В Исаакиевском соборе монументальные фрески Бруни, такие как «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя», «Видение пророка Иезекииля», соседствуют с творениями К.П. Брюллова (1799–1852), автора «Последнего дня Помпеи». Кисти Брюллова принадлежит, в частности, грандиозный купол собора (площадь купола составляет 816 кв. м). Творчество Бруни, Брюллова и других живописцев академического направления соответствует особенностям архитектуры петербургских храмов, построенных по западным образцам в стиле барокко или классицизма, но, как и сами эти храмы, знаменует собой полный отход от древних традиций. Деятельность художников-академистов на иконописном поприще представляла собой имплантацию западных светских эстетических стандартов на русскую религиозную почву. В академическом стиле в 1875–1883 годах была выполнена роспись храма Христа Спасителя. В этом грандиозном проекте под руководством Бруни участвовали ведущие члены Российской Академии художеств: В.П. Верещагин, Н.А. Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский. Они писали маслом поверх известковой штукатурки. В центральном куполе собора художник Марков изобразил гигантского Саваофа (Бога Отца) с густыми поднятыми по краям усами, развевающимися седыми волосами и распростертыми руками. Перед лицом Саваофа, на уровне Его бороды, парит голубь, символизирующий Святого Духа; на коленях Саваофа восседает Младенец Христос. Под ногами Саваофа – три Херувима, как бы разлетающиеся в разные стороны. Как и другие композиции в росписи храма Христа Спасителя, «новозаветная Троица» в куполе храма является яркой иллюстрацией того радикального разрыва с иконописной традицией, который характерен для всей русской академической живописи. Оценивая «академический» период в истории русского иконописного искусства, В.М. Васнецов говорил: С XVIII века, под напором европейского просвещения, нарождается наше светское искусство – живопись и скульптура. Влияние европейского искусства отражается и на нашей иконописи, и, увы, не ко благу ее... В иконописи... европейское влияние не только не дало ничего выдающегося, но привело наше религиозное искусство к полному почти упадку, превратилось в формальное, безжизненное искусство, академически натуралистическое, с святыми – натурщиками и манекенами. Хотя некоторые – Лосенко, Боровиковский и другие – пытались создавать образа на итальянский манер, но, конечно, это была не иконопись в настоящем смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В апсиде и в основном объеме храма сохранились остатки росписи сер. 19 в., выполненные маслом в академической манере. В своде апсиды помещен образ «Тайной вечери». В куполе храма – Троица Новозаветная и Силы небесные. В простенках окон барабана фигуры апостолов представлены попарно. На парусах были размещены фигуры сидящих евангелистов и их символы. В нижнем ярусе дверные проемы фланкированы изображением колонн с композитными капителями, несущих иллюзорно выписанный в гризайли антаблемент. В арочных нишах над дверями написаны ангелы с образами Богоматери. В откосах окон первого света – фигуры избранных святых. Фасады одноэтажной хозяйственной постройки, прямоугольный в плане объем которой вытянут с запада на восток, расчленены лопатками на равные прясла. По южной стороне в каждом из них размещены широкие прямоугольные проемы. Школа, нач. 20 в. Довольно крупное для сельской местности учебное здание, архитектура которого близка рациональному модерну. Кирпичное здание с неоштукатуренными фасадами возведено в кон. 1900-х гг. Возможно, его строительство было связано с основанием солигаличским купцом Сотниковым на Плещеевской лесной даче большого лесопильного завода. Двухэтажное здание сейчас стоит в лесу, приблизительно в 200 метрах от Никольской церкви и северным торцовым фасадом обращено к дороге, ведущей к ней. Строгую симметрию прямоугольного в плане объема подчеркивают полукруглые ризалиты по центрам протяженных фасадов с пятью осями прямоугольных проемов. В скаты кровли с переломом с востока и запада врезано по два слуховых окна с лучковыми кровлями. Строгий фасадный декор ограничен горизонталями невысокого гладкого цоколя, профилированными поясами в основании окон первого и второго этажей и венчающим карнизом с широкой гладкой полосой фриза. Проем парадного входа в восточном ризалите объединен с лежачим окном с расстекловкой на восемь квадратов. Здесь сохранилась двупольная дверь с профилированными филенками, украшенными в углах деревянными накладками, имитирующими гвозди с круглыми шляпками. Над дверью черного входа в ризалите противоположного фасада размещено два окна, освещающих междуэтажную лестницу – высокое нижнее перерезает подоконный пояс второго этажа, а перемычка меньшего над ним нарушает нижнюю линию фриза под венчающим карнизом. Проемы всех окон подчеркнуты гладкими оштукатуренными обводами, а рамы имеют характерную для рационального модерна форму – с фрамугами, составленными из нескольких вертикальных стекол. На боковых фасадах проемы расставлены нерегулярно и подчинены внутренней планировке.

