«Епископ Алексий»: «Отец Кирилл, Вы родились 22 октября 1957 года?» - «Да» - «Вы закончили истфак МГПИ, Московскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию, аспирантуру при ОВЦС?» Я все подтверждаю. «Вас срочно вызывает Святейший – он хочет Вас назначить наместником Троице-Сергиевой Лавры». Ошалев от такой информации, я перестаю что-то соображать. «Епископ» продолжает свой полив, один вопрос следует за другим: «А Вы один служите на приходе? Какие там у Вас проблемы?» - «Людей маловато, как и у многих других» - с трудом выдавливаю я из себя – «Ну все-таки, какие проблемы?» Судорожно соображаю: «Ну да, шестой год идет судебное разбирательство в связи с попытками отторгнуть часть исконно принадлежавшей храму земли, которая использовалась в советское время знаменитым Домом на набережной, и возвращена нам согласно Госакту» - «А юрист у Вас есть?» - «Да, причем, очень квалифицированный» - «А Вы оплачиваете его работу?» Я: «Нам очень повезло – Марья Александровна работает благотворительно. Она прониклась к нашему храму, венчалась у нас и вообще, нам с ней очень повезло. По своему уровню она могла бы вполне успешно работать в структуре Патриархии». «А какова перспектива этого дела?» - продолжает вопрошать человек на другом конце провода. Я: «По словам юриста – процентов 80 в нашу пользу. Возможно, что в мае будет последнее заседание. Вообще, я подробно писал об этой проблеме и Святейшему Патриарху, и митрополиту Григорию». «Епископ»: «Недавно сменился председатель Верховного Суда, я позвоню ему, чтобы он помог решить эту проблему. А где проходят суды?» Я: «В Арбитражном суде Москвы около метро Тульская. Буду Вам благодарен, если позвоните» - «Во сколько Вы приедете? Через час сможете? Давайте я за Вами машину пришлю». Я: «Вы знаете, я уж как-то сам». Договорились, что в 16.30 буду на месте. «А где будет прием у Святейшего?» - «В синодальном отделе». Я: «Наверное, в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре?» «Епископ» подтверждает (хотя Резиденция не синодальная, а патриаршая). Вдруг «секретарь Патриарха» говорит: «Советую Вам приезжать на прием к Патриарху с панагией». Я, с недоумением: «Но у меня с собой нет таких денег» - «Вас подвезут на приход, а потом в магазин, там купите». Я: «Но у меня вообще нет таких денег, по бедности прихода я не получаю зарплату, у меня есть только мелкие деньги на карманные расходы. А зачем вообще Патриарху панагия из Софринского магазина? Наверное, лучше приобрести что-то старинное?» Немного очухавшись по поводу «наместничества в Троице-Сергиевой Лавре», робко возражаю: «Я ведь на приходе более 30 лет служу по старому обряду и вообще, я очень прирос к своему приходу». Потом вдруг ляпнул: «Ну разве если Берсеневский приход сделать подворьем Лавры». «Епископ»: «Вы служите по старому обряду? – мне владыка Григорий об этом не сказал».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ka...

Уточья башня Уточья башня – часть укреплений Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Названа она так в честь металлической уточки, установленной на ее шпиле. Башня стены Троице-Сергиева монастыря имеет восьмигранную форму. Современный вид она получила в конце XVII века при перестройке ее верха. Высота башни до карниза - 22 м, размер по диагонали - 18 м. Она богато декорирована плоскими лопатками, поясками, фигурными бойницами, в стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Увенчана стремительно вознесшийся вверх красно-белой надстройкой. Надстройка эта придает необычный вид всему сооружению и представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для её опоры от основания на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем был разобран свод подземной пороховой камеры и нарушены сводчатые перекрытия по всем ярусам. Равная по высоте всему нижнему объему башни, надстройка состоит из четырех своеобразно оформленных открытых ярусов. Так, ее первый ярус, установленный на открытой площадке, образован из восьми пятигранных столбов, сложенных из чередующихся рядов кирпича и белого камня, между столбами перекинуты арки. На каждой из восьми граней следующего яруса, отделенного от первого сложным карнизом, расположены фигурные окна или в виде криволинейного креста, вставленного в белокаменную раму. Выше размещается открытая галерея, огражденная белокаменной балюстрадой и высокими столбами, увенчанными шарами, а над ней еще один ярус в форме своеобразного балдахина. Венчает башню небольшой барабан с каменной утицей на высоком шпиле. К 700-летнему юбилею Игумена русской земли в 2011-2012 г.г. были проведены масштабные работы включающие реставрацию фасадов, реставрация кровли, усиление фундаментов, устройство отсечной гидроизоляции. Луковая башня Прямоугольная Луковая башня расположена на южной стороне крепостной стены Троице-Сергиевой лавры между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Со стороны монастыря ее фасад смотрит на Трапезную палату с церковью Сергия, а наружный обращен к Пафнутьеву саду. Башня была возведена вместе с крепостными стенами в середине XVI в. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII в. В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции и гранитной отмостки.

