Господь учит нас почитать родителей (5) и всех, своих близких и никому не делать зла. Не вредить ни их жизни, ни их здоровью (6). Избегать нечистых мыслей и желаний 7). Не брать чужого, ни силой, ни хитростью (8) и не говорить ни про кого лжи (9). Даже завидовать Господь запрещает (10), потому что зависть ведет к злобе на людей, и отсюда могут вырастать всякие ссоры и обиды. Заповеди на Синае были даны Господом на пятидесятый день после выхода евреев из Египта. В память этого евреи стали праздновать пятидесятый день после Пасхи и звали этот праздник – Пятидесятница. Заповеди (и многие к ним дополнения и толкования) назывались у евреев законом. Благочестивые евреи изо всех сил старались исполнять этот закон и очень почитали его. Господь наш Иисус Христос исполнял ветхозаветный закон (см. гл. 3). Новый Завет, который Он дал нам, был как бы продолжением и дополнением Ветхого Завета. Прежде требовалось не делать людям зла (не убивать, не красть, не говорить про них неправды). В Новом Завете требуется: не сердиться на людей, прощать им обиды, делиться с ними всем, даже самым для нас нужным. Нужно любить не только друзей, но и врагов. Вопросы: Для чего нам даны десять заповедей? Сколько из них говорят о Боге? Чему они нас учат? Сколько из них говорят про людей? Чему они нас учат? Как эти заповеди назывались у евреев? Какой праздник был у них в честь закона и когда? Как относился Спаситель к закону? Самостоятельная работа: Нарисовать скрижали и написать на них десять заповедей. Чудеса Божии в пустыне Евреям было очень тяжело странствовать по пустыне: не было ни воды, ни пищи. Они бы непременно погибли, но Господь, по своему обещанию, не оставлял их. Однажды, когда они умирали от жажды, он велел Моисею ударить жезлом по скале, и оттуда потекла хорошая питьевая вода. Когда у евреев окончились запасы пищи, взятые из Египта, они начали роптать, но Господь обещал им на следующий же день дать пищу. И, действительно, проснувшись на следующий день, они увидели, что вся земля, как росой, покрыта белой крупой. Ее можно было собирать и печь из нее вкусные лепешки. Евреи называли ее «манна». С тех пор, во все время пребывания евреев в пустыне, Господь питал их манной. (У манны было одно чудесное свойство: ее надо было собирать каждый день, т. к. на следующий день она портилась. Только по праздникам ее не было и тогда накануне можно было собрать запас для праздника. А когда, по повелению Божию, манну собрали и в особенном сосуде положили на память вместе со скрижалями в Ковчеге Завета, эта манна оставалась неиспорченной). Земля обетованная

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рисунок миниатюр (очерк, прорись) сделан свободно, мастерски, очевидно умелой рукой, в виде тонкого абриса и изящных штрихов, исполненных пером чернилами и затем раскрашен акварельными нежными красками. Миниатюрист располагал немногими красками: пурпурной (червлёной, багор), жёлтой (охра), красной (бакан) зелёной (празелень и дичь) и чёрной (чернила). Видно тонкое уменье пользоваться красками и вкус: мастер редко исполняет рисунок в одном тоне (только бесы изображены однотонной – темной краской), а всегда растушёвывает, соблюдая градацию в тонах, причём сами краски комбинирует, соединяя две краски вместе: жёлтую с чёрной, синюю с зелёной или налагает краски не одинаково густо, отчего она выходит или темнее или светлее, переходя из красной в розоватую, из синей в голубую, – видно уменье и в обозначении светотеней. Особенно нежны краски, употребляемые художником для раскрашивания палат, чаще всего в три тона: правую башню – миниатюрист расцвечивал красной краской, левую сине-зелёной, а средину (переход) розоватой – иногда наоборот, словом комбинировал тона, избегая однообразия. Теперь сравним эти миниатюры издаваемого рукописного жития XVII в. с позднейшими лицевыми изображениями трёх списков жития XVIII века. Списки монастырский 1785 г. и Общ. Люб. Др. Письм. составляют точную копию с древнего списка XVII в. В том и другом и количество миниатюр одно и то же (57). В списке 1785 г. есть только одна лишняя миниатюра, изображающая обретение мощей преподобной Евфросинии в 1699 году (в 1700 году по этому списку), событие, случившееся уже после написания древнего списка; миниатюрист, чтобы сохранить счёт миниатюр слил две миниатюры (36 и 38) в одну. Список Древлехранилища несколько отличен от издаваемого нами и в тексте, и в самом количестве миниатюр – их 64; но все эти списки, имея образцом древний