Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане, званые в небесное отечество; не знали бы, зачем они живут на свете, для чего их приписали к христианскому обществу или к Церкви Божией; какая цель их жизни, для чего нужно веровать во Христа и кто есть Христос, для чего веровать в св. Троицу и кто – святая Троица! Многие невежды действительно не знают, кто – Христос и кто – Троица, и кто – Богоматерь? Не знали бы, для чего нужно молиться Богу, причащаться св. Христовых тайн! Праздники церковные все это разъясняют народу, если они ходят к службам, – и поставляют его в известность касательно промышления Божия о нас, учат нас любить и благодарить Бога, каяться в своих грехах и всегда иметь в виду будущую жизнь на небесах, конца не имеющую, – и готовиться к ней, по слову Апостола: наше жительство на небесах, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа ( Фил. 3:20 ). Итак будем праздновать Успение Божией Матери духовно, готовясь усердно и сами к переходу из здешней временной, как сновидение исчезающей жизни – к будущей, неложным и твердым словом Божиим обещанной всем верным христианам. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. Слово VII Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев служил литургию в своем – Иоанновском монастыре при участии свящ. Симеоновской церкви А.М. Косухина и монастырскаго причта, при чем в назидание сестрам обители и богомольцам произнес приблизительно следующее поучение на дневное Евангелие. ( Лк. 9:44–50 ). Сказал Господь ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческия. Но они не поняли слова сего, оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. (Ученики Христовы тогда были еще несовершенны и не понимали таинства спасения нашего страданиями Сына Божия). Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во Имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает пославшаго Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик; то есть, кто более всех смиряет себя, тот и велик перед Господом, и напротив, возвышающий себя будет унижен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь. Молитвы утренние на русском языке Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Молитва Святому Духу Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище для творящих благо и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Трисвятое Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.  (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и сейчас, и всегда, и во веки веков. Аминь.  Молитва Святой Троице Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради! Господи, помилуй.  (трижды) Молитва Господня Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Молитва Пресвятой Троице Восстав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что по великой Твоей благости и долготерпению, Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня с беззакониями моими, но оказал мне обычное Твоё человеколюбие, и поднял меня, в бесчувствии лежащего, чтобы я утром к Тебе обратился и славословил Царство Твоё.  И теперь просвети взоры мыслей моих, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему, и уразумевать заповеди Твои, и творить волю Твою, и петь, прославляя Тебя от сердца, и воспевать всесвятое имя Твоё, Отца, и Сына, Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва святого Макария Великого Боже, очисти меня, грешного, ибо я никогда не делал доброго пред Тобою, но избавь меня от зла и да будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твоё святое, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Это – небо Твое, Господи, небо, сокрывающее в себе пресокровенную превысшую ума и смысла, пресущественную светлость; о нем то говорится: «Небо – небо Господу» ( Пс.113, 24 ), «небо – небо», пред которым все небо есть земля, потому что пречудно оно превознесено превыше всякаго такого неба, для которого сие видимое небо есть земля. И сие-то «Небо – небо Господу», не иному кому, а только Господу. На сие-то небо «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» ( Ин. 3, 13 ): потому что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» и Дух ( Матф.11, 27 ). Ибо Тебе Единой всецело ведома Ты, Троица Святая, Троица пречудная, пренеисповедимая, пренеисследованная, пренеприступная, пренепостижимая, пренедомыслимая, пресущественная, Ты пресущественно превышаешь всякое чувство, всякий ум, всякий смысл, всякое разумение, всякую сущность пренебесных духов. Откуда же познал я Тебя, Господи Боже мой, превознесенный над всею землею, и над всем небом, – Тебя, Которого не познают в совершенстве ни Серафимы, ни Херувимы, но крылами созерцаний своих закрывая лица пред «сидящего на престоле высоком и превознесенном», взывают и глаголют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его»?( Ис.6, 1–3 ) И Пророк ужаснулся и сказал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» ( Ис.6, 5 ). И сердце мое ужаснулось, потому что не умолчал я, как «человек с нечистыми устами», но сказал: познал я Тебя. Впрочем, Господи, горе и умолкающим о Тебе; потому что и доброречивые без Тебя делаются немыми. И я не умолчу, что Ты сотворил и просветил меня. Я нашел и познал себя, обрел и познал Тебя, потому что Ты просветил меня. Но как познал я Тебя? Познал Тебя в Тебе же Самом; познал Тебя, не каков Сам Ты в Себе, но каков Ты ко мне, познал не без Тебя, но в Тебе, потому что Ты свет, просветивший меня. Каков Ты в Себе, таковым ведом Себе одному; но каков Ты ко мне, это, по благодати Твоей, известно и мне. Но каков Ты ко мне? Скажи сие, милосердый, бедному рабу Твоему; скажи мне по щедротам Твоим, каков Ты ко мне? «скажи душе моей: «Я – спасение твое!» ( Пс.34, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 69 Боже, на помощь мне обратись, Господи, помочь мне поспеши. Да устыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла, да возвратятся тотчас со стыдом говорящие мне: «Хорошо же, хорошо же!