Вокруг Сарова есть несколько мест, прославленных именами великих русских святых. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году. Период его расцвета связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова – великого подвижника 18 века. Племянник старца, адмирал Российского флота праведный воин Феодор Ушаков провел последние годы земной жизни рядом с обителью. За время военного служения он не потерял ни одного корабля и не проиграл ни одной битвы. К мощам этих святых, а также преподобного Александра Исповедника, открытых для поклонения в Санаксарской обители, в монастырь стекаются многие сотни паломников. Дальняя пустынька – место, где преподобный Серафим тысячу дней молился, стоя на камне. Указано оно приблизительно. От “того” камня ничего уже не осталось – его растащили по кусочкам благочестивые люди. Нынешний валун найден недалеко, в лесу, по возрасту и размеру он вполне соответствует камню Батюшки. Ближняя пустынька – место, где преподобный Серафим беседовал с приходящими к нему людьми. Здесь состоялась знаменитая беседа Батюшки с Мотовиловым. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, один из крупнейших в России, ведет свою летопись с 1788 года, когда Агафьей Симеоновной Мельгуновой, в иночестве Александрой, в селе Дивеево, вокруг построенной на ее средства Казанской церкви были сооружены три келлии с надворными строениями. Это стало началом женской общины, которая в 1861году была возведена в монастырь. Перед кончиной матушка Александра завещала монаху Серафиму, будущему великому святому, заботиться о сестрах обители. Серафим наставлял их советами – и духовными, и хозяйственными. Его связь с Дивеевским монастырем никогда не прерывалась. Именно по его указанию сестрами была вырыта Канавка, указующая путь, которым прошла явившаяся Серафиму Богородица. Проходящий по Канавке с искренней молитвой человек неизменно получает от Бога утешение. В Троицком соборе Дивеевского монастыря находятся мощи преподобного Серафима и некоторые вещи, принадлежавшие святому старцу: мотыжка, лапти и другие. В Казанском монастырском храме находятся мощи блаженных дивеевских жен, Пелагеи, Параскевы и Марии, в 2004 году прославленных в лике святых. А в Рождество-Богородичной церкви открыты для поклонения мощи преподобных жен Александры, Марфы и Елены.

http://foma.ru/otkryityij-gorod.html

ВЫКСА. Иверский Выксунский женский монастырь: «Выксунская-Иверская» икона Божией Матери. С. БОРТСУРМАНЫ, Пильненского района. Успенский храм: мощи прав. Алексий Бортсурманский (XIX в.). Источник во имя Святой Троицы (Канерга) Святой источник в честь мученицы Татианы (Арзамас) Святой источник в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены (Хрипуново) Святой источник Тихона Амафунтского (Саконы) Святой источник князя Владимира (Сартаково) Святой источник святителя Николая Мирликийского (Саконы) Святой источник Иоанна Предтечи (Марьевка) Святой источник у деревни Марьевка Никола-ключ Монастыри Нижегородской области [ править править код ] Все монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь [ править править код ] Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Адрес: 607320, Нижегородская область, с. Дивеево, ул. Советская; Телефон: (83134) 4-26-90 (настоятельница), 3-00-15 (канцелярия), 3-00-11 (факс); Подробнее... Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь [ править править код ] Пустынь в честь мучеников Флора и Лавра возникла в 1650-е гг. в глухом бору над р. Лух к северу от Гороховца. В 1677 г. царь Феодор Михайлович присутствовал здесь при закладке Успенского собора. Все здания монастыря Гороховца возведены в 1677-1713 гг. В 1713 г. в обители постригся Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

