Даровской район. Пиксур. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Костромская область Галичский район. Старый Георгий, урочище. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Латвия Рига, город. Рига. Михаила Архангела, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Токсово. Михаила Архангела, собор Липецкая область Становлянский район. Шипово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Московская область Клинский городской округ. Введенское. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Коломенский городской округ. Коломна. Михаила Архангела, церковь Нижегородская область Чкаловск, город. Чистое. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Суворово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Нижний Новгород, город. Автозаводский район. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дальнеконстантиновский район. Малая Пица. Малопицкий Скорбященский женский монастырь. Домовая церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Новгородская область Маловишерский район. Большая Вишера. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Омская область Омск, город. Омск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на Старо-Северном кладбище, церковь Пензенская область Никольский район. Маис. Боголюбской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

Патриарх побывал в храмах в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в пещерном храме свв. Антония и Феодосия Печерских. В завершение посещения Саровской Успенской пустыни Предстоятель Русской Церкви побывал в часовне на месте захоронения преподобного Серафима, после чего направился в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . У Святых врат Предстоятеля встречали настоятельница монастыря игумения Сергия, иерархи Русской Православной Церкви, духовенство Нижегородской епархии. Проследовав в Преображенский собор, Святейший Патриарх приложился к мощам преподобного Серафима Саровского, после чего преподал собравшимся Первосвятительское благословение. Затем в Патриарших покоях обители состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий , расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Саров. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Поклонение святыням Саровской Успенской пустыни. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Встреча с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа.   10 сентября В праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского и Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. По совершении Божественной литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Кирилл выехал в Арзамас. По дороге Святейший Патриарх сделал небольшую остановку в деревне Ореховец, где побеседовал с местными жителями и благословил их. В Арзамасе у Свято-Воскресенского кафедрального собора Его Святейшество встречали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, мэр города А.Н. Мигунов, благочинный Арзамасского округа священник Димитрий Ивин.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности. В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. В 1950-е годы монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос». Современное состояние [ править править код ] Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу). 26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы. 8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Третьим Уделом Божией Матери стала в XI веке Успенская Киево-Печерская Лавра. Ее основатель преподобный Антоний совещался с преподобным игуменом Феодосием о строительстве церкви в ней, молясь в то же время Богу, и произошло чудо: не отлучаясь из монастыря, он вместе со своим собеседником перенесся в Константинополь, во Влахернский храм, где им явилась Пресвятая Богородица, благословила на возведение в киевской обители церкви в Ее имя и даже дала на это золото греческим мастерам-каменщикам, которых Она также призвала в тот день во Влахернский храм, повелев им идти на Русь. При этом Царица Небесная вручила мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, который они затем поместили над царскими вратами в лаврской церкви. Когда зодчие прибыли в Киев и возвестили о всех этих событиях, чудесным образом было указано свыше и место строительства: ночью по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте — сухо. Так основался Киево-Печерской монастырь — третий Жребий Божией Матери на земле. А еще через семь веков Пресвятая Богородица явилась инокине киевского Флоровского монастыря Александре Мельгуновой, богатой вдове полковника, принявшей постриг после смерти мужа, и повелела ей покинуть монастырь и идти на север России, где ей и будет указано место ее жизни и будущей великой обители. «На это место, — сказала Матерь Божия, — Я изведу все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих: Иверии, Афона и Киева». И мать Александра пришла в село Дивеево, здесь в тонком сне снова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: «Вот то место, которое Я повелела тебе искать». Здесь мать Александра на свои средства вместо ветхой деревянной церкви построила каменный храм и основала при нем небольшую женскую общину, будущий Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, равного которому, по слову Царицы Небесной, «не было и не будет никогда на всем белом свете: это четвертый Жребий Мой во вселенной». После смерти основательницы монастыря попечение над ним принял преподобный Серафим Саровский , молитвами и трудами которого возрастала дивеевская община. Старец Серафим говорил, что без повеления Царицы Небесной он ничего не делал в Свято-Троицкий обители. Все труды, предпринимаемые для благоустройства обители, преподобный Серафим называл службой Пресвятой Богородице, они были для него выражением любви и почитания Той, Кто была первой монахиней.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Результатом деятельности проекта «Православный Интернет» редакции газеты «Церковный вестник» (г. Москва) станет  издание  справочника-путеводителя «Православный Интернет» тиражом 10 тыс. экземпляров. Проект также повысит информированность общества о церковных инициативах. Создание автоматизированной интернет-системы поддержки организаторов социального служения – проект «Центра милосердия» православного прихода храма Всех Святых г. Сарова. Для сбора лучших православных программ и светских методик будет создана общая база данных всех ресурсов.  Епископ Георгий вручил дипломы победителям конкурса, а также иконы преподобного Серафима Саровского, книгу «Серафимовские торжества. Саров – Дивеево» и изданную в ноябре 2005 года книгу-альбом «Серафимовские торжества. Документы. Воспоминания, фотографии». Все участники конкурса награждены поездкой в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Грантовый конкурс «Православная инициатива», объявленный в августе 2005 года Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, направлен на поддержку православных гражданских инициатив и развитие идей сотрудничества между православной общественностью, Церковью, предпринимательством и государством. На конкурс принимаются проекты, в основе которых – реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Конкурс «Православная инициатива» поддерживает проекты, реализуемые на территории Российской Федерации – в Курской, Нижегородской, Тамбовской, Свердловской областях, городах Санкт-Петербурге и Москве, а также на территории Украины – городе Киеве. Прием заявок следующего конкурса «Православная инициатива» по региональным и общероссийским программам начнется в конце 2005 года, о чем будет объявлено дополнительно. Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского создан в марте 2005 года по инициативе Нижегородской епархии Русской Православной Церкви и членов организационных комитетов по подготовке Юбилейных Серафимовских торжеств 2003-2004 гг.

