И что удивительного, если людям, распеншимся миру, и звери, ими облагодетельствованные, служат и приносят дары во славу Божию и в честь рабов Его? Тот, кто пред Даниилом Пророком укротил львов, дал смысл льву и гиене, о которых мы рассказали. Но довольно сказаний. Всех подобного рода случаев не пересказать. И из предложенных примеров мы можем убедиться, что на святых Божиих человеках в точности исполняются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам: се даю вам власть наступать на змею и на скорпию, и на всю силу вражью, и ничего же вам вредит ( Лк.10:19 ); можем научиться, что если бы и мы соблюдали все заповеди Иисуса Христа, то и мы не стали бы бояться зверей, и нам были бы они послушны. Прихожане. О, Господи! Какая милость твоя к людям, соблюдающим повеления твоя, милость, но которой и звери боятся их и им повинуются! 1167. Еврей никакого понятия не имеет о св. Троице Еврей. Если один Бог сотворил все видимое и невидимое, и всем сим Он Один управляет, зачем же вы, христиане, разделяете Его на три Лица: на Бога Отца, на Бога Сына и на Бога Духа святого, и выходит у вас три Бога, или как вы говорите: святая Троица?! Я сего не понимаю и постичь не могу! Ответ Священника. Не только ты, но никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть таинства святой Троицы. Бог Единый в существе своем, троичен в лицах. Сии лица Триединого Бога суть: Бог Отец, Сын Божий и Святый Дух; однако не три боги, но един Бог; ибо существо Божие едино. И так я верую в Бога Отца, верую в Бога Сына, верую и в Бога Духа Святого; однако же не три веры, но едина вера святая, ибо Един Бог . Веруешь ли ты книгам Ветхого Завета? Веруешь ли, что все, что в них написано, есть истинно и непреложно? Еврей. Верую, что книги Ветхого Завета написаны по внушению Божию, а потому и все, что в них написано, есть истинно и непреложно. Священник. Хорошо. Теперь возьмем священную Библию и будем читать, слушай! Рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт.1:27 ); здесь слова: по образу нашему и по подобию, отнюдь нельзя относить к существам, сотворённым Богом, например, к Ангелам, это обращение Бога Отца к Сыну Божию и Духу святому, и есть поистине таинственный непостижимый для нас совет пресвятой и Живоначальной Троицы. Еще: се Адам бысть, яко един от нас ( Быт.3:22 ) – слово от нас, относится ко всем трем лицам Единого Бога. Подобный совет пресвятой Троицы предшествовал смешению языков: придите, и сошедше смесим там язык их, да не услышат каждый гласа ближнего своего ( Быт.11:7 ). То же самое выражает и пророк Исаия, когда говорит об Ангелах, друг к другу взывающих: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:3 ). Здесь троекратное повторение свят относится ко всем трем лицам или Ипостасям святой Троицы. Сею песнью серафимы прославляют Триипостасного Бога. И пророк Давид говорит словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:9 ); слава их также относится равно ко всем трем лицам святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Боговидец Моисей удостоился видеть Бога, но не в человеческом образе Сына Божия, а в недоступной человеку великой силе Божией. Моисей увидел только удаляющегося Бога, но даже от этого лицо его стало сиять нестерпимым светом, почему он должен был покрыть лицо покрывалом. А в Богоявлении у вод Иордана была явлена Святая Единосущная Троица – Сын Божий стоял на берегу Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышен был голос Несозерцаемого Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение " . Поэтому и называется этот праздник Богоявлением, явлением людям Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Приложения Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Святость – дар Бога Церкви и человеку Святость очень разнообразна по образу реализации. Святые были разными, и в неоднотипности святости раскрывается богатство Православия, избыток даров Духа Святого. Сама возможность достижения святости еще здесь, в земной жизни, – это дар Божий Церкви и человечеству. Даром святости потенциально наделен каждый человек, и об этом говорит Господь наш Иисус Христос : «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк 17. 21 ). Христос указывает на любовь как на путь к святости: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин 14. 23 ). Про желающих творить волю Отца Небесного Спаситель говорит, что их любит Сам Отец: «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня» ( Ин 16. 26–27 ). То есть возможность достижения святости связана с тем, что вся Святая Троица любит каждого человека и желает обожить его. О возможности достижения святости в наше время Итак, с одной стороны, святость – дар Божий, но с другой – это ответ человека на дар Бога, потому что святость достигается не механически. Для Бога крайне важно личное произволение человека. Причем произволение не на одну секунду, наподобие мыслей, лежа на диване: «Я бы тоже хотел быть святым», а долговременное, устойчивое произволение к тому, чтобы говорить Богу «да» на Его призыв в разных обстоятельствах жизни. Никто из святых не достиг легко вершины совершенства, мера которой индивидуальна. Более того, мы знаем множество примеров, когда святые спотыкались, падали и испытывали огромные, «огненные» искушения. Можно даже сказать, что святые были испытаны больше, чем обычные, среднестатистические люди, потому что они шли по стопам Христа. Идущий за Христом, как следствие, участвует в Его Кресте, в Его подвиге, в Его служении. И именно поэтому некоторые люди, даже будучи христианами, не хотят говорить и думать о святости. В общем-то это давняя тенденция, уходящая в глубину веков христианской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава двенадцатая Об искушениях 1 Бог попускает искушения, чтобы они пробуждали в нас память о Нем. И хотя мы просим Его, Он как бы не слышит нас, чтобы мы умножили свои