Астанайская Основана 04.05.1871 (по др. 02.03.1870 – неверно, это дата синодального определения, а не утверждения Императором). Выделена из Оренбургской епархии. Местопребывание – в г. Верный (с 1921 г. – Алма-Ата). Православный центр в Средней Азии учреждается в Ташкенте, а Верненская (Алма-Атинская) кафедра обращается в викарную Ташкентской и Туркестанской епархии, под именованием Семиреченской и Верненской. Позднее вновь самостоятельная. Именовалась: c 12.11.1871 – Туркестанская и Ташкентская; с 1916 г. – Семиреченская и Верненская; Верненская; с 1921 г. – Алма-Атинская; Апма-Атинская и Казахстанская; с 09(22)11.1990 – Апма-Атинская и Семипалатинская; с 18(31)03.1999 – Астанайская и Апма-Атинская (Определение Св. Синода от 18(31)03.1999: «Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского ... и передать в управление Преосвященному архиепископу Алмаатинскому и Семипалатинскому..., которому определяется титул «Астанайский и Алмаатинский»), Определением Св. Синода от 24.04(07.05)2003 образован Митрополичий округ с включением трех епархий – Астанайской и Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской. Викарные кафедры: Фрунзенская, Петропавловская, Актюбинская. 12.11.1871 26.11.1877 31.12.1877 06.08.1883 Александр Кульчицкий 06.08.1883 21.11.1892 Неофит Неводчиков 21.11.1892 18.02.1895 Григорий Полетаев 18.02.1895 19.06.1897 28.06.1897 09.11.1897 09.11.1897 18.12.1902 Аркадий Карпинский 18.12.1902 20.01.1906 20.01.1906 25.06.1912 Димитрий кн. Абашидзе 25.06.1912 16.12.1916 Иннокентий Пустынский 21.01.1917 03.07.1917 08(21)09.1918 28.05(10.06)1919 Софроний Арефьев ранее 01(14)09.1921 04.1922 24.01(06.02)1927 10.1926 04(17)10.1929 08(21)08.1929 21.03(03.04)1930 27.11(10.12)1932 21.08(03.09)1933 04(17)07.1936 04(17)07.1936 06(19)08.1937 23.05(05.06)1945 12(25)10.1955 11.1955 18(31)05.1956 18(31)05.1956 01(14)03.1957 01(14)03.1957 08(21)02.1958 07(20)02.1958 15(28)08.1958 26.11(09.12)1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курц Вильгельм Адольфович (1892–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Вене в семье горнорабочего. Член РКП(б) с 1919 г. В 1922–1924 гг. председатель Исполнительного комитета Областного Совета и председатель Совета народного хозяйства Трудовой коммуны немцев Поволжья. В 1924–1929 гг. председатель СНК АССР немцев Поволжья. В 1930–1931 гг. заместитель наркома просвещения РСФСР. В 1931– 1938 гг. председатель правления Всесоюзного акционерного общества «Интурист», член коллегии Комиссариата внешней торговли. В 1937 г. арестован по делу «о подпольной националистической фашистской организации» в АССР немцев Поволжья. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Лебедев-Полянский Павел Иванович (наст. фам. Лебедев, псевд. Валериан Полянский (1881/82–1948)) – советский партийный деятель, литературовед, критик. Родился во Владимирской губ. Участник революционного движения. Член РСДРП с 1902 г. В 1908–1917 гг. находился в эмиграции. В 1918–1920 гг. председатель Всероссийского совета Пролеткульта. В 1921–1930 гг. возглавлял Главлит. Один из создателей советской цензуры. Главный редактор Литературной энциклопедии. член главной редакции «Большой советской энциклопедии». Возглавлял Институт литературы АН СССР, академик АН СССР (1946). Умер в Москве. Лебсак Генрих Иванович ( L ö bsack) (1870–1938) – деятель церкви адвентистов седьмого дня. Родился в Саратовской губ. в семье лютеран. В 1890 г. принял крещение в адвентистской общине. В 1894 г. стал первым местным проповедником церкви АСД в России. В последующие годы работал на Кавказе, Поволжье, в Западной Сибири. После Октябрьской революции главный лидер российских адвентистов. С 1921 г. возглавлял Всероссийский унион (союз союзов) христиан адвентистов седьмого дня. В 1934 г. арестован, приговорен к пожизненному заключению. Погиб в 1938 г., точные обстоятельства смерти неизвестны. Левинданто Николай Александрович (1896–1966) – деятель баптистско-евангелистской церкви. Родился в Саратове. С 1921 г. секретарь Союза баптистов в Москве. неоднократно избирался членом коллегии и совета Союза. С 1931 г. старший пресвитер по Куйбышевской Ульяновской областям и Башкирской АССР. С 1945 г. старший пресвитер по Прибалтийским республикам. Один из инициаторов объединения евангельских христиан и баптистов в один союз. В течение нескольких лет был заместителем председателя ВСЕХБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Части I и II. (От древнейших времен до второй половины 19-го столетия)»; делает подчеркивания и отчеркивания на стр. 200: «Летом 1870 г. дело дошло до войны между Францией и Пруссией – войны, начатой под разными предлогами, но ведшейся в сущности из-за того самого Саарского угольного бассейна, о котором все теперь знают благодаря Версальскому миру»; пишет на обложке: «с. 200»… Декабрь, 5. Ленин пишет письмо М.Н. Покровскому, в котором поздравляет его с выходом книги «Русская история в самом сжатом очерке»; пишет, что книга ему «чрезвычайно понравилась... Оригинальное строение и изложение. Читается с громадным интересом»; высказывает мнение, что ее надо перевести на европейские языки; подчеркивает, что книга должна стать учебником, для этого предлагает дополнить ее хронологическим указателем, составленным по определенной схеме: «1) столбец хронологии; 2) столбец оценки буржуазной (кратко); 3) столбец оценки Вашей, марксистской, с указанием страниц Вашей книги»; отмечает, что такое дополнение необходимо, чтобы «не было верхоглядства», чтобы учащиеся «знали факты, чтобы учились сравнивать старую науку и новую» (Владимир Ильич Ленин: Биографическая хроника: 1870-1924. Т. 9: Июнь 1920 – январь 1921/Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1978). Чуть позднее, 9 февраля 1921 г. в газете «Правда», 28 была помещена статья В.И. Ленина «О работе Наркомпроса», в которой он вновь выразил свое исключительное отношение к Покровскому и его функциям: « В комиссариате просвещения есть два – и только два – товарища с заданиями исключительного свойства. Это – нарком, т. Луначарский, осуществляющий общее руководство, и заместитель, т. Покровский, осуществляющий руководство, во-первых, как заместитель наркома, во-вторых, как обязательный советник (и руководитель) по вопросам научным, по вопросам марксизма вообще. Вся партия, хорошо знающая и т. Луначарского и т. Покровского, не сомневается, конечно, в том, что они оба являются, в указанных отношениях, своего рода „спецами“ в Наркомпросе» ( Ленин В.И.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/20/k_...

