Кор. Ариперт I (653-661), возведенный на престол правосл. партией, разделил королевство между сыновьями Перктаритом (православным) и Годепертом (арианином). Оба короля немедленно вступили в борьбу, и Годеперт призвал на помощь герц. Гримоальда Беневентского. Герцог приказал убить Годеперта и нанес поражение Перктариту, к-рый бежал к аварам. Вступив на престол, Гримоальд I (662-671) начал конфликтовать с византийцами. В 663 г. визант. имп. Констант II (641-668), который перенес столицу из К-поля в Сиракузы, осадил Беневент, вероятно рассчитывая быстро захватить город, но, узнав о приближении войска лангобардов, отступил и прекратил военные действия. На юге Апеннинского п-ова лангобарды захватили Тарент и Брундизий (ныне Бриндизи), в Центр. Италии - Форум Ливия (ныне Форли). Ок. 680 г. стороны смогли заключить договор о мире и союзе. Воспользовавшись отсутствием короля, назначенный наместником столицы Луп, герц. Фриуля, поднял мятеж. Кор. Гримоальд заключил союз с аварами, к-рые нанесли поражение мятежникам, а затем разгромил вторгшихся в И. славян. Оставаясь арианином, Гримоальд не преследовал православных и сохранял мир с византийцами. После смерти Гримоальда I в И. вернулся изгнанный Перктарит, которого поддержала знать, организовавшая дворцовый переворот. Правление кор. Перктарита (671-688) было ознаменовано миром с византийцами, покровительством правосл. Церкви и активным строительством храмов. Сын и наследник Перктарита Куниперт (688-700) подавил неск. восстаний, самым серьезным из которых был мятеж тридентского герц. Алахиса (688-689), попытавшегося вернуть арианству статус господствующего исповедания. Кор. Куниперт проводил политику, направленную на распространение православия среди лангобардов. В 698 г. король созвал в Тицине Собор, на котором сторонники аквилейской схизмы во главе с патриархом Петром I достигли примирения с Папским престолом (это событие завершило схизму, начавшуюся в 553). После смерти кор. Куниперта и смуты к власти пришел Ариперт II (701-712), внук Годеперта. Пытаясь справиться с многочисленными мятежами и вторжением славян, король стремился избежать конфликтов с Византией и Папским престолом. Недовольная королевской политикой знать свергла Ариперта II.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Темы казались настолько сложными, что 11 веков спустя Тридентский собор носил лайковые перчатки, чтобы разобраться с ними. и вынести вердикты, которые не устранили ни одной серьезной двусмысленности. (Тем самым открылась дверь янсенистской полемике.) Августин понял, что приоритет благодати влечет за собой вывод о том, что Бог не может, наконец, позволить Своим избранным отпасть от благодати. Предопределение должно подразумевать, что намеченное место назначения будет достигнуто. Таким образом, хотя человеческое предузнание не является причинным, Божье предузнание таковым является. Августин не мог смириться с идеей, почти повсеместно встречавшейся у греческих богословов его эпохи, что Божественный указ о предопределении основан на предвиденных заслугах. Ничто в человеке, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем, не может быть движущей или достойной причиной Божьего избрания. Острую трудность, связанную с тем, что Бог рассматривается как совершенно непостижимый произвольный самодержец, Августину пришлось встретить с его изречением о том, что Бог не только предопределяет, но и наделяет заслугами. И он увидел в самом Иисусе лучшую иллюстрацию своей точки зрения. Будучи единой с Богом, Его доброта не могла быть случайной или в каком-либо смысле ненадежной. Он не мог грешить, мы можем. Но если мы среди избранных, мы непременно восстанем из греха , чтобы исполнить предопределенную Божью цель. «Весь Христос» предопределен. Августин допускал и даже настаивал на том, что избранные никогда не могут знать наверняка, избраны они или нет, за исключением случаев, когда это происходит в крайнем случае посредством частного откровения. Мог быть только один эмпирический критерий избранности, и этот критерий необходимый, но недостаточный, а именно упорство до последнего вздоха и умирание в состоянии благодати. Но один Бог знает, кто Его. Стойкость есть незаслуженный дар благодати, как и первоначальное обращение воли к Богу в вере и покаянии. Доктрины Августина вызвали резкую критику среди монахов в Северной Африке и особенно в южной Галлии в Марселе и Лерине.

http://predanie.ru/book/221362-avgustin-...

