«Не от Бога ли истолкования?» — отозвался Иосиф, и просил рассказать ему их сны. Виночерпий рассказал, что ему снилась виноградная лоза, на которой были три ветви. И когда развилась лоза и созрели на ней ягоды, то он выжал из нее сок в чашу фараонову и подал ему ту чашу. Уповая на Всемогущего Бога, Иосиф так объяснил виночерпию сновидение его: три ветви — это три дня, после которых ты будешь оправдан перед фараоном и снова будешь подавать чашу в руку его. «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома», — попросил Иосиф виночерпия и рассказал ему свою историю и как незаслуженно был он заключен в темницу. Затем и хлебодар рассказал, что ему снились также три решетчатые корзины: в верхней из них были хлебы, испеченные для фараона, и птицы клевали их в корзине на голове его. Через три дня, объяснил Иосиф, фараон повелит отрубить тебе голову и повесить тебя, и птицы будут клевать твое тело. Оба эти объяснения в точности оправдались. Помилованный виночерпий скоро забыл об Иосифе. Но через два года и самому царю египетскому приснились такие сны, которые встревожили его и которых никто не мог объяснить ему. Тогда-то виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал царю, что знает одного человека, который умеет объяснять сны. Немедленно был взят Иосиф из темницы и представлен фараону (так назывались цари египетские). «Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону». (Быт. 40, 8,14; 41 15—16) И рассказал фараон Иосифу сон свой, что, стоя на берегу реки, он видел семь тучных коров, пасущихся в тростнике, а вслед за тем увидел других, но уже очень тощих коров, которые пожрали первых; и что еще видел он во сне семь полных, хороших колосьев на одном стебле, «но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших».

http://pravoslavie.ru/2794.html

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о зерне горчичном Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея ( Мф.13:31–32 ), Марка ( Мк.4:30–32 ) и Луки ( Лк.13:19 ). Вот как ее передаёт евангелист Матфей: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31–32 ). В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы – метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи, «меньше всех семян» – символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже. Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Пятый день творения: И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И был вечер и было утро – день пятый. (Быт. 1, 20-23) Пятому дню творения соответствует от начала до конца вся Мезозойская эра, состоящая из трех периодов: Триасового, Юрского и Мелового. Никогда еще земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства, как в Мезозойскую эру. Это было царство гигантов, перед которыми современный слон показался бы совсем маленьким. Один из видов класса рептилий мог бы свободно заглянуть в окна шестого этажа, длина его от хвоста до головы достигала 50 метров. Самые разнообразные, самые причудливые формы из класса пресмыкающихся рептилий наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ, непохожие на наших зверей, диплодоки, гигантозавры и многие, многие другие. В морях кишели ихтиозавры и другие китообразные чудовища. Воздух был наполнен летающими драконами, гладкими, без перьев или шерсти, с мордой зверя, с крыльями наподобие летучей мыши, многочисленными разновидностями птеродактилей. Необходимо отметить, что весь класс насекомых, о которых пророк не упоминает, появился еще в конце Палеозоя, причем они были во много раз крупнее, чем современные их потомки. Изумительную картину представляет развитие летающего мира, развитие птиц в этот период. Раскрывая страницы истории земли, пласты различных геологических отложений современный человеческий разум прочел в них богато иллюстрированную ископаемыми остатками историю развития птиц. То, что три тысячи лет читалось так: " И птицы да полетят над землею по тверди небесной " (Быт. 1, 20), теперь может быть изображено подлинными картинами прошлого – отпечатками в пластах Юрского периода. Как же произошел переход от пресмыкающихся к птицам? Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменялась. " И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле " (Быт. 1, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева      Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30). Пятый день творения В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21). В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде ( да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой. В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве. Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться. Шестой день творения В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31). Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли ( душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

http://pravoslavie.ru/103568.html

24. Иосиф в темнице Как ни тяжела была жизнь Иосифа в темнице, Господь хранил его и там. Он понравился начальнику темницы, который начал относиться к нему с благоволением, поручил ему наблюдение над другими узниками, и во всем, что они делали, Иосиф сделался над ними распорядителем, так что начальник тюрьмы вполне доверялся ему и сам не смотрел ни за чем. У египетского царя, или фараона, служили два человека, из которых один подносил ему вино во время обедов, а другой пек для него хлебы. Первый назывался виночерпием, а второй – хлебодаром. Они провинились и посажены были в тюрьму. Однажды виночерпию и хлебодару, когда они были с Иосифом в темнице, приснились, каждому отдельно, в одну и ту же ночь, сны, которые привели их в смущение, и они сделались печальны. Иосиф попросил их рассказать ему их сны. Виночерпий рассказал, что ему приснилось, будто виноградная лоза пред ним и на ней три ветви. На них показался цвет, и созрели ягоды. Чаша фараонова была в руках его. Он взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал ее в руку ему. Хлебодару приснилось, что он несет на голове три решетчатые корзины; в верхней корзине была всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове хлебодара. Иосиф сказал виночерпию, что через три дня фараон возьмет его опять во дворец на прежнее место, и он будет подавать чашу в руку фараона, по прежнему обыкновению. Иосиф просил виночерпия вспомнить о нем, оказать ему благодеяние и вывести его из темницы. Хлебодару же Иосиф предсказал несчастие. Через три дня фараон снимет с него голову и повесит его на дереве, и птицы будут клевать тело его. Так именно и случилось. Виночерпий был взят ко двору на прежнюю должность, а хлебодар был повешен. Когда виночерпий стал жить при дворе, то позабыл, что Иосиф находится в темнице, и не исполнил своего обещания освободить его оттуда. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

