Церковь не могла возникнуть из несуществующего, как возникают разные человеческие общества или государства, она не могла быть основана, как основываются человеческие учреждения, которые могут быть и не быть. Ея возникновение и основание подчинено высшей внутренней необходимости, заложенной в самом сотворении мира и человека. В осуществлении своем Церковь возникает во времени, но в основании своем она существует предвечно, как божественная первооснова и цель мироздания. Это тайна боговоплощения, недоведомая даже ангелам. Господь создал мир для человека, а человека он создал, чтобы иметь в нем себе друга, соделать его чадом Божиим, приобщить его к божественной жизни. Пресвятая Троица, единосущная любовь Трех Ипостасей, самозамкнутая и самодовлеющая Взаимность, Божественное Тричислие, всеблаженная и вседовольная, не могущая иметь никакого восполнения, в щедродательной любви Своей творит из небытия по образу и подобию Своему ипостасного человека, и эту человеческую ипостась хочет приобщить к любви Своей и к жизни Своей, дабы ее совершенно обожить, сотворить из человека «бога по благодати». Это и означает – сотворить его для Церкви и ради Церкви, ибо она и есть благодатная жизнь обоженной твари. Так возлюбил Бог мир, что в предвечном Своем совете предопределил воплощение единородного Сына, дабы дать верующим в Него жизнь вечную, спасти мир ( Ин. 3: 16–17 ). Боговоплощение и есть свершение Церкви через обожение человеческой природы, а вместе с нею и освящение и преображение всей твари, создание нового неба и новой земли, в них же оправдание всего. «Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу детей Божиих» ( Рим. 8. 20–21 ). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 13 ). 3. Церковь Ветхозаветная Адам и Ева, созданные по образу и подобию Божию, в нем должны были найти силу для свободного уподобления этому образу, иначе говоря к полному воцерковлению своей жизни, а вместе с собой и всей твари, судьбы которой были поставлены в зависимость от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Символичны отдельные произведения графики, созданные Ниной Казимовой по тобольским впечатлениям. Запоминается знаковая, многочастная, как старинные иконы, гравюра с тремя ангелами «Троица». Исторично ангельское покровительство Тобольска, основанного, по преданию, в Троицын день. Ангел – современный скульптурный знак города. На листе тобольской книги Нины Казимовой Ветхозаветная Троица – не только религиозный образ, но символ, соединяющий времена и сословия, материю и дух. Художник, изображая конкретные архитектурные достопримечательности города, намеренно монументализирует смыл этой гравюры, устремленный в своей высшей идее к небесам. Показать жизнь между землей и небом, ее тяжесть и легкость, то есть в реальных координатах бытия, Нине Казимовой удается сопряжением разных уровней человеческого существования. В нижнем, близком к земле ряду изображены, подчеркнуто детально, старинные тобольские домики. В них на протяжении веков протекала нелегкая жизнь сибиряков, в таких домиках рождались те, кто прославил в дальнейшем не только Тобольск, но и всю Россию, как, например, ученый Дмитрий Менделеев, композитор Александр Алябьев, поэт Павел Ершов и мн. другие. В следующем изобразительном регистре склоны возвышенностей, оказывающиеся над крышами этих домиков, повышают уровень нашего зрения, выводят рассмотрение на новый уровень. Там, на мягких склонах, как на облаках, легко парят тяжелые храмовые строения. Ажурные кресты узорчатых куполов и стройной колокольни, кажется, сшивают землю с небом, не сильно здесь отдаленные друг от друга. В верхнем регистре – собственно Троица, символизирующая Божественное присутствие вблизи человека, образы Господнего милосердия и Вечности. К этой высшей точке обращается наш взор с молитвой «Пресвятая Троица, помилуй нас…» Эта прекрасная гравюра, читающаяся снизу вверх, сложносоставная изобразительно и по смыслам, необычна и проста в той необходимости, в которой показывает желание автора отразить реалии бытия, выявить восходящий, пронизывающий все сферы человеческой жизни духовный свет, высвечивающий одну из главных опор существования – память. За сбережение памяти боролся и великий наш современник Валентин Распутин. Это его слова размещены на первом листе его книги в картуше-эпиграфе: «Ответим хотя бы проснувшейся памятью».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/07/...

