История католического учения о св. предании начинается со времени Тридентского собора. Против протестантов, измысливших так называемый формальный принцип, т.е. признавших исключительное значение в деле веры за Св. Писанием, католическая церковь должна была на Тридентском соборе выразить свой взгляд на источники вероучения – Св. Писание и св. предание. Вследствие этого Тридентское определение предания имеет прежде всего смысл протеста и противоположения протестантскому учению о св. Писании. Так, 1) против того положения Лютера, что все необходимое для спасения человека учение находится в одном Св. Писании, указанный собор выставил двойство источников христианской истины („спасительная истина и учение заключается в писанных книгах и преданиях неписанных»). 2) Против положения Лютера, что „человеческое измышление есть вместе с Св. Писанием признавать еще предания “, собор утвердил божественное происхождение преданий от Иисуса Христа и апостолов (предания „приняты апостолами из уст Самого Христа или от самих апостолов, под диктант Св. Духа»). 3) Против протестантского положения, что предания не могли сохраниться в церкви от времен апостольских, католическое учение указывает на „постоянное преемство» иерархии, как на средство сохранения преданий в церкви в первоначальной их чистоте („предания дошли и до нас... будучи сохранены чрез постоянное преемство в католической церкви»). 4) Против протестантского положения: „святотатство есть авторитет предания ставить наравне с Св. Писанием», Тридентский собор признал за св. преданием одинаковое значение с Св. Писанием (предания „принимает», т.е. католическая церковь , и почитаете» с равным (Св. Писанием) чувством благочестия и уважения»). Наконец, вопреки тезису Лютера, что Св. Писание ясно и легко может быть понимаемо при просвещении от Духа Св., Тридентский собор определил: „в толковании Св. Писания никто не должен доверять своему собственному мнению, а должен руководствоваться тем смыслом, которого держится церковь , которой принадлежит право судить об истинном смысле и толковании священных Писаний» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) Е. Гергей. История папства Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор. 26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость. Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы. Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

Второй Ватиканский собор Католической Церкви (1962-1965) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Второй Ватиканский собор Католической Церкви (1962-1965) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Одним из результатов — упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима КОЗЛОВА, профессора МДА, настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански.   Положительные реформы с отрицательным результатом — В чем, по-вашему, причины радикализма Второго Ватиканского собора? — Нужно понять ситуацию, в которой находилась Католическая Церковь к началу шестидесятых годов XX века, и в целом ситуацию в мире. Это было время массового отхода людей и в Западной Европе, и в определенной степени в Америке, Северной и Латинской, от регулярного участия в церковной жизни. Это была эпоха начавшейся сексуальной революции, чрезвычайных симпатий значительной части общества, особенно молодежи, к леворадикальным идеям — от просоветских до маоистских. Это именно с того времени Че Гевара стал восприниматься как некий символ жертвенности, едва ли не большей, чем христианская. Это было время настоящего духовного кризиса, храмы пустели; в этих условиях Католической Церкви надо было реагировать на то, что происходит, пытаться искать новые возможности диалога с обществом, с таким, каким оно тогда было, может быть, и ценой ошибок. Второй Ватиканский собор стал попыткой церковного ответа на секулярность мира, как когда-то Тридентский собор у католиков (1545-1563; официально отверг протестантские догматы. — Прим. ред. ) стал ответом на лютеранскую реформацию. И сам этот шаг, потребовавший мужества и решительности, безусловно, можно приветствовать.