оригинал лицевого жития преп. Евфросинии, обладают одними и теми же качествами, резко отличающими их от их оригинала. Качества эти обусловливаются стремлением позднейших миниатюристов к натурализму, заметным, в особенности, в миниатюрах списка Древлехранилища, при полном неуменье художников владеть ни красками, ни рисунками. При этом нарушаются и некоторые неизменные требования древнерусской иконографии. Так, изящные, стильные и строгие фигуры ангелов миниатюриста XVII в. в рукописи Древлехранилища XVIII в. заменяются тяжёлыми и некрасивыми младенческими фигурками, копирующими очевидно толстощёких амуров, занесённых к нам поклонниками западного искусства. Новозаветная Троица, в виде иконы «Отечества», заменяется в той же рукописи ветхозаветной Троицей, в виде явления Аврааму ангелов, исполненной «живописно». – Иконописные типы Спасителя, Божией Матери и других святых теряют свою стильность и иконографическую верность древнему подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В душах ветхозаветных людей вера в Воскресение сияла неугасимой лампадой Так троица воскрешений озарила находившихся в тени ветхозаветного времени. Большего не дано. Но в душах ветхозаветных людей вера в Воскресение сияла неугасимой лампадой. Так было, начиная с Авраама, со страхом ведшего сына своего на таинство жертвы, – ибо «он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11, 19), – и вплоть до мучеников Маккавейских, один из которых сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» (2 Мак. 7, 14). О будущем воскресении сказано у пророков – Иезекииля, Даниила и прочих – и немало в псалмах. Но чаяли все Того, Кто Сам есть Воскресение и Жизнь. В Него-то верующий, если и умрет, оживет (ср. Ин. 11, 25). И вот пришел Ты, «Имеющий ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). Жизнь, облачившаяся в естество ежесекундно умирающих. Создавший всё нисшел, чтобы всё воссоздать. Сотворившей веки – чтобы даровать веки вечные. Ветхий днями – чтобы наделить нас бессмертной юностью. Живый во свете неприступном – дабы озарить сидящих в тени смертной. Воскрешение дочери Иаира Жизнь животворит – таково свойство Жизни. Так же, как Солнце светит, огонь греет, а вода напояет жаждущих. И потому Ты не мог не исцелять, не утешать, не воскрешать. За время краткой евангельской проповеди Ты явил Свою троицу воскрешений. От мрака безгласия воззвал дочь Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря Четверодневного. Ибо Твое сердце милостиво, не как мы, Ты чувствуешь боль родителей, или одинокой матери, или любящих брата сестер. В первом случае смерть только что прикоснулась двенадцатилетней девочки, цвет юной кожи не успел измениться, и Сам Ты, успокаивая убитых горем родителей, сказал: «Девица не умерла, но спит» (Мк. 5, 39). Во втором случае смерть наглядно проявила себя – мертвого уже несли хоронить. И гробовая тьма поставила бы точку, если бы погребальная процессия, как бы шествие смерти, не столкнулась у ворот маленького города Наина с шествием Жизни – Ты шел навстречу, зная заранее, где несчастная мать встретит Тебя, Счастье Подлинное.

http://pravoslavie.ru/145812.html

иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя, егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание смиренным, и грешным, и недостойным рабом Твоим, мольбы приносити Тебе, в выи и колен преклонениих, о своих гресех, и о людских неведениих, Сам многомилостиве и человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изрядне же в день сей пятдесятный, воньже по вознесению Господа нашего Иисуса Христа на небеса, и седении одесную Тебе Бога и Отца, ниспосла Святаго Духа на святыя своя ученики и апостолы, иже и седе на едином коегождо их, и исполнишася вси неистощимыя благодати Его, и глаголаше языки иными величия Твоя, и прорекоша. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас молящееся. Прими нас припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержены есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: Не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися. сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящыя люди Твоя. И чающыя еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людям Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающым на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия. К первой молитве присоединяется еще эта: Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам прости вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое.

