Во времена унии монастырь был базилианским и к православию воссоединен лишь в 1795 году, как и все обители этого края. В 1848 году он из Винницы был перенесен в местечко Браилов, на его нынешнее место. В настоящее время храмов в обители три, и все они каменные: во имя Св. Троицы, с приделами в честь Благовещения и Св. вмчц. Варвары; подземный во имя Свв. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, и храм во имя Св. Николая. В обители местно чтятся иконы Богоматери Браиловская и Почаево- Браиловская, перенесенная сюда из Почаевской лавры. При монастыре существует двухклассная церковноприходская школа для девочек. Обитель довольно многолюдна. Управляет ею ныне игуменья. Рожецкая Александро-Мариинская пустынь при Троицком Виннице-Браиловском монастыре. Эта пустынь, приписная к предыдущему монастырю, находится от него в 15 в., при деревне Рожок, от которой и получила свое первое наименование. Раньше на месте, где ныне стоит Александро-Мариинская пустынь, находился еще с XII века Рожецкий Микулинский мужской монастырь. Сожженный татарскими шайками в половине столетия, он прекратил навсегда свое существование, и спустя немного времени, в XVIII веке, здесь возник женский монастырь, обращенный в униатский в 1730 году, а в 1738 году – упраздненный совершенно. Но на хуторе этой обители поселилось несколько монахинь, которые и образовали здесь новый небольшой монастырь. И хотя униатские власти его не признали, но он существовал вплоть до 1795 г. самостоятельно, когда под именем Рожецкой Александро-Мариинской пустыни и был приписан к Троицкому Виннице-Браиловскому монастырю. В настоящее время в ней один храм во имя Св. блгв. Александра Невского. В нем хранятся иконы Богоматери: Рожецкая и Казанская. Смоленская губерния Обителей мужских 11, женских 6. Мужские обители Болдин Троицкий монастырь в Дорогобужском уезде. Этот монастырь находится на берегу р. Болдинки, в 15 верстах от своего уездного города и в 28 верстах от станции «Дорогобуж» Московско-Брестской жел. дороги. Основана обитель в 1522 году преподобным Герасимом, Болдинским чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены - в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: " Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: " Vivat Napoleon " , а монах смелым голосом ответил: " Виват Александр " . За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: " Vivat Napoleon " , а монах вторично ответил: " Виват Александр " , за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили... " Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст - здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами. Последняя четверть XIX века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел " привлекать средства " - так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей. При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше - польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший " польский сюжет " , заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде - в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий - последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался XVIII века. Случались и " местные нестроения " . Так, в 1720-е годы в обители пребывали " на прокормлении " отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан " бил смертным боем " и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. " Зеркальной " ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда " Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его... Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно " , за что были отлучены от причастия. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: " Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою... Но живущих в нем число скудное " , - желая " лучшего сему святому месту устройства " . Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году? Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям.

http://sobory.ru/article/?object=10903

4 июня. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил мемориальное кладбище в урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии, где совершил литию на месте массовых расстрелов, Беломорско-Балтийский канал, а также остров Кижи, где осмотрел комплекс Спасо-Преображенской и Покровской церквей и ознакомился с историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи». Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в аэропорт Витебска. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл отправился в поселок Гнездово Смоленского района Смоленской области, где расположен мемориальный комплекс «Катынь». Здесь Святейший Владыка осмотрел строительство храма-памятника в честь Воскресения Христова и возложил корзины с цветами на российской и польской частях мемориального комплекса. 5 июня. Предстоятель Русской Церкви посетил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Десногорске Смоленской области, где совершил чин великого освящения храма и Божественную литургию. Из Десногорска Святейший Владыка направился в Рославль, где посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил место трагической гибели в авиакатастрофе Президента Польши Леха Качиньского, его супруги и польской делегации под Смоленском. Вечером Его Святейшеством была совершена утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. 6 июня. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря в деревне Болдино Смоленской области и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Днем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Иоанно-Предтеченский женский монастырь в городе Вязьме. 8 июня. Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед чудотворной Курской Коренной иконой Божией матери «Знамение» в Храме Христа Спасителя. 10 июня. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в первой конференции Императорского православного палестинского общества. По окончании заседания Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел домовый храм прп. Сергия Радонежского в Счетной палате. Святейший Владыка ознакомился с ходом благоукрашения храма и освятил икону праведного Закхея, написанную в Иерусалиме.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила. Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета " Правда " писала: " Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам... " Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу " Гигант " . Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор. Новая жизнь началась! Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами.