135 Спасите ее, спасите! (франц.). 136 Вы же красивая женщина! (франц.). 137 верзилы (франц.). 138 «Поскребите русского и вы увидите татарина» (франц.). 139 Достоевский Ф. М. Письма. М.; Л. 1930. Т. 2. С. 429. 140 Шестидесятые годы. М.; Л. 1940. С. 260. 141 Там же. С. 261. 142 Там же. С. 263. 143 Там же. С. 263. 144 Там же. С. 263. 145 Творчество Достоевского. 1821–1881 — 1921. Одесса, 1921. С. 31. Ср.: Достоевский в воспоминаниях современников. M., I964. Т. 1. С. 362–366, 371, 379, 435. 146 Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 435. 147 Там же. С. 365–367. 148 См. о связи „Провинциалки“ и „Вечного мужа“ и о проблеме „хищного“ и „смирного“ типа в этом рассказе в соотношении с идеями А. А. Григорьева и H. H. Страхова в статьях: Серман И. З. 1) „Провинциалка“ Тургенева и „Вечный муж“ Достоевского//Тургеневский сборник. М.; Л., 1966. Вып. 2. С. 109–111; 2) Достоевский и Ап. Григорьев.//Достоевский и его время. Л., 1971. С. 140–142. 149 Заря. 1869. Отд. 4. С. 207–252. 150 Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. М., 1965. Т. 3. С. 85–87. 151 Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. М., 1965. Т. 3. С. 85–87. 152 Шестидесятые годы. С. 265. 153 Там. же. С. 266, 267. 154 Достоевский Ф. М. Письма. М.; Л., 1934. Т. 3. С. 474. 155 Голос. 1870. 20 марта. 156 С.-Петербургские ведомости. 1870. 31 янв. 157 Заря. 1871. Отд. 2. С. 1–2. 158 Подробнее об этом см.: Семенов Е. И. У истоков романа „Подросток“//Рус. лит. 1973. С. 107–116. 159 Подробнее о характере полемики Достоевского с автором книги „Русское общество в настоящем и будущем…“ см.: Семенов Е. И. Роман Достоевского „Подросток“: Проблематика и жанр. Л., 1979. С. 19–35. 160 Подробнее об этом см.: Комарович В. Л. Генезис романа „Подросток“//Литературная мысль: Альманах. Л., 1925. Кн. 3. С. 366–386; Долинин А. С. Последние романы Достоевского. М.; Л., 1963. С. 35–37; Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981. С. 197–199 и др. 161 Гражданин. 1873. 3 сент. 162 Неделя. 1874. 17 февр. 163 Толстой Л. Н. Полн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

11 . Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. 12 .  Августин (Никитин) , архим. История мусульманства в Поволжье//История и человек в богословии и церковной науке. – Казань, 1996. – С. 137–157. 13 . Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. – Л.: Ин-т народов Севера им. П. Г. Смидовича, 1936. 14 . Благовещенский А. История Казанской Духовной Семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX ст. – Казань: Редакция «Православного собеседника», 1881. 15 . Журавский А. В. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога. – М.: Наука, 1990. 16. Журавский А. В. Казанская Духовная Академия на переломе эпох (1884–1921 гг.): Автореф. канд. дис. – Казань, 1999. 17 . Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.). – Казань, 1891. – Вып. 1. – 380 с. 18 . Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870 гг.). – Казань, 1892. – Вып. 2. – 592 с. 19 . Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870 гг.). – Казань, 1892. – Вып. 3. – 466 с. 20 . Знаменский П. В. На память о Н. И. Ильминском : К 20-летию Братства свт. Гурия. – Казань: Братство свт. Гурия, 1892. 21 . Знаменский. П.В. Казанские татары. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. 22 . Ильминский Н. И. Беседы о народной школе//Очерк просветительской деятельности Ильминского – СПб., 1904. – Прил.; Отд. отт.: Казань, 1911. – Вып 23 . Ильминский Н. И. переписки об удостоении инородцев священнослужительских доджей. – Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1885. 24 . Ильминский Н. И. Обучение церковнославянской грамоте в церковноприходских школах и начальных училищах. Кн 1: Для учителей. – СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1891. 25 . Ильминский Н. И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. – Казань: Издание попечителей покойного, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дополнительная литература 11.  