Троице-Сергиевом монастыре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

11 – 12 декабря. Конференция «Преподобный Сергий ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... – 12 декабря в музее им. Андрея Рублева состоится конференция «Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве». Программа научной конференции 11 декабря Утреннее заседание Приветственное слово директора Музея им. Андрея Рублева Г. В. Попова Э. С. Смирнова (МГУ, ГосНИИ) Иконография преподобных в русском искусстве XIV века Г. В. Попов (Музей им. Андрея Рублева) Об источнике отдельных сцен шитого иконостаса второй четверти XV века из собрания ГИМ А. С. Преображенский (МГУ, ГосНИИ) Ранние изображения преподобного Сергия в Троице-Сергиевом монастыре и за его пределами. Типология и иконография образов новопрославленного московского святого М. А. Маханько (ЦНЦ «Православная энциклопедия») Образ преподобного Сергия Радонежского в церковном искусстве Казанского края XVI-XIX веков Е. М. Саенкова (ГТГ) Особенности иконографической программы иконы «Преподобный Сергий в житии» середины XVII века из частного собрания Ю. Н. Бузыкина (ММК) Архитектурные фоны в житийных иконах преподобного Сергия Радонежского Н. Н. Чугреева (Музей им. Андрея Рублева) Житийные иконы преподобного Сергия Радонежского XVII – начала XVIII века с сюжетами на ... текст полностью ...
Редкие виды орнамента на средневековых ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... годов [1]. На другой плите — старца Максима — отмечен иной тип «облачков»: по две пары дуг примыкают снизу и сверху к нижнему клейму ( ил. 1: 2 ) . Оба надгробия найдены под северной галерей Трапезной и могут быть датированы второй половиной XV в. по аналогии с орнаментом плиты новгородского архиепископа Сергия. 2. «Дополнительные орнаментальные ленты», дугообразные или прямые, примыкающие в изножье к основанию нижней прямой тяги («штока») . Их трактуют как основание Голгофе кого креста с позёмом, подобные есть на плите 1538 39 гг. из Спасо-Пребраженского Угрешского монастыря [2]. В Троице-Сергиевом монастыре найдено два изножья надгробий: одно с дугами ( ил. 1: 3 ) [3] и одно с прямыми «лентами», приподнятыми от края изножья ( ил. 1: 4 ) [4]. По московским аналогиям могут быть датированы второй четвертью XVI в. 3. Дополнительные элементы орнамента — «спрямленные дуги» (спрямленные угловые элементы, которые отсекают углы торцов и примыкания «плечиков») полукруглых тяг (к «бордюру». Они представляют из себя тройные линии в верхних углах изголовья и в «пазухах» полукруглых тяг) ил. 1: 5 (над нижним клеймом; датируются по аналогиям с московских некрополей рубежом ... текст полностью ...
Книжная новинка: Иконописная школа в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... рассказывает об Иконописной школе при Московской Духовной Академии, находящейся в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Эта школа является сегодня одним из самых известных и значимых учебных заведений России в области иконописания. Оглавление: ОТ АВТОРА ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ ОТКРЫТИЕ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ ПРИ ТРОИЦКОЙ СЕМИНАРИИ ИКОНОПИСНОГО КЛАССА История иконописания в Троице-Сергиевом монастыре со дня основания до середины XVIII столетия Открытие при Троицкой Семинарии Иконописного класса Состояние иконописания в Лавре в конце XVIII – начале XIX веков ГЛАВА ВТОРАЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАСЦВЕТ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА. ИКОНОПИСЕЦ И. М. МАЛЫШЕВ Возобновление интереса Церкви и государства к древнерусскому и византийскому иконописанию в XIX веке Возобновление в Лавре деятельности Иконописной школы Иконописец Иван Матвеевич Малышев ( 1802-1880 ) ГЛАВА ТРЕТЬЯ МОСКОВСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛАВРСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ Развитие научного интереса к древнерусскому искусству во второй половине XIX столетия Создание и деятельность Московского епархиального училища иконописания и ремесел ( 1873-1885 ) Лаврская Иконописная ... текст полностью ...
