Особая ревность и стремление научить и духовно просветить проявилась у о. Николая в послереволюционное время, когда мрак безбожия и нравственное опустошение расползались по стране. Хронологически видна активность о. Николая, как проповедника-просветителя. Записи его проповедей хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии 437 . 7 ноября 1916 года. Речь перед панихидой у гроба Преосвященного Никанора (Надежина) епископа Олонецкого и Петрозаводского. С. 78. 19 мая 1918 года. Слово перед молебном по окончании 1917–1918 учебного года в Олонецкой Духовной Семинарии. С. 55. 16/3 апреля 1920 года. Речь при открытии Петроградского Богословского института (в Петрограде). С. 57. 13 апреля 1920 года. Речь, сказанная в ответ на приветствия Богословскому Институту от разных учреждений и лиц. С. 60. 19 мая 1920 года. Слово по случаю 100-летней годовщины со дня рождения (05. 05. 1820) историка Сергея Михайловича Соловьева . (Сказано в храме Троицкого подворья при Петроградском Богословском Институте). С. 79. 26/13 июля 1920 года. Слово перед отпеванием профессора-академика Б.А. Тураева . С. 83. 20/7 августа 1920 года. Слово перед отпеванием академика Алексея Александровича Шахматова в Петрограде. С. 85. 19/6 марта 1921 года. Беседа 10-я в Казанском соборе. Христианство , его исторический ход и победа над древним миром. С. 363–369. Р-1363. 25/12 апреля 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 17/30 июня 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Богочеловек Иисус, как совершитель нашего спасения. С. 123–134. Р-1363. 28 августа 1921 года. 17-я беседа в Казанском соборе: О Церкви. Церковь в мире. Отношение к ней и ее значение для мира. С. 149–156. Р-1364. 31 октября/13 ноября 1921 года. Слово в Казанском соборе перед панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября. С. 87. 17 февраля 1924 года. Беседа 18-я в Морском соборе: О Царстве Божием. С. 35–42. Р-1364.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Двум молодым юношам, сыновьям князя Т. и С.Н.Б., предсказывала, что они даже увидят златоглавый Кремль. И они бесстрашно лезли на врагов. Но князь Т. был убит в первом же сражении за Перекоп. Искали мы среди трупов и сына С.Н.Б., но не нашли. Оказалось, что он был взят в плен и после возвратился к родителям в Кореиз, недалеко от Ялты» 857 . Федор оказался в Харькове, где долго и тяжело болел тифом. 26 ноября 1920 г., сразу после занятия Крыма большевиками, семья получила от Федора письмо : радости не было предела 858 . После госпиталя Федор попал в санаторий, а потом был отпущен домой на поправку (сведения сообщены автору Н.М. Нестеровой). 27 февраля 1921 г. Федор вернулся домой. Семья пережила холодную, голодную и темную зиму 1920–1921 гг. в Олеизе. Булгаков служил в Кореизском и Гасприйском храмах. Летом 1921 г. ему «зима представлялась темной и страшной дырой». Сгущалась атмосфера в Олеизе вокруг дома «бывших». Положение казалось безнадежным. 6 августа 1921 г. Булгаков записал в дневнике: «И вдруг – получил предложение занять место в Ялтинском соборе, чем сразу разрешаются многие трудности: я остаюсь здесь, вблизи своих, получаю храм, амвон и даже кафедру, известный заработок и даже известные возможности доставать книги. Вообще, туча разорвалась, и оттуда льются солнечные лучи благости Божией. Господи, благослови меня и укрепи! Я верю, что Господь ведет меня, и Он укажет время, когда нужно вернуться в Москву, но пока время это, верно, еше не пришло! Становлюсь здесь под стяг св. Александра Невского» 859 . 6 сентября 1921 г. – начало священства в Ялте. 13 сентября запись: «Вот я и в Ялте, служу в Новом соборе, живу около храма, под звон, как благодатное дитя Божие» 860 . Ялтинский Новый Собор во имя св. благоверного кн. Александра Невского был начат строительством Александром III в память трагической кончины Александра II, он освящен в 1902 г. в присутствии Николая II. Соборным протоиереем во время служения в Соборе Булгакова был о.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