http://pravoslavie.ru/15079.html

Комитет стал первой за последнее время структурой федерального уровня, которая предполагает тесное взаимодействие государства и Церкви в организации строго конфессионального празднества. В тексте официального правительственного постановления, подписанного премьер-министром Михаилом Касьяновым, признается значение духовного подвига преп. Серафима Саровского для культуры и истории России. 5 марта сопредседатели Организационного комитета митрополит Филарет и Сергей Кириенко провели первое заседание, на котором были назначены сопредседатели исполнительного комитета: епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) и заместитель полпреда в Приволжском ФО Сергей Обозов. Епископ Георгий вступил в управление епархией в феврале этого года. Он был назначен на Нижегородскую кафедру определением Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года, епископская хиротония состоялась 2 февраля 2003 в храме Христа Спасителя в Москве. До своего назначения архимандрит Георгий был экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (с 1993 г.). Торжества, связанные со 100-летием канонизации Серафима Саровского, намечены на 29 июля – 1 августа. Ситуация, сложившаяся сегодня вокруг Саровского монастыря, заставляет организаторов устроить фактически два центра празднеств – в Сарове и в Дивеево. В 1903 году центральным местом торжеств был Саровский монастырь. Сегодня в Сарове находится Российский федеральный ядерный центр ВНИИЭФ, который был организован в 1946 году для создания ядерного оружия. Как и в 1903 году, основные торжества пройдут в Сарове, но так как город является закрытым объектом, доступ в него паломникам будет закрыт. На время празднования основную массу простых паломников будет принимать Дивеевский женский монастырь , а Саров – VIP-rocmeй, в том числе и президента Путина. Отчасти решение о том, что мероприятия с участием первого лица будут проводиться в Сарове, связано со сложностью обеспечения необходимого уровня безопасности в Дивеево. Директор Ядерного Центра Радий Илькаев заявил, что во время проведения торжеств охрана города будет осуществляться в полном объеме.

