Равным образом и крещение, совершенное во имя Иисуса Христа, согласно Деяниям апостольским (2:38; 8:16; 10:48), в свете последних стихов Евангелия от Матфея раскрывается в крешальной тринитарной формуле. Надо также напомнить, что троичное Откровение совершается постепенно и что Святой Дух, по свойству Своей Ипостаси, остается как бы в тени, скрывается за Своими дарами, познаётся как сила единства Отца и Сына, является той самой новизной, которой определяется жизнь Церкви и ее членов. Итак, есть некое подразумеваемое присутствие Духа в Иисусе Христе, в Божественной силе, которая в Нем живет, в славе, которая Его покрывает, в послушании Раба Господня, в Воскресении Его человеческого тела, наконец, в плодах Духа в жизни Церкви. «Формальное» изучение явно выраженных троичных текстов нам кажется произвольным, ограничивающим и обедняющим живую реальность новозаветных Писаний. Подводя итоги изучению новозаветного материала, можно выделить следующие пункты: 1 . Единственной перспективой апостольского учения является тайна Спасения, совершенного Иисусом Христом, освящение Духом Святым, усыновление Отцу. Предметом изучения, исповедания и молитвы в Новом Завете является Пресвятая Троица, действующая в Домостроительстве нашего спасения. Итак, Искупление совершается Христом в послушании воле Отца, в силе Святого Духа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр.9:13–14 ; ср. Еф5:2 ). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). Итак, Духом Святым Иисус был явлен прославленным Господом ( Рим.1:1–4 ; Флп.2:9–11 ). 2 . Есть глубокая связь между троичным содействием в Искуплении, совершенном Спасителем, и освящением, поданным Духом Святым. Дух Воскресения Христова действует также в нашем собственном теле, в глубине нашего земного бытия (см. Рим.8:11 ). В Единородном и вечном Сыне мы становимся сынами, чадами Божьими ( Рим.8:14 ). В Духе усыновления мы дерзаем называть Отца именем Авва, Отче, что является знаком глубочайшей близости и нежности ( Гал.4:6 ; Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Церковь в эпоху между гонениями Марка Аврелия и Деция. Часть 3 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Ветхозаветная Троица. Мозаика из церкви Сан-Витале в Равенне (Италия). Фрагмент. VI в. В полемических, апологетических и миссионерских целях Церковь нуждалась в систематизации своего Предания, а также в том, чтобы представить его в виде, совместимом с интеллектуальными навыками образованных людей греко-римской культуры. При всей напряженности в отношениях между христианской мыслью и эллинистической философией ее «понятийный язык был единственным средством превратить смыслообразы Писания (создававшегося на протяжении веков в замкнутой этно-культурной среде) в достояние всей цивилизационной ойкумены, выявить их универсальное значение» . На рубеже II и III столетий осознана была первостепенная важность изложения в философских терминах основополагающего тринитарного догмата. Христиане изначально исповедовали веру в то, что Господь Иисус Христос Сын Божий и Бог, что божественное достоинство принадлежит также исходящему от Отца Святому Духу, и в то же время они твердо стояли на почве библейского единобожия, отвергая исходившие из иудейской среды обвинения в языческом тритеизме, иными словами, Церковь от Самого Спасителя и апостолов приняла веру в божество Отца, Сына и Святого Духа и в то, что Бог един. В этом своем исповедании она опирается на Священное Писание, на такие его места, как «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19); «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1); «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7); «нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8: 4–6); «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3–4). Из совокупности этих новозаветных изречений с очевидностью вытекает и вера в Единого Бога, исключающая политеизм, и в частности тритеизм, и исповедание божества Отца, Сына и Святого Духа. Для христиан, подобных мужам апостольским, исполненных евангельской веры в божество Спасителя, взращенных на чтении Ветхозаветных и Новозаветных Писаний, в этих изречениях, составляющих квинтэссенцию Священного Предания, не обреталось камня преткновения. Но рационально устроенное сознание, воспитанное на формальной логике Аристотеля, при усвоении новозаветной керигмы сталкивается с затруднением представить в непротиворечивом виде библейское единобожие и веру в божество Сына и Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/38902.html

