Священник должен произносить тексты молитв внятно и громко, чтобы их внимательно слушали 540 . Чтение молитв вслух и активное участие верующих в богослужении вытеснило необходимость звонить в маленький колокол во время мессы, тем более при освящении даров 541 . Чтение молитв вслух 542 позднее еще несколько раз было отмечено как правильная практика 543 . Месса – это святая встреча или собрание народа Божия, который собирается воедино, чтобы под руководством священника прославить Господню память 544 . В местной Церкви первенство принадлежит мессе, которую служит епископ в окружении своих священников, прислужников и в которой народ Божий соучаствует своим полным и активным действием 545 . Евхаристия действенна, даже если на ней не присутствуют все верующие 546 . Была отменено различие между читаемой и торжественной мессой. Для любой мессы рекомендовалось пение 547 . Также было рекомендовано, чтобы отдельные части мессы пелись по-латински 548 . Верные должны причащаться хостией, освященной на той мессе, на которой они присутствовали, а не ранее освященными облатками, как прежде 549 . Это выражает, по мнению участника Собора, «единство священника и народа в евхаристической жертве и трапезе». До II Ватиканского Собора существовал и обычай причащения до и после, но не во время мессы, который возник не ранее Тридентского Собора. Различается два типа мессы – с народом и когда присутствует только служащий (Missa sine populo) 550 . Толерантное отношение к этому второму типу мессы является плодом компромисса, и многие комментаторы смотрели на нее как на феномен, который должен отмереть 551 . Нормальная месса – это та, на которой присутствует народ. «Месса без народа, которая, конечно, легитимна, – все же представляет собой исключительный случай» 552 . Missa typica – это воскресная приходская месса с участием священника и низшего клира, а не торжественная папская литургия, как это было в прошлом 553 . Церкви теперь устроены таким образом, что алтарь отделен от стены, чтобы было возможным служение лицом к народу 554 . В алтари и далее кладут мощи, но следят, чтобы они были подлинными 555 . Хлеб для причастия – пшеничный и пресный и должен выглядеть как настоящий хлеб «для полноты знака» 556 , чтобы он действительно преломлялся и чтобы как можно больше людей причастилось от одного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исторически Конгрегации предшествовала комиссия, созданная в февр. 1562 г., во время работы Тридентского Собора, и состоявшая из 18 членов Собора. Целью комиссии была ревизия И. з. к. 1559 г. и создание на основе решений Собора нового И. з. к. Однако в связи с постоянным количественным ростом печатных изданий возникла необходимость в создании постоянно действующего органа в составе Римской курии. В 1571 г. папа Пий V учредил Конгрегацию индекса. Первое заседание новой Конгрегации состоялось 15 марта 1571 г. Папа Сикст V , в ходе реформы Римской курии создавший новую систему постоянно действующих Конгрегаций (булла «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588), определил круг обязанностей Конгрегации индекса: изучение книг и в случае обнаружения в их содержании положений, противоречащих католич. вероучению или морали, их запрещение или предписание авторам внести соответствующую правку. Конгрегация получила право привлекать экспертов в области богословия и канонического права, а также сотрудничать с наиболее значимыми европ. университетами. В случае необходимости Конгрегация имела право выдавать отдельным лицам разрешение на чтение запрещенных книг. Кроме публикуемого И. з. к. Конгрегацией составлялся не предназначавшийся для обнародования список сочинений, не подпадавших под запрещение, но содержащих разделы, требующие исправления или изъятия. Папа Бенедикт XIV конституцией «Sollicita ac provida» от 9 июля 1753 г. установил регламент процедуры изучения и запрещения книг, усложнив ее с целью избегать принятия поспешных решений. Папа Лев XIII конституцией «Officiorum ac munerum» от 25 янв. 1897 г. внес ряд изменений в порядок работы Конгрегации индекса. Во главе ее стоял кардинал-префект; ее члены назначались папой из числа кардиналов. В качестве «постоянного ассистента» в Конгрегации состоял магистр апостольского дворца (с 1968 должность называется «богослов Папского дома»). Должность секретаря Конгрегации индекса закреплялась за представителем католич. ордена доминиканцев . Советники Конгрегации назначались папой из числа епископов, прелатов и представителей монашеских орденов и конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/389555.html

