А так как в начале беседы мы упомянули о седмеричном числе праздников, соответствующем количеству дней миротворения, доселе же указали только пять праздников, то необходимо сказать и о двух остальных и затем уже вести речь о подлежащей обсуждению истории (т. е., нынешнего празднества). Итак, шестой из числа праздников — шестой достохвальный день сошествия Святого Духа, когда в виде огненных языков Христом был послан с небес святым апостолам дар Святого Духа, ожидавшийся ими, согласно Господню обетованию. Этот праздник назван также и Пятидесятницей, вследствие исполнения семи седмиц после воскресения Христова. И этот, конечно, праздник беспрекословно является в глазах благочестивых христиан весьма великим. Седьмой праздник — ожидаемый день воскресения мертвых; этой надеждой проникнуты верные; тогда человеколюбивый и нелицеприятный Судья — Христос Бог наш воздаст каждому по его делам. Это — истинный « покой », по поводу которого и апостол Павел говорил: « постараемся войти в покой оный » (Евр. 4:11). Тогда будет величайший праздник, преисполненный радости, веселья и ликования для имеющих наследовать то, чего « не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило… на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Корф. 2:9). Поэтому, возлюбленные, помолимся о том, чтобы и нам была дана возможность праздновать вместе с праведными в чертоге небесного царства не только в течение одного или двух, или трех дней, но в продолжение бесконечных веков. Итак, рассказав о семи праздниках, возвратимся к речи о том, что нами предположено сначала. Повествование наше касается нынешнего праздника, т. е., вознесения Христова на небеса. Давид сказал: « приклони небеса и сниде, и мрак под ногами Его » (Пс. 17:10). Он, очевидно, предвещал явление Слова с небес на землю. Он сказал: « мрак под ногами Его », поясняя этим одеяние Божества плотью, так что, по причине уничиженного и кроткого Христова вида, пришествие Его было не узнано большинством народа, Опять тот же самый пророк говорит: «Господи, Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А так как в начале беседы мы упомянули о седмеричном числе праздников, соответствующем количеству дней миротворения, доселе же указали только пять праздников, то необходимо сказать и о двух остальных и затем уже вести речь о подлежащей обсуждению истории (т. е., нынешнего празднества). Итак, шестой из числа праздников – шестой достохвальный день сошествия Святого Духа, когда в виде огненных языков Христом был послан с небес святым апостолам дар Святого Духа, ожидавшийся ими, согласно Господню обетованию. Этот праздник назван также и Пятидесятницей, вследствие исполнения семи седмиц после воскресения Христова. И этот, конечно, праздник беспрекословно является в глазах благочестивых христиан весьма великим. Седьмой праздник – ожидаемый день воскресения мертвых; этой надеждой проникнуты верные; тогда человеколюбивый и нелицеприятный Судья – Христос Бог наш воздаст каждому по его делам. Это – истинный «покой», по поводу которого и апостол Павел говорил: «постараемся войти в покой оный» ( Евр. 4:11 ). Тогда будет величайший праздник, преисполненный радости, веселья и ликования для имеющих наследовать то, чего «не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило… на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Поэтому, возлюбленные, помолимся о том, чтобы и нам была дана возможность праздновать вместе с праведными в чертоге небесного царства не только в течение одного или двух, или трех дней, но в продолжение бесконечных веков. Итак, рассказав о семи праздниках, возвратимся к речи о том, что нами предположено сначала. Повествование наше касается нынешнего праздника, т. е., вознесения Христова на небеса. Давид сказал: «приклони небеса и сниде, и мрак под ногами Его» ( Псал. 17:10 ). Он, очевидно, предвещал явление Слова с небес на землю. Он сказал: «мрак под ногами Его», поясняя этим одеяние Божества плотью, так что, по причине уничиженного и кроткого Христова вида, пришествие Его было не узнано большинством народа, Опять тот же самый пророк говорит: «Господи, путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» ( Псал. 76:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аминь. Брюссель, 1949 г. “Хорошо нам здесь быть”. (Игумена Илариона Алфеева) Преображение Господне. В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом. В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: “ Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение ” (Мф. 3:17). Другим таким моментом — и именно его мы вспоминаем сегодня — было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, “ просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет”. И голос Отца прозвучал вновь: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте ”. Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: “ Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ”, — ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, т. е. о Его крестной смерти (Мф. 17:1–9). Слова апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. “ Хорошо нам здесь быть ”, — т. е. хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался. Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Апостолы Христовы с прочими учениками Христа, по обыкновению, тогда молились все вместе в своем доме на Сионе. В 8-й час дня по еврейскому счету, а по нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и апостолы увидели разделившиеся огненные языки, которые спускались на каждого из них, – это было знамением того, что на них сошел Святый Дух и дал им способность проповедовать Христово учение разным народам. Его дар и силу они тотчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Дух Святый. На шум бури, пронесшейся над домом апостолов, сбежался народ. Туг было множество людей, пришедших на богомолье в Иерусалим, по случаю праздника, из разных чужих стран. Все они изумились, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Каждый из чужестранцев слышал свой природный язык; а между тем было известно, что эти люди (то есть апостолы) природные евреи и жили в еврейской земле. В удивлении все спрашивали: «что это значит?» Нашлись и такие, которые стали насмехаться и говорили про апостолов: «они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими 11-ю апостолами, объяснил собравшемуся народу, что значит такое дивное происшествие. С помощью Святого Духа, он начал говорить об Иисусе Христе, показал, что Тот Самый Иисус, Которого евреи распяли на кресте, есть истинный Спаситель, Сын Божий, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, и что Он теперь послал на учеников Своих Святого Духа, Который дал им такую способность говорить на разных языках. Речь Петра так подействовала на слушавших, что они с умилением стали говорить апостолам: «что-же нам делать, братия?» – «Покайтесь и примите крещение во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение в грехах», – ответил Петр, и много другого говорил в поучение им. От этой проповеди его в тот же день уверовало во Христа и крестилось около трех тысяч душ. С этого дня, вера христианская начинает, с Божиею помощью, быстро распространяться. Научаемые Духом Святым, апостолы смело проповедуют всем в Иерусалиме об Иисусе Христе и о воскресении Его из мертвых. Святому делу их Господь помогал знамениями и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его Архиепископ Никанор (Бровкович) 27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 29 января, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца (11 февраля по н. ст.), он скончался. 50-летняя годовщина гибели поэта пришлась на неделю о блудном сыне. В тот день архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) произнес замечательную проповедь, посвященную возвращению заблудшего поэта в «объятия Отча», сопоставив его многомятежную жизнь и христианскую кончину. Александр Сергеевич Пушкин Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (Лк. 15, 1–7, 11) . После чего Господь изрек притчу о блудном сыне. По независящим от нас обстоятельствам пришлось нам поминать заупокойным молением целых трех, самых великих наших писателей в день евангельского блудного сына: сперва Достоевского, затем Аксакова, а теперь вот поминаем раба Божия Александра Пушкина, великого нашего поэта, по исполнении пятидесятилетия со дня его кончины. И прекрасно, что в день блудного сына. Это наводит на знаменательнейшие сближения. Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому.

http://pravoslavie.ru/2917.html

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: “Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати) – Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.” Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.” Мария в недоумении спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.” Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему.” И Архангел Гавриил отошел от Нее. Посещение Праведной Елизаветы . Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется Святой Церковью 25 марта (7 апреля). ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕЙ ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ. После благовестия Архангела Пресвятая Богородица отправилась в нагорную иудейскую страну к родственнице своей Елисавете, жене священника Захарии. Войдя в дом, Она приветствовала Елисавету. Услышав это приветствие, Елисавета исполнилась Святого Духа и сказала Пресвятой Богородице: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? На это Пресвятая Дева Мария ответила: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Пробыв у нее около трех месяцев, Пресвятая Богородица возвратилась в дом Свой. Глава 2. Рождество Христово В царствование Ирода иудеи находились под владычеством римлян. Римский император, желая узнать, сколько у него подданных, велел сделать всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться в том городе, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, как происходившие из рода Давидова, отправились в Вифлеем. В Вифлееме в то время народу было много; свободного помещения в городе они не могли найти, а потому и приютились за городом в пещере, куда пастухи загоняли свои стада в ненастную погоду. Здесь Пресвятая Богородица родила Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. В это время неподалеку от пещеры находились пастухи со своими стадами. Вдруг им явился Ангел, окруженный необыкновенным светом. Пастухи испугались. Ангел сказал им: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос; и вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил эти слова, явилось множество других Ангелов, которые славили Бога и взывали: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Пастухи вошли в пещеру и нашли в ней Пресвятую Богородицу, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонившись Спасителю, они рассказали Иосифу и Марии о том, что видели и слышали от Ангелов.