http://pravmir.ru/uroki-vatikana/

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Уроки Ватикана: чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Источник:  Нескучный сад Второй Ватиканский собор Католической Церкви (1962-1965) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить " открытую миру Церковь " путем " современного изложения религиозных истин " . Одним из результатов – упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима КОЗЛОВА, профессора МДА, настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански. Положительные реформы с отрицательным результатом – В чем, по-вашему, причины радикализма Второго Ватиканского собора? – Нужно понять ситуацию, в которой находилась Католическая Церковь к началу шестидесятых годов XX века, и в целом ситуацию в мире. Это было время массового отхода людей и в Западной Европе, и в определенной степени в Америке, Северной и Латинской, от регулярного участия в церковной жизни. Это была эпоха начавшейся сексуальной революции, чрезвычайных симпатий значительной части общества, особенно молодежи, к леворадикальным идеям – от просоветских до маоистских. Это именно с того времени Че Гевара стал восприниматься как некий символ жертвенности, едва ли не большей, чем христианская. Это было время настоящего духовного кризиса, храмы пустели; в этих условиях Католической Церкви надо было реагировать на то, что происходит, пытаться искать новые возможности диалога с обществом, с таким, каким оно тогда было, может быть, и ценой ошибок. Второй Ватиканский собор стал попыткой церковного ответа на секулярность мира, как когда-то Тридентский собор у католиков (1545-1563; официально отверг протестантские догматы. – Прим. ред. ) стал ответом на лютеранскую реформацию. И сам этот шаг, потребовавший мужества и решительности, безусловно, можно приветствовать. – Какие реформы Второго Ватиканского собора, на ваш взгляд, можно назвать положительными?

http://religare.ru/2_97272.html

IV. Западно-русская церковная уния 1) Внутреннее устройство униатской церкви и отношение ее к латинству 1102 В представленных папе условиях соединения (унии) западно-русской церкви с латинской, епископы Поцей и Терлецкий, соглашаясь признать главенство папы, требовали, чтобы оставлены были неприкосновенными восточные обряды и догматы в западно-русской церкви, и чтобы униатов не принуждали к обрядам, совершаемым римлянами. Но, в произнесенном пред папой исповедании веры, те же епископы уже признают исхождение Св. Духа и от Сына, для евхаристии принимают без различия хлеб квасный и пресный, признают чистилище и действительность индульгенций, принимают постановления флорентинского и тридентского соборов. Вслед за выбытием западно-русских епископов из Рима, папа буллою Benedictus sit Pastor поручает митрополиту Рагозе созвать на областной собор всех епископов, дабы каждый отдельно в открытом собрании произнес исповедание веры в той форме, как сделали это два епископа, бывшие в Риме. Таким образом уния, на которую соглашались западно-русские епископы, совершенно заменена другой, предложенной папой в исповедании веры. Последняя была уже весьма близка к латинству. Самое оставление восточных обрядов допускалось только в такой мере, в какой они не противны учению католической Веры и не исключают общения с римской церковью. 1103 Вскоре после того, особой привиллегией, папа дал митрополиту право дважды в один день совершать литургию, надевать в случае нужды светскую одежду, отчитывать розарий, когда не мог совершать божественной службы. – Очевидно, Рим давал унии свою программу. Но осуществлеше этой программы сначала встретило страшное противодействие в западно-русском народе, привыкшем к всей праотеческой вере. Униаты посылали в Рим жалобу за жалобой на презрение русских к унии. Но так как унию принимало и поддерживало правительство, то, несмотря на страшную борьбу, она мало по малу вошла в силу. Занявший митрополичью кафедру после Рагозы, Поцей занят был, во все время своего правления, так сказать, внешней борьбой за признание своих прав и, по раздвоенности-ли убеждений, или по опасению, не вводил во внутреннюю жизнь церкви ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Введение Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение? B. Две попытки литургической реформы в Православной Церкви в XX веке 1. Россия – как была скомпрометирована одна идея 2. Новый Скит – возрождение в другом конце света Богослужебные книги – результаты реформы Нового Скита А. Книги суточного богослужебного круга – часословы и молитвословы Б. Служебники В. Гимнографическо-поэтический и библейско-литургический материал Литургическая реформа Нового Скита Что такое литургическая реформа Причины и критерии литургической реформы Отношение к существующему положению Образование как предварительное условие литургической реформы Богослужебный язык Монашество