Заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и МДА 12 апреля 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. 12 апреля 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии . Заседание возглавили почетный председатель Попечительского совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Попечительского совета, руководитель рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. В заседании участвовали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ  архиепископ Верейский Евгений ; наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий; глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А. Пахомов, другие члены Попечительского совета. Предстоятель Русской Православной Церкви огласил повестку дня и обратился к собравшимся с приветственным словом . Святейший Патриарх Кирилл вручил благословенные Патриаршие грамоты новым членам Попечительского совета — директору Музея русской иконы М.Ю. Абрамову и председателю совета директоров группы компаний «Мангазея» С.В. Янчукову. Затем к собравшимся обратился А.Д. Беглов. «Современный уровень качества педагогических кадров, условий образовательной деятельности и проживания учащихся, международный авторитет Академии позволяют ставить вопрос о государственном признании Московской духовной академии, ее аккредитации и частичном бюджетном финансировании. Работа по государственной аккредитации Московской духовной академии, по поручению Вашего Святейшества, в настоящее время активно проводится», — отметил председатель Попечительского совета. Отчет о деятельности Попечительского совета за 2012-2015 гг. и основные направления перспективного развития Лавры и Академии на 2016-2018 гг. представили наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. На заседании были рассмотрены проекты авторских программ перспективного развития Лавры и Академии до 2018 года. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Приведем часть переписи 1710 года. – В Казани городских бобылей за казанским архиерейским домом 38 дворов, за монастырями – за Предтечевым (Иоанно-Предтеченским) 5 двор., за Спасо-Преображенским 28 дв., за Казанских девичим 17 дворов, за Кизическим 4 дв., за Седмиозерной пустыней 1 дв., за Казанским Троице-Сергиевым – 22 дв., за Федоровским 16 двор., за Зилантовым 5 двор. – всего 206 двор. Да в Казанском уезде вотчины по Галецкой дороге: за Казан. архиер. домом в деревне Савинове 19 двор.. за Федоровским монастырем в дерев. Макаровой пустоши 10 двор., за Кукарским-Покровским монастырем в с. Спасском-Атары тож с починками 11 двор., по Арской дороге – за каз. архиер. домом в с. Троицком Усад-Поляны тож с деревнями 46 двор., Казанского Троице-Сергиевского монастыря в с. Пермяках 10 двор., Сарапульского Успенского мон. в Подмонастырской слободе с деревнями 16 двор, за Осинским Спасским монастырем в Подмонастырской слободе с селами и деревнями 194 двора, за Федоровским монастырем в дер. Сидоровке 7 двор., Зилантова монастыря с. Рождественское – Высокая Гора тож с деревнями 54 дв., за Вятским Успенским Трифоновским монастырем в с. Рождественском – Вяцкая Поляна с селами и деревнями 52 двора. По Зюрейской дороге – в Архиерейских вотчинах в с. Благовещенском – Омара тож с селами и деревнями 347 двор., с. Архангельское Танайка тож, да Илбахтина Троицкого Елабужского монастыря. Подмонастырской слободы с селами и деревнями 277 двор., Дмитриевских вотчин Седмиозерной пустыни село Тихие Горы 79 двор., Троицкого Сергиевского м. с. Пестрецы с деревнями 17 дв., Раифской пустыни с. Свиные Горы 32 дв., Свияжского Богородицкого монастыря с. Мамадыш с деревнями 460 двор., Спасо-Преображенского монастыря в деревне Малых Клыках с деревнями 76 двор.; по Ногайской дороге: вотчины каз. архиер. дома с. Архангельское с деревнями 72 двор., с. Введенское 174 двора, с. Ивановское – Караваево тож с селами и деревнями 389 дв., с. Богородицкое с деревнями 197 дв., с. Воскресенское – Кирельское тож с деревнями 180 дв., да приписных из Симбирского уезда с. Архангельское – Паншино тож 79 дв., Казанского Спасо-Преображенского монастыря с. Плетени 314 дв., Кизического монастыря в дер. Осиповке 34 дв., Спаса Нового монастыря с. Троицкого -Урая тож 105 дв., Новоспасского приписного Покровского тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 двор., Чудова Монастыря с. Архангельское 30 двор., Костромского Богоявленского монастыря с. Красный Яр 171 дв. По Галецкой дороге – за