Духовно-просветительский центр имени преподобного Серафима Саровского освящен в Дивеевском монастыре 29 июня 2022 г. 13:51 27 июня 2022 года в рамках архипастырского визита в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения духовно-просветительского центра имени преподобного Серафима Саровского. Правящему архиерею сослужили клирики Нижегородской епархии . На освящении молились викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий , настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, благочинный Дивеевского округа и старший священник этого монастыря иерей Владимир Каргин и другие клирики епархии. На богослужении присутствовал глава местного самоуправления Дивеевского района Нижегородской области Сергей Кучин. «Сегодня благословенный день — память Собора Дивеевских святых, и мы освящаем духовно-просветительский центр имени преподобного Серафима Саровского. Здесь будут проводиться мероприятия и встречи, смогут разместиться паломники. Искренне благодарю попечительский совет, который старается украсить Дивеевскую обитель и сделать территорию монастыря более удобной для паломников. Надеюсь, что этот центр принесет большую пользу нашим гостям, каждый из которых не уйдет " тощ и неутешен " », — сказал митрополит Георгий перед началом освящения. После богослужения глава Нижегородской митрополии осмотрел помещения духовно-просветительского центра. Строительство духовно-просветительского центра началось в январе 2021 года. 24 апреля того же года состоялась  закладка капсулы  в его основание. Ее заложили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Строительство духовно-просветительского центра велось по заказу АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево  — Саров». На трех этажах планируется разместить студию золотошвейного мастерства и лекторий по истории православной культуры. Кроме того, появятся студии иконописи, живописи и основ колокольного искусства, хорового пения и моделирования православной архитектуры. Также будут предусмотрены комнаты для временного размещения 94 паломников . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5940784.ht...

Результатом деятельности проекта «Православный Интернет» редакции газеты «Церковный вестник» (г. Москва) станет  издание  справочника-путеводителя «Православный Интернет» тиражом 10 тыс. экземпляров. Проект также повысит информированность общества о церковных инициативах. Создание автоматизированной интернет-системы поддержки организаторов социального служения – проект «Центра милосердия» православного прихода храма Всех Святых г. Сарова. Для сбора лучших православных программ и светских методик будет создана общая база данных всех ресурсов.  Епископ Георгий вручил дипломы победителям конкурса, а также иконы преподобного Серафима Саровского, книгу «Серафимовские торжества. Саров – Дивеево» и изданную в ноябре 2005 года книгу-альбом «Серафимовские торжества. Документы. Воспоминания, фотографии». Все участники конкурса награждены поездкой в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Грантовый конкурс «Православная инициатива», объявленный в августе 2005 года Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, направлен на поддержку православных гражданских инициатив и развитие идей сотрудничества между православной общественностью, Церковью, предпринимательством и государством. На конкурс принимаются проекты, в основе которых – реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Конкурс «Православная инициатива» поддерживает проекты, реализуемые на территории Российской Федерации – в Курской, Нижегородской, Тамбовской, Свердловской областях, городах Санкт-Петербурге и Москве, а также на территории Украины – городе Киеве. Прием заявок следующего конкурса «Православная инициатива» по региональным и общероссийским программам начнется в конце 2005 года, о чем будет объявлено дополнительно. Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского создан в марте 2005 года по инициативе Нижегородской епархии Русской Православной Церкви и членов организационных комитетов по подготовке Юбилейных Серафимовских торжеств 2003-2004 гг.

http://pravoslavie.ru/15079.html

9. Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумений Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижний Новгород, 1887 г. 10. Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Пелагее Ивановне Серебренниковой. Тверь, 1881 г. 11. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Воронеж, 18go г. 12. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1895 г. 13. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский. Нижний Новгород, 1886r. 14. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф. Священника А. Братановского. Ярославль, 1885 г. 15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. 4 и т. 5 (часть первая). 16. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к Высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888 г. 17. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4- М., 1884 г. Архимандрит Серафим (Леонид Чичагов) Глава I Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова - первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле - в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн В 44-м году по Р. X., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, обезглавил Иакова, брата Иоаннова, и заключил в темницу Петра, тогда св. апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и положили кинуть между собою жребий, кому отправиться в какую сторону для проповеди Евангельской (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869 г.). Пречистой Богоматери досталась земля Иверская, нынешняя Грузия. С радостью приняв этот первый удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию, но Ангел, явившийся перед Ней, возвестил Ей, что страна, доставшаяся Ей в удел для проповеди, просветится впоследствии времени; что же касается до Нее Самой, то Она должна остаться теперь в Иерусалиме, ибо Ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее выскажется в свое время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