В Нижегородской митрополии в преддверии торжеств, приуроченных ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, состоялся пресс-тур для журналистов региональных СМИ 23 июля 2022 г. 14:11 22 июля 2022 года представители средств массовой информации Нижегородской области в рамках пресс-тура, организованного пресс-службой Нижегородской епархии , посетили Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . Мероприятие состоялось в преддверии торжеств, приуроченных ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, которые пройдут 31 июля и 1 августа. В обители монахиня Макария (Огудина) провела для журналистов экскурсию, в ходе которой рассказала им об истории монастыря. Представители СМИ посетили храмы обители, в том числе и новый Благовещенский собор, имеющий уникальное внутреннее убранство. Весь периметр собора, который включает два храма: верхний (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) и нижний (в честь Успения Божией Матери), украшен мозаичными композициями, которые в общей сложности занимают порядка 8000 квадратных метров площади. В Благовещенском соборе 12 приделов. Он начал строиться в 2012 году. Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров). Великое освящение этого собора в день памяти преподобного Серафима Саровского станет кульминацией торжеств. В новоосвященном храме состоится Божественная литургия, а накануне в Троицком соборе будет совершено всенощное бдение. В рамках пресс-тура журналисты побеседовали с руководителем мозаичных работ в Благовещенском соборе, художником-монументалистом, преподавателем иконописной школы при Московской духовной академии Анатолием Алешиным. Далее представители СМИ отправились в город Лукоянов, где посетили новый музей «Подвижник веры Христовой — иерей Василий Гундяев», посвященный деду Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Об истории создания музея рассказали ответственный за его создание, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) и краевед и журналист Фаина Кедяркина. Гости ознакомились с экспозицией и узнали о связи предков Предстоятеля Русской Православной Церкви с лукояновской землей. Накануне этот музей  осмотрел   митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4710756...

На монете этой же серии, посвященной художнику А.А. Иванову, изображены фрагменты его картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Согласно описанию Банка: «слева – Иоанн Креститель, на втором плане справа – Иисус Христос» 16 (рис. 34). В силу малых размеров увидеть Спасителя на монете еще труднее, чем на оригинальной картине, где Он также изображен на дальнем плане. Зато святой пророк Иоанн Креститель с крестом в руках на переднем плане виден отчетливо. Рис. 33. Монета «Андрей Рублев», серебро. Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры». Банк России, 1994 г.      Рис. 34. Монета «А.А. Иванов», серебро. Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры». Банк России, 1994 г.      Изображения Богородицы, ангелов и святых подвижников встречаются на монетах, непосредственно им не посвященным. Например, в серии «Памятники архитектуры России» встречаются монеты, на которых основное поле занимает не архитектура. Есть случаи, когда изображения монастырей дополняются образами их основателей, знаменитых подвижников, святых, кому посвящен главный храм обители, или особо почитаемыми иконами и т.п. Так, на монете « 100-летие Русского музея» (1998 г.) изображена голова Архангела (без нимба) с иконы Новгородской школы конца XII века 17 (рис. 35). Рис. 35. Монета «100-летие РУССКОГО МУЗЕЯ». Реверс: голова Архангела, внизу – Строгановский дворец и дата «100 ЛЕТ». Серебро. Серия: «Памятники архитектуры России». Банк России, 1998 г.      На монете «Богородице-Рождественский собор в Суздале» (1994 г.) храм осеняют рипидами два шестикрылых Серафима 18 . На монетах этой серии можно увидеть преподобного Нила Столобенского в виде фигуры монаха с нимбом («Нило-Столобенская пустынь», 1998 г.) 19 , свт. Николая Мирликийского («Николо-Угрешский монастырь», 2000 г.) 20 (рис. 36), «прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского » 21 («Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь», 2003 г.), «памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому » в Москве («Свято-Данилов монастырь», 2003 г.) 22 , «портрет протоиерея, “народного святого” Иоанна Кронштадтского » («Свято-Иоанновский женский монастырь, г. Санкт-Петербург», 2002 г.) 23 , портрет святого воина Феодора Ушакова («Санаксарский монастырь, п. Санаксарь, Республика Мордовия», 2010 г.) 24 .

http://pravoslavie.ru/155352.html

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4710756...

Гор Ливанских Илие Караму с обетованием победы России в Великой Отечественной войне.     1943, август — Явление Пресвятой Богородицы во время сражения на Курской дуге.     1988, 16 ноября — Начало мироточения Казанской иконы Пресвятой Богородицы во Введенском соборе Оптиной пустыни.     1989 — Начало богослужения в Успенском соборе Московского Кремля.     1991, 18 июля — Священный Синод благословил возобновление Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии — четвертого удела Пресвятой Богородицы. 23 июля — 1 августа 1991 г. состоялось перенесение из Москвы в Дивеево честных мощей прп. Серафима, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.     1991, 15 августа — Возвращение Русской Православной Церкви новгородского Софийского кафедрального собора и чудотворной Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».     1991—1992 — Начало богослужений в Казанском соборе Санкт-Петербурга.     1992 — Амурский областной краеведческий музей возвратил Русской Православной Церкви (Благовещенская епархия) чудотворную Албазинскую икону Пресвятой Богородицы.     1992, апрель — Икона Пресвятой Богородицы «Умиление», келейная прп. Серафима, возвращена в Дивеевскую обитель.     1992, 26 мая — Начало источения мира в Троицком соборе рижского Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря от икон: Смоленской Божией Матери, прп. Сергия Радонежского, арх. Михаила, прп. Иоанна Лествичника, «Всех скорбящих Радосте», Введение во храм Пресвятой Богородицы и других.     1992, сер. июня — Начало источения мира в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы от икон: Спасителя, Иверской иконы Пресвятой Богородицы афонского письма, прп. Серафима Саровского, иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» афонского письма, иконы Пресвятой Богородицы Табынская, иконы «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», иконы апостолов Петра и Павла.     1993, февраль — В возрождающийся Успенский Княгинин женский монастырь в г. Владимире возвращена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души. В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом. В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц. Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова). Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

