После смерти Сталина в 1953 году меня взяли послушником в Троице-Сергиеву лавру в Загорске. Послушанием моим было отчитывать бесноватых. Их жалко было, кто им поможет? Начал отчитывать не понимая, что для болящих это попущение Божие. Были и некрещеные, многие женщины делали аборты, убивали детей во чреве. Я, конечно, их отчитывал. Привели ко мне одну бесноватую, когда я стал ее кропить святой водой и мазать маслом, она увидела огонь, испугалась и говорит: «Я такого никогда не видела». Я ей ответил: «Теперь ты убедилась, что есть злые духи, которые мучают людей». Однажды вызвали меня к уполномоченному по делам религии. Он говорит: «Что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь. – Я сказал: какие они сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. – Он говорит: Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей ученые не могут вылечить, а ты вылечил. – А я ему: «После отчитки многие из них работают воспитателями в детских садах, врачами в больницах, есть и учителя». Он не поверил, позвонил Патриарху Пимену, и меня в 1974 году перевели в Псково- Печорский монастырь, и наместник архимандрит Гавриил благословил меня заниматься отчиткой». Старчество издавна являлось крепостью монастырской. Можно в монашестве и затворе прожить долгую жизнь, но не стать старцем. Старчество есть Божий дар. Старец непременно должен обладать даром рассуждения и прозорливости, которые дают ясную картину и помогают отличать добро от зла. Старцы ведают не только о том, что мы делаем, но и что думаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Кор.1.14). Известны в церковной истории Валаамские, Саровские, Оптинские старцы, к которым за советом, благословением и утешением стекались народные реки страждущих: «...Вопроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ) Информационная служба Псковской епархии, по благословению владыки Евсевия, обратилась с вопросами к архимандриту Адриану (Кирсанову), надеясь что ответы его станут утешением для многих верующих людей, которые не могут, по тем или иным причинам, посетить старца. Обращаться к старцам – традиция древняя: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу». Но в наше время мы более живем по своей личной воле, скорее, по своему своеволию, а это редко бывает полезно нашей душе, а значит, нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. (Рим.1:18-27) " Не стоит забывать, что все видимое и невидимое, все радости, стремления, и прочее необходимое человеку - сотворил Бог. Андрей 7 июля 2015, 21:16 Если в каком-либо государстве, абсолютно серьезно начинают регистрировать браки собачек, кошечек, содомитов и прочего безрассудства, то грош цена этому регистрационному органу и этому государству. Выбор прост, или регистрировать свой брак в одной очереди с собачками, или зарегистрировать свой брак на небесах, в Церкви. Другой вопрос, у кого может возникнуть такой интерес, чтобы обесценить государственность. Светлана 7 июля 2015, 18:54 Страшно, что такое происходит. США - страна лидер. И то, что сейчас происходит там, будет и в других странах. У государства есть сила и власть. Маленький человек им может быть раздавлен. Но, что первично: государство или народ?... Христианам надо реально объединяться. Если мы будем сострадательны, милосердны, будем оказывать посильную помощь друг другу, то сможем противостоять духу времени. Дмитрий 7 июля 2015, 17:33 Господи Спаси нас. Пусть все хорошо будет. Дмитирий 7 июля 2015, 14:47 Все чаще и чаще вспоминаются слова, что люди будут бежать в Россию и тут держаться как некогда держалась Троице-сергиевая лавра Елена 7 июля 2015, 14:23 Спаси Господи, Елена! Ирина 7 июля 2015, 13:57 Согласна на 100% с Еленой по поводу 4-го пункта! Россия-самая лучшая страна для жизни православного человека и не только! Сама в скором времени вынуждена буду возвращаться на свою историческую Родину и понимаю, что ужасно не хочу... Люблю Россию, ее людей, храмы, монастыри, природу...это моя страна. Валентина 7 июля 2015, 13:11 Господи спаси и сохрани Россию от этого ужаса и весь мир. Мария 7 июля 2015, 11:52

http://pravoslavie.ru/80479.html

