94 По всем вероятиям несколько книг, изданных в 1638 г. в г. Кременце, вышли из братской типографии. В Очер. слав. рус. биб. Ундольского указаны: под 444 – Грамматики, или Письменича языка Словенского; под 45 – Синод в Луцкой кафедральной церкви в 1638 г. и под 458. – О мистириях или тайнах впосполитости. 95 Рукопись библиотеки митроп. Макария, 105, содержащая как грамоты об учреждении Кременецкого братства, так и уставы самого братства, и его школы с несколькими другими статьями; уставы эти буквально заимствованы у братства Луцкого; см. Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 470 и 471. 97 Исаия Трофимович Козловский был ректором Киевской коллегии и преподавал философию, а остальные занимали это место впоследствии: Сильвестр Коссов (бывший после Киевским митрополитом) составил и напечатал в 1635 году Патерик Печерский, или жития св. отцов печерских. Иннокентий Гизель, архимандрит Печерский, известен сочинением: «Синопсиса, или краткого описания о начале русского народа». 99 Сочинение эго, под названием «Exegesis, to jest: Danie sprawy о szkoach Kiowskich y Winickich», издано в виде приложения к 16–19, Киев. епарх. вед., 1874 года 100 Максимович, Записки о перв. врем. Киев. Богояв. брат.; Киев. епарх. вед., 1865 24 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 484–489, 494–496. 101 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 498, Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., т. II, стр. 131, Коялович, Литов. цер. уния, II, стр. 193. 102 Деятельность и заслуги Петра Могилы слишком известны, и здесь мы только напомним, что Могила озаботился издать для народа целую серию богослужебных, церковных и религиозно-назидательных книг без погрешностей и в возможно исправленном виде (в том числе и Евангелие на западно-русском наречии), и книги эти во множестве печатались в Киево-Печерской лаврской типографии. Особенно прославился он, как известно, составлением «Пространного исповедания веры» (в перев. на славян яз. издан. в Москве в 1685 г.), изданием «Краткого катехизиса», принятого в руководство великороссийскою Церковью , сочинением замечательной полемической книги «Лифос» (камень), и наконец, составлением «Служебника» (1629 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Житиям угодников Печерской обители и чудесам, проистекающим от их мощей, были посвящены «Патерикон» Сильвестра Коссова, изданный в 1635 г., 292 и «Тератургима» Афанасия Кальнофойского (который для описания чудес, произошедших в Киево-Печерской лавре в последние десятилетия пользовался собственноручными записям митр. Петра Могилы) 293 . Однако и «Патерикон» и «Тератургима» повествовали лишь о киевских святых и о киевских чудесах. Надлежащим этапом на этом пути, сравнимым по размаху с «Православным исповеданием веры» и «Евхологионом», должны были стать, по замыслу митр. Петра Могилы славянские Четьи-Минеи. Перед смертью он выписал с Афона греческие рукописи житий прп. Симеона Метофраста. Однако кончина помешала митрополиту осуществить своё начинание, а начавшаяся череда войн отодвинула проект на долгие годы. Лишь в 1684 г. митр. Димитрий Ростовский по благословению архим. Варлаама Ясинского возьмется за написание Четий-Миней; к этому моменту о грандиозном замысле владыки Петра сохранятся лишь воспоминания, а греческие рукописи канут в лету 294 . Тем самым за два десятилетия напряженной работы митр. Петр Могила и близкие к нему богословы архим. Исайя Трофимович Козловский и еп. Сильвестр Коссов заложили прочный богословский фундамент обновленной Киевской митрополии в виде ряда нормативных текстов, содержавших изложение православного вероучения и богослужения. При написании этих трудов определились те подходы, которые будут свойственны в дальнейшем могилянской богословской школе XVII − начала XVIII вв. Подходы состояли в собирании максимально полной информации из обширного круга славянских, латинских и греческих источников при заимствовании из второй схоластики принципов организации, структуры и метода написания богословских текстов, а также терминологии, отсутствовавшей в восточно-христианской традиции. Впрочем, во второй половине XVII в. обращение к греческим материалам станет для могилянцев редкостью, прежде всего, из-за отсутствия в этот период в Малороссии квалифицированных эллинистов 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Королевский привелей от 1635 г. предоставлял киевскому училищу право преподавать не далее диалектики и логики, делая невозможным изучение богословия. Безуспешными остались и