http://sobory.ru/article/?object=00497

– Темой требовалось прежде всего привести в известность возможно большее число списков обиходников Троице-Сергиева монастыря, сравнить их между собой и определить, какие из них положить в основу своих суждений по данному вопросу. Сделать это хотя по существующим описаниям Невоструева, Ундольского, Востокова, Калайдовича, Строева, Леонида, Титова и др. не составило бы большой трудности для автора. И тем необходимее было произвести эту предварительную работу, чем настойчивее подсказывали ее г. Соловьеву предшественники, пользовавшиеся другими, чем он, списками обиходников. Автор наш руководился не столько существом дела в выборе материала, сколько, так сказать, сподручностью его. Это понятно и в положении студента в значительной мере извинительно. Но непонятно то, каким образом, знакомясь в Синод. б-ке с рукописью 401, автор просмотрел 534 – сводный обиходник Троицкого Сергиева и Кириллова Белозерского монастырей, поставленный на первом месте и подробно описанный покойным Невоструевым (III. 1, стр. 378–387), а занимаясь в лавре, не поинтересовался заглянуть в рукопись 248? Приняв во внимание Синод. рукопись за 534 и указания вышеназванных описателей касательно других списков, автор не имел бы уже основания ссылаться на трудность выделения из рукописей Волокол. 338 и Московск. Синод. 902 собственно «принадлежащего Троицкому обиходу» (стр. 111) и избег бы упрека в главном – в случайности избрания рассматриваемого в сочинении материала и условном значении всех его теперешних выводов... Есть в сочинении и другие крупные недостатки. Например, речи о происхождении обиходников и взаимном отношении их поверхностны. Говоря о богослужении Троице-Сергиева монастыря и его отличиях, автор занимается больше местным месяцесловом и обстановкой службы, чем самой службой. Притом же отделять предпоследнюю главу от предшествующей значило разъединять материи однородные. Встречаются в сочинении сведения ошибочные (стр. 2. 4. 8. 26 и др.), суждения противоречивые и неосновательные (стр. 23. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   -Дорогие братья и сестры напоминаю вам, что мы работаем в прямом эфире.    -К нам поступил еще звонок. Мы слушаем вас. Говорите.    -Здравствуйте, благословите, батюшка.    -Бог благословит, матушка.    -Батюшка, вот я из Петербурга. У нас здесь говорят, что в Ивановской области есть такой архимандрит Иоаникий. Вы не могли бы что   -то рассказать о нем? У нас здесь собираются ехать к нему.    -Матушка, вот могут задать такой вопрос: в Ивановской области есть такой отец Амвросий. Вы не могли бы рассказать о нем? Будут там что   -то спрашивать. Ну что я могу о нем рассказать? Что мы вместе с ним жили в Троице   -Сергиевой лавре. Он работал электриком. А потом его рукоположили, и он оказался на приходе. И он там уже, наверное, служит тридцать лет. К нему приезжает народ, он молится. А так, я когда к нему приезжал, ему все некогда беседовать. Ну, правда, один раз он встретил меня, повесил на улице лампочки, принес большой самовар, одел свитер. Давай, говорит, отец Амвросий, чаю попьем из самовара. Я могу несколько кружек из самовара выпить. Ну, такой гостеприимный, добрый человек. А то, что прозорливый    - я не знаю. Как   -то в лавре я на Пасхальной седьмице совершал литургию. Одна молодая женщина подходит и говорит: батюшка, я слышала, что вы прозорливый. Я говорю: да, прожорливый, по две порции ем. На другой день она подходит и говорит: батюшка, вы меня вчера обличили. Я действительно прожорлива. По две порции ем.    Мы что должны? Не искать прозорливых, а искать смиренных. А Господь может, если мы подойдем к любому священнику, с верой помолимся, Господь через него скажет нам, как спастись. Все мы знаем, читая Евангелие, как спасаться, но все что-то выискиваем. Особенно вот женщины говорят: у меня батюшка духовник есть в Троице-Сергиевой лавре. У меня еще есть в Псково-Печерской лавре. То есть у нее несколько духовников по всем монастырям. И начинает тогда искушать Господа. Каким путем? Вот говорит, я спросила в Троице-Сергиевой лавре духовника: менять ли квартиру или нет? Он говорит: меняй.