Католическое учение об особенностях прощения и епитимиях «Бог желает, чтобы духовнику были исповеданы все тяжкие грехи, говоря духовнику, каким какой грех был и сколько раз тот совершен, так же упоминая обстоятельства, меняющие природу греха («De fide»). «У священника есть право и обязанность наложить на исповедующегося соответствующие дела удовлетворения в зависимости от тяжести совершенного греха и от способности исповедующегося принести удовлетворение («De fide» – Тридентский Собор, Denz. 905). В настоящее раскаяние включено желание «как – либо возместить за совершенный урон», и это желание принадлежит к сущности таинства Исповеди. Удовлетворение есть исполнение желаемого. Священнику, как заведующему таинством, следует заботиться, чтобы таинство было бы полным. Кроме того, исповедь без удовлетворения не была бы никаким справедливым судебным решением, каковым ей все же следует быть. Следовательно, у священника есть право наложить удовлетворение. В древности удовлетворения требовали до разрешения и только в исключительных случаях, напр., при угрозе смерти, прощение давалось до завершения дел удовлетворения. Принимая во внимание различные трудности практического характера, которые связаны с такой практикой, в конце IX века начали давать разрешение сразу после исповеди и наложения удовлетворения. В начале XI века это стало уже всеобщим обычаем». 1160 «При устранении вины, устраняется и вечное наказание, но грешник не всегда освобождается от любого наказания – временного наказания, то есть наказания, которое продолжается определенное время». 1161 «Истинное раскаяние в грехе оживляет все потерянные из–за греха заслуги и Божии дары». 1162 Сравнение Здесь наиболее ярко проявилась на практике разница в вероучении. От мирянина требуется подробнейшее изложение греха и сопутствующих обстоятельств, необходимое для принятия судебного решения. Православие ничего подобного не знает, так как не имеет неверного учения о необходимости удовлетворения за грехи и наказаниях в чистилище.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Джорджо Вазари подводит эстетические, а отчасти и идейные итоги итал. Возрождения в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Он основал и 1-ю художественную академию («Академия рисунка», 1563), будучи убежденным, что высшие идеалы в искусстве современности уже достигнуты и остается лишь им вдумчиво следовать. Итоги Возрождения по-своему, гораздо более критически, подвел и Тридентский Собор (1545-1563), послуживший исторической вехой следующей стилистической эпохи. Независимость эстетического сознания осталась непреложно свершившимся фактом, причем впервые свершившимся именно в искусстве И. в рубежные, ранненовоевроп. века. Ист.: Альберти Л.-Б. Три книги о живописи// Он же. Десять книг о зодчестве: В 2 т./Общ. ред.: А. Г. Габричевский. М., 1937. Т. 2. С. 25-63; Гиберти Л. Commentarii/Пер.: А. Губер. М., 1938; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих/Пер.: А. И. Венедиктов. М., 1956-1971. 5 т.; Мастера искусств об искусстве: В 7 т./Общ. ред.: А. А. Губер. М., 1966. Т. 2: Эпоха Возрождения; Эстетика Ренессанса/Сост.: В. П. Шестаков. М., 1981. 2 т.; Леонардо да Винчи. Избр. произведения: В 2 т./Общ. ред.: Б. В. Мгран, А. М. Эфрос. М., 1999. Т. 2: Искусство. Лит.: Friedmann H. The Symbolic Goldfinch: Its History and Significance in European Devotional Art. Wash., 1946; Meiss M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. Princeton, 1951; Chastel A. L " Apocalypse en 1500: la fresque d " Antechrist a la chapelle Sainte-Brice d " Orvieto//Bibliothèque d " Humanisme et Renaissance. Gen., 1952. Vol. 14. P. 124-140; idem. Le mythe de la Renaissance: 1420-1520. Gen., 1969; idem. La Pala ou la retable italien des origines à 1500. P., 1993; Лазарев В. Н. Происхождение итал. Возрождения: В 3 т. М., 1956-1959. Т. 1-2; 1979. Т. 3: Начало раннего Возрождения в итал. искусстве; он же. Старые итальянские мастера. М., 1972; Kaftal G. Saints in Italian Art. Florence, 1952-1985. 4 vol.; 1952. Vol. 1: Iconography of the Saints in Tuscan Painting; 1965.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