У истоков подвижничества русских женщин, их любви к ближнему и преданности Богу мы видим образ Иулиании Оссориной (или Оссоргиной; † 1605); своим личным благочестием она не особенно отличалась от других женщин, но удивительны были ее социально–благотворительные труды: она ухаживала за заразными больными, раздавала милостыню так, что сама вынуждена была голодать; от этого образа на нас веет духом, не характерным для нравов конца XVI в., но зато сближающим его с образами многих русских женщин XIX столетия  . В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием прп. Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении и руководстве прп. Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему — социально–благотворительную деятельность он не поощрял. Из истории Серафимо–Дивеевского монастыря мы видим, что прп. Серафим, может быть больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого уже была уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой († 1794), которую преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой († 1884) и других насельниц этих женских обителей говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена  . Со страниц «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX в.»  перед нами встают образы многих подвижниц: игуменьи Дорофеи из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменьи Антонии из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахини Дорофеи из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахини Авраамии из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахини Марфы из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двух затворниц Марфы и Евдокии из Харькова (март); схиигуменьи Олимпиады, настоятельницы Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахини Елисаветы из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь). Или, например, монахиня Илария Кобелева (1810–1892), которая в 13 лет поступила послушницей в курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время, беспрерывно, занималась благотворительной деятельностью  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

На вопросы ужаснув­шейся при сем зрелище братии старец молчал, но, попросив к себе настоятеля, старца Исайю, и монастырского духовника, поведал им о случив­шемся. И вот, к злорадству дьявола, Серафим принужден был остаться в монастыре. Нестерпимо страдал он и лежал еле живой, не принимая никакой пищи. Так прошло восемь суток. Тогда, отчаявшись за его жизнь, послали за врачами, которые, освидетель­ствовав Серафима, нашли, что голова у него проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело по разным местам покрыто смертель­ными ранами, и удивлялись, как старец мог остаться в живых после таких побоев. Для совещания о том, что лучше предпринять к облегчению старца, братия собрались в его кельи. В тоже время послали за настоятелем. И вот, – в ту минуту, когда оповестили, что настоятель идет, преподобный Серафим забыл­ся и уснул тонким, легким, спокойным сном. Во сне увидел он дивное видение, подобное тому, какое видел некогда ранее, когда, еще в бытность свою послушником лежал в смертель­ной болезни. К нему подошла Пресвятая Богородица, в царской порфире, окружен­ная небесною славою; за Ней шли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Остановясь у одра, Пресвятая Дева перстом правой руки показала на больного и, обратясь Пречистым Ликом Сво­им в ту сторону, где стояли врачи, про­изнесла: – Что вы трудитесь? Потом, обратясь опять лицом к старцу Серафиму, про­изнесла: – Сей – от рода Моего! После этого, видение, которого присутствовав­шие и не подозревали, кончилось, – а когда настоятель вошел в келий, больной снова пришел уже в себя. Отец Исайя стал настоятель­но и с любо­вью уговари­вать его воспользо­ваться советами и помощью врачей. Но больной, несмотря на отчаянное свое положение, после стольких забот о нем к удивленью всех твердо отвечал, что теперь он не желает никакого пособия от людей, умоляя настоятеля позволить ему предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице. Настоятель принужден был исполнить желание старца, который от дивного Боже­с­т­венного посещения в продолжение нескольких часов находил­ся в несказанной, неземной радости.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому " Описания иконы Описание иконы Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Преподобный Серафим Саровский, родившийся 19 июля 1759 г. и скончавшийся 2 января 1833 года, в течение своей жизни несколько раз удостаивался чудесных явлений Царицы Небесной. Самое раннее явление Богоматери св. Серафиму было еще во время его детства. Тогда ему было около десяти лет от роду, и он жил еще в городе Курске, у своей матери. Здесь он столь сильно заболел, что мать потеряла всякую надежду на выздоровление своего сына. И вот однажды, в самое тяжкое время болезни, Прохор — так звали святого в миру — пробудился от сна и стал рассказывать своей плачущей и убитой горем матери о дивном сонном видении. Больной ребенок говорил, что ему явилась Пресвятая Богородица, обещая прийти к нему и исцелить его от болезни, но мать приняла все слова своего сына за бред. Однако виденный Серафимом сон не замедлил исполниться в точности. Через некоторое время после этого сонного видения отрока в городе совершали крестный ход с Курской чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Торжественное [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Явление Божией Матери старцу Серафиму в день Благовещения 1901 год. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахиня Серафима (Петракова). Дерево, левкас, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Файл 12842.jpg:   Размер: 1000x1179, 1.18 MPix, 196 Kb. Дата: 2011-06-26, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (477) , (36) . Описание: Икона «Посещение Божия Матери старца Серафима». Начало XX века. Материал, техника: дерево, темпера. 27,6 х 22,1. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник " Царское Село " . Файл 34795.jpg:   Размер: 655x800, 0.52 MPix, 177 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (61) , (0) . Описание: " Отец Серафим сподобился посещения Богоматери. Посещение сие было в день Благовещения Пресвятой Богородицы в 1831 году " . Частное собрание. Файл 35370.jpg:   Размер: 2351x2837, 6.67 MPix, 2590 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (68) , 1 (0) .

