Итак, мы видим, что Христос есть Творец, как это также ут­верждается св. Иоанном Евангелистом: «В начале бе Слово» (...) «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:1—3). Св. апостол Павел учит о «Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом» (Еф. 3:9); «Яко Тем (Христом) создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: свяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16).    Так, в традиционной православной иконографии творения мы видим не микеланжелевского старичка (Отца) творящим Адама (как на фреске в Сикстинской Капелле), но Христа. Ко­нечно, творит на самом деле вся Троица в целом: Отец повеле­вает, Сын творит и сейчас мы увидим участие Духа в этом деле, поскольку Он «движется» или «ношашеся» над водами. Об этом преп. Ефрем Сирин пишет:    «Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческою силою Он равен Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею» (Толкова­ние на Бытие, гл. I, стр. 214).    (Быт. 1:1—2). «Сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена» («безвидна и пуста» — русский текст). Свят. Василий спрашивает:    «Почему, когда и то и другое, и небо и земля сотворе­ны равночестно, небо доведено до совершенства, а земля еще несовершенна и не получила полного образования? Или вообще, что значит неустроенность земли? И по ка­кой причине была она невидима?    Совершенное устройство земли означает обилие ее произведений, прозябание всякого рода растений, появ­ление высоких дерев и плодовитых, и неплодовитых, доброцветность и благовоние цветов, и все то, что в скором времени должно было по Божию повелению произникнув на земле, украсить прародившую все сие. А как ничего этого еще не было; то Писание справедливо наименовало землю неустроенною.    Но то же самое можем сказать и о небе. И оно не имело еще полного образования, не получило свойствен­ного ему украшения; потому что не освещалось луною и солнцем, не венчалось сонмами звезд. Всего этого еще не было; а потому не погрешишь против истины, если и небо назовешь неустроенным» (Шестоднев II, I, стр. 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Библейский сад появится на подворье Русской духовной миссии в Хевроне 06.04.2015 Более 120 растений, упоминаемых в Ветхом и Новом Заветах, паломники смогут увидеть на подворье святых Праотцев в Хевроне уже через несколько лет. Сейчас там ведутся активные ландшафтные работы под руководством ключаря подворья иеромонаха Алексия (Елисеева) , сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме . Сад библейских растений будет разделен на несколько секторов благодаря тому, что площадь русского подворья в Хевроне – около 8 гектаров – это позволяет. Экскурсии для паломников будут начинаться у Мамврийского дуба, где праотцу Аврааму явилась Святая Троица. Рядом со знаменитым дубом будут произрастать другие характерные для Святой Земли деревья – оливы, сосны, ливанский кедр и кипарис. Чуть выше на участке будет посажен виноград, а возле келейного корпуса предполагается разбить цветник, где можно будет увидеть лилии, розы, а также различные редкие цветы, упоминаемые в Библии. Главный сектор библейского сада будет находиться на участке за храмом. Еще три года назад на этом месте густо росла трава, но сейчас участок преобразился. Рабочие очистили скалу, и теперь ведутся земельные, проектировочные работы. Под руководством иеромонаха Алексия были построены подпорные стенки, с помощью которых вода сможет перетекать с одной террасы на другую. Это целый ландшафтный проект, где растения будут распределены по зонам и частоте упоминания в Библии. Возле древних гробниц предполагается посадить растения, известные со времени Исхода евреев из Египта и из книг ветхозаветных пророков. Ближе к храму будет посажен ячмень, пшеница, рожь, а также разбит виноградник. Это сочетание растений воплощает тему Евхаристии. Там же будут представлены растения, которые употреблялись при богослужении в ветхозаветном храме. Кое-что здесь уже посажено, специалисты проводят научные опыты. В середине этого участка запланирован колодец как символ очищения, обновления и Источника жизни – Христа.