299 В современной форме, по сравнению её с Эдуардовыми, прибавлена здесь лишь та подробность, что посвящаемый при рукоположении смиренно преклоняет колена пред епископом. The Book οf С. Ргауег. р. 381. 300 При пресвитерском поставлении об этом говорится одинаково и в современной форме, и в изданиях Эдуарда. – The Book of С. Prayer, р. 388. 301 Ibid. р. 393. – В первом издании чина было и возложение библии на шею посвящённого, но в дальнейших изданиях это опушено. В современной форме прибавлено коленопреклонение рукополагаемого. 302 Bingham. The Antiquities. Vol. I, b. II, p. 50, 83–84; – Puller. The Bull etc. p. 5–6; Denny et Lacey. p. 61, 68. 303 Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur von Oscar Gebhardt und Adolf Harnack. Die Canones Hippoliti von Achelis. s. 42–47, 66–67, Leipzig 1891, – Morinus pars II, p. 19–21:53–56; 214–216. 305 Si quis, dixerit, per сасгаш ordinationem non dari Spiritum sanctum, ac proinde frustra episcopos diceie: Accipe Spiritum sanctum… anathema sit. – Canones et decreta Concilii Tridentini. Sessio XXIII. De sacramento ordinis, can. IV. 306 Puller, p. 10–11. – Данни и Ласси, ссылаясь на одну поправку, сделанную отцами Тридентского собора в предположенном тексте определений, приходят к заключению, что собор видел форму таинства священства не исключительно в повелительной формуле. – Denny et Lacey, ρ. 66. Note 2. 307 В нём указывается та формула, которая произносится в пресвитерском рукоположении при вручении орудий, а именно, accipe potestatem offerendi sacrificium etc... Quibus verbis, продолжает катехизис, semper docuit Ecclesia, dum materia exhibetur, potestatem consecrandae Euchari stiae, characiere animo impresso tradi, cui gratia adjuncta sit... etc. – Cate chismus Romanus. pars II, cap. VII, quest. X, p. 269. 308 Morinus pars III, pp. 18, 117, 137; Liebermann V, 301–302; – Gasparri. Revue 12, p. 544; – Puller p. 8, 12; – Perrone VII, 133. 310 В латинском тексте буллы места эти читаются так: Non ea igitur forma esse apta et sufficiens sacramento potest, quae id nempe reticet quod deberet proprium significare. – Etiamsi forte haberi ea posset tamquam sulficiens in ritu aliquo catholico quem Ecclesia probasset.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Образовавшись на западе из разных оппозиционных партий, церковных и политических, он и в России, при разделении раскола на враждебные церкви и государству партии, старается подойти к некоторым из этих парий, внести в них свои идеи и учреждения. Тут коварная его пропаганда принимала самый разнообразный, изменчивый и неуловимый характер. Дружных последовательных усилий ее не видно в этой области; изредка, урывками, разными таинственными руками (личностями), посредством обмана и обольщения она подбрасывала к той или другой партии свои крайние сектантские воззрения. Вникая в эти бесконечно сложные и покрытые таинственностью отношения протестантизма к русскому расколу, мы склоняемся к весьма вероятной мысли, что 1) на образование раскола, известного под именем старообрядства, протестантизм влиял отрицательным путем, усиливая его реакцию против церковных и общественных реформ, а 2) на происхождение крайних, мистических его сект не остался и без положительного непосредственного влияния. Влияние (отрицательное) протестантизма на возникновение раскола старообрядства. Известно, что одним направлением, доведенным до крайности, вызывается реакция совершенно противоположного направления. Чем более легкомыслие и чувственность известной среды увлекались свойственным протестантизму духом свободомыслия и в бурном увлечении небрегли церковной обрядностью, внешностью, тем сильнее мнящиеся службу приносить Богу стояли за низменность буквы, обрядности, думая, что они ратуют за самую сущность и дух религии. Мы не хотим сказать, чтобы германский протестантизм произвел, хотя бы и отрицательным путем, русский раскол – мутный источник последнего известен; тем же путем отрицания он только содействовал, поощрял образование и развитие раскола (подлил лишь масла в огонь). В самом деле, можно ли упускать из вида и называть простой исторической случайностью то явление, что первые семена раскола обнаружили себя на русской почве почти одновременно с возникновением протестантизма в Германии (для доказательства можно бы сопоставить Тридентский собор, на котором последовало окончательное отделение протестантов от римской церкви, с современным ему нашим Стоглавым собором, этой главной основой отторжения раскольников от православной церкви), и потом разрастались по мере возбуждаемого протестантизмом презрения к церковным узаконениям и обрядам? Исправление книг патриархом Никоном и слишком настойчивое скорое вытеснение старых книг сами по себе не могли бы вызвать бурю негодования, разразившуюся расколом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Преемником Александра стал кардинал Валтасар Косса, занявший папский престол под именем Uoahha XXIII (1410–1415 гг.). Иоанн вновь собрал Собор. Однако Собор был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком городе Констанце в 1414 году в присутствии императора Сигизмунда и другой знати. Собор не имел успеха, он подтвердил право суда над папой, низложил Uoahha XXIII , объявил низложенным антипапу, объявившегося в Испании. В период понтификата Мартина V (1417–1431 гг.) все антипапы скончались и раскол прекратился, но авторитет наместников апостола Петра в католическом мире был значительно подорван. Средневековая политика Святейшего Престола завершилась протестантизмом, разделившим Римскую Церковь и ознаменовавшим собой победу над папским абсолютизмом. В результате после былого папского могущества встала проблема стабилизации его власти и авторитета в христианском мире. Выполнить эту задачу и вернуть папству утерянный престиж взяли на себя воинствующий орден иезуитов , основанный в 1540 году, и Тридентский Собор (1545–1563). §5. Тридентский Собор (1545–1563 гг.) Тридентский Собор занимался в течение длительного времени вероучительными и дисциплинарными вопросами. Из догматических обсуждались те положения христианской веры, по которым имелись разногласия с протестантами. Заседания Собора происходили с перерывами при папах Павле III (1540–1547 гг.), Юлии III (1551–1552 гг.) и Пие IV (1562–1563 гг.). В деяниях Собора участвовали и представители новооснованного ордена иезуитов. Тридентский Собор сделал очень много в разработке богословских вопросов по упорядочению церковной жизни. Собор умело привел епископат Римско-Католической Церкви к полной зависимости от папы и выработал следующие постановления: Сохранение безбрачия духовенства. Повышения уровня образования будущих священнослужителей. Подтверждение добрых дел для спасения (в противовес протестантскому учению). Сохранение семи Таинств. Сохранение латыни как церковно-богослужебного языка и запрещение клиру и пастве изучать Священное Писание на ином языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Постановления вселенских соборов (западных) уже в средние века рассматривались, как одна из торжественных форм папского же законодательства, так что и в канонических сборниках помещались под именами тех пап, при которых состоялись соборы (четыре лютеранских, два лионских и один венский). Епископальное направление, господствовавшее на реформационных соборах пизанском, констанцском и базельском, стремившееся подчинить папу авторитету собора, не увенчалось успехом. Постановления констанцского собора признаются в Риме лишь настолько, насколько они получили апробацию со стороны избранного им папы Мартина V; постановления же базельского собора до перенесения его в Феррару не признаются. По важности предметов, которых касались соборы, первое место занимают тридентский и ватиканский. Тридентский собор установил принципиальные догматические основы церковного устройства ясным формулированием католического учения о церкви и разные дисциплинарные нормы церковного порядка. Постановление о вере собор тридентский назвал canones, поскольку в них заключается краткое формулирование церковного догмата, с угрозой отлучения за ересь, самое же изложение церковного учения назвал doctrina. На основании этой доктрины составлен был потом катихизис, как символическая книга католической церкви (в 1566 г.). Постановления касательно порядка церковной жизни названы decreta de reformatione (так как тридентский собор все-таки не терял из вида реформации церкви во главе и в членах). Для аутентического истолкования декретов тридентского собора была установлена особая конгрегация cardinalium concilli Tridentini interpretum. Ватиканский собор возвел на степень догмата веры юридический принцип верховенства папы над вселенским собором. Состоявшеюся на этом соборе конституцией «Pastor aeternus» определены универсальная епископская власть папы и его непогрешимость в учении, которое есть вместе с тем законодательство по вопросам веры и нравственности христианской. в) Постановления соборов национальных и провинциальных, с развитием церковной централизации и с отнесением всех важнейших дел, особенно дел, касающихся епископов, к ведомству римского центрального правительства, могли двигаться лишь в весьма ограниченном круге предметов, и самое название таких соборов (по кр. мере в Европе) стало редким явлением. За постановлениями таковых соборов признается обязательная сила в пределах провинции или страны, насколько они проверены и одобрены центральным церковным правительством: для этой цели учреждена даже особая congregatio particularis super revisione synodorum provincialium.