В постановлении ЦК пересматривались положения об антирелиг. пропаганде, чтобы «не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику в данном вопросе со всей нашей экономической политикой, сущность которой заключается в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, до сих пор проникнутыми религиозными предрассудками». Постановление призывало вести «серьезную научную, культурно-просветительную работу, подводящую естественнонаучный фундамент под историческое освещение вопроса о религии... чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская и рабочая масса искала в религии». В мае 1921 г. при отделе пропаганды и агитации ЦК РКП(б) (Агитпроп) была образована Комиссия по антирелигиозной пропаганде. При некотором действительном смягчении антирелиг. пропаганды (напр., фактически прекратилась кампания по вскрытию мощей, хотя уже изъятые мощи активно использовались в атеистических выставках) общий репрессивный курс по отношению к правосл. Церкви не претерпел в 1921 г. принципиальных изменений. По-прежнему, хотя и менее активно, шло закрытие мон-рей. За год было ликвидировано 49 обителей, т. о. к нач. 1922 г. страна потеряла почти 2/3 имевшихся ранее монастырей. Только в сент. 1921 г. был официально освобожден из-под домашнего ареста патриарх Тихон. Продолжались аресты и суды над представителями духовенства; на окраинных территориях, как и ранее, происходили расправы над священниками, обвинявшимися в «контрреволюции». В февр. 1921 г. в Петропавловске (ныне в Казахстане) в ходе подавления крестьянского восстания карательным отрядом был убит Петропавловский еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров) . Личные взгляды Л. на религию в это время оставались неизменными. Показательно его выступление на X Всероссийской конференции РКП(б) 27 мая 1921 г. Объясняя необходимость перестройки хозяйственной работы при нэп, Л.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

25 мая 1920 г. он был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка Иларион был назначен наместником московского Сретенского монастыря. В 1921 – начале 1922 г. епископ Иларион становится ближайшим помощником Патриарха Тихона по управлению Московской епархией, особенно после ареста и ссылки летом 1921 г. епископа Подольского Петра (Полянского) . Административный опыт, накопленный в Академии, позволил ему блестяще справляться с множеством обременительных дел. До своего ареста в марте 1922 г. епископ Иларион продолжал читать лекции студентам МДА. В отчёте о состоянии МДА в 1919/1920 и 1920/1921 учебных годах сообщалось, что с 21 —341— апреля 1920 г. проректор МДА экстраординарный профессор архимандрит Иларион вследствие назначения епископом Верейским был освобождён от проректорской должности 1063 . Учебный год 1921/1922 начался 2 (15) августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. 9 июня 1921 г. епископ Илариои писал проф. Н.Н. Глубоковскому : «Академия сейчас в роспусках. Занятия ведутся, но едва-едва, ведь студенты физически не могут заниматься. Да и профессора тоже... Профессором состою и я, но плохим. Правда, я имею то преимущество, что доселе живу, не заботясь о насущном пропитании нисколько. Но я одержим людьми и делами. Служения почти ежедневные, разъезды по Москве и губернии, а дома – люди, люди, люди. Я всегда имею пред собой тысячные аудитории, но больше в храмах, где читаем и лекции, но применительно к публике» 1064 . Существование МДА серьёзно обеспокоило власти в связи с насаждением обновленческого раскола. 6 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как Тихоновские в Москве, так и евангельские в Питере» 1065 . После этого лишь отдельные профессора на частных квартирах нелегально продолжали заниматься с некоторыми студентами. 2. APXIEPEЙCKOE СЛУЖЕНИЕ И БОРЬБА С ОБНОВЛЕНЧЕСКИМ РАСКОЛОМ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1920.7–20.4 Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой Лавры и о национализации ее имущества. Предоставление автономии Православным Церквям в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше. Патриарх Тихон упраздняет автономию Украинской Церкви и устанавливает для нее статус Экзархата. Экзархом назначается архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), впоследствии митрополит Киевский . 