http://drevo-info.ru/news/18712.html

Вид этого места не представляет никакого сходства с таким наименованием. Оно лежит не на какой-либо вершине и не в этом смысле называется лобным, подобно тому, как и в теле головою называется такое же место. Оно и не сторожевая высота, ибо и расположено не высоко сравнительно с другими местами... Откуда же наименование места лобным? Потому что там находился череп первозданного человека и там положены его останки; и место прозвано лобным. Распавшись на нем, Господь наш, Иисус Христос истекшею из прободенного его ребра кровию загадочно указал на спасение наше, начав окроплять самое начало смешения т. е. останки праотца, чтобы и нам указать на окропление кровию его во очищение вашей скверны и кающейся души и на совершенное в образец растворения и очищения нечистоты наших согрешений, излияние воды на положенного и погребенного в том месте, в общую его, и нас, родившихся от него, надежду». 230 Между сомнительными сочинениями св. Афанасия Александрийского есть слово о страдании и кресте Господа, в котором предание о погребении Адама на Голгофе приписывается евреям: «Не в другом каком-либо месте страдает и предается распятию, сказано здесь об Иисусе Христе, а на месте Голгофы, которую еврейские учители называют гробницею Адама, утверждая, что он после осуждения был погребен здесь». 231 Наконец, сказание о погребении Адама в Иерусалиме, на месте Голгофы, мы встречаем и в славянских апокрифических сказаниях об Адаме. Так в Синодальной Палее 1477 г. есть статья ω съдеании святыа Троица, в которой, между прочим, сказано: «и жит Адам в острове Афулии лет (должно быть ц т. е. 900) и л (30) и умре и взяша же тело его ангели Божии и погребоша и посреди земля в Иерусалиме, идеже распяша Господа, еже ся нарицает лобное место. евреискы Голгофа». 232 – По другим сказаниям, тело Адама было перенесено в Иерусалим уже после потопа, а сначала оно было погребено недалеко от рая, в Пещере сокровищ, которая так называлась потому, что в ней хранились сокровища, данные Адаму из рая, злато, ливан и смирна, которые впоследствии были принесены в дар Спасителю персидскими волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

" У него была еще одна добродетель - гостеприимство, - продолжил архипастырь. - Мы все должны иметь ее. Если ее имели ветхозаветные праведники, то она Богом предписана нам. Мы сегодня пришли посмотреть на Мамврийский дуб. Тогда он был великим, высоким, стройным, с раскидистыми ветками. В его тени останавливались караваны. Здесь стоял шатер Авраама, где он спешил встретить любого путника. Как-то он сидел у шатра и увидел трех путников. Вышел навстречу, поклонился, пригласил к себе, предложил угощение. Это была забота не формальная: накрыть на стол и пригласить к нему - нет! Был ритуал - еще нужно омыть ноги путникам. Поэтому первый признак гостеприимства - когда хозяин выходит навстречу гостям. Это признак гостеприимства, который идет с древности. Гости должны почувствовать, что они желанные. И три гостя Авраама это почувствовали. Он велел слугам и жене ставить на стол все, что есть. Приготовили мясо, молоко, хлеб, виноград - все, чем были богаты. Прекрасный стол накрыли совершенно незнакомым путникам. Результат этого посещения: " Через год у тебя будет сын " . Вот что значит верить в Бога. Господь сразу дает благодать, исполнение мечтаний, надежд. Благодать приходит и все исполняет. Для Бога нет ничего невозможного. И у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры рождается Исаак. В дальнейшем Авраам принес сына в жертву. Сарра умерла в 127 лет. Авраам остался один, женился еще раз на Хеттуре, и у него было еще много детей. Скончался он в 175 лет. То есть на этом святом месте прожил ровно сто лет. Поэтому оно святое, намоленное, здесь Святая Троица посетила Авраама " . " Сам Господь в Евангелии об этом говорит: " И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей " (Мф. 10:42). А если приняли странника - Его приняли, " так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). И апостол Павел говорил: странноприимство не забывайте. Мы должны всегда об этом помнить и принимать гостей - за это дается благодать. Мы тоже гости на земле. Дальше снова пойдем в гости - в Царство Небесное. И какой мерою здесь меряем - такой и нас там примут. " Вот пришли вы к нам сюда, в небесные обители, - скажут нам там. - А как вы там принимали? Плохо. И на что же надеетесь теперь? " И нас там плохо примут. Поэтому нужно здесь быть гостеприимными, и Бог нас примет хорошо в небесных обителях. Русская духовная миссия во главе с архимандритом Александром сегодня выполняет завет праотца Авраама и Спасителя, оказывая нам гостеприимство на Святой земле. Мы чувствуем здесь русский дух, ощущаем присутствие России. Благодарим вас за заботу о нас " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Кондак 13 О Пресвятая, Животворящая, Неразделимая и Вседетельная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, Едине истинный Боже и Творче наш! Нынешнее наше приемши благодарение, низпосли нам благодать и силу от высоты Святаго Престола Твоего, да, поправше вся плотския похоти, во всяком благочестии и чистоте поживем до конца дней наших, выну восхваляюще Пресвятое имя Твое и зовуще: Аллилуиа! (Этот кондак читается трижды) Икос 1 Архангели и Ангели, Начала и Власти, Престоли и Господствия, предстояще самому Престолу Славы Твоея, не довлеют изрещи величия совершенств Твоих: многоочитии же Херувими и шесто-крилатии Серафими, закрывающе лица своя, точию с трепетом и любовию взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Нам убо, иже прах и пепел есмы, кольми паче удобее любити молчание: но, да не толиких щедрот, в создании и искуплении на нас излиянных, непамятливы явимся и неблагодарни, подражающе горнему славословию, с верою и любовию взываем: Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, неисповедимая совершенств Высоте и неизследимая таин Пучино! Свят еси Господи Боже наш, везде сый и вся исполняяй, Единый и Тойжде вчера, днесь и во веки! Свят еси Господи Боже наш, вся могий, нарицаяй не сущая яко сущая, низводяй даже до ада и паки позволяй! Свят еси Господи Боже наш, испытуяй сердца и утробы человеческия, исчитаяй звезды и всем им имена нарицаяй! Свят еси Господи Боже наш, Егоже вси путие истинны и все судьбы оправданы вкупе и вожделенны! Свят еси Господи Боже наш, отдая грехи отцев на чада, милуяй же и награждаяй в роды родов! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего! Кондак 1 Предвечный Царю веков и Господи, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Емуже, в Троице Святей славимому Богу, всяко колено покланяется небесных, земных и преисподних: темже и мы, яко крещеннии в Трисвятое имя Твое, аще и недостойнии, хвалебное сие дерзаем принести Тебе пение: Ты же, яко Творец, Промыслитель и Судия наш, вонми гласу раб Твоих, и не отстави милости Твоея от нас, да из глубины души выну зовем Ти: Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