http://pravicon.com/icon-360

Третьим Уделом Божией Матери стала в XI веке Успенская Киево-Печерская Лавра. Ее основатель преподобный Антоний совещался с преподобным игуменом Феодосием о строительстве церкви в ней, молясь в то же время Богу, и произошло чудо: не отлучаясь из монастыря, он вместе со своим собеседником перенесся в Константинополь, во Влахернский храм, где им явилась Пресвятая Богородица, благословила на возведение в киевской обители церкви в Ее имя и даже дала на это золото греческим мастерам-каменщикам, которых Она также призвала в тот день во Влахернский храм, повелев им идти на Русь. При этом Царица Небесная вручила мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, который они затем поместили над царскими вратами в лаврской церкви. Когда зодчие прибыли в Киев и возвестили о всех этих событиях, чудесным образом было указано свыше и место строительства: ночью по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте — сухо. Так основался Киево-Печерской монастырь — третий Жребий Божией Матери на земле. А еще через семь веков Пресвятая Богородица явилась инокине киевского Флоровского монастыря Александре Мельгуновой, богатой вдове полковника, принявшей постриг после смерти мужа, и повелела ей покинуть монастырь и идти на север России, где ей и будет указано место ее жизни и будущей великой обители. «На это место, — сказала Матерь Божия, — Я изведу все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих: Иверии, Афона и Киева». И мать Александра пришла в село Дивеево, здесь в тонком сне снова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: «Вот то место, которое Я повелела тебе искать». Здесь мать Александра на свои средства вместо ветхой деревянной церкви построила каменный храм и основала при нем небольшую женскую общину, будущий Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, равного которому, по слову Царицы Небесной, «не было и не будет никогда на всем белом свете: это четвертый Жребий Мой во вселенной». После смерти основательницы монастыря попечение над ним принял преподобный Серафим Саровский , молитвами и трудами которого возрастала дивеевская община. Старец Серафим говорил, что без повеления Царицы Небесной он ничего не делал в Свято-Троицкий обители. Все труды, предпринимаемые для благоустройства обители, преподобный Серафим называл службой Пресвятой Богородице, они были для него выражением любви и почитания Той, Кто была первой монахиней.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Большая его часть этого камня была отправлена на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москву, где ее вмонтировали в стену часовни, на которой было изображение молящегося на камне Преподобного; к камню вели ступеньки, и можно было видеть, как «люди, прильнув к этому камню, просили помощи у Угодника Божия». В юго-восточном углу алтаря Преображенской церкви также помещались: обрубок с корнем столетней сосны, преклонившейся по молитвам батюшки Серафима в сторону стоявших дивеевских сестер в знак того, что Старец исполняет послушание Царицы Небесной, заботясь о Дивеевской общине, в уверение многих, укорявших его в этом; два чурбака, служивших отцу Серафиму стульями; деревянный стул из его монастырской кельи. Дальнюю пустыньку накрыли деревянным футляром так, что между пустынькой и стеной футляра образовался коридор, — там хранились вещи Преподобного. «В Преображенском храме — все сокровище Дивеева», — говорили приезжавшие в Дивеевский монастырь. Богомольцы приходят в Серафимо-Дивеевский монастырь не только к мощам Серафима Саровского и на Святую Канавку, или окунуться в Дивеевские святые источники, но и помолиться в домике блаженной Паши Саровской (Прасковьи Ивановны), чья пустынька открыта с 2010 года, как музей и одновременно одна из почитаемых святынь Дивеево. Домик (келия) блаженной Паши Саровской, предсказавшей в свое время гибель семьи Романовых, ежеминутно молившейся за весь род людской, состоит из трех залов. Первый — это мемориальная комната с дореволюционной мебелью, многочисленными куклами и иконами, как любила Прасковья Ивановна. Во втором экспонируются платья и образа, а третий полностью посвящен прославлению преподобного Серафима Саровского, чьи святые мощи покоятся в Дивеевской обители. За советом и молитвой в домик блаженной приходили толпы верующих паломников из разных сословий, а из пряжи, что плела Прасковья Ивановна, вся дивеевская обитель делала пояски и четки. Так как это была не обычная пряжа, а намоленная ежеминутной молитвой. Блаженная Паша Саровская была всегда рада посетителям.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

