Когда Петра Могилы не стало (в ночь на 1 генваря 1647 г.), Киевская митрополитская Софийская капитула разослала по всей митрополии листы к православному духовенству и дворянам, приглашая их к 25 февраля в Киев на выборы нового первосвятителя. В назначенный день все прибывшие собрались в Софийский кафедральный собор, и здесь единодушно и единогласно, без всякого противоречия, избрали на митрополию епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского Сильвестра Коссова как «известного древностию своего рода, высокими достоинствами, благочестием и расторопностию, а вместе горячностию и твердостию в православной вере», и обязались повиноваться ему как своему архипастырю и просить короля, чтобы утвердил избранного ими митрополита своею привилегиею. Акт избрания подписали более двадцати духовных особ и до пятидесяти светских. В числе духовных находились: Афанасий Пузина — епископ Луцкий, Иннокентий Гизель , ректор киево-братского коллегиума, бывшие сослуживцы Коссова по тому же коллегиуму; Исаия Трофимович Козловский — игумен никольский, Игнатий Оксенович Старушич — игумен выдубицкий и Иосиф Кононович Горбацкий — игумен михайловский, многие другие настоятели и наместники монастырей, протоиереи и священники. Во главе светских подписался Адам Кисель — кастелян киевский; за ним следовали три князя Четвертинские, валашский господарь Моисей Могила, родной брат скончавшегося митрополита Петра Могилы, и другие. Будучи избран на митрополитскую кафедру, Сильвестр Коссов не мог быть избран вместе и на другую важную должность, которую занимал его предместник, на должность архимандрита Киево-Печерской лавры, так как должность эта была предоставлена королем Владиславом только лично Петру Могиле до его живота. И братия лавры на основании давнего своего права, пригласив к себе ближайших к Киеву дворян, еще 25 генваря избрали себе настоятелем человека, которого рекомендовал им пред своею кончиною сам Петр Могила, именно старшего (игумена) виленского Свято-Духова братского монастыря Иосифа Тризну , который происходил из знатного старинного рода, с ранних лет был пострижен и воспитывался в Киевской лавре и хорошо знал иноческий закон и богословские науки. Иосиф Тризна уже участвовал в избрании митрополита Сильвестра Коссова и подписался под актом избрания как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского Виленского». Но, не получив в свое управление богатой Киево-Печерской лавры, митрополит Сильвестр удерживал за собою до 1650 г. свою прежнюю епископскую кафедру с ее имениями, почему и писался: «Сильвестр Коссов, милостию Божиею архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». Нет сомнения, что король утвердил нового митрополита своею грамотою и патриарх Цареградский не только дал свое благословение на посвящение его, но и облек его званием своего экзарха: Коссов, подобно Могиле, писался экзархом Константинопольского патриаршего престола .