http://radonezh.ru/text/stoit-li-taschit...

Изучение отложившихся в троицком архиве актов, внутривотчинных и гос. описаний троицких земель позволило выяснить 2 важные особенности той хозяйственной политики, к-рую проводили во владениях мон-ря троицкие власти во главе с Д. К посл. десятилетиям XVI в. в троицкой вотчине существовала повсеместно значительная барская запашка. В 20-х гг. XVII в. размер запашки намного уменьшился, все больше крестьян переводилось на денежный или продуктовый оброк. Для восстановления хозяйственной жизни в запустевших владениях широко практиковалась их отдача в пожизненное держание светским землевладельцам, что содействовало укреплению связей мон-ря с обширным кругом его соседей. Проблемы для властей Троице-Сергиева мон-ря создавали злоупотребления монастырских светских слуг при выводе беглых троицких крестьян из владений бояр и детей боярских. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. монастырские слуги, отбирая под разными предлогами крестьян в чужих владениях, отвозили их вовсе не в мон-рь, а во владения своих родственников. Когда по жалобам обиженных возбуждались судебные дела, вывезенных холопов и крестьян прятали в др. местах. В результате светские слуги Троицкого мон-ря своими действиями «до конца обитель сию в последнее поношение введоша и в ненависть от всего народа Российского государства, от вельмож и от простых». Подтверждение высказываниям Симона дают многочисленные судебные дела, возбуждавшиеся светскими землевладельцами против Троице-Сергиева мон-ря. Такие действия троицких слуг вызывали глубокое возмущение Д., но он не мог положить им конец, поскольку слуги игнорировали его распоряжения, опираясь на помощь «некоторых злохитрых пособников». Они, по свидетельству Симона (Азарьина), «наседающе на него, хотяху и власти лишити». Светские монастырские слуги нашли поддержку и покровительство у не названного в Житии по имени эконома Троицкого мон-ря. По мнению Скворцова, это был влиятельный старец Александр (Булатников) , троицкий келарь в 1622-1641 гг. Келарь, так же как и монастырские слуги, хотел поживиться за счет мон-ря, попытавшись обменять пустошь, принадлежавшую его родственнику, на якобы запустевшее, а в действительности находившееся в хорошем состоянии одно из владений обители.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Расследование установило, что упомянутая выше церковная община, с одной стороны, Комиссия по охране Лавры – с другой, свои усилия направляли, в сущности, к одной цели, к сохранению Лавры как монастыря с ее культом, монахами, мощами, ибо, как те, так и другие, будучи по классовому своему признаку безусловно враждебны пролетарской революции, прекрасно учитывали роль Лавры не только в религиозной сфере как затемнителя народного сознания, но и в политической как бывшего оплота старых правящих классов, как уцелевшего обломка былой государственной машины, который может быть в любую минуту использован в контрреволюционных целях. Однако расследованию сделались известны еще и иные факты, а именно, что все вышеупомянутые реакционные группы, стремясь к сохранению Лавры как монастыря и как былого центра политической жизни, вступили не в безуспешные для них сношения с представителями бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции, которые скрывающимся от суда и следствия гр. Попову и Мансурову показывали все нужные последним бумаги, сообщали не подлежащие оглашению сведения и т. д. При обыске в квартире гр. Егорова (упоминаемого авторами доклада) было найдено письмо от 29 декабря 1919 г. от И. В. Попова к П. Б. Мансурову, в коем И. В. Попов, между прочим, пишет: «Первым делом по приезде в Москву было навести справку о движении нашего дела в бюро жалоб. Там встретили меня по-прежнему очень любезно, рассказали все о направлении дела, показали бумаги. Бюро жалоб постановило