежурство в соответствии с графиком, он обязан об этом предупредить диспетчера и своего напарника и, по возможности, найти себе замену. Руководство группой приходского консультирования. Регулярные занятия, семинары, повышение уровня знаний, выявление сложных ситуаций, пастырская помощь. Руководство службой приходского консультирования обязательно должно осуществляться священником или диаконом. Руководитель службы подбирает дежурных, готовит их к работе консультантов, наблюдает за их работой, помогает разобраться в сложных ситуациях, регулирует взаимоотношения с другими работниками храма. Особенно важно пастырское сопровождение на первом этапе организации консультативной службы. В дальнейшем с дежурными полезно проводить регулярные занятия и практические семинары, с целью повышения уровня знаний консультантов и совершенствования качества работы службы. Дежурным полезно общаться между собой, выносить на общее обсуждение сложные ситуации общения, искать ответы на трудные вопросы, делиться опытом. Можно завести журнал для записи вопросов, которые были заданы во время дежурства и кратких ответов на них. В него также записывать вопросы, на которые дежурные не смогли ответить. Благодаря такому журналу, который вели дежурные Ильинского храма, удалось собрать такие вопросы и классифицировать их по разделам (3 глава пособия). Организация рабочего места. Рабочее место можно оборудовать небольшим столиком с табличкой «Приходская консультативная служба» (Приложение 1, рис. 2), который может находиться при входе в храм (в притворе) или внутри храма. Около этого стола обычно и стоит консультирующий со значком «Дежурный консультант», можно без указания фамилии, имени и отчества. (Приложение 1, рис. 3). Перечень духовной и справочной литературы Брошюрки по азам православной веры.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Иллария: Удивительно! Принц: И, вы знаете, с некоторых пор , следуя этому правилу, я стал замечать в людях действительно больше хорошего, а раньше я просто был слеп сердцем. Иллария: Но как же, Себастьян, неужели все принцы? А грязные и оборванные? А лжецы и подлецы? А хулиганы и преступники? Принц: Поверьте, дорогая Иллария, все люди – принцы, потому что все они дети одного Короля, только они забывают об этом. Так сказал мне мудрец. Иллария: Мне нравится эта мысль, Себастьян! Но без вашей помощи я не смогу, кто будет учить меня выполнять такие трудные правила? Принц: Я уверен, что теперь у нас будет много времени на это – целая жизнь. Вы согласны? Иллария: Да. Песня (На мелодию песни М. Дунаевского «Непогода» из к/ф «Мери Поппинс, до свиданья») : 1. C Рождеством Христовым, братья, С Рождеством Христовым, сестры. Праздник нам открыл объятья, И с небес сияют звезды. Пусть же словно звезды эти И у вас горят сердца - Любовью и радостью светят И будут светить без конца. Припев: Заколдованный принц грустит под Рождество, Но рождественский бал начнется вновь, И разрушить ты сможешь злое колдовство, Если будет гореть в душе любовь. 2. Если в каждом человеке Ты увидишь образ Божий, То забыть мгновенье это Никогда уже не сможешь. Только принцы и принцессы Пред тобой откроют дверь. Шутов и лакеев здесь нету, Поверь в это чудо, поверь. Припев тот же. Вифлеемская гостиница Действующие лица: 1. Марфа , хозяйка гостиницы 2. Симон , муж хозяйки 3. Сарра , племянница хозяйки 4. Купец 5. Гостья из Дамаска 6. Мисаил , друг Сарры 7. Двое взрослых пастухов Сцена 1 Трапезная в гостинице: маленькие столы, накрытые чистыми скатертями, горы посуды, полотенца. В углу стол хозяйки с пергаментными свертками и чернилами. Сарра подметает полы, затем устало садится у стола и закрывает глаза.Ее озаряет свет с неба и слышится тихое пение «Эта ночь святая». Входит Марфа. Марфа: Сарра! Опять ты бездельничаешь! Сарра: (вздрагивая) Прости, тетя Марфа. Я только отдохнуть присела. Голова что-то кружится очень.