Троице-Сергиевом монастыре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Скульптура в Свято-Троицком Сергиевом монастыре: ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... к пластике в Свято-Троицком Сергиевом монастыре с особым размахом проявляется в пострублевскую эпоху. Хотя белокаменные рельефы на храмах выполнялись и в Рублевское время. Что можно видеть на абсидах собора Живоначальной Троицы. Но это интерес чисто прикладной, прочно связанный с архитектурой. Подобные рельефы не исполняли моленной функции. Делались и некоторые замечательные ювелирные вещи. Тем не менее такая деятельность не имела того масштаба, который мы наблюдаем в пострублевское время. И это понятно. Исихастское мировидение лучше выражалось через изобразительные средства живописи, нежели через резьбу по дереву или другие скульптурные жанры, поскольку одним из основных предпочтений для исихаста было созерцание Фаворского света, более-менее доступно рассказать о котором удобнее красками, а не трехмерными формами. В этом онтологическом преимуществе живописи можно усмотреть и философские причины: античная оппозиция «космос — хаос» вытесняется христианской «свет — тьма». Под светом здесь и разумеется именно Фаворское сияние. Об исихазме иконописи преподобного Андрея Рублева писали, например, В. А. Плугин[2], академик Д. С. Лихачев[3] и многие другие авторы, изучавшие ... далее ...
Послание архимандрита архиепископу — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... отца царицы Натальи (матери Петра) . Постриг был для боярина спасением от неминуемого убиения восставшими, исключительно «ради величайшего прошения и горьких слез» юной царицы [6]. Любопытно, что 17 марта 1690 г. умирающий Иоаким в присутствии Адриана простил боярину Кириллу самовольное сложение с себя монашеского одеяния и обетов и даже разрешил ему «сожительство супружное» [7]. В накативших летом 1682 г. волнах раскольничьего бунта Адриан стоял рядом с Иоакимом, хотя и не отличился, подобно архиепископу Афанасию, особым рвением. А осенью он исполнил роль связного между засевшим в Троице-Сергиевом монастыре царским двором и оставшимся в своей резиденции патриархом, через которого царевна Софья вела переговоры с восставшими москвичами. Дорога между враждебными станами считалась весьма опасной. Однако Адриан дважды, 19 сентября и 3 октября, приезжал в Троицу с грамотами Иоакима о ходе переговоров — и затем отвозил в Москву распоряжения, которые немало способствовали умиротворению в столице [8]. Правительство регентши Софьи не противилось, когда патриарх Иоаким решил продвинуть своего помощника. 21—26 марта 1686 г. архимандрит Адриан был хиротонисан на митрополию ... далее ...
Москва|Церковь Николая чудотворцаИскать в Источникеsobory.ru
... протопоп Максим Максимов, в патриарших окладных книгах 1628 г. записано: «за протопопом Благовещенского собора Максимом Максимовым, церковь Рождества Христова, придел Святителя Николая, древяна, строение протопопово. У церкви во дворе поп Иван Федоров, дьячок, пономарь, в селе двор протопопова брата Моисея Максимова, крестьян 18 дворов». Протопоп Максим венчал 1-м и 2-м браком царя в Успенском соборе, крестил в Чудовом монастыре цареву Ирину Михайловну, в 1629г. – царевича Алексея Михайловича (а впоследствии участвовал в его венчании на царство) . В начале 1635г. принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник ( 1635-1645 ) Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов». ... далее ...
Ближний русским / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... веру ей привили уже с детства, с зыбки. Моя мама – совсем другое поколение, у которого традиционная мораль была основой всего. Душа моя радовалась, что и мама своим духовным домом почувствовала именно женский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. Она всегда посещала именно этот небольшой монастырский деревянный храм. Матушка игумения Магдалина благословляла ей один из стульчиков монахинь, чтобы по старческой слабости во время службы можно было посидеть. Мама сама оставила свидетельство о своих недолгих, но глубоких переживаниях в Православной Церкви. После одной вечерней службы в рижском Свято-Троицком Сергиевом монастыре 17 сентября 2002 года ее сопровождал мой старший сын Иаков. И по пути домой, на трамвайной остановке она ему говорила удивительные слова, которые он, вернувшись, сразу записал в дневнике. Вот они в переводе: «Как красиво пели монахини. Вечернее богослужение индивидуальное. Это мне дает мир, ибо чувствую прямую связь с Богом. Я прошу у Бога силу. Силу, которая мне дает мир Христов. Силу, которая мне дает способность не гневаться на своих недоброжелателей и врагов, и на государство, и на его строй. Силу, которая мне дает смирение перенести трудности. Силу, ... далее ...
Преподобный Арсений Комельский : Православный ...Искать в Источникеmospat.ru
... ru Месяцеслов Библия. Ветхий Завет Библия. Новый Завет Посты и праздники в 2014 году Пасхалия 2010-2030 Преподобный Арсений Комельский Пятница, 24 августа (ст. ст.) 6 сентября 2018 (нов. ст.) Преподобный Арсений Комельский родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525–1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий IV (1505–1533) , посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться ... далее ...