каз. архиер. домом с. Ягодное с селами и деревнями 160 дв., да приписного Козмодемьянского уез. Черноозерского Троицкого монастыря на р. Ветлуге 70 дв., за Зилантовым монастырем с. Макарьевское 22 дв., Раифского – дер. Васильево и с. Ильинское 19 дв. Итого в Казанском уезде в архиерейских и монастырских вотчинах 3998 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С привнесением на русскую почву Западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре колоколонесущих объема. Во втором ярусе (апартаменте) располагались три больших благовестника “Царь” 4000 пудов, “Годунов” 1200 пудов и “Корноухий” 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол „Переспор " , он же „Часовой " О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие “Никоновского” (ок. 30 пудов), прочие же все мелкие. Все колокола этого яруса не действовали. Из истории звонов Лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно Есть даже упоминание о визите митрополита Платона Левшина, при котором были завершены работы по обустройству Лаврской колокольни, в Ростов Великий Преосвященному очень понравились звоны ростовских звонарей, и он имел желание завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на Лаврской колокольне это не могло быть осуществлено. Тогда бы па сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но машина оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине она была разобрана, и к колоколам вновь привесили языки (1760 год). Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, " ералашный " Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой Лавре, например, язык колокола „Переспор " при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. Известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре ритм большого благовестника также передавался к зазвонным колоколам при помощи педали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Данная проектная документация согласована с Департаментом государственной охраны культурного наследия (директор В.А. Цветнов) Министерством культуры РФ. Воссоздание купольного покрытия Пятницкой башни планируется произвести по документированным материалам, в частности по сохранившимся фотоматериалам и реалистическим зарисовкам, т.е. с высокой степенью достоверности воспроизведения ее долгое время фактически существовавшего облика. Иначе говоря, имеется возможность создать полноценную копию утраченного покрытия. В контексте современного ансамбля Лавры, в частности ее силуэта, сложившегося, в основном, в XVIII–XIX вв. (после завершения строительства колокольни и переделки верхов башен и некоторых церквей), криволинейная форма Пятницкой башни гармонировала бы с округлыми, усложненными очертаниями верха большинства других сооружений Лавры и, в первую очередь, с кровлями соседних с Пятницкой башен. Перед началом воспроизведения исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни было произведено ее обследование с целью определения технического состояния и несущей способности конструкций крыши башни для проведения реконструкции. Обследованию подлежали стропильные конструкции и кровля здания. Проводилось визуальное и инструментальное обследование путем детального осмотра конструкций крыши и выполнения их обмеров. Первоначально башня завершалась высоким тесовым шатром с дозорной вышкой («смотрильней»), а в XVIII веке его сменила сферическая кровля, которая сгорела в 1920 г. Утверждать, что криволинейную (куполообразную) форму покрытие Пятницкой башни приобрело в середине XVIII века, а не в XIX веке, как об этом пишет В.И. Балдин в книге «Загорск. История города и его планировки» (с. 127), имеются следующие основания. В той же книге (с. 33, 34) сказано, что монастырские власти воспользовались представившейся после пожара в мае 1746 г. возможностью для осуществления своего давнишнего желания перестроить древние здания монастыря в соответствии с заготовленными еще ранее и утвержденными в Петербурге проектными чертежами на такую перестройку. Но в указанных чертежах («альбом 1745 г.»), приведенных, в частности, в книге И.В. Трофимова «Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры. Исследования и реставрация», кровли большинства башен, включая Пятницкую, имеют купольную форму. Наклейки на альбоме, сделанные в 1790 г. и фиксирующие состояние построек Лавры в 1789 г., также подтверждают наличие таких кровель.

http://patriarchia.ru/db/text/4678164.ht...

