Троице-Сергиевом монастыре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Скульптура в Свято-Троицком Сергиевом монастыре: ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... к пластике в Свято-Троицком Сергиевом монастыре с особым размахом проявляется в пострублевскую эпоху. Хотя белокаменные рельефы на храмах выполнялись и в Рублевское время. Что можно видеть на абсидах собора Живоначальной Троицы. Но это интерес чисто прикладной, прочно связанный с архитектурой. Подобные рельефы не исполняли моленной функции. Делались и некоторые замечательные ювелирные вещи. Тем не менее такая деятельность не имела того масштаба, который мы наблюдаем в пострублевское время. И это понятно. Исихастское мировидение лучше выражалось через изобразительные средства живописи, нежели через резьбу по дереву или другие скульптурные жанры, поскольку одним из основных предпочтений для исихаста было созерцание Фаворского света, более-менее доступно рассказать о котором удобнее красками, а не трехмерными формами. В этом онтологическом преимуществе живописи можно усмотреть и философские причины: античная оппозиция «космос — хаос» вытесняется христианской «свет — тьма». Под светом здесь и разумеется именно Фаворское сияние. Об исихазме иконописи преподобного Андрея Рублева писали, например, В. А. Плугин[2], академик Д. С. Лихачев[3] и многие другие авторы, изучавшие ... далее ...
Некрополь Троице-Сергиевой Лавры. Взгляд сквозь ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Если принять во внимание надпись на плите, Беда прожил еще 27 лет, что не так уж мало.) Сегодня в коллекции надгробий Троице-Сергиева монастыря, включающей в себя около 300 плит (целых и фрагментов) , обращают на себя внимание девять надгробий XVI—XVII вв. с особым типом надписей — о «занятом месте», которые наносились в нижней части плиты. Практика установки надгробия на месте будущей могилы самим владельцем подтверждается сведениями, приведенными А. В. Горским из духовной князя Федора Ивановича Хворостинина 1602 г., где, между прочим сказано: «положить мое грешное тело у Живоначальныя Троицы в Сергиевом монастыре, возле отца моего князя Ивана Михайловича, во иноцех Иосифа, а на месте и цка положена, а на ней написано «место князя Федора Ивановича Хворостинина». Надгробная плита иконописца монаха Троице-Сергиева монастыря Евстафия Головкина (1603) , найденная в ноябре 2011 года Заметим, что «бронирование» мест проводилось на самом почетном участке монастырского кладбища, вблизи главной святыни — Троицкого собора. На четырех плитах (князя Ростовского, Орины Плещеевой, Ирины Басмановой и Михаила) надписи в изголовье отсутствуют. Вряд ли владельца плиты не похоронили здесь ... далее ...
Преподобный Марти?рий ЗеленецкийИскать в Источникеazbyka.ru
... которую преподобный сам создал по велению и вере бывшего царя Симеона, во славу Единосущной и Неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.) Иное жизнеописание преподобного Мартирия Зеленецкого Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу. Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря. В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе. По ... далее ...
Преподобный Андре?й Рублев, иконописецИскать в Источникеazbyka.ru
... причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.) ; росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.) ; икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. ХIV – нач. ХV вв.) ; Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало ХV в.) ; росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре ( 20-е гг. XV в. ) ; икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве ( начало 20-х гг. XV в. ) . Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Старцы – это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение института “старчества” в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим духовным авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество. Преподобный Сергий Радонежский Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. А столь великое внимание, уделяемое преподобным Сергием Радонежским идее Святой Троицы, нашло свое выражение в иконописных трудах Андрея Рублева (1370? – 1430?) . Андрей Рублев написал икону “Троица” около 1411 г. по заказу Троицкой обители, возможно, для первой деревянной часовни, построенной над могилой Сергия Радонежского. В соответствии с многовековой вероучительной традицией образ Святой Троицы присутствует в Ветхом Завете в 18 главе книги Бытие, где рассказывается о явлении праотцу Аврааму и его жене Сарре ... далее ...
Как исследовали иконы "Звенигородского чина" | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... они стремились к тому, чтобы получить некие ориентиры, эталонные памятники, вокруг которых можно было бы расположить впоследствии множество безымянных произведений, выстроив различные «школы», «круги» и «мастерские». Именно по этим принципам создавалась история древнерусского искусства и, надо сказать, что по этим же принципам она существовала вплоть до недавнего времени. – В современных публикациях и про икону «Троицы» сообщают «с большей вероятностью написана Рублевым». То есть без категоричности… – Да, есть и альтернативные версии. Мы знаем о том, что Даниил и Андрей Рублев работали в Троице-Сергиевом монастыре в двадцатые годы XV века и что они «украсили подписанием» (то есть расписали фресками) новый Троицкий собор, воздвигнутый по повелению преподобного Никона. Теоретически может быть оспорена даже одновременность этой ныне утраченной росписи и существующего иконостаса – ведь после написания фресок должно было пройти какое-то время, чтобы они просохли, и только после этого можно было устанавливать иконостас. Вдруг для работы над иконостасом были приглашены уже другие мастера? И отдельное допущение, что храмовая икона собора была исполнена вместе со всем остальным ... далее ...