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В 1558 г. папа Павел IV , желая сделать Г. советником, вызвал его в Рим. В 1560 г. папа Пий IV отправил Г. нунцием в Вену, где тому удалось убедить имп. Фердинанда I возобновить прерванную в 1552 г. работу Тридентского Собора. 30 янв. 1560 г. или, по др. сведениям, 26 февр. 1561 г. Пий IV назначил Г. кардиналом-пресвитером ц. св. Лаврентия (S. Laurentii in Panissperna). В 1562-1563 гг. Г. был одним из папских легатов, председательствовавших на заключительных заседаниях Тридентского Собора. В соборных постановлениях отразилось учение Г. о мессе (гл. обр., 21-я и 22-я сессии в 1562). В 1564 г. он вернулся в Польшу. На сейме в Парчеве (1564) Г. вместе с папским нунцием Дж. Ф. Коммендоне добился от кор. Сигизмунда II Августа признания определений Тридентского Собора и издания эдикта об изгнании из Польши иноверцев-иностранцев. Постановления Тридентского Собора в Речи Посполитой были признаны фактически на Петроковском сейме (1572) и официально в 1577 г. В 1565 г. Г. провел Собор Варминского еп-ства; в тогдашней резиденции Варминских епископов, в г. Браневе (Браунсберге), им была основана духовная семинария. После смерти Пия IV (1565) нек-рые кардиналы выдвигали Г. кандидатом на Папский престол. Для борьбы против протестантизма Г. в 1564 г. пригласил в Варминское еп-ство иезуитов , к-рые в 1564-1565 гг. основали в Браневе свою первую коллегию в Польше (Collegium Hosianum). В 1565 г. друг Г., Коммендоне, получил от Сигизмунда II Августа грамоту, разрешавшую иезуитам обосновываться на проч. польск. землях. В 1569 г. по совету Г. иезуиты были приглашены в Литву (в Вильно) Виленским еп. Валерианом Протасевичем. В 1566 г. папа Пий V назначил Г. легатом (legatus designatus) на провинциальном Соборе Гнезненского архиеп-ства и легатом a latere в Варминском еп-стве. Выступая против идеи создания польск. национальной Церкви и примирения с протестантами, Г. вместе с Коммендоне воспрепятствовал проведению «национального Собора» (1566), одним из инициаторов к-рого был примас Яков Уханский, стремившийся привести к согласию католиков и протестантов. В 1566 г. на Люблинском сейме Г. выступал против требований протестантов изгнать из Польши антитринитариев , а после издания королевского эдикта об их изгнании настоял на объявлении, что этим эдиктом не признается законность др. сект.

http://pravenc.ru/text/165237.html

Библию также подтверждено читать не только на латинском языке, но и непременно по известному латинскому переводу (Вульгате), который об явлен каноническим и богодухновенным. В перечислении библейских книг ветхого завета книги не канонические смешаны с каноническими и т. д. Определения Тридентского собора положено было считать неизменным выражением верований церковных на все будущие времена. И после Тридентского собора до последнего папы Пия IX католическая Церковь уже не созывала больших соборов, и определения Тридентского собора считались в ней главными и неизменными основаниями верования церковного. Впрочем не все католические страны безусловно подчинились определениям Тридентского собора. Они приняты были вполне только в большей части католических владений Италии и Германии, в Португалии и Польше. В Испании же, Бельгии и особенно во Франции они вызвали много протестов, и приняты были с большими ограничениями. Не смотря на все усилия папства восстановить свое прежнее влияние в Европе, самый ход развития европейских народов, все более и более высвобождавшегося из под влияния Церкви, постепенно ослаблял папское влияние в самых католических странах. Уже в XVII столетии, в самых католических государствах Европы стало высказываться стремление ограничить папское влияние не только в светских, но и в духовных делах, и дать большее развитие самостоятельности местных Церквей. Почти во всех государствах Европы, усвояемые папами права верховного главенства и контроля над поместными церквами, были ограничены так называемыми конкордатами, т. е. государственными договорами, по которым папской власти на столько давалось влияния в известной стране, на сколько это допускала государственная власть. Во Франции, в конце XVII столетия король Людовик XIV, католик в иных случаях весьма ревностный, но желавший держать себя самостоятельно по отношению к папе, приказал местным епископам своей страны собраться на собор в Париж (1682 г.) и на нем определять отношения галликанской церкви к папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010