Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими. В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения 15 . Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви: 1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Период подчинения Русской церкви Вселенской был самым мрачным в истории России; это было время постоянных усобиц, завершившееся монгольским игом, причем не последнюю роль сыграли здесь греческие архиереи. Россия сама избавила себя от татарского ига, а теперь избавляет от турецкого ига порабощенные православные народы и имеет полное право быть и в церковном отношении на первом месте в православном мире. Последняя мысль является, как известно, стержнем всей русской политики на православном Востоке вплоть до 1917 г. Наконец, для истории византинистики немалый интерес представляет записка И. Е. Троицкого «Библиотека преосвященного Порфирия с научной точки зрения», составленная по поручению Победоносцева 23 ноября 1886 г. (Ф. 2182. Д. 132). По мнению Троицкого, библиотека Порфирия Успенского является образцом библиотеки, гармонично составленной с таким широким выбором, что может удовлетворить самым серьезным научным запросам. Желательно было бы не распродавать ее по частям, а сохранить в целости. При этом, считает Троицкий, имеет смысл не перевозить ее в Петербург, а оставить в Москве, где нет таких богатых библиотек, как Императорская Публичная библиотека или библиотека Академии наук. Остается решить вопрос, где ее поместить (Л. 8–19). К своему обоснованию ученый прилагает характеристику библиотеки по разделам (Л. 20–49). Таковы вкратце материалы по истории византиноведения из второй части личного архива И. Е. Троицкого . Остается только сожалеть о том, что архив оказался искусственно разделенным на две неравные части; особенно это вызывает неудобство при работе с перепиской К. П. Победоносцева или письмами М. Гедеона, оказавшимися в том и другом архивохранилищах. Нельзя, однако, не порадоваться тому, что до нас дошел в почти нетронутом виде архив одного из самых замечательных византинистов конца XIX в. H. В. Покровский: личность, научное наследие, архив Н. В. Пивоварова К числу выдающихся исследователей византийского искусства и иконографии по праву принадлежит Николай Васильевич Покровский (1848–1917), заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной академии по кафедре церковной археологии и литургики, директор С.-Петербургского археологического института, доктор церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Злоба меня душила на попа... Я хотел сначала покончит[ь] с попом, спустившис[ь] под первую гору от Покровского, но передумал», – писал Павловский. Он решил помучить священника, заставить его, почти 60-летнего, везти дрезину: «Тут все с грязными руками, а ты с чистыми… вези сам себя, а за счет тебя поедем и мы». Отец Платон сначала отказался – для него такой труд был непосильным. «Я тогда вынул наган и дал сроку три минуты, а сам был доволен, что он откажется, так как не надо будет возит[ь]ся с ним дальше. [Я] направил револ[ь]вер на него, скомандовал: «Раз… два», но поп, не ожидая „три“, сказал: «Хорошо, буду крутить дрезину»./…/Фигура попа была комична. День был жаркий, поп высокого роста. Когда [он] нагибался, волоса рассыпались на лицо, по волосам – пот, пыль… [похож он был] на… дикаря из Африки». В штабе Павловский рассчитывал получить разрешение на расстрел отца Платона. Но на станции начались волнения среди рабочих депо, многие из которых были из села Покровского, хорошо знали и любили отца Платона. Разбираться в ситуации приехал комиссар Северо-Урало-Сибирского фронта Георгенбергер, который предложил отпустить священника под расписку, а расстрелять потом, при более удобном случае. Так и было сделано – отца Платона отпустили. В Ирбитском районе действовали и другие красные отряды, которые также грабили население, арестовывали, убивали... В конце июля отец Платон с еще одним священником, отцом Флорентием Троицким и его сыном, гимназистом, был арестован латышами-красноармейцами, которые, обвинив их в сочувствии белым, повезли в штаб на станцию Егоршино , чтобы там расстрелять. Готовясь к смерти, священники исповедались друг у друга. По воспоминаниям отца Флорентия, на душе стало легче, страх смерти отступил от них. Но не довезя до станции шести верст, латыши отпустили арестованных. Приблизительно в это время в селе Покровском красными была объявлена мобилизация, однако крестьяне приняли ее очень неохотно; подлежавшие призыву стали скрываться в лесах. 8 августа 1918 г. в 6 часов утра к батюшке снова нагрянули красноармейцы. О.Платон бежал в лес и скрывался там до ночи.