1921.1–14.8 Открытие Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим под председательством Патриарха Тихона (распущен ВЦИК 14/27 августа). 1921.1–14; 17–30.10 Собор Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) в Киеве,. состоявший только из белого духовенства и мирян. В Софийском соборе женатый прот. Василий Липковский посвящен в архиереи возложением рук священников, образовавших живую цепь (первый из них возлагал руки на Липковского, а последний прикасался к св. мощам митр. Макария). К середине 20х гг. в руках “самосвятов” (УАПЦ) оказалось 1/5 всех православных приходов на Украине. 1921.26.3–8.4 Указ Патриарха Тихона и Свящ. Синода о подчинении всех русских церквей в Западной Европе архиеп. Евлогию (Георгиевскому). 1921.4.11 Послание Патриарха Тихона против обновленчества. 1921.8–21.11; 19.11–2.12 Русский Заграничный Церковный Собор в Сремских Карловцах. Послание к “Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим”. Избрание Высшего Церковного Управления за границей во главе с митр. Антонием (Храповицким). 1922. май Начало обновленческого раскола во главе с еп. Антонином (Грановским), председателем новообразованного Высшего Церковного Управления, прот. В. Красницким (“Живая Церковь”), прот. А.И. Введенским; допущение женатого епископата и второбрачия духовенства. 1922.осень Различные фракции обновленцев объединяются в борьбе с православной Тихоновской Церковью и создают “коалиционное” новое Высшее Церковное Управление (протопресвитер В. Красницкий, священник А. Введенский, епископ Антонин (Грановский), Нижегородский архиепископ Евдоким, Владимирский митрополит Сергий).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

История Церковного Помгола также начиналась с обращения М. Горького – на этот раз к Святейшему Патриарху Тихону, о чем сохранились воспоминания помощницы Горького Е. И. Киракозовой: «В Москве был создан “Комитет помощи голодающим”. Владимир Ильич обратился к Алексею Максимовичу с просьбой написать статью с призывом откликнуться на это бедствие. Предполагалось привлечь к этому самые разнообразные кружки населения, также и церковь . Первое собрание состоялось в Кремле, и на него был приглашен Патриарх Тихон. Последнее было сделано для того, чтобы шире пропагандировать идею помощи голодающим и шире развернуть сбор пожертвований. Владимир Ильич поручил Алексею Максимовичу написать Тихону пригласительное письмо, и он с юмором потом рассказывал, в каком он был затруднении: какое обращение ему употребить в письме к Тихону. “Написать товарищ – не подходит, написать ваше святейшество – тоже не подходит, да и не хочется”. Во всяком случае, присутствие Тихона на заседании он считал уместным и сказал о нем, что “он мужик умный!”. Председателем Московского комитета был Кишкин, с которым Алексей Максимович договорился и об организации комитета в Ленинграде» 6 . В архиве Горького мы обнаружили еще два упоминания о контактах с Патриархом Тихоном: Святитель упомянут в перечне лиц, посетивших квартиру Горького на Кронверкском в Петербурге в 1917–1921 гг. 7 . Здесь находится благодарственная записка от 8 сентября 1921 года на визитной карточке Патриарха следующего содержания: «Ал Мак , очень Вас благодарю за любезный Ваш подарок – книгу, касающуюся истории духовенства России» 8 . О сотрудничестве с Патриархом Горький упомянул в письме к В. Г. Короленко от 13 июля 1921 года. «Это очень умный и честно мыслящий человек…», – писал он о Святителе 9 . В период организации Помгола Патриарх Тихон находился под домашним арестом, который формально был снят после 6 сентября 1921 года, но это не изменило его положения по существу 10 : Как и до ареста, его почта перлюстрировалась и он был лишен права встречаться с посетителями без специального разрешения охранявших его чекистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из текста допроса видно, как следователь давит на Бориса Димитриевича, принуждая его оговорить себя, своих родственников (тестя, шурина), своих прихожан-станичников. Однако он остается непреклонен, чем сохраняет жизнь своему тестю – Андрею Егоровичу Великову, о котором допытывался следователь. А.