попытки создания школ в странах, где католические ограничения не действовали – в Дунайских княжествах и в России 297 . Поскольку привилей подтверждался польским правительством в 1648, 1650 и 1670 гг., то он сохранял свою силу вплоть до 1686 г., когда Киев был официально передан России по Вечному миру 298 . Тем самым вплоть до 1680-х гг. устройство полновесного православного высшего учебного заведения в Киеве было затруднено. Но несмотря на препятствия митр. Петр Могиле удалось воплотить в жизнь свой проект хотя бы отчасти. Киево-братское училище, пусть и ограниченное в преподавании, стало интеллектуальным центром Киевской митрополии; у него появился «филиал» − коллегия в Виннице, которая затем была переведена в Гощу, на Волынь. Преподавателями коллегий отныне становились лица, получившие высшее образование в университетах или академиях 299 . Таковыми стали ближайшие сподвижники митр. Петра Могилы : первым ректором был иером. Исайя Трофимович Козловский, а его главным помощником, профессором риторики, а затем философии − Сильвестр Коссов. Для получения образования в иноконфессиональные академии были посланы талантливые иеромонахи Иосаф Кононович-Горбацкий и Иннокентий Гизель, ставшие по возвращению профессорами коллегии 300 . Вместе с Игнатием Оксеновичем Старушичем, Софронием Почаским и рядом других преподавателей они составили коллектив, благодаря трудам которого Киевской коллегии в 1630–40-е годы удалось снискать славу учебного заведения, не уступающего уровнем подготовки выпускников иезуитским коллегиями и далеко превосходящего униатские училища. Достоверно известно, что в это время в Киеве учились такие выдающиеся деятели западнорусской церковной жизни как Лазарь Баранович, Феодосий Сафонович, Мелетий Дзик, Игнатий Иевлевич. Обучение в Киево-Братском училище после 1632 г. строилось по подобию иезуитской коллегии – даже само название заведения было изменено на коллегиум.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6 мая 1610 года вышел указ короля Сигизмунда III Вазы об аресте " корректора Логвина Карповича " за издание в Виленской типографии антикатолического и антиуниатского соч. М. Г. Смотрицкого " Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie " (Плач единой святой соборной апостольской Церкви). Однако Леонтий был арестован раньше. В Великую субботу, 7 апреля 1610 года, в типографии прошел обыск, при котором схватили " главного типографа братского, слугу и писаря Лонгина Карповича " . Несмотря на протест шляхты Пинского повета (как человек шляхетского происхождения Леонтий не мог быть арестован), архимандрит не был отпущен. Он находился в тюрьме два года. Как свидетельствует архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , Леонтий " был насмеван вере православной, лжен, безчещен, шарпан от суда до суда, из тюрьмы до тюрьмы " , так что ему, " мордованому на каждый день... в муках умирать приходилось " . По-видимому, подвижника заставляли перейти в унию . Архиеп. Мелетий (Смотрицкий) свидетельствовал, что узник " правды евангельской никак не предал " и был " жестче за алмаз " . Леонтия освободили не ранее Пасхи 1612 года. После выхода из тюрьмы, не позднее 1615 года, Леонтий стал ректором братской школы. Вскоре после смерти униатского митр. Ипатия Потея, сохранявшего за собой Владимиро-Брестскую кафедру, Леонтий был избран православными Литвы в 1613 или 1616 году епископом Владимирским и Брестским (хиротония не могла состояться из-за запрета властей). Вероятно, в ответ на выдвижение Леонтия Иосафат Кунцевич , только что ставший архимандритом униатского виленского Троицкого монастыря, и живший там униат. Пинский еп. Паисий Суховский сделали попытку убить архим. Леонтия. При Леонтии Свято-Духов монастырь встал во главе всех православных обителей Литовского великого княжества и сделался центром антиуниатского сопротивления. Под его управление перешли существующие православные монастыри ( Цеперский , минский Петра и Павла и др.), устраивались новые обители ( могилёвский Братский Богоявленский , Буйничский Свято-Духов , Купятицкий Введенский и др.). Леонтий установил в Виленском монастыре общежительный устав свт. Василия Великого, для чего составил и издал " Киновион " (Вильно, 1618). В грамоте кор. Владислава IV 1633 года отмечено, что общежительный монастырь при церкви Св. Духа " заложон " Леонтий и должен управляться " водлуг порядков от першого архимандрита на письме зоставленных " . Пострижениками Леонтия были Мелетий (Смотрицкий) , Иосиф (Бобрикович) , Исаия (Трофимович-Козловский) .