назначить расследование на месте и для ревизии назначило своего главного юрисконсульта, не того, к которому попал я в первый раз, а совсем другого и гораздо более тонкого юриста. Очень жаль, что не с ним пришлось советоваться сначала». В докладе протопресвитера Н. А. Любимова соединенному заседанию Синода от 5-го декабря 1919 г. читаем: «По совету с некоторыми сведущими лицами Попов счел нелишним обратиться в тот же день за советом в Центральное бюро по приему жалоб и заявлений. Там он имел продолжительную беседу с юрисконсультом того Бюро и рассказал весь ход дела в Тр -Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание, посвященное 10-летию Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии 17 апреля 2015 г. 17:56 17 апреля 2015 года в Большом актовом зале Московской духовной академии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, почетный председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии, возглавил торжественное заседание, посвященное 10-летию Совета. В юбилейном заседании участвовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, помощник Президента РФ И.Е. Левитин, члены Попечительского совета. Участникам заседания был продемонстрирован краткий видеофильм о Попечительском совете. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания со словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл благословил на труды новых членов Попечительского совета: Участников заседания с юбилейной датой поздравил Ю.Я. Чайка, Генеральный прокурор Российской Федерации, первый председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии в 2004-2006 гг. Было оглашено приветствие Г.С. Полтавченко, губернатора г. Санкт-Петербурга, председателя Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии в 2006-2011 гг. На заседании выступил А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии с 2011 года. Сообщение о вкладе Попечительского совета в восстановление и развитие Лавры представил заместитель председателя Совета, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

http://patriarchia.ru/db/text/4044391.ht...

Оштрафован пилот, который посадил вертолет с депутатом Л. Слуцким на территории Троице-Сергиевой Лавры 4 июля, 2011. Новостная служба Причиной наказания летчика стало «нарушение пилотом воздушного судна запрета выполнения полетов над населенными пунктами и посадок в них без разрешения соответствующего органа местного самоуправления. К виновнику правонарушения применена мера административного наказания в виде штрафа», сказано в сообщении надзорных органов; размер штрафа не уточняется. Москва. 4 июля. ПРАВМИР — Госавианадзор применил штрафные санкции по отношению к пилоту вертолета, на котором в Троице-Сергиеву Лавру прилетел первый заместитель председателя комитета по международным делам Государственной Думы Леонидом Слуцким. Причиной наказания летчика стало «нарушение пилотом воздушного судна запрета выполнения полетов над населенными пунктами и посадок в них без разрешения соответствующего органа местного самоуправления. К виновнику правонарушения применена мера административного наказания в виде штрафа», — сказано в сообщении надзорных органов; размер штрафа не уточняется. 11 июня вертолет Robinson R44 с Л. Слуцким на борту приземлился на территории монастыря во время Богослужения, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом, при том, что в Лавре нет оборудованной площадки для посадки летательных аппаратов. Депутат уже принес извинения за свои действия и пообещал не использовать больше вертолет для полетов в Лавру. Как пояснил Л. Слуцкий, он принял решение воспользоваться воздушным судном из-за «гигантской автомобильной пробки», благодаря которой его коллеги «оказались заблокированы» в потоке машин и «опоздали на два часа». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/oshtrafovan-pilot-koto...