http://drevo-info.ru/articles/27757.html

К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

Не так давно открылся Музей истории Саратовской митрополии, где собраны удивительные предметы, рассказывающие об истории Православия на нашей земле. Интересный музей создан и при Свято-Троицком соборе. Можно отправиться на экскурсию по храмам и монастырям Саратова - побывать там, где еще не были. Почти у каждого храма есть свой сайт, прочитав который можно узнать о его истории и святынях, чтобы самостоятельная экскурсия прошла интересно. Подспорьем родителям могут стать и детские летние площадки при храмах - одна из таких действует при воскресной школе Покровского храма. Занятия для детей на летней площадке проходят во второй половине дня по вторникам и четвергам в течение всего лета. Приглашаются все желающие в возрасте от 6 до 15 лет. Ребят ждут веселые спортивные соревнования, русские народные игры, экскурсии по саратовским храмам и монастырям, уроки краеведения, история мирового театра кукол, участие в театральных постановках, экскурсии по историческим местам города, уроки благочестия, уроки труда при храме, занятия по прикладному искусству. В летние месяцы все желающие также смогут прослушать курс лекций по православному краеведению: «Познавательная история православной России и Саратовского края». Занятия под руководством доктора исторических наук Валерия Соловьева будут проходить каждую среду в 19.00 в здании воскресной школы Покровского храма. Словом, летом можно избавить ребенка от бесполезного блуждания по Сети и сделать его жизнь интересной и насыщенной. Я буду очень стараться! Фото Юлии Ракиной и из открытых Интернет-источников Газета «Православная вера» 13 (537) Ольга Новикова Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Андреев Михаил Петрович. Родился в 1882 г. в селе Щучье Челябинского уезда в семье священника. Окончил Челябинское духовное училище (1899 г.) Псаломщик при церкви села Новокумляк Троицкого уезда с 1900 г. Эконом Челябинского епархиального женского училища с 1909 г. Священник при церкви того же училища с 1913 г. В 1916 г. служил при церкви Зигазинского завода Верхнеуральского уезда. В марте 1919 г. – служащий Челябинского епархиального совета, а в августе – заведующий удешевленными столовыми в Чите. В конце Гражданской войны эвакуировался в Китай. Служил в Покровской церкви на Старом кладбище, был настоятелем Успенской церкви на Новом кладбище Харбина. Смотритель епархиального свечного завода (1925–1943 гг.) С 1943 по 1945 гг. служил в Трехречье в поселках Верх-Урга и Драгоценка. В период 1945–1947 гг. по болезни за штатом. С 1947 по 1952 гг. – настоятель Свято-Покровской церкви на Старом кладбище Харбина, духовник Харбинской епархии. В 1952–1955 гг. служил в пос. Улуси и на ст. Якеши, а в 1956–1959 гг. в Петропавловской церкви Сунгарийского городка г. Харбина. В 1959 г. эмигрировал в Австралию, где служил при Архиерейской церкви в г. Сиднее. Скончался 01.07.1964 г. Протоиерей Михаил Белов Михаил Авксентьевич. Надзиратель Челябинского духовного училища, а с 1910 г. еще преподаватель древней истории и славянского языка в челябинском епархиальном женском училище. С 1912 г. – челябинский уездный наблюдатель церковно-приходских школ. Проживал на станции Шумиха Челябинского уезда Оренбургской губернии. Во время Гражданской войны ушел с Белой Армией. В начале 1920-х гг. эвакуировался в Китай. Служил в г. Маньчжурия (1929 г.), на Мулинских копях и на станции Бухэду Западной линии КВЖД в 1930–1940 гг. Протоиерей Михаил Воздвиженский Михаил Васильевич. Служил в церквях Сунгарийского городка и района Механических мастерских Харбина в 1920-х гг. Законоучитель в гимназии имени А. С. Пушкина в Харбине в 1930-х гг. Протоиерей Михаил Воронцов Михаил. Эконом Русской духовной миссии в Пекине. В середине 1950-х гг. вернулся в СССР. Служил в Екатеринбургской епархии. Протоиерей Михаил