В верхней части врат изображены «Святая Троица» и «Свержение архангелом Михаилом сатаны» (Собор архангелов, слева) – эти эпизоды чаще всего помещаются в начале цикла. Вместе с тем по сравнению с более ранними и более поздними циклами Деяний архангелов 856 суздальский цикл обнаруживает многие индивидуальные черты. Архангелы здесь не столько небесные архистратиги, вестники или целители 857 и чудотворцы, сколько те, кто осуществляет постоянную связь между Творцом и человечеством, они – исполнители на земле божественной воли. Именно в таком контексте участвуют архангелы в большинстве изображенных ветхозаветных эпизодов Суздальских врат: они реализуют замысел Создателя о человечестве, воплощают домостроительство Господне. А Троица Ветхозаветная, открывающая ангельский цикл на южных вратах, – это ни в коей мере не обычное Явление ангелов Аврааму, но скорее – предвечный совет Триипостасного Божества о судьбах человечества и грядущем спасении. Это делает программу Суздальских врат исключительной и роднит её с более поздними русскими циклами на ту же тему. Оригинальна программа западных врат, посвященных новозаветной истории с добавлением множества богородичных эпизодов. И здесь цикл открывают важные в догматическом отношении сцены («Спас в силах» – слева, «Троица ветхозаветная» – справа), сразу за ними – протоевангельские сюжеты. Вслед за Двунадесятыми праздниками, завершающимися Успением Богоматери, – четыре композиции Богородичного ряда, размещенные вне строгой хронологической последовательности. Вслед за «Успением» изображено «Положение ризы», а лишь за этой сценой – «Несение одра Богоматери». Завершают цикл «Положение пояса» и «Покров Богоматери». Значение инверсии подчеркнуто тем, что в композиции «Положение ризы Богоматери» над престолом, в том месте, где должна быть полагаемая риза Богоматери – её концы остались, придерживаемые рукой не известного персонажа, единственного среди присутствующих изображенного с нимбом, рядом с ним фрагменты надписи ΑΘΩΜΑ (Св. Фома?), – медная заплата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Большая ж в этих (или: из этих) – Любовь». Созерцание или Вера невозможна без любви и надежды, – это было бы механическое фотографирование или мертвое копирование, а не жизнь и блаженство художественного творчества. Также и Надежда должна ожидать и любить то, чем сообщается блаженство упования. Наконец и Любовь беспредметная также невозможна, как и несоединенная с Надеждой достижения и обладания. Эта Троица проявлений жизни Духа единосущна и нераздельна. Но сравнительное преимущество в ней принадлежит Любви: Любовь больше Веры и Надежды, принципиальнее, – она главенствует в этой Троице. И это потому, что она есть не разум и не чувство, а воля жизни, – «сила, как говорит Апостол в других местах, действующая через веру и в надежде», она есть энергия (νεργουμνη) веры и надежды, – она заставляет Веру – творить, а Надежду – блаженствовать. Любовь есть мать веры и сила Надежды. 131 Так это в человеческом духе, так это и в Боге, как Саможизни, или Верховном Разуме, Безусловном Блаженстве и Безконечной Любви, – Первоистине, Первокрасоте и Первоблаге, – Всеведении, Всеблагости и Всемогуществе. «Бог!»... Однако ж этого великаго Имени нет в Новозаветной Песни Любви, хотя оно без слов слышится везде в самой музыке, так сказать, святых звуков слова «Любовь». В Платоновой похвале любви мы постоянно встречаемся с этими: «бог, божество, боги» и «человек, человечество, люди». Где боги от людей не отличались внутренно и смешивались между собой, там была надобность отличить их хотя бы внешне, названиями. Для библейских писателей не было надобности в этом. К «сиянию» излишне прибавлять – «света», «дыхание» предполагает «воздух». «Любовь» для Апостола, как и для всякого библейского писателя, есть сам «Бог», – тоже, что сияние и свет, дыхание и воздух. Точно также: «благо, истина, красота, премудрость, благодать, правосудие, блаженство» – все это синонимы великому имени «Бог». «Бог есть любовь», Он есть «Бог любви», как и «Блаженный Бог» и «Бог надежды», – «Премудрость и Разум». 132 Таким образом, в своем Первоисточнике Вера-Надежда-Любовь есть единосущная и нераздельная Троица проявлений Божественной жизни. Вере соответствует Логос, Разум-Слово Бога, в Коем Бог созерцает осуществление Своих творческих идей и сил, – Сын Божий, рождаемый любовью Отца. Надежда служит символом блаженства Любви Бога, изводящего Духа Утешителя. Любовь есть рождающая Сына и изводящая Духа воля Бога Отца, действующая в Сыне и Духе. Это – нераздельная и единосущная божественная Троица, как ум, сердце и воля – в человеческом духе. Но Любовь – больше Веры и Надежды, ибо Отец – больше Сына и Духа. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками. Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона. Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция " Новозаветная Троица " в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены " Страсти Христовы " , а на восточной - " Жены мироносицы " и " Христос в Эммаусе " . Свод алтаря занят монументальной композицией " Новозаветная Троица " , а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