http://drevo-info.ru/articles/13680630.h...

Бывший воеводич, с большими связями среди польской и русской знати, лично известный самому королю, он был принят в Варшаве с уважением и, когда на сейме зашла речь об избрании митрополита, православные депутаты тут же избрали на этот важный пост его самого. Король и патриарх Кирилл Лукарис утвердили это избрание, и в 1633 году Могила был посвящен во Львове. В Киеве его встретили с большим торжеством и радостью. Митрополит Исайя не хотел было уступать ему своего места, выставляя на вид незаконность его поставления при живом предместнике, но после долгих пререканий должен был поневоле оставить митрополию; остаток своей жизни он провел в безвестных монастырских подвигах († 1640). Во время своего святительства Петр Могила оказал православной церкви большие услуги; он неоднократно заступался за православных людей и права церковных учреждений пред правительством, несколько раз заставлял последнее подтверждать постановления сейма 1632 года о правах православия, заботился о восстановлении памятников православной древности — богато украсил Печерскую лавру, восстановил из полного почти разорения отнятый им у униатов Софийский собор, древний Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, церковь трех святителей и один придел Десятинного храма, находившегося под землею в развалинах, при этом обрел мощи святого князя Владимира, кроме того, писал и издавал сочинения в защиту православия, исправлял церковные книги и заботился об усилении в православной церкви просвещения. Преобразование Петром Могилой киевской школы    Получив широкое западное образование, Могила был недоволен прежним образованием православных братских школ с его греческим характером и одним средним курсом обучения. Еще будучи печерским архимандритом, он захотел открыть у себя в монастыре новую школу, латинскую и с высшим курсом, по образцу иезуитских коллегий, и для этого собрал около себя несколько ученых наставников, отчасти из молодых людей, получивших на его счет образование на западе, каким был Иннокентий Гизель, родом из польской Пруссии, в Киеве принявший православие и монашество, отчасти — из ученых разных братств, какими были Сильвестр Коссов, Исайя Трофимович Козловский и другие; но православные киевляне и сам митрополит Исайя с епископами и духовенством стали уговаривать его не делать этим подрыва прежней братской школе, после чего в 1632 году он соединил новооткрытую печерскую школу с братской и принялся преобразовывать последнюю по своей мысли в высшее заведение с принятым на западе латинским курсом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А так как о. архимандрит печерский не имеет теперь на своей митрополии никакой бенефиции (имения), то он должен владеть до живота своего кроме св. Софии и печерскою архимандриею с Пустынным Николаевским монастырем. Перемышльскому же и Мстиславскому владыкам по силе «Статей» будет ежегодно выдаваемо нами жалованье по две тысячи злотых. Что касается благородного Александра Пузины, номината на владычество Луцкое и Острожское, то он имеет пребывать по особому нашему письменному акту. Наконец, все, что только из варшавских «Статей» не приведено нами теперь в исполнение, мы непременно исполним на следующем сейме,— в этом мы удостоверяем их, неунитов, настоящим нашим дипломом, который есть сеймовое постановление, апробованное авторитетом всего собрания, и для этого мы дали настоящий наш диплом за подписью нашею и депутатов, как от сената, так и от кола