http://pravicon.com/info-1032

Остени нас святыми ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротиволежащаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят, мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя, Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Вторая молитва Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком, и пресвятаго Духа дар, еще в житий и с нами сый, в наследие неотемлемое верным присно подаваяй: явленнейше же сию благодать Твоим учеником и апостолом днесь низпославый, и сих устне огненными утвердивый языки: имиже весь род человеческий боговедение своим языком в слух уха приимше, светом духа просветихомся, и прелести якоже тьмы изменихомся, и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе благословити со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве, и силе, и власти узарихомся. Ты убо Очее сияние, существа и естества его неизменное и недвижимое начертание, источниче премудрости и благодати: отверзи и мне грешному устне, и научи мя, како достоит, и о ихже потреба молитися: Ты бо еси ведый многое грехов моих множество, но Твое благоутробие победит сих безмерное. Се бо страхом предстою Ти, в пучину милости Твоея отчаяние души моея поверг: окорми живот мой словом всю тварь неизреченною премудрости силою управляяй, тихое обуреваемых пристанище, и скажи ми путь, воньже пойду. Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй, духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей, и духом владычним мыслей моих поползновение утверди: да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляемь, сподоблюся творити заповеди Твоя, и Твое присно памятствовати славное пришествие, и истязательное содеянных нами. И да не презриши мя тленными сопрельщатися мира сего красными, но будущих восприятия желати укрепи сокровищ. Ты бо рекл еси Владыко: яко елика аще кто просит о Твоем имени, невозбранно приемлет от Твоего присносущнаго Бога и Отца, темже и аз грешный в пришествии святаго Твоего Духа, Твою молю благость, елика просих, воздаждь ми во спасение.

http://pravicon.com/info-1032

Можно спросить, в каком отношении это откровение имени – Я, Сый стоит к откровению о Святой Троице как Я – Мы, которое уже имеется и в Ветхом Завете, как некая криптограмма (повествование о сотворении имени и человека, о явлении Бога Аврааму о смешении языков и др. тексты? Есть ли это Я божественной тетраграммы единоипостасное Я в своём триединстве? Для ответа на этот вопрос нет прямых указаний. В разном контексте применимо ветхозаветное откровение, где говорится о лице Божием, к разным Ипостасям в соответствии общему смыслу, однако это имя Ягве употребляется лишь в отношении к ипостасному бытию Божию вообще. Не заставляет ли это употребление и вообще относить это священное имя именно к триединству Божества ипостаси, в котором сливаются три божественные ипостасные света (единица в Троице и Троица в единице», по слову великого канона)? Не содержит ли священная криптограмма откровения о личности Божией, Которая открывается в полноте Божественного бытия: Сый, Я есмь. Который Я есмь? Если справедлив этот богословски-экзегетический домысел, в таком случае объём и содержание откровения об Имени Божием Иегова Ягве следует понять как одновременно включающий в себя всю полноту онтологического именования. Этим даётся и указание к софиологическому изъяснению Имени Божия, соединяющем личный характер, ипостась, в нераздельном, но и неслиянном единении с божественной сущностью, усией, в её самооткровении, премудрость, а также и славу (последнее явствует из того текста, в котором говорится, что Бог, открывая имя Своё Моисею, являет ему и славу Свою ( Исх. 33:19 ) 649 в их двуединстве и онтологической нераздельности, тождественность при различении). Поэтому Ягве, Сый, означает божественную триипостась в её софийности, премудрости и славе Божией. Имя Божие означает одновременно и его Ипостасного Носителя, и Божественную Софию? оно выражает собою не только ипостасное, но и софийное бытие Божие, однако ещё в ветхозаветных, предварительных и неясных очертаниях. К этому надо прибавить и то, что оно имеет премирный, трансцендентный характер, хотя чрез откровение становится имманентно и человеческому бытию. Однако, несмотря на это касание и встречу трансцендентного с имманентным, которое присуще вообще всякому откровению, последнее останется всё-таки обращённым более к премирности Божией, нежели к тварному бытию. Имя Иегова более относится к Софии Божественной, нежели тварной.