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 9.04.1635, Вильно), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета, относившегося к гербу Pókozic. Отчество И.- Левонович дает основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской ц. свящ. Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609-1610 гг. от униат. митр. Ипатия Потея (Могилёвская епархия. 1905. Т. 1. Вып. 1. С. 125). В виленском братском уч-ще И. был учеником архим. Леонтия (Карповича) . И. принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), по-видимому, не позднее 1620 г. Как предполагает А. Миронович, И. был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова мон-ря Леонтием (Карповичем), скончавшимся в 1620 г. (его преемником стал архим. Мелетий (Смотрицкий) ). В нач. 20-х гг. XVII в. И. стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства . Для «духовных намов» неск. раз в год он ездил в Киев; входил в окружение свт. Петра (Могилы) . В 1622 г. И. пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском уч-ще таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) . Уровень преподавания в виленском уч-ще был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский обвинил И. вместе с др. руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV правосл. иерархов. Причастность И. к выпуску этих изданий представляется вероятной, но определить его личный вклад нет возможности. Перу И. исследователи определенно приписывают лишь одно произведение: «Kazanie na znakomity pogrzeb... pana Bohdana Martimiana Ogiskiego z Kozielska, podkomorzego trockiego etc., odprawowane przez oyca Jozepha Bobrykowicza, zakonnika monastera bractskiego wileskiego cerkwi w. Ducha, w cerkwi kroskiej ruskim jzyku, a po tym za daniem wielu na polski przeoone. 1625, maij 15» (Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т. д., произнесенная Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Св. Духа виленского братского мон-ря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведенная. 1625, 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского муж. мон-ря в мест. Евье близ Вильно (ныне г. Вевис, Литва), основанного кн. Б. Огинским в 1600 г. И. писал, в частности, о важности сохранения Православия белорус. дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 24.09.1620, Вильно), прп. (пам. 24 сент.) , 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ), проповедник и полемист, типограф. Биографические сведения о Л. содержатся в «Казанье на погреб Леонтия Карповича» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , анонимном соч. «Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича», также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского) , к-рый поступил в Свято-Духов мон-рь при Л. (Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59). Преподобный род. в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой ц. св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение о-в Асов в Пинском повете (им владел прадед Л.). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой ц., куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в лит-ре указание на обучение Карповича в Острожской академии ). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал «слугой и писцом» братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, «шпитальным дозорцой», «строителем церковным, албо вытрикушом». Ок. 1600 г. возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания (см. в ст. Зизании (Куколи) ). С ок. 1605 г. преподавал в братской школе. В янв. 1609 г. Л. Карпович в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униат. митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха К-польского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во 2-й пол. 1609 - нач. 1610 г., Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской ц. в Вильно, через нек-рое время возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Духова мон-ря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во 2-й пол. 1614 - нач. 1615 г. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 г. он упоминается как Лонгин Карпович - один из «трех попов» братства; в 1615 г. в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Л. был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским) , к-рый в 1610-1620 гг. был единственным в Речи Посполитой правосл. архиереем.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Общий вид Киевской духовной академии 1903 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  25 декабря 2015 г. 12:40 Киевские духовные школы: четыре столетия служения Церкви В 2015 году Украинская Православная Церковь широко отмечала 400-летие Киевских духовных школ. Самобытная образовательная традиция, начало которой было положено в Киеве, оказала огромное влияние на развитие Православия не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых не мало прославленных в лике святых. XVII век Родоначальницей киевской духов¬но-образовательной традиции является Братская школа, открытая в Киеве в 1615 году. Ее создание стало возможным благодаря состоятельной аристократке Галшке (Елизавете) Гулевичевне-Лозкиной. 14 октября 1615 года она подписала грамоту о передаче участка земли на Подоле со всеми на нем строениями и доходами «правоверным христианом народу российского, в поветех воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского» для основания здесь монастыря и открытия школы для детей из всех сословий. Уже на следующий день в бывшей усадьбе Галшки Гулевичевны поселился иеромонах Исаия (Копинский; впоследствии — киевский митрополит), который создал здесь Богоявленский братский монастырь и школу.  С 1620 года главным жертвователем и покровителем братства стал гетман Петр Сагайдачный, вступивший в него вместе со всем Войском Запорожским. Весной того же года иерусалимский Патриарх Феофан, восстановивший православную иерархию в Киевской митрополии, проживал именно в Братском монастыре. С той поры киевская школа становится важнейшим православным учебным заведением в Речи Посполитой.  В 1631 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр Могила открыл в Киеве еще одну школу. Она расположилась в Троицком больничном монастыре на территории лавры. Для преподавания сюда были приглашены наставники Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов). Открытие в Киеве еще одной школы повлекло за собой конфликт c Киевским братством. 30 декабря 1631 года, чтобы его уладить, архимандрит Петр согла¬сился на объединение Братской и печерской школ. Местом пребывания объединенной школы был определен Братский монастырь. Отныне школу стали называть коллегией. Архимандрит Петр Могила получил статус главного братчика и покровителя коллегии. Основной упор в Киевской коллегии делался на изучение латинского и польского языков, которые рассматривались как средство интеграции православных студентов в мир европейкой науки и культуры, а также в общественную жизнь Речи Посполитой. 

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Дубовое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Год постройки:2004. Адрес: Россия, Липецкая область, Чаплыгинский район, село Дубовое Координаты: 53.118651, 40.077736 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты О существовавшей ранее в селе Дубовом церкви Никольской Дубовое в качестве села «Бело Озеро, Дубовое тож» упоминается в окладных книгах 1676 г., где оно значится в Козловском уезде с церковью «великого Чудотворца Николая». В 1789 г. 13 ноября благочинный доносил Тамбовской Консистории, что «в селе Дубовом церковь каменного здания, построение которой неизвестно, состоит к служению совсем не способная и нестаранием священников Петра Моисеева и Стефана Трофимова не перестраивается, а служба исправляется в другой деревянной церкви». Вследствие чего преосвящ. Феофаном было предписано: «послать из Тамбовской Консистории в Козловское дух. правление указ и велеть о церквах и прочем учинить верные справки и со свидетельствами представить в Консисторию». Священник Покровской церкви Антоний был откомандирован в село Дубовое и отправил в Тамбовскую Консисторию донесение о Никольской церкви: «хотя осмерик на оной церкви с главою и крышею крепки…, фундамент стал трогаться, отчего из стен и перемычек падают кирпичи». В 1790 г. 9 октября прихожанин села Дубового однодворец Иван Васильевич Саблин в прошении своем о перестройке каменной Николаевской церкви прописывал: «в каменной Николаевской церкви с приделом Модеста, патриарха Иерусалимского, другой год не совершается службы по ветхости церкви, вследствие чего он, Саблин, и все того села обыватели имеют усердное желание перестроить ветхую каменную церковь на том же месте и в тоже чудотворца Николая наименование, без придела, своим собственным коштом, с употреблением и церковной суммы, которой имеется 200 руб., а также с употреблением нового на нее материала, который, если будет позволено ту церковь перестроить, и искуплен быть имеет вскорости». 12 февраля 1791 г. разрешено было церковь во имя св. Модеста разобрать, а вновь построить каменную же в честь св. Николая, но с тем, чтобы на постройку ее было употреблено из церковных сумм только 100 руб., а прочие оставлены были в запас для нужд церковных. Из дела о перестройке храма видно, что тогда в селе Дубовом было: однодворческих 170 дворов и крестьянских 100, а всего 270 дворов с 1002 душами муж. пола.