и литургическая реформа Критика и противодействие литургической реформе Будущее литургического обновления Г. Литургическое возрождение в Православной Церкви сегодня Заключение Библиография Документы (в хронологическом порядке) Богослужебные книги Литература Частные сообщения  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О необходимости изменить Русские Основные Законы в пользу законодательной независимости Православной Русской Церкви Источник Посвящается памяти проф. прот. М. И. Горчакова. По-видимому, во всех слоях русского общества признается необходимым созыв Поместного Собора для решения наших столь запутанных церковных дел. В особенности, это нужно сказать про среду православного духовенства, которое сверх того считает нужным, по возможности, тщательно приготовиться к нему и наперед разработать все те вопросы, которые Собор будет решать. Как известно, совершенно правильная мысль, что нельзя созывать Собора прежде, чем предметы его занятий не будут достаточно разъяснены и подготовлены, вызвала учреждение в 1906 г. «Предсоборного Присутствия» 1 . Но его оказалось недостаточно. Год тому назад, при Св. Синоде образовано еще специальное «Предсоборное Совещание» при участии высших иерархических лиц, якобы для окончательной подготовки материала для Поместного Собора и самого порядка его созыва и работ. Одновременно с этим, видимо наскучив долгим ожиданием Собора, придворное духовенство испросило себе разрешение устроить свое «Предсоборное Присутствие» и занято на нем разрешением всех мучающих нас церковных вопросов самого общего характера, не имеющих никакой реальной связи с особенностями придворной духовной службы. Если пройдет еще немного времени, то можно ожидать образования еще других «Предсоборных Присутствий» разного состава и разного значения. Множественность и относительная бесплодность этих Присутствий и Совещаний, и почти безнадежность, что Собора мы когда-либо дождемся, вызывает в русском обществе вполне понятное недоумение и досаду. Сложившиеся условия хочется, как-нибудь удовлетворительно объяснить и в голову приходят разные догадки. Можно подумать, что правящие круги опасаются созыва Собора, не уверенные в том, во что могут вылиться его дебаты. Кажется лучшим остаться при старом, чем скользнуть в неизвестное будущее. Это опасение, если оно есть, имеет за собой глубокое основание, так как ошибки в церковной сфере непоправимы и русским следует помнить печальной памяти Тридентский собор (1545–1563 г.), закрепивший все средневековые заблуждения латинства. Можно подумать также, что с преобразованием современного синодального устройства Русской Церкви в патриархате усилится клерикализм, чего не желают одни, или напротив, что высшее духовенство утратит свою власть при выборном начале назначения на церковные должности, чего не желают другие и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Папские ереси и заблуждения относительно будущей жизни Римская церковь исповедует, что прежде всеобщего и страшного суда, умершие люди подвергаются частному суду, сообразно с которым они или наказываются или награждаются и отсылаются в ад или в рай на веки. Кроме того она заявляет, что среди людей, перешедших в другую жизнь, есть такие, которые безусловно не заслуживают ни вечных наград, ни вечных наказаний. Поэтому она помещает их в среднем месте, называемом ею Чистилищем, где они претерпевают мучения от огня, заглаждая этим свои простительные грехи до тех пор, пока совершенно не удовлетворят правде Божией. После же этого полного удовлетворения, они переселяются в рай. Души, заключенные в чистилище, могут получать облегчение посредством молитв и благотворений живущих людей; они даже совершенно могут быть освобождаемы от своих наказаний посредством применения к ним полной индульгенции; потому, что папа присваивает себе право давать полные индульгенции, применяемые к душам находящимся в чистилище. Если это так, то не известно, для чего в римской церкви допущено существование чистилища, коль скоро папа легко может освобождать души, претерпевающие там мучения. Его долг состоял бы в том, чтобы ежедневно применять полные индульгенции к этим несчастным страждущим душам, и он мог бы соединять эти индульгенции со столь легкими благотворительными делами людей живых, которые неопустительно совершали бы их и применяли бы к умершим. Таким образом, чистилище существует только по воле папы. Это истинно в двойном отношении: прежде всего оно истинно потому, что чистилище есть измышление пап; затем потому, что папы, если бы захотели, могли бы уничтожить его посредством своих полных индульгенций. Среди римских богословов, наиболее ученых, каков был, например, Боссюэт, старались, сколько возможно, свести учение о чистилище к ближайшему сходству с православным учением. Собор Тридентский подал им пример подобных смягчений. 