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Как это сделать? Мама берет малыша на руки, встает перед иконами и читает или поет молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево» или другие. Когда ребенок будет подрастать, его надо учить принимать участие в общей молитве со взрослыми. Очень важно научить ребенка молиться собственными словами – о своих нуждах, о маме и папе. Объясняйте детям, что к Богу можно и нужно обращаться за помощью в разных житейских ситуациях. Предлагайте ребенку помолиться в трудные минуты: если ему страшно, случилось что-то неприятное, с кем-то не ладятся отношения, кто-то заболел. Когда случается что-то хорошее – предлагайте ребенку поблагодарить за это Бога: за удачно закончившуюся поездку, перемены к лучшему в жизни ребенка и семьи и т.п. Если крестные в силу различных причин не могут принимать непосредственное участие в воспитании своих крестников, их главной обязанностью остается молитва за них. Но даже если вы не имеете возможности часто видеть своих крестников – не теряйте связь с их родителями. Интересуйтесь жизнью и проблемами ребенка, чтобы вы могли сугубо помолиться о его здоровье, или об отношениях с братьями и сестрами, или о том, что он неохотно стал ходить в храм, или о других возникших проблемах. И родители, и крестные, сознавая свою немощь в воспитании ребенка, должны просить помощи у Бога. Знакомство со Св. Писанием и жизнью святых Необходимо знакомить ребенка со Священным Писанием и житиями святых, пересказывая их в доступной для ребенка форме. Накануне вашего похода в храм расскажите, какой отрывок из Евангелия ребенок услышит на службе. Это поможет ему в момент чтения Евангелия в храме не терять внимания и узнать знакомые события и слова. Жития святых являют нам примеры исполнения Божиих заповедей, применения евангельского учения к жизни. Многие люди последовали за Христом под влиянием житий святых и сами стали святыми. Нужно познакомить ребенка и с жизнью святого, во имя которого он крещен, и с жизнью святых, близких нам по времени жизни. Это поможет детям воспринять подвиг святого не как что-то далекое, возможное только когда-то давно, но как выбор, который и он мог бы совершить в собственной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/posobie-po...

70 S.Kulpaczynski, Katecheza przy pomocy srodkow audiowizualnych , w: Katechizacja roznymi metodami , c. 201–220; R.Podpora, Wideokaseta w katechezie , w: tamze, c. 221–227. 71 J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii szkola wiary , Poznan 1996, c. 173–174. 72 Postawy katechetow , red. M.Majewski, Krakow 1996; E.Materski, Odpowiedzialnosc …, c.49–50. 73 J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii …, c. 167–168. 74 M.Majewski, Lekcja religii a katecheza , w: Katecheza w szkole , ред. тот же, Lublin 1992, c. 57. 75 Такую классификацию использует М.Маевский в книге Propozycja katechezy integralnej , Lodz 1978, c. 154. 76 A.Splawski, Zagadnienia metodyczne w katechezie mlodziezowej , w: Teoretyczne zalozenia katechezy mlodziezowej, red. R.Murawski , Warszawa 1989, c. 374–375. 77 C.M.Martini, Lud w drodze. Medytacje , Krakow 1992, c. 13–14. (К. Мартини , Жизнь Моисея) . 78 Там же, с. 14. 79 A.Jankowski, Czytanie Pisma Swietego (lectio divina) , w: Lectio divina. Boze czytanie , seria: «Z tradycji mniszej», t. 2, Tyniec-Krakow 1991, c. 15. 80 Instrukcja skierowana do Biskupow Ordynariuszow w dniu 13 maja 1950 na temat prawidlowego nauczania Pisma Swietego w Seminariach Duchownych i Zakonnych Kolegiach , w: Wstep ogolny do Pisma Swietego , red. J.Homerski, Poznac 1973, c. 459. 81 Рекомендуется использовать комментарии, помещенные в Библии брюссельского издательства «Жизнь с Богом». Ключ к пониманию Св. Писания , Брюссель, 1982. 