В начале ХХ века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод. Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев. С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - haчaлe XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом kohцe XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня. Большой " удар " по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на haчaлo XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви). После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков. Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 roды XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал " Житие преподобного Герасима " .

http://sobory.ru/article/?object=10903

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было. Литература: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее//Светильник. 1914. 8. С. 2–12; Борин В. Памятники Азовских походов//Там же. 1914. 11–12. С. 27–34; Русская живопись XVII–XVII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgerate aus St. Petersburg. Koln, 1991. 31, ил. 29; Великие и чудотворные/Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358–360. Азовский мужской монастырь во имя святого Иоанна Предтечи А. О. Амелькин (Статья из I тома «Православной энциклопедии») Основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов на месте древней церкви св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до турецкого завоевания генуэзской фактории Таны-Азака в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова русские войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители. В 1700 г. была построена церковь св. Иоанна Предтечи, иконостас для которой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А.

http://sedmitza.ru/text/407609.html

Петр I повелел стольнику Дорогобужа И. Нелидову выдавать мон-рю регулярное жалованье. К 1744 г. Г. Б. м. владел 36 дес. пашенной и 85 дес. поросшей лесом земли, а также мельницами: на р. Болдинке в дер. Коровники, на р. Костре в с. Чёботове, на р. Великой в дер. Кашино, на р. Озеречне в дер. Бузанове, на р. Скоже близ Дорогобужа. В 20-х гг. XVIII в. в Г. Б. м. находились «на прокормлении» солдаты, неоднократно конфликтовавшие с настоятелем и братией. В 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В 1808 г. его посетил имп. Александр I Павлович . В 1812 г. Г. Б. м. был оккупирован и разграблен франц. войсками, в Троицком соборе солдаты устроили конюшню, в кельях - тюрьму, иконы из иконостаса использовались как разделочные доски. Настоятель игум. Дорофей с братией покинули обитель. В 1813 г. на средства кн. А. Н. Долгорукова и др. благотворителей мон-рь был восстановлен, собор покрыт «белым листовым железом», пол выстлан чугунными плитами, поставлен 6-ярусный иконостас, подвешено медное паникадило с 24 подсвечниками. В юж. Иоанновском приделе Троицкого собора стояли деревянная резная позолоченная рака и сень над мощами прп. Герасима. На пожертвования князей Долгоруковых и имп. Марии Александровны были приобретены богослужебная утварь, облачения. К 1860 г. Г. Б. м. владел 14 дес. 556 кв. саж. пахотной, 19 дес. 61 кв. саж. сенокосной земли, водяной мельницей при дер. Кашино, 2 озерами. В 1863 г. в Подмонастырской слободе было 10 дворов со 134 крестьянами. В 1908 г. Г. Б. м. владел 290 дес. земли, получал из казны жалованье 712 р. 38 к. Интерьер Введенской ц. Фотография. 2005 г. Интерьер Введенской ц. Фотография. 2005 г. Во 2-й пол. XIX в., при архимандритах Андрее (Васильеве) и Иринархе, на том месте, где, по преданию, стояла келья прп. Герасима, была возведена кирпичная ц. во имя прп. Тихона Калужского (по др. сведениям, свт. Тихона Задонского); разбит сад в 700 корней, имелись скотный двор, амбар, конюшня, баня, сенной сарай, за оградой - овин для молотьбы. Мон-рь существовал за счет казны и доходов от 307 дес.

http://pravenc.ru/text/164627.html

Свердловская область Талицкий район (Талицкий ГО). Бутка. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Тихона Задонского) Смоленская область Вяземский район. Спас-Волжинский погост. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Тихона Задонского) Дорогобужский район. Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Тихона Задонского Смоленск, город. Смоленск. Тихона Задонского, церковь Тамбовская область Тамбов, город. Тамбов. Казанский мужской монастырь. Церковь Иоанна Предтечи (с приделом Тихона Задонского) Тверская область Бельский район. Белый. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Тихона Задонского) Торжокский район и г. Торжок. Торжок. Власия, церковь (с приделом Тихона Задонского) Зубцовский район. Зубцов. Печерской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Тихона Задонского) Бологовский район. Бологое. Тихона Задонского, церковь Жарковский район. Ордынок. Предтечевский-Ордынский скит. Церковь Иоанна Предтечи (с приделом Тихона Задонского) Бежецкий район. Бежецк. Рождества Христова, церковь (с приделом Тихона Задонского) Тверь, город. Тверь. Тихона Задонского при Духовной Семинарии, церковь Тульская область Щёкинский район. Липово. Тихона Задонского, церковь Украина, Полтавская область Полтава, город. Полтава. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Тихона Задонского) Украина, Сумская область Сумской район. Нижняя Сыроватка. Тихона Задонского, церковь Конотопский район. Путивль. Тихона Задонского при тюремном замке, церковь Сумы, город. Сумы. Тихона Задонского, часовня Украина, Харьковская область Харьковский район. Борщевая. Тихона Задонского, церковь Ярославская область Рыбинск, город. Рыбинск. Тихона Задонского, церковь г. Москва Северо-Западный административный округ (СЗАО). Митино. Почаевской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Тихона Задонского) Восточный административный округ (ВАО). Сокольники. Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (воссозданная), церковь Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Александра Невского в Миуссах, собор (с приделом Тихона Задонского)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=249