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—18— правильно. Г. Покровский переписывает из Гарнака: „in apostolis quidem dicunt spiritum sanctum fuisse, paracletum non fuisse, et paracletum plura in Montano dixisse, quam Christum in evangelic protulisse“: в оригинальном же тексте читается: „in apostolis quidem dieant spiritum sanctum fuisse, Paracletum non fuisse: et qua dicenm 379 Paracletum plura in Montano dixisse, quam Christum in Evangelio protulisse, nec tantum plura, sed etiam meliora atque majora“ ect. (Migne, ser. lat. t. II, col. 91). Встречаются по местам неудачные переводы. Автор дает перевод известных „Sententiae episcoporum“ большого Карфагенского собора осен. 256 г.; конец этого памятника гласит, по переводу г. Покровского: „ .... еретики .... должны быть крещаемы ...., чтобы они могли стать из грешников – друзьями, из антихристов – христианами“ (стр. 734). Между тем, подлинник имеет: ,,ut possint fieri de adversariis amici, de antichristis – christiani» (Corpus scriptorum ecclesiasmieorum latinorum, vol. III, pars 1. Издан. Harmel’я – Thasci Caecili Cypriani opera, p. 461, 87); следовательно, о „грешниках“ там нет ни слова; Киприан говорит об еретиках, как о „противниках“ Христа, и употребляет для этого слово „adversarii“. Правильный перевод, таким образом, данного места будет: „чтобы они могли сделаться из врагов (противников) – друзьями, из антихристов – христианами“. Здесь уместно указать, что г. Вл. Троицкий (архим. Иларион) так именно и переводил указанные слова Киприана (см. его „Очерки из истории догмата о Церкви“, 1912, стр. 459). В анализируемой книге г. Покровского встречаются примеры несколько неуверенной цитации некоторых пособий. Так, напр., имеется ссылка на исследование Erw. Preusschen – „Tertullians Schirften „de poenitentia“ и „de pudicitia» mit Rücksicht auf die Bussdisciplin untersucht“, Giessen, 1890 (у г. Покровского – стр. 148, пр. 3); на стр. 376, пр. 2 видим также ссылку на это же исследование, но с указанием и 2-е Auflage 1910. Итак, исследование Erw. Preusschen’a издано было, согласно цитации г. Покровского, в Giessen’e в 1890 и 1910 г.г. Рецензент не имел возможности видеть этого исследования, но он удивляется, почему в перечне пособий г. Покровский цитует его иначе, чем в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

недостаточного проникновения в дух местной среды и ее истории, к упрочению власти, основанной на началах знания, мира и любви. Иверия, всегда непоколебимо православная, уже в продолжении 400 лет обращает взоры свои к единоверной России; твердость в православной вере привела ее к политическому и церковному единению с Россией и таким образом послужила оплотом русскому православию против иноверных азиатских вторжений: соображения эти, относящиеся к отдаленному прошлому, получают интерес современности именно в настоящее время, в виду усиленных политических и религиозных движений, направленных в переднюю Азию из западной Европы. V. Кафедра по рассматриваемому предмету должна быть учреждена при С.-Петербургской Духовной Академии, располагающей уже по самому положению в столице, сравнительно большими учеными средствами. VI. Предмету может быть усвоено наименование церковная история и древности Иверии. Примечание. Соприкосновение этой истории с армянскою и сирохалдейскою, с византийскою и русскою предполагается само собою: это дело научного метода. VII. На выбор специалиста по этому предмет, как новому и трудному, требующему особых знаний по истории и древностям, востока и по части языков,должно быть обращено особенное внимание и это составили одну из важнейших забот Академии: на помощь Академии в данном случае придут университетская наука и ученные путешествия. Но говорить о подробностях дела считаем преждевременным». Справка. Указом Св. Синода, от 30 апреля 1900 г. за 2665, поручено совету Академии представить заключение по вопросу об учреждении при С.-Петербргской духовной академии духовной самостоятельной кафедры грузинской церковной истории в ознаменование имевшегося исполнится 18 января 1901 года столетия со дня присоединения Грузии к единоверной России Для обсуждения сего вопроса, по определению Совета, от 22 мая 1900 года за 1, была составлена комиссия под представительством заслуженного ординарного проф. Т. Б. Барсова; из г.г. наставников Н. В. Покровского и доцента А. И. Брилиантова. Означенная комиссия в минувшем месяце марте представила в Совет Академии свое мнение по этому вопросу, и Совет Академии 18 минувшего марта постановил: В виду заявлений о желательности возбуждение вопроса об устройстве кафедры не только по истории грузинской церкви, но и по истории восточных христианских общин, равно как и по истории византийской церкви, образовать для этой цели комиссию под председательством заслуженного ординарного проф. Н. А. Скабалановича из проф.: Н. В. Покровского , Н. К. Никольского , И. Г. Троицкого и А. И. Бриллиантова , которой и поручить представить в Совет свои соображения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежний посад, возведенный на степень третьего города, как мы заметили выше, назывался Белым, Царевым и каменным