Статистики постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей. Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном росте этих доходов, особенно в пореформенное время и в начале XX в.: в 1861 г. – 316 тыс. руб., в 1871 г. – 648 тыс., в 1881 г. – 1781 тыс., в 1893 г. – 3535 тыс. и в 1909 г. – 20,2 млн. руб. Современники и впоследствии историки немало писали о «богатствах» русских православных монастырей, о роскошной жизни их настоятелей. Так, в «Церковном вестнике» за 1875 г. сообщалось: «В храминах ангельского чина обилие и довольство бьет полным ключом. Мягкая, великолепная мебель, персидские ковры, роскошные подушки на диванах, шитые шерстями с изображением на них царства животного и растительного; на окнах цветущая флора, за столом сладкие и сдобные яствия, а после стола отличный десерт». Профессор Петербургской духовной академии Д.И. Ростиславов в изданном в 1876 г. анонимно «Опыте исследования об имуществах и доходах наших монастырей» привел многочисленные факты жизни монашествующих в наиболее известных и богатых монастырях. Издание книги явилось сенсацией и вызвало взрыв недовольства монашества разоблачающими фактами. Так, в книге сообщалось: «Для редкого из настоятелей нет пары или тройки лошадей с приличным экипажем, даже каретою или коляскою, чтобы съездить куда-нибудь... Великолепно убранство настоятельских покоев: паркетные полы, дорогие ковры, мебель из красного и орехового дерева, обитая ценными или шелковыми материями». Ростиславов рассказывает о впечатлении, какое произвела на Августа Гаксгаузена ризница Троице-Сергиевой лавры. Увидев в ней многочисленные церковные сосуды, чаши, кадила, митры и жезла из чистого золота и украшенные драгоценными каменьями, напрестольные Евангелия в золотых переплетах и прочие предметы «неисчислимой ценности», Гаксгаузен писал: «Они превосходят всё, что только можно видеть в остальной России и во всей Европе, исключая Рима» 102 . Однако вывод о сказочных богатствах монастырей нельзя делать лишь по таким крупным монастырям, как Соловецкий, Валаамский, Спасо-Евфимиевский и тем более по Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Александро-Невской лаврам, которые всегда пользовались особым вниманием и благоволением великих князей, царей и императоров и веками скапливали свои богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. Галкину, кроме того, поручается детальное обследование деятельности местной Сергиевской комиссии по охране пам иск и старины и местного союза православных приходских общин Сергиевского Посада, а также и расследование по поводу исчезновения из Сергиевского исполкома подлинного акта вскрытия мощей Сергия Радонежского. Ввиду сего т. М. В. Галкин командируется настоящим в Сергиевский Посад (Моск губ ) на срок, необходимый для осуществления возложенных на т. Галкина задач. Подписали: Народный комиссар юстиции Курский. Заведующий VIII отделом Красиков. Секретарь Орлова. С подлинным верно. Секретарь НКЮ Н. Орлова » 30 . «Протокол 1 заседания Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой лавры как монастыря: 25 января 1920 г. Заседание открывается в 4 часа дня. Присутствуют: Представители – Наркомюстиции – М. В. Галкин, Всероссийской чрезвычайной комиссии – Г. Я. Розенталь, Губсовдепа – А. М. Шведов, Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины – М. С. Сергеев, Н. М. Щекотов, Л. И. Кондрашев, А. С. Кочаровская, местного исполкома – О. Ф. Ванханен, местного райкома – М. Т. Смирнов, Губнаробраза – П. Ф. Прищепа. После краткого доклада т. Галкина об образовании и задачах особой комиссии в связи с ликвидацией Лавры как монастыря, состоявшейся в силу постановления пленума Сергиевского исполкома, утвержденного Московским губревкомом, был поднят вопрос о представительстве в комиссии различных учреждений. После краткого обмена мнени было принято решение считать каждое представленное учреждение имеющим при голосовании по одному решающему голосу, независимо от числа представителей; с правом совещательного голоса входят в комиссию представители губнаробраза и местной Сергиевской комиссии по охране Лавры. После проверки мандатов собрание избрало президиум: председателем – т. Галкина, секретарем – т. Смирнова, а на время его отсутствия – т. Шведова – заместителем. Затем т. Галкин предложил порядок работы комиссии в связи с ликвидацией Лавры:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010