http://sobory.ru/article/?object=28286

Интерьер храма просторный и светлый. Парные окна на гранях барабана заключены здесь в общие ниши. Центральный объем перекрыт куполом, в апсиде - конха, в трапезной и нижнем ярусе колокольни - коробовые своды. Сохранившаяся в церкви масляная живопись - типичный пример провинциальных настенных росписей нач. 20 в. В сер. 20 в. была поновлена, в алтаре - написана заново. В куполе храма написана " Новозаветная Троица " . На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. Помимо традиционных сцен богородичного цикла (верхний ярус) внизу, на северной стене помещено изображение " Боголюбской Богоматери " , которое чаще встречается на иконах. Нижний ярус западной стены занят евангельскими сценами. В растительном орнаменте в барабане и на стенах присутствуют элементы модерна. Главный иконостас 3-й четв. 19 в. -выразительное произведение в духе позднего классицизма, но уже с влиянием эклектики, особенно заметным в псевдобарочном декоре. Иконы относятся к тому же времени. Иконостас представляет собой монументальное сооружение, состоящее из трех ярусов, последовательно уменьшающихся кверху. В нижнем объединенные попарно колонны несут крепованный антаблемент; следующий ярус заключает в себе крупную арку - на ней помещены медальоны в картушах, а в центре - " Распятие " с исходящими от него лучами; верхний ярус составляют три иконы (средняя более высокая) с трехлопастной арочкой в завершении. Увенчан иконостас еще одним " Распятием " с фигурами ангелов по сторонам. Вычурный резной декор сосредоточен в основном в среднем ярусе, на царских вратах и в обрамлении восьмиугольных икон по краям. Более однообразен рисунок резьбы в изображении виноградных лоз на колонках нижнего яруса. В надпрестольной сени (посл. трети 19 в.) черты эклектики проявились более заметно, чем в иконостасе. Четыре витые колонки и покоящийся на них антаблемент с трехлопастными арками посредине сплошь покрыты обильной резьбой, особенно дробной в пропильных подзорах. Двухъярусный иконостас южного придела трапезной - сборный. В его нижнем ярусе (2-я пол. 19 в.), выполненном в духе эклектики, выделяются резные драпировки над царскими вратами.

http://sobory.ru/article/?object=07815

Духовник сказал мне: “Запомни, никто тебе ничего не должен!”. Господи, дай мне помнить об этом и жить в соответствии с этим. Что я имею, чего бы ни получил, — все мое достояние в конечном счете от Тебя. Я создан из ничего, я не самобытен. Ты сотворил меня, Ты дал мне таланты, чтобы я их употребил на дело. Блаженнее давать, нежели брать. Не дай мне в безумии удерживать напрасно то, что может послужить ближнему моему. Пусть мое братолюбие не обернется присвоением, но жертвованием. Господи, я не искусен в духовой брани, не дай мне пасть замертво в искушении, дай подняться, дай продолжить бой под Твоим водительством, дай торжествовать Твою победу как наше избавление от диавольского пленения. Тропари Троичны. Проснувшись, я встал и увидел себя во тьме, я падаю перед Тобой, Троица, с воплем: Свят Ты, Господи, свидетельствуют ангелы, помилуй нас по молитвам Богородицы. Услыши вопль мой. Когда нужно утихнуть, я кричу, когда нужно громко взывать, я держу рот на замке. Господи, умудри меня, дабы я делал уместное своевременно. Славься Отец, Сын и Дух… Я прерываю эту молитву, чтобы, сказав другую, закончить прерванную. Господи, просвети мой помраченный ум и нечистое сердце, чтобы я не обрывал молитву ради других дел, чтобы одна молитва подхватывала другую, чтобы уста мои отверзлись к Тебе с хвалой, благодарением и просьбой. И так всегда дай бодрствовать перед Судьей в надежде получить прощение за все свои преступления, пусть страх Твой двигает нас на непрестанную молитву о помиловании. Без Твоей помощи, Господи, молитва не идет. Господи, помилуй нас, народ Твой, всю полноту — весь новозаветный Израиль, услышавший проповедь 12 Апостолов. Ми­луй нас, Господи, 12 часов дня и 12 часов ночи, 12 месяцев в году. Благодарю Святую Троицу за долгое терпение моей лености на все благое и моего неленостного злодейства. Благодарю Тебя за то, что Ты отличаешь меня от моих проступков, за то, что пробудил меня к утреннему благодарению Божественной власти. Дай свет очам моей души, дай пищу — слово Твое — в уста мои, знать и исполнять заповеди Твои, воспевать Тебя не только устами, не только умом, но сердцем, из самой глубины своего существа поведать о славе Твоей.