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Двойственное значение Имени Божия вполне сохраняется и в имени Иисусовом, поскольку оно является и собственным именем 2-й Ипостаси Богочеловека, а в нём и чрез Него именуется и вся Святая Троица в Её тройственном взаимоотношении, но вместе с тем и выражает силу, глубину и самооткровение Божества, явленное в Премудрости и Славе, одним словом, есть и самоопределение софийное. И одно значение как имени собственного, ипостасного, нераздельно соединяется с другим, софийным, усийным, во всей силе и полноте Божественной. Иисус есть и Логос, Слово всех слов обо всём, «Им же вся быша», единозначное и всесодержательное кафолическое Имя, но оно же означает и Божию Силу, Премудрость и Славу. Оно есть как бы Божественное Заглавие всего Бытия, которое на ветхозаветном языке читается: Сый, Я есмь Сущий, а на новозаветном языке – Иисус. Это есть вселенски-символическое Имя Божественной Софии, предвечно сущей в небесах и раскрывающейся в тварном становлении, как быть, становиться сущим , в возникновении из ничего в тварности 653 . Отсюда делается то общее заключение, что Имя Божие и Имя Иисусово, возвещающее об ипостасном бытии Божием, вместе с тем есть и софийное. Оно должно быть понятно не только тринитарно-теологически, но и социологически, теофанически, антропологически, космологически, в применении ко всем определениям божественного и тварного бытия. Это соответствует и двойственному характеру имени, с одной стороны, как ипостасного субъекта, молчаливого подлежащего, и, с другой стороны, как софийного самооткровения бытийного сказуемого: Оно в себе подразумевает: «Я есмь, Который есть», «Сущий», но так же и «в Начале (Божестве, Софии) было Слово (ипостасное λγος), и Слово было у Бога (Отца, τον Θεν), и Слово было Богом» (божественно, Θες), и как божественная сущность, природа, премудрость, слава, бытие в красоте, сущее имя. Имена Логос и Иисус по силе своей тожественны, как они самотожественны и в ипостасной соотнесённости своей. Эта тожественность значения Имени Иисусова может быть выражена и в терминах Халкидонского догмата о единой Богочеловеческой Ипостаси и двух природах. Имя Иисусово, как ипостасное, едино: Сына Божия и Сына Человеческого, сшедшего с небес ( Ин. 3:13 ), Небесного Первочеловека. Но оно свойственно двум естествам, и в том смысле двойственно, принадлежа одновременно Его Божеству и человечеству. Таким образом, оно едино-двойственно, в соответствии и всему Халкидонскому определению. Но оно при том остаётся и едино, как и Сам Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Бог-Троица, Который есть Любовь, отдает Себя не обособленному человеку, не раскольнику, но сообществу людей. Тот, Кто в Своем бытии таинственно превышает Единичность, просит и людей стремиться к такому же единству. Подобное познается подобным. Любовь не дает себя безлюбовности или ненависти. Прими человека, соединись с людьми — и тогда к вам придет Троичное Единство. Потому «Учитель мира и Наставник единства не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим „Отче мой , иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь!“» (О воскресной молитве, 8) . Итак, один библейский стих можно заставить служить обслугой своей страсти к расколу и обособлению. Но всю Библию превратить в средство для оправдания расколов нельзя. В целостном библейском констексте стих может иметь смысл совсем не похожий на тот, который кажется очевидным, если он цитируется отдельно. Не страшно заметить себя противоречащим одному, поверхностно понятому библейскому стиху. Но не стоит идти наперекор всему Писанию. Четвертый принцип герменевтики — найти, собрать вместе и сопоставить все библейские высказывания на интересующую тему. Например, при обсуждении вопроса о допустимости воинской службы для христианина недостаточно процитировать ветхозаветную заповедь «не убий». Нужно будет вспомнить и многочисленные войны, к которым прямо призывает Бог в Ветхом Завете. Нужно будет также вспомнить, что на грани Ветхого и Нового Заветов Иоанн Предтеча не призывает приходящих к нему воинов бросать оружие, но лишь увещевает их: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3,14). Нужно будет вспомнить и то, что апостолы носили оружие (Ин. 18,10). Пятый принцип герменевтики я бы сформулировал словами Карла Маркса: «Эволюция человека — ключ к анатомии обезьяны». В переводе с дарвинистского языка на богословский: Библию надо читать «по-еврейски», то есть — с конца. Библию нельзя читать с первой ее страницы, с первых ее книг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Можно спросить, в каком отношении это откровение Имени, – Я, Сый, – стоит к откровению о Св. Троице, как Я – Мы; которое уже имеется и в Ветхом Завете, как некая криптограмма (повествование о сотворении мира и человека, о явлении Бога Аврааму, о смешении языков и др. тексты.)