Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По лаврским закромам Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. 20 октября, 2009 Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра – один из крупнейших православных монастырей России. О нём и поговорят корреспонденты журнала «Нескучный сад» в данной статье. Троице-Сергиева лавра Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. По его завету так всегда и было. В самые тяжелые, голодные времена монахи делились с народом последним хлебом. Сегодня Лавра процветает, братии – около 300 человек, ежедневно приезжают тысячи паломников, трудятся десятки трудников. И всех надо накормить. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Из кухни с любовью Приезжающие поклониться мощам преподобного и другим святыням Троице-Сергиевой лавры не уезжают голодными – для трудников, живущих здесь несколько дней, есть большая трапезная, для паломников, приезжающих на один день, недалеко от главных врат открыто кафе. В жаркий день на территории Лавры можно попить кваса, который прямо тут и приготовлен, а лаврские коврижки, рецепт которых лаврские кондитеры хранят в тайне, известны далеко за пределами Сергиева Посада. Братия – монахи и послушники – трапезничают отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня. Трапеза для братии в Лавре бывает три раза в день: около девяти утра (после ранней службы) – завтрак, в полдень – обед и после вечерней службы (в восемь вечера) – ужин.

http://pravmir.ru/po-lavrskim-zakromam/

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Карта и ближайшие объекты Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " . Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:не ранее 1345. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.31019, 38.13276 Проезд:на автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8) — до Сергиева Посада (54 км от МКАД); автобусом: маршрут 388 (экспресс) от ст. м. ВДНХ; пригородным электропоездом: с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево Изменить описание объекта < > Карта и ближайшие объекты Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия. В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула " лавра " В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXIX — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале 17 в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами «сибирского барокко». Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца. Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с 11 в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре. Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преп. Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о многих героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине 19 в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) (род. ранее 1332, Ростов?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского. Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. Житие не содержит точных дат, поэтому факты биографии Е. восстанавливаются благодаря косвенным сведениям. Согласно Житию, в нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. В Житии отмечено, что мн. переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» ( Клосс. 1998. С. 321). По сведениям архим. Леонида (Кавелина) , Е. был похоронен под монастырским Троицким собором ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач.

http://pravenc.ru/text/189859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (2-я пол. XIV в.- после 1443 (?), Троице-Сергиев мон-рь ?), прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Е. П. заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского , Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92). По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см.: Прохоров. 1988. С. 211), путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в. Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). (По предположению Б. М. Клосса , Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре 12 мая 1375; данная т. зр. не принята др. исследователями.) Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г.

http://pravenc.ru/text/190095.html

Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Жизнь Сергиева Посада с первых послереволюционных лет пошла в нескольких различных направлениях: вся верующая Россия, неожиданно оказавшись бессильной, следила за тем, устоит ли Троице-Сергиева лавра перед натиском безбожия и кучки распоясавшихся местных комиссаров, поддерживаемых органами ЧК из Москвы. Используя терминологию отца Павла Флоренского, можно сказать, что и тех и других интересовал собственно культ, вне его взаимосвязи с культурой, понимаемой в широком смысле слова как деятельность человека. Узкий круг специалистов древнерусского искусства, наоборот, интересовала лишь «сохранность памятников» Троице-Сергиевой лавры, которые могли погибнуть при столкновении русской культуры с идеологией большевистского государства. «Этому способствовала пропаганда нигилистического отношения к культурному наследию ультралевыми деятелями, считавшими себя специалистами по «пролетарской культуре». Пролеткультовцы видели в уничтожении памятников архитектуры и искусства, особенно монастырей и церквей, средство борьбы с пережитками прошлого. Они были готовы «сбросить с корабля современности» все, что создавалось народом до революции, и зачеркнуть все достижения культуры» 2 . Но и тех и других интересовала лишь определенная часть культуры, намеренно отрывавшаяся и от культа, и от других областей культуры, и от самой русской жизни. Отец Павел Флоренский и другие члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры по своим мировоззренческим убеждениям, вере, жизненному опыту и профессиональным знаниям не могли ограничиться ни одной из этих позиций. Они понимали, что пространство культа и пространство культуры настолько родственны, что их нельзя разделять. Культ как средоточие культуры вбирает в себя из нее все лучшее, а как порождающий культуру сам должен воздействовать на нее. Личная причастность членов Комиссии по охране Лавры к православному культу и православной культуре заставляла их с равной напряженностью бороться как за сохранение Троице-Сергиевой лавры в качестве живого, действующего монастыря и всеми силами препятствовать ее закрытию, так и за то, чтобы ее богатейшие историко-художественные памятники достойно вошли в пространство русской культурной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010