В верхней части врат изображены «Святая Троица» и «Свержение архангелом Михаилом сатаны» (Собор архангелов, слева) – эти эпизоды чаще всего помещаются в начале цикла. Вместе с тем по сравнению с более ранними и более поздними циклами Деяний архангелов 856 суздальский цикл обнаруживает многие индивидуальные черты. Архангелы здесь не столько небесные архистратиги, вестники или целители 857 и чудотворцы, сколько те, кто осуществляет постоянную связь между Творцом и человечеством, они – исполнители на земле божественной воли. Именно в таком контексте участвуют архангелы в большинстве изображенных ветхозаветных эпизодов Суздальских врат: они реализуют замысел Создателя о человечестве, воплощают домостроительство Господне. А Троица Ветхозаветная, открывающая ангельский цикл на южных вратах, – это ни в коей мере не обычное Явление ангелов Аврааму, но скорее – предвечный совет Триипостасного Божества о судьбах человечества и грядущем спасении. Это делает программу Суздальских врат исключительной и роднит её с более поздними русскими циклами на ту же тему. Оригинальна программа западных врат, посвященных новозаветной истории с добавлением множества богородичных эпизодов. И здесь цикл открывают важные в догматическом отношении сцены («Спас в силах» – слева, «Троица ветхозаветная» – справа), сразу за ними – протоевангельские сюжеты. Вслед за Двунадесятыми праздниками, завершающимися Успением Богоматери, – четыре композиции Богородичного ряда, размещенные вне строгой хронологической последовательности. Вслед за «Успением» изображено «Положение ризы», а лишь за этой сценой – «Несение одра Богоматери». Завершают цикл «Положение пояса» и «Покров Богоматери». Значение инверсии подчеркнуто тем, что в композиции «Положение ризы Богоматери» над престолом, в том месте, где должна быть полагаемая риза Богоматери – её концы остались, придерживаемые рукой не известного персонажа, единственного среди присутствующих изображенного с нимбом, рядом с ним фрагменты надписи ΑΘΩΜΑ (Св. Фома?), – медная заплата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас есть звонок. Мы вас слушаем. Слушатель: Сегодня в России прошел форум под названием " Общество и власть " . Я присутствовал на этом форуме, но почему-то не заметил ни одного человека со стороны Русской Православной церкви! Иеромонах Филипп: Кто был организатором форума? Слушатель: Организатор форума, очевидно, Общественный совет Москвы. Иеромонах Филипп: Это тогда вопрос к Общественному совету, который не пригласил представителей церкви. Потому что, как правило, если мы получаем приглашение на такие мероприятия, то участвуем в них, выступаем, представляем позицию Церкви. Отвечая на этот вопрос и, в том числе, о том, о чем мы говорили, об отношениях Церкви и государства по социальным проектам, я сюда приехал буквально с конференции, которую мы проводили совместно с агентствами ООН. Очень много различных организаций системы ООН работают в России – ВОЗ, программы по борьбе со СПИДом, восстановлению наркозависящих. То есть ряд очень конкретных программ. Мы с ними вели диалог о том, как мы можем вместе взаимодействовать, как они могут поддерживать конкретную социальную деятельность религиозных организаций в России. С этой точки зрения не возникает никаких вопросов выделить финансы для конкретных проектов Русской Православной Церкви. Никифоров: А у нашего государства? Иеромонах Филипп: Получается, что наше родное государство, которое везде говорит о том, как важна деятельность Русской Православной Церкви в обществе, и все признают значимость этой деятельности, тем не менее, по всем направлениям (вы привели прекрасный пример в области образования) такая ситуация по всем регионам России, где есть православная гимназия, – никто не хочет это финансировать. Никифоров: А деньги врозь! У нас есть звонок. Вы в эфире. Голос: Меня зовут Евгений, я из Москвы. В прошлом году был показан фильм о Матрене и Ванге. В первом варианте было сказано, что символом современного масонства является Святая Ветхозаветная Троица. В связи с этим вопрос. Я смотрю, на восстанавливающихся храмах над Царскими вратами, над иконой Господа Иисуса Христа, чего я не видел в старых храмах, располагается Ветхозаветная Троица Андрея Рублева. Это в храме Тихона Задонского в Сокольниках, это...