? Есть ли это Я божественной тетраграммы единопостасное Я, – (и если да, то какой именно ипостаси?), или же триипостасное Я в своём триединстве? Для ответа на этот вопрос нет прямых указаний. В разном контексте применимо ветхозаветное откровение, где говорится о лице Божием, к разным Ипостасям в соответствии общему смыслу, однако это имя Ягве употребляется лишь в отношении к ипостасному бытию Божию вообще. Не заставляет ли это употребление и вообще относить это священное Имя именно к триединству Божественной ипостаси, в котором сливаются три божественные ипостасные света («единица в Троице и Троица в единстве» по слову великого канона?) Не содержит ли священная криптограмма откровения о личности Божией, которая открывается в полноте Божественного бытия: Сый, Я есмь который Я есмь? Если справедлив этот богословски-экзегетический домысл, в таком случае объем и содержание откровения об Имени Божием Иегова-Ягве следует понять, как одновременно включающее в себе всю полноту онтологического именования. Этим дается и указание к софиологическому изъяснению Имени Божия, соединяющем личный характер, ипостась, в нераздельном, но и неслиянном единении с божественной сущностью, усией, в её самооткровении, премудрости, а также и славе. (Последнее явствует из того текста, в котором говорится, что Бог, открывая Имя своё Моисею, являет ему и Славу Свою, ( Исх. 33:19 ), в их двуединстве и онтологической нераздельности, тожественности при различении). Поэтому Ягве, Сый, означает божественную триипостась в её софийности, в Премудрости и Славе Божией. Имя Божие означает одновременно и его ипостасного Носителя, и Божественную Софию, оно выражает собою не только ипостасное, но и софийное бытие Божие, однако еще в ветхозаветных, предварительных и неясных очертаниях. К этому надо прибавить и то, что оно имеет премирный, трансцендентный характер, хотя чрез откровение становится имманентно и человеческому бытию. Однако, несмотря на это касание и встречу трансцендентного с имманентным, которое присуще вообще всякому откровению, последнее остается всё таки обращенным более к премирности Божией, нежели к тварному бытию. Если выразить эту мысль в терминах софиологии, то Имя Иегова более относится к Софии Божественной, нежели тварной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

150 ...разорено естъ от поганых....– Иерусалим завоевывался в 614 г.– персами, в 638 г. – арабами, в 1070 г.– турками-сельджуками. 151 ...дубъ Мамбрийский.– У дуба Мамврийского, по Книге Бытие (18), стоял шатер Авраама, когда κ нему явился Бог в виде трех ангелов (сюжет икон «Троица ветхозаветная»). 152 ...пророкъ глаголеть Давыдъ въ Псалтири...– Имеется в виду царь израильско-иудейского государства Давид (конец 11 в. – ок. 950 г. до н. э.), чьи поэтические произведения составили основу библейской книги Псалтырь; свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором Давид пел свои песни. 154 ...убиенъ бысть Авесаломъ... умре на древ томъ.– Авессалом, один из сыновей царя Давида, согласно Второй книге Царств (13–18), восстал на своего отца; во время преследования его сторонниками отца в так называемом Ефремовом лесу мул, на котором он ехал, занес его под развесистый дуб; он запутался волосамн в ветвях дуба, мул из-под него убежал, Авессалом повис на волосах, и так, висящий, был убит стрелами. 155 ...до клятвенаго кладязя Авраамова...– Имеется в виду колодец, у которого заблудилась изгнанная Авраамом в пустыню Агарь (Бытие, 21:14). 156 ...сын Хамовъ, Ханаонъ... земля та зоветься Хананя.– Имеется в виду сообщение Книги Бытие (10:19) ο том, что потомки Ханаана, сына Хама, так называемые хананеи, расселились «от Сидона κ Герару до Газы, отсюда κ Содому, Гоморре, Адме и Севоиму вплотьдо Даса»; но гора Хевронская там не указана. 157 И ту землю обща Богъ... и азъ буду с тобою.– Согласно библейскому рассказу (Бытие, 12, 1–7), после смерти Фарры, отца Авраама, Бог явился Аврааму и велел ему покинуть дом отца его, находившийся в Харране, в Междуречье, и идти в землю, какую он ему укажет; когда Авраам проходил землю Ханаанскую, Бог явился ему и сказал, что отдаст эту землю его потомству. 158 И ту есть бьи домъ Давыдовъ... егда бяше выгнал сынъ его Авесалом.– Речь идет ο доме царя Давида в Хевроне, где он, согласно Библии ( 2Цар. 2:11 ), прожил первые семь с половиной лет своего царствования – до того как начал царствовать в Иерусалиме. Даниил ошибается, связывая пребывание Давида в Хевроне с восстанием против него сына Авессалома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010