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже, и да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь» любящие спасение Твоё. Я же беден и нищ; Боже, помоги мне. Помощник мой и избавитель мой – Ты; Господи, не замедли! Слава, и ныне: Символ веры 1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. 3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропари, глас 2 Несотворенное естество, всего Создатель,/уста наши отверзи, да возвестим хвалу Тебе, взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Слава: Вышним Силам подражая, мы, земные,/победную песнь приносим Тебе, Благой:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» И ныне: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи!/Ум мой просвети и сердце,/и уста мои отверзи,/чтобы воспевать Тебя, Святая Троица:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога! Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасёт Он по молитвам Твоим души наши. Молитва святого Иоанникия Надежда моя – Отец, прибежище моё – Сын, покров мой – Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе! Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник говорит отпуст малый: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. После отпуста священник произносит чин прощения (см. в конце полунощницы вседневной). Примечания 1 В праздники вместо этих тропарей читай тропарь праздника. 2 В часослове отмечено: «читается в кельях» 3 Следует знать, что следующие две молитвы по церковному уставу читаются со дня отдания праздника Воздвижения Креста Господня (22 сентября) до недели Ваий.   ПОЛУНОЩНИЦА ВОСКРЕСНАЯ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с отвергающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утверждающими, что нечто из Троицы – созданное, и отделяющими от единаго естественнаго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения. 35. Един Бог Отец, единственное Божество, Бог же и Сын, истинный образ единаго и единственнаго Божества по рождению и по естеству, которое Он имеет от Отца, един Господь – Сын, точно так же и Дух, посылающий господство Сына на освящаемое создание. Сын обитал в мире, принявши от Девы плоть, которую Он исполнил Святым Духом в освящение всех нас; предавши же плоть смерти, Он разрушил смерть воскресением в воскресение всех нас и восшел на небеса, в Себе возвышая и прославляя человеков, и во второй раз придет, чтобы возстановить вечную жизнь для нас (верующих и соблюдающих Его заповеди). 36. Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое – единое. И не иное Лице – Бог Слово, а иное – человек Иисус, но один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира. 37. Бог Отец, будучи совершенным Лицем, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению, как называются сынами Божиими ангелы и люди, но Сына – по естеству Бога; [имеет] и совершеннаго Духа Святаго, от Отца чрез Сына подаваемаго усыновляемым, живого и животворящаго, святаго и освящаюшаго сопричастников Своих, не как дыхание, вдыхаемое человеком, безъипостасное, но от Бога живущее, чрез которое именно Троица покланяема и славима и честна и достопочитаема, когда Отец умопостигается в Сыне, поколику Сын из Него, Сын же прославляется в Отце, поколику Он из Отца, являемаго в Духе Святом для освящаемых. 38. А что Святая Троица досточестна, не отделяемая и не отчуждаемая, об этом учит нас Павел, говоря во втором послании к Коринфянам так: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ). И опять в этом послании показывает, говоря: утверждающий же нас с вами во Христа и помазавший Бог и запечатлевший нас и давший залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ). Но еще яснее в том же послании пишет так: когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; когда же обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь же есть Дух, а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор. 3:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Какой праздник Иосиф и Мария проводили в Иерусалиме? Сколько лет было Иисусу, когда Его взяли в Иерусалим? Что подумали Иосиф и Мария, когда при возвращении не было с ними Иисуса ? Что они сделали, когда не нашли Его между знакомыми? Где они нашли Иисуса? Что Он делал в храме? Что сказала Иисусу Его святая Мать? Как отвечал Ей Иисус? Что значили Его слова? Чему научает нас пребывание Отрока Иисуса в храме? 74. Крещение Господне (Мф. 3:13–17; Мр.1:9–11; Лк.3:21–23) Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пошел к Иордану креститься у Иоанна. Господь открыл Иоанну, что к нему пришел креститься Спаситель. Потому Иоанн говорил: «мне надобно креститься от Тебя». Но Иисус Христос отвечал Иоанну: «не удерживай Меня, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду (это значит: «на то воля Божия»)». Тогда Иисус вошел в реку и погрузился в воду. И когда Спаситель вышел из воды и молился, над Ним раскрылось небо и Святой Дух в виде голубя сходил на Него. В это же время с неба был слышен голос Бога Отца: «Это – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мы празднуем Крещение Господне 6 января (19 января). Этот праздник мы называем еще днем Богоявления, потому что при крещении Иисуса Христа явилась Святая Троица: Бог Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в Иордане, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Что сделал Иисус Христос, когда Ему было тридцать лет? Что Господь открыл Иоанну? Что говорил Иоанн Иисусу Христу? Что отвечал ему Спаситель? Что случилось в то время, когда Иисус Христос выходил из Иордана? Кто явился в виде голубя? Что говорил с неба Бог Отец? Когда мы празднуем день Крещения Господня? Почему этот праздник называется Богоявлением? 75. Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф.4:1–11; Лк.4:1–13; Мк.1:12–13) После крещения Иисус Христос пошел в пустыню и пробыл там сорок дней и сорок ночей в молитве и посте, не вкушая никакой пищи. Наконец, Он почувствовал голод. И приступил к Нему диавол и сказал: «если Ты – Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Иисус сказал ему в ответ: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим от Бога». Потом диавол поставил Иисуса Христа на кровлю храма иерусалимского и говорит Ему: «если Ты – Сын Божий, бросься вниз, ибо Господь повелит Своим Ангелам и они на руках понесут Тебя, так что Ты даже не споткнешься о камень». Иисус сказал диаволу: «не искушай Господа Бога твоего». Наконец, диавол возвел Иисуса Христа на очень высокую гору, показал Ему все царства мира и говорит Ему: «все это я отдам Тебе, если Ты поклонишься мне». Но Иисус Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана, ибо только Господу нужно поклоняться и Ему одному служить». После этого диавол оставил Господа, и Ангелы приступили и служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

После чтения соборного послания диакон скажет: Братия мои, не любите мира, ни того, что в мире; ибо всё, что в мире, есть похоть очей, похоть плоти и надменность от богатства; сие не от Отца, но от мира; мир же проходит и похоть его; а кто исполняет волю Божию, тот пребудет вовек (см. 1Ин. 2: 15–17 ). Народ Святая Троица, единая в существе Твоем, сохрани собрание наше ради святых и избранных учеников Твоих; утешь нас милосердием Твоим; ибо свято имя Твое. Диакон Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Священник Господи Боже наш, открывший святым Апостолам Твоим Таинство славы Христа Твоего, и даровавший им великие и бесчисленные дары, которые приличны благодати Твоей, и пославший их проповедовать во всех концах мира богатство сокровенной благодати Твоей и милосердия Твоего, – и мы, Господи, просим и умоляем Тебя, сделай нас достойными наследия и общения с ними, чтобы нам идти путями их и следовать по стопам их. И сподоби нас всегда подражать им, и укрепляться в любви их, и сделаться участниками трудов их в истинном богопочитании. И сохрани, Господи, Святую Церковь Твою, которую Ты основал через них, и благослови овец паствы Твоей. Умножь виноград этот, который насадила святая десница Твоя (см. Пс. 79, 16 ), через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник кадит фимиамом и говорит: Господи Боже наш, принявший жертвоприношение Авраама, отца нашего, вместо Исаака, сына его, послав ему агнца вместо этого, прими, Господи, также и от меня это благоухание фимиама и ниспошли за него свыше богатство благодати и милосердия Твоего, и даруй нам быть чистыми от всякого зловония греха, и сделай нас достойными служить в святом святилище Твоем, о Человеколюбец, в чистоте и правде и радости во все дни нашей жизни. И еще скажет: Помяни и проч. Радуйся и проч. Деяния служителей этой проповеди , отцов наших, Апостолов, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, одаренных благодатью Святого Духа; молитвы и благословения их да сохранят всех нас, христиан, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Говорят также социалисты о служении ближнему, о любви к ближнему, но не хотят понять того, что без связующего начала, без центрального объекта поклонения и преданности, каким в христианстве является Святая Троица, этой любви не бывает, так как каждый человек по своей природе склонен искать прежде всего своих личных интересов, и от этого не свободны, конечно, и социалисты. Но все меняется, если в центре человеческих страстей является Крест Христов и под сенью его объединяется всё человечество; образ мира совершенно изменился бы, если бы все люди: богатые и бедные, мудрые и невежды, хозяева и рабочие, взирая на распятого на кресте Господа, согласились бы каждый в отдельности умереть для себя, чтобы жить для других. Тот организм, члены которого каждый в отдельности ставят центром всего самих себя, живут только для самих себя, забывая о других, осуждён на смерть; организм живёт и развивается настолько, насколько члены его живут не для себя, а для тела. Но в общественном организме это возможно только в том случае, когда каждый в отдельности член его, подражая примеру своего Спасителя, решится умереть для своей собственной жизни, подчиниться своему Главе, Господу нашему Иисусу Христу, войти во внутреннее, теснейшее, таинственное единение с Ним, а чрез Него и с другими членами. Пусть социалисты не боятся этой единой Главы: это не светский владыка, это распятый на кресте Господь наш Иисус Христос, Который подал нам высочайший пример смерти «ради братий своих». В том общественном организме, который образовало на земле христианство и который есть единая, святая, соборная и апостольская Церковь Христова, Глава служит не самому себе, но «телу». Он отдаёт Себя прежде всего на служение «членам», и если требует от членов повиновения и сотрудничества Себе, то только для того, чтобы ещё полнее отдать Себя на служение членам и сохранить тело. «Вы знаете, – говорит Иисус Христос Своим ученикам, – что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Однако, « крестившись, Иисус тотчас вышел из воды » (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился , очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. « И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней… » Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32). Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде». По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского , «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего». Голос Бога Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010