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Благословенный Плод в ее утробе был только что зачат и нисколько не отягощял Ее путешествие. Всю дорогу думала Она о том, что это устроил Бог с Ней, безмужней, и с Ее престарелой теткой и во что все это выльется. Впрочем, не пришлось Ей долго терзать Себя размышлениями и догадками; вскоре Дух Святой возвестит тайну, и причем не только им обеим, но и всем векам и поколениям. Ибо вот, как только вошла Она в дом Захарии и обняла и поцеловала свою тетку, взыграл младенец во чреве Елисаветы. Подтвердила это и сама старица, успокоившись от возбуждения и утерев слезы. Дух Святой с избытком осенил ее, и она произнесла, собственно воскликнула громким голосом в лицо Марии, не от себя, но как бы извне себя: Благословенна Ты между женами, И благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, Что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего Дошел до слуха моего, Взыграл младенец радостно во чреве моем... ( Лк.1:41–44 ). На эти слова Дева Мария ответила известным величанием Бога: Величит душа Моя Господа ( Лк.1:46 ) – которое поется в церкви за каждым утренним богослужением. Итак, вот как[им образом] впервые встретились два родственника, Иисус и Иоанн. Не видя и не слыша один другого, они ощутили и узнали друг друга. Мрак утроб, в котором они тогда пребывали, не мешал их взаимоощущению и знакомству. Воин почувствовал присутствие Воеводы; пророк Всевышнего ( Лк.1:76 ) – как сие провидел Захария – ощутил близость Всевышнего; Предтеча, уравнивающий путь Господень ( Лк.3:4–5 ), впитал в себя благодатную силу Господа и от радости поприветствовал Его взыгранием в утробе своей матери. После сего необычного события, полного чудес и пророческого вдохновения, Мария провела в доме Захарии еще около трех месяцев ( Лк.1:56 ). Без сомнения, дождалась [сия] юная [Дева того дня], когда престарелой [Елисавете] вышел срок родить [сына]; осталась Она, чтобы увидеть сына Своей любимой тетки и благословить Его во имя Сына Своего. И в час обрезания Иоанна Она была свидетельницей того, как онемевший супруг Ее тетки, священник Захария снова получил возможность говорить, как нарек он ему имя и предвестил – яснее и отчетливее, чем кто-либо из пророков, – его будущее величие и служение Мессии в деле человеческого спасения ( Лк.1:57–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил. Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его. В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы). Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица ; Сын Божий рождается от Бога Отца ; Дух Святой исходит от Бога-Отца . Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог. Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду ха» (Мф.28:19). Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть единственный Сын Бога-Отца, рожденный из существа Отца. Как свет рождается от света, так от истинного Бога-Отца рождается истинный Бог-Сын. Сын Божий имеет ту же Божественную сущность, что и Бог-Отец (как говорит Символ веры, Сын «единосущен Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: « Я и Отец – одно » (Ин.10:30). Бог-Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, то есть до начала времени – изначально. Как Бог-Отец вечно существует, так вечно существует и Сын Божий, и вечно существует Дух Святой.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Бог испытывает людей не ради Себя, а ради них самих, чтобы они получили награду за исполнение заповедей. В отношении грешников — наоборот, чтобы они обнаружили свою злобу и нечистоту и были безответны на суде. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. ( Иак.1:2–4 ) Прп. Марк Подвижник учит об этом так: Бог искушал Авраама, то есть, к его же пользе посылал ему скорби, не для того, чтоб узнать, каков он: ибо Знающий все прежде бытия знал его, но чтоб дать ему повод к совершенной вере (к познанию ее и утверждению в ней). Всеведение Божие в этом контексте очень примитивно можно представить в виде камня, который стоит перед былинным богатырем на развилке трех дорог и на котором написан исход каждого из путей. Куда бы не пошел богатырь, исход тот, что написан на камне, но выбор куда идти делает богатырь. Также и Бог – знает исход любого нашего пути, куда бы мы не пошли и что бы не сделали. И Бог дал человеку свободу воли, а посему не вмешивается в выбор. При таком понимании, где учтена воля человека, не возникает никакого парадокса. Бог пребывает в вечности и Он не причина наших действий во времени. То что Вы называете всезнанием, называется Божественным предведением, оно не упраздняет свободы. Различие в наших знаниях и в Божественных заключаются в том, что Он видит не только действия, но вместе и их причину. Он предвидит что мы совершим действия по своей воле. Он предвидит, что, если захотим, то совершим, вместо одних другие действия, которые также Он предвидит. Получается, что предпочтения в действиях разумных существ (людей и ангелов) это их выбор. Так как Бог вне времени, Он не то что предвидит и знает, а Бог сразу видит то, как разумные существа делают свои дела. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976

http://azbyka.ru/vopros/kak-reshaetsja-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010