Но прежде чем рассказать о гонениях на старца, приведу некоторые факты, характеризующие духовную атмосферу тех лет. Недавно скончавшийся протоиерей Валерий из Козельска рассказывал, как нелегко было в те годы поступить в семинарию. Будущего священника тут же начинали таскать в КГБ, обещая показать небо в клеточку, если не откажется от своих намерений. А потом за дело принималась милиция – абитуриента перехватывали на вокзале и задерживали на несколько суток, чтобы на экзамены он опоздал и в семинарию не попал. В общем, тактика у семинаристов была такая – за месяц до экзаменов уезжали из дома и прятались в лесах близ Троице-Сергиевой лавры. В день подачи документов высылали вперёд дозорного и по его знаку: «Путь свободен» быстро бежали к монастырю, чтобы успеть подать документы в приёмную комиссию, пока не задержала милиция. Только после этого можно было чувствовать себя в относительной безопасности, ибо официально гонений на религию в СССР не было. И иностранцев приглашали убедиться – смотрите сами: храмы открыты, студенты учатся в семинарии. После окончания семинарии отца Валерия приглашали на работу в оперный театр, голос у батюшки был дивный. Но он хотел быть священником, а в регистрации на приходе власти отказывали. Три года батюшка оставался безработным. А игумен Пётр (Барабаш), узник Христов, отказавшийся сообщать в КГБ сведения, полученные на исповеди, после лагерей мыл привокзальные туалеты, потому что, по указанию органов, его больше нигде не брали на работу. Словом, что бы ни говорили о священниках, служивших при советской власти и якобы «продавшихся КГБ», это был всё-таки путь исповедничества. В те годы, как рассказал мне однажды архимандрит Адриан, он спал, подложив под голову череп, чтобы приучить себя к мысли о смерти и неизбежности страданий за Христа. И дал Господь Своему исповеднику дары старчества – дар прозорливости, дар помощи болящим и огненную молитву, попаляющую бесов. В Троице-Сергиевой лавре у о. Адриана было послушание – отчитывать бесноватых. Исцелялись многие, и не только на отчитке. Люди, приговорённые, казалось бы, к пожизненной инвалидности, работали потом воспитательницами в детском саду, врачами в поликлинике и мастерами на производстве. А один партийный деятель после исцеления положил в райкоме партбилет на стол и стал открыто исповедовать Христа. Всё это вызывало негодование уполномоченного по делам религий, и не только у него.

http://pravoslavie.ru/37907.html

Серг. П., 1992. С. 23, 51, 51-52, 101; Триодь Цветная. М., 1992. [Нот. прил.]: Песнопения Триоди Цветной; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 34-36, 65, 70; «Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора/Сост. А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 54; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 27; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 9, 178, 208-231; Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 117, 119, 146; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 37-39, 153, 257-259; Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 79-80, 253-254, 379-384). Поскольку обозначения «лаврский распев/напев» и «лаврское» могут относиться к неск. крупнейшим обителям - Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской,- происхождение этих мелодий требует исследования в каждом конкретном случае. Обработки напева Троице-Сергиевой лавры делали иером. Нафанаил (Бачкало) («Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» 11: (Из лаврской литургии). М., б. г.; «Покаяния отверзи ми двери»// Нафанаил (Бачкало), иером. Духовно-муз. соч. М., 1912. 20; «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 103)//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 12-16), Н. В. Матвеев («Блажен муж»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 75-77), диак. С. З. Трубачёв (Ирмосы 2-го канона на Пятидесятницу: Глас 4, Ирмосы канона Св. Пасхи: Глас 1, Задостойники и припевы на 9-й песни//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3: Нот. прил. С. 339-347, 421-477), архим. Матфей (Мормыль) (Ирмосы 4-го и 6-го гласов, Ирмосы канонов Пресв. Богородице: Глас 8, [Ирмосы] на Сретение Господне: Глас 3//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3. С. 126-136, 179-183, 305-310; «Свете тихий»//«Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Архив Пн «Под низким северным небом Соловков пронзительно ощущается близость неба духовного». Интервью наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) порталу «Интерфакс-Религия». 