посольского, и за печатями коронною и вел. княжества Литовского» . Петр Могила, получив грамоту от короля на митрополию, счел первым делом отправить своего посла в Константинополь, чтобы испросить себе благословение от патриарха, послом был «доктор теологии» Исаия Трофимович Козловский. И патриарх Кирилл Лукарис не замедлил прислать Могиле свое архипастырское благословение на митрополию , из чего можно заключать, что прежний митрополит, Исаия Копинский, едва ли имел утверждение в своем сане от патриарха. В начале апреля (1633) Петр Могила уже рассылал свои грамоты, которыми приглашал православных или лично явиться, или прислать депутатов на его посвящение во Львов к Фоминой неделе . Почему во Львов, а не в Киев, догадаться не трудно. В Киеве жил прежний митрополит Исаия, которого привыкли уже считать за настоящего митрополита, и многие, в том числе сам Исаия, не понимали или не хотели понять истинной причины его устранения от кафедры, напротив, были убеждены, что он устранен только по честолюбию и проискам Могилы, который, воспользовавшись обстоятельствами, исходатайствовал себе грамоту на митрополию при живом митрополите . Потому в Киеве, если бы здесь состоялось посвящение Петра Могилы, могли произойти какие-либо протестации или демонстрации, даже кровавые, со стороны приверженцев Исаии — духовенства, черни, казаков, да и от самого Исаии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Став митрополитом, Петр (Могила) сразу начал помогать постройке и восстановлению братств, школ, церквей и мон-рей и в др. городах, дабы воспрепятствовать упадку Православия, который наметился со времени Брестской унии. Также он поручил одному цензору издать ряд литургических, гомилетических и аскетико-назидательных (напр., Киево-Печерский патерик) руководств, с тем чтобы облегчить пастырскую деятельность священников и монахов. Ок. 1638 г. митр. Петр замыслил написать новый, сравнимый с «Изложением православной веры» прп. Иоанна Дамаскина компендиум православного вероучения, чтобы избавить правосл. Церковь от упрека в ереси и ответить на вызов католиков и протестантов, поскольку сомнение в православности Кирилла Лукариса было невозможно подавить. У митр. Петра была также личная причина для составления подобного К. против Кирилла Лукариса, поскольку после получения Могилой Киевской кафедры именно Кирилл Лукарис утвердил его патриаршим экзархом, в связи с чем его постоянно порицали католики. К. (заглавие «Православное исповедание» (Confessio Orthodoxa) появилось лишь на Соборе в Яссах в 1642) был составлен в 1638 г. на лат. языке в вероятном соавторстве с Исаией (Трофимовичем-Козловским), игум. киевского Пустынно-Николаевского мон-ря, по образцу подачи материала в лат. катехизисах. Впервые «Православное исповедание» было прочитано на Киевском Соборе 1640 г. Акты Собора не сохранились, подробности обсуждения К. митр. Петра (Могилы) известны из полемического сочинения его противника - перешедшего в лат. обряд униата Кассиана Саковича, бывшего некоторое время ректором школы Богоявленского братства (1-е изд.: Варшава, 1641; переизд. в: РИБ. Т. 4. С. 21-48). Как утверждает Сакович, К. митр. Петра (Могилы) зачитывался на Соборе с 9 по 15 сент. Особое внимание было уделено 1-й части К., о Символе веры, содержащей догматические вопросоответы. Вопросы о форме Евхаристии («в какое время и при каких словах совершается таинство причащения»), о местонахождении душ праведников до Страшного Суда в Царствии Небесном (но еще в несовершенном состоянии), о