http://foma.ru/istoriya-serafimo-diveevs...

В другой раз старец, пуская к себе посетителей, все запирал дверь пред носом одного важного посетителя, крича: «Дома нет», или: «Некогда». Когда, наконец, посетитель был допущен и попросил объяснения поступка старца, отец Серафим ответил ему: «Так же поступают ваши подчиненные, когда приходят к вам нуждающиеся в вас люди. Они говорят постоянно: «Барина дома нет», или: «Барину некогда». А это нехорошо и оскорбляет Бога. А сколько чудес совершено отцом Серафимом для маленьких, безвестных людей, скольким невидным людям помог он в их малых, с виду для большого человека, но еще более, чем часто трагическое, большое несчастие для сильного человека, – трагичных бедах. И, когда я смотрел на этот серый, безвестный люд, на эти загорелые лица и мозолистые руки, на коричневые армяки и лапти; когда мне до слез, до страдания становилось больно за них, за все, что они терпят, я тотчас же сознавал, что они-то и суть привилегированные гости отца Серафима и что им-то, этим смиренным, он больше всего и подает свою благодать. Список источников 1. Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии, Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее преподобного Серафима и схимонахини Александры/Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов). М.: Издание Богородице-Рождественского женского монастыря, 1996. 3. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 1993. 4. Преподобный Серафим Саровский и его советы. М.: Русский духовный центр, 1993. 5. Поселянин Е. Русские подвижники XIX ве ка. Калуга: Синтагма, 1996. 6. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. 7. Радость моя: Доброе слово пастыря вступившим на путь духовного устроения. М.: Благовест, 1998. 8. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Ковчег, 2009.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Нижнем Новгороде пройдет VIII Международная православная выставка-ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» 4 декабря 2006 г. 15:51 С 6 по 12 декабря в Нижнем Новгороде состоится VIII Международная православная выставка-ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». В выставке примут участие около 250 экспонентов из России, Украины, Белоруссии, Израиля. На выставку-ярмарку впервые прибывает Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» из Курской-Коренной пустыни. В Курске от иконы «Знамение» произошло чудесное исцеление болящего мальчика Прохора, будущего преподобного Серафима Саровского. Выставка начнется крестным ходом с иконой «Знамение» от собора Александра Невского до Нижегородской ярмарки (6 декабря, 11.45), после которого на сцене павильона 1 состоится торжественное открытие выставки-ярмарки (6 декабря, 12.00), в котором примет участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководство Нижегородской области и Приволжского федерального округа. На ярмарке будет представлено большое количество монастырей и храмов Нижегородской епархии : Дудин, Свято-Троицкий Макарьевский, Николаевский Гергиевский (Абабковский), Вознесенский Печерский, Серафимо-Дивеевский и многие другие. Впервые в выставке участвует Иерусалимский Греческий женский монастырь святого Федора Стратилата из города Иерусалима (Израиль). Более 10 крупнейших православных издательств страны ( Издательский совет Русской Православной Церкви , «Пересвет», «Сибирская благозвонница», «Покров», «Русский паломник», «Благословение», «Отчий дом», «Белый город», «Лествица») представят богатейший выбор духовной литературы. Социально-культурная программа выставки объединена общей темой — «Здоровая семья — здоровое общество». Ее цель — возрождение семейных традиций, преодоление социального сиротства, активное привлечение граждан к участию в реализации всех форм семейного воспитания. Акция «Наши дети» в поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот, пройдет в день открытия выставки (6 декабря в 12.30). Десять семей из Нижнего Новгорода и Нижегородской области получат из рук архиепископа Георгия и руководства Приволжского федерального округа и Нижегородской области ценные подарки и почетные дипломы «Семья XXI века».

http://patriarchia.ru/db/text/167968.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010