http://religare.ru/2_70832.html

Сектанты «Общего упования» обязаны отдавать своих детей обоего пола, достигших семилетнего возраста, в школы при «соборных церквах». Там их учат читать, писать, считать, петь псалмы; кроме того, в школах уже дети приучаются к судам, разборам дел, примирению, обрядам богомоления и т. п. Школьное учение оканчивается по достижении детьми 12-ти летнего возраста. Обучают сектантских детей в школах чины «соборных церквей»: член, тайник, мысленник и певцы. Вероучение " Общих«. Последователи «Общего упования» имеют «Устав» из 25 § §; они веруют, что «Бог без начала без конца, Всеблаг, Всемилосерд и Всемогущ, все создавший и всем управляющий; все люди и все творения в Его владычестве; Троица в Боге и Бог в Троице. Троица состоит из Отца, Сына и Св. Духа, в трех лицах едина суть, неразделима. Угодники и святые суть ветхозаветные пророки, апостолы, ученики Господни, значащиеся в Св. Писании, святые угодники и мученики» Источником своих, верований «Общие» признают только Св. Писание, которое толкуют произвольно, каждый по-своему; пользуются Библиею, изданною «Библейским Обществом». Под именем Церкви, «Общие», по своему уставу, разумеют: 1) «общенародное собрание» «в празднование слова Божия», 2) партию, т. е. всех лиц, живущих в каждом доме, и 3) даже каждое отдельное лицо. Поэтому «Общие» признают три вида церкви: 1) соборную, состоящую из единоверцев одной слободы; 2) домашнюю, т. е. партию; и 3) единотельную – каждого отдельного сектанта. Таинств в собственном смысле «Общие» не признают; употребляя принятые у православных названия таинств, они, однако же приписывают им совсем другой смысл, чем они в действительности имеют. Так, под крещением «Общие» разумеют «учение», «омовение, очищение, красоту, крепость, чистоту, ревнительный плач, уныние о духе, счастливый успех, учение благих дел, умножение разумения и ревность к святости»; под «миропомазанием» – «радость пения, умерщвление греха, взаимную помощь, угождение человеку, примирение со всеми, утешение сердцем». Мы, говорят «Общие», «причащаемся божественным тайнам – любовью, радостью, смирением, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием себя в делах, словах и мыслях». Под покаянием они разумеют «признание успехов разумному человеку; в нем Бог признан человеку и Богу; покаяться значит – видимо поклониться всему народу, а невидимо – пресвитеру сказать грехи и заключить себе (т. е. дать слово) так не делать. Иерархию «Общие» признают в лице своих соборных чинов. Видимо, говорят они, архиереи и священники – «усердные чины ради нас, а невидимо с ними Христос и Дух Божий освящают человека Св. Писанием». Брака, как таинства, сектанты «Общего упования» также не признают и изъясняют его не только общими фразами, но и чрезвычайно туманно. Об «елеосвящении» «общие» даже не упоминают. Обрядов не признают. В «уставе» их секты говорится о некоторых, но в таком же переносном смысле, как и о таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Эффектный памятник в стиле барокко, отличающийся стройностью композиции и нарядностью пластичной резьбы. Двухъярусное сооружение (в каждом ярусе - иконы двух чинов), боковые грани которого поставлены слегка под углом, завершено иконой " Похвала Богоматери " с лучковым сандриком и над ней - овальным барельефом " Новозаветная Троица " . Переходом к более узкому второму ярусу служат волюты, повторенные в основании верхней иконы. Поверхность иконостаса оживлена небольшими выступами, подчеркнутыми раскреповками антаблементов — профилированного межъярусного и более простого венчающего, отчего вся композиция приобретает легкость и динамичность. Основное декоративное убранство сосредоточено на царских вратах. Это оригинальное произведение трактовано в виде барельефной композиции " Ветхозаветная Троица " , редко встречающейся на царских вратах: в ней представлены три ангела и высоко раскинувшийся над ними мамврийский дуб. В завершении врат - балдахин с резными драпировками, обрамляющими скульптурных ангелов, несущих корону, и головки херувимов. Скульптурные изображения, выполненные в несколько наивной, примитивной манере, близки народной деревянной скульптуре. Лики ангелов выкрашены в розовый цвет, волосы - в черный. Пышная позолоченная резьба в обрамлениях больших икон второго яруса и картушах придает иконостасу праздничный облик. Этому способствуют также скульптурные изображения ангелов с трубами, поддерживающих гирлянды по сторонам иконы " Похвала Богоматери " . Убранство дополнено тонким тиснением по позолоченному левкасу. Сень в главном алтаре в виде беседки-ротонды - изящное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Восемь парных колонок несут высокий антаблемент с резной драпировкой, увенчанный ажурным сферическим куполом с барабанчиком в завершении. В алтаре сохранились две иконы 17 в. Трехъярусный иконостас южного придела - памятник в стиле классицизма сер. 19 в., со сложным построением и богатой насыщенной резьбой с мотивами барокко. Иконы написаны в сер. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=04435

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками. Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона. Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция " Новозаветная Троица " в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены " Страсти Христовы " , а на восточной - " Жены мироносицы " и " Христос в Эммаусе " . Свод алтаря занят монументальной композицией " Новозаветная Троица " , а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