186 Этот собор порицает предрассудки и ложные учения, причиной которых было чистилище, и сводит чистилище к месту, в котором души, содержащиеся в нем, могут быть облегчаемы молитвами и добрыми делами верующих, и преимущественно жертвоприношением во время литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Папство наших дней Е. Гергей. История папства Ныне можно уже считать несомненным фактом, что в 1958 году с Иоанна XXIII и созванного им собора реформ началась новая эпоха, новое направление в истории папства и римско-католической церкви. Аджорнаменто (aggiornamento - обновление, модернизация, приведение в соответствие с духом времени) вызвало самые значительные изменения в церкви со времени Тридентского собора: отграничение от светской власти и требование возвращения к первозданной миссии древней церкви; литургические последствия поворота к миру и народу, богослужение на национальном языке; претворение в жизнь коллегиальности были, можно сказать, революционными по своему значению шагами, направленными на модернизацию церкви и папства. Аджорнаменто и II Ватиканский собор разрушили (хотя и с большим опозданием) союз церкви и папства лишь с одной частью мира. Католицизм больше уже не мог отгородиться от ответов на вопросы, поставленные на повестку дня самой жизнью. Новое «разрешение» сделало приемлемым для католиков и другие общественно-политические системы, в частности и социализм. Поиск возможности сосуществования с социалистическими странами и диалог с неверующими, атеистами и марксистами развертывались под знаком открытия окна в мир, обновления, подключения к истории. Папство стало ангажированным сторонником общественного прогресса и мира и в соответствии с этим руководило вселенской церковью. На этом пути Ватикан не только восстановил свой религиозно-нравственный авторитет, но и смог вернуться на форум международной политики. Аджорнаменто и собор потрясли консервативно-реакционное церковное здание, с тем чтобы укрепить основы и построить на них современное, соответствующее эпохе сооружение. Во время длившегося полтора десятилетия понтификата Павла VI устранение внутренних неурядиц, вытекающих из новой адаптации, сделало возможным и необходимым продуманное продвижение церкви вперед. Папа Павел стремился к осуществлению церковных реформ в духе собора, чтобы его преемники активизировались затем в мире, стоя во главе обновленной церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441707/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ Соборы духовенства Западнорусской митрополии , созывавшиеся в Бресте (входившем во Владимиро-Волынскую епархию) в 1590-1594 гг. В их работе участвовали митрополит и епископы, настоятели мон-рей, представители приходского духовенства, послы от братств и правосл. дворянства. Созыв Б. С. был важным шагом, направленным на преодоление глубокого кризиса, в к-ром оказалась правосл. Церковь на западнорус. землях в сер.- 2-й пол. XVI в. Правосл. общество и духовенство были не готовы к усилившейся в эти десятилетия экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (см. Тридентский Собор ). Традиц. система образования не могла подготовить правосл. священнослужителей к тому, чтобы успешно отстаивать свои убеждения в полемике с инославными, и удовлетворить возросшие духовные потребности своей паствы. Объективные сложности усиливались действием дополнительных факторов. Середина - 2-я половина XVI века на украинско-белорус. землях стали временем упадка таких традиц. центров правосл. духовной жизни, как мон-ри, т. к. их патроны (не только светские, но и духовные) использовали монастырское имущество для собственного обогащения. К этому времени широкое распространение получила передача королем епископских кафедр светским людям в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Назначенные т. о. епископы были совсем не подготовлены к ведению полемики с инославными, а их необразованность и полумирской образ жизни, стремление использовать церковное имущество для обогащения своих родственников вызывали враждебную реакцию со стороны паствы. Результатом стали падение престижа духовенства и переход значительных групп правосл. дворянства и мещанства в католицизм и протестантизм. В условиях, когда патроном православного церковного учреждения гораздо чаще, чем раньше, становился инославный дворянин, обострились и традиц. для украинско-белорусских земель недостатки церковной жизни, в частности, приходские священники были подчинены светским патронам больше, чем епископам. Землевладелец не только мог сместить неугодного священника с прихода, но и часто облагал его поборами и принуждал к работе в своем хозяйстве. Следствием такого положения дел стали забитость и необразованность приходского духовенства, а возможности иерархов воздействовать на него оказывались очень ограниченными.

http://pravenc.ru/text/153421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010