http://sobory.ru/article/?object=06040

Три прямоугольных проема (центральный входной) и крупное полуциркульное окно второго света над ними объединены общей арочной нишей. Пилястры, фланкирующие дверь, поддерживают антаблемент с гладким фризом, сохранившим на северном фасаде треглифы и метопы, выполненные в технике гризайль, и профилированный карниз, на который опирается вдавленный архивольт верхнего окна с росписью в виде вьющейся цветочной гирлянды. В верхней части четверика выделен невысокий аттиковый ярус, на который наложен пологий треугольный фронтон с карнизами, дополненными двухступенчатыми консольками вместо мутул. Стены ротонды прорезаны арочными окнами, архивольты которых опираются на импосты, между окнами — пилястры. Венчающий карниз аналогичен фронтонам четверика. Мотив арочной ниши, обрамляющей проем, повторен и в оформлении других частей здания. В трапезной в плоскость ниши включены опирающиеся на пилястры профилированные архивольты окон (аналогично декорированы нижние проемы на боковых стенах колокольни), во втором ярусе колокольни архивольты опираются на архитравную балку, поддерживаемую парой колонн, стоящих в проеме арки звона. В третьем ярусе арки звона фланкированы трехчетвертными колоннами, поставленными с выпуском углов и несущими карниз со ступенчатыми консольками. Внутри четверика четыре угловых пилона со скошенными внутренними углами несут четыре арки, поддерживающие барабан купола. Апсида перекрыта конхой, свод трапезной (по-видимому, лотковый) обрушен, нижний ярус колокольни перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями. Под западной аркой четверика устроены деревянные хоры в виде изящного балкона со скругленным выступом в центре, опирающегося на две колонны и огражденного точеным балясником. Покрывающая стены масляная живопись выполнена в нач. 20 в. по более ранней основе. В куполе традиционно расположена Троица, между окнами барабана, отделенного от нижних частей свода тянутым карнизом, апостолы, в парусах евангелисты. Над арками в прямоугольных рисованных рамах помещены небольшие композиции: «Христос и Мария Магдалина» (север), «Христос и Никодим» (юг) и «Христос и самаритянка» (запад), над северным входом изображен Иоанн Воин, над южным «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», а над западным — «Новозаветная Троица».

http://sobory.ru/article/?object=30854

Эффектный памятник в стиле барокко, отличающийся стройностью композиции и нарядностью пластичной резьбы. Двухъярусное сооружение (в каждом ярусе - иконы двух чинов), боковые грани которого поставлены слегка под углом, завершено иконой " Похвала Богоматери " с лучковым сандриком и над ней - овальным барельефом " Новозаветная Троица " . Переходом к более узкому второму ярусу служат волюты, повторенные в основании верхней иконы. Поверхность иконостаса оживлена небольшими выступами, подчеркнутыми раскреповками антаблементов — профилированного межъярусного и более простого венчающего, отчего вся композиция приобретает легкость и динамичность. Основное декоративное убранство сосредоточено на царских вратах. Это оригинальное произведение трактовано в виде барельефной композиции " Ветхозаветная Троица " , редко встречающейся на царских вратах: в ней представлены три ангела и высоко раскинувшийся над ними мамврийский дуб. В завершении врат - балдахин с резными драпировками, обрамляющими скульптурных ангелов, несущих корону, и головки херувимов. Скульптурные изображения, выполненные в несколько наивной, примитивной манере, близки народной деревянной скульптуре. Лики ангелов выкрашены в розовый цвет, волосы - в черный. Пышная позолоченная резьба в обрамлениях больших икон второго яруса и картушах придает иконостасу праздничный облик. Этому способствуют также скульптурные изображения ангелов с трубами, поддерживающих гирлянды по сторонам иконы " Похвала Богоматери " . Убранство дополнено тонким тиснением по позолоченному левкасу. Сень в главном алтаре в виде беседки-ротонды - изящное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Восемь парных колонок несут высокий антаблемент с резной драпировкой, увенчанный ажурным сферическим куполом с барабанчиком в завершении. В алтаре сохранились две иконы 17 в. Трехъярусный иконостас южного придела - памятник в стиле классицизма сер. 19 в., со сложным построением и богатой насыщенной резьбой с мотивами барокко. Иконы написаны в сер. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=04435

