Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Троица – исполнение всех ожиданий Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. 7 июня, 2009 Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. Троица – самый близкий православному сердцу праздник, после Пасхи . Конечно же, и Рождество , с его неудержимой звездой и премудрыми волхвами, таинственным вертепом и потрясенными пастухами, с тепло и добро сопящими волами и осликами, со всем этим неповторимым ожиданием чуда, и Крещение, пробивающее тонкий лед иордани, наполняющее и освящающее весь водный состав, а с ним и весь живой Божий мир, конечно же, и они любимы и дороги. В Святой Троице присутствует вся полнота и преисполнение, обетование и исполнение всех ожиданий и освящений. Некий Божественный итог Божественного же замысла. Троица , или Святая Пятидесятница (поскольку она и есть 50-й после Святой Пасхи день, в который, по обещанию Спасителя, апостолы получили дары Святого Духа, исходящего от Небесного Отца), имея Новозаветное завершение, начало полагает в Ветхом Завете, как бы пронизывая и подтверждая слова Христа о том, что не разорить Он пришел закон, но исполнить. В 50-й день по Ветхозаветной Пасхе явился Господь Моисею на Синайской горе, преподав ему через Святые Заповеди Свою Волю, и обещанием спасения — Свою Любовь. По сути, начало религиозности, как неотъемлемое соединение веры и исполнения Воли Божией сошло вместе с Моисеем с Синайской вершины к подножию, наполненному маловерным и неблагодарным народом. Формирование и развитие религиозности формировало и развивало этот народ, восставляло из среды его благочестивых вождей и царей, праведников и великих пророков. Один из которых — пророк Иоиль — буквально предвозвестил грядущую Новозаветную Пятидесятницу, говоря: «И будет в последние дни: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего, и покажу знамения на небе и на земле. Прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

http://pravmir.ru/troica-ispolnenie-vsex...

Правило 3. Вечный Бог 47. Крепче всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица, есть единый, истинный, безначальный и вечный Бог. Потому и написано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин 1:1–2). Вновь об этой вечности сообщается и в Псалме, где говорится: Боже, Царь мой от века (Пс 73:12). И в другом месте: Вечная сила Его и Божество (Рим 1:20). Правило 4. Неизменяемый Бог 48. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Святая Троица есть истинный Бог, как вечный, так и неизменяемый (incommutabilis) по природе. [Сам Бог] указывает на это, когда говорит рабу Своему Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3:14). Об этом же говорится и в Псалмах: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс 101:26–28). Правило 5. Бог Творец всего 49. Крепче всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что только Святая Троица есть истинный Бог, Творец всех вещей видимых и невидимых, о Котором в Псалмах говорится: Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них (Пс 145:5–6), о Котором также и Апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки (Рим 11:36). Правило 6. Троица в единстве 50. Крепче всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что природа Отца, Сына и Святого Духа едина в трех Лицах. Одно [Лицо] — Отца, Который говорит: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Другое [Ли­цо] — Сына, над Которым прозвучал этот глас Отца, когда в Иордане был по плоти крещен Единородный Бог, один только воспринявший плоть. И [Третье Лицо] — Дух Святой Отца и Сына 14 , Который в образе голубя спустился на Христа, крещенного и выходящего из воды. И Который на пятидесятый день после Воскресения преисполнил верующих во Христа, собравшихся в одном месте, явившись разделяющимися огненными языками (см. Деян 2:3).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Троица Ветхозаветная ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого - явления ему трех ангелов: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего: И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт.18:1-8) В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица. Гостеприимство Авраама (фреска в катакомбе на виа Латина, Рим, конец IV века) В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами. Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей изображение, возвращая его к историческому событию.