частном суде сразу после смерти и о чистилище вызвали много споров на Соборе, поскольку решались в лат. духе, и за разъяснением обратились к К-польскому патриарху (Там же. С. 23-24, 29-32, 35-38). Полемика развернулась также вокруг последнего вопроса 1-й части «Православного исповедания»: что значит верить в Церковь («Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»). Также обсуждался вопрос о зарождении человеческой души. Собор постановил отправить послов в К-поль для рассмотрения соборных деяний и исповедания.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Когда Петра Могилы не стало (в ночь на 1 генваря 1647 г.), Киевская митрополитская Софийская капитула разослала по всей митрополии листы к православному духовенству и дворянам, приглашая их к 25 февраля в Киев на выборы нового первосвятителя. В назначенный день все прибывшие собрались в Софийский кафедральный собор, и здесь единодушно и единогласно, без всякого противоречия, избрали на митрополию епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского Сильвестра Коссова как «известного древностию своего рода, высокими достоинствами, благочестием и расторопностию, а вместе горячностию и твердостию в православной вере», и обязались повиноваться ему как своему архипастырю и просить короля, чтобы утвердил избранного ими митрополита своею привилегиею. Акт избрания подписали более двадцати духовных особ и до пятидесяти светских. В числе духовных находились: Афанасий Пузина — епископ Луцкий, Иннокентий Гизель , ректор киево-братского коллегиума, бывшие сослуживцы Коссова по тому же коллегиуму; Исаия Трофимович Козловский — игумен никольский, Игнатий Оксенович Старушич — игумен выдубицкий и Иосиф Кононович Горбацкий — игумен михайловский, многие другие настоятели и наместники монастырей, протоиереи и священники. Во главе светских подписался Адам Кисель — кастелян киевский; за ним следовали три князя Четвертинские, валашский господарь Моисей Могила, родной брат скончавшегося митрополита Петра Могилы, и другие. Будучи избран на митрополитскую кафедру, Сильвестр Коссов не мог быть избран вместе и на другую важную должность, которую занимал его предместник, на должность архимандрита Киево-Печерской лавры, так как должность эта была предоставлена королем Владиславом только лично Петру Могиле до его живота. И братия лавры на основании давнего своего права, пригласив к себе ближайших к Киеву дворян, еще 25 генваря избрали себе настоятелем человека, которого рекомендовал им пред своею кончиною сам Петр Могила, именно старшего (игумена) виленского Свято-Духова братского монастыря Иосифа Тризну , который происходил из знатного старинного рода, с ранних лет был пострижен и воспитывался в Киевской лавре и хорошо знал иноческий закон и богословские науки. Иосиф Тризна уже участвовал в избрании митрополита Сильвестра Коссова и подписался под актом избрания как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского Виленского». Но, не получив в свое управление богатой Киево-Печерской лавры, митрополит Сильвестр удерживал за собою до 1650 г. свою прежнюю епископскую кафедру с ее имениями, почему и писался: «Сильвестр Коссов, милостию Божиею архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». Нет сомнения, что король утвердил нового митрополита своею грамотою и патриарх Цареградский не только дал свое благословение на посвящение его, но и облек его званием своего экзарха: Коссов, подобно Могиле, писался экзархом Константинопольского патриаршего престола .