земельных угодий, мельницы и 2 озер, сдававшихся в аренду. По сообщению, сделанному в 1912 г. П. Д. Барановским в Московском археологическом об-ве, комплекс Г. Б. м. оставался единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без изменений с кон. XVI в. 24 мая 1920 г. Г. Б. м. был закрыт, Троицкий собор обращен в приходской. Помимо музея в зданиях мон-ря располагались учреждения Дорогобужского союза колхозов, милиция, детский сад. В 1923 г. на территории мон-ря Барановский организовал уникальный историко-художественный музей (филиал Дорогобужского гос. музея, главные хранители - К. В. Киселёв, С. Ф. Бузанов), в экспозицию к-рого вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII вв., деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным, святыни и утварь XVI-XIX вв. из закрытых мон-рей, храмов и музея в г. Ельне. В Болдино из дер. Усвятье был перевезен деревянный Иоанновский храм XVIII в. 15 июля 1923 г. музею официально передавались Введенская ц. с трапезной, колокольня, неск. корпусов и домов, а также Троицкий собор, юж. придел к-рого музей предоставил верующим. По сообщению губ. комиссии в июне 1924 г., «монастыря как такового не существует, проживающие в нем 13 монахов обслуживают нужды общины верующих района Болдино на добровольных началах». Настоятелем общины был игум. Пафнутий (Ковалёв). В 1929 г. газ. «Правда» писала, что «монахи Болдинского мон-ря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Постановлением президиума Западного облисполкома от 11 нояб. 1929 г. собор был закрыт, музей переведен в Дорогобуж, реставрационные работы прекращены, в янв. 1930 г. главный хранитель музея Бузанов и оставшаяся братия (игум. Пафнутий, иером. Силуан (Ткачёв), иеросхим. Евфимий, иером. Варсонофий (Алексеев), иером. Маврикий (Корсаков), диакон Досифей (Бобров)) отправлены в ссылку. В соборе были устроены клуб, зернохранилище и склад колхоза «Гигант» (позднее - им. «Комсомольской правды»), во Введенской ц.- сыроваренный завод, в часовне - сепаратор для переработки молока.

http://pravenc.ru/text/164627.html

В январе 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открыть Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский (современное название) мужской монастырь. В мае 1993 года произошло значимое событие – монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По окончании молебна вместе с игуменом и насельниками я получил благословение Святейшего и до сих пор бережно храню и пользуюсь его подарком – репринтным изданием книги Ивана Дмитриевского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию». Если говорить о выборе монашества, то понятно, что за один день такие решения не принимаются. Они вызревают постепенно. Как-то утром я проснулся и понял, что всё –для меня наступило то время, когда остается только следовать словам Евангелия: «…аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). Пришло четкое осознание, что единственным местом, где можно спастись, была и есть Церковь. На работе написал заявление, через две недели уволился и вот оно – Болдино! Сегодня, спустя три десятилетия, вижу: выбор был сделан правильно. В сентябре 1991 года, по благословению митрополита Кирилла, игумен Антоний (ныне архимандрит) постриг меня в рясофор, с сохранением моего мирского имени Александр – в честь святого благоверного князя Александра Невского. 20 апреля 1993 года, по благословению митрополита Кирилла, игумен Антоний постриг меня в мантию, с наречением имени в честь преподобного Даниила Переславского, учителя преподобного Герасима Болдинского, восстановившего и основавшего три монастыря на Смоленщине и один на Калужской земле. С тех пор у меня сложилась духовная связь с Переславлем-Залесским и его обителями. Еще одна встреча в Смоленской епархии с митрополитом Кириллом состоялась в декабре 1991 года перед моим рукоположением. В праздник Рождества Христова, 7 января 1992 года, в Смоленском Успенском соборе владыка Кирилл рукоположил меня в сан иеродиакона и 19 января, в день Крещения Господня, в сан иеромонаха.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/tysyac...

В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский) , который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий , митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке. Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов . В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд. В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще. Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой. Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Ф. 303/I. 530. Грамота 2. Л. 28 об.). В XVI-XVII вв. мон-рь владел подмосковными селами Староникольское и Ивановское, более 100 селами и деревнями в Дорогобужском и др. уездах (в т. ч. селами Клушино, Мутишино, Новосёлки, Орехово, Перстенки, Чёботово, деревнями Высокое, Глагазина, Глупая Гора, Денисьево, Дыхалова, Игнатьева, Козицына, Коржавино, Левонова, Мендерева, Мячково, Полежакино, Полянка, Рагозина, Селиверстова, Семёновская, Синякова, пустошами Алексейкова, Баталова, Булгаковская, Дрыжанова, Камешкина, Липники, Митьково, Панкова, Сазонова), имел подворья в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Мон-рь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Ко 2-й пол. XVI в. в Г. Б. м. были книгописная и иконописная мастерские. Написанные братией иконы, в т. ч. прп. Герасима, продавали или обменивали в Москве. Братия регулярно приезжала в Москву с «троицкой» водой и подарками. Благодаря крупным царским вкладам с кон. XVI в. в Г. Б. м. велось каменное строительство, были возведены Троицкий собор, трапезная палата с Введенской ц., колокольня. Тихоновская ц., поставленная на месте кельи прп. Герасима. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2005 г. Тихоновская ц., поставленная на месте кельи прп. Герасима. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2005 г. С 1617 по 1654 г. Дорогобужский край находился в составе Польского королевства. Мон-рь и его земли были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. (В XX в. у юж. стены Троицкого собора было обнаружено захоронение убиенного в 1647 г. схим. Афанасия (Тиханова)). В 1632-1634 гг. монастырский крестьянин Иван Балаш возглавил партизанский отряд, поднял казацко-крестьянское восстание на Смоленщине. После изгнания польско-литов. интервентов в 1655 г. Г. Б. м. был возобновлен, в 1660 г. строителем стал игум. Ефрем (Потёмкин) , в 1661 г.- игум. Феодосий, по прошению к-рого в 1683 г. мон-рю были возвращены прежние вотчины: пустошь Отрочино, урочище Холм, 2 «луки Троицкие». В ответ на прошение игум. Паисия в 1705 г. имп.

http://pravenc.ru/text/164627.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010