В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский». С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. Настоящее время [ править править код ] Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский». Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Смоленской области Болдин Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1530 Адрес : Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Болдино Мужской монастырь, основанный в 1530 прп. Герасимом Болдинским, учеником прп. Даниила Переяславского. Во 2-й пол. XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В Смутное время покинут братией, ок. 1621 передан смоленскому коллегиуму иезуитов. Восстановлен в 1656, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Консервационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня кон. XVI в., взорванная в 1943. Восстановлен в 1991.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Блаженная Анастасия Вяземская Рядом с храмом, на Екатериненском кладбище Вязьмы, на месте взорванной колокольни, под большим деревянным крестом – могила почитаемой в Вязьме блаженной Анастасии Вяземской. Странности юродивой были тихими, она ходила по домам и принимала от людей лишь самую простую пищу. Прожила Анастасия больше ста лет. Когда она умерла в 1959 г., на похороны пришла почти вся Вязьма, и гроб 9 км (от деревни, где она скончалась, до кладбища) несли на руках. У могилы почти всегда кто-то молится, прося у Настеньки исцеления или утешения. В июле 2002 г. по молитве Анастасии была исцелена настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря Лаврентия: блаженная явилась больной во сне, подвела её к святому углу, вслух помолилась перед иконами, и наутро болезни как не бывало. Монастыри [ править править код ] Предтеченский Вяземский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1542 Адрес : Смоленская обл., Вяземский р-н, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А Телефон : (48131) 6-18-01 Мужской монастырь, основанный в 1542 прп. Герасимом Болдинским. В XVII-XVIII вв. богат, вел каменное строительство. В 1812 сильно пострадал, восстановлен в 1820-х, к нач. ХХ в. немноголюден. Закрыт не позже 1920-х, территория до 1960-х была занята фабрикой. С 1970-х ведется реставрация построек. Восстановлен в 1990 как мужской. В 1995 преобразован в женский. Подробнее... Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий собор (Вязьма) [ править править код ] Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки – «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского».

http://azbyka.ru/palomnik/Вязьма

Трудно себе представить, что ещё тридцать лет назад Болдинский монастырь, при возобновлении в нём монашеской жизни, не имел, в сущности, святынь. В какой-то момент в него вернулась одна-единственная икона из прежнего богатейшего собрания образов - выполненная во второй половине XIX века икона преподобного Герасима Болдинского и святителя Николая Чудотворца с образом Божией Матери. Сейчас они находятся в главном соборе обители - Троицком храме. Здесь же под спудом были найдены мощи преподобного Герасима. Когда взялись за разборку руин Троицкого собора, оказалось, что при закладке соборного храма в конце XVI века строителям пришлось досыпать грунт на месте возведения южного придела (то есть там, где за сорок лет до этого в 1554 году, погребли преподобного Герасима Болдинского), потому что здесь был пологий склон холма, спускавшийся к Болдинке. Другими словами, даже в те времена захоронение не могло находиться на глубине один метр!. А во время раскопок ещё и выяснили, что в ходе дореволюционных ремонтных работ пол собора поднимали на 85 сантиметров. Теперь уже никто не сомневался в том, что мощи преподобного Герасима по-прежнему остаются непотревоженными. Когда стало понятно, что они вот-вот будут обретены, вызвали на помощь сотрудников Музеев Московского Кремля (прежде раскопками занималась монастырская братия). Сняли насыпанный четыреста лет назад грунт, и чуть ниже проявились контуры могильной ямы. Случилось это 17 июля 2001 года, когда на глубине около трёх с половиной метров открылись мощи преподобного Герасима. Тогда же были обретены и мощи одного из ближайших учеников святого - преподобного Аркадия Болдинского. Долгое время обретённые мощи Герасима пребывали во Введенской церкви - в специально изготовленной резной раке у иконостаса, справа от входа. Над нею установили резную же сень. По окончании строительства и оформления Троицкого собора раку с мощами святого перенесли в соборный храм. Здесь же, в соборном храме, находятся и мощи преподобного Аркадия Болдинского.