22 декабря 2009 г. 18:21 Архимандрит Порфирий (Шутов) — наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и, с недавних пор, директор Соловецкого государственного музея-заповедника. О том, как создать на современных Соловках монастырско-музейную гармонию по образцу Троице-Сергиевой лавры , отец Порфирий рассказал в интервью корреспонденту портала «Интерфакс-Религия» Елене Жосул. — Отец Порфирий, мы имели удовольствие неоднократно общаться с Вами в предыдущие годы, в Вашу бытность казначеем Троице-Сергиевой лавры, и благодарны Вам за то, что свое первое интервью в роли наместника Соловецкой обители Вы согласились дать нашему агентству. Поделитесь, пожалуйста, первыми впечатлениями от своей встречи с Соловками. Вы столкнулись скорее с ворохом проблем или с уже возрожденной сильной обителью? — Благодарю за теплые слова и, со своей стороны, храню самую добрую память от общения с сотрудниками Вашего агентства. Моя встреча с Соловками была встречей не с проблемами, а с радостью. Радостью о молитве. В здешнем храме я нашел то, что всегда искал в монастырях, а именно атмосферу неспешного, вдумчивого, благоговейно совершаемого богослужения. В тишине острова, где над тобой низкое, облачное северное небо, пронзительно ощущается близость неба духовного — дух, молитва и почти осязаемое присутствие древних подвижников и новых мучеников. Оживают в памяти впечатления, которые довелось испытать на Афоне. А это означает, что здесь уже есть подлинная монашеская жизнь. Сердце живого монастыря мощно и уверенно бьется. Все же внешнее, несомненно, приложится. — Чем для Вас Соловки были раньше? Вы тут бывали прежде? — Впервые паломничал на Соловки лет семь тому назад. Воспоминания о той поездке самые светлые, но больше приезжать сюда не доводилось. — В конце ноября приказом министра культуры Вы были назначены директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Наместнику монастыря поручена ответственность за государственный музей — пожалуй, беспрецедентный сегодня итог одного из шумных церковно-музейных споров. Каковы Ваши планы как директора музея? Станут ли Соловки теперь единым церковно-историческим комплексом?

http://patriarchia.ru/db/text/968740.htm...

«Заявление Копия В силу полученных нами точных инструкций, нам поручено: выяснить все вопросы чисто адм -хоз характера, устраняя все вопросы общего порядка, как-то: о ликвидации религиозного культа в Лавре и т. п., ибо эти вопросы лежат вне компетенции отдела и должны решиться просто в общем порядке советского стр ва, – и посему мы ни в какие дальнейшие обсуждения вопроса о ликвидации Лавры входить не можем. Подписали: зам предс Комиссии по охране Лавры М. Сергеев, Кондрашев. Член коллегии Отдела по делам музеев Щекотов». «Заявление Копия Считая, что выработка инструкции о комиссаре Лавры является правом заведующего Отделом по делам музеев, в ведении которого находится вся Лавра, мы не можем входить в обсуждение данного вопроса, не отказываясь выслушать те пожелания, которые могут быть высказаны на настоящем совещании. Подписали представители Отдела по делам музеев М. Сергеев, Кондрашев. Член коллегии Отдела по д музеев Н. Щекотов». 40 «Протокол 4 заседания Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой лавры как монастыря 28 января 1920 г. Копия Заседание открывается в 6 часов вечера. Председательствует т. Галкин, секретарем – т. Смирнов. Присутствуют: тт. Розенталь, Шведов, Прищепа, Кондрашев, Сергеев, Щекотов, Кочаровская. Председатель оглашает телеграмму, посланную им заведующему VIII отделом Наркомюста т. Красикову, и содержание полученного от него ответа, из которого видно, что никаких соглашений между ним, П. П. Красиковым, и Н. И. Троцкой относительно назначения комиссаром Лавры того или иного лица не было. Розенталь: Кто передал представителям Всероссийской коллегии по делам музеев, что существует какое-то соглашение между тт. Троцкой и Красиковым о комиссаре Лавры? Члены коллегии: Сообщение об этом получено по телефону. Мы примем меры к выяснению этого недоразумения. Председатель оглашает резолюцию фракционного совещания комиссии по вопросу о религиозном культе. Резолюция принимается единогласно. Представители коллегии в голосовании не участвуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Ввиду невозможности дальнейшего присутствия на заседании членов местного исполкома, председатель объявляет заседание в 5 час. 30 мин. закрытым, следующее заседание назначается на 11 час. утра 26 января с. г. Председатель комиссии, представитель Народного комиссариата юстиции Мих Галкин. Член комиссии, представитель ВЧК Розенталь. Член комиссии, представитель губ исполкома