Когда нечестие потомств Каина и Сифа сильно умножилось, Бог повелел Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились. Я даю им на исправление 120 лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Бог со скорбию в сердце решил истребить род человеческий всемирным потопом. По повелению Божию, Ной построил ковчег, то есть большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находившихся с Ноем в ковчеге, потонули. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, насколько убыла вода, но ворон не возвратился в ковчег. Тогда Ной выпустил голубя; голубь не нашел для себя сухого места, так как вода была еще на поверхности всей земли, и прилетел обратно в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустил голубя; на этот раз он вернулся со свежим масличным листом во рту. Спустя еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, но он уже не возвращался к нему, и таким образом Ной узнал, что вода сошла с земли. Спустя год от начала потопа, когда земля совершенно обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего, принес благодарственную жертву Богу за спасение. Господь принял жертву Ноя, благословил его и его сыновей и дал обещание, что больше всемирного потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. После потопа Бог позволил людям употреблять в пищу не только растения, но и мясо животных. 6. Дети Ноя Благословение отчее утверждает домы чад (Прем. Иисуса, сына Сирах. 3, 9 ). После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Между прочим, Он говорил: – «с чем сравнить нам царствие небесное? или каким примером пояснить судьбы его? Оно подобно зерну горчицы, которое берут и садят в саду. Хотя оно, в то время, как сеется в землю, меньше всех семян земных: но, когда, после посева, вырастает, становится больше всех злаков, именно, пускает большие ветви, как дерево; так что птицы небесные, прилетая, могут укрываться в тени ветвей его». – Привел и другой пример: – «Царствие Божие подобно закваске, которую взявши, женщина положила в три меры муки, и оставила, пока вскиснет все». (Смысл той и другой притчи тот, что Церковь Христова, ограничиваясь, сначала, немногими избранными, впоследствии, будет иметь самые обширные пределы; и учение Христово, переданное немногим, проникнет повсюду, и овладеет всем существом человека). 21. Путь к Иерусалиму на праздник обновления; и ответ Иисуса Христа, данный одному любопытствовавшему, о числе спасающихся, и посланный Ироду-Лисице (Лк. 13:22) Проходил Иисус Христос по городам и селениям; повсюду учил; и направлял путь Свой к Иерусалиму. Лк. 13:23–33 ; Мф. 7:13, 14 Кто-то спросил Его: «Господи! неужели мало спасающихся?» Он отвечал: – «подвизайтесь войти узкими вратами: потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель; и большинство идут ими. Как узки те врата и тесен тот путь, что ведут к вечной жизни, и как немногие направляются к ним! Сказываю вам: многие захотели бы войти (в жизнь; но, так как они шли широким путем мирских обычаев и суетных требований своего времени, то) и не возмогут. Лишь только хозяин дома затворит двери; то, хотя бы вы, остановившись перед дверьми, стали стучаться в них, и говорить: – Господи! Господи! отвори нам! – Он ответит вам: – не знаю вас, откуда вы! – Тогда начнете припоминать: – мы ели и пили в виду у Тебя; Ты учил на улицах у нас. – А Он скажет: – Я вам говорю: не знаю вас, откуда вы; пойдите от Меня прочь все делатели неправды! – Тут будет плач и скрежетание зубов, когда вы увидите, что Авраам, Исаак, Иаков и все пророки – в царствии Божием, а вас изгоняют вон. И придут от востока, запада, от севера и юга; и возлягут в царствии Божием. И вот тогда-то, последние будут первыми, а первые – последними».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Между тем служители царские не переставали разжигать печь, дровами и смолой, так что пламя от нее разливалось вверх и опалило случившихся около Халдеев. Ангел Господень сошел к отрокам в середину огня и преложил пламя в прохладную росу; тогда три отрока, не чувствуя действия огня, едиными устами восхвалили Бога: «благословен Бог отцов наших, препетый и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей святой во веки, видящий бездны, сидящий на Херувимах, на престоле славы царствия своего; благословите все дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки; благословите Его, духи и души праведных; смиренные и преподобные сердцем, исповедуйтесь Господу, яко благ, яко во век милость его.» Изумился Навуходоносор, слыша отроков, поющих среди пламени, и сказал вельможам своим: «не трех ли связанных ввергли мы в печь, и вот я вижу четырех, невредимо ходящих посреди огня, и лик четвертого подобен сыну Божию?» Царь приблизился сам, к устью огненной печи, и вызвал из нее рабов Бога вышняго. Все воеводы и вельможи Царя видели, что не только не одолел огонь тела отроков, но даже не опалил волос их, и не было запаха дымного от их одежды. Царь поклонился пред ними Богу, и благословил пославшего Ангела своего к тем, которые, уповая на имя Его, предали тело свое огню, чтобы не поклониться богу чуждому. «Нет другого Бога, могущего спасти таким образом,» исповедал Царь, и обнародовал, что всякий, кто дерзнет произнести хулу на Бога Анании, Азарии и Мисаила, предан будет смерти; отроков же возвеличил в стране Вавилонской пред всеми Иудеями. Еще один знаменательный сон видел