Преподобный Андре́й Рублев, иконописецИскать в Источникеazbyka.ru
... причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.) ; росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.) ; икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. ХIV – нач. ХV вв.) ; Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало ХV в.) ; росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре ( 20-е гг. XV в. ) ; икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве ( начало 20-х гг. XV в. ) . Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию ... далее ...
Память о преподобном Мартиниане Белозерском - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... государя заботой о народе, на который и был возложен огромный выкуп за освобождение из татарского плена великого князя. Несчастного Василия посадили в голые сани под присмотром какого-то троицкого монаха, сопровождавшего его, и повезли в Москву. В Москве ночью 16 февраля Дмитрий Шемяка ослепил Василия, обвинив его в пособничестве татарам и припомнив ослепление брата Василия Косого. Вместе с супругою Василия отправили в Углич, а его мать, великую княгиню Софию, сослали в Чухлому. Малолетних сыновей великого князя Иоанна и Юрия верный Василию боярин В. М. Шея-Морозов успел спрятать в Троице-Сергиевом монастыре, а ночью отвезти к князю Ряполовскому, который повез детей в далекий и укрепленный Муром. Верный слуга великого князя Василий Ярославич Боровский, брат великой княгини Марии, бежал в Литву. Остальные вынуждены были присягнуть Шемяке. Правление Шемяки запомнилось москвичам небывалым до сих пор попранием справедливости. В истории навеки осталась память об этих беззакониях в виде пословицы о «Шемякином суде». Теперь народ вспомнил добрые качества Василия: его верность Православию, его справедливый суд, его воинские заслуги в защите от татарских набегов, его милость к ... далее ...
Святитель Серапио́н Новгородский, архиепископИскать в Источникеazbyka.ru
... Иисуса Христа востани на ноги твои». Хромой поднялся на ноги, подошел к архиепископу и принял от него благословение. Бывшие при этом чуде прославили Бога и его угодника. Провидел святитель Серапион будущую судьбу своего любимого ученика архидиакона Иакова и еще в юношеском возрасте его поклонился ему как будущему игумену Троице-Сергиева монастыря, что и исполнилось: Иаков игуменствовал в Троицкой Лавре с 1515 по 1520 гг. Святой Серапион видел дальнее, как бы находящееся близ него. Когда скончался преподобный Иосиф Волоколамский (9 сентября 1515 года) , святой Серапион, пребывая в Троице-Сергиевом монастыре, в тот самый час сказал бывшим с ним: «Брат наш Иосиф преставился. Бог да простит его». И, молясь перед иконой Спасителя, прибавил: «Не постави ему, Господи, греха, ибо бывает подобное и с праведными». В 1608 году, в тяжелую годину Троице-Сергиевой Лавры, на призыв святого Сергия вошел в храм святой Серапион в святительском облачении и с поднятыми к небу руками молился в алтаре перед иконою Пресвятой Богородицы: «О, Всепетая Мати! От всякия избави напасти всех». Имя святителя Серапиона вместе с другими призывается на помощь в церковных грамотах и в чине ... далее ...
Как выбирали царя | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... уж действительно, не приведи, Господи, жить в эпоху перемен, но анализировать её – дело захватывающее. Каждый месяц смутного времени перенасыщен событиями: предательствами, поражениями, пожарами и грабежами… Государство, как утлая лодочка, поспешно и часто меняло курс. Да и не было в те годы целостного государства Московского. Только Церковь сплачивала народ, призывала к борьбе за независимость, вдохновляла таких героев, как Минин и Пожарский. Достаточно вспомнить не дожившего до Победы патриарха Гермогена и архимандрита Дионисия, достойного наследника преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре. За смутой должен был последовать распад царства. В известной степени нам повезло с противником: на Западе над Русью нависало польское государство, Речь Посполитая – федерация Великого княжества Литовского и королевства Польского. Воинственная католическая держава в те годы превосходила Русь и по населению, и в армейском отношении. Но поглощение Руси Польшей означало бы окатоличивание нашей страны. Эта угроза стала для русских людей главным мотивом сплочения, главным мотивом сопротивления. Сохранив православие, поколение Димитрия Пожарского сохранило суверенную ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Старцы – это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение института “старчества” в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим духовным авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество. Преподобный Сергий Радонежский Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. А столь великое внимание, уделяемое преподобным Сергием Радонежским идее Святой Троицы, нашло свое выражение в иконописных трудах Андрея Рублева (1370? – 1430?) . Андрей Рублев написал икону “Троица” около 1411 г. по заказу Троицкой обители, возможно, для первой деревянной часовни, построенной над могилой Сергия Радонежского. В соответствии с многовековой вероучительной традицией образ Святой Троицы присутствует в Ветхом Завете в 18 главе книги Бытие, где рассказывается о явлении праотцу Аврааму и его жене Сарре ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Троице-Сергиевом монастыре
Справочник - ПОИСКОВ.РФ