сер. От штатных окладов сих церквей не вычтено ничего Святейшим Синодом, а между тем они пользуются значительными собственными средствами, именно, имеют: первая 112 десятин земли, вторая 137 десятин земли, третья 85 десятин земли, да руги 16 злотых и 33 гарнца водки, четвертая 99 десятин земли, пятая 123 десятины земля, да 50 злотых процента от капитала, шестая 129 десятин земли и седьмая 116 десятин земли, Все остальные церкви Литовской епархии, по ближайшей проверке настоящего положения оных, я нахожу не подлежащими никакому изменению против штатов, препровождённых ко мне при указе Святейшего Синода. За сим покорнейше прошу Святейший Правительствующий Синод: во-первых, чтобы оклады священников девяти церквей, именно: Николаевской Брацлавской, Ильинской Светлянской, Преображенской Забржезской, Покровской Довбенской, Воскресенской Михаловщизненской, Петропавловской Васильковской, Николаевской Новодворской, Симеоновской Бранской и Пречистской Кринской, увеличены были теми количествами денег, какие показаны в начале сего рапорта; во-вторых, чтобы назначены были предположенные мною выше новые штаты для церквей: Ильинской в Кердзеевцах, Преображенской в Суткове, Преображенской в Сураже, Покровской в Хороще, Преображенской в Кнышине, Георгиевской в Цехановце, Успенской в Лавришове, Троицкой в Морине, Параскевиевской в Лыщицах и Онуфриевской в Борщеве; в-третьих, чтобы для покрытия потребных по сим двум статьям 1.920 руб. сер.: 1) исключены были из штата три церкви, показанные выше под буквою А – всего на 624 руб.; 2) перечислены были в низшие против нынешнего положения классы шесть церквей, показанные под буквою Б – всего на 520 руб.; 3) священникам семнадцати церквей, поименованных выше под буквою В, уменьшены были оклады по моему предположению за получаемые ими проценты и ругу, – всего на 586 руб.; и 4) священникам семи церквей, означенных под буквою Г, уменьшены были тоже по моему предположению оклады – всего на 190 руб., за сверхкомплектное количество земли, коею они пользуются. К сему долгом считаю присовокупить, что в испрашиваемом мною увеличении окладов некоторым священникам и назначении десяти новых штатных причтов я руководствовался строгою необходимостью, что предположенное мною выше изъяснённое уменьшение окладов некоторым священникам падает на церкви, действительно достаточнейшие против других, и что ругу, где она получается хлебом в зерне или снопах, я ценил весьма умеренно, так по причине изменчивости цен на хлеб, как и по уважению, что руга не всегда получается в надлежащей исправности. Литовской консистории, от 27 июля за 917, о разрешении девяти священникам Брестского благочиния облачиться в рясу и отрастить бороду

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

– А это кто? – сказал Анемподист, указывая на двух семинаристов, только что вошедших в комнату... – О? это еще ничтожные существа – риторенки, годные на одни только посылки и всего на свете боящиеся, – отвечал Покровский, забыв, что еще так недавно сам был ритором, и теперь только лишь величает себя философом, а еще ни на одном философском классе не был. – Вы, господа, уж слишком много на себя берете, – в шутку заметил им старший: – вы еще сами только что вышли из таких же риторенков и вовсе не видали философии-то... – Вот то-то и есть: мы теперь libertas, еще не вкусив философии и уже сознаем свое я, а как философии-то вкусишь, тогда еще не то будет, – сказал Анемподист... – Конечно, не то! – подтвердил Покровский. – Дай-ка нам с Бахманом 24 познакомиться, послушать его «без науки о науке никакая наука быть наукою не может», тогда все отойди прочь!... Мы полное будем иметь право подписывать на своих задачах: «ученик ф-ии 25 такой-то»... не только говорить, но и во сне будет бредить силлогизмами, дилеммами, трилеммами, началом исключения среднего третьего... будем говорить так мудрено, что не каждый нас поймет, будем философствовать… – Да, – сказал старший: зафилософствуетесь, да иной раз услышите от своего Бахмана: «у! мой мерин лучше тебя мыслит!.. он у меня прекрасно составляет силлогизмы, когда голоден»... Владиславлев в эту пору стоял у двери в ту комнату, где все это говорилось, и равно ничего не понимал. – Эй! мальчуган! – вдруг крикнул ему один из лежавших на койке, философ Троицкий: – как бишь тебя зовут-то?.. Я что-то забыл... Василий, что ли, или Иван?.. – Василий, – вежливо ответил Владиславлев. – Ну, хорошо… положим, хоть Василий... это все равно. Дело не в том, как тебя зовут, а в исполнении моего приказания... Поди, братец, закури мне скорее трубку... – Я не умею закуривать... – Ничего, братец!.. Не умеешь, так скоро у нас выучишься этому.... Ведь и мы тоже не умели прежде ни курить, ни закуривать, а потом выучились... И ты выучишься... – Мне папаша не велел курить...