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... будет проследить менявшееся мировоззрение царя Петра I на разных этапах его правления. Наиболее наглядно и даже в чем-то беспристрастно это можно сделать, обратив внимание на характер именно памятников архитектуры и искусства того времени. Какими же были первые постройки царя Петра до смерти патриарха Адриана в 1700 году? Все, что создавалось в этот период, вполне соответствовало традициям церковного зодчества, на что указывал и И. Э. Грабарь [12]: все укладывалось в рамки поступательного культурно-исторического процесса. Трапезная церковь. Вид с северо-востока Например, в главном Троице-Сергиевом монастыре была заложена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с палатой ( Трапезный храм; 1686–1692 ) [13]. Следуя традициям московской архитектуры, он стал самым большим сооружением своего времени (общая площадь более 500 м 2) и одним из лучших образцов московского барокко конца XVII века. Другой значимой постройкой этого монастыря петровской эпохи стала надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699) [14]. Две эти постройки, выполненные в духе национальных традиций русского храмостроительства, завершили формирование общего ансамбля ... текст полностью ...
«Душа – на Волхове, сердце – на Великой» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Пахомию Логофету († после 1484) , прибывшему на Русь с далекого Афона, в его обширной литературной деятельности, поддержав в еще незнакомой ему тогда стране. Благодаря помощи просвещенного архиепископа Логофет стал вскоре достаточно известным на Руси автором, трудившимся в жанре житийной церковно-исторической литературы. Его перу принадлежат жития преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и самого святителя Евфимия, текст церковной праздничной службы в честь митрополита Московского Петра, канон святителю Стефану Пермскому и многие другие произведения. Пробыв около 20 лет в Троице-Сергиевом монастыре, Пахомий приблизительно в 1459 году вновь вернулся в Новгород, где занимался литературными трудами при другом известном архиепископе – Ионе (возглавлял кафедру с 1458 по 1470 г.) . В памяти новгородцев владыка Иона остался как их неизменный заступник перед великими князьями – благоволившим к нему Василием II, а затем и сыном его Иваном. Владыка прекрасно понимал, что Новгороду недолго уже осталось «ходить по своей воле», пренебрегая общерусским делом создания единого Московского государства. Он даже пророчески предсказал великому князю Василию, что сын его станет ... текст полностью ...
Андрей Рублев. Звенигородская история / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... принадлежал рублевский деисус. Испробовали разные варианты, и все последующие поиски отказывали Звенигородскому чину в звенигородском происхождении. Так работал ли Рублев в Звенигороде? В Успенском соборе Не менее загадочно и происхождение самого Андрея Рублева. Биографические сведения о великом художнике столь ничтожны, что какие-то страницы его жизни исследователи просто домысливают. Родовые его корни могли быть и в Радонеже, и в Пскове, и в тверских краях, и в белозерских, и в иных. Не коренной москвич, свои первые шаги на Московской земле Рублев как художник мог делать в Троице-Сергиевом монастыре, где принял монашеский постриг. А мог и в великокняжеских художественных мастерских Кремля, где работал над украшением книг миниатюрами. Можно и совместить эти гипотезы, предположив, что мирянин Рублев в конце 1390-х годов ушел из кремлевских мастерских, чтобы стать монахом в обители Сергия Радонежского. И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм. А произойти это могло, например, с подачи Саввы Сторожевского, который в 1399 году перешел из Троицкого монастыря на гору Сторожа под Звенигородом. Пригласил туда Савву князь Юрий ... текст полностью ...
Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... а третий, спустя четыре с половиной столетия, причисляет его к лику святых. Дело Максима Грека со всей остротой ставит вопрос о соборности — подлинной и мнимой. Очевидно, решения Собора, не разделенные народом церковным, не могут считаться выражением настоящей соборности. Что касается Максима Грека, народ сразу выразил свое отношение. Как свидетельствует древний сказатель, по смерти преподобного, случившейся в 1556 году, пробудилось к нему всеобщее уважение и многие устремились в Лавру к его священным останкам как к мощам, называя его то пророком, то великим учителем (4, 197) . В Троице-Сергиевом монастыре на северо-западном столбе Успенского собора в сохранившейся росписи 1684 года Максим Грек изображен рядом с Михеем Радонежским с нимбом и в полный рост. А над гробницей прп. Максима на медной доске вырезано среди прочего: «И что божественно он в книгах написал, То жизнию своею и делом показал» (4, 200) . Преподобный Паисий Величковский Преподобный Паисий Величковский В XVIII веке Петр Величковский, будущий старец Паисий, основатель Ильинского скита на Святой Горе, покинув стены Киевской духовной семинарии, пришел на Афон в поисках духовного руководства и ... текст полностью ...
Слово Патриарха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь. Пример отрока Варфоломея – это пример и для наших детей, для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, как и произошло в случае с преподобным Сергием. И поэтому сегодня молитва наша к преподобному Сергию о родителях и детях, о наших семьях, а значит – о будущем нашего Отечества. Из проповеди после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре Ярославской области, основанном на месте рождения Преподобного, 11 мая 2014 года, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 12 мая 2014 г. Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря. Комментарии Ольга 13 мая 2014, 13: 00 Дай Боже Вам, здоровья, терпения, всего самого лучшего. ... текст полностью ...
«Под покровом преподобного Сергия наши ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... по словам патриарха Кирилла, учебного заведения, где дается образование, которое предоставляет возможность выпускникам сразу поступать в семинарию. О программе гимназии, о том, как сочетаются в ней богословские и общеобразовательные предметы, о духовной жизни, учебе и досуге гимназистов, хоре и музыкальном фестивале, о том, как поступить в гимназию, – наша беседа с ее директором священником Димитрием Диденко. Варницкий монастырь – Отец Димитрий, скажите несколько слов об истории гимназии, которую вы возглавили в 2015 году. – Гимназия имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре находится на родине преподобного Сергия в Ростове Великом. Варницкий монастырь приписан к Троице-Сергиевой Лавре, поэтому и гимназия находится в ведении наместника Лавры архиепископа Феогноста. В этом году гимназии исполнится 13 лет, ее основателем был епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, бывший в то время игуменом Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Сейчас Варницкая гимназия обычно ассоциируется у всех с гимназией-пансионом для юношей, однако начиналось все со школы для местных ростовских детей (младшей гимназии) . Затем, осенью 2004 года, ... текст полностью ...
Святитель Иоасаф Московский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мон-ре из рук автора. И. принадлежала рукопись с т. н. Иоасафовской летописью, созданной при митр. Данииле и послужившей одним из источников Никоновской летописи. Прежде считалось, что И. написал Житие Новгородского архиеп. Серапиона [39], ныне эта т. зр. отвергнута [40]. В Архангельском соборе Московского Кремля хранится чудотворная Иоасафовская Смоленская икона Божией Матери, которую ранее связывали с патриархом Иоасафом I (1634–1640) [41]. В последнее время установлено, что икона более древняя и она, скорее, может быть связана с И. И. был погребен в келлии прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре [42]. В 2006 г. при проведении работ в Серапионовой палатке была обнаружена надгробная плита И. В Валаамском синодике имеется запись рода Симеона Скрипицына, которая начинается с «митрополита-схимника Иосафа» [43], что позволяет говорить о принятии бывш. митрополитом схимы перед кончиной. Память И. отмечена в Лаврском месяцеслове [44]. Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено в 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . И. также входит в Собор ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Троице-Сергиевом монастыре
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"