, – и Иеремия назвал его львом. Сказал [Даниил]: У него крылья орлиные 115 , – так как написано, что когда Навуходоносор вышел в пустыню со зверями, то волосы у него выросли как у орла 116 . Сказал [Даниил]: Я видел, что вырваны были у него крылья, и стал он на ноги, (216) как человек, и сердце человеческое дано ему 117 . Раньше, в видении истукана, он был уподоблен золоту 118 , которое в мире ценится превыше всего. А в видении зверей он был уподоблен льву, который превосходит всех зверей своей силой. И также он был уподоблен орлу, самому славному из всех птиц. И свершилось написанное о нем, ибо сказал о нем Господь: Железное ярмо возложу на выю всех народов, и они будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет, и даже зверей полевых и птиц небесных Я отдал ему в услужение 119 . Действительно, когда уподобился царь золотой голове, то люди служили ему как царю. А когда он вышел 120 в пустыню, то звери служили ему, как льву. А когда волосы его стали как у орла, то птицы небесные служили ему, как орлу. Когда же превознеслось его сердце, и он не познал, что власть его была дана с небес, то сломилось иго железное с шеи людей, и он ушел со зверями и вместо сердца царя дано ему сердце льва. Когда же он превознесся над зверями 121 , то было отнято 122 у него сердце льва и дано ему сердце птицы. Когда же проросли у него крылья (217) как у орла, и он возвысился над птицами, тогда были выщипаны его крылья и дано ему сердце низкое. Но когда познал [Навуходоносор], что властен Всевышний дать царство человеческое, кому пожелает, то прославил [Его] как человек 123 . 17 . А о втором звере [Даниил] сказал: Он похож на медведя и стоял с одной стороны 124 . Потому что когда поднялось царство Мидийское и Персидское, то оно утвердилось на востоке. И три клы г ка во рту у него 125 , – потому что овен бодал на запад, север и юг, на три ветра небесных. Он удерживал три стороны и бодался по образу трех клыков, что в пасти медведя, пока не вышел козел с запада 126 и не поразил овна, вырвав три клыка из его пасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Когда главный хлебодар увидел, что Иосиф так хорошо истолковал сон его другу, он сказал Иосифу: — Я также видел сон: мне снилось, что на голове у меня находятся три корзинки со всякой пищей. Прилетали птицы и клевали пищу с головы моей. Иосиф ответил ему: — Вот что значит твой сон: три корзины — это три дня. Через три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве; и птицы будут клевать тело твое. На третий день, день своего рождения, фараон устроил пир для всех вельмож своих и слуг. На этом пиру он вспомнил про главного виночерпия и главного хлебодара и приказал привести их обоих. Расследовав их дело, фараон велел главного хлебодара повесить, а главного виночерпия возвратить на прежнюю почетную должность. Этот же виночерпий совершенно забыл про Иосифа и не упомянул об нем фараону. Два года спустя фараону приснился удивительный сон. Он видел, будто стоит у реки, и вот из нее вышли семь сытых коров, хороших на вид и тучных телом. Эти коровы стали пастись на речном берегу. После них из реки вышли семь других коров, худых на вид и тощих телом. Они стали пастись подле первых. Вдруг эти семь худых коров пожрали семь других тучных. Несмотря на это, они не насытились и остались такими же худыми, какими и были. На этом фараон проснулся. Уснув снова, он увидел другой сон: на одном стебле поднялись семь полных и хороших колосьев; после них выросли семь других колосьев, тощих и иссушенных ветром. Эти тощие колосья пожрали семь полных. Сон ужасно смутил проснувшегося фараона. Он призвал всех волхвов и мудрецов Египта и рассказал им сон. Ни один из них не мог растолковать этого сна: разве могут служащие бесам волхвы понять непостижимые тайны Небесного Бога? Этим фараон был сильно опечален. Тогда главный виночерпий вспомнил об Иосифе, растолковавшем ему сон в тюрьме, и сказал фараону: — Теперь только, господин мой, я вспомнил о своем грехе. Когда ты разгневался на нас, рабов твоих, и посадил меня и главного хлебодара в тюрьму, так каждый из нас в одну ночь увидел сон, касающийся его будущей жизни. Там же жил с нами молодой еврей, раб Пентефрия. Ему мы рассказали наши сны, и он истолковал их. Как он сказал, так и сбылось: меня ты, царь, помиловал и назначил на прежнюю должность, его же приказал предать смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Но Господь был с Иосифом и благословлял все начинания его. Пентефрий полюбил своего невольника и вверил ему управление всем домом своим. Иосифу наступал двадцать седьмой год, когда жена Пентефрия своими речами и поступками стала склонять его ко греху, но он отвечал ей: «нет больше меня в этом доме, и господин