1449 Сосунцов Евгений Федорович (ок. 1870конец 1930-х). Окончил ДС, наст. Троицкой ц. в Казани. Член Собора 19171918 гг. по избранию как клирик Казанской епархии. До революции – монархист, затем – один из лидеров казанского обновленчества. Скончался в Крыму, куда уехал в 30-е годы по совету врачей (Обзор I. 384). 1450 Чельцов Михаил Павлович (18707.01.1931). Окончил Рязанскую ДС и КазДА (1894), препод. Калужской ДС, зав. миссионерскими курсами. 1898 – магистр богосл. 18991918 – противораскольнический миссионер в Санкт-Петербурге. 1902 – иерей. 19021918 – пом. ред. ж-ла «Миссионерское обозрение», препод. Закона Божия в ряде гимназий. 19171918 – пред. совета Всероссийского законо-учительского союза. Начиная с 1918, неоднократно арестовывался. 19181926 – проф. Петроградского богословского института, пред. Петроградского епарх. совета. 19191923 – наст. Троицкого собора в Петрограде, возглавлял действующее при соборе братство. 19241930 – прот. ц. архангела Михаила. В 1930 арестован, расстрелян (БД ПСТГУ). 1451 Дурылин Сергей Николаевич (14.09.188614.12.1954). В 1904 ушел из 5-го класса гимназии (см. его очерк: «В школьной тюрьме. (Исповедь ученика)» (1907); участвовал в рев. кружках, символистских лит. объединениях, занимался литературной деятельностью. 19121918 – секретарь Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьева . 1920 – священник ц. Николая в Кленниках, читал лекции по церковному искусству на богосл. курсах. В 1921 наст. Боголюбской часовни у Варварских ворот. В 1922 арестован; в ссылке в Кургане, Челябинске, Томске и Киржаче; находясь в ссылке, отказался от священнического служения. В 1933 г. возвратился в Москву. 1943 – д-р филологических наук, 1945 – проф. Автор многочисленных работ по литературе и театру, мемуаров (Русские писатели II. 198199; Афанасий. 703704). 1452 Никольский Владимир Александрович (годы жизни неизвестны). В 1895 окончил КазДА, канд. богосл., проф. стипендиат. 1896 – препод. Астраханской ДС. 1897 – магистр богосл. 1898 – препод. Харьковской ДС. 1899 – доц. КазДА. 1908 – экстраорд. проф. по кафедре нравственного богословия (ИС 1917. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым) , к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев) , с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ). В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев) , постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские». Храмы В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины , Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем) . 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского. Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г.

http://pravenc.ru/text/171857.html

Первая могилка - справа от центральной дорожки - Колпаковского Герасима Алексеевича (1819-23.04.1896) и его супруги Мелании Фоминичны (ск. 28.12.1894). Они похоронены на самом почетном месте, максимально близко к святому алтарю Троицкого собора, где находились и находятся ныне мощи св. благоверного князя Александро-Невского. Военачальник Г.А. Колпаковский, основатель города Верный (Алма-Ата) являлся кавалером ордена Александра Невского и множества иных орденов и медалей. Герасим Алексеевич, военный губернатор Семиречья, простой казак, не получивший высшего образования, стал устроителем громадной страны, ныне суверенной, но хранящей благодарную память об этом человеке. Он, глубоко верующий православный христианин, те только одерживал блестящие военные победы, но вел политический курс, благодатный и для русских, и для казахов. Г.А. Колпаковский был учредителем и руководителем Православного братства, строителем монастыря на Иссык-Куле, где пребывали мощи св. ап. Матфея, занимался археологией, историей края. Его супруга Мелания на свои средства построила женский монастырь во имя св. Архистратига Михаила. Вот настоящий пример благочестивого, трезвенного воина Христова, служившего Богу и Отечеству. По дорожке направо вдоль кладбищенской стены пройдем к группе могил. Красивая ограда и высокий цоколь хранят прах одного из славнейших пастырей - протоиерей Михаила Ильича Соколова (30.09.1945-05.06.1895), одного из основателей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором образовался целый ряд славных приходских петербургских обществ трезвости. Окончив в 1871 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, М.И. Соколов преподавал Закон Божий, а затем служил в Казанском соборе, стяжав славу лучшего проповедника столицы. Он участвовал в издании духовно-просветительской литературы, сам создавал учебники. Ему принадлежат слова, которые нам, родителям, нельзя забывать: " Главное - воспитать ребенка так, чтобы напечатлелось в его душе всегдашнее памятование о том, что люди - Божии дети, Божии слуги, что Бог отражается в человеке. Нужно научить ценить в себе этот образ " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