Е. Великова вскоре освободили, и он вернулся домой к детям, двое из которых были несовершеннолетними (13-летняя Мария и 11-летний Иоанн). На заседании чрезвычайной тройки от 25 октября 1921 г. под председательством полномочного представителя ВЧК Юго-Востока России Г.А. Трушина и членстве председателя ДонЧК А.А. Емельянова, начальника административно-организационного отдела ВЧК Юго-Востока России Андреева и представителя ЦК РКП(б) на Юго-Востоке России – цареубийцы А.Г. Белобородова, был вынесен смертный приговор Борису Димитриевичу Максимову, его шурину Власу Андреевичу Великову и еще 56-ти жителям Дона (Протокол 8 от 25.10.1921 г.). В деле есть Акт о расстреле, где сказано, что 25 ( исправлено карандашом с 21 на 25 ) октября 1921 г. в 3 часа ночи, согласно постановлению чрезвычайной тройки ВЧК Юго-Востока России, Б.Д. Максимов, его шурин В.А. Великов и еще 56 граждан были расстреляны. Приговор приведен в исполнение в присутствии тройки: Трушин, Андреев, Емельянов – председатель Дончека; Андреев – начальник админорготдела и представитель ЦК РКП(б) на Юго-Востоке России – Белобородов. Кроме того, в деле содержится список расстрелянных, в котором есть имя Бориса Димитриевича Максимова. Место захоронения тел в деле не указано . Среди казненных по приговору тройки было семь женщин и один священник госпитального храма святого Архангела Михаила (церковь Красного Креста) в Ростове-на-Дону – отец Киприан Матвеевич Дума (1872–1921), беженец из Галиции. Вся их вина заключалась в недоносительстве на раненных белых офицеров, которые, находясь в госпитале, не смогли покинуть город до занятия его Красной армией и вынуждены были скрываться от ареста. Примером деятельности о. Киприана и его добровольных помощниц из госпиталя, сестер милосердия (Александра Михайловна Котомина и другие), является благотворительный сбор продуктов для скрывающихся офицеров и их семей на Пасху 1921 г.

http://pravoslavie.ru/158426.html

В нояб. 1920 - февр. 1921 г. А. находился в К-поле. Первоначально А. считал, что деятельность рус. ВВЦУ за границей следует прекратить, а духовное окормление беженцев должны взять на себя Поместные Церкви. Однако, узнав о намерении ген. Врангеля сохранить армию для возобновления борьбы с большевиками, А. пришел к убеждению о необходимости сохранить российскую зарубежную церковную орг-цию. Первое заседание ВВЦУ за границей под председательством А. состоялось 19 нояб. 1920 г. в стамбульском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович». ВВЦУ поручило А. и еп. Вениамину (Федченкову) выяснить канонический статус рус. эмиграции у Местоблюстителя К-польского Патриаршего престола митр. Прусийского Дорофея . 2 дек. 1920 г. грамотой Вселенской Патриархии рус. архиереи-беженцы получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную комиссию (эпитропию) под высшим управлением Вселенской Патриархии» (К делу о Всезаграничном высшем церковном управлении); комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). В февр. 1921 г. ВВЦУЗ под председательством А., воспользовавшись приглашением Сербского Патриарха Димитрия , переехало в Сербию, 31 авг. 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять ВВЦУЗ под свою защиту с сохранением ее самостоятельной юрисдикции над рус. беженцами. В апр. 1921 г. А. выезжал в Германию, где принял участие в съезде рус. монархистов в Бад-Райхенхалле (Бавария), на к-ром он был избран почетным председателем Высшего монархического совета. 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци с согласия Сербского Патриарха Димитрия состоялось «Общее собрание представителей Русской заграничной Церкви», позже переименованное в Русский всезаграничный церковный Собор, председателем к-рого был избран А., он же являлся и председателем отдела Высшего и окружного церковного управления. Открылось собрание докладом А. «О положении Церкви в России и за границей». Собор высказался за восстановление в России монархии и царствующего Дома Романовых, а также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков в России и помочь Белому движению продолжать с ними вооруженную борьбу. Часть членов Собора (34 из 95) возражала против этого решения ввиду его политического характера, однако А. считал, что вопрос о форме гос. управления является не политическим, а церковным.