А. Шведов. Член комиссии, представитель ИК Серг район совдепа О. Ванханен. Представитель райкома партии Смирнов. Представитель Всерос кол Л. Кондратов, М. Сергеев, Щекотов» 31 . «Протокол 2 заседания комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой Лавры как монастыря: 26 января 1920 г. Заседание открывается в 11 час. 35 мин. утра. Председательствует т. Галкин. Секретарем – т. Смирнов. Присутствуют: Розенталь, Ванханен, Шведов, Прищепа, Кондратов, Сергеев, Щекотов, Кочаровская, от Комиссии по охране Лавры – т. Мансуров. В порядке дня: доклад Всероссийской коллегии о работе в Лавре Комиссии по охране памятников со времени ее возникновения и до настоящего момента, ее задачи, план работ в ближайшем будущем. Слово предоставляется председателю Всероссийской коллегии по делам музеев т. Щекотову. Т. Щекотов проводит в своем докладе деление работ Комиссии по охране Лавры на две резко отличающихся друг от друга стадии: первая – подготовительная стадия занесения вещей в инвентарь, составление их списков, вторая – составление подробных описей и распределение вещей по эпохам, по отделам сообразно их историко-культурной ценности. До приема Лавры комиссией масса вещей была свалена монахами в хранилищах, как в амбарах, отсутствовало распределение по эпохам, и отсюда выяснилась необходимость тщательного рассмотрения вещей, причем найдено много новых, установлены даты и эпохи, дотоле неизвестные. Это была колоссальная работа, которая требовала значительного напряжения сил, тем более что наблюдалось полное отсутствие каких бы то ни было указаний и руководств. Главное хранилище Лавры – ризница, в прежнее время была почти недоступна для научного осмотра. Иллюстрация отношений к древним предметам: в ризнице найдено шитье конца XV века, прибитое гвоздями к стене шкафа. Много вещей исчезло. Много вещей оказались не внесенными в прежние описи как не имевшие ценности с точки зрения бывших владельцев, за это время работы комиссия сделала открытия громадной важности. Открыты даты многих икон и установлены эпохи. Таким образом, открылись новые горизонты в истории искусства и культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Когда если мы пойдем по этому пути постепенному, то постепенно, постепенно. Все обители обретут, или большинство обителей обретут право на совершенно логичное с духовной точки зрения, абсолютно верное и оправданное право избрания игумена. Думаю, что уже это сейчас вполне и вполне возможно начинать. Как с подростками говорить о Боге, о церкви. С теми, кто не знает практически ничего. Как найти верную интонацию? — С подростками тяжело. Меня очень радует, что книжка «Несвятые святые» действительно читается подростками. Я получаю огромное количество писем, и подростки и родители пишут: «Прочел с интересом…» и т.д. Мы должны вести детей в мир церкви — интересной, увлекательной для их детской пытливой души. Живой абсолютно мир, полный настоящих героев. Это необычайно важно. Герои не обязательно должны быть рыцарями какими-то на конях и прочее. «Несвятые святые» — это же тоже герои, и дети это очень хорошо чувствуют, и подростки это очень хорошо чувствуют. Царствие небесное — увлекательное для детей должно быть,  должно зажечь детскую душу. А примеры — только через каких-то личностей, через великих и не великих, но людей, которые могут действительно потрясти нашу душу, потрясти сознание. Не разучились ли мы довольствоваться малым? Если монахи озабочены тем, как заработать деньги, то не теряется ли смысл в уходе от мира? Наверное, разучились довольствоваться малым. Я согласен с вами. Да, наверное, лучше бы было, если бы не было у нас нужды зарабатывать. Но смотрите. Троице-Сергиева лавра — огромная обитель. Вы ремонтируете дом раз в несколько лет, что-то делаете. А представляете, что такое это хозяйство? Может действительно стоило все это отдать музеям, а монахи бы разошлись по каким-то таким дальним скитам и жили бы там? Но что был бы наш мир, наша Москва без монастырей? Москва без Троице-Сергиева лавры? Ушли бы в леса, в пустыни, довольствовались там малым. Поверьте, никто из нас, в том числе и я, никогда не мечтал жить в центре Москвы, даже не в центре, а в эпицентре. Вот, сидит один наш студент — Виталик, он знает, что это такое жить не здесь на свежем воздухе, а в автомобильной пробке. Вот без всяких шуток — в автомобильной пробке. Когда шум не смолкает ни на секунду, ни днем, ни ночью. Привыкаешь к этому, конечно. Когда каждый день с подоконника стираешь такой нарост пыли и понимаешь, что он в легких твоих и везде.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010