http://pravicon.com/info-1236

Доверившись и поверив, что тут, в этом усилии — Истина, разум должен отрешиться от своей ограниченности в пределах рассудка, отказаться от замкнутости рассудочных построений и обратиться к новой норме, — стать „новым“ разумом. Тут-то и требуется свободный подвиг. Свободный…» («Столп», стр. 59–60). Требуется выхождение из себя, преодоление своей самости. Здесь Флоренский как-бы перекликается с Вячеславом Ивановым, утверждавшим, что для того, чтобы осознать свое собственное Я, чтобы осознать «я есмь», требуется прежде всего выйти из заколдованного круга своей ограниченной самости и осознать «ты еси». Но ведь для того, чтобы это осознать, нужно осознать бытие Бога: «Ты еси». Только любовь для Флоренского «самодоказательна», особенно же любовь «благодатная», проявляющаяся лишь в «очищенном сознании». «Любовь дает встряску целому составу человека, и после этой встряски, этого „землетрясения души“ он может искать. Любовь приоткрывает ему двери горних миров, и тогда веет оттуда прохладою рая. Любовь показывает ему „как бы в тонком сне“ лучезарный отблеск „обителей“, — на мгновение сдергивает пыльный покров с твари, хотя бы в одной точке, и обнаруживает богозданную красоту ее; дает забыть о власти греха, выводит из себя, говорит властное „стой!“ потоку мятущихся помыслов самости и толкает вперед: „Иди и найди во всей жизни то, что видел в полу-очертаниях и на мгновение“. Да, лишь на мгновение» (там же, стр. 395). Эти минуты озарений, как бы памяти об утраченном первозданном рае, и открываются нашему любящему сердцу, нашему уму сердца. Человек и живет в двух мирах, рассеченный надвое своей греховностью. Но мгновения озарений и заставляют нас соприкоснуться воочию с вечностью и делают наш дробный и непререкаемо противоречивый мир не-рассыпающимся, а живым, длящимся, божественной полнотой — сопричастной к Божественной Всеполноте — Плироме. Легче всего понять догмат Триединства именно через любовь, как догмат любви. И легче не понять, не выговорить, а усмотреть. Для Флоренского, в сущности, больше говорит о природе Троичности, о сущности Триединства знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева, чем высказывания богословов и философов: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева внезапно сдернутая перед нами завеса ноуменального мира… Он воистину передал нам узренное им откровение.

http://azbyka.ru/fiction/o-pavel-florens...