http://pravicon.com/info-854

ТРОИЦА Троица – моя жизнь, мой свет, мир, избавление, спасение мое, лепота моя, мое здравие, мое довольство, промышление о мне и о всей твари, моя сила и слава, мое обновление пространное. Она – все для меня, никому я не завидую; всем доброжелательствую и молю Бога даровать всем все на потребу, и богатым щедрую утробу и сострадательное сердце. Хотел бы я видеть первоначальную Благость, Светлость, Красоту, Премудрость бесконечную, силу, все создавшую и носящую и управляющую, но я не готов, нечист сердцем. «Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7:1 ) (1). Как свет, воздух и вода находятся вместе и взаимно проникают друг друга и притом не сливаются, но каждое остается тем, что оно есть: свет – светом, воздух – воздухом, вода – водою, сохраняя вполне свои единичные свойства, а существом составляя одно вещество, так, некоторым образом, и Лица Пребожественной Троицы находятся всегда вместе и не разделяются друг от друга; Отец в Сыне, и Сын во Отце, и Дух Святой, от Отца исходя, в Сыне почивает, но в то же время каждое Лицо остается с личными Своими свойствами: Бог Отец нерожден, несотворен, неисходящ; Сын рожден; Дух Святой исходен от Отца, а существо у трех Лиц одно – Божественное, простое существо; это подобие основывается на словах Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который Себя называет Светом мира, а о Духе Святом говорит, уподобляя Его в действиях водяной стихии: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:38, 39 ). Уподобляет также воздуху или ветру: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» ( Ин. 3:8 ). Святая Церковь поет о Духе Святом: аще кому Святый Дух по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных 80 (6). Пресвятая Троица – совершеннейшее единение трех Лиц во едином Существе, потому что совершеннейшее равенство (7). Когда мыслишь о Боге Отце, тогда для удостоверения о Нем природы твоей, любящей чувственное, представляй, как Он явился в Ветхом Завете пророку Даниилу в виде ветхого денми, как в Новом Завете разверзались небеса в то время, когда Сын Божий, облекшись в нашу плоть, ходил по земле, и Бог Отец гремел оттуда Своим голосом, свидетельствуя о Своем Сыне возлюбленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   С трепетом вспоминаю я те часы, когда Господь давал мне жить сие духовное событие. А теперь — горе мне: я не вижу в себе той святой силы во мне.    Предмет, о котором я беспомощно пытаюсь лепетать — Живая Истина; она не похожа ни на научные, ни на философские истины. Открывающаяся нам Истина идет безмерно далее рассудочных спекуляций. Она не есть некая отвлеченная формула нашего логического мышления; ни некое математическое уравнение, но Персона. Прежде всего это Сущий «от начала», т.е. безначальный Бог — Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Но наш логический рассудок неспособен следовать за реальным Бытием Бога со своими понятиями. Например: мы живем Отца, как абсолютную Истину. И Сын также есть абсолютная Истина. То же и Святой Дух — абсолютная Истина. Но Истина Единая, а не три абсолютных истины. Как Един Бог и Он же Троица Лиц. В своем финальном осуществлении и Человек должен стать Единым Человеком во множестве ипостасей.    Вот другой антиномический момент: Персону в Боге мы живем как носителя абсолютной полноты Бытия; и вместе — Персона не существует одна. Для формальной логики это есть показатель недостаточности одной Персоны, следовательно — отрицание абсолютности. Но именно такова Святая Троица, Бог любви совершенной. Совершенная любовь не живет замкнуто в Себе, но в другой, в других Персонах. Вся совокупность Бытия является неотъемлемым обладанием каждой из Трех Ипостасей. Но таковою Она — Ипостась — является в акте совершенной любви, которой свойственно такое же полное истощание, умаление Себя.     «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ... «Иисус... возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ... «Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Ин.15:13—15; Мф.23:11). Из приведенных слов Христа видим, что тот же род самоистощающейся любви, что открылся нам во Святой Троице, «заповедан» человечеству: чрез предельно доступное нам истощание в акте своего покаяния — становимся мы способными воспринимать полноту и Божественной любви, и любви к ближнему (Мф.22:37—40). «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», и в духе их содержится святая вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве. Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть. О том же. Дуб Мамврийский стоит на пути близ дороги на правой стороне, красиво стоит на горе высокой. Около его корней устроен помост из белого мрамора, наподобие церковного помоста. В середине помоста и растет на камне этот святой и дивный дуб. На верху горы около дуба устроено дворище, ровное, чистое, без камней. На этом месте стоял шатер Авраама, близ дуба, к востоку от него. Дуб этот не очень высок, но раскидист, с густыми ветвями, много плодов на нем. Ветви его склонились к земле, что человек может рукой достать до ветвей. Толщина его два моих обхвата, а ствол до ветвей – полторы сажени. Дивно и чудно стоит много лет это дерево на такой высокой горе невредимо, не рушится, стоит по воле Бога, как будто недавно посажен. Под этот дуб приходила Святая Троица к Аврааму и обедала у него под этим дубом. Здесь же благословила Святая Троица Авраама и Сарру, жену его, и дала возможность родить сына Исаака на старости лет. Здесь и воду показала Святая Троица Аврааму, колодец этот находится и ныне вблизи пути под горою. Вся земля около дуба называется Мамврия, поэтому и дуб зовется Мамврийским. От этого дуба до Хеврона две версты. О горе Хеврон. Гора Хеврон большая, и город был на этой горе большой и сильно укрепленный. Здания его древние. Очень много людей было на этой горе, но ныне все опустело. На горе Хеврон вначале поселился внук Ноя, сын Хама, Ханаан. Пришел сюда после всемирного потопа и столпотворения вавилонского и поселился на этой земле около Хеврона. Земля эта называется Хананеонская. Эту землю предназначил Бог Аврааму, когда он еще находился в Месопотамии и Харранс, где был дом отца Авраама. И сказал Бог Аврааму: «Уйди от земли твоей и от дома отца твоего, иди в землю Хананейскую, и тебе дам ту землю и потомству твоему, и Я буду с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я говорю людям, которые приходят: «Люди добрые! Мы пред лицем Божиим. Лежание на боку в банях, на пляжах марает ваши глаза и ум. Умойся хорошенько, как пред лицем Божиим, и не лежи на боку, не марай своего взора и ума. Будьте чисты умом». Ведь нынешние люди все – и молодые, и старые, и дети – оскверняются. Я говорю им усердно, я старый человек. Не знаю, говорит ли вам еще кто-нибудь. Но я вам говорю. Если ты творишь такие дела, такие грехи, то не будешь иметь безмолвия. Что же мы творим? Мы ведь всегда пред лицем Божиим. Что бы ты ни делал, имей чистый ум, будь чист душой и телом, ведь мы стоим пред лицем Божиим. В Евангелии так красиво сказано: внимайте, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Итак, Царство Божие внутри нас, и святой Павел также говорит коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). И вы тоже должны знать, что вы храм Бога Живого и Дух Божий живет в вас. Какой же тогда ум, какую душу, какую жизнь я должен иметь, если Дух Божий живет во мне? Если во мне есть Дух Святой, тогда есть и Отец Небесный, и Христос, Сын Божий, и вся Святая Троица во мне. А где есть Святая Троица, там и Авраам, Исаак и Иаков, там Матерь Божия и все святые с ангелами. И потом я спрашиваю их: ты веришь в Бога? Веришь в то, чего не видно? Так вот, если ты веришь в Бога и в потусторонний мир, то там есть Святая Троица, Матерь Божия и все святые, и они тебя видят. Мы верим в то, чего не видно. Здесь, на земле, мы живем верою, а не видением. А там, в мире тамошнем, будем жить видением. Святой апостол Павел говорит в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака» (Евр. 11: 17). Величайшие чудеса Ветхого Закона совершались верою. Верою Чермное море разделилось, верою Енох во плоти вознесся на небеса, Илия тоже. Подсчитаем годы, прошедшие с тех пор, и подумаем о том, что они живы плотию. «Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, никакого слова недостаточно для восхваления чудес Твоих» . Они живы плотию тысячи лет. Бог велик!