Навуходоносор, который опять не могли объяснить ему все гадатели земли Халдейской, и только один Даниил истолковал его, по внушению Духа Святого. Царю снилось великое, крепкое дерево, возвысившееся до небес и расширившееся на всю землю, обильное листьями и плодами, от которого питались сельные звери, жившие под тенью его, и птицы небесные, гнездившиеся в ветвях его. И вот сошел с неба некто, бодрый и святый, и громко возгласил: «посеките древо, отрубите ветви его, отрясите листья и рассыпайте плоды, да позыблются звери под тенью его, и на ветвях его птицы; оставьте только отрасль корня его в земле, и пусть водворится в узах, под открытым небом, с дикими зверями полей; изменится человеческое сердце его и дастся ему сердце звериное на семь времен, да узнают все живущие, что Вышний владеет царством человеческим, которое дает, кому хочет, восставляя уничиженное.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мф.13:31–36 1Кор.2:9–3:8 Желая дать понятие о Царствии Небесном, открыть «сокровенное от создания мира», Господь рассказал несколько притч. Сначала Он показал, что разной бывает земля, в которую Сеятель бросает семя. Потом, – что разного рода семена могут падать в эту землю. А теперь – о необычайной силе семени Царствия Небесного. Оно «подобно зерну горчичному, которое» «меньше всех семян». Среди всего множества земных дел, необходимых и важных, какими пустыми и незначительными могут показаться разговоры о том, что невидимо, что еще не наступило, о том, что нельзя вот так просто взять, пощупать, и показать! Кто будет сеять семя, плодов которого еще не пробовал? «Душевный» человек вообще «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». А сеятели нивы Христовой, проповедники Царствия, как раз возвещают «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого». Они свидетельствуют, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Но вот человек все же, несмотря ни на что и ни на кого, вопреки всей земной мудрости, взял и поверил, взял и посеял на своем поле это семя. И не посрамился. Оказывается, правду говорили, что оно, «когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Господь не ограничился этой притчей. Потому что зерно вырастает, а земля так и остается землей, и даже более истощенной, чем прежде. Царствие же Небесное – не так. Господь уподобил его еще и «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». В закваске тоже таинственная сила: мало ее кладется, но вскисает много теста. Так и Царствие Небесное: не просто прорастает из души, но – всю ее преображает. Но пока-то зерно прорастет, пока-то тесто вскиснет; а до той поры – кто мы? За кого нам считать и себя, и друг друга, пока еще птицам небесным нечего делать в наших ветвях, пока еще закваска Царствия Небесного не преобразила нас? – Апостол дает утешительный ответ. Несовершенные христиане были всегда. В послании к Коринфянам он называет их «плотскими», «младенцами», которых еще надо питать «молоком, а не твердой пищей». Апостол говорит, что они и «были еще не в силах, и теперь не в силах». Между ними «зависть, споры и разногласие». В общем, говорит много слов, которые мы могли бы применить и к себе. Но все-таки он называет их «братьями». И хотя «младенцами», но все же «во Христе». При всем несовершенстве, он считает их своими, родными, жизнеспособными. Поэтому будем уповать на силу Божественного семени и Божественной закваски, видя, как Апостол не теряет надежды, помогая медленному духовному росту своих немощных братьев во Христе. Четверг. О мудрости и «мудрости»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

На втором этапе конвейер воспроизведения зародышевой плазмы был модифицирован и приобрёл свой окончательный вид, сохраняющийся и поныне. Промежуточным звеном, связывающим старые и новые гаметы, стали два пола, каждый из которых вырабатывает свой тип гамет. Эти особи были гораздо более сложно устроенными и обрели некую самостоятельную ценность. Какую же? Во-первых, состоящий из этих сложных и разнообразных животных второй биоценоз был красивым, следовательно, приятным Богу, отказать которому в эстетическом чувстве может лишь слепец, не видящий, что сотворённый Им мир наполнен красотой, на 99 процентов не имеющей никакой практической пользы. Этой божественной эстетикой второго этапа естественной истории мы любуемся и сегодня, листая страницы альбомов, изображающих динозавров, и просматривая анимационные фильмы, где компьютер заставляет их двигаться. Вторая экосистема была усовершенствованной и в том ещё смысле, что приобрела пирамидальный характер и в качестве вершины увенчалась ящерами, покорившими все три стихии – сушу, воду и воздух. «И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» ( Быт. 1:20-23 ). Ещё одно новое и важное обстоятельство заключалось в том, что со второй биосистемой в мир вошла индивидуальная свобода тварей, а значит, и неразрывно связанная с ней радость жизни. Бог, один только обладающий абсолютной свободой, не подчинённый никакой необходимости, наложив на поведение птиц и рептилий весьма жёсткие законы, всё же, в рамках очерченной этими законами необходимости, поделился с ними частичкой этого своего атрибута, что подчёркивается библейским выражением «сотворил Бог всякую душу животных» – душа ведь не может быть марионеткой, в ней есть собственные желания и право выбора. Эта частичная свобода ограничивалась у них сферой действия.