​Протоиерей Александр Салтыков: Идея канонизации ...Искать в Источникеrublev.com
... него очень много людей пришло в Церковь. Не могу сказать, что так было всегда. Подлинная слава и действие его искусства имело место при его жизни, какое-то время после его смерти, в допетровской Руси, скажем так, и потом уже в основном в наше время — в ХХ–XXI веке. Это связано, конечно, с тем, что, главная заслуга преподобного Андрея Рублева – это его иконопись. Но понимание иконописи было разное в разное время. Если брать не такой давний период, период императорской России, это было в целом время забвения древнего искусства. В тот период имя Андрея Рублева вспоминалось в основном в Троице-Сергиевом монастыре. «Троица» Андрея Рублева была в иконостасе Троицкого собора под более поздней записью. Другие иконы тоже были записаны сверху или утрачены. Все было забыто. В результате говорить об особенном влиянии Рублева на искусство в эти столетия не приходится. Конечно, самое большое влияние Андрей Рублев получил именно теперь, в последние сто лет начиная с XX века. Когда в советское время все было запрещено, икона проповедовала, потому что она была признана советской властью как произведение искусства. Среди этого великого иконописного и культурного наследия Древней Руси ... далее ...
Икона с историей | Свято-Георгиевский храм, г. ...Искать в Источникеchurch.ua
... мастерской при Оружейной палате. Известнейшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова. К числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова принадлежал Михаил Милютин, сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот. Обратите внимание на знаменательное совпадение: отец автора иконы служил в (Иоанно) -Предтеченской церкви, и в фонды нашего музея икона также поступила из церкви с таким же названием – Иоанно-Предтеченской! По другой версии отец Михаила был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг — полного комплекта широко извест-ных Четий-миней (жития святых) . Милютин поступил в ученики С. Ушакова 14 апреля 1670 г. и сразу же показал себя с наилучшей стороны, т. к. у него уже был опыт работы «у государевых дел в кормовых иконописцах меньшей статьи». Учитель писал, что «…ученик его Мишка иконное художество пишет святых лиц воображение лучше его прежняго ученика Василия и впредь он будет великому государю прочен; и ныне он годится в среднюю статью кормовых иконописцев». Карьера быстро шла «вгору». Милютин ... далее ...
Андрей Рублев. Звенигородская история / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... принадлежал рублевский деисус. Испробовали разные варианты, и все последующие поиски отказывали Звенигородскому чину в звенигородском происхождении. Так работал ли Рублев в Звенигороде? В Успенском соборе Не менее загадочно и происхождение самого Андрея Рублева. Биографические сведения о великом художнике столь ничтожны, что какие-то страницы его жизни исследователи просто домысливают. Родовые его корни могли быть и в Радонеже, и в Пскове, и в тверских краях, и в белозерских, и в иных. Не коренной москвич, свои первые шаги на Московской земле Рублев как художник мог делать в Троице-Сергиевом монастыре, где принял монашеский постриг. А мог и в великокняжеских художественных мастерских Кремля, где работал над украшением книг миниатюрами. Можно и совместить эти гипотезы, предположив, что мирянин Рублев в конце 1390-х годов ушел из кремлевских мастерских, чтобы стать монахом в обители Сергия Радонежского. И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм. А произойти это могло, например, с подачи Саввы Сторожевского, который в 1399 году перешел из Троицкого монастыря на гору Сторожа под Звенигородом. Пригласил туда Савву князь Юрий ... далее ...
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... будет проследить менявшееся мировоззрение царя Петра I на разных этапах его правления. Наиболее наглядно и даже в чем-то беспристрастно это можно сделать, обратив внимание на характер именно памятников архитектуры и искусства того времени. Какими же были первые постройки царя Петра до смерти патриарха Адриана в 1700 году? Все, что создавалось в этот период, вполне соответствовало традициям церковного зодчества, на что указывал и И. Э. Грабарь [12]: все укладывалось в рамки поступательного культурно-исторического процесса. Трапезная церковь. Вид с северо-востока Например, в главном Троице-Сергиевом монастыре была заложена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с палатой ( Трапезный храм; 1686–1692 ) [13]. Следуя традициям московской архитектуры, он стал самым большим сооружением своего времени (общая площадь более 500 м 2) и одним из лучших образцов московского барокко конца XVII века. Другой значимой постройкой этого монастыря петровской эпохи стала надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699) [14]. Две эти постройки, выполненные в духе национальных традиций русского храмостроительства, завершили формирование общего ансамбля ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Троице-Сергиевом монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"