http://religare.ru/2_2862.html

Вода в колодези обладает сернокислым составом. Известны и чудеса, которые происходили на источнике. Верующие приходят к этому источнику во укрепление сил и в надежде на исцеление от различных недугов и тяжелых заболеваний. Возле целебного колодца имеется купальня. Неподалеку возвышается часовня. Второй целебный источник обители - Амвросиевский колодец - расположен у врат Иоанно-Предтеченского скита. Его создание благословил преподобный Амвросий Оптинский. Освящен источник во имя святителя Амвросия Медиоланского, который являлся небесным покровителем старца. И третий источник святой обители, в покровительницы которого призывается Сама Божия Матерь, расположен на территории монастырского подсобного хозяйства. НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Святые источники Дивеева Серафимовский источник: В Нижегородской области примерно в 12 км от Саровской пустыни находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Его основание относится ко второй половине XVIII столетия. Никто не знает точное количество святых источников, которые расположены на территории Дивеева, - они то исчезают в одном месте, то внезапно появляются в другом. Считается, что родники начинают журчать там, где ступала нога Серафима Саровского. При погружении в воду святых источников, особенно дальнего - Серафимовского, люди получают по молитве преподобного Серафима Саровского исцеления от различных заболеваний: простуды, радикулита, сердечных, глазных и иных недугов. Источник преподобного Серафима расположен примерно в 15 километрах от Дивеева на окраине саровского леса. В 1825 году на пути к дальней пустыньке подвижнику явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и ударила в землю жезлом так, что из нее стал биться источник чистой воды. Царица Небесная завещала, что воды этого источника будут целебнее Вифезды Иерусалимской. Именно здесь стали совершаться многочисленные исцеления. Источник матушки Александры: По свидетельству сестер первой общинки, живших при Казанской церкви, на могиле матушки Александры по ночам видели огонь и горящие свечи, слышали звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее от могилы. А еще слышалось журчание воды - отсюда и пошло поверье, что источник, открывшийся под горой напротив Казанской церкви, исходит из места последнего упокоения матушки Александры. Первая настоятельница Дивеевской обители скончалась 13 июня 1789 года. Погребена матушка Александра справа от алтаря Казанского храма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В советское время дивеевскую обитель почти стерли с лица земли. В начале 1970-х годов протоиерей Валерий Смирнов писал: " Старый собор с разбитыми стеклами, проржавленной крышей используется как склад материалов... Постояли на месте погребения первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и Елены Васильевны. Никакого следа ни от могил, ни от часовенок не осталось, кроме чугунной плиты на могиле матушки Александры и могучей березы, чудом уцелевшей... " Агафья Симеоновна Мельгунова скончалась в 1787 году и была похоронена у алтаря Казанской церкви. К тому времени при ней уже было несколько послушниц, все они жили одной общиной при Казанском храме. А в 1825 году, по преданию, Богородица явилась преподобному Серафиму и велела взять " с места кончины матушки Александры " (то есть из Казанской общины) восемь сестер и с ними основать " обетованную Ею обитель " (ту, что Она обещала Агафье Симеоновне). Преподобный все исполнил, потом велел пристроить к паперти Казанской церкви храм в честь Рождества Христова, " так как паперть эта достойна алтаря " . Строительство завершилось летом 1829 года. А ровно через год, буквально под этим храмом, по указу батюшки Серафима был выстроен другой храм - в честь Рождества Богородицы. Вокруг этого комплекса в XIX веке разросся самый большой в России женский монастырь. В белом приземистом здании трудно было узнать Казанский храм. Внешний вид его поражал: длинный, с топорно оштукатуренными стенами, в нем безошибочно угадывался амбар или овощехранилище. Подтеки, трещины, закругленная торцовая часть (неопытный глаз не различил бы в ней алтарь). Ни купола, ни колокольни не было следа... После возрождения монастыря в конце ХХ века Казанскую церковь долго еще не восстанавливали. Оба Рождественских храма отреставрировали и вновь освятили уже в начале 90-х годов. Казанская церковь тогда внешне никак не была обозначена. За ее восстановление взялись лишь после того, как возобновились службы в Троицком и Преображенском соборах, как очистили от канализационных отходов Канавку Пресвятой Богородицы, одну из главных святынь монастыря. Освящение храма совпало с празднованием в Дивееве 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

http://foma.ru/xram-prostranstvo-6ez-per...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010