11 Hinschius. I, 184; Kaempfe. 148 sqq. Слово: judex так же, как и слово jurisdictio, должно быть понимаемо в обширном смысле церковно-правительственного органа, a не судьи только. 15 I, 173. Древнейшее каноническое свидетельство о делегации средневековые канонисты находили в 5 пр. сардик. соб. («quod si is qui rogat cau­sam suam iterum audiri, deprecatione sua moverit episcopum rumanum, ut de la­tere suo presbyteros mittat, erit in potestate ejus et quid velit et quid aestiraet. Et si decreverit mittendos esse qui praesentes cum episcopis judicent, ut etiam liabeant auctoritatem personae illius, a quo destinati sunt, erit in ejus arbitrio»), равно вообще в институте уполномоченных, посылавшихся епископами на соборы в качестве их представителей. Первые же принципы теоретические находятся в выше (прим. 8) упомянутом Brachylogus juris civilis, в котором противополагаются понятия: jurisdictio propria и demandata. 16 Например, в отношении к монастырям и другим церковным институтам, которые до Тридентского собора были изъяты из епископской юрисдикции, а также сюда относятся права, предоставляемые в так называемых «пятилетних полномочиях». 17 Richter. Lehrbuch, §§ 94–97 и 152; Schulte. Lehrbuch des katho­lischen und evangelischen Kirchenrechts, §§ 118–120. По поводу замечания, сделанного выше (т. I, § 3, прим. 16), что практическая осуществимость идеи вселенских соборов в настоящее время предполагала бы, прежде всего, признание за русским царем права на созыв вселенского собора, как исторически унаследованного русскими государями от римских императоров, в рецензии моего первого тома, помещенной на страницах «Православного Обозрения» за сентябрь 1889 г., мысль об унаследовании русским царем от римских императоров права на созыв вселенского собора, осмеивается как «фантазия». Таким образом, историческое преемство русских царей после римских императоров, не представляющее ничего страшного и неожиданного даже для знакомых с историей иностранцев, на страницах журнала и под пером рецензента, позволяющего себе обвинять меня в неправославии и за собой одним отстаивающего привилегию православия, выставляется как «фантазия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Доминиканец Бартоломе де Медина выдвинул теорию нравственного пробабилизма, к-рая вызвала впосл. длительную полемику и подвергалась офиц. осуждению нек-рых пап. К ордену Д. принадлежал философ и политический мыслитель нач. XVII в. Томмазо Кампанелла , автор утопии «Город Солнца». Члены ордена принимали активное участие в работах Тридентского Собора , наметившего основные мероприятия Контрреформации (более 200 Д. участвовали в соборных заседаниях как епископы, их представители или теологи-консультанты). Один из важнейших соборных документов, «Декрет об оправдании», принятый на VI сессии Собора (13 янв. 1547), был составлен доминиканским богословом Доминго де Сото; также богословы ордена активно участвовали в составлении окончательных редакций декретов о подготовке священников, рукоположении и обязанностях епископов в своих еп-ствах. По поручению Собора орденом был составлен «Римский катехизис для приходских священников». В 1542 г. были учреждены Верховная конгрегация Священной вселенской инквизиции «для поддержания и защиты единой веры и для изучения и осуждения заблуждений и ложных учений», должностными лицами к-рой были преимущественно Д., а также конгрегация индекса запрещенных книг, где братья-проповедники всегда занимали места секретарей. В то же время некоторые функции Д., традиционно бывшие на 1-м месте в пропаганде католич. вероучения, постепенно перешли к ордену иезуитов , официально признанному в 1540 г. Монах-доминиканец Конец XVIII в. стал для ордена периодом глубокого кризиса, под угрозой оказалось его дальнейшее существование. Европ. страны были захвачены революционным движением, имевшим ярко выраженную антиклерикальную направленность. Главы монархических режимов стремились в эту эпоху сделать национальные Церкви обособленными от Рима и подчинить их своей власти. Мн. мон-ри и провинции Д. прекратили деятельность или в лучшем случае выживали самостоятельно, как в Нидерландах и Испании. Генеральные капитулы не собирались на протяжении десятков лет. Постепенное возрождение орденской орг-ции началось во 2-й трети XIX в., во Франции оно было связано с деятельностью Ж.