Ответов: 1. Последний ответ: в красных мантиях - мученики с ларцами в руках - целители пара - св. бессеребряники Косма и Дамиан три пары Косма Аравийский, мч. http://pravicon.com/icon-2214 Дамиан Аравийский, мч. http://pravicon.com/icon-1600 Косма Асийский, св. http:/[...] Добавлено на опознание: 2021-10-31 08:13:41 Владелец: miralex89 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Опознайте пожалуйста 1527г Ответов: 1. Последний ответ: Алексей,распознаётся только н.20в. деревенское письмо. Это ни хорошо,ни плохо, так есть. Чтобы узнать, как выглядят иконы 16в. посмотрите в компе. Они все переписаны, независимо, находятся в музее или в частном собрании. И само написание икон. А ино [...] Добавлено на опознание: 2021-10-20 19:32:24 Владелец: 4elovek Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Единственная очень похожая на мою , только полоса у моей за узорами не зелёная . Можно узнать , примерно когда сделана/напечатана , и как конкретно моя новозаветная троица называется , кто автор? у меня она как к картонной дощечке приклеили тонкий железный лист , на котором троица . Ответов нет. Добавлено на опознание: 2021-09-20 20:34:36 Владелец: Vladimir1975 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: не стал бы писать, человек вопрос не сформулировал может просто похвасталя может решил толкнуть но коль Dmitrij ответил уточню по правой руке Богородицы см. " Одигитрия Смоленская Седмиезерная " http://pravicon.com/icon-232 характерно [...] Добавлено на опознание: 2021-09-20 14:01:37 Владелец: Olga30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2021-09-19 23:02:45 Владелец: alexwin Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 4. Последний ответ: да-да и мелко подписано Унженский Добавлено на опознание: 2021-09-13 14:53:11 Владелец: Ekaterina20114 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: По всей видимости, Деисус http://pravicon.com/icon-398

http://pravicon.com/unknown/6

Центральная и угловые ячейки внутреннего пространства четырехстолпного четверика перекрыты куполами на парусах, в остальных - сомкнутые и лотковые своды; в апсиде - конха. Трапезная также четырехстолпная. Арки, перекинутые от крещатых столбов к стенам, делят ее на 9 компартиментов, из которых центральные перекрыты крестовыми, а боковые - слабо выраженными полулотковыми сводами с распалубками над окнами. На западной стене храма, справа от прохода в трапезную, сохранилась надпись: " Сей храм возвобновлен живописью в 1913 году на средства прихожан в память 300-летнего царствования Дома Романовых... ктитором церковным Григорием Андреевым Васильевым мастер Федор Рукавишников " . Утрачены фрагменты и целые композиции в куполе и барабане, на восточной и западной стенах. Уцелевшая масляная роспись - типичный пример провинциальной живописи в духе позднего академизма. Ей присущи разреженное расположение композиций и блеклый колорит с преобладанием серо-зеленого и разбеленных красного и желтого тонов. В куполе изображена " Новозаветная Троица " , в простенках барабана - архангелы, на парусах - евангелисты. На стенах евангельские композиции и изображения святых написаны в два яруса. Редкой особенностью росписи является расположение композиций на восточной стене: " Сошествие во ад " над аркой и по две сцены на боковых простенках. На западных столбах в верхней части изображены святые и сцены из Нового Завета и по одной композиции внизу. Восточные столбы расписаны под мрамор, арки украшены орнаментом-плетенкой. В своде апсиды - " Тайная вечеря " . Главный одноярусный иконостас, выполненный в 1-й трети 19 в., - интересное произведение в стиле классицизма. Иконы на арке и царских вратах, а также " Троица " , " Сошествие во ад " , " Вознесение " и изображения ангелов (тромплеи) относятся к 1-й трети 19 в., остальные иконы - 2-й пол. 19 и сер. 20 в. Сложная в плане композиция иконостаса обусловлена его расположением. Выступы, огибающие восточные столбы, несут триумфальную арку, на вогнутой поверхности которой помещены крупные миндалевидные медальоны.

http://sobory.ru/article/?object=06046

В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись - выдающийся памятник палехско - шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления. Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена " Новозаветная Троица " , в парусах - евангелисты, на нижней стороне подпружных арок - пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены " Страстей " (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены " Преображение " и " Моление о чаше " , а на южной - " Тайная вечеря " (восточная сторона). На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты. На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря - " Ветхозаветная Троица " , на стенах - апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции " Страшный суд " . Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл.

http://sobory.ru/article/?object=06068

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010