моления и от страха различных страстей призывали Его святое имя, дабы благодаря боли призывания освятилось наше сердце и мы на опыте познали немощь своего ветхого естества. И так мы восчувствуем, что без помощи Божией не можем сделать ничего. Большой опыт приобретается кровью сердца и остается неизгладимым. Он ложится в основу всей последующей жизни человека. Благодать Божия уходит и приходит вновь, а опыт не уходит никогда, потому что выжжен на сердце, как бы клеймом. И сколько бы сатана ни пытался опровергнуть опыт, его выжженные буквы свидетельствуют, что без Бога ничего сделать невозможно. Если бы не было искушений, то гордость и иные страсти сделали бы нас денницами. Но наш благий Отец – Бог попускает нам скорби, чтобы мы были хранимы смирением, облегчающим груз наших грехов. Во всю пору нашей юности мы должны быть искушаемы, ибо юность легко сбивается с пути. Со временем прекратятся брани и придет желанный мир. Только терпи и мужайся, не отчаивайся, сколько бы ни восставали на тебя страсти. Бог любит того, кто, будучи борим, противоборствует. Мужайся и молись за меня, ленивого, нечистого, недостойного и мерзостного! 2 Если апостолу Павлу искушение приносило пользу, как он говорит: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился 482 , то не тем ли более полезны искушения для нас, когда мы их терпим? Апостол Павел был сосудом избранным, устами Христовыми, мертвым для мира, был тем, в ком обитала вся Святая Троица. И несмотря на то, что искушение препятствовало его апостольской проповеди и он просил Бога отнять искушение, Бог, заботясь о его душе, чтобы доставить ей пользу, не внял его молитве, хотя Апостол трижды умолял Его. Но Господь сказал: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи 483 . Достаточно тебе, говорит Он, для утешения Моей благодати. А искушение у тебя будет, чтобы помочь тебе в смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Слово первое Против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных, и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Единосущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и всем Священным Писанием Блаженный и великий апостол, уста Господни, Павел говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им, и один Дух Святой, в Нем все, и мы в Нем» 1 ( 1Кор. 8, 5–6 ). Поэтому каждый христианин должен веровать так, как он был крещен: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в одно Существо, Естество и Божество, в одно Царство, Власть и Силу, и в три Ипостаси, то есть в три Лица, назову их также образами и свойствами. Ибо Ипостась есть одно, Существо же – другое. Существом называют общее для всех трех Ипостасей: ибо три Лица есть одно Естество и одно Существо. Ипостасями же называются соответствующие свойства Естества: ибо одно – Отец, другое – Сын, третье – Святой Дух; разделяются свойства, иначе говоря, Ипостаси, но не Естество, ибо вместе Отец, Сын и Святой Дух – одно Естество и одно Существо. Но Отец нерожден; Сын же рожден от Отца, как свет рожден солнцем, как слово порождается умом. Дух же Святой исходит от Отца. Итак, Отцу свойственны нерожденность и именование «Отец»; Сыну свойственно именоваться Сыном и быть рожденным Отцом; Духу свойственно именоваться Святым Духом и исходить от Отца. И у всех Лиц, или Ипостасей, – одно естество, одна воля, одно действие, одна благодать, одна сила, одна мудрость. Поэтому следует исповедовать одного Бога, а не трех; Лица Божества, в отличие от людей, не отделены друг от друга, не различаются характерами, но вместе Отец, Сын и Святой Дух соединяются друг с другом неслиянно и нераздельно. Каждое Лицо сохраняет свое свойство: Один – отцовство, Другой – сыновство, Третий – исхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Сохрани кроткое и миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного, что любовь твоя никогда не перестает ( 1Кор. 13:8 ). «От взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ); «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5:40 ). Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб, больше, чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога и на Его святое слово. Ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Заметь: «всяким словом». Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось ( Пс. 32:9 ). Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных, бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в бытии. Не роняй безумно достоинства своего безсмертного духа до суетного на- деяния на прах земной. Говори: Бог упование мое, или: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух СвятыйТроица Святая». А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков, ропота, иногда проклятий! Боже праведный, и этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах, в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25, 26, 33 ). Или: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ). Боже мой, до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни! Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, надмение сатанинское! О, стыд наш! Отче Небесный! Ты, ведущий, в чем имеем нужду, и прежде прошения нашего подающий (ср. Мф. 6:8 ), помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое милостивое слово, Владыко: «не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр. 13:5 ), но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою волю (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание Слово первое Против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных, и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Единосущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и всем Священным Писанием   Блаженный и великий апостол, уста Господни, Павел говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им, и один Дух Святой, в Нем все, и мы в Нем» (1 Кор. 8:5—6). Поэтому каждый христианин должен веровать так, как он был крещен: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в одно Существо, Естество и Божество, в одно Царство, Власть и Силу, и в три Ипостаси, то есть в три Лица, назову их также образами и свойствами. Ибо Ипостась есть одно, Существо же — другое. Существом называют общее для всех трех Ипостасей: ибо три Лица есть одно Естество и одно Существо. Ипостасями же называются соответствующие свойства Естества: ибо одно — Отец, другое — Сын, третье — Святой Дух; разделяются свойства, иначе говоря, Ипостаси, но не Естество, ибо вместе Отец, Сын и Святой Дух — одно Естество и одно Существо. Но Отец нерожден; Сын же рожден от Отца, как свет рожден солнцем, как слово порождается умом. Дух же Святой исходит от Отца.    