http://pravmir.ru/opyit-prochteniya-utre...

В кон. 19 в. нижний ярус прописан маслом. Композиции имеют частичные утраты. Интересный пример стенописи, сюжетные композиции которой трактованы в духе барокко, а в орнаментальном декоре сочетаются классицистические и барочные черты. В колорите звучание довольно ярких холодных красок - бирюзовой, серо-фиолетовой, голубой - слегка приглушается теплыми охристыми тонами. На своде, разделенном широкими орнаментальными полосами, написаны три евангельские сцены: " Вознесение " (южный лоток), " Вознесение Богоматери " (северный), " Преображение " (западный), отличающиеся наивной, но по-своему выразительной экспрессией форм. На восточном лотке утрачена композиция " Воскресение " , венчавшая иконостас. Свод отделен от стен штукатурным карнизом и рисованным фризом. На стенах роспись расположена в два яруса. В простенках между верхними окнами боковых стен изображены святые; под ними проходит гризайльный фриз; в нижнем ярусе написаны пилястры с ионическими капителями. На западной стене, вверху, помещены три евангельские композиции, а внизу, по сторонам арки, - две. Все они имеют пышные орнаментальные обрамления. В алтаре на своде - " Новозаветная Троица " . Трехъярусный иконостас - характерное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Иконы, царские врата и лепной декор утрачены. Центральная, выступающая в нижних ярусах часть представляет собой четырехколонный и двухъярусный портик, фланкирующий внизу проем царских врат и завершенный широким пологим фронтоном с разорванной по центру нижней гранью. В трапезной сохранились каркасы двух придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. Беляев, 1863, с. 215-216; ИАК, 1909. Вып.31, с. 291; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 657-660 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06030