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Н. В. Покровскому предложили занять кафедру церковной археологии и литургики на церковно-практическом отделении, В. В. Болотов и И.Е.Троицкий преподавали на церковно-истори-ческом 6 . Церковно-историческая наука развивалась в Петербургской духовной академии на основе использования учеными исторического метода исследования. История Церкви воспринималась как органическая совокупность, включающая неизменность основ и, одновременно, признание исторической жизни Церкви, в которой имеет место творчество, рост и развитие, ибо она целостный «живой» организм в материальном земном мире. Церковное искусство, как и канонический строй, богословское самосознание, богослужебный чин и устав и многое другое, есть величина исторически изменяющаяся. Для изучения христианской культуры требовалось не только собирать предметы старины, как это было недавно, но и проводить их историко-иконографическое исследование, сопоставление памятников друг с другом и с письменными источниками. Систематизация большого количества материала позволяла выделить типологические особенности памятников культуры. В создании благоприятных условий для развития церковно-исторической науки в среде петербургских церковных ис­ториков большую роль сыграл И. Л. Янышев (1826–1910), занимавший пост ректора академии в 1866–1883 годах, кста­ти сказать, один из активных участников разработки нового устава 1869 года. По решению академического совета и разрешению ректора Н. В. Покровский получил зарубежную командировку, которую сполна использовал для изучения положения дел в церковной археологии западноевропейских стран и исследования художественных памятников. Зарубежный опыт расширил научный кругозор Покровского и позволил ему более четко вычленить неизученные области византологии. Покровский был убежден, что изобразительное христианское искусство, его зримые образы воздействовали не столько на разум, сколько на чувство христианина и только в искусстве нравственные и эстетические основы восточного христианства находили свое полное выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Криуше впадающей в Толучееву), Красноселовка, Петропавловка, Старая и Новая Меловые, Журавка, Обросимово, Осиповка, Писаревка, Константиновна (или Кантемирово), Талы, Михайловка, во всех этих слободах до 1780 года были уже церкви. В прошлом столетии населены следующие хутора (впоследствии – по постройке в них церквей слободы): Кривоносова, Марковна, Колещатый, Поповна, Могильная, Бугаева, Михайловка, Филонова, Титаренкова, Хрипун, Красноженова, Полтавская, Дедова, Дьячкова, (Дьяченкова), Полтавская, Рудня. ____   В заключение этой, кажется, неизлишним для сведения статьи представить список сел и слобод уездов Воронежской губернии по Атласу 1742 года. По означенному Атласу в прошлом столетии оказываются следующие села, имевшие церкви. В Задонском уезде: Лубны, Спасское, Ивовое, Верхний Студенец, Чернеговка, Боринский Завод, Архангельское (Скорняково), Уткино, Покровское, Грязное, Гнилуши, Введенское, Вербилово, Большой Мечок, Лозовка, Богословское, Казачье, Ксизово, Манино, Сенное, Карачун, Покровское (2-е). В Землянском уезде: Нережа, Калабино, Новое Ломачево (?), Ломачево (?), Колыбелка, Вислая Поляна, Камынино, Фомино (Негочевка), Архангельское, Голостьяново (?), Новосильское, Фощево, (вероятно Фощеватка), Ендовище, Гремячий Колодец, Перлевка, Избищи, Никольское, Старая Олыпанка, Касторное, Плоское, Горяиново, Быково, Богатырево, Озерки, Богородицкие. В Нижнедевищком уезде: Нов. Ольшанка, Верхняя Девица (Кучугуры), Турово, Ключь, Завершье, Горки. Роговое, Болотово, Вислое, Хорошилово, Дмитриевское, Городище, Шаталово, Старое и Новое Уколово, Бутырки, Петровское (последние 4 села