Итак, Отцу свойственны нерожденность и именование «Отец»; Сыну свойственно именоваться Сыном и быть рожденным Отцом; Духу свойственно именоваться Святым Духом и исходить от Отца. И у всех Лиц, или Ипостасей, — одно естество, одна воля, одно действие, одна благодать, одна сила, одна мудрость. Поэтому следует исповедовать одного Бога, а не трех; Лица Божества, в отличие от людей, не отделены друг от друга, не различаются характерами, но вместе Отец, Сын и Святой Дух соединяются друг с другом неслиянно и нераздельно. Каждое Лицо сохраняет свое свойство: Один — отцовство, Другой — сыновство, Третий — исхождение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Божественный Младенец вскоре после этого, принявши поклонение от мудрецов, пришедших из дальней страны, удалился сначала в Египет от злости Ирода, царя Иудейского, а потом возвратился в Галилейский город Назарет, где и провел время до 30-ти лет в послушании у своей матери Марии и Иосифа. § 25. Крещение Господне (6 Января) 12 До тридцати лет Христос не вступал в общественное служение. С 30-ти лет у евреев дозволялось еврею иметь общественную должность: поэтому-то Христос и явился на берег Иордана, где уже проповедал об нем недавно начавший проповедь Иоанн Предтеча, и уже крестил людей, готовя их ко Христу. Христос Спаситель и Сам от Иоанна Предтечи крестился в Иордане. Когда Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и слышан был с неба от Бога Отца голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение.» Праздник этот называется Крещением Господним или праздником Богоявления, потому что во время крещения явилась вся Святая Троица: Бог Отец с неба говорил; Сын Божий крестился; Дух Святый сошел на Христа в виде голубя. § 26. Учение Христа Христос между прочим говорит: «Покайтесь! покайтесь! и веруйте во Евангелие 13 ; кто будет веровать и крестится, тот спасен будет» 14 . «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим». «Возлюби ближняго твоего», т. е. всякого человека, «как самого себя». «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), т. е. никогда не делайте другим того, чего себе не желаете. " Блаженны 15 нищие духом: ибо тех есть царство небесное.» «Блаженны плачущие: ибо они утешатся». «Блаженны кроткие: ибо они наследуют землю.» «Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся.» «Блаженны милостивые: ибо они помилованы будут.» «Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят.» «Блаженны миротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими.» «Блаженны изгнанные за правду: ибо их есть царствие небесное.» «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мт. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14—15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса Его (Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» . Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира» , т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего» , — говорит Спаситель (Иоан. 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Святая Православная Кафолическая Церковь учит: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть истинный Бог и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, и при том так, что в трех Ипостасях, или Лицах есть един токмо Триипостасный Бог, или Троица единосущная и нераздельная. – Божественные Лица Святой Троицы различаются между собою так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. 8 Иисус Христос, Сын Божий, посылая Своих учеников и апостолов на всемирную проповедь , так заповедал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). В словах: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Господь предложил самый краткий Символ веры , в котором преподано учение о Пресвятой Троице. Крещением или таинственным погружением в воду, верующие свидетельствуют свой обет служить во все дни жизни единому Триипостасному Богу. Иисус Христос заповедал креститься во имя, а не во имена, – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Речение имя, в единственном числе поставленное, означает единое Божество, или одно Божественное существо: т. е. что Отец, Сын и Дух Святой – не три Бога, но единый по существу и троичный в лицах Бог . Отец, Сын и Святой Дух, как нераздельны по существу, разделяясь лично, так равны и по Божеству, или по Божественному величию. Крещаемые, по заповеди Господа, во имя Святой Троицы обязываются равно чтить Отца и Сына и Святого Духа, как единого истинного Триипостасного Бога. Святой апостол Иоанн Богослов, в первом послании, пишет: трие суть свидетельствущии на небеси, Отец, Слово и Святой Дух: и Сии три едино суть ( 1Ин. 5:7 ). Слова апостола имеют такое значение: «что Христос есть истинный Спаситель мира, об этом Трое свидетельствуют на небеси: 9 Отец, Слово и Святой Дух и сии, три суть одно " , то есть, разделяясь как три Лица, суть одно существо Божественное, или одно Божество, один Бог. Апостол Павел, оканчивая второе послание к Коринфянам, призывает на них благословение от Бога Отца и Сына и Святого Духа, таким образом: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010