82 Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu, Wstep-przeklad z oryginalu-komentarz-ekskursy , red. S.Lach, L.Stachowiak, Poznan 1962, Pismo Swiete Nowego Testamentu, Wstep-przeklad z oryginalu-komentarz-ekskursy в 12 томах, ред. E.Dabrowski, F.Gryglewicz, Poznan-Warszawa 1958–1979. 83 Ветхий Завет. Книга Бытия . Перевод с древнееврейского М. Селезнева с историко-филологическим комментарием. 84 Lapple Od egzegezy do katechezy , Warszawa 1986. 85 Например, можно использовать книги: Б. Антонини Введение в Библию , Москва, 1995 ; Б. Антонини Божественное Откровение. Историко-теологическое введение в Библию с очерком изучения Догматической конституции «О Божественном Откровении» , Москва, 1992; Б. Антонини Экзегезис книг Ветхого Завета; Л. Буйе О Библии и Евангелии , Брюссель, 1965; А. Мень Как читать Библию (руководство к чтению книг Ветхого Завета в 3х томах) , Москва, 1998 ; А. Мень История религий в 2х т. , Москва, 1997 ; Э. Гальбиати, А. Пьяцца Трудные страницы Библии , Милан-Москва 1992.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Глоссы – это филологические комментарии, объясняющие слова, трудные выражения, указывающие литературный жанр и структуру. Информацию для занятий можно взять из библейских или языковых словарей, воспользоваться экзегетическими комментариями. С помощью схолий решаются исторические, географические и логические проблемы. В них содержатся сведения об авторе и адресатах. Они могут быть очень краткими. Можно получить богатую информацию, изучая карту данной страны (например, определить расстояние между местностями, чтобы попытаться установить, например, сколько дней необходимо для конкретного путешествия какого-либо из библейских героев, Иисуса Христа или апостолов). Замечания. Приводятся высказывания Отцов Церкви, а также современных экзегетов, объясняющие данный текст. Важно так подбирать высказывания экзегетов, чтобы они были краткими и понятными катехизируемым. Практические комментарии могут быть аналитическими или синтетическими, что зависит от выбранного метода. В аналитических комментариях предложения и слова объясняются в том порядке, в котором появляются. В синтетических- к одной главной и основной мысли отрывка сводятся все его предложения 106 . Практические комментарии могут иметь форму краткого введения в Библию. Пример . В книгах поздних пророков (Ис Нав, Суд, 1–4 Цар) преобладают размышления о прошлом. Их авторы интерпретировали исторические факты под влиянием изгнания, в свете Завета ( Втор 5-28 ). Фоном для представленной богословской мысли были исторические события (поэтому эти книги также относятся к историческим). Автор этих книг комментировал события двумя способами: - составляя речи персонажей, сыгравших важную роль в истории (например, Иисуса Навина: Ис Нав 23-24 ; Самуила: 1 Цар 12 ; Соломона: 3 Цар 8 ); - приводя собственные размышления (Ис Нав 12 ; Суд 2, 11-19 ; 4 Цар 17, 7-23 ). Упражнения: 1. Прочитай внимательно три речи: Ис Нав 23-24 ; 1 Цар 12 ; 3 Цар 8 . Ответь на вопросы: - Кто такой оратор? - При каких обстоятельствах была произнесена речь? Сравни тексты и укажи сходство:

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

В одной колонии строгого режима, был «опущенный» который ходил какое-то время в храм. Со временем, он стал требовать равного к себе отношения. У таких людей должна быть своя кружка и ложка и если вы решите установить братские равные отношения, то принесёте неисчислимые беды себе и доверившимся вам людям. Этот человек желал здороваться за руку с «мужиками» в храме, а ему отказывали. При этом он всех обличал в том, что отношения не «братские». В конце концов, он не смог смирить свою гордыню и покинул, к сожалению, храм. Это в обычном городском храме никому кроме священника не известно кто подходит к Причастию, а здесь такие вещи всегда под контролем. Конечно, не нужно пренебрежительно относиться к людям попавшим в колониях