http://sobory.ru/article/?object=17401

Епанчино. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь села Епанчино относилась к 6-му Козловскому Старо-Юрьевскому округу, в котором всего была тридцать одна церковь. Андриевский сообщает следующие сведения: церковь каменная, теплая, построенная в 1803 году. Престолов два: главный – Рождества Христова и придельный – Вознесения Господня, заложен ещё третий предел – св. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Имеются древние богослужебные книги и Евангелие времен Императрицы Екатерины II. Дворов 457. В приходе деревня Монтвидь, 38 дворов. В версте от церкви хутор мещан Корниловых. Река Лесной Воронеж. Школы церковно-приходская и земская. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1813 года. Штат: священник, дьякон и псаломщик. Приход от станции Козлов в 16,5 верстах, почтового отделения в селе Глазок в 10 верстах. Адрес для почтовой корреспонденции – почтовое отделение «Глазок» Тамбовской губернии, для телеграмм – город Козлов, Епанчино. Нам остается лишь предполагать, что на месте каменной церкви, руины которой дошли до нас, некогда (до 1803 г.) находилась другая (возможно, деревянная) церковь Рождества Христова. Известно, что с 1843 года в течение 50 лет при церкви размещалась открытая одной из первых в Козловском уезде начальная школа. О дальнейшей истории храма мы узнали из опроса старожил села Анны Трофимовны Петровой 1923 года рождения и Александры Семёновной. От Анны Трофимовны мы узнали, что действовать церковь прекратила почти сразу после революции, но до 50-х годов XX века стояла целой - на фотографии, предоставленной ей же, мы видим церковь и колокольню. «Но, - добавляет Анна Трофимовна, - где-то в 50-х годах колокольню разрушили, а из кирпичей построили дом рядом. Часть кирпичей даже была увезена в другие села». Как рассказывает Александра Семёновна, после войны церковь долгое время использовалась как зернохранилище, подтверждение чему мы увидели сами – остатки зерна остались до сих пор и им питаются птицы, которых внутри храма обитает немало.

http://sobory.ru/article/?object=32361

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873, с. Никольское Нижнедевицкого у. Воронежской губ. (ныне Староникольское Хохольского р-на Воронежской обл.) - 2.08.1930, Воронеж), прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из семьи крестьян. Окончил сельскую школу. Был послушником в Белопесоцком во имя Святой Троицы монастыре , а с 6 июля 1915 г.- в Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни Серпуховского у. Московской губ. 17 сент. 1915 г. пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. Впоследствии рукоположен во иерея. С 1926 г. служил священником в храме в Богучарском у. Воронежской губ. В нояб. 1929 г. вернулся в с. Староникольское и поселился в доме сестры; зарабатывал на жизнь портняжничеством. По др. сведениям, нек-рое время был в Акатове во имя свт. Алексия мон-ре в Воронеже, служил в храме с. Семидесятного Гремяченского р-на Центральночерноземной обл. (ныне Хохольского р-на Воронежской обл.). 2 февр. 1930 г. К. был арестован. Вместе с братией Алексиевского монастыря проходил по делу Козловского еп. Алексия (Буя) . Был заключен в воронежскую тюрьму. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. По постановлению Коллегии ОГПУ от 28 июля того же года приговорен к расстрелу. Был казнен на окраине Воронежа вместе с другими осужденными: преподобномучениками архим. Тихоном (Кречковым) и иером. Георгием (Пожаровым) , священномучениками протоиереями Иоанном Стеблиным-Каменским и Александром Архангельским , священниками Сергием Гортинским , Феодором Яковлевым , Георгием Никитиным , мучениками Ефимом Гребенщиковым , Петром Вязниковым и мирянином Марком Тымчишиным. Прославлен юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. под именем Косма, это имя долгое время считалось данным ему при постриге. Арх.: УФСБ РФ по Воронежской обл. Д. П-18205, П-24705. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-х гг.: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя)//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 139; Дамаскин. Кн. 4. С. 287.

http://pravenc.ru/text/2458787.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010