Каримуллин А. Г.  Татары: этнос и этноним. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. 12.  Августин (Никитин), архим.  История мусульманства в Поволжье//История и человек в богословии и церковной науке. — Казань, 1996. — С. 137—157. 13.  Базанов А. Г.  Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. — Л.: Ин-т народов Севера им. П. Г. Смидовича, 1936. 14.  Благовещенский А.  История Казанской Духовной Семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX ст. — Казань: Редакция «Православного собеседника», 1881. 15.  Журавский А. В.  Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога. — М.: Наука, 1990. 16. Журавский А. В.  Казанская Духовная Академия на переломе эпох (1884—1921 гг.): Автореф. канд. дис. — Казань, 1999. 17.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1891. — Вып. 1. — 380 с. 18.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 2. — 592 с. 19.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 3. — 466 с. 20.  Знаменский П. В.  На память о Н. И. Ильминском: К 20-летию Братства свт. Гурия. — Казань: Братство свт. Гурия, 1892. 21.  Знаменский. П.В.  Казанские татары. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. 22.  Ильминский Н. И.  Беседы о народной школе//Очерк просветительской деятельности Ильминского — СПб., 1904. — Прил.; Отд. отт.: Казань, 1911. — Вып 23.  Ильминский Н. И.  переписки об удостоении инородцев священнослужительских доджей. — Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1885. 24.  Ильминский Н. И.  Обучение церковнославянской грамоте в церковноприходских школах и начальных училищах. Кн 1: Для учителей. — СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1891. 25.  Ильминский Н. И.  Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. — Казань: Издание попечителей покойного, 1892.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Особенного внимания заслуживают те призывы вернуться к Церкви, которые раздавались из среды русских литераторов, имевших столь большое влияние на русскую интеллигенцию. Об этом писал Н. В. Гоголь (1809–1852) в своей «Переписке с друзьями». Он же составил ценное объяснение Православной Евхаристии в книге «Размышление о Божественной Литургии». Ф. М. Достоевский (1821–1881), этот мировой гений, проникший в самые сокровенные тайники человеческой души, дал дерзновенное описание борьбы человека с Богом и показал разрушительную силу атеизма, который ведет своих последователей к отвержению ценности и свободы человеческой личности. Он же нарисовал образ русского старца в «Братьях Карамазовых» и раскрыл возрождающую силу, данную Церкви с ее соборным братством в любви и в свободе. Верующими людьми были поэты, граф Алексей Толстой (1817–1875) и Федор Тютчев (1803–1873). Замечательный писатель Н. Лесков (1831–1895) в ряде своих произведений описывал православных подвижников. Граф Л. Н. Толстой (1828–1910) вплотную подошел в своих романах и философских сочинениях к вопросу о христианстве и смысле жизни. Но все эти представители русской литературы не могли преодолеть нежелания русского образованного общества войти в ограду Церкви. Перелом начал совершаться лишь в XX веке, накануне крушения империи. В. С. Соловьев (1853–1900) Первая брешь в неприятии христианства была пробита В. С. Соловьевым , глубоким мыслителем, талантливым поэтом и блестящим публицистом конца XIX века. Его книги раскрыли на языке современной философии необходимость Боговоплощения. Он сумел отразить доводы тех, кто на исторических и философских основах пытались опровергнуть истину христианства. Его вдохновенные лекции привлекали толпы слушателей. Религия и мистика стали темами, которыми начало увлекаться новое поколение поэтов, писателей, художников, мыслителей и музыкантов. А. Белый (1880–1935); А. Блок (1880–1921); В. Брюсов (1873–1924); Вячеслав Иванов (1886–1949); Д. С. Мережковский (1886–1942); 3. Н. Гиппиус (1870–1944); Анна Ахматова (р. 1892); В. Розанов (1856–1919); А. Скрябин (1871–1915); В. А. Тернавцев; Вал. Свенцицкий и другие. Пелена безразличия и непонимания спала, и она сменилась живым интересом к религии и желанием найти путь к Церкви. Целый ряд выдающихся представителей философской и политической мысли России, как, например, князь С. Н. Трубецкой (1862–1905), князь Е. Н. Трубецкой (1863–1920), проф. С. Булгаков (1871–1945), С. Франк (1877–1950), П. Струве (1870–1944), В. Ф. Эрн (1879–1919) и Н. Бердяев (1874–1948) подняли свои голоса в защиту истины христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 3, 180–199; Конфессиональная политика советского правительства... Кн. 1. С. 334–335. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 185 об. Редакционую политику газеты определяла «Комиссия по делам антирелигиозной пропаганды при Агитпропе» ЦК РКП (б) (Там же, оп. 84, д. 309, л. 106; оп. 112, д. 367, л. 3). Иван Петрович Флеровский (1888–1959 гг.), член РСДРП с 1905 г. Участник Первой русской революции. С 1913 г. работал в демократических журналах Москвы и Петербура. В октябре 1917 г. член Петроградского Военно-революционного комитета (как представитель Кронштадта), делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, избран членом ВЦИК. С апреля 1918 г. главный комиссар Балтийского флота, начальник управления в Наркомате внутренних дел, член Реввоенсовета Каспийской военной флотилии. С 1919 г. член Саратовского губкома и губисполкома, комиссар управления водного транспорта, заведующий губотделом народного образования, ответственный редактор «Саратовских известий». По сведениям на август, декабрь 1922 г. заведующий подотделом печати Агитпропотдела ЦК РКП(б). В 1926–1929 гг. заведующий отделом ТАСС. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 189 об. Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870–1928 гг.), член РСДРП с 1896 г. В 1917 г. редактор газеты «Известия Московского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 1918–1924 гг. сотрудник газеты «Правда», член редколлегии издательства ЦК РКП(б) «Коммунист», Госиздата. С 1925 г. ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР». С 19 октября 1922 г. член Антирелигиозной комиссии, с 31 декабря 1925 г. член ЦК ВКП(б). Один из создателей советской политической цензуры. РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 158, л. 2–2 об., 3–4, 12. Там же, л. 11. Там же, л. 14–14 об.; ф. 17, оп. 84, д. 309, л. 107–108 об. Там же, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 1. Петр Гермогенович Смидович (1874–1935 гг.), член РСДРП с 1898 г., в 1918–1921 гг. член Президиума ВЦИК, с 31 декабря 1920 г. заместитель Председателя ВЦИК. 30 декабря 1922 г. – 26 января 1924 г. член Президиума ЦИК СССР, в 1921–1923 гг. заместитель председателя ЦК Помгола (Последгола),Председатель Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по вопросам сектантства (для «ознакомления с характером и различными течениями внутри сектантского движения», сентябрь – ноябрь 1922 г.). В 1922–1929 гг. член Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) – ВКП(б). С 25 августа 1924 г. глава Секретариата по делам культов при Председателе ЦИК СССР, Председатель постоянной Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК/ЦИК (апрель 1929 – апрель 1935 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

2768 РГИА. Архив архива. Оп. 1. 286. Л. 85. Материалы конференции. Программа конференции есть также в архиве Глубоковского (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 2. 30). В секции «Б» прошло только одно заседание (26 мая), посвященное деятельности некоторых специальных архивов: военных, т. наз. секретного синодального архива и др. См.: Аннинский С. Первая конференция архивных деятелей Петрограда. 25–28 мая 1920 г.//Дела и дни. Пг., 1920. Кн. 1-я. С. 372–384. 2771 ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. 