В одном месте Корана говорится: «Благочестивы те, которые веруют в Бога, в последний день, в писание, в пророков» 121 . То же самое выражено в следующих словах Корана: «Верующие! Веруйте в Бога, в посланника Его, в писание, какое Он ниспослал своему посланнику, и в писание, которое Он ниспослал прежде; кто отвергает веру в Бога, ангелов, в писания Его, в Его посланников и в последний день – тот заблудился крайним заблуждением» 122 . Вот главные пункты догматического учения Мухаммеда, изложенные в Коране. Сравнительно с ветхозаветным учением, Мухаммед не ввел в Коран ничего нового, потому что и учение о пророческом достоинстве самого Мухаммеда и о божественном происхождении Корана, явилось в подражание учению евреев о пророках и священных книгах, принятому христианами. Учение о пророках было известно кроме того арабским сектантам, современникам Мухаммеда. Основатель ислама это готовое учение применил к себе и сказал, что о нем было предсказано в еврейских и христианских священных книгах 123 . Поэтому замечание Мурзы-Алима, что Мухаммед «не создавал и не создал ислам, который существовал долго до него и истины которого: «существование Бога единого и бессмертие души» легли в основание еврейских, христианских и магометанских вероисповеданий», 124 можно признать только в том смысле, что Мухаммед почти все свое учение заимствовал главным образом у евреев и христианских сектантов, учение которых в Коране не отличено от истинного христианского 125 . Тем не менее, принимая во внимание, что современные Мухаммеду арабы были в массе язычниками идолопоклонниками, история признает заслугу Мухаммеда в том, что он значительно ослабил язычество арабов, хотя и не мог совершенно уничтожить его 126 , и распространил среди арабов-язычников более чистое и более возвышенное учение о едином Боге и духовном мире. Не считая своею задачею разбирать догматическое учение Корана, мы укажем здесь только на неточности, относящиеся к данному вопросу и замеченные нами в статьях г. Мурзы-Алима. Он, например, умолчал о том, что в Коране Мухаммед называется печатью пророков 127 , пророком, посланным Богом не только к арабам-язычникам, но и к народу писаний, т. е. к иудеям и назарянам, к людям и гениям 128 , и что учение Корана выдается за лучшее и совершеннейшее из всех прежде бывших религиозных учений 129 . А это не согласуется с мнением Мурзы-Алима, утверждающего, что Мухаммед ставит (в Коране) И. Христа выше себя, говоря о нем между прочим следующее: «Мессия Иисус, сын Марии, апостол и Его слово, которое он бросил в Марию. – Он Дух, происходящий от Бога» и далее, и далее. «Веруйте в Бога и Его апостолов и не говорите: есть Троица, потому что Мессия не пренебрегает быть слугою Божиим, не более как ангелы, которые приближаются к Богу (Коран. сура . ст. 169 и 170)» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Из размышлений о теодицее Самодержавная монархия есть менее всего форма, способствующая познанию Бога, ибо Бог есть Св. Троица, Бог есть Любовь, а не самодержец и не монарх. Само понятие самодержавия противоречит христианскому духовному устроению. Мир и человечество должны быть устроены по образу Божественной Троичности, а не по ложному образу небесного империализма, небесного монархизма. О духе времени и монархии Теократическая монархия принципиально не соединима с верой в Триединого Бога, в св. Троицу, в которой Божество раскрывается не как власть, а как любовь, не как господство одного лица, а как соборность трех лиц. Природа Божества не монархическая. Лишь отвлеченный монотеизм, отрицающий тайну Троичности, мыслит Бога монархически, как восточного деспота и рабовладельца. Это есть скорее магометанская, чем христианская идея. Она коренится в древнем языческом Востоке, она восходит к первобытному тотемизму. В теократической и монархической идеи нет ничего специфически христианского. Пережитки тотемистических верований, древнего языческого и ветхозаветного сознания остаются и в христианском мире. Но христианство принесло с собой сознание ограниченности и относительности государства, принципиального отличия царства кесаря от Царства Божьего. О духе времени и монархии Новозаветное, христианское сознание не дает никаких оснований мыслить Бога, как монарха, как властелина. Бог открывается, как Отец, как Любящий и Любимый. Власть же существует лишь в греховном природном порядке. Божественная Троичность совсем не есть монархия, и из нее нельзя вывести монархии. Ответ на письмо монархиста Если Бог-Пантократор присутствует во всяком зле и страдании, в войне и в пытках, в чуме и холере, то в Бога верить нельзя, и восстание против Бога оправдано. Бог действует в порядке свободы, а не в порядке объективированной необходимости. Он действует духовно, а не магически. Бог есть Дух. Промысел Божий можно понимать лишь духовно, а не натуралистически. Бог присутствует не в имени Божьем, не в магическом действии, не в силе этого мира, а во всяческой правде, в истине, красоте, любви, свободе, героическом акте.

http://blog.predanie.ru/article/berdyaev...