http://sobory.ru/article/?object=11062

В начале ХХ века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод. Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев. С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - haчaлe XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом kohцe XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня. Большой " удар " по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на haчaлo XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви). После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков. Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 roды XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал " Житие преподобного Герасима " .

http://sobory.ru/article/?object=10903

В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов: в зданиях бывшей обители были размещены ремонтные мастерские. Вскоре сюда пришли немецкие войска, которые в марте 1943 года при отступлении заминировали и взорвали Введенский храм вместе с Троицким собором и колокольней. Болдин монастырь был самой большой любовью выдающегося русского учёного-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. После разрушения Болдинского монастыря он писал другу: " Я не переставал страдать за него, вспоминая... Бывало так, что видел во сне существующим и возрождённым... Я принял все зависящие от меня меры, чтобы сохранить оставшееся... Однако сам я ...поехать туда, переломить своё сердце, не мог... Я узнал, что руины монастыря ... пустили на ...кирпич. И вот я должен был взять себя в руки и поехать ...на могилу величайшего из памятников нашего древнего искусства. Я увидел разрушенные останки памятников, которые видел раньше во всём великолепии, которым посвятил много лет жизни, труда, любви и забот, чтобы сделать их ещё более прекрасными... " . Эти строчки были написаны Петром Дмитриевичем 16 сентября 1962 года. Летом 1969 года на руины монастыря, оставшиеся после взорванных в 1943 году немецкими войсками храмов и колокольни, пришёл первый студенческий реставрационный отряд. И на протяжении двух десятилетий смоленские студенты возрождали святыню своей земли. Реставрационные работы по восстановлению храмов производились тогда под руководством ученика Барановского Александра Пономарёва по сохранившимся обмерам и фотографиям самого Петра Дмитриевича. Первым делом был восстановлен первый этаж Введенской церкви, а уже в 1988 году была воссоздана шестигранная колокольня. Неоценимую помощь в воссоздании Введенского храма и трапезной палаты оказал командир воинской части, полковник Валерий Вячеславович Корниенко вместе со своими солдатами. Восстановительные работы в храме продолжились в 1995-1997 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11063

В этом году буквально перед своим избранием на патриарший престол Святейшим Патриархом совместно с Сергеем Владимировичем Антуфьевым, губернатором Смоленской области были подписаны документы о возвращении епархии ее обителей, находящихся в городе Смоленске. Это женский Троицкий монастырь, женский монастырь Вознесения Господня и мужской Авраамиев монастырь. Эти обители активно реставрируются, в них возобновляется монашеская и богослужебная жизнь, что является хорошим знамением современного нормального отношения между государством и епархиальными структурами. – Какие задачи стоят сегодня перед правящим епископом? – Мы надеемся на продолжение той традиции, которая была положена Святейшим Патриархом, – мы надеемся на возвращение церковных зданий своему исконному владельцу. И я думаю, что не за горами то время, когда нам будет возвращена гостиница, которая исторически принадлежала епархии. Она находится на соборном склоне слева от лестницы, ведущей в собор. Сейчас там жилой дом. Мы уже начали прорабатывать с губернатором вопрос о возможности возвращения этого здания православной церкви для устроения в нем епархиальной гостиницы. Надо сказать, что такие гостиницы уже есть в некоторых монастырях. Одним из таких монастырей, пожалуй, самым удивительным с точки зрения современной реставрации является Болдинский мужской монастырь. За несколько лет он был восстановлен из руин. В этом монастыре уже построена замечательная гостиница, которая способна принять достаточное количество паломником, приезжающих поклониться мощам преподобного Герасима Болдинского. Другая проблема на сегодняшний день – это научная реставрация иконостаса кафедрального собора Успения Божией Матери. Это первая научная реставрация иконостаса. Именно на такой реставрации настоял Святейший Патриарх Кирилл, хотя она является очень трудоемким, продолжительным по времени и ресурсоемким процессом. К реставрации иконостаса мы привлекли высококлассных специалистов из государственных музеев и галерей Москвы и Санкт-Петербурга. В нашем соборе осуществляется глубокая реставрация с открытием первого авторского слоя иконописи. За время существования икон, а со времени их написания прошло уже несколько веков, иконы поновлялись и некоторые практически изменили свое сюжетное содержание. Сегодня реставраторы открывают первый авторский слой, что немало удивляет и представляет громадную ценность. Наша реставрация называется научной реставрацией. Это значит, что проводится фотофиксация, привлекаются вспомогательные материалы по изучению времени написания икон, осуществляется научное описание материала. Полагаю, что работа на этом иконостасе может стать темой для многих научных диссертаций. Реставрируется и резная лепнина иконостаса, до основания снимается весь слой краски, заново шпаклюется специальным покрытием и затем уже покрывается позолотой. К приезду Святейшего Патриарха в следующем году мы надеемся закончить все реставрационные работы и просить Патриарха освятить отреставрированный иконостас.