По благословению председателя Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых митрополита Ювеналия член комиссии, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии священник Георгий Митрофанов подготовил «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) ». Следует отметить, что в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и возглавляемой им Синодальной комиссии по канонизации святых поступило немало обращений настоятелей храмов с просьбой рассмотреть вопрос о прославлении митрополита Серафима (Чичагова) в лике святых. Также, например, в своем письме игумения Сергия, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря писала о том, что в ее монастыре «сугубым образом почитается блаженной памяти митрополит Серафим (Чичагов). Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» имела решающее значение в деле прославления отца нашего – Серафима Саровского и всея России чудотворца... Ныне, когда монастырь после долгих лет запустения восстанавливается, труд приснопамятного митрополита Серафима имеет особое значение для утверждения в монастырской жизни установлений преподобного Серафима Саровского , данных ему Царицей Небесной. Памятны нам и близость митрополита Серафима к новопрославленному угоднику Божию святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, блаженной Паше Саровской, игумении Марии (Ушаковой) и другим старицам Серафимо-Дивеевского монастыря, некоторые из которых видели преподобного Серафима Саровского ; особое участие Владыки Серафима в торжествах 1903 г. по прославлению Преподобного, многолетние пастырские труды по послушаниям Русской Православной Церкви, участие в Поместном Соборе 1917–1918 гг., исповеднический подвиг в годы гонений на Церковь , закончившийся мученической кончиной за веру. В Серафимо-Дивеевском монастыре совершается ежедневное поминовение митрополита Серафима во время Божественной литургии, панихиды и на монастырской трапезе. Дни памяти отмечаются заупокойными литургиями и особыми панихидами. Учитывая все вышеизложенное, Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь просит Комиссию рассмотреть вопрос о подготовке материалов к прославлению митрополита Серафима (Чичагова) в лике святых» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Экспонируется впервые картина Ивана Богданова (1855-1932) " На богомолье в Хотьковский монастырь " . Это даже не картина, а этюд к будущей картине; на ней изображены паломники, бредущие к монастырю. Покровский женский монастырь в городе Хотькове находится в десяти километрах от Троице-Сергиевой лавры. Верующие обычно посещают его перед паломничеством в Троице-Сергиевскую лавру. Большой образ преподобного Сергия Радонежского, выполненный в Москве в 1862 году, - копия иконы, находившейся на крышке раки преподобного Сергия. Рядом - необычная икона-картина " Моление у мощей преподобного Сергия " , выполненная также в XIX веке: она изображает гробницу преподобного и молящихся рядом с ней священника и мирян. Есть на выставке и гравюра, изображающая общий вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один из интереснейших экземпляров - пелена, покрывавшая раку преподобного Зосимы Соловецкого. Вышитая по шелку пелена - один из покровов, находившихся в XIX веке на раке святого Зосимы, - также экспонируется впервые и отреставрирован специально к выставке. Также представлены уникальные деревянные потиры из Соловецкого монастыря.  Светлана Семенова обращает внимание на стенд с паломнической литературой. Здесь есть книги русского путешественника Андрея Муравьева (1806-1874), который написал книгу о святых местах Палестины, а потом - " Путешествие по святым местам русским " , возродив, по сути, древнерусский жанр хожения.  Паломники привозят святыни, сувениры. Этой теме посвящено несколько стендов. Один из популярных сувениров, связанных с памятью преподобного Серафима Саровского, - расписанные сценами из его жития осколки камня, на котором молился преподобный. Интересно, что канонизировали его только в 1903 году, но почитание началось сразу после его смерти, и от камня-валуна, на котором молился святой, с самых ранних пор паломники откалывали куски. Интересны фотографии паломников, сделанные в 1903 году во время торжеств, посвященных прославлению Серафима Саровского. В одной из витрин хранится пальмовая ветвь, приведенная из Иерусалима в начале ХХ века. Это центральный экспонат, связанный с паломничеством. Есть и современные сувениры - крестики и свечи из Иерусалима, " сухарики батюшки Серафима " из Дивеевского монастыря. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010