Все три темы представляют распространенные иконографические схемы. Однако соединение их в одну композцию привнесло свои особенности. Так, апостолы изображены не сидящими, как обычно, а в виде поясных фигур, заключенных в медальоны. Святой Дух над ними одновременно входит в сцену «Новозаветная Троица». Прототипом описываемой палицы является хранившаяся в Патриаршей разнице другая палица первой четверти XVII в. – молдо-влахийского происхождения 855 . Повторяя ее, эта палица отличается не только общим художественным стилем и рисунком, но и отдельными композиционными моментами. Так, здесь нет ангелов над Христом, звезд, херувимов и цветов во втором круге и по углам и, основное, – вместо характерного для молдо-влахийского шитья заполнения кайм цветочной гирляндой, здесь помещена обычная для русских памятников литургическая надпись. АТРИБУЦИЯ Бытование обоих памятников в кремлевском собрании, так же, как и тщательность исполнения, надо думать, свидетельствует о выполнении нашей палицы в Москве во второй половине XVII в. ВЫСТАВКИ 1990–1991 Сиэтл – Вашингтон, 71; 2002–2003 Мемфис – Топика (США), Р. 57. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 54, 5; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12097; Опись Соловецкого собрания 1928/2, д. 69, л. 8 об., 137; Маясова 1995(1). С. 270. 135. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Франция?), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 59х81 Поступил из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 856 Инв. ТК-2498 Инв. На среднике воздуха вышит лежащий во гробе Христос, руки которого вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Два угла гроба не поместились на среднике и срезаны, вероятно, при присоединении кайм. Над гробом – прямоличный херувим и два летящих ангела. У каждого из них – две рипиды (одна круглая, другая ромбовидная) с кружком посредине, шитым песочным шелком. Около изображений – жемчужные надписи: на нимбе – он, на фоне – хс, анги г(с)дни, херувимъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Бог, соделавшись ради нас человеком, освободил человека от мучительства вражия. Ибо Бог низложил всю силу врага, сокрушил самую крепость его и избавил нас от повиновения и рабства ему, если только мы сами не захотим согрешать произвольно (55,22). Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага: соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался богом, и в этого человека, соделавшегося богом, по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица. Тот же, кто сподобился столь великих даров, как может после всего грешить? (57,88). Так совершился новозаветный союз Бога с человеком. Он принял плоть и даровал Божество. Сам Пресущественный Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством человеческим. Зачала Дева и предивно родила о двух естествах – Божество и человека, единого Сына, совершенного Человека и Господа нашего Иисуса Христа, Который ни девства Матери не нарушил, ни от недр Отца Своего не отлучился (57,394). Для того Господь наш снизшел с небес, воплотился и сделался человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтоб уничтожить грех; зачат был и родился, чтоб освятить зачатие и рождение людей; воспитываем был и возрастал мало-помалу, чтобы благословить всякий возраст; начал проповедовать, соделавшись уже совершенным мужем, чтобы научить нас не забегать вперед и не упреждать ни в чем тех, кои больше нас по уму и добродетели… сохранил все заповеди Бога и Отца Своего, чтоб… нас, преступников, освободить от осуждения; соделался рабом, прияв зрак раба, чтобы нас, рабов диавола, возвести в господское достоинство и сделать господами и властителями самого диавола, – прежнего тирана нашего, что подтверждают святые, изгоняющие диавола как слабого и немощного, и слуг его не только в жизни, но и по смерти. Господь повешен был на кресте и делается клятвою, чтоб разрешить клятву Адамову; умер, чтобы умертвить смерть; и воскрес, чтобы уничтожить силу и действо диавола, имевшего власть над нами посредством смерти и греха (58,152).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Углы основных объемов выделены пучками колонок (на четверике - поярусными). В завершении фасадов -широкие наборные карнизы; особенно богат карниз четверика из рядов поребрика, пилы и городков, раскрепованный под пятами четырех крупных кокошников (по четыре с каждой стороны), архивольты которых обработаны зубцами. Средние оси боковых фасадов подчеркнуты перспективными килевидными порталами с дыньками и бусинами и нишами киотов над ними. К северному порталу пристроено арочное крытое крыльцо с висячей гирькой на двух столбах. По сторонам входа расположены арочные окна в наличниках с колонками и заостренными рамками очелий, заглубленных в плоскость стен. Верхние окна заключены в наборные наличники с гребешковыми завершениями, состоящими из рельефных и гладких полихромных изразцов с изображениями херувимов, символов страстей и растительным орнаментом. Окна второго света - более крупные, прямоугольные. Они расположены по двум осям, однако их оси не совпадают с нижними проемами. Барабаны маковичных глав с небольшими кокошниками в основании обработаны аркатурно-колончатыми поясками, поребриком и городками. Ярусы высокой колокольни расчленены поясками и обработаны выделяющими углы лопатками и ширинками. Килевидные завершения архивольтов арок звона врезаются в тройные кокошники, помещенные в основании граней шатра с четырьмя ярусами слухов. Внутреннее пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом и объединено с алтарем тремя арочными проемами, а с трапезной - одним широким. Апсида перекрыта конхой с распалубками над тремя окнами и средней аркой; необычны здесь глубокие ниши в восточной грани устоев, разделяющих входы в алтарь. В трапезной свод сомкнутый, также с распалубками. Настенная живопись в четверике, апсиде и трапезной относится к сер. 19 в. Сюжетные сцены исполнены маслом, орнаментальный декор - клеевыми красками. Характерный пример росписи, в которой черты барокко в композициях сочетаются с классицистическими мотивами в гризайльной декоративной живописи. Колорит построен на сочетании плотных холодных тонов, контрастирующих с ярко-бирюзовым фоном стен и охристыми оттенками гризайли. В центре свода четверика расположена " Похвала Троице " , на восточном лотке - " Новозаветная Троица " , на остальных - ангелы. Ясная архитектоничная рисованная декорация состоит из антаблемента, отделяющего свод от стен, опирающегося на гризайльные каннелированные пилястры с коринфскими капителями. Второй рисованный антаблемент между двумя ярусами окон опирается на гризайльные колонны того же ордера. В верхней части стен в пышных барочных рамах, в простенках между окнами и над аркой в трапезную помещены " Рождество Христово " (южная стена) и " Вознесение " (северная). Внизу на западной стене арку фланкируют сцены " Притча о блудном сыне " и " Притча о десяти тысячах " . На откосах окон изображены святые.