Преподобный Максим написал на стенах своей темницы углем канон Святому Духу, по сей день известный в Православной Церкви. Я думаю, это говорит о том, что он испытывал действие благодати Святого Духа, потому что Духу Святому никто не может воспрепятствовать проникать туда, куда Он хочет, и действовать там, где хочет. Дух дышит где хочет, – сказано в Евангелии 155 , и Он дышал в этой темнице. Он был с великим подвижником, с мучеником, который страдал от своих же собратьев по вере – от тех, кому он пришел помочь своим образованием, учением, переводами, и в благодарность от которых получил темницу. Только тогда, когда враги святого Максима отошли в мир иной – завершилось царствование его гонителя Василия III, и умер на покое митрополит Даниил, – Максим Грек в возрасте уже почти восьмидесяти лет был выпущен из своего заключения и даже с почетом принят в среду братии Троице-Сергиевой лавры. Он был настолько изнурен скорбями и болезнями, что не мог стоять и даже сидел с трудом. Иван Грозный, собираясь после взятия Казани и победы над татарами на богомолье в Кириллов монастырь со своей супругой и малолетним сыном, хотел взять у преподобного Максима благословение на это путешествие, но старец ответил ему: «Бог присутствует везде, не нужно тебе туда ездить, царь, тратить лишние силы и утруждать мать и младенца. Помоги вдовам тех воинов, которые погибли при взятии Казани, – это лучше любого богомолья». Но Иван Грозный не послушал праведника и отправился в путешествие, а по дороге его маленький сын умер. Так он был наказан за непослушание и за то, что не внял благословению преподобного Максима. Преподобный Максим окончил жизнь в относительном покое, но перед этим он пережил очень много скорбей. В день его памяти читается Евангелие, посвященное преподобным отцам, в котором говорится о кротости и смирении: о том, что человек может приобрести душевный покой только тогда, когда уподобится в кротости и смирении Самому Господу. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко 156 . Конечно, невозможно вынести такие нечеловеческие страдания: несправедливость, мучения, лишение причастия, клевету, причем клевету самую страшную для православного христианина, обвинение в ереси, – если при этом не уподобиться Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим «ощущениям» и «мнениям». А чем еще является такая байка: «По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил» (Знамение времени//Благовест. Самара, 1999, Был ли там этот «старец»? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля? Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла//Творения. Ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с.141 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб..1911, с.568. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6» ( http://www. pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/tihon.htm). Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.7.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Евангелие от Матфея, глава 12). Так, к несчастью, произошло и с Августином–Сергеем–Владимиром. В 2001 году мы прочитали в газетах, что иеромонах Владимир, который служил в одном из провинциальных городов и был тесно связан с местной преступной, разгульной, совершенно невозможной для монаха компанией, найден зверски убитым в своем доме. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего убиенного иеромонаха Владимира! Что происходило в духовном мире в эти минуты? Что такое случайность? Почему кирпич падает на голову именно этому прохожему — одному из тысяч? Подобного рода глубокомысленные размышления волнуют человечество тысячелетиями. Однажды троице–сергиевский благочинный архимандрит Онуфрий и духовник лавры архимандрит Кирилл поручили мне помочь перевезти на Кавказ в горы, туда, где уже многие годы на нелегальном положении подвизаются монахи–отшельники, одного из иноков лавры, иеродьякона Рафаила (Берестова). Это был монах совсем маленького, детского росточка, без бороды, с тоненьким голосом и простодушный воистину как ребенок. Заговорщическим шепотом отец Рафаильчик поведал мне, что по благословению отца Кирилла вынужден бежать в горы, потому что в одиночку борется с экуменизмом. На косяке дверей своей кельи в лавре он прибил листок из школьной тетради с надписью: «ПОЗОР ЭКУМЕНИСТАМ!!!» Я тоже никакого расположения к экуменизму не испытывал и потому взялся ему помочь, хотя и сильно сомневался в реальности нависшей над отцом иеродьяконом чрезвычайной угрозы. Да еще такой, что надо было бежать из монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

В Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купола Пятницкой башни 16 ноября 2016 г. 17:35 В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни. Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» осуществляется реконструкция здания типографии Троице-Сергиевой лавры. Пятницкая башня, восьмигранная в плане, располагается в юго-восточном углу монастырской ограды, сооружена в 1640 году. Это одно из самых мощных крепостных сооружений, построенных в XVII веке на месте разрушенной взрывом «в осадное время» башни. Высота башни до верха зубцов составляет 25 м, по диагонали 21 м. В шести ярусах башни имеется 77 бойниц. На всю высоту башни проходит восьмигранный каменный пилон, который поддерживает своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. На основании проекта реставрации Пятницкой башни, согласованного и утвержденного Министерством культуры РФ как заказчиком данных работ, Троице-Сергиевой лаврой были поданы заявки на проведение конкурсных процедур по осуществлению реставрации. ООО «Промпроект» выиграло конкурс на проведение данных работ и получило разрешение Министерства культуры РФ на их проведение. С ООО «Промпроект» был заключен двухгодичный государственный контракт для проведения реставрационных работ на выбранном объекте. Куратором реставрационных работ является Сергей Васильевич Демидов, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра (ПАРЦ) Троице-Сергиевой лавры, архитектор-реставратор высшей квалификации, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Производимые работы контролируются Федеральным технадзором. Технологии производимых работ согласованы с Министерством культуры РФ. Реставрационные работы ведутся на основании проектной документации, разработанной по заказу Министерства культуры РФ Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ФГУП ЦНРПМ) (директор В.Н. Фатин).

http://patriarchia.ru/db/text/4678164.ht...

Ансамбль Троице Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития. В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления. Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона. После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Создание основного массива научных трудов, посвященных изучению вкладных книг Троице-Сергиева монастыря, приходится на вторую половину XX в. Чаще всего они выступают предметом источниковедческого, текстологического или библиографического . Хронологические записи пожертвований во вкладных книгах Троице-Сергиевой обители строго систематизированы по принадлежности вкладчиков к определенным социальным группам. В отдельные главы объединены вклады князей и царей, начиная с князя Дмитрия Ивановича Донского, митрополитов и патриархов, архиепископов и епископов, представителей боярских родов, служилых людей, дьяков, духовенства, торговых гостей, людей разных чинов государева двора, т. е. стряпчих, стольников и жильцов, а также подьячих, казаков, боярских и торговых людей, крестьян, слуг и т. д. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря известна в двух списках: 1638/39 и 1672/73 гг. В рамках каждой отдельной главы книг пожертвования записывались в четкой хронологической последовательности. По родам были сгруппированы в главы боярские вклады; в данном случае последовательный хронологический порядок глав строился по первому пожертвованию представителей отдельного рода. В 1987 г. сотрудниками Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника было подготовлено издание вкладной книги, что открыло путь к использованию этого ранее недоступного источника широкому кругу . Конюшенное хозяйство было важной частью хозяйства Троице-Сергиева монастыря. Коневодство и заботы о конюшенных дворах поручались старцам-конюшим, многочисленным слугам и . «Монастырская конная служба» считалась особо ответственной статьей хозяйства. На ее высокий статус указывает письменная фиксация дворов, подробные списки лошадей, включая молодняк, и их возраст: «А каковы те лошади в шерсть и в приметы, и леты, и тому имянная записка в книгах на конюшенном Одним из источников пополнения монастырских конюшен были вклады. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря полна записями о поступлении лошадей от вкладчиков всех социальных групп. Представители феодальной знати нередко передавали монастырю десятки лошадей. К таким случаям, в частности, относится вклад Бориса Федоровича Годунова по Ивану Михайловичу Глинскому 27 января 1602 г.: «2 санника, 3 жеребца, 61 кобылица, 5 жеребчиков, 12 – всего 83 лошади. Но, как правило, в качестве вклада одна-две лошади.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

66. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Костромском уезде в XVI – начале XVIII в.//Краеведческие записки. Вып. 6. Кострома, 2003. С. 10–18. 67. Вотчина Троице-Алатырского монастыря в XVII – начале XVIII в.//Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2003. 13. С. 4–12. 68. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Муромском уезде в XVII – начале XVIII в.//Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции, посвященной 1140–летию г. Мурома. Муром, 2003. С. 72–77. 69. Формы расчлененной собственности в вотчине Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв.//Землевладение и землепользование в России (Социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Калуга, 2003. С. 35–47. 70. Культура средневековой Руси: Учебное пособие. Вологда, 2003. 71. Крупная феодальная вотчина России конца XVI–XVII в. (По архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004. 395 с. 72. К характеристике монастырских архивов России XVI–XVII вв. Ч. 1//Археографический ежегодник за 2003 г. М., 2004. С. 40–56. 73. Грамоты первых Романовых вологодским монастырям//Восьмые Романовские чтения, посвященные восстановлению и увековечению памяти о Романовых. Екатеринбург, 2004. С. 107–110. 74. Монастырские описи XVII в. как источник по истории народонаселения//Историческое краеведение и архивы. Вып. 10. Вологда, 2004. С. 65–78. 75. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в XVI – начале XVII в.//Двинская земля. Вып. 3. Котлас, 2004. С. 206–215. 76. Выкуп вотчин у Троице-Сергиева монастыря в XV – первой половине XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. М., 2004. С. 36–50. 77. Крестьянская семья в монастырских вотчинах Среднего Поволжья в конце XVII в.//Марийский археографический вестник. 2004. 14. С. 10–17. 78. К характеристике монастырских архивов XVI–XVII в. Ч. 2//Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005. С. 30–45. 79. О формировании монастырского землевладения в Алатырском уезде в начале XVII в.//Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении: Материалы VIII межрегиональной научной конференции/Отв. ред. Ю. П. Смирнов. М., 2005. С. 72–76.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Член совета Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса и член ревизионной комиссии Троице-Сергиевской лавры Михаил Сергеев. Заместитель управляющего Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины и член ревизионной комиссии Троице-Сергиевской лавры Л. Кондрашев. Секретарь Сергиевского отдела исполкома Смирнов. Член коллегии Н. Щекотов. С подлинным верно: секретарь Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Лавры как монастыря А. Шведов. Сергиевский Посад Моск губернии. 29 января 1920 года» 45 . Необходимо отметить, что позиция Наркомата юстиции, ВЧК и Сергиевского исполкома по отношению к Троице-Сергиевой лавре складывалась из двух составляющих: 1) антирелигиозная борьба на всех уровнях, от идеологического до социально-политического; 2) пролеткультовская идеология. Если по отношению к антирелигиозности Наркомпрос оставался безмолвным, то с пролеткультовской идеологией старался бороться. Именно это повлияло на то, что фракционные решения межведомственной комиссии не были приняты и осуществлены в полном объеме. 2 февраля 1920 г. Н. М. Щекотов докладывал в Отделе по делам музеев о командировке в Троице-Сергиеву лавру. Было постановлено оставить Комиссию по охране Лавры в прежнем составе, назначив ее комиссаром А. С. Кочаровскую 46 . Полностью решение это осуществить не удалось, но все же из прежнего состава продолжали работать отец Павел Флоренский , Ю. А. Олсуфьев, М. В. Шик. Председателем был назначен священник Павел Флоренский . Сохранились удостоверения личности сотрудников комиссии М. В. Шика (от 2 февраля 1920 г.) и Ф. Г. Андреева (от 4 февраля 1920 г.), подписанные П. А. Флоренским как председателем комиссии, письмо в Нарбанк от 17 февраля 1920 г. с сообщением подписи П. А. Флоренского как председателя комиссии. С 11 февраля 1920 г. Комиссия по охране Лавры стала состоять при Сергиевском подотделе искусств, председателем которого являлся В. И. Соколов , а членами – В. И. Хрустачев и В. Ф. Мей. В то же время историко-художественный музей Троице-Сергиевой лавры находился в непосредственном ведении Отдела по делам музеев как исключительный памятник, имеющий общегосударственное значение 47 . Уполномоченным Отдела по делам музеев по организации музея в Лавре был назначен Н. М. Щекотов. При таком раздельном подчинении комиссии и музея связь и координация действий с Наркомпросом, естественно, разрушилась, а отношения с местной властью еще более ухудшились.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010