городом, тогда как Китай доныне слывет по преимуществу городом. В стенах его было 28 башен и 12 ворот, коим соответствовали соименные Земляного города: Чертольские, или Черторьские, Арбатские, Никитские, Тверские, Дмитровские, Петровские, Сретенские, Покровские, Яузские; Серпуховские, Колужские и Фроловские, или Лужницкие. Кроме их, на западной стороне были Водяные, Всесвятские и Трехсвятские при урочище старые прощи. По указу Царя Алексея Михайловича, 1658 г. последние переименованы Всесвятскими, а Чертольские Пречистенскими, от коих и все Черторье получило название Пречистенки. Через Неглинную и Яузу, обтекавшие Белый город, шли мосты, из коих главные каменные, один у Неглиненских, а другой у Троицких ворот. У Спаса в копье к Петровке вел новый мост 169 , заменявший тогда Кузнецкий, где лежала Кузнецкая слободка среди грязей. Большими улицами Белого города тогда назывались Чертольская, Арбатская, Никитская, или Царицынская, Тверская, или Царская, Смоленская, под именем коей встречается в делах Арбатская и Воздвиженская, Дмитровская, Рожественская, Стретенская и Покровская. Из малых улиц упоминаются Рожественка малая, Лубянская, Фроловская, или Фроловка, Евпловская, или Евпловка, Серпуховская, смежная с церковью Николы Подкопаева, со многими переулками и тупиками. Доныне удержавший свое название Лебяжий, переулок у Боровицких ворот напоминает бывший тут пруд, где плавали лебеди – почетное кушанье Царского стола. В начале XVII века, вскоре после Московского разоренья, полых мест, кроме площадей и площадок, Житной в охотном ряду, старой Коневой между Ильинскими и Варварскими воротами, Коровей у Фроловских, лежало впусте много земель, кои отдавались казною под дворы мастеровым, иноземцам, жильцам, решеточным прикащикам, подьячим и священно- и церковно-служителям. Как в Китае, так и в Белом городе, улицы запирались на ночь решетками, из коих известны: Знаменская, Воздвиженская, Арбатская, Кисловская, Житная у Моисеевского монастыря, Рожественская, Козьмодемьяновская, Покровская. Присоединение малой России в великой увеличило улицы Белого города Малоросейкою (Моросейкою) и Хохловкою, где поселились выходцы оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

У Белогородцкого: В Курску, за Богородицким Знаменским 169 дворов. На Ливнах за Сергиевским 19 дворов. В Сумах, по справке с розрядом в Сумине в уезде монастырей нет. В Ахтырке, по справке с розрядом на посаде и в уезде монастырей нет. (Подлинник писан скорописью столбцом на двадцати восьми листках). Приложение 4 1682 г. 8. (Из Актов о Московском церковном соборе 1681–1682 г.). Роспись, – сколько дворов за монастырями в области патриаршей и митрополичих. (Найдена в 1890 г. С А. Белокуровым в неразобранных столбцах Архива). 1674–1690 г. Времени патриарха Иоакима. Росписание, в которых городах к патриаршей и митропол. кафедрам приписаны христьян. дворы (патриарш., и митропол. области) – все это пометы архивные. На обороте последнего листа помета, судя по почерку 17 в., при Иоакиме патриархе, в которых городех быть епископом и о иных, О епископех, в которых градех быть, написано «например». Великого Господина Святейшего Иоакима, Божиею милостию архиепископа царствующего града Москвы, и всеа Росии патриарха, во епархий быти во градех епископом (вставка: пребывателства имети им во градех при соборных церквах, а во удоволство ему и домовым ево дати монастыри с вотчины, чем ему себя и дом свой епископль доволствовать, а десятины збирать на святейшего патриарха и на епископов в чьей сущей епархии и все будет чинить за ево святительским благословением и без воли ево ничто же может состроити, но во всем должен повиноватися отцу своему и пастырю). А в которых градех быть и что в тех городех монастырей и за теми монастырями крестьянских и бобылских дворов, и то писано имянно: В Володимере, а монастыри в том граде и в уезде, а за теми монастырями крестьянских и бобылских дворов: за Рожествевным (1800) дворов, за Боголюбовым 384 ... дворов, за Спаским, Золотовороцким..., за Покровским, что на устье реки Нерли..., за Егорьевским, что на посаде..., за Николским Волосова..., за Кузминским...... В Переславле Залеском за Горицким..., за Троицким–Даниловым..., за Никицким..., за Борисоглебским..., за Випревым..., за Покровским Антоновы пустыны..., за Николским, что на Болоте…. В Суздале за Спаским Еуфимьевым монастырем. На Вологде, на Костроме, в Галиче, в Звенигороде бывшего архангелского епископа дом и вотчины ему в удоволствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010