24 Пал Палыч Кадило-Крестовский родился в 1863 г. В 1920-х гг. приехал в Орёл. Человеком был образованным, имел поэтический дар. Роста был выше среднего, худощав, тёмно-русые волосы доходили до плеч. Одевался в длинную поддёвку, до самых морозов всегда ходил босой и с непокрытой головой, на груди носил большой крест, вырезанный из фанеры, на котором было написано «Крестом побеждаю». Когда ему говорили, что он сошёл с ума, то блаженный отвечал: «Не с ума сошёл, а на ум нашёл». Любил играть на гармони или на баяне духовные песнопения. Скончался Пал Палыч в Орле в 1930/1931 г. Незадолго до смерти его забрали в тюрьму. Пробыв там три месяца, он тяжёло заболел, был переведен в больницу, где и умер. Похоронен на Крестительском кладбище. 25 Архимандрит Афанасий (Москвитин Александр Иванович ) родился в 1906 г. в Орле. С детства прислуживал в церкви, был старшим иподиаконом архиепископа Серафима (Остроумова). В 1930-х гг. проживал в Москве. Работал бухгалтером в Госбанке. В 1944 г. принял сан и служил священником в селе Спасском Московской области. Проживал в Москве вместе с братьями Василием (иеромонахом Владимиром) и Павлом (1909–1987). Скончался в 1971 г. Архимандрит Афанасий много лет хранил у себя десницу св. мц. Татианы, которая в 1977 г. была передана в Псково-Печерский монастырь. 26 Иеромонах Владимир (Москвитин Василий Иванович) родился в 1895 г. в Орле. В молодости прислуживал архиепископу Серафиму (Остроумову) и епископу Даниилу (Троицкому). С конца 1920-х гг. проживал в Москве, работал в торговле. В Москве же был пострижен в монашество. С 1945 г., став иеромонахом, служил в разных храмах Московской епархии. 27 Митрополит Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867–1944) с 1925 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В июле 1927 г. выпустил Декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», вызвавшую большие разногласия в Церкви. С 1934 г. – митрополит Московский и Коломенский, с декабря 1936 г. – Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 30 августа в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Погребён в Никольском приделе Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор. В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский). В советское время лишь Успенский собор и Митрофановская церковь были действующими. В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались, жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу. http://www.penza-gorod.ru/ Последним по времени постройки храмом города (до революции) является Успенский кладбищенский собор. История его возведения такова: с 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жён Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост, купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы, решено было рядом со сгоревшим храмом, выстроить более вместительный храм. Проект храма разработал губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906), автор проектов многих храмов и зданий в губернии, среди которых Троицкий собор Троицкого женского монастыря, первого корпуса Пензенской Духовной семинарии и общежития, здания корпуса Епархиального женского училища (ныне Пензенский государственный краеведческий музей) и др. Проект Успенского храма, который он реализовал на практике, был разработан ещё в 1895 году, и как говорят " ждал своего часа " . В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство. В 1905 году состоялось освящение всех трёх приделов. Успенский храм имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для подобных построек, выполненных в так называемом русском национальном стиле. В 1922 году городскими властями кладбищенский Успенский храм был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии " синодальных " (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Жил в г. Софии в сер. 1920-х гг., больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Ю Юденич Александр Павлович (6.1.186710.8.1942, Белград, Югославия), церковно-общественный деятель. Из семьи дворян С.-Петербургской губернии. Окончил 2-й кадетский корпус в С.-Петербурге, а затем Константиновское военное училище, младший офицер 9-го Сибирского Гренадерского полка, окончил Николаевскую академию Генерального штаба (1895), перешел на службу в отдельный корпус жандармов (18951917), последняя должность – начальник Волынского губернского жандармского управления, во время Февральской революции арестован, после освобождения находился на фронте в штабе 50-го армейского корпуса, после захвата власти большевиками руководил работой подпольной антибольшевистской организации в Киеве, во время Гражданской войны начальник отдела Гражданского управления при Главнокомандующем Добровольческой армией на Юге России, эмигрировал через Константинополь (1920), переселился в Сербию, член русского Троицкого прихода в Белграде, участник всезарубежного церковного съезда в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), секретарь епископского совета при управляющем русскими православными приходами в К.