http://sobory.ru/article/?object=05997

Она увенчивала утраченный иконостас. Стены четверика содержат пять ярусов росписи, примерно равных по высоте. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета: деяния праотцев (от Грехопадения до Смерти Омана) и деяния пророков. В трех нижних ярусах развернут евангельский цикл. Часть нижнего яруса росписи (на северной стене) отведена для сцен, прославляющих Богоматерь. Живопись в ярусах, расположенных на уровне окон первого и второго света, захватывает и оконные откосы. В перемычках оконных проемов написаны херувимы. Композиция росписи фризовая, без разбивки на клейма. В общий для каждого яруса пейзажный фон вкраплены архитектурные мотивы – портики, лоджии и даже ротонда, – которые служат кулисами для событий, происходящих в интерьере. Ковровому типу композиции соответствует цветовая пестрота живописи. Основное тепло-холодное сочетание желто-коричневого и голубого дополнено более нейтральным зеленым цветом. Для вкраплений красного и синего выбраны темные оттенки. Эскизная манера написания фонов, отказ от тщательной иконной проработки фигур, внимание к новым архитектурным мотивам позволяют считать роспись Троицкой церкви памятником переходного типа. Новое здесь проявляется и в утрате детальности письма и использовании редких изводов для ряда сюжетов. Настенная живопись в трапезной относится к посл. четв. 19 в. Композиции исполнены маслом в позднеакадемической манере. Они заключены в орнаментированные рамы. На потолке частично сохранилась большая центральная композиция (Троица Новозаветная с собором небесных сил) и одна из угловых сцен («Вознесение Господне»). На западной стене над входом написано «Благословение детей». Рамы сюжетных клейм и фоны между ними орнаментированы в гризайльной манере. Основной мотив фоновой орнаментики – сложное ленточное плетение в сочетании с крестами. Орнаменты написаны на цветных фонах. Рамы клейм декорированы растительными мотивами «под лепку». Находившийся в храме главный иконостас 2-й четв. 19 в., выполненный в стиле позднего классицизма, в 1-й пол.1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=08332

Из размышлений о теодицее Самодержавная монархия есть менее всего форма, способствующая познанию Бога, ибо Бог есть Св. Троица, Бог есть Любовь, а не самодержец и не монарх. Само понятие самодержавия противоречит христианскому духовному устроению. Мир и человечество должны быть устроены по образу Божественной Троичности, а не по ложному образу небесного империализма, небесного монархизма. О духе времени и монархии Теократическая монархия принципиально не соединима с верой в Триединого Бога, в св. Троицу, в которой Божество раскрывается не как власть, а как любовь, не как господство одного лица, а как соборность трех лиц. Природа Божества не монархическая. Лишь отвлеченный монотеизм, отрицающий тайну Троичности, мыслит Бога монархически, как восточного деспота и рабовладельца. Это есть скорее магометанская, чем христианская идея. Она коренится в древнем языческом Востоке, она восходит к первобытному тотемизму. В теократической и монархической идеи нет ничего специфически христианского. Пережитки тотемистических верований, древнего языческого и ветхозаветного сознания остаются и в христианском мире. Но христианство принесло с собой сознание ограниченности и относительности государства, принципиального отличия царства кесаря от Царства Божьего. О духе времени и монархии Новозаветное, христианское сознание не дает никаких оснований мыслить Бога, как монарха, как властелина. Бог открывается, как Отец, как Любящий и Любимый. Власть же существует лишь в греховном природном порядке. Божественная Троичность совсем не есть монархия, и из нее нельзя вывести монархии. Ответ на письмо монархиста Если Бог-Пантократор присутствует во всяком зле и страдании, в войне и в пытках, в чуме и холере, то в Бога верить нельзя, и восстание против Бога оправдано. Бог действует в порядке свободы, а не в порядке объективированной необходимости. Он действует духовно, а не магически. Бог есть Дух. Промысел Божий можно понимать лишь духовно, а не натуралистически. Бог присутствует не в имени Божьем, не в магическом действии, не в силе этого мира, а во всяческой правде, в истине, красоте, любви, свободе, героическом акте.

http://blog.predanie.ru/article/berdyaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010