в особо трудные ситуации, но некоторые законы тюрьмы невозможно изменить. Это одно из противоречий, которые всегда будут не давать вам покоя. В данном случае придется пожертвовать малым ради сохранения мира. У некоторых людей желающих заниматься тюремным миссионерским служением  может возникнуть такое мнение, что таким отношением к «опущенным» мы идем против совести. Да, действительно, это правда, для хотя бы частичного восстановления справедливости, автор побеседовал с одним человеком находящимся в заключении, вот что он услышал: Бывают люди которые по стечению обстоятельств, в основном по слабости характера становятся гомосексуалистами, их меньшинство. Бывает так, что человека «заказали» еще с воли и его просто насилуют, так сказать опускают. Таких случаев еще меньше, я бы сказал единицы. Основная же масса из такой категории люди склонные к гомосексуализму. Человек, просидевший в тюрьме много лет, чувствует таких вот склонных, у него просто барометр какой-то внутри. Он безошибочно определяет, что вот этого можно «развести». Поэтому, хоть «опущенные» и говорят в основном, что они этого не хотели, что получилось случайно, но на самом деле в таком случае гораздо больше вероятности, чем случая. 1.7. Отношения с осужденными Многие из тех, кто придёт в храм или молельную комнату люди интеллектуально развитые, как это странно не звучит, дело в том, что придут ищущие люди, которым надоело лежать целыми днями на койке в бараке и играть по ночам в карты, они почувствовали духовный голод.

http://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-pr...

…и поэтому я прошу тебя, в следующий раз звони, когда опаздываешь Подумайте сами, что бывает, если мы выпускаем хотя бы одно звено из этой цепочки. Потренируйтесь в использовании техник, приведенных выше. Работа с «трудными клиентами» «Трудные клиенты» – это люди, которые мешают проводить ту работу, которая была задумана. Они могут просто саботировать групповое участие или же активно противодействовать. Что делать с трудными клиентами в аудитории? Волшебные слова Красивые решения… и не очень Проигрыш/проигрыш Забастовка, компромисс, одолжение Проигрыш/выигрыш Большинство, решение начальства, суд, посредник Выигрыш/выигрыш Коллективное решение Принятие коллективного решения Несогласные Как реагировать на оскорбления То, о чем говорилось, выше касается прежде всего организации миссионерской деятельности. Когда мы стараемся благовествовать, наша задача – забыть о себе и сделать так, чтобы слово о спасении было услышано, потому что это благовестие не «мое», а «благовестие Господне». И тогда, чтобы заставить противников умолкнуть, могут быть уместны и приемы, обсуждавшиеся выше. Здесь нет места для того, чтобы молчаливо сносить оскорбления от противников – им нужно отвечать, не допуская подрыва собственного авторитета и тем более авторитета Евангелия. Мы можем видеть это на примере ап. Павла, когда он спорит с противниками его миссии в Галатии. Это же справедливо и при групповой работе – только здесь важна не миссия, а мирная совместная продуктивная деятельность. С другой стороны, в общей жизни группы всегда будут люди, с которыми нам сложно, которые нас раздражают или обижают, как кажется, несправедливым отношением – и делают это лично, не в процессе общей работы. В этом случае, если договориться не получается и ситуация повторяется, как раз уместно молчать, памятуя святоотеческие наставления о том, чтобы «пить поругание как воду жизни» , отдать это Господу, как Давид, когда его злословил Семей (2 Цар. 16 гл.), а за врагов молиться и стараться их полюбить, по словам аввы Дорофея и преп. Силуана Афонского . Потерпишь это в личной ситуации – и получишь внутреннее утешение от Господа: прощение грехов, радость в Духе Святом.

http://azbyka.ru/katehizacija/missija-vo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010