http://sobory.ru/article/?object=10903

4-столпный крестово-купольный 5-главый храм имел 2 симметричных придела: во имя ап. Иоанна Богослова (с юга) и во имя св. князей Бориса и Глеба (с севера). План собора близок плану 2-го яруса ц. Преображения Господня в с. Б. Вязёмы Московской обл., но большего масштаба: зап. стена собора мон-ря в 1,7 раза шире; высота сооружения до верха креста центральной главы - 35 м. С вост. стороны четверик собора обрамляли 3 полукруглые апсиды; у приделов также были полукруглые апсиды. Четверик собора имел позакомарное покрытие. Фасады членились пучками профилированных лопаток, узор в виде декоративных килевидных кокошников украшал постаменты барабанов и сплошной лентой охватывал четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. Приделы были перекрыты крещатыми сводами, а их стены завершались 3 рядами кокошников и главками, причем кокошники нижнего ряда, поставленные парно по граням четверика, по своей величине и форме больше напоминали закомары. Центральный, юж. и сев. входы собора украшали перспективные порталы с килевидными архивольтами и перехватами 3 колонн с каждой стороны «дыньками» и карнизами. В толще сев. стены собора располагалась лестница, приводившая из сев.-зап. угла собора на его своды. Собор был сложен из кирпича размером 30 ´ 14 ´ 9 см, в декоративных элементах (пилястры, кокошники, карнизы) использовался кирпич размером 21×10×4 см. С 3 сторон собор окружала крытая галерея с аркадой, опиравшейся на круглые столбы. Уникальность галереи Троицкого собора заключалась в наличии входа не только с зап., но и с юж. и сев. сторон, кроме того, она расширялась в местах примыкания к приделам. В 1879 г., при настоятеле архим. Андрее (Васильеве), галерею разобрали, на ее месте с юга и севера возвели пристройки, расширявшие приделы. В 80-х гг. приделы были переосвящены: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери (1881), юж.- в честь 12 апостолов (1889). Расчистка и изучение отдельных фрагментов руин собора была начата в 1969 г. К разборке завалов приступили в 1984 г., работа значительно активизировалась с возобновлением монастырской жизни и практически была завершена летом 2004 г.; в мае 2005 г. началось восстановление собора.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Главные кирпичные сооружения мон-ря возведены в кон. XVI в., а кирпичная ограда длиной в 374 саж. охватила прямоугольником территорию мон-ря в сер. XVIII в. С нек-рыми переделками и достройками XVIII-XIX вв. комплекс построек мон-ря сохранялся до нач. XX в. и был практически единственным архитектурным ансамблем, сохранившим высшие достижения рус. зодчих кон. XVI в. Выполненные П. Д. Барановским в 1911-1918 гг. обмеры и проект реставрации Троицкого собора, Введенской ц. с трапезной палатой и колокольни, а также фотофиксация указанных сооружений сохранили достаточно полное представление об архитектуре древнерус. сооружений. Реставрационные работы, проведенные Барановским в 1919-1927 гг. в ц. Введения и трапезной палате, позволили исследовать архитектурное завершение церкви, а также заложили фундамент для научно обоснованной практики проведения работ на древнерус. кирпичных сооружениях. Работы по сохранению руин древних сооружений мон-ря были начаты Барановским в 1963 г. С 1969 по 1991 г. реставрационно-восстановительные работы проводились под рук. А. М. Пономарёва Смоленской научно-реставрационной мастерской и Московской научно-реставрационной мастерской при ВООПИК с привлечением студенческих отрядов Смоленского педагогического ин-та и Московской шефской группы добровольных помощников реставраторов. К реконструкции памятников с мая 1990 г. подключилась община мон-ря; с 1993 г. строительные работы ведутся общиной возобновленного муж. мон-ря. Основные постройки Согласно последним исследованиям, Троицкий собор был построен в 1591-1596 гг., при настоятеле сщмч. Феоктисте (с 1603 архиеп. Тверской), на месте более древнего Троицкого храма с включением в юж. придел мест захоронений прп. Герасима, прп. Аркадия Дорогобужского , а также членов родов Салтыковых и Звенигородских. Закладка собора производилась при участии церковного мастера Терентия, но основные работы выполнялись под рук. государева мастера Ф. С. Коня .