ныне Коротоякского уезда), Красное, Истобное Знаменское, Роговатое, Синие Липяги, Меловое, Сетище, Росошки, Троицкой Мыс (?), Еленки, (?) Кочетово, Семидесятное, Петровское, Хохол, Пятницкое. (нынешнее село Вязноватка названо Предтечево, вероятно, по церкви, но предп назвашем села нет знака, свидетельствующего) о существовании в Вязноватом церкви). В Воронежском уезде: Ступино, Пчельники, Приваловка, Березово, Грязное, Подгорное, Верн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В Кударинской церкви за Байкалом по смерти священника Иосифа Андреева Шеметова место священническое было праздно. Между тем из пригорода Селенгинска, из прихода Покровской церкви, многие прихожане выбыли, разъехались по деревням, по рекам Селенге, Чикою и по иным разным речкам, или перешли в другие приходы, так что при Покровской Селенгинской церкви оставалось 47 дворов, а священников было двое, и питаться им стало нечем. Кударинские жители одного из них – Алексея Федорова – согласили перейти к своей Благовещенской церкви и взошли об этом вместе с приговоренным священником Федоровым к Преосвященному прошением. Преосвященный вполне уважил обстоятельность просьбы и беспрекословно удовлетворил ее, выдав священнику Федорову перехожий указ 10 марта. На место Карамзина к Троицко-Сергиевой церкви (Крестовской), по приговору прихожан, рукоположен 26 марта Преосвященным Иннокентием пономарь той же церкви Влас Миронов на тех же условиях, на каких жил священник Карамзин, именно: кроме доходов за труды, прихожане обязались имевшуюся при церкви пахотную землю насевать сами для всех клирошан, а от пашенных крестьян, бывших в приходе, давать священнику Власу по два пуда с венца, а причетникам по пуду. На место же Власа Миронова в том же году, согласно выбору прихожан, определен пономарем иркутский житель Федор Дьяков. Октября 13 дня на место отказавшегося от пономарской должности при Верх-Иркутской Введенской церкви Ивана Куликалова, по выбору прихожан, определен сын священника той церкви Григорий Игнатьев. В 1728 г. взят был из Нерчинска в Тобольск дьячок Нерчинской соборной церкви Семен Кабаков под арестом для свидетельства по какому-то важному делу. В 1729 г. очищенный от всякой личной ответственности явился он к Преосвященному Иннокентию с письменным видом о своей невинности и просил об определении себя, разоренного проволочками, на прежнее дьяческое место. Преосвященный положил резолюцию: быть по-прежнему дьячком, и дать о том указ. Пошлин с указа взято 45 к. Во время отлучки Кабакова дьяческую при Нерчинском соборе должность правил некто нерчинский служивый Михайло Петров сын Стуков, человек, приметно, письменный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

на 30 р. 8 дес. церковной земли на расстоянии 6верст от церкви (пожертвована крестьянином Д. Иващенко) Леоново-Тузловский поселок Троицкая ц. (1906 г.п.) 1 свящ.1 псал. 640–40 Астаховой слобода Покровская ц. 1 свящ.1 псал. 1 180–54 на 88 р. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Карпово-Кре- пинский поселок Архангельская ц. 1 свящ.1 псал. 388–70 на 30р. Петровско-Кун- дрючевская слобода Митрофа- новская ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 2 313–46 1 300 (700р на 1-й штат, 600р на 2-й штат) на 96 р. Должико-Орловский поселок Петропавловская ц. 1 свящ.1 псал. 1 003–57 600 (свящ. 450, псал. 150) Павловский поселок Пантелеймо- новская ц. 1 свящ.1 псал. 773–81 400 (получено 359–33) 600 от прихожан (получено 490) 12 четвертей на 120 руб. 10 дес. церковноц земли на расстоянии 6 верст (передана церкви в 1906 г. княгиней Юсуповой).Аренда – ежегодно 105 руб. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Медвежен- ский поселок Покровская ц. 1свящ.1 псал. 309–18 400 (свящ. 300, псал. 100) 525 (свящ. 400, псал. 125) на 60 р. Большой Лог поселок Благовещенская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 701–53 60 дес. церковной земли (вместо арендной платы причт получает 1/3 урожая) Войковский конный завод Николаевская ц. 1 свящ.1 псал. 167–68 1 150 от Войска (свящ. 900, псал 250) 10 дес.(во временном пользовании) САЛЬСКОЕ БАГОЧИНИЕ 1912 Нижне-Тавричанское поселение Казанская ц. 2 свящ.2 псал. 2 419–33 Великокняжеская станица Флоро-Лаврская ц. 3 свящ.1 диак.3 псал. 4 318–40 98 дес.