http://azbyka.ru/fiction/traktat-o-lyubv...

«Не ведет ли...» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу. «Сию же дочь Авраамову...» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов). «О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся ( τος γενομνοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся. Лк.13:18 .  Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Лк.13:19 .  Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Лк.13:20 .  Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Лк.13:21 .  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске (см. Мф.13:31–32 ; ср. Мк.4:30–32 ; Мф.13:33 ). Таким образом, согласно Евангелию Луки, эти две притчи были сказаны в синагоге, и здесь они вполне на месте, так как в 10-м стихе сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение – этого евангелист там не сказал, теперь он и восполняет это опущение. «В саду своем», т.е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем ( Мф.13:31 : «на поле своем»). Лк.13:22 .  И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Евангелист опять (ср. Лк.9:51–53 ) напоминает своим читателям, что Господь, проходя по городам и селениям (по всей вероятности, евангелист подразумевает здесь города и селения Переи, заиорданской области, которой обыкновенно ходили из Галилеи в Иерусалим), направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь напомнить об этой цели путешествия Господа ввиду того, что далее у него изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над Израилем, что, конечно, имело ближайшее отношение к цели путешествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Не думаете ли вы, будто эти галилеяне были из всех галилеян самые большие грешники, раз так пострадали? 3Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они. 4Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и умертвила их; не думаете ли вы, будто их долги перед Богом были тяжелее, чем у всех жителей Иерусалима? 5Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они». 6И рассказал Он такую притчу: «Была у одного человека в винограднике посажена смоковница, и пришел он посмотреть, есть ли на ней плоды, но ничего не нашел. 7Тогда он сказал виноградарю: «Уже три года, как я прихожу к этой смоковнице поглядеть, есть ли плоды, но ничего не нахожу. Сруби ее, зачем она землю занимает?» 8Но тот сказал ему в ответ; «Господин, пощади ее еще на этот год, а я покамест окопаю ее и навоза подложу; может, 9даст она урожай на будущий год, а если нет, ты ее срубишь " ». 10И учил Он в субботний день в одной синагоге; и была там женщина, которая восемнадцать лет была одержима духом недуга и так скорчена, что головы приподнять толком не могла. 12А Иисус, увидев ее, подозвал к Себе и сказал: «Женщина, избавлена ты от своего недуга!» 13И возложил Он на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 14Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и приходите для исцеления, но не в день субботний. 15А Господь сказал ему в ответ: «Лицедеи, разве каждый из вас в субботу не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на водопой? 16А эту дочь Авраама, которую сатана держал связанной восемнадцать лет, разве не надо было в день субботний вызволить из этих уз?» 17И когда говорил Он это, все противники Его были посрамлены, и весь народ радовался всем достославным делам Его. 18Между тем Он говорил: «Чему подобно Царство Божие, и с чем сравнить его? 19Оно подобно тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял в саду своем, а оно проросло и сделалось как дерево, и птицы небесные свили гнезда в его ветвях».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Не спрашивай «за что?», спрашивай «что делать?» Солдат знает, что на войне самое безопасное место — атака. И единственный способ выжить на войне – сражаться и победить. 22 июля, 2014 Солдат знает, что на войне самое безопасное место — атака. И единственный способ выжить на войне – сражаться и победить. В день, когда произошла трагедия в метро , в храм пришла девушка и сказала: — Я не понимаю Бога, и мне так страшно… То Он защищает нас, то не защищает… А то, что защищает, я точно знаю, я это не раз чувствовала так отчетливо! Под Его защитой так уютно, как в детстве… — И Вы бы хотели чувствовать эту уютную защищенность всегда? — Конечно! Ведь в этом и есть смысл христианской жизни!.. В этом ли?… Мы говорили долго и договорились вот до чего: человек – растет. Всходит со ступени на ступень. Стремиться чувствовать себя в руках Божиих, чувствовать Его защиту, надо только молиться, поститься и каяться правильно — это одна ступень. Но потом – так кончается детство и наступает сложная пора взросления – он видит, что всё  не так просто и однозначно, обнаруживает, что под уютное одеяло защищенности, в которое  закутан с головой, таки поддувает ледяной ветер мира сего, и от его смертоносного дыхания не помогает никакое средство, даже самое святое … Настает время – вылезать из-под одеяла и всходить на другую ступень: раньше Бог хранил тебя, теперь – тебе хранить ближних. Раньше Отец пестовал тебя, теперь тебе – расти и помогать Отцу. Об этой закономерности роста Христос говорил не раз: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,  которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё…» (Мф. 13, 31-33) Дерево выросло не для того, чтобы красоваться, но чтобы отдать всё, что наросло на нем, служить ветвями – птицам, сучьями – очагу, плодами – нуждающимся в них. Малая мера закваски растет и преображает тесто для того, чтобы созревший хлеб был уничтожен, съеден голодными. Единственный способ прочувствовать всю полноту защищенности от многоликого зла этого мира – не требовать защиты извне снова и снова, но самому стать защитой. Это проявление активной любви, в этом человек уподобляется расточающему Себя Христу. Помните Рильке, из «Сонетов к Орфею»:

http://pravmir.ru/ne-sprashivay-za-chto-...