http://pravenc.ru/text/116026.html

В годы гражданской войны духовенство К. к. пыталось отстраниться от противоборствующих лагерей: «Церковь должна соблюдать нейтралитет в борьбе казаков и иногородних, ни в коем случае не поддерживать ни одну из сторон, а стремиться прекратить их взаимную вражду» (Кубанский церк. вестн. 1919. 8. С. 116-117). Новая власть рассматривала Православие как идеологию казачества и попыталась расколоть Церковь путем поддержки обновленческого движения, к-рое, однако, на Кубани первоначально не имело поддержки. Первый виток репрессий против духовенства К. к., обвиняемого в сотрудничестве с Белым движением, пришелся на весну-лето 1918 г. Впервые православные храмы стали подвергаться разграблениям и разрушениям, было убито, по предварительным данным, 43 священника. Среди них - свящ. Иоанн Пригоровский (ст-ца Незамаевская), свящ. Александр Подольский (ст-ца Владимирская), свящ. Григорий Никольский (Марие-Магдалинский жен. мон-рь под ст-цей Роговской), свящ. П. В. Иванов, свящ. Троицкой ц. ст-цы Вознесенской Алексий Павлов и др. Точная статистика жертв репрессий отсутствует. В результате гонений и уничтожения церквей мн. священнослужители бежали в горы, где основали скиты. В 20-х гг. XX в. главными предлогами для расправ с духовенством были борьба с контрреволюционными бандами, а также обвинения священнослужителей в отказе помогать голодающим Поволжья. Для устрашения непокорных проводились публичные судебные процессы. Первым процессом на Кубани стал суд над свящ. Загоруйко, состоявшийся 15 мая 1921 г. В течение года были расстреляны свящ. Андрей Ковалёв (1871-1921), свящ. Григорий Конокотин (1869-1921), прот. Михаил Лекторский (1872-1921), свящ. Григорий Троицкий, свящ. Иоанн Яковлев, причисленные в 2003 г. постановлением Свящ. Синода к лику святых, и др. В 1921 г. на Кубани появились первые антирелиг. об-ва (ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 138. Л. 62). С того же года стали запрещать регистрацию приезжих из центральных губерний России священно- и церковнослужителей. Положение Церкви было значительно ослаблено обновленческим расколом. Не признававшие обновленчества подвергались репрессиям. На Кубани был создан центр противодействия обновленцам, в который вошли Ейский викарий еп. Евсевий (Рождественский), священник церкви ст-цы Ильской А. Маков, священник Димитриевской ц. И. Максимов, священники кафедрального Екатеринодарского собора П. Руткевич и А. Пурлевский и др. Однако попытки противостоять новой власти были безрезультатны. ВЧК приняла постановление передать все храмы обновленцам. В 1923 г. в Краснодаре состоялся 1-й крупный показательный процесс над тихоновцами. Еп. Ейский Евсевий был приговорен к 7 годам тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Вполне возможно, что «комиссия Рыкова» была призвана контактировать с инициативной группой дореволюционных общественных и политических деятелей (С.Н. Прокопович, Е.Д. Кускова, Н.М. Кишкин и др.), которые с конца июня 1921 г. будировали перед властью вопрос о создании общественного Всероссийского комитета помощи голодающим. Тем более, что зампред СНК и член Президиума ВЦИК Рыков был включен 29 июня 1921 г. Политбюро в комиссию по обсуждению деталей создания Всероссийского комитета и непосредственно в сам Комитет в качестве представителя высших властных органов – заместителем председателя. Главой общественного Всероссийского комитета помощи голодающим, официально организованного постановлением Президиума ВЦИК от 21 июля 1921 г., был назначен Л.Б. Каменев, почетным председателем приглашен писатель В.Г. Короленко 65 . Именно с деятельностью этого Комитета связаны попытка патриарха Тихона создать Церковный комитет помощи голодающим и появление хорошо известного августовского воззвания главы Русской церкви «К народам мира и к православному человеку». Незадолго до своего роспуска, 17 августа 1921 г. на шестом заседании Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим рассмотрел седьмым пунктом письмо патриарха о создании Церковного комитета от 5 августа 1921 г. и признал необходимым, чтобы все действия церковных органов помощи голодающим согласовывались с Всероссийским комитетом и его местными организациями. 22 августа 1921 г. на страницах своего бюллетеня «Помощь» (ответственный редактор М.А. Осоргин) Всероссийский комитет обнародовал принятое решение о Церковном комитете, опубликовав письмо патриарха от 5 августа 1921 г. и воззвание «К народам мира и к православному человеку» («о помощи голодающим») 66 . Все попытки патриарха Тихона добиться от ВЦИК разрешения на деятельность Церковного комитета помощи голодающим оказались безуспешными. Предстоятель Русской церкви не получил ответа от высшего государственного органа ни на письмо от 17 августа 1921 г., направленное во ВЦИК вместе с выпиской седьмого пункта «Письмо патриарха Тихона» из протокола 6 заседания Президиума Всероссийского комитета от 17 августа 1921 г., ни тем более на письмо от 31 августа 1921 г., в котором патриарх уже после ликвидации 27 августа 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010