(7 паев по 14 дес.) Аренда – 392 р.в год Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Нижнего Новгорода с 8:00 до 22:00 каждый час отправляются автобусы в Дивеево от парковки торгово-развлекательного комплекса " Небо " (ул. Б. Покровская, 82; рядом с площадью Лядова). Первые и последние рейсы автобусы совершают от ж/д вокзала (посадка под метромостом). Необходимо предварительное бронирование по телефонам перевозчика: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88. Пассажиры прибывают в Нижний Новгород на речной вокзал, который находится в исторической части города. От вокзала городским транспортом нужно добраться до торгово-развлекательного комплекса " Небо " (ул. Б. Покровская 82; рядом с площадью Лядова), откуда с 8:00 до 22:00 каждый час отправляются автобусы в Дивеево. Первые и последние рейсы автобусы совершают от ж/д вокзала (посадка под метромостом). Необходимо предварительное бронирование по телефонам перевозчика: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88. Самый ближний к Дивееву ж/д вокзал находится в Арзамасе (Арзамас-1 и Арзамас-2). ОАО «РЖД» производит продажу билетов по схеме «поезд+автобус». Пассажиры поездов 112 Москва – Круглое поле, 142 Москва – Чебоксары смогут пересесть на автобусы отправлением от ст. Арзамас-2 в 07:30. Из Дивеева автобусы отправляются в 20:00. Время в пути на автобусе составляет 1,5 часа, стоимость – 250 рублей. Можно доехать до станций Мухтолово, Нижний Новгород, но этот маршрут будет длиннее, придется сделать несколько пересадок. От Нижнего Новгорода дорога займет около четырех часов. Автобусы из Арзамаса от междугородной автостанции (ул. 50 лет ВЛКСМ, 16, телефон для справок: 8 (83147) 4-16-09) ходят довольно часто – почти каждый час; первый автобус отправляется в 5:30, последний в 17:10. Около арзамасского торгового центра «Метро» каждый час останавливаются автобусы транспортных компаний «Пассажир» и «Попутчик». На них можно добраться до Дивеева. Первый автобус отходит в 5:30, последний –около 23:30. Бронировать места надо заранее по телефонам: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивеево

57. Морозовской___________________60. 58. Холовской_____________________60. 59. Боженской_____________________25. Ям Бронница. 60. Погост Бронницкой______________20. 61. Город Холм____________________150. 62. Волость Стрерж________________150. 63. Волость Березовец_______________150. 64. Волость Велила__________________150. 65. Волость Буец____________________150. 66. Волость Лопастица_______________150. 67. Волость Морева__________________150. А всего Деревской Пятины 60 погостов, да 6 волостей, да 2 города. II. В Бежецкой Пятине: 1. Прокофьевской на Белой___________120. 2. Богородицкой на Белой____________120. 3. Ильинской в Люботинах___________130. 4. Никольской в Шереховичах________120. 5. Никольской в Моркиничах _________100. 6. Богородицкой в Сопинах___________150. 7. Троицкой в Охоне_________________270. 8. Никольской в Охоне_______________270. 9. Иванской в Охоне_________________270. 10. Егорьевской в Кирве _____________270. 11. Васильевской в Черной____________300. 12. Михайловской в Михайлове Конце__300. 13. Богородицкой Володимицкой_______280. 14. Никольской в Муйшне ____________250. 15. Спасской в Мошне___ _____________250. 16. Егорьевской в Бродех______________250. 17. Спасской в Молодильне____________160. 18. Дмитриевской Устецкой ___________250. 19. Козмодемьянской в Куте веры ______270. 20. Богородицкой Смердомля __________250. 21. Покровской и Никольской в Черенску_250. 22. Воскресенской в Избоицах__________250. 23. Никольской в Мегрине _____________300. 24. Егорьевской в Озереве______________300. 25. Петровской и Борисо-Глебский в Боровичах_170. 26. Михайловской в Ореховне__________170. 27. Никольской в Любовех_____________160. 28. Михайловской в Березуи и в Радуницах_250. 29. Никольской в Колодне _____________350. 30. Ильинской в Веси__________________350. 31. Никольской и Покровской на Волочке на Дершкове__150. 32. Никольской в Любочехе ____________350. 33. Никольской в Ливочехе _____________250. 34. Ильинской в Люботине______________350. 35. Егорьевской в Телбовичах___________180.