С.Х.С. (впоследствии Югославии) (19211941), один из ближайших сотрудников митр. Антония (Храповицкого) по организации церковной жизни русских беженцев на территории Югославии. Лит.: Ю.Г. А.П. Юденич. ЦЖ. 1942. 8. Юдин-Бельский Михаил Андреевич, протоирей см. Бельский . Юнак Антоний (1880, Архангельск, губ. – 1968, Филадельфия, Пенсильвания, США), митрофорный протоиерей. Окончил Холмскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1903), священник (17.8.1903), духовник Туровецкого женского монастыря Холмской епархии, настоятель Киевской Троицкой церкви и благочинный Печерского района (19421943), профессор Холмской Духовной семинарии (19431944), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), помощник настоятеля Св.-Сергиевской церкви в Бад-Киссингене (19451946), настоятель той же церкви (19461950), переехал в США (1950), настоятель Св.-Владимировской церкви в Филадельфии (19501968), вышел за штат по старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1914–1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск. В 1918 году принял православие. Вскоре женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской – известной детской писательнице. Семья поселилась в Сергиевом Посаде, где Михаил Владимирович принимал участие в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а также преподавал историю в Сергиево-Посадском педагогическом техникуме. В1925 году митрополитом Петром (Полянским) рукоположен во диаконы; в том же году арестован и сослан в Туркестан. В ссылке в 1927 году рукоположен во священники. Был близок к отцу Сергию Мечёву . После возвращения в Москву с 1928 по 1930 год служил в храме Святителя Николая на Маросейке, где его очень тепло приняли прихожане, а с 1930 по 1931 год – в Никольской церкви у Соломенной Сторожки. Преследуемый властями, вынужден был уехать из Москвы. Поселился в Малоярославце, совершал богослужения в устроенной им домовой церкви. На жизнь (в семье родилось пятеро детей) зарабатывал переводами и литературным трудом. В 1937 году был арестован и 27 сентября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Священномученик Василий Надеждин (1895–1930) Родился в Москве в благочестивой семье служащего Дворцового управления. Предки его ревностно служили на церковных приходах Тамбовщины. В 1910 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1920-м – Московскую духовную академию. 7 июня 1921 года рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во иерея к церкви Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Петровско- Разумовском, приход которой составляла преимущественно научная интеллигенция, сотрудники Петровской (ныне – Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Как пастырь отец Василий имел особое попечение о молодежи, вступавшей в жизнь в богоборческое время. Был дружен со священником Владимиром Амбарцумовым, С. А. Никитиным (будущим епископом Стефаном). 28 октября 1929 года арестован. В Бутырской тюрьме встретился и имел продолжительную беседу с отцом Сергием Мечёвым , с которым был духовно близок. Приговорен к трем годам лагерей. В ноябре 1929 года отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, но из-за прекращения навигации оставлен до весны в Кеми. 19 февраля 1930 года скончался в лагерной больнице от сыпного тифа и последовавшей гангрены. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Протоиерей Сергий Смирнов (1873–1945)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Позже, по-видимому, эти храмы были разобраны по ветхости или перестроены, т.к. в 1798 на их месте был воздвигнут каменный Богоявленский собор, а в 1825 году, рядом с Богоявленским был воздвигнут каменный одноглавый Крестовоздвиженский собор (оба собора сохранились до нынешнего времени). Источник: статья Людмилы Кулаковой http://lubimblago.ru/region/681/ Храмы ансамбля: церковь Троицы Живоначальной, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Тихвинской иконы Божией Матери. По данным Любимского краеведческого музея, церковь Святой Живоначальной Троицы в Любиме была построена в 1739 году и имела 5 приделов. В ее приходе было 97 домов, 284 души мужского пола и 283 - женского. В более поздних документах она значилась как ансамбль Казанской Богоматери, в который входили церкви Казанской Богоматери, Тихвинской Богоматери и Троицы. С приходом Советской власти церковь перестала выполнять свои функции, но здесь время от времени находили крышу различные городские службы. Главный храм, к примеру, был когда-то конторой городского водоканала, и коммунальщики как могли придавали ему вид офиса. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен в 1739 г. на средства прихожан. Каменный, одноглавый, расписан в 1878 году. Престол во имя Казанской иконы Божией Матери. До 1945 года храм действующий. В советский период в церкви находился архив. Храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери (церковь Тихвинская) построен в 1786 (1739?) году. Каменный, первоначально одноглавый, с ярусной колокольней, на которой размещались часовые куранты.Они отбивали каждую четверть часа, изготовил мастер Любимов в 1895 году, часы сняты и сейчас являются экспонатом краеведческого музея. В середине XIX века пристроена двухэтажная галерея. Здесь же была церковная библиотека, которая вмещала более 1000 томов. В 1848 году на колокольне было восемь колоколов. Престолов три: во имя Тихвинской иконы Божией Матери; во имя Пророка Илии; во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Особенно почиталась икона Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=20508

проводила Императорская Археологическая комиссия. С 1899 г. монастырь являлся общежительным. В начале XX в. в состав братии монастыря входили архимандрит, 21 монах и 28 послушников. Монастырь получал от казны 4085 руб., располагал земельными владениями, имел швейную, малярную, сапожную, кузнечную и столярную мастерские. В 1921 г. монастырь закрыли; часть монастырских зданий заняли воинские части, в настоятельском доме разместился Дом призрениядля инвалидов. В храмах монастыря, ставших приходскими, до 1924 г. совершались богослужения. В 1941–1945 гг. в ходе Великой Отечественной войны Свято-Владимирский собор был серьезно поврежден. В 1992 г. в нем возобновились богослужения, как в приходском храме в составе Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Подробнее см.: Православные монастыри. С. 792–794; Катунин Ю.А.С. 104–118.) 258 (Розов – Розов Константин Васильевич (10.02.1874–17(30).05.1923) – архидиакон Успенского собора Московского Кремля. Родился в семье священника Симбирской губернии. Окончил Симбирскую ДС (1895), определен псаломщиком к Всехсвятской церкви г. Симбирска. 13.09.1896 г. рукоположен во диакона, назначен клириком Троицкого кафедрального собора г. Симбирска; в 1897–1898 гг. состоял законоучителем городского приходского училища. С 1898 г. диакон кафедрального собора Христа Спасителя в Москве. В 1902 г. возведен в сан протодиакона, назначен клириком Большого Успенского собора Московского Кремля. С 1904 г. протодиакон собора Зимнего дворца в С.-Петербурге. С 1907 г. вновь протодиакон Большого Успенского собора Московского Кремля. В 1918 г. возведен в сан архидиакона Святейшим патриархом Тихоном. После закрытия Успенского собора служил в храме Христа Спасителя. 19.09.1921 г. в честь 25-летнего юбилея диаконского служения удостоен титула «Великого архидиакона». В 1920-е гг. солист Московской Государственной академической капеллы; церковного служения не оставлял. Подробнее о нем см.: Розова Л.К. Великий архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(1916); Маня, см. Богоявленская Марш Михайловна; Маргарита, см. Новикова (урожд. Толстова) Маргарита Петровна Мария Федоровна (1847–1928), российская императрица, урожденная Мария-София-Фредерика-Дагмара, дочь короля Дании Кристиана IX. Супруга (с 1866) великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), мать императора Николая II, великих княгинь Ксении и Ольги, великих князей Георгия и Михаила. С 1918 в эмиграции; Марков Алексей Владимирович (1877–1917), фольклорист, окончил историко-филологический ф-т М. у. в 1900, с 1911 преподаватель, затем декан историко-филологического ф-та Тифлисских ВЖК. Сын В. С. Маркова, двоюродный племянник М. М. Богословского ; Марков Владимир Сергеевич (1887–?), выпускник Московской духовной семинарии (1908) и МДА (1912), издатель переписки К. П. Победоносцева с Н. И. Субботиным ; Марков Николай Евгеньевич (Марков 2-й) (1866–1945), инженер, архитектор, общественный и политический деятель, депутат III и IV Государственных дум, один из руководителей Союзов Русского народа и Михаила Архангела, член Особого совещания по обороне государства (с 1915). Участник Белого движения, с 1920 в эмиграции, председатель Высшего монархического совета (1921–1931); Маркова (урожд. Богословская) Мария Ипполитовна (1853 – нач. 1920-х), дочь И. М. Богословского -Платонова, жена (с 1870) протоиерея Владимира Семеновича Маркова (?–1916), церковного деятеля, магистра богословия, почетного члена МДА, настоятеля Троицкой церкви на Арбате, затем Большого Успенского Собора в Кремле и Храма Христа Спасителя, двоюродная сестра М. М. Богословского ; Марковы, родственники Богословских, семья двоюродной сестры М. М. Богословского Марии Ипполитовны (урожденной Богословской) и протоиерея Владимира Семеновича Маркова; Маркс Карл Генрих (1818–1883), немецкий экономист и философ, основоположник научного социализма; Мартов Л. (наст. фамилия и имя Цедербаум Юлий Осипович) (1873–1923), политический и общественный деятель, публицист, историк, действ. член Социалистической академии общественных наук (1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010