2667. Л. 3. В архиве Платонова сохранилось три письма Глубоковского за 1906–1920 гг. В последнем из них (от 17/4 сент. 1920 г.) он благодарил за присылку портрета профессора МДА Ф. А. Голубинского, переписку которого готовил тогда к публикации в сборнике «Московская Духовная Академия в 1854–1870, 1883 и 1886–1887 годах по переписке проф. В. Н. Потапова ( 1890, II, 5)». 2772 РГАЛИ. Ф. 449. 129. Л. 81. Письмо от 2 янв. 1921 г./20 дек. 1920 г. Еще ранее Соболевский писал Глубоковскому: «В ПГр. команда в руках Платонова, Дружинина и К°. К. Я. Здравомыслов может дать Вам об них ясное представление» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 808. Л. 17. Письмо от 13 янв. 1919 г./31 дек. 1918 г.). 2774 РГИА. Архив архива. Оп. 1. 276. Л. 1. Программа проведения двухсотлетнего юбилея архива Синода и адрес сотрудников первого отделения. 27 февр. 1921 г. 2776 РГИА. Архив архива. Оп. 1. 276. Л. 1. Ранее к этому юбилею предполагалось издание «Словаря иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 г.», подготовленного К. Я. Здравомысловым . См.: Богданова Т. Α., Алексеев А. И. 1) Русская иерархия синодального периода (опыт историко-статистических наблюдений над рукописью словаря К. Я. Здравомыслова )//Русская религиозность: проблемы изучения. СПб., 2000. С. 227–235; 2) «Биографический словарь иерархов Русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 г.» К. Я. Здравомыслова : История создания и проблемы публикации//Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований: Сб. материалов научно-практ. семинара (Санкт-Петербург, 4–5 июня 2002 г.). СПб., 2002. С. 104–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Смидович Петр Гермогенович (1874–1935) — участник революционного движения, в эти годы член Президиума ВЦИК, троюродный брат В. В. Вересаева. Товарищество “Книгоиздательство писателей в Москве” было учреждено в 1912 г., просуществовало до 1924 г. Его материалы частично сохранились в РГАЛИ в ф.1440. Данилин Иван Андреевич (1870–1941) — писатель, член “Книгоиздательства писателей в Москве”, после Октябрьской революции работал в Наркомпросе и Госиздате. В это время жил в том же доме, где находилась квартира Шмелева. Упоминание “неведомого языка” подразумевает, по-видимому, новую орфографию. Смидович Мария Гермогеновна — жена В. В. Вересаева, родная сестра П. Г. Смидовича. Южный Альманах. Кн I/Под ред. А. Б. Дермана, К. А. Тренева, Я. А. Тугендхольда. Симферополь: Крымиздат, 1922. Клестов (псевд. Ангарский) Николай Семенович (1873–1943) — писатель, критик, член “Книгоиздательства писателей в Москве” и редактор издательства “Недра”. Сергеенко Петр Алексеевич (1854–1930) — беллетрист, литературный критик; автор книг и статей о Л. Н. Толстом, его знакомый и корреспондент (см. о нем в “Яснополянских записках” Д. П. Маковицкого: Литературное наследство. Т.до: В 4 кн. М., 1981). Милованов Пантелей Афанасьевич — кто именно, выяснить не удалось; возможно, родственник Шмелева. Письмо, о котором упоминает Шмелев, скорее всего действительно не дошло, во всяком случае, вместе с другими письмами к Вересаеву в РГАЛИ оно не поступило. Письмо же от 3 декабря 1921 г. было направлено с оказией в Симферополь, вместе с письмом Шмелева от 4 декабря 1921 г. к Треневу. В нем Шмелев писал: “Да вот еще просьба, — посылаю на Вас письмо для В. В. Вересаева. Пожалуйста, или сами перешлите с едущими в Москву, если есть уверенность, что они его доставят, или передайте Анатол. Конст. Сынопалову (Суворовская, 6) с просьбой от меня. Очень обяжете, дорогой К. А. Знаете, у меня нет ни копейки, чтобы купить головку лука, а не то чтобы франкировать письма! Живая правда! А письмо это для меня очень важное, я прошу Вер[есаева] помочь мне выехать в Москву и еще о справках по делам в ВЦИК и Наркомпросе”. Трудно сказать, почему не была исполнена просьба Шмелева, но лишь много лет спустя, минуя адресата, это письмо в составе архива Тренева воссоединилось в РГАЛИ с другими письмами.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-lunachars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010