http://pravoslavie.ru/150452.html

Едино царство Отца и Сына и Святого Духа, как и едино существо, и едино господство. Поэтому мы и поклоняемся единым поклонением Единому Триипостасному Божеству, безначальному, не созданному, бесконечному и вечному. Святитель Мефодий Патарский ( 113, 122 ). Един Отец всего, Едино и Слово всего. Един и Святой Дух вездесущий... Прославляя, возблагодарим Единого Отца и Сына... со Святым Духом, Единого по всему... во всем благого, во всем совершенного, во всем мудрого, во всем правосудного. Святитель Климент Александрийский ( 113, 122 ). Святая Троица... досточтима в единой и вечной славе, везде имеет одно и то же Единое Божество, неразрывна, нерассекаема, нераздельна, все исполняет, все содержит, во всем пребывает, все созидает, все правит, все освещает и животворит ( 6, 185 ). Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно Единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное. Естество невыразимой сущности. Ум, непостижимый в мудрости, небесная держава, непогрешимая, неподначальная, беспредельная. Сияние, нестерпимое для зрения, но все обозревающее от земли и до бездны, ни в чем не знающее для Себя предела! Святитель Григорий Богослов ( 15, 2 ). Слова: «Святый Боже» мы понимаем об Отце, не Ему одному только отделяя имя Божества, но зная как Бога и Сына и Духа Святого. И слова: «Святый крепкий» понимаем о Сыне, не лишая Отца и Духа Святого «крепости». И слова: «Святый бессмертный» относим к Духу Святому, не помещая Отца и Сына вне бессмертия, но относительно каждой из Ипостасей принимая все Божеские имена просто и независимо и верно подражая божественному апостолу, говорящему: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8, 6 ); и один дух Святой, в Котором все, и мы в Нем; впрочем, подражая и Григорию Богослову , следующим образом говорящему: «у нас же один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все», так как слова «из Которого», и «через Которого», и «в Котором» не разделяют естеств, ибо в противном случае и те предлоги или порядок имен не изменялись бы, но изображают свойства единого и неслиянного естества. И это ясно из того, что они опять воедино соединяются, если только в этом случае не нерадиво кто-либо читает о том у того же самого апостола слова: «все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» ( Рим. 11, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

6:11). Итак, вспомни, в какое святое имя дается крещение, и ты найдешь, что во имя Отца, и Сына, и Святого Духа всякий оправдывается и освящается: всякий, кто правильно верует в то же имя, омывается единой субстанцией Троицы. Отсюда мы естественно знаем, что есть одно святое имя Отца, и Сына, и Святого Духа, всякий, кто понимает, что дар истинного освящения дается в одном и том же имени. Затем они говорят в благословениях: Блаженны Ты во святом храме славы Твоей, и достойны похвалы и славы во веки веков (Дан. 3:53); а что мы храм не только Отца, но и Святой Троицы, мы уже достаточно показали здесь свидетельством Священного Писания. Итак, Троица есть один Господь Бог, благословенный и достохвальный и славный во веки веков, Которого истинно благословляют находящиеся в святом храме славы Его, сознающие себя одним храмом Святой Троицы. Тогда сказано теми тремя юношами: Блажен видящий бездну, сидящий на Херувимах, и достоин похвалы и славы во веки веков (Там же, 55). И Отец, и Сын, и Святой Дух видят все так одинаково, как Сама Троица наполняет целое. Ни Сыну, следовательно, ни Духу не отказано в святом видении бездны; потому что Сама Святая Троица объемлет все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, по образу природного всемогущества: и в Нем видит все ярчайшим видением, потому что полнотой Своего познания знает все. прошлое и настоящее, а также все будущее. Но тогда в благословениях сказано: Ты благословен на престоле Царства Твоего, достоин похвалы и славы во веки веков (Там же, 54), кто же будет настолько обманут, чтобы стремиться отделить Сына или Святого Духа от этого благословения? Это когда блаженный Исаия намекает, что престол Святой Троицы один, говоря: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). пред сим Господом Серафимы, взывают друг к другу так: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; вся земля полна славы Его. Посему пророк знал единого Господа, сидящего на одном престоле, в таинстве Троицы Он назывался третьим святым, и, что было названо Господом Богом, он услышал по откровению духовной благодати.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010