http://religare.ru/2_70376.html

Петр I повелел стольнику Дорогобужа И. Нелидову выдавать мон-рю регулярное жалованье. К 1744 г. Г. Б. м. владел 36 дес. пашенной и 85 дес. поросшей лесом земли, а также мельницами: на р. Болдинке в дер. Коровники, на р. Костре в с. Чёботове, на р. Великой в дер. Кашино, на р. Озеречне в дер. Бузанове, на р. Скоже близ Дорогобужа. В 20-х гг. XVIII в. в Г. Б. м. находились «на прокормлении» солдаты, неоднократно конфликтовавшие с настоятелем и братией. В 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В 1808 г. его посетил имп. Александр I Павлович . В 1812 г. Г. Б. м. был оккупирован и разграблен франц. войсками, в Троицком соборе солдаты устроили конюшню, в кельях - тюрьму, иконы из иконостаса использовались как разделочные доски. Настоятель игум. Дорофей с братией покинули обитель. В 1813 г. на средства кн. А. Н. Долгорукова и др. благотворителей мон-рь был восстановлен, собор покрыт «белым листовым железом», пол выстлан чугунными плитами, поставлен 6-ярусный иконостас, подвешено медное паникадило с 24 подсвечниками. В юж. Иоанновском приделе Троицкого собора стояли деревянная резная позолоченная рака и сень над мощами прп. Герасима. На пожертвования князей Долгоруковых и имп. Марии Александровны были приобретены богослужебная утварь, облачения. К 1860 г. Г. Б. м. владел 14 дес. 556 кв. саж. пахотной, 19 дес. 61 кв. саж. сенокосной земли, водяной мельницей при дер. Кашино, 2 озерами. В 1863 г. в Подмонастырской слободе было 10 дворов со 134 крестьянами. В 1908 г. Г. Б. м. владел 290 дес. земли, получал из казны жалованье 712 р. 38 к. Интерьер Введенской ц. Фотография. 2005 г. Интерьер Введенской ц. Фотография. 2005 г. Во 2-й пол. XIX в., при архимандритах Андрее (Васильеве) и Иринархе, на том месте, где, по преданию, стояла келья прп. Герасима, была возведена кирпичная ц. во имя прп. Тихона Калужского (по др. сведениям, свт. Тихона Задонского); разбит сад в 700 корней, имелись скотный двор, амбар, конюшня, баня, сенной сарай, за оградой - овин для молотьбы. Мон-рь существовал за счет казны и доходов от 307 дес.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Высокий шатёр церкви восстанавливать не стали, ограничились лишь невысоким шатриком, установленным на восьмигранник храма. Возрождённый из руин Введенский трапезный храм освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 7 декабря 1997 года. По материалам книги " Свято-Троицкий Болдин монастырь " . Издание Свято-Троицкого Болдина монастыря, 2016 г. Введенская трапезная церковь, восстановленная в упрощённом виде, к сожалению, не вполне отвечает формам прежнего храма, построенного в 1580-е годы, - он был шатровым. " Эта исконная и любимая, - пишет П. Д. Барановский, - глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа. Введенская церковь, единственная из одношатровых церквей Смоленской области, свидетельствует, что и здесь в былое время жила форма шатровых завершений... " А вот как знаменитый архитектор-реставратор описывает в 1918 году Введенский храм: " Храм, находящийся во втором этаже, или стоящий " на подклетях " ... представляет из себя в плане квадрат, переходящий в восьмигранник, на котором возвышается каменный шатёр на восьмигранном барабане. С восточной стороны к основному четверику примыкает одноапсидный полукруглый алтарь, с западной обширный корпус старой трапезной с папертью, а с южной помещение бывшего придела преподобного Митрофана... Вход в трапезную и церковь был с северной стороны через паперть, к которой примыкало громадное крыльцо... " Отметим, что до 1843 года в Митрофановском приделе находилась келарская палата, а в 1881 году на его месте были устроены кельи. Приступая к восстановлению Введенского храма, строители ориентировались на прежний его вид. Средств тогда не хватило лишь на сам шатёр - барабан со шлемовидной главкой поставили прямо на восьмерик. В 1997 году работы были завершены, и 4 декабря митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл освятил храм. Внутри Введенская церковь и бывшая трапезная палата сейчас выглядят куда лучше, нежели в те времена, когда молодой П. Д. Барановский готовил свою диссертацию. Тогда храм был практически заброшен за ненадобностью - росписей не имелось, даже иконостаса не было... В наши дни здешние интерьеры впечатляют гостей и паломников - в 1999-2001 годах в церкви и трапезной работала бригада иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Они то и создали эти прекрасные интерьеры. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11063