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Схимонах Стахий, Стефан Данилов Погребницкий, крестьянин Курской губернии, Грайворонского уезда, Голо- вчанской волости и села. Монах Иона, Иван Никифоров Жигирь, казак Полтавской губернии, Золотоношского уезда, местечка Домантова. Схимонах Лот, Лука Евфимов Юрченок, крестьянин Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, Новоробской волости и села. Схимонах Дионисий, Димитрий Герасимов Баюков, крестьянин Калужской губернии, Малоярославского уезда, Мариинской волости, деревни Черченовой. Схимонах Тихон, Тит Козьмич Саков, крестьянин Симбирской губернии, Ардатовского уезда, Козловской волости, села Бутырек. Монах Севериан, Семен Ильин Ульяненка, крестьянин Витебской губернии, Полоцкого уезда, Александровской волости, села Прошкова. Рясофорный Димитрий, Димитрий Андреев Мельник, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Пасицельевской волости и села. Рясофорный Паисий, Паисий Евфимиев Чернышев, крестьянин Курской губернии, Корочанского уезда, Лисковской волости. Монах Исидор, Иван Кондратов Кривый, крестьянин Бессарабской губернии, Хотинского уезда, Секурлянской волости и села. Рясофорный Василий, Василий Евфимов Харабар, Бессарабской губернии, Хотинского уезда, Секрянской волости и местечка. Рясофорный Дисан, Дмитрий Григорьев Нескоблинов, крестьянин Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, Богановской волости. Схимонах Аарон, крестьянин Алексий Спиридонович Ясинский, Подольской губернии. Монах Руф, крестьянин Роман Васильевич Бондарев, Курского губернии, Новооскольского уезда, Слоновской волости и села. Монах Илиодор, крестьянин Иаков Силич Декунов, Курской губернии, Путивльского уезда, Новослободской волости, деревни Бруски. Схимонах Мартин, крестьянин Меркурий Трофимович Шикунов, Владимирской губернии, Ковровского уезда, Ключинской волости, деревни Поддубново. Монах Паисий, мещанин Павел Иванович Брынза, Бессарабской губернии, города Кишинева. Схимонах Мартиниан, казак Михаил Андреевич Белоконь, Полтавской губернии, Кременчугского уезда, Недогарской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

678 Густ. Летопись говорит об Исаии: «и остави престол судом великим Божиим, понеже изнемог лбе старостию» (Лет. Густ. мон., стр. 26. М. 1848 г.). 679 Icrlicza, Lftopisiec, т. I. 56–57. Warzsawa, 1863. С. Голубева: Петр Могила и Исаия Копинский в Пр. Обозр. 1874 г., кв. 2 и 3. – Памятником управления Исаии служат: пункты, поданные священноинокам (А. З. Р., т. IV, и послание к младшей братии луцкого братства (Памятн. Киев. Комм., т. I. 680 Окружное послание напечатано в Чтениях Общ. ист. 1847 г. Памятн. Киев. ком.,т. I. XVII. – «Собор Киевский схизматицкий». Варшава 1641 г.: Киевский собор по рассказу Саковича з Рус. Ист. Библиотеке, т. IV, стр. 22–47. 682 Трофимович в упомянутой речи говорил: «Его милость, о. митрополит, хочет это успокоить и восстановить истинное православие; с этой целью он написал, на основании тщательного изучения св. писания, катехизис, пункты которого представлены на выше, преосвященный собор, рассмотрение». Но при всем том, участие Трофимовича в этом труде, его же и может быть других лиц в прочих трудах и изданиях П. Могилы, не подлежит сомнению уже потому, что хотя Могила был человек больших дарований и ума, скоро усвоявших всякий род знаний, но по своему образованию не был богослов. 683 В «Рассуждении о книге, именуемой Православное исповедание веры», Спб. 1804 г., составленном под руководством м. Евгения, в ту пору префекта Александровской академии, составителем этой книги назван м. Петр Могила . Но в описании Киево-Софийского собора (стр. 176) и в Словаре дух. писат. II, 159, м. Евгений приписывает составление этой книги игумену Николаевского монастыря, ректору Киевской коллегии, Исаии Трофимовичу Козловскому. Нынешний русский перевод ее сделан в 1830 г. покойным протоиереем И. Д. Колоколовым. 685 Автор этого сочинения именует себя Евсевием Пименом: но вероятно оно есть коллективный труд нескольких ученых киевских, а Могиле принадлежит оковчательная редакция его и авторизация к изданию. 686 Подробный разбор Лифоса в статье: Петр Могила , в Чтениях общ. ист. и древн. рос. 1877 г. кн. I стр. 42–59 и в Очерках униатской церкви, Крачковского, в Чтениях общ. ист. и древн. 1871 г. кн. 2, стр. 170–182.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010