19 в. Нижние композиции северной и южной стен четверика и вся роспись трапезной грубо поновлялись в 1974 г. Утрачены сцены нижнего яруса западной стены. Выразительный пример росписи в стиле классицизма с реминисценциями барокко. Наиболее интересны пять крупномасштабных композиций со сложными построениями, детально проработанными фонами и разнообразными ракурсами персонажей. Первоначальный колорит - высветленный, с чистыми по звучанию крупными пятнами голубых, охристых, карминных красок, гармонирующих с гризайльным декором. Необычное, не выдержанное строго по ярусам расположение композиций на стенах обусловлено особенностями интерьера. Два гризайльных карниза проходят в основании свода и над нижними проемами, под верхними окнами - орнаментальный фриз. Большими размерами выделены три композиции среднего яруса западной стены и две крайние (западные) композиции того же яруса северной и южной стен. На своде изображена " Новозаветная Троица " , в простенках верхних окон боковых стен — сюжеты ветхозаветной книги " Исход " , в простенках средних окон - евангельские сюжеты. Выделяются крупные сцены " Насыщение хлебами " и " Аллегории на темы Блаженств " . В центре западной стены - " Успение Богоматери " и " Страшный суд " . Свод алтаря занят композицией " Да молчит всякая плоть человеческая " . Главный иконостас - великолепное произведение нач. 19 в. в стиле классицизма, отличающееся стройной композицией и пластичным декором. Иконы - нач. 19 в. и кон. 19 - нач. 20 в. Праздничные иконы на фризе первого яруса добавлены в сер. 19 в. Утрачены некоторые детали резьбы. Высокое трехъярусное сооружение с заворотами на боковые стены имеет выступы по осям боковых врат в первом ярусе и центральный выступ во втором; все они завершены фронтонами (в нижних ярусах - иконы двух чинов). Средняя выступающая часть третьего яруса повышена и прорезана аркой с резной драпировкой. Завершают композицию иконостаса скульптурное " Распятие с предстоящими " и резные вазоны по сторонам. Междуярусные и венчающий крепованные антаблементы поддерживаются колонками с коринфскими капителями.

http://sobory.ru/article/?object=06182

Мне очень хочется довести до вашего сознания: заявление о том, что Бог есть Любовь и Смирение, беспрецедентно, вы такого учения не встретите ни в одной религии. Откуда могло быть такое потрясающее откровение? Причем, это не философы говорили. Кто такой Иисус? Он даже нигде не учился. А кто такие апостолы? Рыбаки. И вдруг такие потрясающие идеи. А учение о Боге-Троице? Даже ветхозаветное откровение его не знало. Тогда еще и не нужно было это знать. Это теперь надо было узнать обязательно, иначе мы не могли понять, кто такой Христос. Нужно прямо сказать, что Троица для человеческого сознания — тайна, неразрешимая, непостижимая. Тем не менее, хотя бы, насколько это можно, в достаточно грубых образах она предложена, чтобы мы поняли, кто такой Христос, и почему Он действительно может быть Спасителем. Потому что Он не просто человек. Ни один человек не мог сделать того, что может сделать Богочеловек. Несколько слов о почитании закона Итак, Бог есть любовь, следовательно, основной закон человеческой жизни — любовь. Хотите не набить шишек? — не нарушайте закон тяготения. Будете прыгать с пятого этажа — знаете, что получите. Не садитесь на раскаленную сковороду. Почему? Нельзя нарушать законы. Самым основным законом является закон Любви. Не нарушай его. Никогда не вздумай другому сделать то, чего не хочешь себе. Никогда даже не мысли зла, а не только не делай. Недаром сказано: «Возлюби ближнего как самого себя». Себе хочешь блага? — Хочу, конечно, еще бы, только о счастье и думаем, о счастье! — Не нарушай закона Любви. Это самый фундаментальный закон жизни. Здесь мы обращаемся не только к учению о Боге, но и к пониманию человека. Вот в чем самая суть христианства, вот где спасение, вот где должна быть основная направленность жизни! Покаяние Христианство дало еще то, чего мы не встречаем в иных религиях. Я понимаю, что это закон Любви, но только я спотыкаюсь на каждом шагу. Я завидую, я осуждаю, я гневаюсь, а то и ненавижу. А христианство говорит: если Бог есть Любовь, — а Он Любовь,-то оказывается, можно покаянием смыть эту рану своей души. Каждый грех есть рана, и самый страшный грех — это грех нелюбви по отношению к другому человеку. Ты хочешь себе блага? — Люби. Нарушаешь? — Кайся. Кайся пред кем? — Пред Богом прежде всего.

http://pravmir.ru/professor-osipov-o-nep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010