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Еще до поставления Протопресвитером военного духовенства Александр Алексеевич многое сделал на ниве благотворительности. Ежегодно он тратил свыше тысячи рублей из своего жалованья на различного рода пожертвования. С 1877 г. он состоял членом-учредителем общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской Духовной академии и назначил несколько стипендий, которые выплачивал студентам из собственных средств. Став протопресвитером, о. Александр в первую очередь обращает внимание на бедственное положение вдов и сирот армейского и флотского духовенства, особенно тех военных священников, которые по болезни либо несчастным случаям оставили службу до выслуги пенсии. Тяжелое положение военных священников, живущих на небольшое жалованье, было предметом заботы Главных священников и прежде. В бытность Главным священником армии и флота Василия Ивановича Кутневича (1858–1866) было «положено начало образованию капиталов на дополнение окладов, ассигнуемых в ведение С.-Петербургской, Московской и Тифлисской духовных семинарий, на содержание армейских воспитанников из сирот, для сравнения их с окладами епархиальных воспитанников тех же Семинарий. Источник денежной суммы на этот предмет открыт был в продаже венчиков и листов разрешительной молитвы» 3 . При Василии Борисовиче Бажанове из его собственных средств в 1850 г. была учреждена первая в духовном ведомстве богадельня для престарелых и уволенных от службы по болезни духовных лиц гвардейского и гренадерского корпусов, а также их вдов и сирот. Богадельня имела более 30 квартир. «Ко времени его же управления Гвардейским духовенством относится учреждение приходских благотворительных обществ и братств при соборах Преображенском и Сергиевском, при церквах Введенской, Троицкой и друг» 4 . Кроме того, для пополнения сиротских сумм устанавливается ежегодный взнос от 50 до 100 руб. Главный священник армии и флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский учредил «Благотворительное общество попечения о бедных духовного звания» (2 мая 1879 г.). На средства общества содержались два приюта – Мариинский в Кронштадте и Покровский в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

В той части территории 1 стана нынешнего Звенигородского уезда, которая вошла в него из древних Московских станов древних сел числом 11, а именно, известны с XVI столетия: 1) Архангельское, 2) Денисьево-Знаменское, 3) Назарьево. с XVII столетия: 4) Вяземы-Никольское, 5) Дарьино-Никольское, 6) Изворино-Васильевское, 7) Петровское, 8) Подушкино, 9) Савина слобода, 10) Сидоровское, 11) Урюпино-Никольское. Поселы 1 стана (сельца и деревни), бывшие селами в XVI и XVII ст. 1) Игнатьево (ныне дер.) под Звенигородом, значится селом в XVII стол. 2) Степановское (ныне дер.), значится селом в XVI ст., в XVII дворцовое село; близ него были дворцовые железные заводы на реке Белой. 3) Дядинково (ныне сельцо) село (Никольское) в XVII и XVIII ст. (упом. в 1715 г.) 4) Покровское-Пронское (ныне сельцо), значится селом в XVII ст. 5) Насоновское (ныне дер.), значится селом в 1593 году. 6) Супонево (ныне дер.), значится селом в 1624 году. 7) Никифоровское (ныне дер.), значится селом в 1434 году. 8) Солославль (ныне деревня) значатся селами в 1504 году. 9) Веледниковское (ныне сельцо) 10 . Шерапово (ныне деревня). Из числа 41 села 2 стана нынешнего Звенигородского уезда старых Звенигородских сел – два: Павловское и Ершово; вообще же древних сел столько же почти, сколько и в 1 стану, то есть 28, а именно, известных с XV столетия: 1) Пятница-Берендеева, 2) Мушкино (погост). с XVI столетия: 3) Александрово, 4) Бужарово, 5) Дорна, 6) Еремеево, 7) Ильинское на городище, 8) Казино, 9) Колычево-Покровское, 10) Куритниково, 11) Ламишино, 12) Лужки, 13) Лыткино, 14) Нахабино, 15) Огниково, 16) Павловское, 17) Рожествено на Истре, 18) Соколово, 19) Телепнево. с XVII столетия: 20) Ершово, 21) Голубово, 22) Дедешино, 23) Ивановское на Истре, 24) Ивановское-Богородское, 25) Микулино, 26) Троицкий погост, 27) Холмы, 28) Хованское. Сельца и деревни 2 стана, бывшие селами в XVI и XVII столетиях: 1) Лучинское (Никольское), упоминается как село в 1328 году и было центром волости того же имени, тянувшей исстари к Сурожику. В 1627 году – за стольником Львом Афонасьевым Плещеевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010