http://pravenc.ru/text/178851.html

Если папские легаты, председательствовавшие на соборе, все время должны были щадить оппозицию, то он мог открыто и безбоязненно защищать требования своего верховного командира, не поступаясь из них ни одной буквой. И он делал это. Ленец с непоколебимой логикой в речах и записках развивал догмат о папской непогрешимости, о безусловном превосходстве папы над всеми епископами и светскими властями. Несомненно, он не убедил оппозицию, но он помешал возведению ее взглядов в догматы и установил с никем не превзойденной точностью ту церковно-политическую программу, которую его орден, несмотря на временный перерыв, твердо проводил вплоть до провозглашения папской непогрешимости. Его участие не сводилось лишь к предсказанию будущего и не ограничивалось областью догматических вопросов. Постановления собора, касающиеся церковной реформы, также носят на себе печать его влияния и влияния его товарищей. Именно он предложил воспитывать всех священников в семинариях, где ни малейшее дуновение еретических мнений не могло бы помешать их подготовке, а его старый друг Сальмерон провел знаменитое постановление о браке, требовавшее для заключения брака присутствия приходского священника одного из вступающих в брак. Таким образом, молодой орден наложил в известной степени свой отпечаток на прения и постановления этого великого церковного парламента. Ему суждено было еще раз оказать столь же решительное влияние на судьбы католической церкви – на Ватиканском соборе 1869–1870 годов. Здесь дух Ленеца добился окончательной победы над эпигонами оппозиции Тридентского собора. Мрачные предчувствия папы Пия IV не оправдались. Сильное лекарство собора, сверх всякого ожидания, помогло расслабленному телу церкви. Крепко сплотившись в своем единстве, она не только принялась за восстановление своего внутреннего порядка и искоренение массы старых злоупотреблений, но и смогла, полная сознания своих сил, прекрасно вооруженная, горя желанием борьбы, вступить в бой с рассеянными батальонами протестантизма. Мировой курс снова изменился. Рим опять одержал верх над Виттенбергом и даже над Женевой. «Антихрист», как его звали протестанты, напряг все свои силы, чтобы в ожесточенной войне с протестантами снова воздвигнуть свой трон, и с этой целью разослал во все стороны иезуитов, в качестве своих главных борцов. Иезуиты в Италии, Испании и Португалии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Беспокойство, охватившее деятелей церковного обновления, было вызвано не столько «непонятным языком» или желанием заменить устаревший элемент новым. Речь шла о том, что христиане перестали видеть общинную природу литургии и разучились принимать в ней участие умом и сердцем. Почему так случилось? Начиная примерно с XII века произошло «возвышение» частной мессы (для которой формально не требуется участие мирян, хора и даже церковнослужителей), в результате чего латинская месса перестала восприниматься как общая молитва. «Тридентское» богословие евхаристии как повторения крестной жертвы Христа только усилило эту тенденцию. Месса представлялась ценной сама по себе, а молитва во время ее совершения — сама по себе. Можно сказать, что евхаристическая жертва и личная молитва почти не имели точек соприкосновения. Чтобы устранить эту преграду, усилий энтузиастов было недостаточно. Требовалось общецерковное решение. Шаг навстречу миру К началу собора уже ощущался дух перемен. Девизом предстоящего форума стало слово aggiornamento , «приведение в соответствии с современностью». Речь, однако, шла не о том, чтобы подстроиться под требования мира, а о внутреннем обновлении, которое позволит выйти навстречу миру для свидетельства о Христе. Одним из таких свидетельств должно было стать богослужение, обогащенное новым историческим знанием и стремлением приблизить его к пониманию современного человека. Первые же месяцы после открытия собора подтвердили эти ожидания. В первоначальный проект документа о литургии, подготовленный соответствующей комиссией, было внесено 685 правок . В кулуарной борьбе «куриалов» и «прогрессистов» последние получили широкую поддержку. 4 декабря 1963 года, на второй сессии, подавляющим большинством голосов (2147 против 4) был принят один из первых документов II Ватиканского собора — Конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium». В тексте конституции ясно выражено намерение привести богослужение Католической Церкви в соответствии с требованием сознательного и деятельного участия всего народа. Предстоящие изменения должны были совершаться в русле динамического понимания предания: «21… Литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям; последние в ходе времени могут и даже должны изменяться, если в них случайно закрадется то, что не вполне отвечает самой внутренней сущности Литургии, а также в том случае, если эти части перестали ей соответствовать. При таком устроении тексты и обряды следует привести в такой порядок, чтобы они яснее выражали знаменуемые ими святыни и чтобы христианский народ мог по возможности без труда их понимать и принимать полное и деятельное участие в совершении Литургии, свойственное общине» .