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

2-этажное кирпичное здание трапезной палаты с Введенской ц., стоявшей к юго-западу от Троицкого собора, было построено в 1-й пол. 80-х гг. XVI в., при игум. Антонии (Алексееве) (с 1586 епископ Вологодский и Великопермский), и напоминает аналогичную постройку в Успенском мон-ре в г. Старица Тверской обл. Трапезная представляла собой квадратную в плане 1-столпную палату площадью ок. 250 кв. м; к ней примыкала с северо-востока Введенская ц., а с юго-востока - келарская палата, перекрытые коробовыми сводами в направлении с юга на север. С вост. стороны церковь имела граненую апсиду, перекрытую конхой, переходящей в коробовый свод. Интерьеры украшали печи, декорированные изразцами. Введенская ц. Фотография. 2005 г. Введенская ц. Фотография. 2005 г. В подклетном этаже сооружения, определявшем план 2-го этажа, располагались палаты хозяйственного назначения. Подклеты Введенской ц. и келарской палаты, так же как и палаты 2-го этажа, были перекрыты коробовыми сводами. Подклет трапезной палаты первоначально имел перекрытие, аналогичное палате 2-го этажа, 4 крестовыми сводами на один центральный столп, но впосл., видимо при устройстве поварни, был разделен на вост. и зап. палаты. Обе палаты перекрыты коробовыми сводами с востока на запад и связаны дверным проемом в долевой стене, в сев. части к-рой устроен дымоход. Между этажами сооружения проходил профилированный поясок. Окна 1-го этажа на зап. стене были обрамлены прямоугольными наличниками. Для доступа в трапезную с сев. стороны пристроили паперть с крыльцом, на к-рой первоначально размещалась звонница с часами. С юж. стороны келарской палаты также располагалась паперть, связанная внешней лестницей с юж. входом в подклет трапезной. На четверик Введенской ц. был поставлен восьмерик, завершавшийся стройным кирпичным 8-гранным шатром и шлемовидной главкой с крестом (высота до верхней точки креста - ок. 35 м). Восьмерик с шатром, возможно, появился над церковью не сразу, а по завершении строительства Троицкого собора. В то же время перестраивалась и сев. паперть, лишившаяся звонницы и часов, но получившая парадное крыльцо.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 45. Д. 262; Оп. 52. Д. 467; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1389. Л. 32-37; Ф. 834. Оп. 3. Д. 3786; Ф. 835. Оп. 1. Д. 664; Ф. 1293. Оп. 126. Д. 44; Ф. 1680. Оп. 1. Д. 13; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7982, 8242, 8902; Оп. 83. Д. 21; Оп. 97. Д. 43; Оп. 113. Д. 94, 363, 817; Ф. 256. Оп. 14. Д. 43; Ф. 262. Оп. 22. Д. 13; Оп. 109. Д. 63; Ф. 513. Оп. 102. Д. 1108; Ф. 639. Оп. 1. Д. 224; Ф. 1709. Оп. 1. Д. 41; Ф. 2280. Оп. 1. Д. 4, 5, 6; РГАДА. Колл. 172; Арх. СПбФРИ РАН. Ф. 172. Д. 80, 198; Ф. 181. Оп. 1. Д. 2985, 3016, 3104, 3293, 3345, 3464; Ф. 183. Д. 289; ЦГА СПб. Ф. 639. Оп. 1. Д. 224; Оп. 5. Д. 117; Ф. 1000. Оп. 50. Д. 44; Оп. 56. Д. 310; Ф. 1001. Оп. 107. Д. 43; Ф. 2004. Оп. 1. Д. 2320; Ф. 5865. Оп. 1. Д. 311; Ф. 7179. Оп. 10. Д. 382; Ф. 7838. Оп. 4. Д. 13; Ф. 7858. Оп. 4. Д. 10; Троицкий Зеленецкий мон-рь в пос. Зеленец Волховского р-на Ленинградской обл.: Проект реставрации. Л., 1986. Маш. С. 39-40; Троицкий Зеленецкий мон-рь в пос. Зеленец Волховского р-на Ленинградской обл.: Проект реставрации. Разд. 2: Ист. справка/Авт.-сост.: В. В. Фомин. Л., 1987//Арх. ин-та «Спецпроектреставрация». 3662/2; Стеценко Н. К., Воинова И. Л. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Ист. справка. СПб., 2004//Арх. подворья Св.-Троицкого Зеленецкого муж. мон-ря; Берташ А., диак., Малахиева А. Ю. Часовня церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости: Паспорт. СПб., 2004//Арх. Комитета по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства С.-Петербурга. Ист.: Новгородская третья летопись: О церквах каменных, в кое время строены в Великом Новеграде, и кто их строил//ПСРЛ. 1841. Т. 3. С. 274; Повесть о Мартирии, основателе Зеленой пуст.// Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 52-66; Житие прп. Мартирия, игум. Зеленецкого мон-ря. СПб., 1889; Житие и подвиги прп. отца нашего Мартирия, основателя Свято-Троицкия Зеленецкия обители, яже в пределах Новоладожскаго у. между Тихвином и Ладогою состоящия, и первого в ней игумена. СПб., 1908; Крушельницкая Е. В. Неизученная повесть о Мартирии Зеленецком - памятник литературы Рус. Севера кон. XVI в.//Источники по истории нар. культуры Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1991. С. 5-11; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара о Анзерском ските: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 108-138, 285-322; Буланин Д. М. Стихи на гробницу Корнилия Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 643-645.

http://pravenc.ru/text/199709.html

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010