http://sobory.ru/article/?object=06040

С другой стороны, Коран также учит, что Аллах есть равно источник и добра, и зла. «В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что он есть приносящий пользу и вред, что иногда „он хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба“, что „Он – приносящий зло, Он – дарующий блага“» 197 . В Коране сказано, что Аллах издевается над неверующими и усиливает их заблуждения (К. 2:14). И это далеко не единственное противоречие такому божественному свойству, как всесовершенство. Истинный Бог , будучи совершенным, не может изменяться. К лучшему Он не может измениться – совершеннее уже некуда. Если же он изменяется к худшему – значит, он не Бог, так как Его совершенство не абсолютно. Коран же утверждает, что Аллах произвольно меняет свою волю, отменяя свои откровения (К. 13:9; 16:101), что уже само по себе низводит его до изменчивых, то есть несовершенных, существ. Также трудно поверить в истинность Корана и самого Аллаха, учитывая то, что Аллах обманывает (К. 4:142). Поэтому неудивительно, что «божественные» откровения Мухаммеду всегда сопровождались ощущением «страха, тяжести и насилия» 198 . Очевидно, что с учётом приведённых свойств Аллаха такое существо не может быть Богом и претендовать на абсолютную истинность. Бог иудаизма и христианства лишён указанных недостатков. Ещё в Ветхом Завете, который авторитетен и у иудеев, и у христиан, о Нём говорится, что Он – Личность. В Нём нет зла, совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём ( Втор.32:4 ); Он неизменен, ибо Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться ( Чис.23:19 ). Он обладает всеведением: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? ( Иер.23:24 ). Действительно, несмотря на то, что современное новоиудейство значительно отличается от иудаизма Ветхого Завета 199 , представление о Боге у иудеев в основном сохранилось. Однако в Талмуде учение о Боге как о личности весьма размыто и присутствуют пантеистические идеи, например, что души евреев сотворены из самой божественной сущности 200 . Казалось бы, представления о Боге у иудеев и христиан почти совпадают. Однако это не совсем так: в Новом Завете Бог открывает людям о Себе то, что не было известно о Нём ветхозаветным иудеям, Бог открыл, что Он есть Любовь. Современный иудаизм далёк от такого учения о Боге, поэтому лишь в христианстве Бог может претендовать на Абсолютное Совершенство, потому что Он есть Троица (см.: Мф.28:19 ). Три Ипостаси во Едином Божественном существе (природе) – это главное и важнейшее отличие Бога христиан от всех других богов без исключения. Если же бог один, и его личность единична, то любить ему некого. Мир и человек обладают обусловленным бытием, любовь же к самому себе называется эгоизмом и не относится к числу Абсолютных Божественных Совершенств. Только Бог-Троица может быть по Своей нетварной Божественной природе Любовью , потому что три Ипостаси Божества вечно пребывают во взаимной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, «Книга Мормона» – это жалкая пародия Писания, и мормоны глубоко ошибаются, принимая ее за боговдохновенную и приравнивая ее авторитету Библии . Лжеучение мормонов В своих книгах Джозеф Смит и его преемники пользуются христианскими понятиями и библейской терминологией, но вкладывают в них другой смысл, создавая этим новое, нехристианское учение. К сожалению, многие малосведущие и доверчивые люди не догадываются, что термины «Сын Божий», «спасение», «искупление», «освящение», «Троица» и другие имеют у мормонов совсем другое, нехристианское содержание, и потому попадаются в сети мормонства. Вот некоторые из их самых явных искажений христианства. О Боге В пункте первом « символа веры » мормонов читаем: «Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа», – как будто звучит правильно. Однако при более внимательном изучении источников их учения оказывается, что слово «Бог-Отец» они воспринимают буквально, биологически. Так, например, их «бог-вседержитель» якобы имел жену (!), от которой родились «дети». Имя «жены» нигде не упоминается, ибо это тайна; дети же – Иисус Христос , Люцифер(!) и мы с вами. «Отец», как считают мормоны, живет в центре мира на светиле Колоб, имеет физическое тело и человекообразен. «Дети» сначала имели лишь невидимые, духовные тела (видимые физические тела они получили позже). Все это у мормонов называется «нашей предземной жизнью». Оказывается, что вместо единого Господа, Творца неба и земли, существует неопределенное количество всяких богов и богинь. Правда, некоторые мормоны будут настаивать, что они признают только одного Бога, но это не то, что утверждали создатели мормонского учения. Пресвятая Троица в нашем христианском понимании для мормонов не существует. Слово «Бог» воспринимается ими как одно из верховных существ. Они верят в детородные пары усовершенствованных людей, которые имеют начало во времени и творят физические тела, «воплощая духов». Этому мормонскому множеству богов предводительствует «Елохим», упоминаемый в ветхозаветном Писании – согласно мормонам «бог Земли», имеющий тело, подобное нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись - выдающийся памятник палехско - шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления. Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена " Новозаветная Троица " , в парусах - евангелисты, на нижней стороне подпружных арок - пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены " Страстей " (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены " Преображение " и " Моление о чаше " , а на южной - " Тайная вечеря " (восточная сторона). На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты. На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря - " Ветхозаветная Троица " , на стенах - апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции " Страшный суд " . Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл.

http://sobory.ru/article/?object=06068

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010