http://bogoslov.ru/article/6171777

С др. стороны, учитывались и местные церковные традиции. Напр., причащение под 2 видами разрешалось для диаконов, поскольку они в конце литургии потребляли оставшуюся Св. Кровь. При этом служить предписывалось только на пресном хлебе, а облачения и убранство алтаря должны были быть католич. образца. Во время мессы священникам не полагалось покрывать голову. В обряде крещения допускалось обливание, а не погружение взрослых крещаемых, в исключительных случаях допускалось причащение сразу после крещения. Конфирмацию мог совершать только епископ отдельно от крещения. Разрешительная формула при исповеди предписывалась латинская. Таинство елеосвящения могло совершаться как по латинскому, так и по вост. чину. Изменения в области канонического права и распределения полномочий священнослужителей основывались на решениях Тридентского Собора. Существенно ограничивалась власть патриарха М. к. Ц.: он уже не мог самостоятельно менять епископов и вообще принимать важные решения без согласования с Римским папой (Pentalogie Antiochienne. 1984. T. 1. Pt. 1. P. 556-557). Епископам предписывалось проживать в своих епархиях, раз в 2 года посещать все приходы, решать текущие проблемы на епархиальном собрании. Обращалось внимание на неприемлемость практики повторных браков для священников, а также браков после священнической хиротонии. Решительно запрещалось пребывание в одном мон-ре муж. и жен. общин. В качестве богослужебного языка сохранялся сирийский, с некоторыми вставками на арабском. Была принята обширная программа по изданию богослужебной и патристической лит-ры, книг по каноническому праву, богословию, церковной истории. Изменения в маронитском обряде не могли не вызвать недовольство части маронитского духовенства, включая самого патриарха. Тем не менее все участники Собора подписали соборные решения. Постановления были утверждены папой, но продолжали вызывать споры среди маронитов и фактически не исполнялись в полной мере до 2-й пол. XIX в. ( Dib. 1962. P. 187). Через неск. лет кардиналы из Конгрегации пропаганды веры вернулись к рассмотрению решений Ливанского Собора и смягчили нек-рые положения; так, было решено временно не закрывать совместные мон-ри (их ликвидировали только в 1818).

http://pravenc.ru/text/2562390.html

1548 Червини являлся хранителем Ватиканской б-ки). На этой должности он собирал старинные рукописи; впосл. коллекция перешла к его секретарю Гульельмо Сирлето, к-рый сменил Червини на посту хранителя Ватиканской б-ки (1554-1557), а с 1572 г. был кардиналом-библиотекарем (см.: Luca S. Guglielmo Sirleto e la Vaticana//Storia della Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2012. Vol. 2: La Biblioteca Vaticana tra riforma cattolica, crescita delle collezioni e nuovo edificio (1535-1590)/A cura di M. Ceresa. P. 146-188; о поддержке Червини издательской деятельности см.: Paschini. 1959). В мае 1551 г. возобновилась работа Тридентского Собора. Червини, сославшись на ухудшение здоровья, удалился в еп-ство Губбио (о епископской деятельности Червини см.: Costi G. L " azione pastorale di Marcello Cervini vescovo//Papa Marcello II Cervini. 2003. P. 51-101). Как считают исследователи, кардинал т. о. продемонстрировал несогласие с политикой непотизма, проводимой папой Юлием III, к-рого Червини считал своим соратником в деле церковной реформы ( Hudon. 1992. P. 129-130; Giombi. 2010. P. 44). В это время в Губбио были проведены работы по перестройке кафедрального собора и изменению его убранства. Будучи кардиналом-протектором ордена регулярных каноников-августинцев (с 1551), Червини позаботился о его реорганизации. В июле 1552 г. кардинал был назначен протектором Германской коллегии в Риме (см. ст. Коллегии папские ), что способствовало его сближению с католич. св. Игнатием Лойолой и др. иезуитами (начало его сотрудничества с членами Об-ва Иисуса относится к 1545-1547 - на Тридентском Соборе Диего Лайнес и Альфонсо Сальмерон принимали участие в разработке декрета о таинствах). В день смерти папы Юлия III (23 марта 1555) Червини находился в Губбио. На открывшемся 6 апр. конклаве наиболее реальной считалась кандидатура кард. Ипполито д " Эсте, к-рого поддерживал франц. кор. Генрих II. Однако уже 9 апр. при поддержке декана коллегии кардиналов Дж. П. Караффы, сторонника церковных преобразований, кард.