земельных угодий, мельницы и 2 озер, сдававшихся в аренду. По сообщению, сделанному в 1912 г. П. Д. Барановским в Московском археологическом об-ве, комплекс Г. Б. м. оставался единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без изменений с кон. XVI в. 24 мая 1920 г. Г. Б. м. был закрыт, Троицкий собор обращен в приходской. Помимо музея в зданиях мон-ря располагались учреждения Дорогобужского союза колхозов, милиция, детский сад. В 1923 г. на территории мон-ря Барановский организовал уникальный историко-художественный музей (филиал Дорогобужского гос. музея, главные хранители - К. В. Киселёв, С. Ф. Бузанов), в экспозицию к-рого вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII вв., деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным, святыни и утварь XVI-XIX вв. из закрытых мон-рей, храмов и музея в г. Ельне. В Болдино из дер. Усвятье был перевезен деревянный Иоанновский храм XVIII в. 15 июля 1923 г. музею официально передавались Введенская ц. с трапезной, колокольня, неск. корпусов и домов, а также Троицкий собор, юж. придел к-рого музей предоставил верующим. По сообщению губ. комиссии в июне 1924 г., «монастыря как такового не существует, проживающие в нем 13 монахов обслуживают нужды общины верующих района Болдино на добровольных началах». Настоятелем общины был игум. Пафнутий (Ковалёв). В 1929 г. газ. «Правда» писала, что «монахи Болдинского мон-ря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Постановлением президиума Западного облисполкома от 11 нояб. 1929 г. собор был закрыт, музей переведен в Дорогобуж, реставрационные работы прекращены, в янв. 1930 г. главный хранитель музея Бузанов и оставшаяся братия (игум. Пафнутий, иером. Силуан (Ткачёв), иеросхим. Евфимий, иером. Варсонофий (Алексеев), иером. Маврикий (Корсаков), диакон Досифей (Бобров)) отправлены в ссылку. В соборе были устроены клуб, зернохранилище и склад колхоза «Гигант» (позднее - им. «Комсомольской правды»), во Введенской ц.- сыроваренный завод, в часовне - сепаратор для переработки молока.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010