Но вы, если только веруете во Христа, непременно просветитесь. Вот что говорит святой Кирилл: " И на тебя, когда будешь прощен, низойдет благодать. Но как снизойдет, сего не скажу, потому что не предупреждаю времени " (Огл.16,26), " вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все прощает до внутренности самой души " (Огл.17,14). " Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека " (Огл.17,37). Крещенская благодать называется еще залогом вечной жизни. Подобно тому, как если залог за дом внесен, то дом уже ваш, а если залог пропал, то и дом не считайте своим. Так и вечное Царство Божие: оно тогда ваше, когда вы сохранили благодать, то есть, цел залог. Благодать, даруемая при Крещении, называется еще обручением Святого Духа. Как невеста, обрученная жениху, хотя еще не вполне соединилась с ним в браке, но уже его, принадлежит ему, так и душа человеческая в таинстве Крещения еще до наступления Второго славного пришествия Христова, этого брака Агнца (Откр.19,7), соединяется ныне с Господом. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать, то первыми Его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4,17). Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения, оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, то есть которое Господь посеял на поле сердца человека в этом таинстве, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф.13,31-32). Господь сравнивает также Царство Небесное, эту таинственную благодать, с закваской, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф.13,33). Весь ваш организм, вся ваша природа, то есть дух, душа и тело (1Фес.5,23), должны проникнуться этой закваской и вскваситься к жизни вечной. Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, по начинается сразу после Крещения; это изменение совершается не без воли человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

Но мы с вами быстренько пройдем эту цепочку заветов к Иисусу Христу, потому что очень важно нам не перескакивать здесь. Мы идем точно также, из такого же язычества, мы идем из такого же самого полного грехопадения, и нас нужно вытаскивать постепенно. Сразу никакой самолет не поворачивается на 180 градусов, он поворачивается постепенно, и мы с вами идем постепенно. Бог дает нам все больше и больше возможности заключить с Ним договор. Бытие, 9 глава. Завет с Ноем И вот Бог заключает первый из этой цепочки договоров с Ноем. Этот договор, его не очень просто найти в Библии, но имеет смысл постараться и найти его. В договоре всегда есть две стороны, одна сторона предлагает нечто, другая сторона отвечает чем-то другим. И есть еще третья вещь, печать, знак того, что завет заключен. И в каждом завете, который Бог будет заключать с человеком, будут эти три элемента – две стороны и знамение завета, знак. Давайте посмотрим, как это все выглядит в Завете с Ноем. Быт.9:1 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».  Но это и раньше было сказано, ничего нового.  Быт.9:2 «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные,   все, что движется на земле»  – и это уже было раньше. Хотя, впрочем, это было еще в замысле, но человек-то выпал из этого замысла, так что здесь Бог призывает, как бы вернуться. Посмотрите, как это будет дальше –  Быт.9:2-3   « все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» . Вообще, если мы почитаем внимательно 2ю главу, мы увидим, что в пищу человеку по замыслу дана только зелень травная. Это что значит, что люди до сих пор ничего живого не ели? Еще как ели, еще Авель же принес жертву от скотов, так что ели как миленькие. Не в этом дело, ели без санкций, здесь санкция дается, но это еще не формулировка завета, не в этом дело. А вот дальше смотрите внимательно. Прочитаем, что Бог обещает –  Быт.9:11 «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».  Это то, что Бог обещает, и это хорошо, и это то, что человеку хочется – выживание, все в порядке.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010