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Важнейшие постановления тридентского собора относительно изменений в существовавшем церковном устройстве суть: 1) учреждение конгрегаций из кардиналов, – которые, как получившие исключительное право выбора папы и находившиеся в наибольшей близости к папе, сделались высшими церковными сановниками, – для центрального заведывания разными специальными отраслями церковного управления, и между прочим конгрегации для аутентического истолкования и проведения в жизнь декретовтридентского собора (congregatio concilii tridentini interpretum); 2) регулирование института нунциев с правами средневековых легатов, не только для представительства папы в той или другой стране, но и для ограничения местных епископов в делах управления; 3) предоставление епископам права диспензации в определенных случаях, в качестве папских уполномоченных, а не в силу собственного права, на основании пятилетних полномочий (quinquennales facultates); 4) уничтожение института архидиаконов в средневековом смысле особой церковно-правительственной инстанции 280 , после чего название «архидиакон» стало означать первенствующего дьякона из числа членов капитула при совершении епископского богослужения. § 28. Вольности галликанской церкви 281 Во Франции более, чем в других европейских странах, отстаивалась идея независимости национальной церкви от Рима. В связи с епископальной теорией конца средних веков и с декретами реформационных соборов, подтвержденных прагматической санкцией 1438 г., во Франции выработалась целая система вольностей галликанской церкви (libertés de l’ église gallicane). Этими вольностями гарантировалась национальная свобода предоставлением французскому королю права созвания соборов, законодательства и высшей правительственной власти вообще и ограничением папского влияния посредством воспрещения въезда во Францию папских легатов, поставления папских булл под королевский placet, кассирования королевским правительством приговоров духовного суда (recursus ab abusu, appellatio ab abusu, l» appel comme d " abus).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Обращаясь к средневековью, Л. показал, что в целом взгляд на богодухновенность Свящ. Писания оставался неизменным и соответствовал положениям святоотеческого периода. Л. отмечает, что в зап. традиции IX-XVI вв. учение о богодухновенности часто излагалось в богословских трудах и проповедях и крайне редко в догматических церковных определениях. Но все же Л. схематично выделил характерные черты таких определений: неподвижность, бездеятельность религ. мысли простых мирян в постижении Богооткровенного учения, к-рые были далеки от непосредственного чтения Писания (Догматические определения. 1900. 8. С. 439-440). Более подробно Л. останавливается на имеющих отношение к богодухновенности декретах Тридентского Собора, ставшего завершением «здания средневекового католичества». Формулу Собора: «Scripturas esse a Spiritu Sancto dictatas» (Писания были продиктованы Духом Святым) - Л. признает близкой к крайнему учению о вербальном вдохновении священных книг и далекой от сути Божественного вдохновения (Там же. С. 448, 451, 457). По поводу признания Собором текста Вульгаты и деления священных книг на протоканонические и девтероканонические Л. высказывается не вполне определенно, основываясь на том, что и среди католич. богословов не было единства в понимании богодухновенности Свящ. Писания, хотя он и не признаёт эти определения справедливыми (Там же. 9. С. 521-535). С появлением новых теорий о богодухновенности Писания в протестант. богословии Л. выделяет следующие основные моменты: учения ранних протестантов XVI в., протестант. «вербалистов» XVII в., теории о вдохновении и происхождении Библии среди протестант. богословов XVIII-XIX вв. Л. отметил многообразие в понимании богодухновенности Писания представителями позднего протестантизма (XVIII-XIX вв.) и их полное несовпадение во взглядах с учеными периода Реформации. Он сравнивал точки зрения отцов Реформации и их ближайших последователей (М. Лютера, М. Хемница, И. Герхарда, И. А. Квенштедта, А. Калова и др.) и сторонников рационалистических теорий (Г. Г. А. Эвальда, З. Я. Баумгартена, Ф. Шлейермахера, Д. Ф. Штрауса, Р. Роте, А. Толука, А. Гарнака, Д. Шенкеля и др.) (Теория вдохновения. 1904. 24. С. 673-680). Если ранние протестанты считали автором Свящ. Писания Единого Бога или Св. Духа, «простыми служителями» Которого были священные писатели, то рационалисты, напротив, отстаивали человеческую составляющую, хотя и в разной степени. Л. сделал вывод, что важнейшие представители протестантизма «отвергли древне-церковное учение о вдохновении и признали возможность ошибок в Библии», к-рую сочли «только хорошей человеческой книгой» (Там же. С. 674).

http://pravenc.ru/text/2463397.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010