мой не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему, как же я сделаю это великое зло, и согрешу перед Богом?» Много раз образумливал её Иосиф; но однажды она схватила его за одежду его, а он оставил одежду свою в руках её и выбежал вон. Тогда лицемерка кликнула домашних своих и оклеветала Иосифа перед ними и перед мужем своим. Разгневанный вельможа велел заключить Иосифа в тюрьму, в которой содержались государственные преступники. Но Господь был с Иосифом и простёр к нему милость, и начальник темницы благоволил и доверял ему. Случилось вскоре, что двое вельмож, виночерпий и хлебодар при дворе фараона, прогневали государя и были заключены в темницу. Через несколько времени видели они сон в одну ночь, предзнаменовавший каждому будущую судьбу. Виночерпию представлялись три сухие виноградные ветви, вдруг покрывшиеся листьями и принесшие зрелые гроздья; чаша была в руках его; он взял спелую виноградную кисть, выжал сок в чашу и поднёс фараону. Когда он рассказал свой сон Иосифу, то этот сказал: «через три дня фараон возвратит тебе сан твой, но прошу тебя вспомнить обо мне в счастье твоём и заступиться за невинного». Тогда и хлебодар рассказал свой сон Иосифу. Снилось ему, что он нёс на голове три корзины с хлебом; вдруг появились птицы и расклевали хлеб. И сказал Иосиф: «через три дня снимут с тебя голову твою и повесят тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою». Так и случилось; но виночерпий не вспомнил о Иосифе, не замолвил фараону слова о нём. После сего прошло два года, и царь смущён был странным видением. Спилось ему, что стоял он при реке Ниле, и вдруг из реки вышли семь тучных коров и паслись по берегу; но вслед за ними вышли семь коров тощих, и устремившись пожрали тучных, хотя сами остались тощими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Иосиф, проданный братьями (по совету брата Иуды) за 20 сребрен., был прообразом Христа, проданного иудой за 30 сребренников.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.37); и кн. «Исход» (Исх.1:1-4). Иосиф в Египте    Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару (или Пентефрию). Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму.    Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же тюрьме сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф.    Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки, и вот, вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон — будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после семь колосьев сухих и тощих и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов.    Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, — сказал он, — означают одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Быт. 40:17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей. Быт. 40:18 И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня; Быт. 40:19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою Слова (говорит Англ. Библия) те же, что и употреблённые в Быт. 40:13 , с изменением лишь «снимет голову твою с тебя» (вместо вознесёт главу твою). И м. Филарет, и Англ. Библия полагают, что обыкновенная казнь в Египте состояла в обезглавлени, и тело казнённого вешалось потом на дереве для поругания и чтобы лишить его погребения. Некоторые, однако – напр., Онкелос, – полагали, что, может быть, употреблялась и казнь крестная. Англ. Библия делает ещё предположение, что, быть может, слова «снимет с тебя голову» в еврейском означали просто смертную казнь, как в латинском – capite plecti. и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя. Быт. 40:20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; День рождения праздновался в Египте, как видно из памятников его, в самой высокой древности. См. у Вилкинсона «Обычаи древних египтян» (Vol. V, p. 290). Быт. 40:21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, Быт. 40:22 а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. Быт. 40:23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. Глава XLI. Два сна фараона; Иосиф объясняет их и даёт совет фараону. Возвышение Иосифа; рождение Манассии и Ефрема. Начало голода Быт. 41:1 По прошествии двух лет Вероятно, от освобождения виночерпия. Так понимает эти слова м. Филарет. фараону снилось: вот, он стоит у реки; Аур – египетское слово, и коптское Иаро совершенно соответствует по форме еврейскому Иеор. Слово это означает великую реку и употребляется часто в Пятикнижии для означения Нила, который на египетском языке имел два названия: одно – упомянутое Аур, с прибавлением Аа (великий), а другое – священное Хапи, т. е. Апис, как передали нам это слово греческие писатели (см. Комм. Англ. Библию ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010